Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Изложение'
Эта часть - краткое изложение некоторых основных идей автора "романов ужасов" Г. Ф. Лавкрафта, имеющих непосредственное отношение к Некроно...полностью>>
'Решение'
Решение о проведении торгов принято в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 1...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа разработана на основании примерной программы дисциплины «Экономика отрасли», утвержденной ИПР СПО Минобразования России в 2002 году...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «20» ноября 2007 г. в 16.30 часов на заседании диссертационного совета Д 203.005.02 при Государственном учреждении «Всероссийский на...полностью>>

Тематический план, рабочая программа и методические рекомендации к семинарским занятиям для студентов III курса дневной формы обучения

Главная > Календарно-тематический план
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

28/4/2

Одобрено кафедрой Утверждено

«Философия, социология деканом факультета

и история» «Экономический»

СОЦИОЛОГИЯ

Тематический план, рабочая программа

и методические рекомендации

к семинарским занятиям

для студентов III курса

дневной формы обучения



Москва – 2007

Разработано в соответствии с целевыми установками и требованиями квалификационной характеристики бакалавра и магистра для студентов дневной формы обучения всех специальностей, изучающих дисциплину «Социология».

Авторы и составители – канд. истор. наук, доцент В.И. Степаненко, доктор истор. наук, профессор А.Г. Чукарев

Рецензенты – доктор филос. наук, проф. И. А. Климов, канд. историч. наук, доцент Ю.А. Топчий

© Российский государственный открытый технический университет путей сообщения, 2007

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематические планы и рабочая программа составлены для студентов всех специальностей заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Социология». Рекомендации разработаны в соответствии с целевыми установками и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Изучение курса «Социология» в высшей школе нацелено на формирование высокообразованного специалиста железнодорожного транспорта, способного адекватно понимать и ориентироваться в социальных аспектах жизнедеятельности современного российского общества и совершенствовать его.

    1. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина призвана помочь студенту разобраться в социальных аспектах функционирования общества, понять механизм формирования его социальной структуры и интегрироваться в социальный процесс.

Данная дисциплина способна вооружить студента конкретными методами и приемами анализа социальных явлений (социальных процессов, изменений, связей и взаимосвязей, движений), которые являются основой для формирования активной гражданской позиции.

Изучение дисциплины предусматривает во многом самостоятельную работу студента. В связи с этим приводится список литературы, необходимой для успешного изучения данной дисциплины.

1.3. ПОЖЕЛАНИЕ СТУДЕНТУ XXI В.

В XXI в. высшее образование России вступило в новый этап своего реформирования (дистанционного обучения), связанный с общим состоянием модернизации нашей страны.

Обществу, которое живет по закону рынка, присуща большая конкуренция, в том числе и среди кандидатов на интересную перспективную хорошо оплачиваемую работу инженера путей сообщения. Специалист, проучившийся в учебном заведении на минимальную оценку, не получивший хорошей профессиональной подготовки и не имеющий широкой эрудиции, вред ли победит в этой конкуренции. Поэтому как никогда раньше, появляется проблема эффективности индивидуальной работы и конечного результата обучения студента.

Работа эта сложная, интересная и главное необходимая обществу. Для этого недостаточно запоминания и понимания информационного материала, важно владение всеми приемами активного, творческого мышления, использование всех возможностей собственного интеллекта.

И пусть поможет Вам в формировании качеств грамотного специалиста – интеллигента, инженера железнодорожного транспорта и гражданина речь ученого – социолога с мировой известностью Питирима Александровича Сорокина.

ОТПРАВЛЯЯСЬ В ДОРОГУ

Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача – бесконечно трудная и тяжелая. Сумеете ли Вы выполнить ее? Сможете ли выдержать этот экзамен истории? Огромная трудность ее усугубляется еще тем, что Вы оказались на великом распутье, без путей, дорог и спасительного плана. «Отцы» Ваши не могут помочь Вам: они сами оказались банкротами: их опыт, в форме традиционного мировоззрения русской интеллигенции, оказался недостаточным, иначе трагедии бы не было. От берега этого мировоззрения волей–неволей Вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и Вас. Он надолго исчезнет в зареве войн, грохоте революции и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов.

Но раз старые пути негодны, где же новые? Есть ли они у Вас? Если есть – продуманы и осознаны ли? Боюсь, что нет. Мы все сейчас похожи на людей, ошарашенных ударом дубины, заблудившихся и ищущих, страстно и горячо, до боли, до исступления – нужного до смерти выхода. Ищем, тычемся туда и сюда, подобно слепым щенятам, но темно кругом. А история не ждет, она ставит ультиматум, бьет грозное: momento mori, бьет двенадцатый час нашей судьбы и решается наше: быть или не быть?

В таких условиях Вы поймете меня и не найдете нетактичным, если я позволю наметить некоторые «вехи» того пути, по которому, с моей точки зрения – возможно ошибочной, возможно близорукой – мы должны двинуться в дальнейшее историческое странствие. Это даже не «вехи», а скорее указания на то, чем мы должны запастись, пускаясь в этот темный путь, чтобы выбраться вновь на светлую дорогу жизни и живой истории из мрачных бездн долины Смерти.

Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, это знание, это чистую науку, обязательную для всех, кроме дураков, не лакействующую ни перед кем и не склоняющую покорно главу перед чем бы то ни было; науку, точную, как проверенный компас, безошибочно указывающий, где Истина и где Заблуждение. Берите ее в максимально большом количестве. Без нее Вам не выбраться на широкий путь истории. Но не берите суррогатов науки, тех ловко подделанных под нее псевдознаний, заблуждений, то «буржуазных», то «пролетарских», которые в изобилии преподносят Вам тьмы фальсификатов. Опыт и логика – вот те реактивы, которые помогут Вам отличить одно от другого. Иных судей здесь нет. Вашим девизом в этом отношении должен служить завет Карлейля: «Истина! Хотя бы небеса раздавили меня за нее! Ни малейшей фальши! Хотя бы за отступничество сулили все блаженства рая!»

Второе, что Вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду – тяжелому, упорному, умственному и физическому. Времена «сладкого ничегонеделания» - dolce far niente – кончились. Мир – не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого прожигания жизни, а прежде всего – творец и созидатель. История не терпела и в прошлом праздных тунеядцев: рано или поздно она сбрасывала их в кучу ненужных отбросов. Дорога предстоит бесконечно тяжелая. Только знание и труд, вместе взятые, могут преодолеть ее. Каждое из сокровищ, порознь взятое, - знание без труда или труд неумелый и слепой, - не спасут Вас.

Но мало и этого. Нужно запастись Вам еще и другими ценностями. В ряду их на первом месте стоит то, что я называю религиозным отношение к жизни. Мир - не только мастерская, но и величайший храм, где всякое существо и прежде всего человек – луч божественного, неприкосновенная святыня… Словом, хорошо и прочно строится лишь то, что строится исподволь и постепенно, а не «по щучьему веленью», не путем конвульсивных и смелых разрушений старого дочиста. Подобно французскому народу в прошлом столетии, мы забыли эту истину. И платились и платимся за ее забвение. Это обстоятельство диктует нам внимательнее оглянуться на наше прошлое. Заботливое рассмотрение показывает нам, что много хорошего было и в Московской Руси, что было смято иноземными ботфортами Петра. Немало его было и в более близком прошлом. Пора оценить это ценное, заботливо поднять его семена и оживить силою мысли и напряженного труда. Выполнение этой задачи означает восстановление, улучшение и сохранение нашего национального лица. Этот термин и эта задача так были запачканы в прошлом, что мешали нам рассмотреть то здоровье, что было и есть в желании иметь среди других народов свое национальное лицо, свои оригинальные черты и свое право на место и роль в великой драме истории. Теперь, когда история грозит нас обезличить, когда другие народы готовы исключить нас из числа главных действующих лиц и перевезти нас на роль простых статистов, мы начинаем понимать великую ценность национального лица.

Если для каждого из нас иметь свое лицо лучше, чем быть безличным, то то же относится к целому народу. Пора понять, что каждая попытка отказаться от своего лица приводит либо к безличности, либо к искажению этого лица и к превращению его в истоптанный каблуками прохожих бесформенный кусок мяса, с синяками, порезами и ранами. Если мы не хотим этого, пора отказаться от «чурания себя», пора исправить этот грех наших отцов Нужно сделать это и потому, что международное богатство мыслится не как братство безличных общественных организмов, а как братство народов, т.е. групп с определенным лицом, а не с гладким и пустым местом. Мало того. Этот завет диктуется сейчас и мотивом, гласящим: «иди к униженным, иди к обиженным». Есть ли сейчас на земле другой народ, более обнищалый, более голодный, более несчастный, более эксплуатируемый, чем наш родной, великий – даже в своем несчастии – русский народ? А раз так, то наша обязанность всячески помочь сохранить ему его тело, его жизнь, его душу, его «лицо» и остатки его исторического достояния и богатств. Быть может, последнее нельзя спасти – уже поздно, - но спасти жизнь, душу и «лицо», это спасти главное; достояние и богатство – дело наживное.

Отправляясь в путь, запаситесь далее совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: он дешевы и никогда в таком изобилии не вращались на житейской бирже, как теперь, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах. Это гораздо труднее, но это нужно сделать, ибо я не знаю ни одного великого народа, не имеющего здоровой морали в действиях. Иначе… смердяковщина и шигалевщина потопят Вас. Иначе Вы будете иметь ту вакханалию зверства, хищничества, мошенничества, взяточничества, обмана, лжи спекуляции, бессовестности, тот «шакализм», в котором мы сейчас захлебываемся и выдыхаемся.

Придется подумать Вам и о том, кого взять с собой в спутники и руководители. Настало время от ряда былых спутников отказаться: они завели нас в пропасть. Я бы взял в качестве таковых таких лиц, как Нил Сорский, Сергий Радонежский – носители идеала старца Зосимы; как Толстой и Достоевский. Такие «спутники», по моему мнению, - не обманут.

Позволю обратить Ваше внимание и еще на один факт: на семью. Вы знаете, что она разлагается Но должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество Слишком далеко зашел здесь развал и духовный и биологический, чрез половые болезни ускоряющий вымирание и вырождение русского народа. Пора остановить это бедствие. Оздоровление семьи, улучшение ее организации в том направлении, чтобы она, как первый скульптор, лепящий Socius`a из биологической особи, создавала и выпускала из своих рук индивидов с знаниями, с волей, с энергией, полагающихся на самих себя, - эта задача доступна каждому из Вас и составляет Вашу особую обязанность.

И каждый из Вас сам должен стать настоящим socius`ом, индивидуальностью, чуждой и эгоистического шакализма, и невежественно слепой стадности…

Таковы главные ценности, которыми Вы должны запастись, пускаясь в великий путь и подготовляясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли Вы это тягчайшее из тяжких испытание. Но надеюсь, что «Сим победиши». Хочу верить и всем сердцем желаю Вам полного успеха. Ваш успех будет означать спасение 140 - миллионного народа от физической и духовной смерти.1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Занятие

Тема

Время, ч

лекция

семинары

Дневное отделение

Лекция 1

Социология как наука. Социологические исследования

3

Лекция 2

Общесоциологические теории. Социология России конца XIX-XXI вв

2

Лекция 3

Социология общества

2

Семинар 1

Общество как система

2

Лекция 4

Социальная структура общества

3

Лекция 5

Социальные группы и социальные институты

2

Семинар 2

Социальная структура и социальная стратификация современного Российского общества

2

Лекция 6

Социология личности

2

Семинар 3

Личность как объект социологического анализа

2

Лекция 7

Социология культуры

2

Лекция 8

Социальные изменения

2

Лекция 9

Политическая социология

2

Семинар 4

Социальное развитие и социальный прогресс общества

2

Лекция 10

Социология экономики

2

Лекция 11

Социология труда и трудовых организаций

2

Семинар 5

Трудовой коллектив как социальная организация

2

Лекция 12

Социология образования

2

Семинар 6

Образование как фактор прогресса общества

2

Лекция 13

Социология семьи

2

Семинар 7

Семья как социальный институт

3

Лекция 14

Этносоциология

2

Семинар 8

Этносоциология: теория и реальность в России

2

Лекция 15

Специальные социологические теории:

- социология конфликта

- социология общения

- социология общественного мнения

- социология управления

4

Экзамен

Итого

34

17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей Гродно 2011

    Методические рекомендации
    Экономическая теория : методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей / А.И. Ганчар, Л.Ю. Герасимович, С.
  2. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей и форм обучения Москва 2009

    Программа
    Пособие включает в себя программу курса, планы семинарских занятий, задания для самопроверки, темы докладов и рефератов, экзаменационные вопросы, а также список рекомендуемой литературы.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Комплексные мультимедийные средства в образовании 44 4 Зачет 3 Управление образовательными системами 7 4 Зачет 4 Современные средства оценивания результатов обучения 8 Зачет 5 Социальная психология 00 К/р Экз.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы Тобольск

    Учебно-методический комплекс
    занятия Контрольные работы Зачет Экзамен 3 семестр ( 5 дней) 1 Экономика 113 4 4 Зачет Концепции современного естествознания 1 0 Зачет 3 Аудиовизуальные технологии обучения 100 1 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических

Другие похожие документы..