Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Целями освоения дисциплины являются: обучение студентов принципам организации, построения современных локальных и глобальных компьютерных сетей, мето...полностью>>
'Документ'
Проблема формирования логического мышления учащихся в процессе преподавания истории нами избрана неслучайно, выбор продиктован недостаточной разработ...полностью>>
'Документ'
Цель – удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о региональном развитии в условиях вступления России в ВТО, об основах функциониров...полностью>>
'Документ'
Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. Практическое пособие-Приложение №2 к "Журналу практического психолога. М.:...полностью>>

В. В. Паюсова Научный Е. В. Юровских Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск Конкурентоспособность предприятия позволяет ему занять определенную позицию на рынке, получать больш

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия

В.В. Паюсова

Научный руководитель: Е.В. Юровских

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Конкурентоспособность предприятия позволяет ему занять определенную позицию на рынке, получать больше прибыли по сравнению с другими, неконкурентоспособными предприятиями, и даже вытеснять своих конкурентов с рынка. Конкурентоспособность предприятия ведет к повышению эффективности деятельности предприятия: повышению прибыли, рентабельности, коэффициентов использования основных средств, уменьшению затрат на производство продукции и улучшению других экономических показателей.

В связи с этим проблема повышения конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе.

Проблема повышения конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции интересует многих ученых. Ей посвящено множество исследований ученых различных стран мира, накоплен значительный опыт в данной области исследований, который успешно реализуется на практике.

В последнее время, как в научной деятельности, так и на практике значительную роль играют такие направления повышении конкурентоспособности предприятия как использование информационных технологий.

Направление повышения конкурентоспособности предприятия с использованием информационных технологий также является актуальным для предприятия, так как, в конечном счете, помогает ему разработать и реализовать конкурентоспособную стратегию своего развития. В настоящее время применение информационных технологий проникает во все сферы бизнеса, например, реклама, заказ продукции по Интернету, консультации, поиск по сайту и т.д.

Использование рекламы позволяет привлечь реальных и потенциальных покупателей продукции. Использование телевизионные, печатные и радио – рекламы применялось уже ранее многими предприятиями. В настоящее время практически все крупные предприятия имеют сайты в Интернете. Эти сайты направлены в первую очередь на рекламирование предприятия и его продукции. Обычно руководство предприятия старается сделать его привлекательным, многофункциональным, постоянно обновляемым. В связи с этим как реальные, так и потенциальные покупатели, могут узнать свежую информацию об интересующей их продукции.

Имея информацию с сайта, покупатели могут осуществить заказ продукции по Интернету, получить консультации, а при необходимости осуществить поиск по сайту.

Поэтому ученые и практики считают, что именно применение информационных технологий позволяет предприятию быть конкурентоспособным на рынке.

Основная цель данной работы – исследование теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия с использованием информационных технологий.

Понятие конкурентоспособности предприятия.

С середины 70-х годов понятие конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке мирохозяйственных позиций Беларуси. В условиях жесткой конкуренции с импортными товарами, предприятиям необходимо освоить методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать барометром экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий, в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для выживания и развития отечественных предприятий.

Вопросом изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы: Е. П. Голубкова, А. Н. Печенкина, А.С. Глухова, П. С. Завьялова, Г. Л. Багиева, Т. А. Блашенковой, М. О. Ермоловой, А. П. Градова, В. С. Ефремова, Т. М. Каретниковой, М. В. Каретникова, И. К. Максимовой, Н. С. Яшина, А. Ю. Юданова, Дж. Амела, И. Ансоффа, Р. Ватермана, Дж. Кея, Т. Коно, Г. Минтсберга, М. Портера, Ф. Котлера, Е. Дихтля, Р. Т. Паскаля, Т. Петерса, Н. Петса и т.д. [1].

Несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность». Многовариантность определений, относительность, а также различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.

Прежде всего, необходимо отметить, что различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой [2].

Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований [2].

Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории «конкурентоспособность предприятия». Константинова И.В. дает следующее определение [2]: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».

Однако конкурентоспособность товара является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Ярким примером такой ситуации является состояние многих отечественных предприятий военно-промышленного комплекса.

Можно выделить следующие основные отличия между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия [1]:

  • оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием;

  • признание конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;

- товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия.

Проанализируем определения категории «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами:

Фатхутдинов Р.А.: «Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [2].

Ивахник Д. Е.: «Конкурентоспособность промышленного предприятия – это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей – финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды» [2].

Эти авторы рассматривают конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то есть каждое предприятие по тем или иным характеристикам сопоставляется с конкурентами. Такой методологический подход к оценке конкурентоспособности предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки зрения, как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков [2]:

  • выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщенной объективной оценки отраслевой конъюнктуры;

  • основной акцент делается на сопоставление показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остается проблема современной адаптации предприятия к изменяющимся условиям среды;

  • отсутствует системность оценки конкурентоспособности: и локальные, и интегральные параметры работы предприятия сопоставляются без учета сложных внутрисистемных связей и динамики изменения.

Практически все вышеприведенные определения рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) – не конкурентоспособным. То есть конкурентоспособность предприятия – категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.

Принимая во внимание уже существующие определения конкурентоспособности предприятия и их недостатки, отметим, что данная категория должна отражать следующие позиции:

Конкурентоспособность предприятия в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности товара - базовое, но по отношению к конкурентоспособности предприятия оно является его составляющим.

Если рассматривать конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то необходимо оговаривать базу сравнения, для получения наиболее объективных результатов [2]:

- конкурентоспособность предприятия – величина непостоянная,

- конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды,

- конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность бескризисного функционирования,

- конкурентоспособность предприятия – сложный комплексный показатель, то есть ее оценку нельзя свести к определению одного показателя.

С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Информационные технологии как одно из направлений повышения конкурентоспособности предприятия.

В настоящее время применение информационных технологий проникает во все сферы бизнеса, например, реклама, заказ продукции по Интернету, консультации, поиск по сайту и т.д.

Интернет на сегодняшний день прочно вошел в нашу жизнь, давая возможность использовать его во всех сферах деятельности. Каждый из нас ежедневно не только способен благодаря наличию интернет сети находить нужную ему информацию, общаться и познавать мир, но и дает простор и множество возможностей для реализации своих планов. У каждого предприятия, которое желает расширить количество своих клиентов и сферу своей деятельности, уже есть свой сайт, который помогает повысить эффективность работы предприятия (организации, фирмы). Поэтому не удивительно, что существует такое огромное количество сайтов, которые предлагают свои услуги и товары клиентам независимо от места, где они живут.

Продвижение сайтов - это способ повысить посещаемость сайта и вследствие этого и эффективность всей работы. Продвижение вашего сайта это самая эффективная реклама, которая поможет вам повысить эффективность деятельности предприятия.

Сайт помогает повысить продуктивность работы, улучшает позиции перед конкурентами и помогает привлечь новых клиентов.

Организация рекламной деятельности.

Реклама - коммерческая пропаганда потребительских свойств товаров и услуг с целью убеждения потенциальных покупателей в необходимости их приобретения. Реклама является сегодня одним из самых распространенных инструментов коммуникативной политики компании, применительно к распространенности ее использования в Интернет.

Развитие систем телекоммуникаций представляет уникальные возможности для рекламы и выступает в качестве двух основополагающих элементов.

Во-первых, Интернет – это средство коммуникаций, отличающийся интерактивной природой, высокой гибкостью и масштабируемостью. Реклама в Интернет с применением WWW-технологий представляет собой различные графические материалы как статические (изображения), так и динамические (видеофрагменты).

Во-вторых, Интернет – это глобальный виртуальный электронный рынок, не имеющий каких-либо территориальных или временных ограничений, позволяющий производить интерактивную покупку товаров.
Одним из главных преимуществ рекламы в Интернет является высокая скорость распространения информации, отсутствие дополнительных расходов на изготовление печатной продукции, оплата почтовых и транспортных тарифов.

Цели рекламы: создание благоприятного имиджа фирмы или товара/услуги, обеспечение доступности информации о фирме или продукции, реализация всех возможностей представления информации о товаре, оперативная реакция на рыночную ситуацию: обновление данных прайс-листа, информации о фирме или товарах, анонс новой продукции, продажа продукции через Интернет.

Виды рекламы определяются в зависимости от целей и задач, на решение которых направлена рекламная деятельность.
Выделяют два основных вида рекламы:

- имидж-реклама (брендинг) направлена на создание благоприятного образа (имиджа) фирмы и товара. Ее основное назначение состоит в закреплении в сознании широкого круга людей положительного образа товара или фирмы,

- стимулирующая реклама является наиболее распространенным видом. Ее основная задача состоит в стимулировании потребности в приобретении данного товара или эксплуатации данной услуги.

Виды рекламной деятельности в Интернет:

1. Корпоративный web-сайт.

Позволяет сделать информацию о фирме или товаре (услуге) общедоступной; оперативно реагировать на рыночную ситуацию (изменять данные прайс-листа, анонсировать новые товары (услуги)); реализовать все возможные формы представления информации. Еще одно преимущество web-сайта - возможность открытия виртуального представительства, которое будет доступно ежедневно и круглосуточно из любой точки мира.
Следует отметить, что наличие собственного сайта на сегодняшний день является желательным для любой компании.

2. Баннерная реклама.

Баннерная реклама является одним из наиболее популярных и эффективных инструментов для ведения рекламной кампании. Баннер - это графическое изображение, которое помещается по договоренности или за плату на страницах различных www-сайтов и служит гиперссылкой на сервер рекламируемой фирмы.

Одна из основных характеристик эффективности баннера - отношение числа «кликов» на баннер к числу его показов. Основная цель размещения баннера – привлечь внимание потенциального клиента и предоставить ему возможность просмотреть анонсируемую информацию.

Категории баннеров:

- Графические баннеры представляют собой рисунки стандарта GIF или JPEG, содержащие то или иное рекламное изображение. Данное изображение является гиперссылкой, нажатие на которую приводит к переадресации клиентского браузера на сайт рекламодателя.

Баннеры данной категории подразделяются на анимированные, то есть включающие какие-либо движущиеся элементы, и статические;

- Текстовые баннеры. В российском Интернет существует целый ряд специализированных служб, осуществляющих обмен текстовыми ссылками, чем-то напоминающими газетные рекламные объявления. В этом случае для рекламной кампании вам достаточно будет подготовить в редакторе Notepad короткий рекламный текст и, зарегистрировавшись в одной из текстовых баннерообменных систем, начинать показывать аналогичные ссылки других участников сети;

- Интерактивные баннеры созданы с применением технологий Macromedia Flash, сценариев Java или VBScript, которые могут содержать различные динамические элементы управления (кнопки, меню, текстовые поля и др.) и различные звуковые эффекты (от звукового фона в формате MIDI или МРЗ до коротких аудио вставок, воспроизводящихся при каком-либо действии пользователя).

Интерактивные баннеры становятся все более популярными. Создавая баннеры этого типа, дизайнер проявляет практически все свои художественные способности и навыки в программировании. Интерактивные баннеры оказывают значительно большее воздействие на зрителя, чем образцы традиционной баннерной рекламы, и характеризуются более широким спектром технических возможностей.

3. Реклама с использованием электронной почты.

Этот метод оперативен, удобен и дешев, так как электронная почта есть практически у всех пользователей Сети. Он позволяет достигать конкретного пользователя. Существует возможность воздействия на целевую аудиторию (интересное с точки зрения получателя сообщение может быть легко распространено среди его коллег и знакомых), и большая вероятность отклика, чем при баннерной рекламе. Есть возможность использования HTML-формата (позволяет размещать в сообщениях не только текстовую, но и графическую рекламу), а также проводить учет ее эффективности, то есть отслеживать количество переходов на сайт рекламодателя по ссылке в письме.

4. Реклама при участии в телеконференциях.

Телеконференции или, как их часто называют, форумы создаются для обмена информацией или обсуждения вопросов по определенной тематике. Участвовать в телеконференции могут, как правило, все желающие. При этом пользователь должен самостоятельно обращаться за информацией. На основании строки «Тема» в каждой группе новостей он может выбрать сообщение, которое он хочет прочитать.

Стратегия участия в конференциях для компании следующая.

Во-первых, необходимо найти все конференции, которые прямым или косвенным образом касаются области ведения бизнеса. Основными правилами для эффективного использования телеконференций в коммерческой деятельности являются следующие: не применять прямую рекламу, соблюдать правила телеконференции, всегда подписываться под своими сообщениями.

Во-вторых, следует принять активное участие в дискуссии, для того чтобы зарекомендовать себя в качестве эксперта в заданной области. Также необходимо просматривать сообщения, появляющиеся в найденных группах, и отвечать на них, если вопрос хотя бы косвенно касается продукции фирмы.
Польза от телеконференции может состоять, во-первых, в привлечении новых клиентов. Этому могут способствовать высказанные вами мнения или проведенная косвенная реклама, например, в виде упоминания названия вашей компании в качестве примера к высказанной идее.

Во-вторых, в существовании вероятности того, что вы будете процитированы на страницах других изданий. Это может произойти, поскольку популярные и авторитетные конференции обычно отслеживаются представителями специализированной прессы.

В-третьих, в определении потенциальных клиентов и, соответственно, возможности связаться с ними напрямую.

5. Реклама на досках объявлений и в дискуссионных листах.

Доски объявлений обычно содержат рекламные объявлений, а дискуссионные листы предлагают возможность для обсуждения по определенной тематике. Организация на сайте доски объявлений с последующей регистрацией в близких по тематике каталогах, повышает спрос веб-сайта.

Увеличивается вероятность того, что рекламное сообщение будет прочитано представителем целевой группы покупателей.

Целесообразна также организация дискуссионных листов или досок на сайте компании, по тематике близкой к деятельности фирмы. При этом необходимо обновлять рекламное сообщение, так как на серверах оно будет храниться не больше 2 недель [3].

Эффективность рекламной деятельности.

Можно выделить два направления оценки эффективности рекламы в Интернете:

  • коммуникативная (информационная) эффективность рекламы позволяет установить, насколько эффективно конкретное рекламное обращение передает целевой аудитории необходимые сведения или формирует желательную для рекламодателя точку зрения. Изучение коммуникативной (информационной) результативности рекламы дает возможность улучшить качество как содержания, так места и формы подачи информации;

  • экономическая эффективность рекламы может определяться соотношением между результатом, полученным от рекламы, и величиной затрат (материальных, финансовых) на проведение рекламных мероприятий за фиксированный промежуток времени [4].

Таким образом, при существующем обилии видов интернет-рекламы, рекламодатель наверняка выберет для себя наиболее оптимальный и эффективный способ преподнести потенциальному покупателю свой товар или услугу. Хорошая рекламная представленность в интернете позволяет привлечь к продукции компании максимальное количество пользователей, заинтересовавшихся продукцией именно этой организации или компании. И если пользователь позвонит по одному из контактных телефонов, указанных на сайте, то, при грамотном менеджменте, пользователь обязательно станет клиентом компании.

Литература:

  1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – Мн.: Новое знание, 2002. – 412 с.

  2. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев.- М.: Финансы и статистика, 2002. - 230с.

  3. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента: учеб. пос. для студентов / Э.А. Уткин, Л.Н. Оголевой. - М.: ЭКМОС, 2000. - 352 с.

  4. Травин В.В. Мотивационный менеджмент: Модуль III: Учеб.- практич. пособие / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - 2-е изд., испр. - М: Дело, 2005. - 96 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. И. Дружинин ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
  2. Н. А. Криволапова и о. ректора Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, доктор педагогических наук

    Документ
    и.о. проректора по науке и развитию образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук,

Другие похожие документы..