Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая работа'
Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма,...полностью>>
'Программа'
Цель: сформировать представление о речемыслительной деятельности детей с первичной речевой патологией и организации коррекционно-образовательного про...полностью>>
'Документ'
Суб’єкти адміністративно-правових відносин реалізують свої права і обов’язки не тільки індивідуально, але й відповідним чином об'єднуючись в організа...полностью>>
'Учебник'
 Ох, даже не знаю, с чего начать… На тему питания спорят так много и остро, что приводить какие-то доводы человеку, уверенному, например, в том, что к...полностью>>

Контрольная работа по истории России №2

Главная > Контрольная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Контрольная работа по истории России №2.

Вариант №1.

Задания уровня А

А1. В каком веке со смертью сыновей Ивана Грозного пресеклась династия Рюриковичей?

1) XIV в. 3) XVI в.

2) XV в. 4) XVII в.

А2. В 1242 г. произошло столкновение русских дружин с западноевропейскими рыцарями на

1) реке Неве

2) реке Угре

3) Чудском озере

4) реке Ижоре

A3. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?

1) вотчина

2) земщина

3) опричнина

4) поместье

А4. Великий князь Владимирский в конце XIII – XIV в.в. имел право на княжение при условии

1) согласия Земского собора

2) согласия Боярской думы

3) передачи этого права от отца к сыну

4) получения ярлыка в Орде

А5. Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?

1) 1589 г. 2) 1612 г. 3) 1662 г. 4) 1701 г.

А6. Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» воссоздает события, связанные:

1) с дворцовыми переворотами

2) с Северной войной

3) со стрелецкими бунтами

4) с крестьянским восстанием под руководством Кондратия Булавина

А7. Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра I?

A) В.В. Голицын

Б) Д.М. Пожарский

B) Ф.Я. Лефорт

Г) Б.П. Шереметев

Д) А. Г. Орлов

Е) Ф.М. Апраксин

Укажите верный ответ.

1) АВГ 2) БВД 3) ВГЕ 4) ГДЕ

А8. Понятие «отмена урочных лет» связано с документом

1) «Табель о рангах»

2) «Соборное уложение 1649 г.»

3) «Судебник 1497 г.»

4) «Жалованная грамота дворянству»

А9. Одним из следствий принятия «Соборного уложения» 1649 г. было

1) установление бессрочного сыска беглых крестьян

2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет

3) упразднение правила «с Дона выдачи нет»

4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь

А10. Прочтите отрывок из произведения XIV в. и укажите о каком событии повествует автор.

«...К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые. Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровом и Михайловом, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу».

1) Ледовом побоище

2) битве на реке Калке

3) «стоянии на реке Угре»

4) Куликовской битве

Задания уровня В

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) воцарение Романовых В) пугачёвский бунт

Б) церковный раскол Г) Смута

1

2

3

4

В2. Установите соответствие между терминами и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ТЕРМИНЫ

A) вотчина

Б) вече

B) удел

Г) наместник

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) глава местного управления, назначенный центральной властью

2) территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода

3) борьба за власть в одном княжестве или за образование самостоятельного княжения

4) народное собрание

5) земельное владение, которое передавалось от отца к сыну

А

Б

В

Г

В3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идёт речь.

«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собииного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому».

Ответ: .

Задания уровня С

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

К заданиям С1;С2;СЗ.

Из работы историка Б.А. Рыбакова.

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обострёнными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти, ...то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза <этого периода> (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать, ...а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

С1. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт этого периода.

СЗ. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трёх аргументов.

С4. Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI в.? (Назовите не менее трёх реформ). В чем заключалось их значение? (Укажите не менее трёх положений).

Инструкция для учащихся. Дайте развернутый ответ.

С5. Екатерина II считала, что «столь великая империя, как Россия, погибла бы, если бы в ней установлен был иной образ правления, чем деспотический». Какие другие пути развития российской государственности, кроме укрепления самодержавия, были возможны в XVIII в.? Какая из позиций вам более близка и почему?

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Петра I канцлер Г.И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.

С7. Сравните взгляды патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

Различии

...

...

–––––

–––––

Контрольная работа по истории России №2.

Вариант №2.

Задания уровня А

А1. Собирание русских земель вокруг Москвы происходило в

1) X-XI вв.

2) XI–XII вв.

3) XII–XIII вв.

4) XIV–XVI вв.

А2. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке

1) Калке

2) Воже

3) Угре

4) Неве

A3. Грамота с прошением или жалобой, подаваемая на имя царя, воеводы, называлась

1) приказом

2) уложением

3) челобитной

4) реляцией

А4. .Что из названного относилось к последствиям нашествия монголо-татар на Русь?

1) укрепление связей между русскими княжествами

2) установление зависимости Руси от Орды

3) ограничение крестьянской свободы

4) экономический подъём русских земель

А5. Чем знаменателен в истории России 1721 г.?

1) отменой крепостного права

2) провозглашением России империей

3) присоединением к России Крыма

4) принятием Соборного уложения

А6. И. Мазепа, Карл XII, Август II были современниками царя

1) Петра I

2) Павла I

3) Ивана IV Грозного

4) Бориса Годунова

А7. Какие из названных социальных движений относятся к XVII в.?

A) восстание И. Болотникова

Б) Медный бунт

B) восстание под руководством Е. Пугачёва

Г) Соляной бунт

Д) Чумной бунт

Е) восстание военных поселенцев

Укажите верный ответ.

1)АБВ 2)АБГ 3) БВД 4) ГДЕ

А8. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.?

1) введение опричнины

2) запрещение передавать поместья по наследству

3) установление Юрьева дня

4) объявление крепостного состояния крестьян наследственным

А9. Что из названного было одной из причин бунтов 1648 г. и 1662 г. в Москве?

1) введение новых пошлин и денег

2) ликвидация городского самоуправления

3) введение рекрутской повинности для посадского населения

4) предоставление иностранным купцам преимуществ в торговле

А10. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и назовите князя, о котором идёт речь.

«...[Он] строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием, он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей.

Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом, отягощал народ поборами и по произволу казнил смертью всякого, кого хотел».

1) Юрий Долгорукий

2) Владимир Мономах

3) Ярослав Мудрый

4) Андрей Боголюбский

Задания уровня В

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) разделы Речи Посполитой

Б) Азовские походы Петра I

В) Каспийский поход Петра I

Г) Семилетняя война

1

2

3

4

В2. Установите соответствие между именами государей и понятиями, связанными с их правлением.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ГОСУДАРИ

A) Иван Грозный

Б) Анна Иоанновна

B) Екатерина II

Г) Алексей Михайлович

ПОНЯТИЯ

1) «просвещенный абсолютизм»

2) опричнина

3) полки «иноземного строя»

4) бироновщина

5) министерства

А

Б

В

Г

В3. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь.

«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.

В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия».

Ответ: .

Задания уровня С

Инструкция для учащихся. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–СЗ.

Манштейн К.Г. «Записки о России»:

«В полночь царевна, сопровождаемая Воронцовым и Лестоком, отправилась в казармы гренадеров Преображенского полка; 30 человек этой роты были в заговоре и собрали до 300 унтер-офицеров и солдат. Царевна объявила им в немногих словах свое намерение и требовала их помощи; все согласились жертвовать собой для нее. Первым их делом было арестовать ночевавшего в казармах гренадерского офицера по имени Гревс, шотландца по происхождению; после этого они присягнули царевне на подданство; она приняла над ними начальство и пошла прямо к Зимнему дворцу; она вошла, без малейшего сопротивления, с частью сопровождавших ее лиц в комнаты, занимаемые караулом, и объявила офицерам причину своего прихода; они не оказали никакого сопротивления и пустили ее действовать. У всех дверей и выходов были поставлены часовые. Лесток и Воронцов вошли с отрядом гренадеров в покои великой княгини и арестовали ее с супругом, детьми и фавориткой, жившей рядом.

Лишь только это дело было окончено, несколько отрядов было послано арестовать фельдмаршала Миниха, его сына, обер-гофмейстера великой княгини, графа Остермана, графа Головкина, графа Левен-вольде, обер-гофмаршала двора, барона Менгдена и некоторых других, менее значительных лиц.

Все арестованные были отведены во дворец царевны. Она послала Лестока к фельдмаршалу Ласи предупредить его о том, что она совершила, и объявить, что ему нечего бояться, и приказала немедленно явиться к ней. Сенат и все сколько-нибудь знатные лица империи были также созваны во дворец новой императрицы. На рассвете все войска были собраны около ее дома, где им объявили, что царевна Елизавета вступила на отцовский престол, и привели их к присяге на подданство. Никто не сказал ни слова, и все было тихо, как и прежде. В тот же день императрица оставила дворец, в котором она жила до тех пор, и заняла покои в императорском дворце.

В день революции (т.е. переворота) новая императрица объявила манифестом, что она взошла на отцовский престол, принадлежавший ей, как законной наследнице, и что она приказала арестовать похитителей ее власти. Три дня спустя был обнародован другой манифест, который должен был доказать ее неоспоримое право на престол. В нем было сказано, что так как принцесса Анна и ее супруг не имели никакого права на русский престол, то они будут отправлены со всем семейством в Германию. Их отправили из Петербурга со всеми слугами под конвоем гвардейцев, состоявших под командой генерала Салтыкова (бывшего обер-полицмейстером при императрице Анне). Они доехали только до Риги, где их арестовали. Сначала их поместили на несколько месяцев в крепость; затем перевезли в Дюнамюндский форт и, наконец, вместо того, чтобы дозволить им возвратиться в Германию, их привезли обратно в Россию. Место их заточения часто менялось, и великая княгиня умерла в родах в марте 1746 г. Тело ее было перевезено в Петербург и предано земле в монастыре св. Александра Невского».

С1. Когда произошли описываемые события? Как звали новую императрицу?

С2. Как новая императрица оправдывала свое вступление на престол?

СЗ. Какие силы помогли ей захватить власть?

С4. Назовите основные итоги внешней политики России во второй половине XVIII в. (не менее трех итогов). Приведите примеры (не менее трех примеров) военных триумфов России этого периода времени.

С5. Некоторые историки (в частности, А.А. Зимин) характеризовали опричную политику Ивана Грозного как завершающий удар, который был нанесен последним оплотам удельной раздробленности. Она подвела финальную черту под длительной борьбой за объединение русских земель под эгидой московского правительства, ослабила обособленность русской Православной церкви. Считается, что вызванная коренными интересами широких кругов господствующего класса феодалов, опричнина отвечала потребностям горожан и крестьянства, страдавших от бесконечных междоусобных распрей феодальной аристократии. Какие другие оценки опричнины вам известны? Какая из характеристик вам более близка и почему?

С6. Рассмотри те историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В XV в. российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х гг. XVII в. царь Фёдор Алексеевич отменил местничество.

Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее трёх причин. Какое значение имела отмена местничества? Укажите не менее двух положений.

С7. Сравните положение дворян-помещиков и бояр-вотчинников. Запишите ответ в таблицу:

Общее

• ...

Различия

Дворяне

Бояре

• ...

• ...

• ...

• ...

• ...

• ...

Контрольная работа по истории России №2.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Контрольная работа по истории России в 7 классе «Россия при Петре I»

    Контрольная работа
    а) экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям;
  2. Контрольная работа по истории россии (объединение земель в единое государство)

    Контрольная работа
    Почему именно Москва стала центром объединения русских земель?а) Москва – древнейший русский город и традиционно воспринималась русскими людьми как наследница Киева; б) Москва – единственный русский город,
  3. Контрольная работа по истории План

    Контрольная работа
    Множество факторов влияет на ход исторических событий: природно-климатические, экономические, внешнеполитические, духовно-психологические, социальные, этнические и другие.
  4. Контрольная работа по истории На тему: «Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир»

    Контрольная работа
    История всегда полна загадок. Несмотря на множество литературы по той или иной теме всегда остаются белые пятна. Цель моей работы - по возможности окрасить эти пятна.
  5. Контрольная работа по истории отечества на тему: «революционная ситуация 1859г-1861г. Отмена крепостного права»

    Контрольная работа
    Отмена крепостного права в России явилась условием, обеспечивающим утверждение капитализма. Причи­ной, заставившей правительство пойти на реформы, был кризис феодально-крепостнической системы.

Другие похожие документы..