Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (Политехнический институт императора Петра Великого) проводит 1-3 марта 2006 года Меж...полностью>>
'Инструкция'
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Ленинградской о...полностью>>
'Документ'
Министерство образования Республики Коми приглашает вас принять участие в Республиканской научно-практической конференции, которая состоится в г. Сык...полностью>>
'Документ'
«Молодость без молодости» — новый фильм немолодого уже Френсиса Форда Копполы, снятый им после долгих лет творческого молчания. «Молодость без молодо...полностью>>

Учебная программа курса Владивосток 2003 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет (1)

Главная > Учебная программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОЦИОЛОГИЯ

Учебная программа курса

Владивосток

2003

Министерство образования Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

СОЦИОЛОГИЯ

Учебная программа курса

для студентов всех специальностей

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2003

ББК **.**

Учебная программа по дисциплине «Социология» составлена в соответствие с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов всех специальностей.

Составитель: Шестак О.И., доцент, зав. кафедрой Социальной работы и социологии.

Утверждена на заседании кафедры Социальной работы и социологии…, протокол №

Рекомендована к изданию методическим советом Института Психологии, Педагогики и Социологии ВГУЭС…, протокол №

Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2003

ВВЕДЕНИЕ

Социология изучает человеческое общество и пове­дение людей в социальных обстоятельствах. Она позволяет более отчетливо видеть и объяснять те социальные силы, которые влияют на нашу жизнь. Понятие «социальное», подчеркивающее фактор взаимодействия лю­дей, его влияние на их мысли и поведение в качестве базо­вой характеристики социальной жизни, является ключевым в определении социологами предмета своей науки.

Социология тесно связана со здравым смыслом, т.е. с представлениями людей о мире и о себе, складывающимися на основе повседневного опыта, некритически сочетающими наивный реализм и господствующие в данном обществе сте­реотипы. Социолог изучает человеческие действия, которые уже были названы и обдуманы, пусть недостаточно связно и внятно, самими действующими лицами еще до того, как он приступил к их изучению. Но в отличие от обыденного знания индивидов о самих себе социология представляет собой научное знание, по­скольку изучает эмпирические факты и выстраивает опре­деленные теоретические системы на основе доказательств и логических аргументов. Вместе с тем она содержит прису­щие гуманитарному знанию такие особенности, как интерпретативность, условность прогнозов и выводов.

Необходимо проводить различие между социальны­ми и социологическими проблемами. Первые ориентиро­ваны на решение практических задач прежде всего теми, кто наделен властью; вторые носят теоретический, методо­логический характер, нацелены на осмысление того, что про­исходит в рамках социального взаимодействия, как действует система в целом, каковы исходные предпосылки ее суще­ствования и за счет каких средств поддерживается ее един­ство. Даже если социолог занимается решением конкрет­ной социальной проблемы, он стремится понять социальную ситуацию в целом, ценности и способы действия всех уча­ствующих в ней сторон. Умение видеть любую ситуацию как бы со стороны, отстраненно, беспристрастно является отли­чительной чертой социологического сознания.

Фундаментальные социологические вопросы можно сформулировать следующим образом: 1) как возможно об­щество в форме устойчивой целостности; 2) как взаи­мосвязаны индивид и общество.

Курс «Социология» изучается студентами всех специальностей всех форм обучения.

Необходимость введения в учебный процесс курса «Социология» определяется государственными задачами России в сфере совершенствования высшего образования в процессе становления правового государства и российского гражданского общества, перехода к социальным отношениям нового типа. Вынужденный поиск путей решения обострившихся в 1990-е годы социальных проблем доказывает необходимость настоятельно заняться изучением социальных отношений и их слагаемых в современном российском социуме.

В общей сложности, указанные выше обстоятельства предопределяют не только актуальность, но теоретическую и практическую целесообразность учебного курса «Социология».

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как, «экономика», «политология», «статистика», «право», «психология», «философия», «история», «культурология», «антропология», «демография» и т.д.

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для понимания происходящих процессов и явлений в общественной жизни, умения объективно оценивать социально-экономическое состояние российского общества, ориентироваться в его внутренних проблемах, определять конфликтные ситуации в социальной сфере и находить пути их решения.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к дисциплине «Социология».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

Цели изучения социологии один из авторов первых конкурсных учебников С.С. Фролов сформулировал так:

Необходимо, чтобы студенты, открывая для себя одну из са­мых молодых и содержательных наук об обществе:

- освободились от представлений об этой науке только как прикладной, занимающейся проведением опросов и изучением общественного мнения;

- смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть зна­комые всем и обыденные отношения между людьми и их объе­динениями. При этом должно сложиться социологическое виде­ние окружающей действительности, возникнуть интерес к изу­чению социальных проблем;

- получили навыки научного анализа, беспристрастного объек­тивного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления;

- получили ответы на вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия1.

Курс «Социология» изучается студентами всех специальностей и всех форм обучения в течение одного семестра и включает все формы аудиторных за­нятий (34 ч. отводится на лекции и 17 ч. - на семинары), а также самостоятельную работу студентов.

Изучение курса предполагает комплексное использование разных форм работы: прослушивание лекций с последующей работой над ними, выполнение письменных заданий (написание контрольных и экспресс-контрольных работ, рефератов; составление конспекта-схемы; аттестационное тестирование), участие в семинарах, самостоятельная работа с источниками, индивидуальные консультации студентов с пре­подавателем.

Для студентов младших курсов данная дисциплина представляет особую трудность. Это обус­ловлено сложностью теоретических положений, недостаточной разра­ботанностью и дискуссионностью ряда вопросов, насыщенностью фак­тическим материалом.

На семинарах (17 ч.) студенты под руководством преподавателя систематизируют и закрепляют свои знания по конкретным разделам курса, приобретают и закрепляют навыки самостоятельного изучения предмета.

Завершая работу над курсом в конце семестра, студенты сдают зачет. Итоговый зачет сдается в форме тестирования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Социология как наука об обществе

Понятие социологии. Определение социальных фактов. Социологические подходы к изучению общества /демографический, психологический, коллективистический, культурологический, изучение взаимоотношений/. Предмет и объект социологии. Структура социологии. Общая социологическая теория. Теории среднего уровня. Микро- и макросоциология. Характеристика социологических исследований /понятие теории и гипотезы/. Функции социологии /прогностическая, преобразовательная, познавательная, критическая, мировоззренческая/.

Тема 2. Основные этапы становления и развития социологии

Основные подходы к периодизации истории социологии. Хронологические этапы становления социологии. Социально-теоретические предпосылки формирования социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории /Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, К. Маркс/. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Тема 3. Методы социологических исследований

Понятие метода и методологии в социологии. Понятие первичных и вторичных методов социологического исследования. Программа социологического исследования. Социологический опрос /Понятие генеральной и выборочной совокупности. Анкета и виды анкетных вопросов. Виды социологического опроса. Социометрический опрос/. Социологическое наблюдение /Контролируемое и неконтролируемое, включенное и простое/. Социологический эксперимент: характерные черты. Методы анализа документов.

Тема 4. Общество как социальная система

Понятие социальной системы. Основные характеристики социальной системы. Теории социальных систем /Системный анализ Т. Парсонса; методология анализа социальных систем Р. Мертона; Постфункционализм Н. Лумана, виды систем по Н. Луману/. Условия стабильности социальной системы. Структура и исторические типы обществ: традиционное и современное общество.

Тема 5. Культура и её основные элементы

Понятие культуры и ее сущность. Функции культуры в обществе. Основные черты и элементы культуры /Понятия, отношения, ценности, правила/. Соотношение доминирующей культуры и субкультур. Функции и дисфункции субкультур. Контркультура. Культура-захватчик. Феномен массовой культуры, её черты и признаки.

Тема 6. Личность как субъект и объект общественных отношений

Социологическое понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Социализация личности. Виды социализации. Основные теории социализации личности. Агенты социализации. Социальный статус и социальная роль. Виды социальных статусов. Понятие ролевого набора. Основные характеристики социальных ролей по Т. Парсонсу.

Тема 7. Социальная стратификация

Понятие социального статуса. Понятие неравенства и стратификации. Типы стратификации /общество с предписанной стратификацией, общество равных возможностей/. Основные теории социальной стратификации /а) Марксистская; б) Теория М. Вебера; в) Функционалистская; г) Современные теории социальной стратификации/. Особенности стратификации современного российского общества. Понятие и виды социальной мобильности /индивидуальная, групповая, вертикальная, горизонтальная, структурная/.

Тема 8. Социальные группы и формальные организации

Понятие социальных отношений. Понятие социальной группы. Основные признаки социальной группы /межличностная коммуникация, членство, взаимозависимость, цель существования, мотивация, структурные отношения, взаимовлияние/. Типы взаимоотношений в группах по П. Сорокину. Виды социальных групп. Первичные и вторичные социальные группы. Лидерство в группе и его основные типы. Понятие формальных организаций. Типология формальных организаций по М. Веберу. Бюрократия и ее характерные черты. Понятие неформальных организации.

Тема 9. Социология девиантного поведения

Понятие социального поведения. Социальные нормы и ценности как регуляторы социального поведения. Нормы-ожидания и нормы-правила. Понятие девиантного поведения. Формы девиантного поведения. Основные компоненты девиации. Основные теории девиантного поведения. Виды девиантного поведения /нарушения дисциплины, преступления, психические заболевания/. Психические заболевания как особая форма девиантного поведения. Функции девиантов в обществе.

Тема 10. Теория социального контроля

Понятие социального контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. Стили социального контроля /карающий, компенсирующий, терапевтический, регулирующий/. Формы социального контроля /недействие, унилатеральный контроль, билатеральный контроль, трилатеральный контроль, судебный процесс/. Уровни эффективности социального контроля.

Тема 11. Социальные институты и их роль в жизни общества

Понятие социальных институтов. Формальные и неформальные социальные институты. Понятие институционализации. Основные институты социальной системы. Условия возникновения и существования социальных институтов. Функции социальных институтов в обществе.

Перечень тем семинарских занятий

Тема1. Социология как наука

  1. Дать определение социологии как науки. Что дает право называть социологию наукой? Что такое междисциплинарная матрица?

  2. Дать определение объекта и предмета современной социологии.

  3. Что такое социологические законы? Тождественны ли они законам социальным?

  4. Какова структура социологии? В чем проявляется соотношение теоретической и эмпирической социологии?

  5. Дать общую характеристику (предмет, объект, основные положения) наиболее распространенным специальным социологически теориям (социология семьи и брака, социология образования, политическая социология, социология религии, социология культуры, социология молодежи, социология науки, социология организаций, социология преступности, экономическая социология, социология города, социология деревни).

Тема 2. Основные теоретические направления социологии
  1. Основные теоретические направления европейской социологии ХIХ в. /Позитивистская концепция О. Конта и Г. Спенсера, теория «социального факта» Э. Дюркгейма, теория социального действия М. Вебера, теория конфликта, теория структурализации Э. Гидденса/.

  2. Парадигмы современной западной социологии.

  3. Социологическая мысль в России: особенности становления и развития.

Тема 3. Методика прикладных социологических исследований
  1. Понятие прикладных социологических исследований. Виды прикладных социологических исследований.

  2. Основные методы прикладных социологических исследований.

  3. Программа и план прикладного социологического исследования.

  4. Обобщение и анализ результатов исследования.

Тема 4. Общество как социальная система
  1. Понятие и виды социальных систем.

  2. Теория социальной системы Т. Парсонса.

  3. Структурно-функционалистский анализ Р. Мертона.

  4. Общество как социокультурная система.

  5. Особенности системного анализа общества. Понятие открытых и закрытых систем.

Тема 5. Социологическое понимание культуры

  1. Сущность и основные структурные элементы культуры. Производство и распространение культуры.

  2. Взаимодействие культур. Роль традиций и «чужого», стороннего опыта социального развития в формировании культуры конкретного общества.

  3. Могут ли межгосударственные отношения выходить за рамки культуры? Правомерны ли понятия: «культура фашизма», «культура терроризма», «культура геноцида»?

  4. Архетипы в структуре национальных культур. Влияние глобализации на развитие национальных культур.

Тема 6. Социальная стратификация
  1. Социальное неравенство, его природа и виды, проявление в обществах разного типа. Классические теории, объясняющие классовое неравенство (М. Вебер и К. Маркс). Этническое и расовое неравенство. Проблемы социального равенства и социальной справедливости.

  2. Основные понятия стратификационного анализа (социальный класс, социальный слой, социальная группа).

  3. Стратификационные теории в зарубежной социологии (М. Вебер, К. Маркс, Э. Гидденс, Л. Уорнер) и в России (П. Сорокин, Т. Заславская)

  4. Типы стратификационных систем: физико-генетическая, рабовладельческая, кастовая, сословная, этакратическая, социально-профессиональная, классовая, культурно-символическая, культурно-нормативная.

  5. Особенности стратификационных процессов Российского общества.

Тема 7. Девиантное поведение и социальный контроль
  1. Социальное поведение и его регулятивные механизмы. Содержательный анализ понятий «норма» и «ценность». Понятие девиантного поведения.

  2. Основные теории и концепции девиантного поведения (Концепция врожденности преступного поведения Ч. Ломброзо, Концепция генетической предрасположенности к деликвентному поведению П. Ждекобса, Теория аномии Э. Дюркгейма, теория аномии Р. Мертона, теория стигматизации И. Гофмана, концепция девиантной карьеры Г. Беккера).

  3. Типология девиантного поведения. Деликвентная субкультура и «девиантная карьера».

  4. Институты социального контроля и их функции.

  5. Проблемы пропорциональности девиантного поведения и социального контроля.

Тема 8. Социальные институты и их роль в жизни общества.
  1. Понятие социального института. Истоки и условия институционализации.

  2. П. Бергер и Т. Луман о психологических, социальных, культурных источниках институционализации.

  3. Виды социальных институтов. Их функции, взаимодействие, развитие.

  4. Внеинституциональные формы социального поведения.

МЕТОДИЧСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

С первого дня занятий студентам необходимо вести постоянную работу над материалами курса, не оставляя их изучение на пос­ледние недели перед зачетом.

С первого дня занятий необходимо активно работать с лекциями. Это значит, что каждую лекцию следует конс­пектировать. После лекции, лучше в тот же день, необходимо про­вести дополнительную работу с текстом конспекта: внимательно про­читать его, расшифровывая все сокращения и пропуски; дополнить записи материалами из других источников, рекомендованных препода­вателем; выделить все непонятные места и в дальнейшем выяснить их при индивидуальной консультации с преподавателем; отметить в тек­сте и выписать в словарь все новые понятия, термины и названия для последующего их запоминания.

В процессе подготовки к практическим занятиям и в процессе самостоятельной работы над курсом студентам необходимо ознакомиться с социологическими источниками.

Основными для самостоятельной работы студентов с курсом при подготовке к практическим занятиям должны стать следующие источники:

Тема1. Социология как наука

  1. Бурдье П. Оппозиции современной социологии //Социологические исследования. 1996. №5.

  2. Вебер М. Основные социологические понятия //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  3. Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания //Социологические исследования. - 1997. № 6.

  4. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса //Социологические исследования. - 1998. - № 12.

Тема 2. Основные теоретические направления социологии
  1. Дюркгейм, Эмиль. Социология: Ее предмет, метод, предназначение /Пер. с фр., сост., послесловие и примечание А.Б.Гофмана. - М.: Канон, 1995.

  2. Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах. Т. 2.: Современные социологии /Отв. ред. А.О. Бороноев. - СПб.: Алетейя, 1997.

  3. Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра //Социологические исследования. - 1999. - № 7.

Тема 3. Методика прикладных социологических исследований
  1. Ньюман Л. Неопросные методы исследования //Социологические исследования. - 1998. - № 6. - С.

  2. Ядов В.А.Стратегия социологического исследования. Описание, объяснения, понимание социальной реальности: Учебник для вузов /В.А.Ядов. – 5-е изд., доп. - М.: Добросвет: Университет, 1998.

  3. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы /В.А.Ядов. - Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995.

Тема 4. Общество как социальная система
  1. Крозье К. Основные тенденции современных сложных обществ //Социально-политический журнал. - 1992. №6/7.

  2. Луман Н. Понятие общества //Проблемы теоретической социологии. - СПб., 1994.

  3. Парсонс Т. Понятие общества. Компоненты и их взаимоотношения //РЖ «Социология». - 1993. № 3-4.

  4. Теория общества: Фундаментальные проблемы /Под ред. А.Ф. Филиппова. - М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 1999.

Тема 5. Социологическое понимание культуры

  1. Гудков Л.Д., Дубинин Б.В. Конец харизматической эпохи. Печать и изменения в системах ценностей общества //Свободная мысль. - 1993. № 5.

  2. Покровский Н.Е. Социология, социологическая культура и их место в современном российском обществе //Общественные науки и современность. - 2002. - № 2.

  3. Рукавишников В.О. и др. Мораль в сравнительном измерении //Социологические исследования. - 1998. - № 6.

  4. Шмидт В.Р. и др. Массовая и элитарная культура в зеркале гендерного подхода //Социологические исследования. - 2000. - № 7.

Тема 6. Социальная стратификация
  1. Вебер М. Основные понятия стратификации //Социологические исследования. - 1994. № 5.

  2. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура //Социологические исследования. - 1992. № 11.

  3. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России.: (опыт анализа проблемы) //Социологические исследования. - 1998. №7.

  4. Ильин В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917 – 1996 гг.: Опыт конструктивистско-структуралистского анализа. Сыктывкар, 1996.

  5. Радаев В.В., Шкартан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. - М., 1996.

Тема 7. Девиантное поведение и социальный контроль
  1. Вингендер И. Аномия и девиация в венгерском обществе //Социологические исследования. - 2001. - № 3.

  2. Дриль Д.А. Уголовная социология: Фрагменты работ разных лет //Журнал социологии и социальной антропологии. - 2002. - № 4.

  3. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. - 1992. № 2,3,4.

  4. Осипова О.С. Девиантное поведение: Благо или зло? // Социологические исследования. - 1998. № 9.

  5. Садков Е.В. Маргинальность и преступность //Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 43-47.

Тема 8. Социальные институты и их роль в жизни общества.
  1. Гавра Д.П. Социальные институты //Социально-политический журнал. - 1998. № 2.

  2. Теория общества: Фундаментальные проблемы /Под ред. А.Ф. Филиппова. - М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 1999.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа курса Владивосток 2003 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет (2)

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Инновационный менеджмент » составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации».
  2. Учебная программа курса Владивосток 2003 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России.
  3. Учебная программа курса Владивосток 2004 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (1)

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Государственный и муниципальный долг» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России, предназначена для студентов специальности 060400 «Финансы и кредит» со специализацией
  4. Учебная программа курса Владивосток 2004 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет (1)

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей 230100 Сервис транспортных и технических машин и оборудования
  5. Учебная программа курса Владивосток 2005 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Социальная демография» составлена в соответствие с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей 040101 «Социальная работа» и 040102 «Социальная антропология».

Другие похожие документы..