Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Проблема школы: развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление их здоровья, обеспечение их безопасности, сохранение, дальнейшее...полностью>>
'Документ'
Програма вступних випробувань для зарахування бакалаврів на навчання за освітньо-кваліфікаційним рівнем спеціаліст і магістр 7.03060101, 8.03060101 „...полностью>>
'Конкурс'
В представлении ается краткое обоснование выдвижения Участника на Конкурс (достижения/успехи в профессиональной деятельности за последние 3-5 лет, вн...полностью>>
'Реферат'
В сучасному українському суспільстві збільшується кількість соціально дезадаптованих підлітків. У зв’язку з цим, зростає потреба держави в створенні ...полностью>>

Рабочая программа по курсу "управление качеством" Разработчик программы: Князюк Н. Ф., к м. н., доцент

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Г ОУ ВПО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


БАЙКАЛЬСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА

Кафедра менеджмента

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ"

Разработчик программы: Князюк Н.Ф., к.м.н., доцент
заведующая кафедрой менеджмента БМБШ ИГУ

Учебный процесс в рамках данной дисциплины включает:

  • лекции, в которых излагаются основополагающие, а также проблемные вопросы по темам данной программы (см. структуру курса на рис.1);

  • практические занятия и семинары, предусматривающие выработку навыков в решении практических вопросов управления качеством;

  • самостоятельную работу, закрепляющую и дополняющую лекционный материал в процессе подготовки студента к практическим занятиям и семинарам;

  • курсовую работу, выполнение которой служит развитию навыков самостоятельной работы и детальному изучению вопросов и проблем по тематике.

Приступая к изучению дисциплины управление качеством, студент должен обладать знаниями в области общего менеджмента, математической статистики, маркетинга, управления человеческими ресурсами, психологических основ управления и ряда других теоретических и прикладных дисциплин, методически связанных с проблемой управления качеством в объеме курсов этих дисциплин, читаемых студентам САФ ИГУ.

Знание этого материала необходимо для включения его в контекст изучаемой проблемы и использования для решения практических задач управления качеством.

Текущий контроль качества усвоения знаний: устный и письменный опрос; тестовый контроль автоматизированный и бланковый; оценка и взаимооценка на групповых занятиях.

Промежуточная аттестация по дисциплине

  • тестовый контроль.

Итоговая аттестация по дисциплине

  • защита курсового проекта

2.Распределение часов по темам и видам работ

Аудиторная работа 

Общая трудоемкость

Лекции

36 час.

Семинары

Практические

 24

Итого

36 час.

Самостоятельная работа

 88 час.

Курсовая работа

КСР (рефераты, самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам)

12 час.

Итого

160 час.

Итоговый контроль (форма)

Зачет
Курсовая работа

Общая трудоемкость дисциплины

160 час.

3. Содержание программы

N

Название разделов(тем)

Краткое содержание раздела (темы)

1

Тема 1. Введение в менеджмент качества. Социальные и экономические основы качества. Системы менеджмента качества. Основные понятия и определения. Экономические аспекты качества.

Введение в менеджмент качества. Цели предприятия в условиях рыночной экономики. Принципы менеджмента качества. Концепции и термины ISO 9000. От затрат на качество к управлению затратами. Цели внедрения системы менеджмента качества на предприятии. Что дает система менеджмента качества предприятию. Принципы всеобщего менеджмента качества (TQM). Экономическая эффективность улучшения качества. От менеджмента качества к качеству менеджмента.

2

Тема 2. Эволюция методов обеспечения качества. Модели менеджмента качества.

Понятие "качество" сквозь призму истории. Сравнительная характеристика моделей менеджмента качества. От качества к деловому совершенству. 5 столпов совершенства. Модель менеджмента качества в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000:2008. Постоянное улучшение. Самооценка. Национальные, региональные и ведомственные премии по качеству. Модель Делового Совершенства. Европейская премия по качеству EFQM.

3

Тема 3. Стандарты серии ISO 9000:2008. Технология внедрения Системы Менеджмента Качества.

Основные понятия и положения стандартов серии ISO 9000:2008, область применения и распространения. Основные принципы. Постоянное улучшение. Построение системы менеджмента, ориентированной на процессы. Менеджмент процессов. Описание процессов. Состав стандартов серии. Требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Рекомендации по постоянному улучшению ISO 9004.

4

Тема 4. Совершенствование системы управления предприятием на основе описания и оптимизации бизнес-процессов.

  • Система процессного управления предприятием. Что дают процессные технологии современному предприятию? Что такое бизнес-процесс? В чем различие между бизнес-процессом и функцией? Функциональные, процессные и матричные типы организационных структур. Как построить процессную систему управления предприятием? Кто такие "владельцы" бизнес-процессов? Какова роль функциональных менеджеров в процессной организации? Как построить систему отчетности по бизнес-процессу?

  • Выделение бизнес-процессов. Как правильно идентифицировать и выделить бизнес-процессы в организации? Основные, обеспечивающие и управленческие бизнес-процессы. Какие бизнес-процессы можно отдать на "аутсорсинг"? Разработка матрицы распределения ответственности за бизнес-процессы верхнего уровня.

  • Ранжирование бизнес-процессов и разработка стратегии процессного совершенствования. Как определить важность бизнес-процесса для организации? Разработка стратегии и критических факторов успеха - КФУ. Методика измерения "влияния" процесса на достижение стратегических целей. Диагностика бизнес-процессов и оценка степени их проблемности. Как правильно выбрать приоритетные бизнес-процессы для последующего описания, совершенствования и реинжиниринга. Расчет индекса приоритетности процессов. Распределение ресурсов между процессами на основе индекса приоритетности. Разработка стратегии совершенствования процессов. Взаимосвязь приоритетных бизнес-процесс-процессов с системой сбалансированных показателей (Balanced Scorecard - BSC).

  • Технология описания бизнес-процессов. Классический подход к описанию бизнес-процессов. Определение целей описания бизнес-процессов. Описание окружения бизнес-процесса. Разработка диаграмм процессов верхнего и нижнего уровня. Описание организационной структуры бизнес-процесса и распределения ответственности. Как правильно и быстро описать бизнес-процесс? "Золотые" правила описания бизнес-процессов.

  • Современные методологии описания и моделирования бизнес-процессов.
    Современные методологии и программные продукты моделирования, анализа и оптимизации бизнес-процессов: IDEF0, DFD, IDEF3, ORACLE, BAAN, ARIS, и др. Сравнительный анализ. Преимущества и недостатки. Области применения. Как правильно выбрать методологию описания бизнес-процесса, что бы она работала? Основные критерии выбора.

  • Типы изменений в организации. Технологии реинжиниринга - BPR и постоянного совершенствования - CPI , BPI , ISO и др.
    Технологии реинжиниринга и постоянного совершенствования бизнес-процессов. Организационные аспекты. Что выбрать небольшие, но постоянные улучшения или разовый реинжиниринг бизнес-процессов? Преимущества, недостатки и области применения.

  • Методы анализа и оптимизации бизнес-процессов.
    Методы, техники и инструменты анализа и оптимизации бизнес-процессов. Инструменты реинжиниринга - BPR . Инструменты постоянного совершенствования процессов. Разработка ключевых показателей результативности бизнес-процессов - KPI( bp ) и их улучшение . Проецирование требований потребителей на бизнес-процессы. Упрощение и идеализация процессов. Примеры проведения оптимизации бизнес-процессов в российских компаниях. Применение технологий и методов групповой работы. Оптимизация бизнес-процессов посредством внедрения современных информационных технологий. Динамическое, имитационное и визуальное моделирование бизнес-процессов.

  • Применение технологий бенчмаркинга при оптимизации бизнес-процессов. Использование успешного опыта и лучших практик ( best practice ) при совершенствовании бизнес-процессов современного предприятия. Типы бенчмаркинга по субъектам и объектам сравнения. Применение технологий бенчмаркинга в российских компаниях.

  • Анализ и оптимизация оргструктуры, поддерживающей бизнес-процессы. Как правильно распределить ответственность в организационной структуре за бизнес-процессы? Разработка ключевых показателей результативности - KPI структурных подразделений и должностей. Разработка системы мотивации, нацеленной на результат. Управление инновационными процессами посредством системы управления проектами.

  • Оптимизация бизнес-процессов посредством разработки и внедрения регламентирующих документов. Правильный подход к разработке регламентов. Структурные и процессные регламенты. Как разработать Положения о бизнес-процессах, Положение об организационной структуре, Положения о подразделениях, Должностные инструкции?

  • Организация проекта по оптимизации бизнес-процессов предприятия. Практические приемы управления изменениями. Правильная технология реализации проекта по оптимизации бизнес-процессов. Основные этапы, сроки и план проекта. Где могут быть подводные камни и как их обойти? Как идентифицировать силы сопротивления? Основные приемы и мероприятия по уменьшению сопротивлений

5

Тема 5. Методы и инструменты менеджмента качества.

Принятие решений на основе фактов. Статистическое мышление. Статистические методы управления качеством. Квалиметрические методы в системе менеджмента качества. Простые инструменты менеджмента качества. "Новые" инструменты менеджмента качества. QFD, FMEA, benchmarking.

6

Тема 6. Документация системы менеджмента качества.

Миссия, видение, политика организации в области качества. Концепция документирования системы менеджмента качества. Основные требования, предъявляемые к документации. Документирование политики и целей в области качества. Разработка руководства по качеству. Структура руководства по качеству. Документирование бизнес-процессов. Разработка стандартов и инструкций. Внесение изменений в документацию. Управление документацией.

7

Тема 7. Сертификация систем менеджмента качества.

Структура системы менеджмента качества. Порядок подготовки и проведения сертификации. Выбор органа по сертификации. Внутренние проверки (аудит) системы менеджмента качества. Предсертификационный (документальный), сертификационный и повторный аудиты. Обучение и информирование персонала. Сертификация персонала. Вовлечение персонала.

8

Тема 8. Экономические и правовые аспекты менеджмента качества.

Управление затратами на обеспечение качества. Правовые аспекты менеджмента качества. Российский и зарубежный опыт применения систем менеджмента качества. Российские и международные организации, деятельность которых связана с развитием систем менеджмента качества. Интегрированные системы менеджмента. Совместное применение стандартов по экологическому менеджменту, по безопасности, социальной ответственности. Особенности применения систем менеджмента качества в различных сферах деятельности.

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий по дисциплине.

  1. Сущность экономической категории "качество".

  2. Модели менеджмента качества, их сравнительный анализ.

  3. Историческое развитие и современное состояние теории и практики менеджмента качества.

  4. Принципы менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9000:2008.

  5. Определение и характеристика процессного подхода.

  6. Инструменты менеджмента качества.

  7. Описание процессов. Способы визуализации процессов.

  8. Статистические методы в системах менеджмента качества.

  9. Управление затратами в системах менеджмента качества.

  10. Правовые аспекты применения систем менеджмента качества.

  11. Стандарты серии ISO 9000:2008 - состав, область применения, основные понятия и  положения.

  12. Модель конкурса по качеству. Состав и содержание критериев.

  13. Самооценка образовательного учреждения.

  14. Миссия, видение, политика учреждения в области качества.

  15. Документация системы менеджмента качества.

  16. Руководство по качеству.

  17. Сертификация систем управления качеством. Порядок подготовки и проведения сертификации.

  18. Внутренние проверки (аудит) систем менеджмента качества.

Перечень учебно-методических материалов (раздаточные материалы, слайды):

  • презентации;

  • учебное пособие «Управление качеством», выпуск БМБШ 2009, рабочая тетрадь к учебному пособию (индивидуальные экземпляры для студентов);

  • набор ситуационных задач - 14; методические материалы для деловых игр – 12;

  • стандарты ИСО 9001:2008 (электронные версии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, 9001-2008, 9004-2001) и др.

Учебно-тематический план

N

Название занятия

Количество часов

лекция

практ. занятие

семи- нар

1

Лекция 1. Введение в менеджмент качества. Социальные и экономические основы качества Системы менеджмента качества. Основные понятия и определения. Экономические аспекты качества.

 

 

2

Лекция 2. Эволюция методов обеспечения качества.
История развития теории и практики качества. Модели менеджмента качества.
Система менеджмента качества. Основные понятия и определения. 

2  

 

 2

3

Лекция 3. Стандарты серии ISO 9000:2008. Технология внедрения Системы Менеджмента Качества.
Документация системы менеджмента качества. Стратегические документы СМК.

6

 

 4

4

Семинар "Историческое развитие теории и практики менеджмента качества"

 

 2

5

Лекция 4. Совершенствование системы управления предприятием на основе описания и оптимизации  бизнес-процессов.

2

 2

 2

6

Лекция 5-6. Процессный подход. Организация проекта по оптимизации бизнес-процессов предприятия. Практические приемы управления изменениями.

6

 2

 2

7

Практическое занятие "Определение и описание процессов организации"

 

4

 2

8

Семинар "Примеры систем менеджмента, ориентированных на процессы"

 

2

9

Лекция 7-8. Методы и инструменты менеджмента качества. Статистические методы в СМК. Инструменты анализа и поддержки принятия решений в СМК

6

 

 

10

Групповое занятие "Применение простых инструментов менеджмента качества для сбора и наглядного представления информации и поддержки принятия решений"   

 

 

11

Групповое занятие "Разработка миссии, видения, политики организации в области качества"   

 

 

12

Групповое занятие "Разработка документов системы менеджмента качества: руководство по качеству"

 

 

13

Групповое занятие "Разработка документов системы менеджмента качества: документированные процедуры"

 

2

 

14

Лекция 9-10. Сертификация систем менеджмента качества. Аудит СМК и интегрированных систем 

6

 

 

15

Лекция 11. Экономические и правовые аспекты менеджмента качества. Экономика качества. Управление затратами на качество.

6

 

 

16

Деловая игра " Сколько стоит качество? "

 

2

 

17

Обучение работе с программным продуктом All fusion process modeler для описания бизнес-процессов

 

2

 

18

Разработка темы, сбор материалов, обобщение, и консультирование в ходе курсового проекта

 

2

 

19

Совместные семинары с группами, выполняющими проект

 

4

 2

 

 

36 час.

24 час.

20 часов

Основные понятия дисциплины:

Качество. Удовлетворенность потребителей.
Система менеджмента качества.
Модель Делового Совершенства. Постоянное улучшение.
Политика в области качества.
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management).
Управление качеством. Обеспечение качества.
Заинтересованная сторона.
Процедура. Процесс. Требование.
Несоответствие. Корректирующее действие.
Документированная процедура.
Руководство по качеству. План качества.
Анализ. Верификация. Испытание. Контроль.
Аудит. Критерии аудита.

Организация самостоятельной работы

Изучение данного предмета предполагает большую самостоятельную работу. Еженедельно преподаватель проводит обязательные для посещения занятия согласно расписанию, на которых обсуждаются основные моменты разделов, которые студенты изучали самостоятельно.

Самостоятельная работа студентов предполагает работу со стандартами и учебниками, анализ публикаций в периодической печати, поиск дополнительной информации в сети Интернет, самостоятельное изучение тем учебной программы, работу в компании (выполнение практической части проекта), промежуточное тестирование.

Итоговая оценка выводится исходя из следующих показателей:

  1. Текущие тесты – 30%.

  2. Выполненные в срок домашние задания – 30% (после указанного срока оценка за домашние задания снижается на 10%, а если задержка больше, чем одна неделя, то задание не засчитывается). Все задания выполняются на компьютере.

  3. Финальный экзамен – 40%.

Дополнительно студенты могут получить до 10% за каждую презентацию своих разработок (не более 2-х). Все задания оцениваются по 100 балльной шкале. Критерии оценок после подсчета среднего балла:

≥90 – отлично;

75-89 – хорошо;

60-74 – удовлетворительно.

Оценки по всем заданиям доводятся до сведения студентов не позднее, чем через неделю после их выполнения. Пересдачи всех заданий не разрешаются.

Программу составила Князюк Надежда Феофановна, к.м.н., доцент кафедры менеджмента БМБШ ИГУ.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры менеджмента

Дата 09 сентября 2009г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. I. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (1)

    Реферат
    САФ был открыт в 1991 году в соответствии с приказом Гособразования СССР от 20.11.90 г. № 700, договором между Иркутским государственным университетом (ИГУ) и Университетским Колледжем Мэрилендского университета (УКМУ), постановлением СМ РФ от 01.
  2. I. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    САФ был открыт в 1991 году в соответствии с приказом Гособразования СССР от 20.11.90 г. № 700, договором между Иркутским государственным университетом (ИГУ) и Университетским Колледжем Мэрилендского университета (УКМУ), постановлением СМ РФ от 01.

Другие похожие документы..