Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
В соответствии с основными понятиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» под экологической безопасностью понимается состояние защищеннос...полностью>>
'Документ'
Начало приватизации  активирование превращения колхозов в фермерские хозяйства и АО. Сейчас соседствуют все формы производства, ни одна не господств...полностью>>
'Кодекс'
Материалы для доклада Сессии МАГ «Семейная политика в крупных городах: опыт реализации, перспективы», предоставляемые муниципальным образованием горо...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Досвід людини - сукупність практично засвоєних знань, умінь і навичок. Об'єктивним джерелом досвіду є циклічне повторення будь-якої діяльності. Специ...полностью>>

Положение об аттестации

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Положение об аттестации.

  1. Общие положения.

1.1 Аттестация работников предприятия (организации) – это проводимая в установленном законодательством порядке оценка результатов деятельности и определение деловых качеств и квалификации работников с целью выявления их соответствия занимаемой должности, а также возможности дальнейшего служебного продвижения.

1.2 Аттестации подлежат __________________________________ категории работников.

1.3 Сроки проведения аттестации. Аттестация проводится _______________

не чаще__________________ , но не реже __________________________ .

1.4 Основные задачи аттестации. Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности предприятия (организации) в сфере подбора, повышения квалификации и расстановки кадров, определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия их занимаемой должности, а также решению вопроса о присвоении работнику квалификационного разряда.

1.5 Работники, не подлежащие аттестации.

Аттестации не подлежат:

- работники, проработавшие на предприятии (в организации) менее года;

- достигшие предельного возраста, установленного для данной должности (профессиональной группы);

- беременные женщины;

- женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

1.6 Аттестация указанных служащих проводится не ранее, чем через год после выхода из отпуска или в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда, назначения на должность и по конкурсу, после сдачи квалификационного экзамена, окончания курсов повышения квалификации или переподготовки.

  1. Аттестационная комиссия

Аттестацию работников предприятия (организации) осуществляют аттестационные комиссии.

    1. Образование и состав аттестационной комиссии.

2.1.1. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Количественный персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются приказом руководителя предприятия. В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровой и юридической служб предприятия ___________________________. В состав аттестационной комиссии может включатся представитель соответствующего профсоюзного органа.

2.1.2. В зависимости от специфики должностных обязанностей работников, подлежащих аттестации, может быть создано несколько аттестационных комиссий.

2.2. Порядок изменения состава аттестационной комиссии.

Изменения в состав аттестационной комиссии вносятся лицом, утвердившим комиссию.

2.3. Председатель аттестационной комиссии:

      1. Председательствует на заседаниях аттестационной комиссии.

      2. Организует работу аттестационной комиссии.

      3. Распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии.

      4. Определяет по согласованию с членами комиссии порядок рассмотрения вопросов.

      5. Ведет личный прием работников, проходящих аттестацию, организует работу членов аттестационной комиссии по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб аттестуемых работников.

      6. Осуществляет другие полномочия.

    1. Замещение временно отсутствующего председателя аттестационной комиссии. В случае временного отсутствия (болезни, отпуска, командировки и другой уважительной причины) председателя аттестационной комиссии полномочия председателя комиссии по его поручению осуществляет заместитель председателя комиссии либо один из членов аттестационной комиссии.

    2. Порядок работы аттестационной комиссии.

      1. Заседания аттестационной комиссии созываются председателем комиссии.

      2. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

3. Подготовка к аттестации

    1. Назначение сроков аттестации. Список лиц, подлежащих аттестации, и график проведения аттестации утверждается руководителем предприятия (организации) и доводится до сведения до каждого аттестуемого работника не менее чем за месяц до начала аттестации.

    2. График проведения аттестации. В графике проведения аттестации указываются:

      1. Наименование подразделения, в котором проводится аттестация.

      2. Дата и время проведения аттестации.

      3. Дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующего подразделения.

    3. Отзыв (характеристика) непосредственного руководителя.

      1. Не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию предоставляется отзыв (характеристика) на подлежащего аттестации работника, подписанный его непосредственным руководителем. Отзыв (характеристика) должен содержать сведения о работнике согласно образцу (приложение 1)

      2. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию предоставляется отзыв (характеристика) о работнике и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

3.4. Ознакомление с документами. Кадровая служба предприятия (организации) не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить работника с предоставленным отзывом (характеристикой) о его служебной деятельности. При этом аттестуемый работник в праве представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с предоставленным отзывом.

4. Проведение аттестации

    1. Заседание аттестационной комиссии.

      1. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого работника.

      2. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

      3. Порядок рассмотрения вопросов, вынесенных на заседание комиссии, определяется председательствующим по согласованию с членами аттестационной комиссии.

      4. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения работника, а при необходимости – его непосредственного руководителя, других лиц, участвующих в заседании комиссии.

Аттестационная комиссия в целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленным аттестуемым дополнительных сведений о его служебной деятельности за предшествующий период и его заявления о несогласии с представленным отзывом вправе перенести аттестацию на очередное заседание комиссии.

    1. Оценка деятельности аттестуемого.

      1. Обсуждение профессиональных и личностных качеств работника применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.

      2. Оценка деятельности работника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. При этом должны учитываться профессиональные знания служащего, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка, а также в отношении в отношении соответствующей группы должностей организаторские способности.

    2. Порядок принятия решений комиссии.

      1. Решение об оценке профессиональных и личностных качеств работника, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого открытым или тайным голосованием, простым большинством голосом присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.

      2. При равенстве голосов работник признается соответствующим занимаемой должности.

      3. Проходящий аттестацию работник, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании не участвует.

4.4. Аттестационный лист.

      1. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимавшими участие в голосовании.

      2. Аттестованный работник знакомится с аттестационным листом под расписку.

      3. Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, и отзыв на него хранятся в личном деле работника.

5. Решения, принимаемые по результатам аттестации

    1. Оценка деятельности работника. В результате аттестации работнику дается одна из следующих оценок:

      1. Соответствие занимаемой должности.

      2. Соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности.

      3. Не соответствует занимаемой должности.

    2. Рекомендации аттестационной комиссии.

      1. Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя предприятия (организации) мотивированные рекомендации о повышении работника в должности, присвоении очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), о включении в резерв на выдвижение на выше стоящую должность.

    3. Решения, принимаемые руководителем предприятия (организации).

      1. Результаты аттестации работника представляются руководителю предприятия (организации) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

      2. Руководитель предприятия (организации) с учетом результатов аттестации принимает решение:

  • о повышении работника в должности;

  • о присвоении работнику в установленном порядке очередного квалификационного разряда;

  • об изменении надбавки работнику за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы);

  • о включении работника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.

      1. Работник в случае признания его не соответствующим занимаемой должности направляется на повышение квалификации или переподготовку либо с его согласия переводится на другую должность.

      2. Увольнение по результатам аттестации. При отказе работника от повышения квалификации, переподготовки или перевода на другую должность руководитель предприятия (организации) вправе принять решение об увольнении работника в соответствии с действующим законодательством.

    1. Сроки принятия решений по результатам аттестации.

      1. Решения, предусмотренные п. 3 настоящего положения принимаются руководителем предприятия (организации) не позднее чем через два месяца со дня аттестации работника

      2. По истечении указанного срока уменьшению работнику надбавки за особые условия работы (сложность, напряженность, специальный режим работы), перевод его на другую должность или увольнение по результатам данной аттестации не допускаются.

      3. Время болезни и отпуска работника в двухмесячный срок не засчитываются.

    2. Порядок рассмотрения трудовых споров. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

    3. Подведение итогов аттестации. Аттестационная комиссия готовит итоговый отчет по установленной форме. После проведения аттестации работников издается распоряжение (или иной акт) предприятия (организации), в котором рассматриваются результаты аттестации, утверждается план мероприятий, направленных на улучшение эффективности работы основных категорий персонала организации, выполнению рекомендаций аттестационной комиссии, предложений работников, поступивших в ходе аттестации.

Методические рекомендации по проведению аттестации

Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов, занятых подготовкой и проведением аттестации.

Для проведения аттестации руководитель организации приказом назначает председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии (или комиссий, если их несколько).

Процедура аттестации – одна из ключевых в системе управления персоналом. Аттестация проводится в соответствии с утвержденным руководством организации положением и «работает» не только на тактические, но и стратегические цели.

Аттестация работников проходит в три этапа:

  1. Подготовка к проведению аттестации.

  2. Проведение аттестации.

  3. Подведение итогов аттестации.

Содержание работы на каждом этапе имеет свою специфику, которая определяется положением о проведении аттестации и задачами, которые решаются работниками, отвечающими за подготовку и проведение аттестации руководителей и специалистов.

Проведение аттестации предлагается как решение ряда организационных вопросов, так и работу с информацией, поступающей в аттестационную комиссию. В целом, можно выделить три крупных направления работы:

  1. Подготовка информации, которая позже будет представлена в аттестационную комиссию. Работники, подлежащие аттестации, их непосредственные руководители или члены аттестационной комиссии заполняют необходимые стандартные формы.

  2. Сбор и проверка информации на аттестуемых для последующего представления в аттестационной комиссии.

  3. Проведение заседаний аттестационной комиссии в соответствии с установленным графиком и подготовка заключений по каждому аттестованному работнику.

Характеристики успешной аттестации

  • Это составная часть системы управления персоналом организации.

  • Она не ограничивается лишь выяснением степени соответствия работников занимаемой должности.

  • Среди важнейших ее целей – выявление путей повышения отдачи от людей, работающих в организации.

  • Руководитель и члены аттестационной комиссии действуют скорее как советчики, консультанты, помощники, чем как прокуроры, выносящие обвинение.

  • Она нацелена скорее на то, чтобы выяснить, что следует делать в будущем для улучшения и повышения эффективности работы, чем на то, что было сделано плохо или неправильно в прошлом.

  1. Цели аттестации

Основной смысл оценки работы персонала состоит в том, чтобы на ее основе руководство организации имело возможность определить, в какой степени рабочие результаты оцениваемых работников соответствуют установленным требованиям, а организация могла создать такие программы управления персоналом (стимулирование труда, работа с резервом, обучение и развитие работников, кадровое планирование и др.), которые позволили бы более полно использовать потенциал человеческих ресурсов организации. Организация не может использовать имеющиеся в ее распоряжении человеческие ресурсы максимально эффективно, не имея в своем распоряжении системы оценки эффективности труда работников, которая на регулярной основе используется при подведении итогов.

Аттестация работников компании – это оценочная процедура, преследующая одновременно 5 групп целей:

  • административные цели;

  • оценка качества управленческой деятельности;

  • предоставление работникам обратной связи о степени соответствия их рабочих показателей требованиям организации;

  • развитие работников;

  • совершенствование процесса управления персоналом.

Рассмотрим более подробно основное содержание каждой из выделенной групп целей.

Административные цели

Аттестация обеспечивает руководство рациональной основой для принятия таких административных решений в области управления персоналом, как оплата труда, повышение и понижение в должности, перевод на другую работу внутри организации и увольнение.

Для принятия административных решений обычно необходима общая оценка каждого работника, помогающая сравнить работников друг с другом.

Это предполагает оценку различных аспектов профессиональной деятельности работников. В систему оценки включаются не только показатели, отражающие специфику выполняемой работы, оценка часто предполагает учет тех условий, в которых выполняется оцениваемая работа.

Оценка качества управленческой деятельности

Аттестация призвана выяснить, в том числе, насколько успешно, насколько качественно решаются управленческие задачи, то есть те задачи, от качества решения которых в значительной степени и зависят результаты работы аттестуемых, их мотивация и отношение к работе. Это в первую очередь задачи, относящиеся к следующим сферам деятельности:

  • Планирование деятельности и распределение ресурсов;

  • Управление в критических ситуациях;

  • Работа с документами;

  • Обучение подчиненных;

  • Уровень сотрудничества между руководителями и подчиненными;

  • Организация взаимодействия с другими подразделениями организации;

  • Трудовая мораль;

  • Инновации.

Оценивая работу различных категорий персонала в ходе аттестации, мы получаем важную информацию, позволяющую, кроме всего прочего, оценить работу их руководителей и установить, какие недостатки в работе зависят от исполнителя, а какие являются следствием неудовлетворительного качества управления.

Предоставление работникам обратной связи о степени соответствия их рабочих показателей требованиям организации

Аттестация дает работнику обратную связь со стороны руководства о том, как он выполняет свою работу. Такая обратная связь призвана направлять усилия работников в нужном направлении, проясняя требования, предъявляемые к их работе, и мотивировать их к улучшению своих рабочих показателей. Если работник видит, что выполнение той работы, которая не указана в его должностных инструкциях, получило положительную оценку, не зависимо от того, была ли эта оценка формальной или неформальной, то он будет продолжать выполнять эту работу. И наоборот, задания, которые указанны в должностных инструкциях, но выполнение которых не замечают или не оценивают, могут игнорироваться работником. Таким образом, оценка аттестационной комиссией работы и трудового поведения аттестуемого, кроме всего прочего, позволяет работнику прояснить содержание своей профессиональной роли. Особенно это важно для новых работников, так как это позволяет им лучше понять ожидания руководства и устанавливаемые организацией стандарты выполнения работ.

Развитие работников

Хотя аттестация и может помочь определить потребность работника в обучении и развитии, однако если это лишь интегральная или усредненная количественная оценка, выраженная в баллах, то в этом случае при ее использовании организация сталкивается с определенными ограничениями.

Это положение можно пояснить на простом примере. Предположим, у школьника в дневнике стоят следующие отметки за год: одна «пятерка», две «четверки», три «тройки» и две «двойки». Если мы посчитаем средний балл этого ученика, то получим 3,25. Эта общая оценка может быть основанием для принятия решения о переводе в следующий класс или допуске к экзаменам (административные цели), но она мало что может сказать классному руководителю или родителям о том, где у этого ученика пробелы, на какие темы он должен обратить особое внимание, чтобы повысить успеваемость (цели развития).

Дифференцированная оценка работы аттестуемых позволяет выявить, что именно в их профессиональной деятельности требует улучшения. Оценка лишь тогда позволяет увидеть пути реального повышения эффективности работы персонала, когда она не ограничивается лишь констатацией существующего положения. Оценка должна работать на будущее, на перспективу, на развитие работников.

Оценивая работу аттестуемых, важно учитывать их индивидуальные характеристики. Для этого следует формальную оценку дополнить неформальной. Неформальная оценка работы аттестуемых может проходить в следующих формах:

  • обсуждение планов работы и путей достижения намеченных целей;

  • подведение итогов работы за определенный период;

  • консультирование, призванное выявить ограничения, препятствующие выполнению работы в соответствии с установленными требованиями;

  • высказывание замечаний работнику, направленных на предотвращение в будущем нежелательных образцов рабочего поведения;

  • похвала, направленная на закрепление желательных образцов рабочего поведения, способных привести к высоким рабочим результатам.

Оценка рабочего поведения аттестуемых позволяет наметить те направления индивидуальной работы, которые помогут работнику сформировать необходимые установки и лучше усвоить требования профессиональной роли – то есть требования, которые предъявляются к работнику, выполняющему данные должностные обязанности.

Совершенствование процесса управления персоналом

Аттестация может использоваться как один из методов контроля за работой персонала с целью поддержания установленных стандартов работы. Если по итогам аттестации выясняется, что работа персонала не соответствует этим стандартам, то организация в зависимости от выявленных причин неудовлетворительной работы может предпринять следующие шаги;

  • реорганизация процесса труда: упрощение работ, изменения организации труда и др.;

  • изменение норм выработки или требований к рабочим показателям конкретных категорий работников;

  • обучение, повышение квалификации или переобучение работников;

  • разработка и внедрение программ, направленных на повышение уровня мотивации и приверженности персонала своей организации;

  • перемещение на другие должности работников, не справляющихся со своими обязанностями.

Анализ информации по оценке рабочих показателей персонала имеет важное значение для выявления недоработок, слабых мест, ошибок и своевременной корректировки программ в сфере управления персоналом. Эта информация может быть использована для совершенствования системы привлечения и отбора кадров, обучения и развития работников, повышения уровня мотивации работников.

  1. Подготовка к проведению аттестации

К подготовительным мероприятиям в первую очередь относится проведение руководством организации совещания для постановки целей перед членами аттестационных комиссий и руководителями подразделений. Цели аттестации, те приоритеты, которым следует придавать наибольшее значение, процедура и условия проведения аттестационных собеседований – это те вопросы, в отношении которых у работников организации, участвующих в подготовке и проведении аттестации, должно быть общее понимание.

Другим важнейшим направлением подготовительной работы является проведение семинара для членов аттестационных комиссий и всех руководителей, так или иначе вовлеченных в процесс подготовки и проведения аттестации.

Ключевым направлением работы на подготовительном этапе является доведение до аттестуемых и их непосредственных руководителей стандартных форм, подлежащих заполнению, их заполнение и передача в аттестационную комиссию.

Ответственный за заполнение

Вид документа

Аттестуемый

Отчет аттестуемого

Непосредственный руководитель

аттестуемого

  • отзыв на аттестуемого

  • оценочная форма для оценки работы руководителей

- оценочная форма для оценки работы специалистов

Отдел кадров

- аттестационный лист

Аттестационная комиссия

  • аттестационный лист

  • заключение аттестационной комиссии

  • отчет аттестационной комиссии



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Положение об аттестации по предметам общеобразовательного, профессионально-технического циклов и по производственному обучению

    Документ
    Положение об аттестации по предметам общеобразовательного, профессионально-технического циклов и по производственному обучению; о переводе на следующий курс и выпуске обучающихся КГОУ СПО "Паланский колледж" (далее Колледж)
  2. Положение об аттестации муниципальных служащих в Администрации Чудовского городского поселения

    Документ
    В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», областным законом от 12.07.2007 № 136-ОЗ «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области»
  3. Положение об оценке объектов интеллектуальной собственности согласно приложению №1; Положение об аттестации оценщиков объектов интеллектуальной собственности согласно приложению №2

    Документ
    Примечание: в тексте постановления и положений слова "Государственное агентство по охране промышленной собственности" заменить словами "Государственное агентство по интеллектуальной собственности", согласно ПП271 от 10.
  4. Министерство энергетики и электрификации СССР положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест в энергетике п 34-00-007-86 рд 34. 04. 201

    Документ
    Центральным конструкторским бюро Всесоюзного производственного объединения по ремонту энергетического оборудования, производству и распределению запасных частей (ЦКБ Союзэнергоремонт),
  5. Положение окомиссии службы управления персоналом Восточно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «ржд» по аттестации педагогических и руководящих кадров негосударственных образовательных учреждений ОАО «ржд» Общие положения

    Документ
    Порядок аттестации педагогических работников и руководителей негосударственных образовательных учреждения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее НОУ ОАО «РЖД») определяется примерным положением об аттестации

Другие похожие документы..