Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
Министерства культуры Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по присвоению (подтверждению) званий «Народный коллектив самодеятел...полностью>>
'Документ'
В современном информационном обществе уровень образования человека оказывает прямое влияние на уровень социально-экономического развития общества, ко...полностью>>
'Заседание'
25 ноября в Иркутске Председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор Госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов провел Расширенное...полностью>>
'Руководство'
Шойгу призывает ужесточить систему проведения конкурсов на выполнение работ на критически важных для нацбезопасности объектах (Страхование сегодня,  2...полностью>>

Программа курса (по выбору обучающихся) тайны создания домашнего

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА

курса (по выбору обучающихся)

ТАЙНЫ СОЗДАНИЯ ДОМАШНЕГО

ОЧАГА

c краткими методическими рекомендациями

9 класс


Содержание:


Пояснительная записка…………………………………………….3

Тематическое планирование……………………………………….6

Программа курса «Тайны создания домашнего очага»:

Модуль I. Тайны кулинарного искусства…………………………..7

Модуль II. Тайны создания уюта в доме…………………………..10

Рекомендуемая литература………………………………………..13

Для учителя

Для учащихся

Приложение………………………………………………………...15

Приложение 1. Методические материалы для проведения курса по выбору.

Приложение 2. Анкета1, 2 для учащихся

Приложение 3. Памятка для учителя «Самоанализ занятия»

Приложение 4. Таблица «Воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека»

Приложение 5. Схема введения предпрофильной подготовки в школе.

Пояснительная записка


Курс «Тайны создания домашнего очага» используется в предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса, относится к авторским курсам по выбору межпредметного характера. Программа курса рассчитана на 34 часа в год. Программе курса присуще развивающая функция. В основе обучения учащихся используется современная деятельностная образовательная технология - проект.

Цель курса – формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно-технологическому направлению обучения и будущей профессиональной деятельности.

Предлагаемый курс призван решать задачи создания условий для формирования и развития у школьников:

  • Практико-деятельностных умений в области технологии и искусства.

  • Творческих способностей и интереса при выполнении творческих проектов.

  • Стремления проявлять свои способности и добиваться успеха.

  • Умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

  • Коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, выступать с защитой творческого проекта.

  • Возможности реализовать свой интерес к предметным областям «Технология» и «Искусство», готовности для подготовки к экзамену по выбору.

  • Способности к профессиональному самоопределению.

В процессе освоения данного спецкурса, обучающиеся приобретут следующие знания о:

    • мире современных профессий;

    • этапах выполнения и защиты творческого проекта;

    • культуре застолья, правилах приёма гостей, основах рационального питания, сервировке стола, профессии «повар-кондитер», особенностях организации предприятий общественного питания;

    • роли интерьера в психологическом состоянии человека;

    • технологии выполнения работ декоративно-прикладного назначения для украшения своего жилища;

    • видах росписи по ткани, технологии выполнения холодного и горячего батика;

    • особенностях технологии уборки квартиры;

    • профессии «дизайнер интерьера».

На основе усвоенных знаний формируются умения:

  • планировать проектную деятельность;

  • выполнять и представлять творческие проекты;

  • выполнять декоративно-прикладные работы для украшения интерьера (гобелен, макраме, панно, роспись по ткани);

  • выполнять уборку помещений.

Курс « Тайны создания домашнего очага» поможет обучающимся 9 класса осуществить сознательный выбор профиля обучения в старшей школе. Курс ориентирует обучающихся на художественно-эстетический, художественно-технологический профили обучения. Структура курса состоит из 2-х модульных курсов. Каждый модуль может выполнять функцию курса по выбору (элективного). Модуль I «Тайны кулинарного искусства» рассчитан на 16 часов, из-за большого объема практических работ (проектов) предпочтительно на изучение данного раздела отводить 2 часа в неделю, модуль II «Тайны создания уюта в доме» рассчитан на 18 часов. Программой курса соблюдается преемственность: содержание модулей курса по выбору соответствует общей идеи «создания домашнего очага», изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими темами и связано с ранее изучаемым материалом предметной области «Технология», «Искусство».

Программа курса соответствует концепции модернизации образования (введение предпрофильной подготовки обучающихся). Обучающиеся получают знания, развивающие познавательный интерес, расширяющие базовые курсы «Технология», «Искусство». В программу включены современные технологические знания и перспективные техники исполнения творческих работ. Программный материал может применяться для обучения различных групп школьников (совместное обучение мальчиков и девочек), так как отличается целостностью , актуальностью и модульным принципом построения программы. Достоинством программы спецкурса является практическая направленность обучения, что позволяет осуществить «профессиональные пробы». Программа дает возможность контролировать промежуточные и итоговые результаты, а также вовремя выявить сбой в прохождении материала. Использование наиболее эффективных методов обучения (технология проектной деятельности) позволяет учителю получить запланированный результат. Уроки проводятся в следующих формах: проблемно-поисковой деятельности, игровой деятельности, защиты и презентации проекта, круглого стола. Изучение тем спецкурса предполагает тесную взаимосвязь с информационной работой и психолого-педагогической работой, проводимой в школе в рамках предпрофильной подготовки учащихся.

Различные достижения обучающихся по выполнению творческих проектов, во-первых, могут войти в состав индивидуальной накопительной оценки «портфолио», что, несомненно, будет учтено при зачислении в профильный класс. Во-вторых, школьники имеют реальную возможность осуществить выбор экзамена в форме выполнения творческого проекта. В-третьих, многие школьники совершают выбор сферы профессиональной деятельности (ступень начального профессионального образования или средне-специального образования). В рамках предлагаемого спецкурса они ориентируются на выбор профессий: повар-кондитер, дизайнер интерьера, посредством знакомства со спецификой профессиональной деятельности, включающей профессиональные мини-пробы.

Структуру курса можно представить при помощи схемы:

СХЕМА структуры курса «Тайны создания домашнего очага»

ТАЙНЫ СОЗДАНИЯ ДОМАШНЕГО

ОЧАГА (34 ч)


КУРСЫ ПО ВЫБОРУ В РАМКАХ

ППП, осуществляемой в школе

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тематическое планирование

курса

«Тайны создания домашнего очага»


Разделы и темы

Количество учебных часов

Модуль I. Тайны кулинарного искусства

Особенности выполнения творческого проекта.

1

Кулинария – это наука. Культура застолья. Организация стола для приема гостей.

1

Технология приготовления холодных закусок и коктейлей. Технология приготовления блюд «на скорую руку» и горячих напитков.

6

Основы рационального питания.

2

Проектная деятельность и профессиональная проба «повар-кондитер».

6

Итого:

16

Модуль II.Тайны создания уюта в доме.

Влияние интерьера на психологическое состояние человека. Цветовое оформление интерьeра помещений.

1

Технология создания изделий декоративно-прикладного направления (гобелен, макраме, батик, текстильная пластика).

4

Технология уборки помещения.

1

Проектная деятельность и профессиональная проба «дизайнер интерьера».

12

Итого:

18

Итого: раздел I и раздел II

34

Программа курса «Тайны создания домашнего очага»

(9 класс), 34 ч.

(с краткими методическими рекомендациями)

Модуль I. Тайны кулинарного искусства (16ч)


Тема. Особенности выполнения творческого проекта (1 ч).

Основы проектной деятельности. Классификация проектов. Особенности творческого проекта. Этапы работы над проектом. Презентация и защита проекта. Критерии оценки проекта (см. приложение 1).

Анкетирование учащихся «на входе» (см. приложение 2, анкета № 1).

Тема. Кулинария – это наука. Культура застолья, организация стола для приема гостей (1 ч).

На протяжении веков человечество приобретало огромный опыт в области обработки продуктов и приготовления пищи. В 1779году в России вышла первая кулинарная книга Сергея Друковцева «Поваренные записи». Огромные традиции накоплены русскими поварами. Особенности кухни народов различных стран. Пища – основа жизни человека. Правила приготовления различных блюд.

Техника безопасности труда при кулинарной обработке продуктов. Санитарно-гигиенические требования к технологии приготовления блюд.

Культура застолья. Сервировка праздничного стола. Особенности шведского стола, «А ля фуршет», коктейльного стола. Приемы складывание салфеток.

Задание Выполнить в группах мини-проект: сервировать стол. Защитить проект.

Тема. Технология приготовления холодных закусок и коктейлей (2 ч).

К холодным блюдам относятся: салаты, холодные блюда из рыбы и мяса, бутерброды. Технология приготовления салатных соусов. Особенности приготовления холодных блюд из рыбы. Приготовление горячих бутербродов.

Особенности приготовление коктейлей. Подача к столу. Сообщение темы итогового проекта «Организация и работа кафе». Планирование работы над проектом. В ходе работы над выполнением проекта, учитель выступает в роли консультанта.

Задание Проект. Приготовление холодных закусок и коктейлей. Дегустация.

Тема. Проект «Встречаем гостей» (2 ч).

Правила хорошего тона. Роль хозяина и хозяйки дома.

Задание Проектная деятельность. Распределить роли. Приготовить несколько блюд, сервировать стол и пригласить «в гости» одноклассников, учителей. Презентация проекта проходит в игровой ситуации. Итог презентации проекта подводится за «круглым столом». Д/з. Сообщается тема для самостоятельной поисковой работы над следующим проектом «Блюда на скорую руку».

Тема. Технология приготовления блюд «на скорую руку» и горячих напитков (2ч).

Многие попадали в ситуацию, когда неожиданно приходят гости. Если знать несколько нехитрых рецептов быстрого приготовления блюд, то гости приятно удивятся. Учащиеся приносят уже подобранные дома рецепты и продукты. Выполняют мини-проект. Можно предварительно предложить тему для самостоятельной поисковой деятельности: «Необычные рецепты приготовления горячих напитков», результатом которой будет мини-проект по приготовлению какого-либо изысканного напитка.

Тема. Проект «Ужин при свечах» (2 ч).

Сервировка стола к ужину. Как пользоваться столовыми приборами. Правила поведения в ресторане. На этом занятии можно провести ролевую игру «Ужин в ресторане». Технология приготовления горячих блюд.

Задание На первом занятии можно приготовить несложное горячее блюдо, салат, десерт, сервировать стол. Работу лучше выполнять коллективно. Презентация проекта проходит «при свечах».

Тема. Основы рационального питания. Как правильно

составить меню (2 ч).

Принципы, которым должно отвечать рациональное питание. Роль основных пищевых веществ и пищевая ценность различных продуктов. Что должен знать о пищеварении каждый человек. Различные виды диет, их достоинства и недостатки. Как правильно готовить домашнюю пищу. Как составить сбалансированное меню.

Задание Примерные темы выполнения мини-проектов: «Меню для похудения», « Меню для детей детского сада», «Меню для людей с дефицитом массы тела», «Последствия чрезмерного или неправильного питания».

Проекты предпочтительно выполнять в группах по 2-3 человека и защищать проекты на этом же занятии.

Тема. Тайны украшения стола (2ч).

Украшение стола – это искусство. Основные требования к украшению стола. Художественное оформление блюд. Украшения из теста. Приемы создания украшений из овощей, фруктов.

Задание Мини-проект «Дизайн блюда» предполагает выполнение украшений блюд из овощей. Можно на данном занятии провести конкурс на лучшее украшение бутербродов, салатов.

Тема. Обобщение знаний и умений обучающихся. Профессиональная проба. Проект «Организация и работа кафе» (2 ч).

На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса, осуществляется профессиональная проба «повар-кондитер» в форме деловой игры «Работаем в кафе». Перед обучающимися ставится задача - организовать работу школьного кафе (необходимо тему проекта сообщить детям на первых занятиях и курировать их самостоятельную деятельность по разработке проекта). Распределяются роли: директора, администратора, бухгалтера, поваров-кондитеров, официантов и т. д. Составляется бизнес-план работы кафе. Обучающиеся могут организовать работу такого кафе на школьном новогоднем вечере.

Возможно, совместно с классным руководителем, занимающимся информационной работой в рамках предпрофильной подготовки учащихся, организовать экскурсию в профессиональное училище, где занимаются подготовкой поваров-кондитеров или посетить предприятие общественного питания с целью знакомства с его деятельностью.

Защита проекта осуществляется выполнением своей роли каждым учеником, с последующим оцениванием проекта учителем и учащимися.

Модуль II. Тайны создания уюта в доме (18 ч).


Тема. Влияние цвета на психологическое состояние человека. Цветовое оформление интерьера (1 ч).

Природа всегда дарила человеку бесконечный веер цветовых переживаний. У большинства людей есть определенные симпатии к одним цветам и антипатии к другим. Цвет влияет на состояние психики человека. Цвет как элемент создания психологического комфорта и как средство эмоционально-эстетического воздействия на организм человека. По воздействию на человека цвета разделяют на теплые и холодные. Благоприятное воздействие на центральную нервную систему и зрение оказывает зеленый и голубой. Все светлые тона вызывают хорошее настроение, темные – угнетают, подавляют. Красный и желтый – возбуждают и активируют деятельность ЦНС. Правильное применение цвета в оформлении помещений позволяет изменить настроение человека. В оформлении интерьера надо исходить из законов цветовой динамики, учитывать то, что интерьер своей цветосветовой средой создает определенное отношение впечатление у человека, влияет на его настроение и ощущения. Влияние цвета необходимо учитывать при организации пространства жилища (см. приложение 5) Законы жилища и их цветовое оформление. Роль фитодизайна в оформлении интерьера.

Задание На этом занятии необходимо сообщить тему итогового проекта, определить совместно с учащимися этапы для работы над разработкой эскизов в течение оставшегося времени на изучение данного курса. Примерные темы: «Интерьер кухни в русском народном стиле», «Современная гостиная», «Интерьер классной комнаты», «Моя комната», «Детская» и т.д. Работа может выполняться индивидуально и в группах с использованием техники коллажа или компьютерных программ.

Тема. Технология уборки помещения (1ч).

Каждый человек, возвращаясь после трудового дня в свою квартиру, чувствует потребность в уюте, теплоте, покое. Уют и чистота в квартире – это результат кропотливого труда. Чтобы в доме было светло и чисто необходимо привести в порядок окна. Технология чистки окон: протереть подоконник и рамы теплой водой с мылом, стекла почистить специальными средствами и жидкостями, содержащими спирт, ПАВ и антистатики. При уборке ванной комнаты: абразивные вещества - для чистки кафельных поверхностей, безабразивные и несодержащие кислоты – для чистки эмалированных поверхностей. Мытье посуды специальными средствами. Мытье различных половых покрытий специальными средствами. Уход за мебелью.

Задание Круглый стол «Чистота и уют в доме» Подобрать полезные советы из дополнительной литературы по теме занятия. Придумать и показать рекламу «своей фирмы» по уборке помещений (работа в группах 2-4 человека).

Тема. Виды гобеленов. Технология изготовление навивного

гобелена (3 ч).

Ручное ковроделие как вид декоративно-прикладного искусства. Виды гобеленов: иглопрошивной, вязаный, навивной. Этапы изготовление навивного гобелена.

Задание Проект «Гобелен своими руками». Возможно выполнение (индивидуально) небольшого образца - 15х15 см по готовым эскизам, по желанию учащихся задание выполняется в группах в виде панно для украшения интерьера.

Тема. Технология изготовления изделий в технике макраме (2 ч).

История возникновения макраме. Основные узлы. Применение изделий, выполненных в технике «макраме» в оформлении жилища, одежды.

Задание Проект «Кашпо», выполняется индивидуально или группой по 3 человека. Возможно усложнения задания, в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Тема. Основы выполнения текстильной пластики (3 ч).

Технология выполнения цветов из ткани. Этапы работы над панно, выполненным в технике текстильной пластики.

Задание Выполнение коллективного проекта «Панно в технике текстильной пластики». Возможно применение смешанных техник: макраме, солёного теста.

Тема. Технология росписи по ткани. Холодный батик (2 ч).

История возникновения батика. Холодный и горячий батик. Этапы выполнения холодного батика. Использование изделий, выполненных в технике батика в оформлении жилища.

Задание Выполнение мини-проекта: изготовление салфетки, панно в технике «холодный батик».

Тема. Технология выполнения горячего батика (2 ч).

Этапы выполнения горячего батика. Материалы и принадлежности для батика. Выполнение узелкового батика. Изготовление салфетки.

Задание Проект «Вареная одежда» выполняется в домашних условиях.

Тема. Проект изготовления панно в различных техниках.

Защита проектов (2 ч).

На основе изученных техник выполняется коллективный проект «Декоративное панно для школы или детского сада». Возможно использование разнообразных техник исполнения или работа в определенной технике. Панно представляется для презентации как коллективный проект на последнем занятии курса.

Анкетирование учащихся (см. приложение, анкета № 2).

Тема. Защита творческих проектов. Профессиональная проба «дизайнер интерьера» (2 ч).

Одной из самых привлекательных профессий для выпускников является профессия дизайнера. Но мало кто знает, что в данной профессии большую часть времени необходимо отдавать чертежам, математическим расчетам. Направлений в дизайне множество: графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн, связанный с внешностью человека. Возможно, обзорно познакомить учащихся с направлениями дизайна. Для самостоятельного изучения учащимся можно предложить список тем по теме проекта. Например: «История развития дизайна», «Виды дизайна», «Ландшафтный дизайн», «Имидж человека».

Защита проектов проводится в форме презентации. Обобщение, подведение итогов изучения курса.

Рекомендуемая литература


Литература для учителя:

  1. Изабелла Мартин Блюда, от которых можно похудеть.- М.: «Покупки на дом», 2002. – 88с.

  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:

Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529с.

  1. Сальникова Л.С. Экзамен на хозяина и хозяйку. – М.: Моск.рабочий, 1987. – 208с.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.- 321с.

  3. Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться.- М.: ВО «Агропромиздат», 1987.- 256с.

  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2002.

  5. Страшнов В.Г. Вашему дому – красоту и уют. – М.: Моск.рабочий, 1990. – 224с.

  6. Челышева Т.В.Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство». Учебно-методическое пособие. –М.: АПК и ПРО,2003. -102с.

  7. Юдин А.М. Химия в нашем доме: Справ. Изд.-2-е изд.,стер.- М.: Химия, 1991.-2

  8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. №2783).

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. Квалиф. Пед. Кадров / под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.

  10. Практика административной работы в школе. – 2003, № 6

  11. Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение 5-9 классы сельской школы. Сельский дом и семья /под ред. Кальней В.А.

  12. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.72с.: ил.

  13. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы / Под рук. Пинского А.А. М.: 2003.

  14. Школьный психолог. – 2004, № 44.

Литература для учащихся:

  1. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2000.

  2. Изабелла Мартин Блюда, от которых можно похудеть.- М.: «Покупки на дом», 2002. – 88с.

  3. Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться.- М.: ВО «Агропромиздат», 1987.- 256с.

  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2002.

Приложение


Приложение 1. Методические материалы для проведения курса по выбору.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа курса по выбору Автор-составитель

    Учебная программа курса
    Предлагаемый курс по выбору предназначен для учителей иностранного языка, принимающих участие в эксперименте по организации предпрофильной подготовки обучающихся.
  2. Программа по профориентации обучающихся «Выбор»

    Программа
    Оказание помощи обучающимся в адекватном самоопределении, создании условий для осознанного принятия решения при выборе профиля дальнейшего обучения и сферы профессиональной деятельности
  3. Курсы по выбору одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов

    Документ
    Настоящий сборник представляет собой пятый выпуск, подготовленный коллективом Московской городской педагогической гимназии-лаборатории №1505 при поддержке…….
  4. Приказ № от 2010 г. Элективный курс по истории «Разгаданные тайны истории»

    Элективный курс
    Данный курс предполагает углубить знания по истории России XIX-XX в., помочь школьникам с подготовкой к сдаче предмета «История России» в форме единого государственного экзамена.
  5. Программа формирования ууд программа отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

    Программа
    Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное

Другие похожие документы..