Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наша работа посвящена вопросу о жанровом своеобразии тютчевской ли­рики, который является частью более общей историко-литературной про­блемы. Речь ид...полностью>>
'Документ'
Уміти проаналізувати поведінку субєктів міжнародного публічного права на предмет відповідності основним міжнародно-правовим принципам, передбачити р...полностью>>
'Конкурс'
Во исполнение постановления администрации Азовского района от 24.12.2009 г. №1181 «Об утверждении Районной долгосрочной целевой программы «Комплексны...полностью>>
'Статья'
Договаривающиеся стороны, признав желательность внесения единообразия в условия договора международной перевозки грузов по дорогам и, в частности, в ...полностью>>

Субъекты правовой работы в россии и ее вооруженных силах

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Овчаров Олег Андреевич

СУБЪЕКТЫ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ В РОССИИ И ЕЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

(историко-правовое исследование)

Монография

М о с к в а 2007

Овчаров О.А.

Субъекты правовой работы в России и ее Вооруженных Силах (историко-правовое исследование): Монография. — М.: Военный университет, 2007. — 259 с.

В монографии исследуются теоретико-правовые вопросы, связанные с возникновением правовой работы, выявлением ее сущности в историческом и духовном срезе, определением системы субъектов правовой работы на протяжении истории России и ее военной организации, раскрывается понятие, содержание, система субъектов правовой работы и их роль в управлении государством, в т.ч. и в военном управлении, обосновывается основополагающая роль правосознания в качественном содержании деятельности субъектов правовой работы, вскрывается огромная роль военного духовенства по очищению и укреплению правосознания субъектов правовой работы и улучшению их деятельности, анализируются формы сотрудничества духовенства с командованием по совершенствованию правовой работы в войсках.

Для научных и практических работников, законодателей и правоприменителей, органов государственного (в особенности военного) управления, представителей юридических служб, органов воспитательной работы, преподавателей, адъюнктов и аспирантов, докторантов, слушателей, курсантов и студентов юридических учебных заведений, а также специалистов, интересующихся проблемами права и правовой работы, государственного управления и профилактики преступности, обеспечения законности и правопорядка в России и ее военных организациях.

Содержание

Введение.

Глава 1. Понятие, сущность и содержание правовой работы в России и ее военных организациях

1.1 Понятие правовой работы, проводимой в войсках

1.2 Сущность правовой работы в военных организациях

1.3 Содержание правовой работы, проводимой в войсках

Глава 2. Понятие, сущность и система субъектов правовой работы в войсках

2.1 Понятие субъекта правовой работы

2.2 Сущность субъектов правовой работы

2.3 Здоровое правосознание субъектов правовой работы ­– главное условие успешной правовой работы в деле вооруженной защиты Отечества

2.4 Лжеучения и их роль в разрушении правосознания и правовой работы в области обороны страны

2.5 Система субъектов правовой работы в войсках

Глава 3. Руководитель (командир, начальник) военной организации, как главный субъект правовой работы

    1. Сущность и содержание правовой работы командиров

    1. Правосознание командира и его значение в военном деле

    1. Полномочия руководителей (командиров, начальников) военных организаций

3.4 Подготовка командных кадров и их перемещение по службе

Глава 4. Органы воспитательной работы, их роль и значение в правовой работе военных организаций

Глава 5. Юридическая служба военной организации, как организационно-контрольное ядро проводимой в этой организации правовой работы

5.1. Сущность и предназначение юридической службы в военном деле

5.2 Полномочия юридической службы военных организаций

5.3 Организационная структура и нормативы численности юридической службы Вооруженных Сил РФ

Глава 6. Взаимодействие субъектов правовой работы в ВС РФ с правоохранительными органами и религиозными организациями

6.1 Сущность и предназначение органов военной прокуратуры и суда и влияние их деятельности на состояние правовой работой в ВС РФ

6.2 Религиозные организации и влияние их деятельности на военное дело и состояние правовой работы в войсках

Заключение.

Приложения

Введение

Настоящее исследование является логическим продолжением ранее проведенной научно-исследовательской работы по теме «Правовая работа в Вооруженных Силах России», подготовленной автором в начале 2006 года в Военном университете по заказу Управления делами Министерства обороны России. Результаты этого научного исследования опубликованы, поэтому автор, во избежание повторений, при проведении данного исследования будет по умолчанию опираться на уже достигнутые ранее в указанном исследовании научно обоснованные положения и выводы. Необходимо отметить, что к исследованию вопросов, связанных с субъектами правовой работы, невозможно приступать без глубокого понимания сущности самой правовой работы, ее целей и средств, ее содержания, системы и принципов, поскольку именно на основании этих знаний можно выработать требования (качественные и количественные), которые должны предъявляться к таким субъектам деятельности, их систему и взаимосвязи, сбалансированный правовой статус, необходимые и достаточные для их полноценного функционирования, решения стоящих перед этими субъектами задач.

Несмотря на то, что правовая работа является одним из главных направлений деятельности любого органа управления или организации (поскольку без правовой регламентации своей работы не может существовать ни одна серьезная организация, тем более государственный орган), качественное состояние ее напрямую зависит от качеств и возможностей субъектов, осуществляющих такую правовую работу. Поэтому, решая задачу по повышению уровня состояния правовой работе в той или иной организации, нельзя обойти вниманием два чрезвычайно важных вопроса, взаимно друг друга дополняющих.

Первый из них – качественный – состоит в том, что именно качественные характеристики правосознания субъектов правовой работы во многом определяют направленность и качественное содержание правовой работы соответствующего органа или организации, в которых эта работа проводится. Правовая деятельность субъектов проводится через правосознание индивида и посредством его, поэтому уровень правосознания личности во многом определяет и уровень осуществляемой им правовой работы.

Второй чрезвычайно важный вопрос заключается в организационном устройстве субъектов правовой работы. Если первый вопрос условно можно отнести к области способностей субъекта правовой работы, то второй – к области его возможностей. Ведь совершенно очевидно, что если талантливому, опытному специалисту не предоставить необходимых полномочий, не дать ему соответствующих помощников (сотрудников), не обеспечить требуемыми ресурсами, то эффективность его работы будет весьма невысока, а достижение стоящих перед организацией целей маловероятным.

Вместе с тем, качество решения второго вопроса зависит напрямую от правосознания лиц, осуществляющих организационно-правовое устройство соответствующих подразделений или органов, т.е. от того, насколько эффективно будет решаться первый вопрос. Поэтому первостепенную важность в вопросах совершенствования организации и деятельности субъектов правовой работы приобретает правосознание субъектов правовой работы, средства и способы его оздоровления, укрепления и всемерного повышения.

Когда рассуждение отделилось от жизни, замечает К.Победоносцев, оно становится искусственным, формальным и вследствие того мертвым. К предмету подходят и вопросы решаются с точки зрения общих положений и начал, на веру принятых: скользят по поверхности, не углубляясь в глубь предмета и не всматриваясь в явления действительной жизни, даже отказываясь всматриваться в них. Таких общих начал и положений расплодилось у нас множество, особливо с конца прошлого (ХIХ) столетия; они заполнили нашу жизнь, совсем отрешили от жизни наше законодательство и самую науку ставят нередко в противоположность с жизнью и ее явлениями. Вслед за доктринерами науки, доходящими до фанатизма в своем доктринерстве, и за школьными адептами натвержденных учений идет стадным обычаем толпа интеллигенции. Общие значения приобретают значение непререкаемой аксиомы, борьба с коею становится крайне тягостна, иногда совсем невозможна. Трудно исчислить и взвесить, сколько ломки произвели эти аксиомы в законодательстве, как опутали они по рукам и ногам живой организм народного быта искусственными, силою навязанными формами! Впереди этого движения пошла Франция: она ввела в моду нивелировку быта народного посредством общих начал, выведенных из отвлеченной теории. За нею потянулись все – даже государства, соединяющие в себе бесконечное разнообразие условий быта, племенного состава, пространства и климата. Сколько пострадало от того и наше отечество – не перечтешь1.

Причинами, приведшими к таким горестным явлениям в правовой деятельности государства и его органов являются недостатки правосознания субъектов правовой работы, которые с неизбежностью приводят к недостаткам осуществляемой ими правовой работы и созданной в результате такой некачественной правовой работы системы законодательства. Поэтому исправление этих ошибок, заблуждений, брака необходимо проводить, начиная, прежде всего, с правосознания субъектов правовой работы, от качества которого зависит и качество правовой работы, качество законодательства и осуществляемой в соответствии с ним качество жизни. Именно на это и сделан упор в настоящем исследовании.

Глава 1. Понятие, сущность и содержание правовой работы в России и ее военных организациях

    1. Понятие правовой работы, проводимой в войсках.

Правовая работа в военных организациях как специфический (связанный с правом, правовыми средствами) вид человеческой деятельности в области военного строительства и управления войсками де факто возникла на заре зарождения государства и его главных институтов, одним из которых выступают вооруженные силы. Не является исключением из этого правила и Россия. Правовые акты (по упорядочению организации и деятельности военной силы) в том или ином виде создавались и реализовывались практически с момента зарождения государства Российского, однако, наибольший всплеск правовой активности в военном деле следует отметить в начале XVII в. в связи с проводимыми Петром Великим реформами, в т.ч. и в военной сфере. В результате осуществляемой в то время правовой работы в войсках появились уставы (воинский и морской), другие нормативные правовые документы, утвердились четкие правовые контуры организации и деятельности войск, резко возросли правопорядок и воинская дисциплина в армии и на флоте, в результате чего они получили большую стройность, организованность, упорядоченность, стали более подготовленными, управляемыми, что в свою очередь не могло не отразиться в положительную сторону на последующих победах русского оружия. Однако де юре термин правовая работа как в научной литературе, так и в официальных правовых документах появляется только во второй половине ХХ в.

Первым общесоюзным нормативным правовым документом, действующим и поныне, в котором впервые употребляется термин «правовая работа» является утвержденное постановлением Советом Министров СССР № 467 от 22 июня 1972 г. Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации. Однако указанное Общее положение о юридическом отделе не раскрывает содержание этого правового понятия, несмотря на то, что в контексте этого правового акта термин «правовая работа» встречается несколько раз и является по сути ключевым.

В Вооруженных Силах в 70-80-х годах ХХ века правовой работе уделялось повышенное внимание. В частности, в 1977 г. в войска была направлена директива Генерального штаба № ДГШ-312, в которой Министр обороны приказывал принять необходимые меры по дальнейшему улучшению правовой работы в подчиненных воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, предприятиях и организациях и эффективному использованию правовых средств для повышения воинской и трудовой дисциплины, качества учебы и производственных показателей. Кроме того, указанной директивой предписывалось ввести курс «Правовая работа в Вооруженных Силах СССР» на военно-юридическом факультете Военного института и курс «Основы советского законодательства» во всех военно-учебных заведениях и курсах усовершенствования офицерского состава.

В соответствии с приказом Министра обороны 1986 года № 155, затрагивавшем вопросы о дальнейшем улучшении правовой работы в армии и на флоте и повышении роли юридической службы, принимались меры по упорядочению законодательства по вопросам обороны страны, повышению уровня правовых знаний офицерского состава, сокращению количества приказов и директив, насыщению войск и органов военного управления законодательным материалом и юридической литературой, пропаганде законов. В ряде округов были созданы нештатные юридические консультации.

Приказом Министра обороны 1987 года № 245 (о дальнейшем улучшении правового обслуживания личного состава армии и флота и других граждан) предписывалось руководителям всех степеней Вооруженных Сил считать одной из основных задач укрепление в армии и на флоте законности и правопорядка, усиление охраны прав личности, настойчиво продолжать работу по улучшению правового воспитания личного состава, прививать ему чувство уважения к закону, воспитывать военнослужащих в духе неукоснительного выполнения требований воинских уставов, приказов и директив Министра обороны и других должностных лиц. Приказ требовал обеспечить каждому военнослужащему, рабочему и служащему реальную возможность получения квалифицированной юридической помощи на местах и для этой цели создать в каждом гарнизоне постоянно действующие нештатные юридические консультации из числа работников юридической службы, органов военной прокуратуры, военных трибуналов и объявить личному составу гарнизонов время, место и порядок проведения консультаций. Кроме того, предписывалось также проявлять постоянную заботу о дальнейшем развитии юридической службы, укреплении ее квалифицированными специалистами, а при рассмотрении и решении командирами и начальниками различных вопросов, связанных с применением правовых норм – привлекать работников юридической службы.

Большим событием в деле укрепления в Вооруженных Силах законности, правопорядка и воинской дисциплины явился приказ Министра обороны 1987 года № 250, которым было введено в действие Наставление по правовой работе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. По сути, это был первый систематизированный нормативный правовой акт, который попытался дать ясное представление о том, что такое правовая работа, проводимая в Вооруженных Силах, какие виды деятельности она в себя включает, как организуется, кем проводится и контролируется, каковы важнейшие направления по дальнейшему ее улучшению и т. п. В п. 4 Наставления указывалось, что вся служебная деятельность командиров и начальников носит преимущественно правовой характер. Данное положение заставляло по-новому взглянуть на место и роль правовой работы в военном деле, в области обеспечения обороны государства от агрессора.

Несмотря на то, что в целом по стране в 90-х годах ХХ века интерес к правовой работе упал, в Вооруженных Силах в этот период шла активная работа по подготовке специалистов этого профиля и укреплению структуры юридической службы. Были введены юридические должности в штаты дивизий (с 1989 г.), полков (с 1994 г.), при Военном университете в середине 90-х годов был создан специальный факультет по подготовке специалистов в области правовой работы для войск и увеличивается объем преподавания дисциплины «Правовая работа в Вооруженных Силах РФ», в Уставе гарнизонной и караульной службы, утвержденном указом Президента России в 1993 году, впервые предусматривается среди руководства гарнизона должность помощника начальника гарнизона по правовой работе с перечислением обязанностей по этой должности, был издан ряд приказов и директив Министра обороны РФ по отдельным вопросам правовой работы. В частности, приказом Министра обороны РФ 1998 года № 100 утверждено новое Положение о юридической службе Вооруженных Сил РФ, в 1999 году изданы приказ Министра обороны России № 333 о правовом обучении, директива Министра обороны РФ № Д-6 о правовых минимумах и др.

Произошедшие в 90-х годах прошедшего столетия изменения в государстве и его Вооруженных Силах побудили Министра обороны РФ в 2001 г. издать приказ № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации», в котором Наставление по правовой работе было переработано с учетом произошедших изменений и потребностей войск.

При научном осмыслении такого социального явления как правовая работа в народном хозяйстве, в целом, и в организации (на предприятии), в частности, взгляды ученых разделились. Существует две позиции, раскрывающие понятие термина "правовая работа", у занимающихся этой проблемой теоретиков и практиков – уз­кая и широкая трактовка правовой работы. Ряд ученых обос­новывает узкое понимание этого термина, видя в правовой работе только деятельность юридической службы, другие авторы полагают, что по­нятием "правовая работа" охватывается деятельность не только юридической служ­бы, но также и иных должностных лиц и функциональных подразделений3.

В частности, Хангельдыев Б.Б. отмечал, что правовая работа – это в определенном смысле реализация функций юридической службы, специальных правовых подразделений и юрисконсультов, вооруженных арсеналом правовых средств и методов, а также иных подразделений, использующих эти методы и средства4. Раянов Ф.М., придерживаясь той же точки зрения, заостряет внимание на том, что правовая работа представляет собой юридическое средство, с помощью которого осуществляется воздействие на общественные отношения для обеспечения развития их в нужном для государства направлении. Она относится к сфере реализации правовых норм и как и другие виды работ является специальной. Для ее выполнения необходима специальная юридическая подготовка. Юрист – это специалист в области применения законодательства. Деятельность юристов, состоящих на государственной службе, всегда направлена на обеспечение должной реализации правовых норм. Поэтому работу, выполняемую юристами, принято именовать правовой работой, а деятельность юристов, работающих в народном хозяйстве (в отличие от деятельности юристов, работающих в органах прокуратуры и суда) получила название «правовой работы в народном хозяйстве»5.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правовая работа в россии и ее вооруженных силах

    Реферат
    В монографии исследуются вопросы, связанные с возникновением правовой работы и ее становлением на протяжении истории России и ее военной организации, раскрывается понятие, содержание, система правовой работы и ее роль в управлении государством, в т.
  2. Правовая работа в сфере военно-жилищных отношений: вопросы совершенствования

    Анализ
    Овчаров О.А., подполковник юстиции, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета
  3. Вооруженных Силах Российской Федерации всеми генералами, адмиралами и офицерами; правильное применение закон (1)

    Закон
    2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами),
  4. Вооруженных Силах Российской Федерации всеми генералами, адмиралами и офицерами; правильное применение закон (2)

    Закон
    2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами),
  5. Федерации, генерал-лейтенант юстиции Золотухин Геннадий Александрович правовые основы организации и деятельности юридической службы вооруженных сил российской федерации кафедра военной администрации, административного и финансового права

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации провозглашает верховенство закона. Так, частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления,

Другие похожие документы..