Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе программы образовательной системы «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов(200...полностью>>
'Диплом'
1. Економіка й організація виробництва на підприємстві та шляхи його розвитку (типова тема) 2. Розробка та обґрунтування бізнес-плану створення новог...полностью>>
'Документ'
Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университет...полностью>>
'Реферат'
Идея… категория… символ… парадигма… всеединства. Под разными именами она присутствует в философии искони, начиная уже с эпохи мифологических истоков ...полностью>>

«каждый день единодушно пребывали в храме хваля Бога и находясь в любви у всего народа»

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

И ЛИТУРГИЯ
Разъяснение церковного богослужения.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ 1

И ЛИТУРГИЯ Разъяснение церковного богослужения. 1

О ХРАМЕ 2

О ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ 4

КРАТКИЙ УСТАВ-СХЕМА ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ 14

КРАТКИЙ УСТАВ-СХЕМА ЧАСОВ 16

О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ 19

КРАТКИЙ УСТАВ-СХЕМА ЛИТУРГИИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО 36

О ХРАМЕ

Книга Деяний апостольских повествует, что христиане «каждый день единодушно пребывали в храме... хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (2, 46-47). Храм – это дом Божий, дом молитвы (Лк. 19, 46). Он отличается от других зданий на земле тем, что освящается Божественной благодатью1 и священнодейственными молитвами; в нем «все свято, все действенно, врачует и спасает благодатию»2.

Христианские храмы имеют в большинстве вид корабля или креста и разделяются на три части: притвор, средняя часть и алтарь. Алтарь прообразует Святое Святых, находящееся превыше Небес, и Небо. Посредине алтаря – престол, на котором за каждой литургией приносится Богу Бескровная Жертва и возносятся молитвы Церкви земной к Престолу Горнему, являет собой Гроб Христов.

Алтарная часть отделяется иконостасом – перегородкой, образованной несколькими рядами икон. Иконостас – граница между видимым и невидимым мирами. Он есть явление святых и ангелов. Иконостас не скрывает алтарь от молящихся в храме, а открывает тайны алтаря, указывает вход в иной мир3.

Красота убранства храма являет благолепие Небесных, Райских обителей, а также внутреннюю, духовную красоту человека, принявшего благодать Божию (1 Кор. 3,16).

Богослужение совершается священнослужителями. Священник являет собой образ Христа и совершает священнодействия силой и благодатью Божией. Священника рукополагает епископ4 и тем сообщает ему необходимую для совершения священнодействий благодать священства, «власть и силу Создателя», через Христа вручает ему духовные «ключи неба»5. Священник подает людям от Бога всякую святыню, необходимую для совершенства в духовной жизни. Священнослужители для совершения богослужения облачаются в священные одежды. Особое значение имеют епитрахиль – образ совершительной благодати Святого Духа, а также символ ярма, благого ига служения (Мф. 11, 30), и фелонь – образ благодатной силы и славы Божественной, знаменует также багряницу, царскую одежду, в которую мучители в насмешку облекли Христа во время страданий (Мф. 27, 28–31). (Такое же символическое значение имеет архиерейский саккос.) Поручи на руках – узы Христа.

Диакон (с греч.– слуга) – служитель (помощник) при таинствах, «приводит, возвещает и приглашает приступить, но не совершает» таинства6. Диакон имеет ангельский чин, его орарь (широкая лента, повешенная через плечо) «представляет как бы крылья»7, стихарь напоминает одеяние ангелов.

Особую службу в храме несут чтецы и певцы хора. Чтение в храме благоговейное и близкое по мелодичности к пению. «Музыка не только сопровождает богослужение, она приближает человека к Богу, способствует "небесному восхождению"»8. Пение – «страх муки и покаянию лествица, греху узда, похотей уставление, ума возвышение»9.

Традиция христианского пения освящена Самим Господом Иисусом Христом. В Евангелии сказано, что Господь и Его апостолы после Тайной Вечери, воспевши, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26, 30).

Особое символическое значение в христианской Церкви имеет возжжение свечей и светильников. Ни одно богослужение христианское не может быть совершаемо без возжженных свечей.

Православные люди, посещая храм Божий и вступая во внутреннее, молитвенное единение с Господом, Его Пречистой Матерью и святыми, возжигают пред их иконами свечи. Горящая пред иконой свеча – это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает ко Господу и святым Его. Возжженная свеча – символ нашей пламенеющей и благодарной любви к Богу.

Человек – существо духовное и вместе чувственное, поэтому в храме много вещественных предметов, имеющих духовный смысл и назначение. На Небесах все совершается невидимо для чувственных очей, а на земле через видимые символические действия, потому что мы облечены тленной плотью и наш ум не может еще вместить, понять смысл Небесных тайн. Богослужение является выражением нашей веры, надежды, любви и благоговения к Богу. Собрание верующих – Тела Христова (1 Кор. 12, 27) в храме для совместной молитвы объединяет их, роднит в единую семью. Здесь Господь наш Иисус Христос в Таинствах, главное из которых – Святое Причащение, питает верных Своих последователей дарами благодати, дает им полноту жизни с избытком (Ин. 10, 10). Богослужения учат нас праведной жизни, указывают путь, которым мы должны идти ко спасению. Во время богослужения перед нашим взором проходит в образах вся земная жизнь Господа Иисуса Христа, от Его рождения до вознесения на Небо, а также повествуется о жизни и подвигах святых.

Слушая поучение Евангелия, чтения и песнопения, мы усваиваем духовный опыт Церкви, чтобы сделать его своим опытом через самосовершенствование и добрые дела – в этом приобщение к жизни Церкви. И тогда наша вера оживает, становится опытной верой, богопознанием и приносит спасительные плоды.

На пути в церковь есть обычай читать молитву:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника. Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Кроме этой молитвы, можно читать тропарь, кондак и другие песнопения службы данного дня, 50-й и 90-й псалмы, воспоминать священные события, которые празднует Церковь в данный день.

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами: Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон. – Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя.– Поклон. – Создавый мя Господи, прости мя! – Поклон.

Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона перед целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

О ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

Всенощные бдения совершались в самые первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко посвящал ночные часы молитве (Мф. 14, 23; 26–46 и др.). «Бодрствуйте и молитесь, – говорил Спаситель апостолам, – чтобы не впасть в искушение»10 (Мф. 26, 41). И апостолы собирались ночью на молитву (см., например, Деян. 20, 7; 25). В эпоху гонений христиане также совершали богослужения ночью.

Святитель Василий Великий (IV в.) в своих творениях о всенощных богослужениях пишет: «Народ у нас бодрствует в храме в труде, в скорби и в слезном сокрушении, исповедуясь Богу, и, востав от молитв, начинают псалмопение... уже на рассвете дня, все сообща, как бы едиными устами и единым сердцем, возносят ко Господу псалом исповедания...»11.

Хвалил свою паству и святитель Иоанн Златоуст (†407): «Вы не знаете дня и ночи, но то и другое время обращаете в день, не воздух изменяя, а всенощными бдениями просвещая ночи. У вас ночи без сна, и власть сна прекратилась, так как любовь ко Христу победила слабость естества... Вы отринули ненависть, удалили низкие страсти, насадили добродетели, имели силу провести целую ночь в священном бдении...»12.

Ночные богослужения, которые святитель Василий Великий называет по-гречески «агрипниями», то есть «бессонными», имели, по его словам, повсеместное распространение на Востоке, совершались под воскресные дни в течение всего года, в святую пасхальную ночь, на праздник Богоявления и в дни памяти святых мучеников13.

Пасхальное богослужение в древней Иерусалимской Церкви было посвящено воспоминаниям событий последних дней земной жизни Иисуса Христа14. Молитвы и чтение Священного Писания, повествующего о том или ином евангельском событии, происходили в исторических местах, где они совершились, и христиане, слушая слово Божие, становились как бы очевидцами этих событий.

Впоследствии всенощные службы стали предварять и другие торжественные церковные праздники. Но традиция празднования Пасхи в Иерусалиме в первые века, когда христиане становились как бы свидетелями воспоминаемых священных событий, укоренялась и последовательно развивалась авторами Чина всенощного бдения. Благодаря их литургическому творчеству всенощное бдение помогает и нам духовно пережить события священной истории. Над составлением чина всенощного бдения трудились великие молитвенники – святые отцы: преподобные Харитон Исповедник и Савва Освященный, святители Иоанн Златоуст и Софроний, патриарх Иерусалимский, преподобный Иоанн Дамаскин.

Всенощное бдение объединяет великую вечерню с литией и благословением хлебов, утреню и первый час. Глубокое богословское содержание, нравственно-назидательный характер чтений и песнопений службы, выработанное веками богатство художественно-музыкального содержания делают всенощную сокровищницей православного богослужения. Драматизм переживаний всенощной службы и ее молитвенный дух подготавливают христианина отложить все земные попечения и достойно, с чистой совестью и благоговением приступить к Божественной литургии.

Ко всенощной службе положен благовест: сначала в большой колокол, потом во все колокола – празднично. Во время звона принято читать 50-й псалом или Символ веры.

Начинается всенощное бдение обычно в 6 часов вечера великой вечерней. Вечерня отображает историю Церкви Божией в ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет свое логическое завершение в Новом Завете.

Общая богословская мысль вечерни – спасение человечества в Ветхом Завете, через веру в грядущего Мессию – обещанного Богом Спасителя мира (Быт. 3, 15). Чин вечерни слагался под влиянием литургии, поэтому в них много сходных элементов. На литургии Господь руками священника приносит Себя в Бескровную Жертву, на вечерне – духовное, молитвенное, благодарственное приношение Богу.

Пред началом вечерни отверзаются царские врата и священнослужители совершают каждение алтаря, которое знаменует Божественную благодать, наполнявшую Рай, и блаженное пребывание в нем прародителей15.

Затем диакон призывает христиан встать перед началом богослужения возгласом Востаните! (в древности в храмах сидели) и испрашивает благословения предстоятеля на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит не обычный возглас совершаемой вечерни Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков, которым исповедуется ветхозаветное знание человека о Боге, но богословствует в благодати Нового Завета, прославляя Святую Троицу: Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков. Хор поет: Аминь.

Слово «аминь» в переводе с еврейского означает: «истинно», «да будет так». Оно служит подтверждением сказанного, и блаженный Иероним называет его «печатью молитв». Затем священнослужители в алтаре (или хор) поют: Приидите, поклонимся, – призывая к поклонению Господу Иисусу Христу как Царю – Создателю и Владыке мира видимого и невидимого (Ин. 1, 3; Откр. 1, 5). Совершается каждение всего храма в знамение Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мира (Быт. 1, 2). Каждением воздается честь иконам и всем святыням, призывается освящающая благодать Божия на предстоящих людей.

Каждение фимиамом – древнейший христианский богослужебный обычай. Оно совершается по подобию Церкви Небесной и по примеру Церкви ветхозаветной (Исх. 30, 1, 7–9). В Откровении святой апостол Иоанн Богослов видел ангела, который стал пред Небесным Жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество фимиама (Откр. 8, 3–4).

Хор16 поет 103-й псалом: Благослови, душе моя, Господа, который называется в Уставе предначинательным, ибо он повествует о создании Богом мира, а также потому, что вечерней начинается суточный богослужебный круг. В псалме прославляется Бог Творец, выражается восхищение, удивление великолепием творения, небесного и земного, видимого и невидимого. Все творение послушно Творцу и сохраняет пределы, положенные Богом, то есть все тварное живет согласно законам, данным ему Творцом при создании мира. Псалом этот – торжественная песнь радостного согласия, гармонии бытия – духовного и физического, Творца и Его творения, блаженства, которое испытывал человек в Раю. Но человек послушался совета диавола (Быт. 3, 1–4), совершил грех – не сохранил нравственного закона, данного Богом для его правильного духовного развития, и лишил себя райского пребывания (Быт. 2, 3).

Преступление прародителями нравственного закона глубоко исказило сущность человеческого естества и привело к утрате ими благодатного общения, связи с Богом – Источником и Основанием правды, добра, любви и нравственной чистоты. Последствием грехопадения – отпадения от Бога – явилось нравственное растление потомков Адама и Евы. Святая Библия на своих страницах повествует об этом как о горьком опыте человека, потерявшего Бога и устремившегося за обманчивой сладостью греха (Быт. 6, 5).

Как райские двери, закрываются царские врата. Изгнанные из Рая прародители, лишившись общения с Богом, подверглись болезням, нуждам и страданиям, духовным и физическим. Раскаяние и молитва о помощи ко Всеблагому Богу сопровождали трудности и скорби их земной жизни. И подобно осознавшим свой грех прародителям – Адаму и Еве, Церковь молит Бога о прощении – произносится великая, мирная ектения.

Великая ектения – это обязательно моление всей Церкви, испрашивание Божественной помощи грешному человеку в различных нуждах его земной жизни. Ектения по-гречески – усердие, протяженное моление. По содержанию прошений ектений бывают в основном такие: сугубая, то есть усиленного моления, содержащая прошения о лицах; просительная, включающая прошения о нуждах – без указания лиц; великая, или мирная, в которой объединено содержание прошений той и другой ектений; малая, состоящая из нескольких прошений великой. Начинается великая ектения призывом молиться миром, то есть в мирном духе и единодушии, примиряясь с ближними и врагами, прося у Бога правой веры, мирной и чистой совести. Последними в ектении являются прошения о самих молящихся, о избавлении от всякой скорби, гнева и нужды, а также призывается на молящихся заступающая, спасающая, милующая и сохраняющая благодать Божия, вводящая верных чад Церкви в вечное Царство Славы.

Хор на каждое прошение ектений от имени молящихся воспевает: Господи, помилуй или: Подай, Господи.

Господи, помилуй – это всеобъемлющая и вместе с тем самая простая и понятная каждому верующему молитва о всякой нужде и потребности человеческой. Слова этой краткой молитвы мы видим в ветхозаветных псалмах (6, 3; 9, 14; 25, 11 и др.) и евангельских повествованиях (Мф. 9, 27; 15, 22; 17, 15; 20, 30 и в других местах Евангелия). В христианской Церкви в первые века эту молитву пел весь народ. Поэтому и сейчас диакон и все молящиеся после каждого прошения, осеняя себя крестным знамением, мысленно вместе с хором также взывают: Господи, помилуй.

Заканчивается ектения призывом испрашивать ходатайства о наших нуждах, названных во всех прошениях, у собора святых и особо у Божией Матери, дабы наши молитвы не были тщетными и чрез их молитвенную помощь мы освящались и благодатно соединялись со Христом.

Прошения великой ектении по содержанию сходны с прошениями, которые Господь произнес на Кресте. Сначала Он молился о прощении врагов, затем о Своих близких на земле людях, далее о Себе Самом и, наконец, предал дух Свой Богу Отцу17.

Возгласы священника после ектений постепенно раскрывают нам свойства Божии. В них прославляется Царство, сила и слава Бога; благость и человеколюбие милующего и спасающего нас Бога.

Священник в алтаре читает семь тайных молитв, по числу дней творения (Быт. 1). В них содержатся прошения к Милостивому и Долготерпеливому Богу о нашем духовном просвещении, о даровании нам любви к Нему, страха Божия и благоговения – страха оскорбить Его любовь к нам, о даровании нам радости петь от чистого сердца хвалу Богу ныне и в Вечной Жизни. Молитвы эти в Уставе Церковном называются светильничными, поскольку с самых древних времен вечерня совершалась при возжженных светильниках и сама вечерня часто именовалась светильничной службой.

Для примирения с Богом и восстановления духовного общения с Ним человеку нужно осознать свою греховность и свободно избрать в жизни путь веры в Бога и верности Его воле. Пением псалма 1-го Блажен муж изображается жизнь ветхозаветных праведников, которые среди нечестия и безверия не теряли упования на Обетованного Христа Спасителя. Этот псалом образно повествует также о Единородном Сыне Божием, Едином Блаженном Муже, не сотворившем греха. Содержание псалма назидательно и в наше время. Последователи Господа, веруя Его учению, идут по указанному Им в Святом Евангелии пути жизни (Ин. 14, 6), стремятся на путь праведности по заповедям Божиим. Избравшие путь своеволия вынуждены идти по жизни без помощи Божией и уклоняются на путь погибели. Поэтому Господь говорит: «верующий в Сына имеет Жизнь Вечную» (Ин. 3, 36), а «не верующий уже осужден» (Ин. 3, 18). Кто борется со злом в себе и вокруг себя, верует в благодатную помощь Божию, в Его милосердное прощение грехов, – того сила Божия сохранит от уклонения на путь нечестивых, путь порока и лукавства.

К каждому стиху 1-го псалма поется припев Аллилуиа (Хвалите Бога) – радостное и таинственное слово, пение вечности (Откр. 19: 1, 3, 4).

После малой ектений поются стихиры18 на Господи, воззвах со стихами19. Ветхозаветные стихи чередуются со стихирами, которые повествуют о событиях новозаветных, что свидетельствует о согласии Ветхого и Нового Заветов. Поются стихиры на один из восьми церковных гласов, антифонно, то есть попеременно правым и левым хорами. Антифонное пение было явлено в видении святителю Игнатию Богоносцу, ученику Иоанна Богослова: так воспевали хвалу Богу ангелы. Святитель Григорий Богослов20 и преподобный Иоанн Дамаскин21 называют число «8» символом вечности: в числе «7» заключается настоящее время (по дням творения), а восьмой день будет по воскресении мертвых. Напевы гласов исторически изменялись. Нельзя, конечно, отождествлять древний напев (древнегреческий лад) с пением на глас, но основное – молитвенное настроение, которое передается содержанием и соответствующим ему музыкальным воспроизведением, – сохранилось до наших дней.

Первый глас прост, важен, величествен и наиболее торжествен. Древние писатели сравнивали его с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. Второй глас исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания. Третий глас бурный, как море при непогоде, побуждает на духовную брань. Четвертый глас – двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль; тихими и мягкими переходами тонов он сообщает особый покой душе; внушает стремление к Горнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати. Пятый глас успокаивает душевные волнения; он подходит для молитвы, плача о грехах. Шестой глас – рождает благочестивые чувства: преданность, человечность, любовь. Седьмой глас – мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает просить об умилостивлении. Восьмой глас выражает веру в будущую жизнь, созерцает Небесные тайны, молится о блаженстве души.

Пением Господи, воззвах и каждением в это время изображаются времена, когда дан был Богом чрез пророка Моисея Закон (Исх. 20; 30, 7, 8) и установлено ветхозаветное богослужение. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя – это голос души, уклонившейся от Бога и нуждающейся в Его помощи. Люди не могли исполнить во всей строгости ветхозаветного Закона, который должен был привести людей к полному и живому осознанию невозможности спасения своими силами и чрез это возбудить в каждом человеке желание пришествия на землю Обетованного Спасителя мира, Который исполнит Закон и восстановит общение человека с Богом.

Последняя стихира – Богородичен, или догматик, – песнь во славу Божией Матери. В ней раскрывается догмат (церковное учение) о Воплощении Господа от Пресвятой Девы Марии (Ин. 1, 1-14). Автором догматиков является преподобный Иоанн Дамаскин.

Во время пения догматика совершается важное священнодействие вечерни – вход с кадилом. Как на литургии священник совершает вход в алтарь со Святыми Дарами для принесения Бескровной Жертвы, так на вечерне – для принесения словесной жертвы – молитвы хвалы, благодарения.

Вечерний вход символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей. Тайну Воплощения трудно передать словами, поэтому Церковь безмолвно совершает священные действия, знаменующие эту тайну. Царские врата указывают на те непроходимые врата, что созерцал в видении пророк Иезекииль (Иез. 44, 1–2; поэтому на них изображается Благовещение), а сам вход означает Воплощение. Свещеносцы идут со свечами, которые знаменуют свет учения Христова (Ин. 1, 1–5, 9). Диакон – образ Предтечи Господня Иоанна (Ин. 1, 15-27). Священник идет «прост», как указывает книга Служебник, то есть с опущенными руками, как бы уничиженный, как Сын Божий при Воплощении. Во время входа священник возносит за всех предстоящих тайную молитву, в которой просит Господа уберечь сердца верующих от уклонения в лукавые слова и мысли, просит избавления от ловящих души наши – духов зла.

Песнь Свете Тихий повествует о пришествии на землю в конце ветхозаветного времени Христа, о начале нового, благодатного дня, свет которого принес Спаситель, – дня вечности, даруемого миру Единым Бессмертным, Единым Блаженным Богом, ради искупительного подвига Его Сына. В этом песнопении нашло выражение христианское учение о духовном свете, просвещающем человека, о Христе – Источнике благодатного света (Ин. 1, 9). Песнь эта очень древняя. О ней святитель Василий Великий пишет: «Отцы наши не хотели принимать в молчании благодать вечернего света, но тотчас, как он наступал, приносили хваление»22.

Священник, войдя в алтарь, лобызает престол, что означает Воскресение Господа и явление Его по Воскресении людям, и, изображая, что «Единородный Сын Божий, сошедый к нам с Небес, снова вознесся и возвел нас на Небо»23, отходит к горнему месту алтаря и стоит там во время пения прокимна (с греч. – «предшествующий»). Прокимны – «преднапутия праздников и наступающих дней»24. Предшествуют они паримиям – чтениям из Священного Писания.

В субботу вечером поется прокимен Господь воцарися – о победе Воскресшего Господа над смертью, утверждении Им всех верующих во вселенной.

Чтение ветхозаветных Писаний (паримий) указует прообраз или пророчества в Ветхом Завете о ныне празднуемом Церковью священном событии. Паримия (греч.) – значит притча, мудрое, образное, назидательное иносказание. Чтения эти бывают из разных книг Ветхого Завета и содержат проповедь об ожидаемом спасении, которое устроила для нас Божественная Премудрость, поэтому молящиеся в храме призываются к благоговейному вниманию возглашением: Премудрость! Вонмем! (Будем внимать.) Во время чтения паримий царские врата закрыты25.

Моление Церкви усиливается в сугубой ектении, испрашивающей людям великих и богатых милостей у Человеколюбца Бога. Усердность моления хор поддерживает троекратным пением Господи, помилуй.

Сподоби, Господи – молитва о ниспослании безгрешного вечера и вечернее славословие Триединому Богу.

В просительной ектении, как говорит о том ее наименование, Церковь просит Господа о различных духовных нуждах христианина.

Священник возглашает: Мир всем, а диакон призывает молящихся преклонить главы во образ смирения и сокрушения духа. Священник в молитве над преклонившими главы смиренно умоляет Бога, сшедшего с Небес для спасения человечества, помиловать преклонивших Ему свои главы, ибо только от Него они ждут милости и спасения, и просит сохранить нас на всякое время от диавола.

Лития – усердное моление, вне храма или в его притворе26. Стоя у входа в храм, священнослужители знаменуют наше смирение пред Богом. Как бы изображая Адама, изгнанного из Рая, или блудного сына, ушедшего от отца на чужбину, выходят они из алтаря и встают для молитвы в притворе, во образ мытарева смирения, согласно притче евангельской (Лк. 18, 13).

Литийные молитвы – прошения Церкви за весь мир, о нуждах всего человечества. Церковь просит ходатайства пред Богом у всех святых. Она обращается к Пресвятой Богородице, Предтече Иоанну, Святителю Николаю Чудотворцу, равноапостольным Кириллу и Мефодию – просветителям, учителям православных славянских народов, равноапостольным великому князю Владимиру и великой княгине Ольге и к другим могущественным заступникам, испрашивает молитвенного ходатайства и у ликов святых – апостолов, святителей, мучеников, преподобных и праведных, у святых покровителей данного храма. Церковь молится о всех людях и особенно за нуждающихся в помощи: о труждающихся (занятых тяжелым трудом) и служащих, о оставльшихся и во отшествии сущих, то есть о тех, кто по работе или другой нужде остаются вне храма, не присутствуют за богослужением, о болящих, умерших и об их ослабе (то есть отдохновении от земных трудов и скорбей) и оставлении грехов.

Церковь просит также избавления своих чад и всего мира от стихийных бедствий, войн и междоусобиц. Просит милости Божией от належащаго прещения, то есть грядущего справедливого наказания грешников, просит Господа пременить справедливый гнев на милость.

Молитвы литии усиливаются многократным пением Господи, помилуй.

Священник возглашает: Мир всем, и весь народ, преклонив главы, возносит смиренное моление Многомилостивому Владыке о принятии наших прошений не ради нас, а ради святых предстателей наших, о прощении грехов, покровительстве, отгнании врагов, помиловании нас и всего мира.

После литии священнослужители идут к царским вратам, как бы восходя на Небо. Хор поет «стихиры на стиховне» (то есть со стихами из псалмов), в которых повествуется о празднуемом священном событии. Автором воскресных стихир на стиховне считают преподобного Иоанна Дамаскина. Богородичны этих стихир прославляют Воплощение Христово и содержат моление к Пресвятой Богородице об избавлении от напастей.

Песнопение Ныне отпущаеши благовествует об исполнении Божия обетования о ниспослании в мир Спасителя. Эта молитва воспета Симеоном Богоприимцем – последним ветхозаветным праведником, который в конце своей жизни сподобился увидеть Спасителя Израиля (то есть верных чад Церкви) – Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир (Лк. 2, 22-32).

Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас... Пресвятая Троице, помилуй нас... и молитва Господня Отче наш...– это «Божественная печать»27, которой богослужения начинаются и заканчиваются.

После возгласа священника Яко Твое есть Царство... хор поет тропарь (под воскресенье) Богородице Дево, радуйся...– радостное приветствие Архангела Гавриила и праведной Елисаветы Пресвятой Деве Марии в день Благовещения Ей тайны Воплощения Сына Божия (Лк. 1, 26-38, 39-45).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Деяния святых Апостолов

    Документ
    Прежде чем начать читать любую книгу, полезно было бы узнать, с какой целью она написана. Библейские книги не являются исключением из этого правила. Итак,
  2. Храм, Обряды, Богослужения (1)

    Реферат
    Небесное и земное в символике православного храма. Архитектура православного храма. Алтарь. Святой престол. Горнее место, семисвечник, жертвенник, ризница.
  3. Жребий жизни – быть человеком по сердцу Его в совершенстве любви!

    Документ
    Я с трепетом подхожу к этой святой теме, потому что она особо дорога Господу из-за прикосновения к самому сокровенному: сердцу Бога. Мы принадлежим Ему, и вся наша жизнь будет иметь смысл только при условии, если мы всей сущностью
  4. В церкви двадцатого столетия

    Урок
    Этот материал был подготовлен для одноименного курса в Институте Поклонения "Живое Слово", предложенный "Храмом Живой Воды" в городе Пасадена (штат Калифорния, США).
  5. Храм, Обряды, Богослужения (2)

    Реферат
    Православный человек верует как в этот догмат, так и в то, что небесный мир, невидимый, духовный, и мир видимый, вещественный, земной, едины в Боге как их общем Создателе.

Другие похожие документы..