Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Пешеходная экскурсия “Знакомство с Прагой”. В лабиринтах маленьких улочек мы погрузимся в таинственную атмосферу Старого города: древняя Пороховая баш...полностью>>
'Документ'
Дослідження здійснено за сприяння ПР ООН, МФ “Відродження” під керіництвом Павела Згаги, професора філософії освіти Люблянського університету, директ...полностью>>
'Книга'
Так як основним джерелом iнформації є книга (художньо публицистична) Тараса Бульби-Боровця, "Армiя без держави", то майже всi факти можна п...полностью>>
'Закон'
Долгосрочная целевая программа «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде на территории МО «Светогорское городское насе...полностью>>

Данное пособие предназначено для кураторов академических групп младших курсов, а также для всех тех, кто занимается воспитательной и внеучебной работой в вузе. Удк 377(075)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)


Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ)




ПОСОБИЕ ДЛЯ КУРАТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП МЛАДШИХ КУРСОВ

Новочеркасск 2008

УДК 377(075)

Рецензент – доктор техн. наук С.Г. Страданченко

Составители: О.С. Сысоева, А.А. Домницкий, Ю.Н. Попков

Пособие для кураторов академических групп младших курсов / Сост. О.С. Сысоева, А.А. Домницкий, Ю.Н. Попков; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2008. – 192с. – 200 экз.

В данном пособии раскрываются сущность и содержание деятельности куратора, организация воспитательной и внеучебной работы в институте. Рассмотрены формы организации деятельности студентов, вопросы стипендиального обеспечения, материального стимулирования и социальной защиты студентов. Пособие поможет кураторам овладеть конкретными способами знакомства с вверенной ему студенческой группой, а студентам определить свое место и роль в жизни института, свои права и обязанности.

Данное пособие предназначено для кураторов академических групп младших курсов, а также для всех тех, кто занимается воспитательной и внеучебной работой в вузе.

УДК 377(075)

 Шахтинский институт ЮРГТУ, 2008

 О.С. Сысоева, А.А. Домницкий, Ю.Н. Попков, 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 8

Глава 1. Сущность и содержание деятельности куратора

в студенческой группе 10

1.1. Цели и задачи куратора по руководству студенческой

группой 10

1.2. Принципы воспитания 12

1.2.1. Принцип гуманистической ориентации воспитания 12

1.2.2. Принцип социальной адекватности воспитания 13

1.2.3. Принцип индивидуализации воспитания 14

1.2.4. Принцип социального закаливания студентов 16

1.2.5. Принцип создания воспитывающей среды 16

1.3. Функции куратора 18

1.4. Критерии эффективности деятельности куратора 21

1.5. Методика анализа формы воспитательной работы

со студентами 23

1.6. Роль куратора в мотивации студентов на получение

качественного образования 25

1.7. Конкурс работы кураторов академических групп 28

Глава 2. Организация воспитательной и внеучебной

работы 33

2.1. Адаптация студентов-первокурсников 37

2.2. Патриотическое воспитание 42

2.3. Культурно-массовая работа 43

2.4. Библиотека 48

2.5. Музей истории и развития института 52

2.6. Спортивно-массовая работа 54

2.7. Информационное обеспечение воспитательного

процесса 57

Глава 3. Формы организации деятельности студентов

института 60

3.1. Организация учебного процесса 60

3.2. Порядок в помещениях института 65

3.3. Научно-исследовательская работа студентов 66

3.4. Студенческое самоуправление в институте 69

3.5. Студенческое самоуправление в академической группе 72

3.6. Учеба студактива 76

Глава 4. Стипендиальное обеспечение и материальное

стимулирование студентов 78

4.1. Академическая стипендия 78

4.2. Социальная стипендия 79

4.3. Именные стипендии 81

4.4. Материальное стимулирование 83

Глава 5. Социальная защита студентов 85

5.1. Первичная профсоюзная организация работников

и студентов ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) 85

5.2. Фонд социального развития института 88

5.3. Оздоровление и отдых 92

5.4. Общежитие 93

Глава 6. Практические рекомендации куратору

в организации его деятельности 95

6.1. Проведение первой встречи куратора с группой 95

6.1.1. Знакомство 97

6.1.2. Доверие 98

6.1.3. Общение 99

6.1.4. Кооперация 99

6.1.5. Готовность учиться 100

6.1.6. Удовольствие 101

6.2. Упражнения и игры на сплочение, творческую

активизацию и сотрудничество 102

6.2.1. Разделение на команды 102

6.2.2. «Строим башню» 103

6.2.3. «Коллективный рисунок» 103

6.2.4. «Необитаемый остров» 104

6.3. Педагогическая коммуникация 105

6.3.1. Техника установления контакта со студентом 105

6.3.2. Приемы выравнивания напряжения 106

6.3.3. Мозговой штурм 107

6.3.4. Типы вербального поведения 109

Библиографический список 111

Приложение 1 – Положение о смотре-конкурсе работы

кураторов академических групп ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ)

«Лучший куратор года» 124

Приложение 2 – Положение о воспитательной и внеучебной

работе в ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) 129

Приложение 3 – Образец заполнения журнала куратора 136

Приложение 4 – Положение о кураторах студенческих групп

ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) 137

Приложение 5 – Положение о студенческом совете факультета

ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) 144

Приложение 6 – Положение о студенческом совете общежития 151

Приложение 7 – Коллективный договор (извлечения) 156

Приложение 8 – Образец заявления на социальную стипендию 172

Приложение 9 – О порядке назначения именных стипендий

городской Думы и Мэра города Шахты студентам вузов

и учащейся молодежи 173

Приложение 10 – Положение об именной стипендии

администрации ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) 175

Приложение 11 – Положение об именной стипендии Ученого

совета ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) 177

Приложение 12 – Положение об именной стипендии

за наибольший вклад в формирование имиджа

ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) 179

Приложение 13 – Положение об именной стипендии за

значительные достижения в спорте ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) 182

Приложение 14 – Образцы заявлений на вступление

в Профсоюз 185

Приложение 15 – Образец заявления на материальную помощь

из средств профкома 187

Приложение 16 – Образец заявления на материальную помощь

из средств Фонда социального развития института 188

Приложение 17 – Образец заявления на компенсацию затрат

на медицинские услуги из средств Фонда социального

развития института 189

Приложение 18 – Образцы заявлений на туристические

поездки и отдых 190


ВВЕДЕНИЕ

Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентопособности всех участвующих в них субъектов, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и, прежде всего, в вузе, где многие проблемы требуют новых решений в свете реформы высшей школы. Необходимо изменить саму структуру отношений между преподавателями и студентами. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство.

Роль куратора академической группы младших курсов вуза заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с другими преподавателями, администрацией и всеми подразделениями вуза, занимающимися воспитательной и внеучебной работой со студентами.

Успех в формировании специалиста во многом зависит от правильно построенного учебно-воспитательного процесса, в котором участвует куратор. Он несет прямую ответственность за подготовку студентов к будущей профессии.

Успех в формировании личности специалиста-выпускника Шахтинского института (филиала) Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) определяется уровнем сформированности самой личности куратора как человека и педагога.

Одной из задач гуманизации педагогического процесса является воспитание высокообразованного и хорошо воспитанного поколения, воспринявшего все достижения созданной человечеством культуры. Нацелить кураторов младших курсов на такую работу, подсказать верные и эффективные пути организации учебно-воспитательного процесса в институте, а следовательно, и разрешения соответствующих проблем общества – в этом состоит цель данного пособия.

Авторы поставили перед собой следующие задачи:

  • расширить знания кураторов о роли наставничества;

  • вооружить методическими подходами и рекомендациями;

  • повысить уровень профессиональной подготовленности кураторов;

  • обеспечить деятельность куратора необходимыми информационно-правовыми материалами и документами.

Глава 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

1.1. Цели и задачи куратора по руководству

студенческой группой

Цели и задачи куратора по руководству студенческой группой могут быть общими и частными. Общие – конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается студент.

Общая цель воспитания достигается посредством ее реализации в системе образовательных структур и решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

  • ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки и жизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях общества, определение своего места и цели жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей личности;

  • формирование менталитета российского гражданина и интеллигента: гражданственности, национального самосознания, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, потребности в благотворительной деятельности, милосердии;

  • воспитание потребности студентов в саморазвитии, освоении художественных и научных достижений общечеловеческой и национальной культуры, формировании чувства меры, вкуса, стиля самореализации, позволяющего творчески участвовать в культурной жизни российского общества;

  • приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, развитие навыков адекватной самооценки, оценки результатов своей деятельности;

  • выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специальных способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;

  • воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости и важной жизненной ценности, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни, укреплении душевного и физического здоровья, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.

1.2. Принципы воспитания

1.2.1. Принцип гуманистической ориентации воспитания

Этот принцип требует рассмотрения студента как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье студента.

Условиями реализации данного принципа являются:

  1. добровольность включения студента в ту или иную деятельность;

  2. вера каждого студента в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;

  3. оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

  4. предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

  5. готовность студентов к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;

  6. учет интересов студентов, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

  • опора на активную позицию студента, его самостоятельность и инициативность;

  • в общении со студентом должно доминировать уважительное отношение к нему;

  • куратор должен не только призывать студента к добру, но и быть добрым;

  • куратор должен защищать интересы студента и помогать ему в решении его актуальных проблем;

  • поэтапно решая воспитательные задачи, куратор должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому студенту;

  • защита студента должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности куратора;

  • в группе и других объединениях студентов куратор должен формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства студентов.

1.2.2. Принцип социальной адекватности воспитания

Этот принцип требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у студентов прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации принципа являются:

  • взаимосвязь воспитательных задач вуза и задач социального развития демократического общества;

  • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на активность студента;

  • обеспечение комплекса социально-педагогической помощи студентам;

  • ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;

  • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, особенности учебного заведения и т.п.);

  • коррекция воспринимаемой студентами разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

  • куратор должен корректировать негативное влияние на студента окружающей среды;

  • все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.

1.2.3. Принцип индивидуализации воспитания студентов

Принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого студента, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение студентов в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому студенту для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • мониторинг изменений индивидуальных качеств в студенте;

  • определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность студента;

  • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого студента;

  • учет индивидуальных качеств студента, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

  • предоставление возможности студентам в самостоятельном выборе способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • работа, проводимая с группой студентов, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

  • успех воспитательного воздействия при работе с одним студентом не должен негативно влиять на воспитание других;

  • осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах каждого студента.

1.2.4. Принцип социального закаливания студентов

Принцип предполагает включение студентов в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • проблемы отношений студентов надо решать со студентами, а не за них;

  • студент не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;

  • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

  • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

  • нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

1.2.5. Принцип создания воспитывающей среды

Этот принцип требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы способствовали социализации студента.

Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива группы педагогов и студентов, сплочении этого коллектива. В каждой группе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в вузе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается студентами и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Реализация принципа возможна при следующих условиях:

  • выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и студентов;

  • определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

  • развитие студенческого самоуправления, инициативы и самостоятельности студентов;

  • формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);

  • неповторимость учебного заведения (каждый вуз должен иметь свое лицо);

  • наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и студентов.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

  • вуз для студента должен быть вторым родным домом, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива института;

  • педагоги и студенты – члены одного коллектива – помогают друг другу;

  • общая цель вуза – цель каждого педагога и студента;

  • необходимо реально доверять студентам, а не играть с ними в доверие;

  • каждый член коллектива вуза должен быть творцом отношений и новых дел;

  • равнодушный педагог рождает равнодушных студентов.

Перечисленные принципы, условия и правила отражают суть подхода к организации учебно-воспитательного процесса в ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ).

1.3. Функции куратора

Преподаватель, выступающий в качестве куратора студенческой группы, реализует свои функции относительно как к студенческой группе в целом, так и к отдельным студентам. Он решает задачи в соответствии со спецификой сложившихся взаимоотношений между студентами, строя отношения с каждым студентом с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности куратора – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты студента, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий студентов по решению учебных вопросов.

Содержание деятельности куратора определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в студенческой группе. Существует несколько групп функций.

К первой группе относятся педагогические и социально-гуманитарные функции. Эти функции направлены на создание условий для социального развития студентов, ориентированы на помощь студенту как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить такие, которые определяют основное содержание деятельности куратора:

  • воспитание студентов;

  • социальная защита студентов.

Перед куратором стоит задача интегрировать усилия всех преподавателей, направленные на реализацию этих функций.

Главное назначение организаторской функции – поддержка инициативы, связанной с совершенствованием микросреды вуза и самих студентов. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию студентов куратором, сколько на помощь им в самоорганизации.

Куратор организует познавательную, трудовую, эстетическую деятельность студентов, а также их свободное общение, являющееся частью досуга.

Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающей не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед студенческой группой задач.

Целью кураторов студенческих групп младших курсов является активизация процесса профессиональной адаптации студентов, под которой необходимо понимать сложный, многокомпонентный процесс целеустремленного и активного вхождения студентов в учебную деятельность, включающий в себя овладение комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, приобщение к требованиям, нормам и ценностям посредством учебно-воспитательного процесса, в результате чего у студентов вырабатываются профессиональное сознание и активное положительное отношение к жизни.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности куратора – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой – причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы куратора как со студенческой группой в целом, так и с конкретной группой студентов или отдельным студентом. Контроль работы куратора – это не столько контроль со стороны администрации, сколько самоконтроль.

Коррекция – это всегда совместная деятельность куратора и коллектива студенческой группы в целом, группы или отдельных студентов.

Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности куратора студенческой группы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).

Другие похожие документы..