Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В сучасних умовах розвиток торговельного та побутового обслуговування населення є одним з найважливіших факторів вирішення соціально-економічних проб...полностью>>
'Бюллетень'
В защиту науки / Рос. акад. наук, Ком. по борьбе с лженаукой и фальсификацией науч. исслед. ; [редкол.: Э.П. Кругляков (отв. ред.) и др.]. - М. : Наук...полностью>>
'Статья'
1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, пр...полностью>>
'Бюллетень'
Практика интродукции оплодотворенной икры каспийских осетровых на осетровые рыбоводные заводы Азовского бассейна, осуществлявшаяся в 1960-1980-х гг., ...полностью>>

Программа элективного курса «Создание информационных моделей на основе субд access» Учитель сш №3 Суслова Е. О. 1 час в неделю (всего по курсу 34 часа)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа элективного курса

«Создание информационных моделей на основе СУБД Access»

Учитель СШ №3 Суслова Е. О.

1 час в неделю (всего по курсу 34 часа)

Процесс получения информации всегда сопровождается построением модели.

Модели позволяют человеку сконцентрировать свое внимание на самом существенном при решении жизненных задач.

Модель нужна для того,

  • чтобы понять, как устроен объект (или как протекает процесс, происходит явление), какова его структура, каковы его свойства, законы развития и функционирования, каково его взаимодействие с окружающим миром;

  • чтобы определить наилучшие способы управления объектом или процессом;

  • чтобы прогнозировать прямые и косвенные последствия функционирования или развития объекта, процесса или явления;

  • модель нужна для организации процесса обучения или самообучения.

Известно, что любой реальный объект бесконечно сложен. Поэтому, описывая в какой-либо форме реальную систему, мы создаем ее информационную модель.

Ни одну область деятельности человека, поддерживаемую информационными технологиями, невозможно представить себе без использования баз данных, помогающих получить быстрый доступ к информации, увеличивая тем самым продуктивность работы. Клиент-серверные приложения, получившие в последнее время широкое распространение, построены на основе баз данных; приложения Internet и intranet могут получать доступ к базам данных, открывая широкие возможности для публикации информации, необходимой широкому кругу пользователей.

Примерами таких приложений могут служить системы выписки счетов, регистрации и учета продукции и т.п.

Успех любого приложения зависит от того, насколько хорошо смоделирована и разработана база данных приложения, поэтому разработке базы данных необходимо уделить много внимания.

База данных создается в несколько этапов, на каждом из которых необходимо согласовывать структуру данных с заказчиком и, что самое важное, подвергать созданную структуру данных экспертизе внутри команды, которая создает систему. Поэтому представление данных должно быть простым и понятным всем заинтересованным лицам.

Обычно разработка модели базы данных состоит из двух этапов: составление логической модели и создание на ее основе физической модели.

Хранимые представления позволяют иметь несколько вариантов представления модели, в каждом из которых могут быть подчеркнуты определенные детали, которые вызвали бы перенасыщение модели, если бы они были помещены на одном представлении. Предметные области помогают вычленить из сложной и трудной для восприятия модели отдельные фрагменты, которые относятся лишь к определенной области, из числа тех, что охватывает информационная модель.

Возможности редактирования весьма широки, так, например, создание отношений возможно при помощи перетаскивания атрибута из одной сущности в другую. Такое редактирование модели позволяет вносить изменения и проводить нормализацию быстро и эффективно.

Возможность использования модели одновременно для логического и физического представления данных позволяет по окончании работы получить полностью документированную модель. Это средство позволяет получать подробные отчеты по модели, освещая самые различные ракурсы и аспекты, позволяющих получать многогранную информацию по модели. Документирование структуры данных является очень важной частью моделирования, т.к. это позволяет другим разработчикам или лицам, которые будут сопровождать систему, быстрее начать ориентироваться во внутренней структуре и понимать назначение компонентов.

Моделирование играет большую роль в разработке успешных информационных систем. Использование баз данных поможет правильно оценить стоящие задачи, предложить адекватное решение и разработать центральную часть любой информационной системы - базы данных - с использованием информации, полученной во время обследования предприятия (моделирование базы данных).

Развитие средств вычислительной техники обеспечило разработку информационных систем для обслуживания различных сфер деятельности. Одной из важных предпосылок создания таких систем стала возможность оснащения их «памятью» для накопления, хранения и систематизация больших объемов данных. В этой связи потребовалось разработать специальные методы и механизмы управления такого рода совместно используемыми ресурсами данных, которые стали называться базами данных. Исследования и разработки, связанные с проектированием, созданием и эксплуатации баз данных, а также необходимых для этих целей языковых и программных инструментальных средств, привели к появлению самостоятельной ветви информатики, получившей название системы управления данными.

Цель курса: одной из профессий, которую может освоить выпускник средней школы является оператор баз данных. Базы данных существуют в любой организации. Самые популярные и массовые решения в данной области базируются на программе Microsoft Access.

Полученные знания позволяют учащимся эффективно использовать возможности Microsoft Access и соответствуют требованиям международной программы сертификации Microsoft Office Specialist.

Описание курса: учащиеся приобретут практические навыки для работы с существующими базами данных и создадут собственную базу с условным названием «Школа».

Программа основана на нескольких принципах:

  • принцип непрерывности;

  • принцип междисциплинарности;

  • принцип доступности изучаемого материала;

  • принцип связи обучения с реальной жизнью.

Структура курса: курс состоит из трех разделов, связанных между собой:

    1. моделирование и формализация;

    2. информационные системы на основе СУБД Access;

    3. практические работы: создание реальных баз данных.

Предполагаемые результаты:

По окончании курса школьники должны знать:

      • Определение и взаимосвязь понятий «модель», «моделирование», информационная модель;

      • Классификацию моделей, виды информационных моделей;

      • Понятия объектов, атрибутов и связей между ними;

  • Как построить модель на основе базы данных;

  • Как планируются и разрабатываются базы данных;

  • Искать дополнительную (экспертную) информацию;

  • Четко отличать реальность от схемы;

  • Принимать решение, оптимальное по нескольким критериям.

По окончании курса школьники должны уметь:

  • Анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;

  • Определять свойства моделей и строить модели с заданными свойствами;

  • Работать с готовыми базами данных;

  • Создавать таблицы и устанавливать связи между ними;

  • Создавать экранные формы для редактирования табличных данных;

  • Создавать запросы для обработки информации из таблиц;

  • Создавать отчеты для анализа и вывода на печать табличных данных.

При выполнении практических работ учащимся предлагается построить и заполнить несколько БД, приближенных к реальной ситуации. Например, База данных школы, в которой предусматриваются различные стороны учета, создание связей между ними, запросов и т.д., а также манипулирование данными в зависимости от конкретной ситуации (инфологическая модель прилагается).

Возможно проектирование и других баз данных, например «Турбюро», «Видеопрокат», «Автосалон» и т. д. Так же ученики могут предложить свой вариант базы и работать с ней.

Программа элективного курса

«Создание информационных моделей на основе СУБД Access»

Техника безопасности и правила поведения (1 час)

Раздел 1. Моделирование и формализация (3 часов).

Понятие модели, виды, этапы моделирования(1 часа), построение и исследование различных моделей 2 часа.

Раздел 2. Информационные системы на основе СУБД Access (18 часов).

Объекты баз данных, основные типы данных, построение, заполнение и работа с таблицами (5 часов). Обработка данных в Access, фильтры и запросы, создание различных типов запросов, связи между таблицами (5 часов). Формы (2 часа). Отчеты (2 часа). Автоматизация баз данных (4 часа).

Раздел 3. Практические работы: создание реальных баз данных (12 часов).

Итого по курсу 34 часа.

Тематическое планирование курса

«Создание информационных моделей на основе СУБД Access»

Тема

К-во часов

1.

Техника безопасности и правила поведения

1

Раздел 1. Моделирование и формализация.

2.

Определение понятия «Модель». Этапы моделирования, виды моделирования.

1

3.

Построение и исследование различных видов моделей.

1

4.

Моделирование с использованием базы данных.

1

Раздел 2. Моделирование на основе СУБД Access.

5.

Технология баз данных при хранении баз данных. Типы отношений между таблицами в базе данных. Назначение основных объектов базы данных Microsoft Access.

1

6.

Создание таблиц в Access: установка типов данных, свойств полей. Проект «Разработка структуры БД «Школа» («Ученик», «Учитель», «Родители», «Администрация»)».

Практическая работа № 1. «Создание таблицы «Ученик»».

1

7.

Работа с полем OLE. Внедрение и связь объектов.

Вставка графических и звуковых файлов.

Проект «Разработка структуры БД «Школа»».

Практическая работа № 2. «Создание таблицы «Учитель»».

1

8.

Поиск данных в таблицах. Освоение приемов поиска данных.

Проект «Разработка структуры БД «Школа»».

Практическая работа № 3. «Создание таблицы «Родители»».

1

9.

Использование подстановок (поля с возможностью выбора из списка). Обработка данных в Access – фильтры и запросы.

1

10.

Сортировка и фильтрация данных в таблицах. Освоение приемов работы с фильтрами.

Проект «Разработка структуры БД «Школа»».

Практическая работа № 4. «Создание таблицы «Администрация»».

1

11.

Создание простых запросов на основе одной или нескольких таблиц.

1

12.

Связи между таблицами

Проект «Разработка структуры БД «Школа»».

Практическая работа № 5. «Разработка и создание связей. Проверка целостности данных.».

1

13.

Запросы-выборки: запрос с критерием поиска. Запрос с параметром. Запрос с вычисляемым полем.

1

14.

Запрос с итогами, групповые операции. Запросы к связанным таблицам.

Проект «Разработка структуры БД «Школа»».

Практическая работа № 6. «Создание различных запросов, удовлетворяющих заданному условию».

1

15.

Создание форм для работы с данными с помощью Мастера и в режиме автоформа. Изменение макета форм в режиме конструктора.

1

16.

Создание формы со списком. Создание составной формы. Проект «Разработка структуры БД «Школа»».

Практическая работа № 7. «Создание форм».

1

17.

Конструирование отчетов. Мастер отчетов.

1

18.

Отчет с группировкой данных. Отчет с итогами.

1

19.

Автоматизация управления базой данных.

1

20.

Создание макросов.

1

21.

Создание пользовательского ниспадающего меню.

1

22.

Практическая работа по теме: «Создание пользовательского ниспадающего меню».

1

Раздел 3. Создание проектов.

Проект №1 «Автосалон».

23.

Моделирование проекта «Автосалон».

1

24.

Создание БД «Автосалон».

1

Проект № 2 «Турагенство»

25.

Моделирование проекта «Турагенство».

1

26-27.

Создание БД «Турагенство».

2

Проект № 3 «Библиотека»

28.

Моделирование проекта «Библиотека».

1

29-30.

Создание БД «Библиотека».

2

Проект № 4. Создание своего проекта.

31

Моделирование проекта.

1

32-33.

Создание БД.

2

34

Итоговый урок.

1

Библиографический список

  1. Информатика: Учебник / Под ред. Н.В.Макаровой – М.:Финансы и статистика, 1997.

  2. И.А.Харитонова, В.Д.Михеева. Microsoft Access 2000. – СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 2000.

  3. М.Грабер. Введение в SQL. – М.:Изд-во «ЛОРИ», 1996.

  4. Газета "Первое сентября /ru

  5. Министерство образования и науки Республики Казахстан http://www.edu.gov.kz/

  6. А.Д. Хоменко «Основы современных компьютерных технологий». М. 2000г.

  7. Ю. Бекаревич, Н.Пушкина «MS ACCESS 2000 ЗА 30 занятий».

  8. В.Гофман, А.Хаменко «Работа с БД в DELPHI».

  9. К.Дэйт «Введение в системы баз данных» К.2000г.

  10. СУБД Microsoft Access 2.0 “Шаг за шагом» М. 1995г.

Разработка урока по информатике

Назначение основных объектов базы данных Microsoft Access. Основные типы данных. Понятие ключа.

Учитель Суслова Е. О.

г. Актобе,

2006

Урок № ______.

Тема урока: Назначение основных объектов базы данных Microsoft Access.

Основные типы данных. Понятие ключа. Отношения.

Цель урока: Ознакомление с основными понятиями СУБД Access. Знакомство с технологии конструирования таблиц.

Тип урока: урок-лекция с демонстрацией в программе Power Point (прилагается).

Задачи:

  1. Образовательная - ознакомить учащихся с основными понятиями баз данных:

таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы и модули. Демонстрация возможностей быстрой обработки информации.

  1. Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, воспитание готовности учащихся к применению базы данных, объяснение необходимости быстрой обработки информации, применения новых технологий для оптимизации рабочих процессов и готовности к применеию баз данных на практике.

  2. Развивающая – развитие стратегии структурирования полученной информации.

План урока.

1. Краткие сведения (конспект).

СУБД Access 2000 использует реляционную модель базы данных, в которой данные представлены в виде взаимосвязанных таблиц (отношений по англ. - relations).

Важнейшим этапом проектирования базы данных является разработка информационно-логической (инфологической) модели предметной области, не ориентированной на СУБД, но отражающей предметную область в виде совокупности информационных объектов и их информационных связей.

СУБД Access позволяет работать с объектами базы данных, к которым относятся таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы и модули.

Таблицы служат для хранения данных в определенной структуре.

Запросы создаются для выборки данных из одной или нескольких связанных таблиц.

Формы предназначены для ввода, редактирования и просмотра табличных данных на экране в удобном виде.

Отчеты являются выходными документами, предназначенными для вывода на принтер.

Страницы доступа к данным – это Web- страницы, обеспечивающие функциональность стандартных форм и отчетов Access: ввод, редактирование и представление данных. Страницы доступа к данным можно открывать в программах просмотра Web-страниц (например, Internet Explorer) и использовать для ввода, просмотра и отбора информации в базе данных.

Макросы используются для автоматизации различных процедур обработки данных, являются программами, состоящими из макрокоманд высокого уровня. Макропрограммирование в Access не требует знания языка VisualBasic. Имеющийся в Access набор из около 60 макрокоманд обеспечивает практически любые действия, необходимые для решения задач.

Модули являются программами на языке, которые служат для реализации нестандартных процедур обработки данных.

Все данные БД Microsoft Access и средства их отображения хранятся в одном файле с расширением MDB.

1. Таблицы

Таблицы составляют основу базы данных - именно в них хранятся все данные. Таблицы должны быть тщательно спланированы. Прежде всего должна быть спла­нирована структура каждой таблицы. Структура таблиц определяется содержанием тех выходных форм и отчетов, которые должны быть затем получены. При планировании таблиц необходимо избежать дублирования информации в разных таблицах.

Таблица - это объект БД, который хранит данные определенной структуры. Таблица состоит из записей (строк), каждая из которых описывает одну сущность. Каждый столбец таблицы - это поле. Столбец содержит однотипную информацию.

Длина имени таблицы - не более 64 символов.

Длина имени поля - не более 64 символов.

Количество полей в одной таблице - не более 255.

Количество записей - неограниченно.

Суммарный объем информации во всей БД - не более 1 гигабайта.

Для каждого поля необходимо указать тип данных. Тип данных определяет вид и диапазон допустимых значений, которые могут быть введены в поле, а также объем памяти, выделяющийся для этого поля.

Таблица может содержать следующие типы полей (всего 8):

Текстовый Короткий текст. Текст и числа, например, имена и адреса, номера телефонов и почтовые индексы. Текстовое поле может содержать до 255 символов.

Поле Memo Длинный текст и числа, например, комментарии и пояснения. Memo-поле может содержать до 65 535 символов.

Числовой Общий тип для числовых данных, допускающих проведение математических расчетов, за исключением расчетов для денежных значений. Свойство Размер поля позволяет указать различные типы числовых дан­ных. Длина - до 8 байт. Точность – до 15 знаков.

Дата/время Значения даты и времени. Пользователь имеет возможность выбрать один из многочисленных стандартных форматов или создать специальный формат. Длина - 8 байт.

Денежный Денежные значения. Числа представляются с двумя знаками по­­с­ле запятой. Не рекомендуется использовать для проведения денежных расчетов значения, принадлежащие к числовому типу данных, так как последние могут округляться при расчетах. Значения типа "Денежный" всегда выводятся с указанным числом десятичных знаков после запятой. Длина - 8 байт.

Счетчик Автоматически вставляющиеся последовательные номера. Счетчик увеличивается на единицу для каждой следующей записи. Нумерация начинается с 1. Поле счетчика удобно для создания ключа. В таблице может быть только одно такое поле. Длина - 4 байта.

Логический Значения "Да"/"Нет", "Истина"/"Ложь", "Вкл"/"Выкл", т.е. одно из двух возможных значений. Длина - 1 байт.

Поле объекта OLE Объекты, созданные в других программах, поддержива­ю­щих протокол OLE, например графики, рисунки и т.п. Объекты связываются или внедряются в базу данных Micro­soft Access через элемент управления в форме или отчете.

Гиперссылка – позволяет вставлять в поле гиперссылку, с помощью которой можно ссылаться на произвольный фрагмент данных внутри поля или страницы на том же компьютере, в локальной сети или в Internet.

Индексирование полей таблицы. Индексирование позволяет ускорить сортировку и поиск данных в таблице. Можно индексировать числовые, денежные, текстовые, логические поля, а также поля типа Счетчик и Дата. Не следует создавать слишком много индексов для одной таблицы, т.к. это замедлит ввод и редактирование ее данных.

Первичный ключ - это специальный тип индекса, который однозначно иденти­фицирует каждую запись. В первичный ключ могут входить несколько полей, но зна­че­ние первичного ключа должно быть уникальным для каждой записи. Первичные ключи используются для установления связей между таблицами.

. Таблицы могут быть связаны отношениями один-к-одному, один-ко-многим и многие-к-многим. Access позволяет использовать только отношения первых двух типов.

При установлении связей нужно определить какая таблица является главной, а какая - подчиненной.

Отношение один-к-одному означает, что одной записи подчиненной таблицы соответствует только одна запись в главной таблице. Такие отношения встречаются очень редко, т.к. требую неоправданно много места в БД. Вместо них можно просто добавить поля подчиненной таблицы к полям главной.

Наиболее часто используются отношения один-ко-многим. В этом случае одной записи в главной таблице соответствует несколько записей в подчиненной таблице.

Для создания отношений необходимо указать поля в двух таблицах, которые содержат одни и те же данные. Обычно такое поле в одной из таблиц (главной) яв­ля­ется ключевым. Имена связывающих полей могут отличаться, но типы и свой­ства должны совпадать. Возможна связь между полем типа Счетчик и полем типа Число с форматом Длинное целое.

  1. Первичное закрепление темы в форме беседы на основе целевых вопросов.

  2. Домашнее задание. Оформить материалы лекции в виде таблицы.

Разработка урока по информатике

Создание таблиц в Access: установка типов данных, свойств полей. Практическая работа №1. «Разработка структура БД «Школа», определение полей таблиц, их свойств, заполнение таблицы».

Учитель Суслова Е. О.

г. Актобе,

2006

Урок ___.

Тема урока: Создание таблиц в Access: установка типов данных, свойств полей. Практическая работа №1. «Разработка структура БД «Школа», определение полей таблиц, их свойств, заполнение таблицы».

Цель урока: Разработать инфологическую модель базы данных Школа. Определить типы данных и заполнить таблицу Ученик.

Тип урока: урок-практика.

Задачи:

  1. Образовательная - сформировать практические умения по созданию баз данных.

  2. Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах.

  3. Развивающая – развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.

План урока.

1. Повторение основных понятий баз данных.

2. Практическая работа.

2.1 Разработка инфологической модели базы данных Школа (рис. 1).

2.2 Создать базу данных Школа на основе инфологической модели, приведенной на рис.1. База данных должна содержать 4 взаимосвязанных таблицы: Ученик, Учитель, Родители, Администрация.

На уроке создадим первую таблицу Ученик.

Технология создания таблицы Ученик

  1. Создать новую базу данных, щелкнув по соответствующей кнопке инструментальной панели.

  2. На вкладке «Общие» дважды щелкнуть по значку «База данных». В окне «Файл новой базы данных» ввести имя базы данных «Школа.mdb».


  1. В окне базы данных щелкнуть по кнопке «Создать». В окне базы данных выбрать режим создания таблицы с помощью конструктора.


  1. На 1-м шаге работы выбираем вкладку Таблица-Создать. Вводим имя поля, определяем тип данных

  • код ученика - числовой

  • фамилия - текстовый

  • класс - текстовый

  • дата рождения – дата/время

  • профильный – логический


  1. На шаге 2 дать имя таблице «Ученик».

  2. На шаге 3 создать ключевое поле.

  3. С помощью копки Вид инструментальной панели перейти в режим таблицы и приступить к вводу данных.


в огический работы.ализация. (7).в.таблицами.са),построение и исследование различныз моделей 3 часа.151515151515151515151515151515151515151515151515151515

  1. Ввести данные для какого-либо класса по 20 учеников в каждой с различным набором признаков.

  2. После ввода данных сохранить базу данных.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

  2. Домашнее задание. Продумать и создать «бумажную» модель таблиц «Родители», «Администрация», «Учителя» с реализацией на компьютере на следующих уроках.

15




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Computer Using Educators Inc., Usa материалы (1)

    Документ
    Материалы XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2005г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  2. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  3. Секция 5 Качество образования и методы его измерения

    Документ
    Авторами проведено измерение коэффициента интеллекта детей с помощью пяти тестов [3], разработанных для детей от 5 до 11 лет, и с помощью теста “Нарисуй человека” [4].
  4. Халықаралық ғылыми конференцияның материалдары 27-28 қазан 2011 жыл

    Документ
    Под общей редакцией директора Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, доктора педагогических наук, профессора Ахметовой Г.
  5. Чеченский государственный университет (4)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ направлению подготовки 190700 «Прикладная математика и информатика» и профилю подготовки «Прикладная математика и информатика» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную

Другие похожие документы..