Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права Белгородского университета потребительской кооперации и рекомендована к защите ...полностью>>
'Документ'
Заместитель директора по инновационному развитию Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовск...полностью>>
'Лекции'
Проблемы защиты информации от постороннего доступа и нежелательного воздействия на нее возникло с той поры, когда человеку по каким-либо причинам не х...полностью>>
'Документ'
Декабризм – одно из тех явлений русской общественно-политической жизни, которое получило самое широкое историческое истолкование. События 180-летней ...полностью>>

Рабочая программа учебного курса «Картография» для 7 класса

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено приказом

на заседании методического

Зам.директора по УР

по МОУ СОШ №4

объединения учителей

Истории и географии

№ ____

Руководитель МО

от «___» сентября 2010г.

Протокол №_____

«____» сентября 2010г.

от «____»сентября 2010г.

Рабочая программа учебного курса

«Картография»

для 7 класса.

Составитель: учитель

географии

МОУ СОШ №4 г.Полярные Зори

Ножникова Светлана Викторовна

2010 /2011 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по факультативному курсу «Картография» 7 класс составлена на основе авторской программы А.М. Фокиной. Программы для общеобразовательных учреждений 2001 г.

Рабочая программа включает 6 разделов: пояснительную записку; основное содержание, содержание учебного материала, учебно-тематическое планирование; учебно-методическое обеспечение; материально-техническое и информационно-техническое обеспечение; требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа реализует идеи стандарта и составлена с учётом новой Концепции географического образования.

При реализации программы используются элементы развивающих, адаптивных, технологий; словесные, наглядные, практические методы обучения; групповая работа, работа в парах, беседа, рассказ учителя, работа с компьютером. Классно-урочная организация учебного процесса.

Программа рассчитана на 34 часа. , из расчета 1 час в неделю.

.

Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование.

  1. В учебном плане на изучение этого факультативного предмета отводится 35 часовов.

  2. Программой предусмотрено проведение практических работ, направленых на отработку и закрепление теоретического материала.

Деятельностный подход к обучению факультативного курса по географии «картография», определяет стратегию современной образовательной политики.

Цель преподавания:

дать начальные сведения относительно свойств карт, атла­сов, планов, снимков, фотокарт и других картографических произ­ведений и научить пользоваться ими в повседневной практике. Одновременно раскрывается связь картографии с другими отрас­лями знаний, в частности с геоинформатикой, дистанционным зондированием, географией и всеми науками о Земле.

В процессе изучения курса учащиеся должны научиться видеть в картах не просто иллюстрации, но точные модели окружающего мира, оз­накомиться с основными видами и типами карт, получить навы­ки работы с ними, взаимного сопоставления, совместного анали­за карт, аэро- и космических снимков.

При изучении курса важно помнить, что карты — это не толь­ко научные документы, но и элемент культуры человечества. По­этому в курс включен раздел об истории науки, в том числе исто­рии российской картографии, а также темы, связанные с разви­тием способов создания карт и методов картографического изо­бражения.

Освоение курса картографии предполагает самое широкое ис­пользование школьных, школьно-краеведческих, справочных и научно-справочных карт и атласов. Без этого изучение картогра­фии было бы невозможным.

Задачи: 1) научить читать карты;

2)научить делать измерения , описания, анализировать карты;

2) научить практическим применениям карт в жизни.

Содержание учебного материала.

Введение.

Картография – наука о географических картах.

Краткая история географических карт. Картографические

рисунки первобытных народов и карты античного периода.

Значение походов А.Македонского, учения о шарообразности Земли для становления картографии и географии.

Практическое использование карт в Древнем Риме.

Работы Птолемея, Эратосфена, римские дорожные карты.

Особенности средневековых карт. Монастырские карты. Морские карты (портоланы).

Систематические собрания карт (первые атласы).

Развитие картографии в связи с Великими географическими открытиями

Тема 1. Понятие карты как модели действительности.

Элементы географической карты.

Картографическое изображение, математическая основа, вспомогательное и дополнительное оснащение.

Тема 2.Свойства карт.

Свойства карт как моделей действительности.

Математические свойства: виды масштабов (численный, именованный, линейный)

Основание масштаба и его точность.

Язык карты. Условные обозначения.

Внемасштабные условные знаки.

Площадные (масштабные) и линейные

условные знаки.

Графические средства, используемые для конструирования картографических знаков: форма, величина, цвет.

Графические средства, используемые для конструирования картографических знаков: форма, величина, цвет.

Способы картографирования.

Способ значков. Геометрические, буквенные и наглядные значки. Способ линейных знаков.

Точечный способ и способ ареалов. Качественный фон.

Правила использования различных способов картографирования для показа объектов и явлений на карте.

Анализ карт школьных атласов по способам изображения.

Выбор способов изображения при составлении карт.

Виды карт

Общегеографические и тематические карты. Объекты и явления, отражаемые на них. Тема3.Использование карт.

Чтение карт

Общие правила чтения карт и составления по картам описаний.

Использование карт для составления описаний и измерений.

Тема 4.Создание карт.

Современные методы создания карт.

Понятия о съемках местности.

Учебно-тематическое планирование факультативного курса по географии «Картография» в 7 классе.

Учитель: Ножникова Светлана Викторовна.

Планирование составлено к рабочей программе «» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (2004г.) по географии.

№ уроков

Дата

Тема уроков

Практическая работа

Использ.

ресурсов

сети интернет

и медиа.

ресурсов

Введение.

Картография – наука о географических картах.

2

1

06.09

Краткая история географических карт. Картографические

рисунки первобытных народов и карты античного периода. Значение походов А.Македонского, учения о шарообразности Земли для становления картографии и геогра-фии. Практическое использование карт в Древнем Риме.

1 Эл. пособие

2

13.09

Работы Птолемея, Эратосфена, римские дорожные карты. Особенности средневековых карт. Монастырские карты. Морские карты (портоланы). Первые атласы. Развитие картографии в связи с Великими географическими открытиями.

1 Эл. пособие

Тема 1.Понятие карты как модели действительности.

2

3

20.09

Элементы географической карты.

1 Эл. пособие

4

27.09

Картографическое изображение, математическая основа, вспомогательное и дополнительное оснащение.

1

Тема 2.Свойства карт.

17

5

04.10

Свойства карт как моделей действительности.

1

Эл. пособие

6

11.10

Математические свойства: виды масштабов (численный, именованный, линейный)

1

7

18.10

Основание масштаба и его точность.

1

8

25.10

№ 1 Определение по численному масштабу именованного, построение линейного масштаба по численному.

1

Язык карты. Условные обозначения.

2

9

01.11

Внемасштабные ,масштабные(площадные) и линейные условные знаки.

1Эл. пособие

10

08.10

Графические средства, используемые для конструирования картографических знаков: форма, величина, цвет.

1

Способы картографирования.

4

11

15.11

Способ значков. Геометрические, буквенные и наглядные значки.

1

12

22.11

Способ линейных знаков.

1

13

29.11

Точечный способ и способ ареалов.

1

14

06.12

Качественный фон.

1

Правила использования различных способов картографирования для показа объектов и явлений на карте.

6

15

13.12

Анализ карт школьных атласов по способам изображения.

1

16

20.12

Выбор способов изображения при составлении карт.

1 Эл. пособие

17-20

27.12

17.01

24.01

31.01

№ 2 Составление (ручное или на компьютере) карт различной тематики с использованием различных способов картографирования:

а )способом значков;

б ) способом линейных знаков;

в )точечным способом и способом ареалов;

г) Способом качественного фона.

4

Виды карт

1

21

21.02

Общегеографические и тематические карты. Объекты и явления, отражаемые на них.

1

Тема3.Использование карт.

Чтение карт

6

22

28.02

Общие правила чтения карт и составления по картам описаний.

1

23

05.03

№3 Составление по картам школьных атласов географических описаний,».

1

24

14.03

№4 Измерение на картах длины линий.

1

25

21.03

№5 Определение высот точек.

1

26-27

04.04

11.04

№6 Составление описаний по топографическим картам.

2

Тема 4.Создание карт.

6

28

18.04

Современные методы создания карт.

1Эл. пособие

29

25.04

Понятия о съемках местности.

1Эл. пособие

30-31

02.05

№7 Знакомство с простейшими видами съемок местности.

1 Эл. Пособие

32-34

16.05

23.05

30.05

№8 Плановая глазомерная (маршрутная) съёмка .

3

Учебно-методическое обеспечение.

1.Аксакалова Г.П. и др. Факультативные занятия по географии. М.,Просвещение,1985г.

2.Андреев Н.В. Основы топографии и картографии.

3.Богданова И.И. Уроки географии: 7 кл.: пособие для учителя; М.,Просвещение,1985г.

4.Берлянд А.М., Дронов В.П., Душина И.В. и др. География:справочные материалы для старшеклассников и поступающих в вузы. М. «АСТ-ПРЕСС»2001 г..

5. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. М.,АРКТИ, 1998г.

.

Материально-техническое обеспечение.

1. Компасы, рулетки, глобусы.

2. Настенные карты.

3. Наборы топографических карт.

4. Учебные атласы для 6, 7, 8класса.

5. Атласы России, мира, автомобильных дорог.

6. Электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля.»

Требования к уровню подготовки .

1. Определение координат и местоположения объектов на то­пографических и географических картах. Определение направле­ний и расстояний между объектами.

2.Ориентирование на местности по планам и топографиче­ским картам. Чтение топографических карт, знание условных знаков.

3. Составление планов местности, схематических карт, дешиф­рование снимков.

4. Чтение тематических карт. Знание основных способов изо­бражения. Умение анализировать карты совместно с аэросним­ками, космическими снимками и другими источниками информации (климатическими справочниками, статистическими дан­ными и т. п.).

5. Составление географических описаний по тематическим картам и атласам.

6. Выполнение простейших картометрических определений по картам: измерение высот и глубин, длин рек и дорог, площадей ареалов, объемов.

7. Расчет некоторых морфометрических показателей по кар­там: плотности населения, расчленения рельефа. Построения профилей и роз-диаграмм.

8. Изучение взаимосвязей явлений по тематическим картам. Оценка корреляционных связей.

9.Составление комплексной характеристики территорий с помощью серий тематических карт и атласов. Объяснение связей между при­родными явлениями.,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по курсу землеведение для образовательных учреждений высшего педагогического профессионального образования

    Рабочая программа
    Состав строение, происхождение Солнечной системы. Гипотезы о происхождении Земли. Вращение Земли вокруг оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Форма и размер Земли.
  2. Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» для 11 класса

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, авторской программы Н.
  3. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»

    Рабочая программа
    Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник нормативных документов.
  4. Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются

    Пояснительная записка
    примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 Утверждаю (37)

    Рабочая программа
    Цель: формирование понятий и представлений об основных этапах истории стран Востока, их историко-культурной, региональной и страновой специфике, развитие способностей и навыков использования исторического материала в профессиональной

Другие похожие документы..