Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Свод Правил разработан ассоциацией «Высоконадежный трубопроводный транспорт», РАО «Газпром», АО «Роснефтегазстрой», ВНИИСТом, ВНИИгазом, Институтом э...полностью>>
'Документ'
Відповідно до пп. 14.1.120 Податкового кодексу України від 02.12.2010 N 2755-VI (далі - Кодекс) нематеріальні активи - право власності на результати ...полностью>>
'Документ'
В 2010-2011 учебном году проведено концептуальное обновление федеральной нормативной правовой базы, определяющей содержание и организацию находящихся...полностью>>

Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» на 2010 2019 годы в 2010 году

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЗДАНИЕ СЕТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

УНИВЕРСИТЕТОВ

ДОКЛАД

Государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ

Программы развития государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

на 2010 – 2019 годы

в 2010 году.

Ректор университета

___________________ С.М. Вдовин

(подпись, печать)

Руководитель программы развития университета

_____________________ С.М. Вдовин

(подпись)

«28» февраля 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

С.

1. Задачи Программы развития в 2010 году

3

2. Реализованные в 2010 году мероприятия Программы развития университета в их взаимосвязи с достижением задач Программы

3

3. Наиболее значимые инфраструктурные изменения за 2010 год, включая развитие инновационной инфраструктуры

14

4. Наиболее значимые научные достижения по приоритетным направлениям развития университета за 2010 год

17

5. Совершенствование образовательного процесса по приоритетным направлениям развития университета

22

6. Кадровое обеспечение приоритетных направлений развития университета

25

7. Модернизация системы управления университетом

26

8. Оценка социально-экономической эффективности Программы развития университета

28

9. Задачи Программы развития университета на 2011 год

29

Приложение 1 – Форма 1. Перечень аспирантов и научно-педагогических работников НИУ, прошедших в 2010 году стажировки в ведущих мировых научных и университетских центрах

32

Приложение 2 – Форма 2. Сведения о поставленных на бухгалтерский учёт объектов интеллектуальной собственности по ПНР НИУ в 2010 году

49

Приложение 3 – Форма 3. Финансовое обеспечение Программы развития из внебюджетных источников: перечень товаров, работ, услуг и РИД, закупленных в 2010 году, а также материальных и нематериальных активов, переданных юридическими или физическими лицами и поставленных на баланс НИУ

51

Приложение 4 – Форма 4. Перечень подразделений университета – получателей оборудования, работ и услуг в рамках Программы развития в 2010 году

83

Приложение 5 – Форма 5. Перечень должностных лиц, ответственных за реализацию Программы развития НИУ

85

Приложение 6 – Форма 6. Перечень организаций инновационного пояса НИУ, использующих при производстве научно-технической продукции результаты интеллектуальной деятельности НИУ (по состоянию на конец 2010 года)

87

Приложение 7 – Форма 7. Справка о направлениях подготовки (специальностях) студентов и аспирантов очной формы обучения, а также слушателях, обучающихся на очной форме обучения, в том числе по ПНР

90


Приложение 8 – Справка о трудоустройстве выпускников

96

Приложение 9 – Справка о научных лабораториях по ПНР университета

100

Приложение 10 – Копия формы федерального статистического наблюдения № 1-НК «Сведения о работе аспирантуры и докторантуры» (утверждена приказом Росстата от 6 сентября 2010 г. № 305) за 2010 год

105

Приложение 11 – Копия формы федерального статистического наблюдения № 1-НК «Сведения о работе аспирантуры и докторантуры» (утверждена постановлением Росстата от 09 июня 2007 г. № 46) за 2007 год

131

Приложение 12 – Копия формы федерального статистического наблюдения № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников» (утверждена приказом Росстата от 26 августа 2009 г. № 184) за 2010 год

146

Приложение 13 – Копия формы федерального статистического наблюдения № ВПО-1 «Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования» (утверждена приказом Росстата от 20 июля 2010 г. № 255) по состоянию на 1 октября 2010 года.

148

Приложение 14 – Копия формы федерального статистического наблюдения № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы» (утверждена приказом Росстата от 30 июля 2010 г. № 262) за январь-декабрь 2010 года

312


1. Задачи Программы развития в 2010 году

Основной целью Программы развития ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» на 2010 – 2019 годы (далее Программа) является преобразование университета в один из центров интеллектуального и социокультурного развития России, создания и трансфера новых знаний в высокоэффективные технологии и разработки, наукоемкую продукцию, обеспечивающую энергоэффективность и энергосбережение, а также способствующего этнокультурному развитию финно-угорских народов и формированию межнационального сообщества.

Для достижения основной цели Программы в 2010 году было начато решение следующих задач:

  • развитие образовательных программ и технологий, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, являющихся элитой российского общества;

  • формирование системы генерации знаний и их трансфер в технологии и наукоемкие продукты мирового уровня;

  • создание современной инфраструктуры университета и развитие сетевого взаимодействия университета с субъектами инновационного сектора экономики, органами власти и общественными структурами;

  • формирование кадрового потенциала университета, адекватного потребностям экономики, социально-культурной сферы;

  • формирование современной системы управления университетом.

2. Реализованные в 2010 году мероприятия Программы развития университета в их взаимосвязи с достижением задач Программы

В рамках Программы для решения задачи развития образовательных программ и технологий, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, являющихся элитой российского общества были реализованы следующие мероприятия: развитие учебной и учебно-лабораторной базы, создание учебно-методических комплексов учебных дисциплин, совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса, ориентированного на приоритетные направления развития университета (ПНР).

Количество учебных планов и других документов, входящих в основные образовательные программы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения следующее: 57 (бакалавриат), 24 (магистратура) и 7 (программы подготовки специалистов).

В 2010 году осуществлялась разработка университетского (собственного) образовательного стандарта основной образовательной программы «Инновационный менеджмент» (магистратура).

Университетом в 2010 году получена лицензия на следующие новые основные профессиональные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров по ПНР 1 – «Энергосбережение и новые материалы»:

  1. Теплоэнергетика – магистратура;

  2. Телекоммуникации – магистратура;

  3. Информатика и вычислительная техника – магистратура;

  4. Химия, физика и механика материалов – бакалавриат;

  5. Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств – бакалавриат;

  6. Информационные технологии (фундаментальная информатика и информационные технологии) – бакалавриат;

  7. Водные биоресурсы и аквакультура – бакалавриат;

  8. Бизнес-информатика – бакалавриат.

По ПНР 2 – «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» открыт бакалавриат по направлению 071500 «Народная художественная культура», 100400 «Туризм» и осуществлена подготовка специалистов в области народного художественного творчества.

Приказом Рособрнадзора от 20.07.2010 г. № 1934 «О государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций) и научных организаций» получили аккредитацию специальности «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Искусство интерьера» и др.; направления подготовки с присвоением квалификации (степени) по коду 62 (бакалавриат): «Электроника и микроэлектроника», «Теплоэнергетика» и др.; с присвоением квалификации (степени) по коду 68 (магистратура) – «Экология и природопользование».

По ПНР «Энергосбережение и новые материалы» в университете реализуются 13 программ бакалавриата, 10 программ магистратуры и 27 программ подготовки специалистов. По ПНР «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угороведения»: 6 программ бакалавриата, 6 программ магистратуры и 19 программ подготовки специалистов.

В целях расширения спектра и объемов образовательных услуг Интернет-ресурсов, используемых в учебном процессе проведена разработка новых обучающих программ тренажеров. В 2010 г. были разработаны обучающие и контролирующие образовательные программы по 220 учебным дисциплинам, из них 148 для специалитета, 44 – для бакалавриата, 28 – для магистратуры, а также 49 интернет-тренажеров. Созданы и зарегистрированы 34 электронных учебных материала. Разработаны тесты в системе MOODLE по 10-ти дисциплинам.

Разработаны дополнительные образовательные программы по ПНР – 2 по направлениям подготовки: «Социально-культурная деятельность», «Народная художественная культура», «Реклама», «Дизайн (по отраслям)» и внедрены спецкурсы национально-регионального компонента в учебные планы Центра дополнительного образования работников культуры и искусства ИПКПК при Институте национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

Для решения задачи развития образовательных программ и технологий, направленных на подготовку и переподготовку специалистов проводились мероприятия по расширению международного сотрудничества и развитию экспорта образовательных услуг по ПНР:

- с целью разработки программы двойных дипломов, университет заключил договор о сотрудничестве с Университетом АВАНС (Нидерланды) о совместной подготовке студентов. Осуществлялась работа по подготовке учебных планов, разработке модулей учебных программ. Начало подготовки студентов – март 2011 года;

- Управление международных связей провело профориентационную работу по привлечению иностранных граждан для обучения в университете. По итогам приемной кампании было принято 84 иностранных гражданина из дальнего и ближнего зарубежья с целью обучения по ПНР в 2010/2011 учебном году; расширяется мобильность студентов (в 2010 году 106 студентов университета было направлено в командировку на языковые курсы);

- на базе филологического факультета в рамках ПНР 2 проводятся курсы финского языка. Для их проведения приглашены 3 преподавателя из Финляндии. В первом полугодии слушателями курсов являлись 25 студентов из различных республик финно-угорской языковой группы Российской Федерации. В настоящее время организована подготовка второй группы студентов (25 человек). Кроме того, в семинарах, проводимых на базе университета, принимали участие ученые из Венгрии (1 чел.), Финляндии (2 чел.), Германии (3 чел.), Канады (1 чел.), Республики Зимбабве (1 чел.) и других стран;

- преподавательский состав университета также принимал участие в международных конференциях и стажировках, проводимых в Финляндии, Франции, Германии, США и т.д.

В рамках мероприятия по модернизации программ дополнительного профессионального образования по ПНР в отчетном году по программам дополнительного профессионального образования прошли обучение 5254 слушателей различных категорий, из них по ПНР университета 4417 человек. Были осуществлены следующие работы: разработано и реализовано 35 новых программ дополнительного профессионального образования с учетом ПНР университета; сформирован электронный архив (библиотека) учебно-методических материалов, позволяющий обеспечить интерактивное освоение профессиональных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий. Разработаны 17 новых учебных программ повышения квалификации преподавателей вузов.

В целях учебно-методического обеспечения процесса дополнительного профессионального образования по ПНР в 2010 году изданы учебные пособия и подготовлены к регистрации 122 электронных учебника и учебных пособия для подготовки специалистов, бакалавров по приоритетным направлениям развития университета. Проведена регистрация 6 электронных учебных пособий в НТЦ «Информрегистр» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. На факультете повышения квалификации преподавателей высших и средних учебных заведений при Институте дополнительного образования ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» в целях решения задачи формирования кадрового резерва университета прошли обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам 489 преподавателей ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева». В ведущих мировых научных и университетских центрах 142 человека прошли повышение квалификации и стажировки. С целью формирования навыков инновационной инженерной деятельности разработаны программы повышения квалификации для преподавателей университета «Управление инновационной деятельностью в высшем учебном заведении» и «Управление развитием национального исследовательского университета».

В области подготовки кадров высшей квалификации ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва» проведено лицензирование 45 научных специальностей новых образовательных программ послевузовского профессионального образования в рамках аспирантуры. Из них 15 научных специальностей ориентированы на ПНР-1 и 27 научных специальностей по ПНР-2. Была расширена номенклатура направлений подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре в соответствии с потребностями научно-технической и социальной сфер экономики. Учебный процесс по данным направлениям планируется осуществлять с привлечением 197 научно-педагогических работников высшей школы, в том числе 144 докторов наук. Продолжительность каждой образовательной программы послевузовского профессионального образования 1080 часов. К числу впервые открытых специальностей научных работников по ПНР относятся: 05.23.03 – Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение; 05.13.01 – Системный анализ, управление и обработка информации (математика); 23.00.05 – Политическая регионалистика. Этнополитика; 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития.

Реализованы программы материальной поддержки аспирантов и докторантов за счет привлечения грантов и стипендий (Главы РМ, Президента РФ, Правительства РМ, Правительства РФ и т.д.), проводились внутривузовские конкурсы «Аспирант года» и «Докторант года».

С целью профессиональной ориентации школьников к поступлению в вуз по приоритетным направлениям развития был проведен конкурс научно-исследовательских работ «Многоликая Мордовия: потенциал устойчивого развития Республики Мордовия». В рамках проведения открытых олимпиад для школьников, обучающихся по ПНР на базе университета, прошел республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников общеобразовательных учреждений республики по 10 общеобразовательным предметам. Данные мероприятия были направлены на повышение имиджа университета и привлечение талантливой молодежи для поступления в университет.

В университете используется рейтинг как механизм контроля качества профессорско-преподавательского состава. Рейтинг преподавателей формируется по результатам социологического опроса студентов. Он служит одним из критериев для заключения повторного контракта с преподавателями. Это способствует выявлению и распространению среди преподавателей инновационных методик, форм и технологий проведения занятий, вовлечения студентов в академическую или проектную деятельность. Профессорско-преподавательский состав университета разместил на корпоративном портале в открытом доступе все программы учебных дисциплин из утвержденных рабочих учебных планов, соответствующих новым ФГОС III.

В соответствии с задачей формирования системы генерации знаний и их трансфера в технологии и наукоемкие продукты мирового уровня реализован комплекс мероприятий. В ходе реализации Программы по развитию таких НОЦ, как «Высокочистые материалы и элементы волоконной оптики и лазерной техники», межотраслевого научно-инновационного центра «Новые полимерные материалы» получены результаты: выполнены г/б НИР на базе НОЦ: «Синтез и исследование физических свойств новых наноструктурированных материалов», «Исследование влияния антипиренов на стойкость к горению ненасыщенной полиэфирной смолы AROPOL S 560 ZX»; на базе НОЦ проведена Всероссийская конференция с элементами научной школы для молодежи «Материалы нано-, микро-, оптоэлектроники и волоконной оптики: физические свойства и применение» (ВНКШ-2010) (5-8 октября 2010г.); НОЦ «Высокочистые материалы и элементы волоконной оптики и лазерной техники» совместно с НЦВО РАН проводили исследования структуры и физических свойств наноструктурных монокристаллов, а также исследование магнитных свойств кристаллов. Получены патентоспособные результаты научных исследований в области синтеза высокочистых оптических материалов. В рамках развития межотраслевого научно-инновационного центра «Новые полимерные материалы» получены патенты на изобретения: «Многослойная многопластиковая труба», «Способ получения полимерной добавки».

Совместно с ОАО «Саранский приборостроительный завод» и Научным центром лазерных материалов и технологий ИОФ РАН подготовлен и предоставлен на экспертизу в ГК «Роснано» проект «Создание производства изделий триботехнического назначения из наноструктурированных монокристаллов ЧСЦ».

Реализуется совместный проект с ОАО «Электровыпрямитель» по созданию промышленного производства теплопроводящих изделий силовой электроники из высоконаполненного металломатричного композиционного материала (ММКМ) системы Al-SiC с низкими значениями коэффициента термического расширения и плотности, высокой теплостойкостью, теплопроводностью и механической прочностью, предназначенных для преобразователей электрической энергии, работающих в циклических режимах, в жестких условиях эксплуатации. В проекте также участвует ФГУП «ВИАМ». Результатом работы в 2010 году стали: эскизный проект и конструкторская документация на макеты изделий из ММКМ Al-SiC, изготовлены макеты изделий и проведены их испытания, разработана технологическая документация и проведены патентные исследования. В результате будет разработана серийная технология и создано отечественное производство теплопроводящих изделий из ММКМ, которые по основным характеристикам должны соответствовать или превышать характеристики лучших зарубежных аналогов.

Начат проект совместно с ОАО «Орбита» по разработке экспериментальных образцов быстро восстанавливающихся GaAs диодов». Предполагается разработка и организация серийного производства полупроводниковых приборов нового поколения на основе широкозонных полупроводниковых материалов группы АIIIВIV.

Решение задачи формирования системы генерации знаний и их трансфер в технологии предполагает развитие НОЦ «ДНК-диагностики и геномных исследований». Молекулярно-цитогенетическая (FISH) диагностика, проводимая НОЦ, существенно дополняет возможности клинической цитогенетики и онкогенетики, в области анализа хромосомопатий. Реализация исследований осуществляется при участии Агрохолдинга «Талина», Детской республиканской клинической больницы №2 и др. Кроме того, происходит разработка проекта совместно с Медико-генетическим научным центром РАМН. Функционирует «Банк ДНК наследственных и мультифакториальных патологий», где сохраняются образцы крови и ДНК человека и сельскохозяйственных животных с целью их последующего молекулярно-генетического анализа и обмена пробами с ведущими исследовательскими центрами, проводящими исследования в области молекулярной медицины и генетики животных.

Фундаментальные исследования в области молекулярной генетики, молекулярной медицины позволили получить следующие результаты: изучены некоторые структурно-функциональные особенности генов р53 и ob; получены данные о небелковой регуляции экспрессивной активности генов; разработана модель холестероловой стимуляции генов раннего ответа как ведущий этап в развитии атеросклероза.

В рамках создания и развития научно-образовательного Центра нанобиотехнологии были проведены следующие работы: выполнение поисковых и научных исследований по направлению исследования НОЦ; оформление заявок на участие во Всероссийских конкурсах на получение грантов, заявок на получение патентов; участие в Республиканских и Всероссийских выставках, заключение договора о сотрудничестве с ОАО «Мордовспирт».

В 2010 г. были проведены следующие работы по ПНР 1 в рамках НОЦ «Нанобиотехнология» по направлению «Биокомпозиционные материалы»: осуществлялось оснащение центра высокотехнологичным оборудованием; подготовлена к изданию коллективная монография «Теоретические и прикладные основы получения биокомпозиционных материалов с помощью биологических связующих»; на базе кафедры биотехнологии организована и проведена Международная конференция «Биотехнология начала III тысячелетия».

В рамках ПНР 2 Международным НОЦ «Финно-угроведение» были проведены следующие работы: разработка концепции ИРЦ «Наследие финно-угорских народов»; организация и совершенствование проблемно-ориентированного образовательного процесса по вопросам финно-угроведения, ознакомление с научно-исследовательской деятельностью ведущих центров финно-угроведения РФ и зарубежных стран; формирование инфраструктуры Научно-исследовательской лаборатории в области финно-угроведения на базе Института национальной культуры; формирование кадрового состава лаборатории финно-угроведения.

В университете в целях реализации ПНР 2 создана научно-исследовательская лаборатория «Финно-угристика» в рамках научной программы «Языки, языковая ситуация и языковая политика в Республике Мордовия». Специалистами лаборатории проводятся научно-исследовательские работы по формированию стратегических направлений в развитии устойчивого и гармоничного взаимодействия национальных языков региона. В рамках лаборатории ведется работа по проекту «Создание терминологических словарей на национальных языках для общеобразовательных школ» (грант Совета Европы). В рамках проекта по созданию информационно-ресурсного центра «Наследие финно-угорских народов» ведется подготовка информационного наполнения для портального решения и хранилища информационных ресурсов. Мероприятия по созданию лаборатории «Финно-угристика» нашли грантовую поддержку РГНФ по проекту «Языковая ситуация и языковая политика в Республике Мордовия» проект № 10-04-23406 а/В.

Проведение фундаментальных и прикладных исследований в рамках ПНР 2 по направлениям «Традиционная мордовская народная инструментальная музыка: органология, стилистика, межэтнические контексты» и «Национальный финно-угорский костюм: общеэтнические традиции и региональная специфика» позволили разработать план-проспект: «Традиционная мордовская народная инструментальная музыка: органология, стилистика, межэтнические контексты»; опубликовать серии научных работ по направлению «Национальный финно-угорский костюм: общеэтнические традиции и региональная специфика»; представить проект на конкурс РГНФ 2011 г.; создать и презентовать коллекцию костюмов («Сияжар», «Метаморфозы времени», «Город иной») и коллекцию дизайнерских кукол (Мордовская этническая), (Куклы в костюмах финно-угорских народов).

Современное научное оборудование, приобретенное в рамках Программы развития университета в 2010 г., позволило решить широкий круг исследовательских проблем во многих областях естественных, технических и гуманитарных наук. Это должно привести к росту заявок от университета на участие в конкурсах различных уровней и как результат – значительное увеличение количества выигранных грантов. За 2010 г. выиграно 28 грантов, с объемом 8, 696 млн. руб., их них 26 – российских фондов (объем - 6, 885 млн. руб.) и 2 – зарубежных фондов (объем 1, 811 млн. руб.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

    Документ
    Разработана преподавателями кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления: Аббакумовым А. А., Александровым Э. Э., Акимовым В. Л.
  2. «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»

    Автореферат
    Защита состоится 25 мая 2011 года в 17 00 часов на заседании диссертационного совета Д 004.007.01 в Учреждении Российской академии наук Институте биологии Коми НЦ УрО РАН по адресу: 167982, г.
  3. 2. миссия, стратегическая цель и приоритетные направления развития мордовского государственного университета

    Документ
    Мордовский государственный университет как Национальный исследовательский университет видит свою миссию в формировании модели университета нового типа, представляющего единый комплекс образовательной, научной, инновационной и информационной
  4. Учебный план по дополнительной образовательной программе «Психолого-педагогические особенности воспитания и обучения у финно-угорских народов»

    Документ
    Цель обучения: формирование представлений о психолого-педагогических особенностях воспитания и обучения в финно-угорской среде, повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей высшей школы.
  5. Программа 15 18 ноября 2011 г г. Томск программа VIII всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «фундаментальные проблемы модернизации экономики россии»

    Программа
    Приглашаем Вас принять участие в работе VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Фундаментальные проблемы модернизации экономики России».

Другие похожие документы..