Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
В конце 80-х - начале 90-х гг. в России проведена радикальная экономическая реформа. Была разрушена система хозяйства, основанная на социалистической...полностью>>
'Урок'
Цель урока: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем ...полностью>>
'Документ'
Мало кто знает, как возник Федеральный резерв и каково его происхождение. Наше игнорирование экономики и истории является надежной защитой для истинны...полностью>>
'Реферат'
Эта брошюра не появилась бы на свет без поддержки всех тех, кто меня окружает. Перечисление имён людей, которые помогали мне, заняло бы не одну стран...полностью>>

Рабочая программа Курс: Здоровый образ жизни Класс: 9-12 Учебный год: 2010-2011

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Болотнинского района новосибирской области

Рабочая программа

Курс: Здоровый образ жизни

Класс: 9-12

Учебный год: 2010-2011

Социальный педагог: Ющенко Л.А.

Согласовано: Зав. МО__________

« »_____2010 года

Согласовано: Директор ПМССЦ «Дельфин»:

Оганесян Р.Г:_______________

Утверждаю:

Директор:___________

« »_______ 2010 года

Одобрена на заседании

МО классных руководителей

Протокол № ___от__________ Руководитель МО: _________________

Составлена на основе:

методической литературы, методических пособий и рекомендованных программ с учетом контингента школы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:___________

Социальный педагог ________________ Ющенко Л.А.

« »_____________2010 г

Центр психолого - медико - социального сопровождения «Дельфин»

Болотнинского района Новосибирской области

Рецензия

На программу муниципального образовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы

«Здоровый образ жизни»


Автор - разработчик программы Ющенко Людмила Анатольевна, социальный педагог МОУ ВСОШ Болотнинского района.

Рецензируемый документ представляет собой программу групповых занятий с учащимися 9-12 классов МОУ ВСОШ. Цель программы: обучение учащихся здоровому образу жизни, формированию социальных и жизненных навыков.

Для реализации программы предусмотрены несколько этапов деятельности:

- проведение исследования личностных особенностей учащихся, с целью выявления признаков отклоняющегося поведения у учащихся МОУ ВСОШ

- проведение групповых занятий по профилактике инфекционных, социогенных и других заболеваний, привитие гигиенических навыков

- организация встреч с медицинскими работниками, наркологом, специалистами ПМСС Центра «Дельфин»

Для достижения поставленных целей программы автор разработала систему групповых профилактических занятий.

Правовой основой данной программы является использование современной нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок руководства и осуществления профилактической деятельности среди учащейся молодежи.

Методология программы основана на использовании методических разработок издательства «Просвещение», «Вако», «Глобус», «Учитель» и наглядно-методических пособий Центра «Планетариум» и других.

В целом программа хорошо подготовлена, реалистична, имеет возможность для поэтапной коррекции и наращивания форм и методов проведения профилактической деятельности в условиях данной школы.

Директор Центра ПМСС «Дельфин»:

Оганесян Р.Г

Пояснительная записка

Обучение ЗОЖ (здоровому образу жизни) – относительно новая дисциплина, которая разрабатывается в учреждениях образования многих стран мира. Обучение учащихся и молодежи здоровому образу жизни имеет свою специфику. Она основывается как на общих образовательных принципах, так и на психологическом подкреплении поведения школьников, способствующему сохранению здоровья.

Занятия по здоровому образу жизни несут, прежде всего профилактическую функцию и требуют соблюдения определенных принципов, которые должны быть заложены в программе по здоровому образу жизни.

Цель программы обучение учащихся здоровому образу жизни: формирование социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

Программа обучения ЗОЖ предполагает решение следующих задач:

- формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

- закрепление гигиенических навыков и привычек;

- приобщение к разумной физической активности;

- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: агрессия и насилие, ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, ранняя беспорядочная половая жизнь.

В связи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике социогенных заболеваний за счет введения в общеобразовательную программу курса «Здоровый образ жизни».

Курс представляет собой систему занятий в форме классных часов, бесед, практикумов, исследовательских и игровых заданий, упражнений, сценариев, ролевых игр, диспутов. В пособия включены анкеты, тесты, слайдовые презентации и видеофильмы.

Курс делится на 6 блоков:

  1. Профилактика курения.

  2. Профилактика употребления наркотических веществ.

  3. Профилактика алкоголизма.

  4. Профилактика инфекционных заболеваний.

  5. Профилактика ранних половых связей.

  6. Я и другие. Общение без конфликтов.

В качестве основных при создании оздоровительной программы могут выступать три группы принципов:

1. Системно-структурная группа принципов:

- непрерывность формирования навыков здорового образа жизни на протяжении всех лет обучения в школе;

- повторение сведений, относящихся к проблемам здоровья, вредных привычек, полового и безопасного поведения, при этом первичная информация должна быть элементарной, а в дальнейшем на каждом возрастном этапе расширяться за счет введения новых понятий, фактов и сведений;

- конкретность и доступность предполагает, что все сведения должны излагаться ясно и понятно, в соответствии с подготовленностью и предобразованностью учащихся, без упрощенчества и схематизации;

- оптимизация задач означает, что обучение здоровому образу жизни должно соотноситься с целями и задачами воспитания подрастающего поколения;

- системность включает разработку программ на основе системного анализа актуальной социальной ситуации в стране и состояния здоровья детей, подростков и молодежи;

-стратегическая целостность определяет единую целостную стратегию оздоровительно-профилактической деятельности, обусловливающую основные направления и конкретные мероприятия для школы;

- многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности, и прежде всего адекватной самооценки, целенаправленное формирование прочных навыков и стратегий стресс - преодолевающего поведения, активное формирование систем социальной поддержки (социально-психологический центр «Дельфин»).

2. Социальная группа принципов:

- деловитость предполагает деловое отношение к обсуждаемым проблемам; смущение и беспомощность педагога при обсуждении социально-нравственных острых тем, пагубных пристрастий вызывают у учащихся неоправданно повышенный интерес к обсуждаемым проблемам; эмоциональная беспристрастность обеспечивается использованием научных понятий и научных выводов, при этом следует избегать излишней сенсационности и запугивания фактами и выводами;

- активная инициатива и опережение – школьников трудно оградить от негативных воздействий социума, - поэтому лишь своевременные оздоровительно-профилактические программы способны исключить, или по крайней мере смягчить их влияние;

-готовность личности к обучению здоровому образу жизни – программа обучения ЗОЖ должна предусматривать работу с личностью, - это достигается через систему тренинговых занятий;

- выработка индивидуальных и социальных установок - очень важно, чтобы учащиеся понимали, что здоровый образ жизни является проявлением межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности.

3. Психологическая группа принципов:

- правдивость - уклончивые ответы, обещания разъяснить позже, ссылки на недостаточную зрелость и неспособность понять приводят к потере доверия, нарушают контакт с педагогом;

- доверие - недоверие, подозрения и выспрашивания, как правило, провоцируют у учащихся закрытость, обострение интереса к наркотикам, алкоголю, курению, личностно-интимным сторонам жизни человека;

- поддержка и стимулирование собственного поиска информации, познания себя и других;

- адресность - навыки здорового образа жизни могут быть сформированы только с учетом пола, психического и физического развития, предобразованности и актуализации проблемы для учащихся;

- скрытое оздоровительно-профилактическое воздействие на личность через игры, интерактивные методы обучения, научно-исследовательские учебные задания, беседы в условиях похода, участие самих учащихся в реализации оздоровительно-профилактических программы.

Рассмотренные подходы к созданию программы здорового образа жизни должна учитывать ограниченность воспитательного процесса. Ведь далеко не все в жизни человека произвольно регулируется. Нереалистические ожидания, обращение к оздоровительной программе как к средству неотложного и радикального решения возникших в обществе проблем со здоровым образом жизни, по существу, будет дискредитировать саму идею введения программы обучения здоровому образу жизни. Необходим объективный подход к возможностям этой программы, к отражению социально-экономических явлений, влияющих на здоровье подрастающего поколения.

Паспорт программы

Наименование программы: Здоровый образ жизни

Разработчик программы: Ющенко Людмила Анатольевна, социальный педагог МОУ ВСОШ

Учреждение, район: Муниципальное образовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Болотнинского района

Цель программы: обучение учащихся здоровому образу жизни: формирование социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь.

Задачи программы:

- формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

- закрепление гигиенических навыков и привычек;

- приобщение к разумной физической активности;

- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Адресная группа: учащиеся МОУ ВСОШ

Исполнитель: социальный педагог МОУ ВСОШ

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня информированности о социогенных, инфекционных и других заболеваниях, снижение числа подростков с отклоняющимся поведением среди учащихся МОУ ВСОШ,

Краткая аннотация программы

Представленная программа направлена на формирование у учащихся отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности; повышение уровня информированности учащихся о социогенных, инфекционных и других заболеваниях, обучение участников программы социально-психологическим навыкам взаимодействия, позволяющим эффективно существовать в меняющемся мире; обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. Вышесказанное достигается путем проведения групповых консультаций, бесед, исследовательских и игровых заданий, диспутов и т. д.

Во время реализации программы будет проведено исследование личностных особенностей учащихся, в ходе которого будут выявлены подростки с признаками отклоняющегося поведения, которые могут повлечь за собой вред здоровью. Цикл групповых занятий и диагностика будут проводиться социальным педагогом МОУ ВСОШ, а также в ходе реализации программы будут организованы встречи с медицинскими работниками, наркологом, специалистами ПМСС Центра «Дельфин». Занятия будут сопровождаться просмотром слайдовых презентаций, видеофильмов.

Постановка проблемы

Контингент вечерней школы весьма разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, мотивам обучения. Это несовершеннолетние, ушедшие из дневной школы по разным причинам, работающая молодежь; взрослые, имеющие перерыв в обучении. В вечерней (сменной) общеобразовательной школе обучается 109 учащихся. Из общего числа воспитанников -13 состоят на учете в ПДН. Из них в основном учащиеся, прибывшие из других школ и состоящие на учете в ПДН. Из школы № 4 – 4 учащихся, № 16- 3 учащихся, № 21- 1 учащийся, СОШ № 2 - 1 учащихся, ВСОШ - 4 учащихся.

На учет в ПДН поставлены за:

Кражу – 5 учащихся,

употребление спиртного – 3 учащихся,

антиобщественное поведение – 5 учащихся

3 учащихся состоят на учете в уголовно-исполнительной инспекции.

25 учащихся состоят на внутришкольном учете за пропуски учебных занятий, нарушение школьного устава.

Отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля у представителей данной целевой группы способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

В связи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике социогенных, инфекционных и других заболеваний, привитию гигиенических навыков за счет введения в общеобразовательную программу курса «Здоровый образ жизни».

Тематический план учебной дисциплины

9 класс

Наименование раздела

Темы

Количество часов

1

Профилактика курения

1.1. Психология влияния группы

1

1.2 Компания «Нет – курению!»

1

2

1.3 Да здравствует чистый воздух!

1

3

1.4 Письмо сверстнику

1

4

1.5 Психология воздействия рекламы

1

5

1.6 Реклама курения

1

6

1.7 Приглашение И.А.Авдиюк «Последствия курения для молодого организма»

1

Итого:

7 часов

2

Профилактика употребления наркотических веществ

2.1 Наркомания: проблема личности и общества

1

2.2 Опасные заблуждения, или что мы думаем о наркотиках

1

2.3 Основные термины, или что же такое наркотики и наркомания

1

2.4 Формирование пристрастия к наркотикам, или почему принимают наркотики

1

2.5 Наркотики и возраст, или когда возникает интерес к наркотикам

1

2.6 Наркотики и личность, или какие черты характера способствуют наркомании

1

2.7 Факторы риска, или кто чаще становится наркоманом

1

2.8 Наркотики и их жертвы, или что нужно знать о наркотиках

1

2.9 В преддверии опасности, или как распознать начало наркомании

1

2.10 Приглашение нарколога –психиатра С.В.Шахова «Наркотики – знак беды»

1

2.11 Как отказаться от предложенных наркотиков

1

2.12. Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ

1

2.13. Понятие группового давления

1

2.14 Сопротивление давлению социального окружения

1

2.15 Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления

1

2.16 Законы распространения наркомании. Итоги курса.

1

Итого :

16 часов

3

Профилактика алкоголизма

3.1 В плену иллюзий

1

3.2 Уроки трезвости

1

Итого: 2 часа

4

Профилактика инфекционных заболеваний

4.1 Строим дом своего здоровья

1

4.2. Правда о СПИДе

1

4.3 Первичные сведения об инфекционных заболеваниях, передающихся половым путем

1

Итого:

3 часа

5

Профилактика ранних половых связей

5.1 «Просто» аборт

1

5.2 Последствия абортов для здоровья женщины.

Итого:

2 часа

6

Я и другие

6.1 Права личности и уважение прав других

1

6.2 Тренинг ненасильственного общения. Приглашение специалиста из ПМССЦ «Дельфин» Панфиловой О.А.

1

6.3. О радостях и сложностях общения

1

6.4. Как противостоять насильнику?

1

6. 5. Твой выбор

1

6.6.Мы за здоровый образ жизни»

1

Итого:

6 часов

Итого: 36 часов

Тематический план учебной дисциплины

10 класс

Наименование раздела

Темы

Количество часов

1

Профилактика курения

1.1 Табак и история его распространения

1

1.2 Свойства никотина.

1

2

1.3 Курение и сердечно-сосудистая система

1

3

1.4 Курение и его последствия для организма

1

4

1.5 Психология курения

1

5

1.6 Мотивы курения

1

6

1.7Приглашение И.А.Авдиюк «Последствия курения для молодого организма»

1

Итого:

7 часов

2

Профилактика употребления наркотических веществ

2.1 Наркотики: употребление и злоупотребление

1

2.2 Мифы о наркомании.

1

2.3 Личность и индивидуальность

1

2.4 Самоуважение

1

2.5 Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения.

1

2.6 Чувства и эмоции

1

2.7 Знакомство с понятием стресса

1

2.8 Способы преодоления стресса

1

2.9 Принятие решений

1

2.10 Приглашение нарколога –психиатра С.В.Шахова «Наркотики – знак беды»

1

2.11. Как сказать наркотикам – НЕТ!

1

2.12 Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления

1

Итого :

12 часов

3

Профилактика алкоголизма

3.1 Причины появления и развития алкоголизма

1

3.2 Детский алкоголизм в России

1

Итого:

2 часа

4

Профилактика инфекционных заболеваний

4.1 Туберкулез. Источники заболевания. Пути заражения.

1

4.2 Клещевой энцефалит. Основные симптомы и последствия

1

4.3 Навыки защиты от СПИДа

1

4.4 Методы контрацепции

1

Итого:

4 часа

5

Профилактика ранних половых связей

5.1 Взаимоотношения полов

1

5.2 Последствия абортов для здоровья женщины

1

Итого:

2 часа

6

Я и другие

6.1 Общение

1

6.2 Права личности и уважение прав других

1

6.3 Тренинг ненасильственного общения. Приглашение специалиста из ПМССЦ «Дельфин» Панфиловой О.А.

1

6.4. Отчего бывает одиноко? Учись общаться.

1

6. 5.Мы выбираем здоровый образ жизни

1

6.6 Строим дом своего здоровья

1

6.7. Как противостоять насильнику?

1

6.8. За здоровый образ жизни!

1

6.9. Учитесь управлять собой

1

Итого:

9 часов

Итого: 36 часов

Тематический план учебной дисциплины

11 класс

Наименование раздела

Темы

Количество часов

1

Профилактика курения

1.1 Профилактика курения

1

1.2 Угасание привычки

1

2

1.3. Как бросить курить?

1

3

1.4. Выработка хороших привычек

1

4

1.5. О психических механизмах саморегуляции

1

5

1.6 Психология научения

1

6

1.7Приглашение И.А.Авдиюк «Последствия курения для молодого организма»

1

Итого:

7 часов

2

Профилактика употребления наркотических веществ

2.1 Наркомания: проблема личности и общества

1

2.2 Что мы знаем о наркотиках?

1

2.3 Просмотр видеофильма «В подвалах Дыбенко»

1

2.4 Виды наркоманий и наркотиков

1

2.5Самопонимание и самоуважение

1

2.6 Навыки уверенного поведения

1

2.7 Наркотическое опьянение – что это? Экстренная помощь

1

2.8 Проблема зависимости от психоактивных веществ среди молодежи

1

2.9 Понятие группового давления.

1

2.10 Классификация наркотических зависимостей

1

2.11. Приглашение нарколога –психиатра С.В.Шахова «Наркотики – знак беды»

1

2.12 Правовые аспекты борьбы с наркоманиями

1

Итого :

12 часов

3

Профилактика алкоголизма

3.1 Пивной алкоголизм

1

3.2 Алкоголизм с женским лицом

1

Итого:

2 часа

4

Профилактика инфекционных заболеваний

4.1 Инфекционные заболевания и их профилактика

1

4.2 Иммунопрофилактика и вакцинация

1

4.3. Правда о СПИДе

1

4.4 Что нужно знать об ИПП?

1

Итого:

4 часа

5

Профилактика ранних половых связей

5.1 Гигиена девушки

1

5.2 «Просто» аборт

1

Итого:

2 часа

6

Я и другие

6.1 Искусство каждодневного общения

1

6.2 Толерантность: что это?

1

6.3 Тренинг ненасильственного общения. Приглашение специалиста из ПМССЦ «Дельфин» Панфиловой О.А.

1

6.4. О радостях и сложностях общения

1

6.5. Учись общаться.

1

6.6 Строим дом своего здоровья

1

6.7. Как противостоять насильнику?

1

6.8. Мир различий

1

6.9 Здоровый образ жизни

1

Итого:

9 часов

Итого: 36 часов

Тематический план учебной дисциплины

12 класс

Наименование раздела

Темы

Количество часов

1

Профилактика курения

1.1.Никотиновая зависимость. Общие вопросы табакокурения

1

1.2 Просмотр фильма «Второй шанс»

1

2

1.3 Курение и заболевания.

1

3

1.4 Влияние табачного дыма на окружающих. Пассивное курение.

1

4

1.5 Курение и потомство. Курение и наследственность

1

5

1.6 Влияние рекламы табачной продукции

1

6

1.7 Просмотр фильма «Женская ошибка» («Рак головы»)

1

Итого:

7 часов

2

Профилактика употребления наркотических веществ

2.1 Проблема наркомании. Развитие наркотической зависимости

1

2.2 Мифы о наркомании.

1

2.3 Наркомания в развитии. Предупрежден – значит вооружен.

1

2.4 Самоуважение

1

2.5 Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения.

1

2.6 Знакомство с понятием стресса

1

2.7.Способы преодоления стресса

1

2.8 Принятие решений

1

2.9 Понятие группового давления. Сопротивление давлению социального окружения

1

2.10 Приглашение нарколога –психиатра С.В.Шахова «Наркотики – знак беды»

1

2.11 Как сказать наркотикам – НЕТ!

1

2.12. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления

1

Итого :

12 часов

3

Профилактика алкоголизма

3.1.Развитие алкоголизма

1

3.2 Мифы об алкоголе или обмани себя сам

1

Итого:

2 часа

4

Профилактика инфекционных заболеваний

4.1 Туберкулез. Источники заболевания. Пути заражения.

1

4.2 Клещевой энцефалит. Основные симптомы и последствия

1

4.3. Правда о СПИДе

1

4.4 Инфекционные заболевания, передающиеся половым путем

1

Итого:

4 часа

5

Профилактика ранних половых связей

5.1 Профилактика ранних половых связей и предупреждение абортов в подростковой и молодежной среде

1

5.2 Последствия абортов. Взаимоотношения полов.

1

5.3 Гигиена девушки

1

Итого:

3 часа

6

Я и другие

6.1 Общение

1

6.2 Права личности и уважение прав других

1

6.3 Тренинг ненасильственного общения. Приглашение специалиста из ПМССЦ «Дельфин» Панфиловой О.А.

1

6.4. О радостях и сложностях общения

1

6.5 Чувства и эмоции.

1

6.6. Культурные нормы. Предрассудки.

1

6.7 Строим дом своего здоровья

1

6.8 Здоровый образ жизни

1

Итого:

8 часов

Итого: 36 часов

Тематический план занятий 9 класс

Дата проведения

Тема занятия

Тип урока

Наглядные пособия

1

Психология влияния группы

Ролевая игра

беседа

анкета

2

Компания «Нет – курению!»

Исследовательская работа

Видеофильм «Женская ошибка» ( «Рак головы»)

3

Да здравствует чистый воздух!

практикум

4

Письмо сверстнику

Творческая работа

Тест: Самооценка психических состояний по Г. Айзенку

5

Психология воздействия рекламы

лекция

6

Реклама курения

лекция

анкета

7

Приглашение И.А.Авдиюк «Последствия курения для молодого организма»

лекция

8

Наркомания: проблема личности и общества

лекция

9

Опасные заблуждения, или что мы думаем о наркотиках

беседа

плакаты

10

Основные термины, или что же такое наркотики и наркомания

лекция

Тест: Самооценка психических состояний по Г. Айзенку

11

Формирование пристрастия к наркотикам, или почему принимают наркотики

Лекция

Дискуссия

Видеофильм «В подвалах Дыбенко»

12

Наркотики и возраст, или когда возникает интерес к наркотикам

Лекция

Ролевая игра

Слайд 5,6

13

Наркотики и личность, или какие черты характера способствуют наркомании

Игры

лекция

- Слайд 9 тест: Определение уровня тревожности по А. Прихожан

14

Факторы риска, или кто чаще становится наркоманом

лекция

Слайд 10,11

15

Наркотики и их жертвы, или что нужно знать о наркотиках

лекция

Слайд 12,13

16

В преддверии опасности, или как распознать начало наркомании

лекция

Слайд 14,15

17

Приглашение нарколога –психиатра С.В.Шахова «Наркотики – знак беды»

Лекция

игра

Слайд 22

18

Как отказаться от предложенных наркотиков

Ролевые игры

Слайд 23

19

Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ

лекция

20

Понятие группового давления

Ролевые

игры

Слайд 24

21

Сопротивление давлению социального окружения

Лекция, игры

Слайд 25

22

Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления

лекция

Слайд 26

23

Законы распространения наркомании. Итоги курса.

Повторение, обсуждение

Слайд 29,30

24

В плену иллюзий

Лекция, обсуждение рассказа

Анкета «Отношение школьника к алкоголю»

25

Уроки трезвости

лекция

26

Строим дом своего здоровья

беседа

27

Правда о СПИДе

лекция

Плакаты, брошюры, анкета

28

Первичные сведения об инфекционных заболеваниях, передающихся половым путем

лекция

брошюры

29

«Просто» аборт

беседа

Обсуждение рассказа

Видеофильм «Жестокая правда»

30

Последствия абортов для здоровья женщины

лекция

31

Права личности и уважение прав других

лекция

Слайд 16, 17,18

Тест: Изучение уровня мотивации к обучению по Элерсу

32

Тренинг ненасильственного общения. Приглашение специалиста из ПМССЦ «Дельфин»

тренинг

33

О радостях и сложностях общения

беседа

Слайд 19

34

Как противостоять насильнику?

Беседа

35

Твой выбор

беседа

Слайд 27,28

36

Мы за здоровый образ жизни!

беседа

Презентация: «Правильное питание – основа здорового образа жизни!»

Тематический план занятий 10 класс

Дата проведения

Тема занятия

Тип урока

Наглядные пособия

1

Табак и история его распространения

лекция

анкета

2

Свойства никотина.

лекция

3

Курение и сердечно-сосудистая система

лекция

Слайдовые презентации

4

Курение и его последствия для организма

лекция

Слайдовые презентации

5

С 28.09 по 02.10

Психология курения

лекция

Тест: Самооценка психических состояний по Г. Айзенку

6

С 05.10 по 09.10

Мотивы курения

лекция

анкета

7

С 12.10 по 16.10

Приглашение И.А.Авдиюк «Последствия курения для молодого организма»

лекция

8

С 19.10 по 23.10

Наркотики: употребление и злоупотребление

беседа

Презентация: «Наркомания – добровольное безумие или сумасшествие?»

9

Мифы о наркомании.

беседа

плакаты

10

Личность и индивидуальность

лекция

11

Самоуважение

Лекция

Дискуссия

Видеофильм «В подвалах Дыбенко»

12

Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения.

Лекция

Ролевая игра

Слайд 5,6

13

Чувства и эмоции

лекция

Слайд 10,11

Тест: определение уровня тревожности по А. Прихожан

14

Знакомство с понятием стресса

Мозговой штурм

- Слайд 12,13

15

Способы преодоления стресса

Работа в парах

Слайд 14,15

16

Принятие решений

Лекция

игра

Слайд 22

17

Приглашение нарколога – психиатра С.В.Шахова «Наркотики – знак беды»

лекция

18

Как сказать наркотикам – НЕТ!

беседа

Слайд 24

Презентация: «Нет наркотикам!»

19

Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления

Лекция, игры

Слайд 25

20

Причины появления и развития алкоголизма

Лекция

Обсуждение рассказа

Анкета

«Отношение школьника к алкоголю»

21

Детский алкоголизм в России

лекция

22

Туберкулез. Источники заболевания. Пути заражения

лекция

23

Клещевой энцефалит. Основные симптомы и последствия.

Повторение, обсуждение

24

Навыки защиты от СПИДа

лекция

Плакаты, брошюры

25

Методы контрацепции

лекция

26

Взаимоотношение полов

лекция

27

Последствия абортов для здоровья женщины

беседа

Видеофильм «Не рожденные хотят жить»

28

Общение

Беседа, сценки

Слайд 7

«Умеем ли мы общаться?»

29

Права личности и уважение прав других

лекция

Слайд 16, 1, 18

Тест: изучение уровня мотивации к обучению по Элерсу

30

Тренинг ненасильственного общения. Приглашение специалиста из ПМССЦ «Дельфин» Панфиловой О.А.

тренинг

31

Отчего бывает одиноко? Учись общаться.

беседа

Слайд 20, 21

32

Мы выбираем здоровый образ жизни

лекция

Презентация: «Здоровый образ жизни»

33

Строим дом своего здоровья

беседа

34

Как противостоять насильнику?

беседа

35

За здоровый образ жизни.

беседа

Пресс-конференция: «Здоровое поколение – здоровая Россия!»

36

Учитесь управлять собой

беседа

Тематический план занятий 11 класс

Дата проведения

Тема занятия

Тип урока

Наглядные пособия

1

Профилактика курения

лекция

анкета

2

Угасание привычки

лекция

Слайдовые презентации

3

Как бросить курить?

лекция

4

Выработка хороших привычек

лекция

Тест: Самооценка психических состояний по Г. Айзенку

5

О психических механизмах саморегуляции

лекция

6

Психология научения

лекция

7

Приглашение И.А.Авдиюк «Последствия курения для молодого организма»

лекция

8

Наркомания: проблема личности и общества

беседа

9

Что мы знаем о наркотиках?

беседа

плакаты

10

Просмотр видеофильма «В подвалах Дыбенко»

видеоблок

11

Виды наркоманий и наркотиков

Лекция

Дискуссия

12

Самопонимание и самоуважение

Лекция

Ролевая игра

Слайд 5,6

13

Навыки уверенного поведения

лекция

- Слайд 10,11 тест: Определение уровня тревожности по А. Прихожан

14

Наркотическое опьянение – что это? Экстренная помощь

беседа

Слайд 12,13

15

Проблема зависимости от психоактивных веществ среди молодежи

Работа в парах

Слайд 14,15

Презентация: « Будущей России – здоровую молодежь!»

16

Понятие группового давления.

Ролевые игры

Слайд 23

17

Классификация наркотических зависимостей

лекция

18

Приглашение нарколога – психиатра С.В.Шахова «Наркотики – знак беды»

беседа

Слайд 24

19

Правовые аспекты борьбы с наркоманиями

Лекция, игры

Слайд 25

20

Пивной алкоголизм

лекция

21

Алкоголизм с женским лицом

лекция

22

Инфекционные заболевания и их профилактика

лекция

Презентация: «Понятие об инфекционных болезнях»

23

Иммунопрофилактика и вакцинация

лекция

Презентация: «Иммунопрофилактика и вакцинация»

24

Правда о СПИДе

лекция

Плакаты, брошюры, анкета

25

Что нужно знать об ИПП?

лекция

26

Гигиена девушки

лекция

27

«Просто» аборт

беседа

Видеофильм «Жестокая правда»

28

Искусство каждодневного общения

беседа

Слайд 19

29

Толерантность: что это?

лекция

Слайд 16, 17, 18

тест: Изучение уровня мотивации к обучению по Элерсу

30

Тренинг ненасильственного общения. Приглашение специалиста из ПМССЦ «Дельфин»

тренинг

31

О радостях и сложностях общения.

беседа

32

Учись общаться.

беседа

33

Строим дом своего здоровья

беседа

34

Как противостоять насильнику?

беседа

35

Мир различий

беседа

36

Здоровый образ жизни.

беседа

Презентация: «С миру по нитке»

Тематический план занятий 12 класс

Дата проведения

Тема занятия

Тип урока

Наглядные пособия

1

Никотиновая зависимость. Общие вопросы табакокурения

лекция

анкета

2

Просмотр фильма «Второй шанс»

Лекция

видеоблок

видеофильм

3

Курение и заболевания.

лекция

Тест: Самооценка психических состояний по Г. Айзенку

4

Влияние табачного дыма на окружающих. Пассивное курение.

лекция

Слайдовые презентации

5

Курение и потомство. Курение и наследственность

лекция

6

Влияние рекламы табачной продукции

лекция

Слайдовые презентации

7

Просмотр фильма «Женская ошибка» ( «Рак головы»)

видеоблок

8

Проблема наркомании. Развитие наркотической зависимости

беседа

9

Мифы о наркомании.

беседа

плакаты

10

Наркомания в развитии. Предупрежден – значит вооружен.

беседа

11

Самоуважение

Лекция

12

Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения

Лекция

дискуссия

13

Знакомство с понятием стресса

Лекция

Ролевая игра

Слайд 5,6

14

Способы преодоления стресса

лекция

- Слайд 10,11 тест: Определение уровня тревожности по А. Прихожан

15

Принятие решений

Мозговой штурм

Слайд 12,13

16

Понятие группового давления. Сопротивление давлению социального окружения

Лекция

игра

Слайд 22

17

Приглашение нарколога – психиатра С.В.Шахова «Наркотики – знак беды»

лекция

18

Как сказать наркотикам – НЕТ!

лекция

19

Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления

Лекция, игры

Слайд 25

20

Развитие алкоголизма

лекция

21

Мифы об алкоголе или обмани себя сам

Лекция

обсуждение

22

Туберкулез. Источники заболевания. Пути заражения

лекция

23

Клещевой энцефалит. Основные симптомы и последствия.

Повторение, обсуждение

24

Правда о СПИДе

лекция

Плакаты, брошюры

25

Инфекционные заболевания, передающиеся половым путем

лекция

26

Профилактика ранних половых связей и предупреждение абортов в подростковой и молодежной среде

беседа

Слайдовые презентации

27

Последствия абортов. Взаимоотношения полов.

беседа

Слайдовые презентации

28

Гигиена девушки

29

Общение

Беседа

сценки

Слайд 7 анкета

30

Права личности и уважение прав других

лекция

Слайд 16, 17, 18

тест: Изучение уровня мотивации к обучению по Элерсу

31

Тренинг ненасильственного общения. Приглашение специалиста из ПМССЦ «Дельфин»

тренинг

32

О радостях и сложностях общения

беседа

Слайд 19

33

Чувства и эмоции

Игры

лекция

Слайд 9

34

Культурные нормы.Предрассудки

беседа

35

Строим дом своего здоровья

беседа

Презентация: «Двигательная активность и здоровье человека»

36

Здоровый образ жизни.

беседа

Презентация

Муниципальное образовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Болотнинского района

Утверждаю:

директор МОУ ВСОШ Слободенюк В.И.

Согласовано:

Заместитель директора

по УВР В. В. Забавко

«01» сентября 2010 г.

Календарно-тематический план на первое и второе полугодие 2010-2011 г.

по курсу «Здоровый образ жизни»

Социальный педагог: Ющенко Людмила Анатольевна

Количество часов по плану на год – 36 ч.

Количество часов на 1 полугодие – 17 ч.

Количество часов на 2 полугодие – 19 ч.

Рассмотрен на заседании МО

Протокол № от 2010 г.

Руководитель МО:

Планирование составлено на основе следующих пособий:

1.Модульный курс профилактики курения 5-11 класс, А.Н. Сизанов, В.А.Хриптович. Москва «Вако» 2004 г;

2.Наглядно-методическое пособие «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании». С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович. – М: Центр – «Планетариум» 2002. брошюра и набор слайдов.

3. «Подростки 21 века». Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. 8-11 класс. Т. А. Фалькович, Н.В.Высоцкая, Н.С.Толстоухова. Москва «Вако» 2006 г.

4. «Не допустить беды». Помогая другим, помогаю себе.А.Г.Макеева. Москва. «Просвещение» 2003 г.

5. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. Н.В. Вострокнутов. Москва 2004 г.

6. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних. Москва. 2004 г.

7. В.Н.Ягодинский «Уберечь от дурмана» - Уроки трезвости. Социально опасно! Действовать!

8. Руководство по программе первичной профилактики никотиновой и наркотической зависимости у детей старшего подросткового возраста. Александр Кузнецов, Людмила Рыбакова.

9. Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя.5-9 класс. Москва. Издательство «Глобус». 2007 г.

10. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы. Классные часы. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. Волгоград. Издательство «Учитель».2007 г

11. Спутник классного руководителя.10-11 классы. В.В.Шумилова, Т.Н.Мишарева, И.С.Сидорук. Волгоград. Издательство «Учитель».2007 г.

12. Классные часы. 10-11 классы. А.М. Байбаков и др. Волгоград. Издательство «Учитель». 2007 г.

13. Т.А. Шишковец. Справочник социального педагога. Издание 2-е переработанное и дополненное.5-11 классы.

14.Энциклопедия независимости. Богданчиков В.,Болдырев О.,Сурайкин А.2008 г.

15. Слайдовые презентации уроков и видеофильмы. Приложение к руководству по программе первичной профилактики никотиновой и наркотической зависимости у детей старшего подросткового возраста.

Приложение

Анкета

Выяснение состояния нарко - и токсикомании.

Цель: научиться выяснять осведомленность о вредных привычках. Оценить свое здоровье и влияние на него вредных привычек.

  1. Ваш возраст (полных лет) _______ (укажите цифрами)

  2. Пол: а) женский б) мужской

  3. Как вы относитесь к тому, что есть люди, увлекающиеся потреблением лекарственных средств, действующих на психику?

а) осуждаю в) безразлично д) это их дело

б) с тревогой г) не знаю

4. Как высчитаете, являются ли нарко - и токсикомания распространенными явлениями?

а) да б) нет в) не знаю

5. Считаете ли вы, что прием наркотиков имеет для человека последствия?

а) вред для здоровья

б) сокращает продолжительность жизни

в) крушение жизненных планов

г) разрушение семьи

д) опасность для окружающих

е) никаких последствий

ж) не знаю

6. Знаете ли вы, какие лекарственные (или иные) средства вызывают нарко - и токсикоманию?

а) да б) нет

7. Как вы думаете, являются ли опасным однократный прием наркотиков?

а) да б) нет в) смотря, что принимать г) не знаю

8. Как вы думаете, с какой целью некоторые люди принимают наркотические и токсические средства?

а) испытать новые ощущения

б) снять нервное напряжение

в) добиться повышения настроения

г) облегчить общение с людьми

д) с лечебной целью

9. Есть ли среди Ваших знакомых лица, которые пробовали принимать наркотические средства, препараты, действующие на психику?

а) да б) нет в) не знаю

Если «да», то какие препараты они используют?

а) ___________________________________________________________________________

10. Приходилось ли вам принимать средства, вызывающие нарко- и токсикоманию?

а) да б) нет в) однократно

11. В какой ситуации?

а) случайно, в компании б) дома, в одиночестве

12. Как вы думаете, какие источники наркотических веществ используют наркоманы?

а) домашняя аптечка

б) близкие друзья и знакомые

в) место учебы и работы

г) аптека

д) больница и поликлиника

е) воровство

ж) контрабанда

13. В чем причины распространения нарко- и токсикомании?

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Нужно ли усилить разъяснительную работу в данном направлении?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Что вы можете предложить для искоренения этих случаев из жизни коллектива?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросник для изучения отношения к алкоголю

  1. Перечислите, какие алкогольные напитки вам известны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие из них вы пробовали?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие из них вам понравились на вкус?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажите, какие из известных вам напитков безвредны, полезны и приемлемы, с вашей точки зрения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие напитки вы считаете наиболее опасными, считаете ли, что государственное или частное производство их следует прекратить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Вспомните, в каком возрасте вы впервые попробовали алкоголь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. При каких обстоятельствах это произошло, и кто угостил?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие впечатления остались у вас от этого события?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. От какой дозы и какого напитка вы впервые опьянели?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каком возрасте, и при каких обстоятельствах это случилось?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Нравится ли вам состояние опьянения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Знаете ли вы свою дозу, меру, от которой вы себя чувствуете хорошо?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Всегда ли вам хочется закурить после выпивки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Существует ли, по вашему мнению, связь между употреблением алкоголя, курением и потреблением наркотиков и в чем она состоит?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Считаете ли вы правильной политику ограничения производства и продажи алкогольных напитков, разъясните свое отношение к этому?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Считаете ли вы правильной политику цен на алкогольные напитки, какие цены вы считаете приемлемыми?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Считаете ли вы принципиально возможным внедрение «сухого закона»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Почему «сухой закон» не вводится в нашей стране?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. При каких условиях его можно было ввести?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Если вы считаете, что «сухой закон» невозможен принципиально никогда, то почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. Какие народные обряды и обычаи, по вашему мнению, не могут быть соблюдены без употребления алкоголя?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Считаете ли вы, что культурное питие решит все проблемы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. В чем вы видите опасность культурного потребления алкоголя?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. Из каких источников вы черпаете информацию об алкоголе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Назовите запомнившуюся вам книгу или фильм о вреде алкоголя?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26. В каких учебных предметах в школе, вам преподавали какие-либо вопросы, касающиеся алкоголизации, курения, употребления наркотиков?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27.Если вы приняли решение не употреблять алкоголь, то кто вам помог, или какое событие вам подсказало это решение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. Какие вам известны меры уголовного наказания за действия с алкоголем, последствия его употребления?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

29.Какие меры административного воздействия вам известны за то же?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

30.Сделайте предложения по улучшению антиалкогольного воспитания детей и подростков в школе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определение уровня знаний подростков о СПИДе.

Цель: выяснить уровень осведомленности подростков о СПИДе.

Оборудование: анкета

Ход работы:

Предложить подросткам ответить «Верно» или «Неверно»:

1. Опасно обнимать человека, больного СПИДом В Н

2. Заразиться СПИДом можно, пользуясь общественным туалетом. В Н

3.Находиться в классе вместе с учителем, который болен СПИДом, В Н

вполне безопасно.

4.Только гомосексуалисты должны заботиться о том, чтобы не В Н

заразиться СПИДом.

5.Люди, которые вводят себе внутривенно лекарственные препараты, не должны пользоваться иглами других людей. В Н

6. Нельзя заразиться вирусом СПИДа (ВИЧ), когда кусаешь один и тот же бутерброд или пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИДом. В Н

7. Можно заразиться СПИДом, если имел только один сексуальный В Н

контакт.

8. Можно заразиться СПИДом, останавливая своими руками кровь, если кто-то в школе получил травму, сопровождающуюся кровотечением. В Н

9. СПИДом можно заразиться, если больной чихает или кашляет В Н

на тебя.

10. Неплохая идея - обсуждать вопросы секса, наркотиков и СПИДа В Н

в школе.

11.СПИД вызывается вирусом.

12. Положительный результат теста на СПИД означает, что В Н

человек болен СПИДом.

13. СПИД поражает красные кровяные тельца. В Н

14. СПИД передается через все жидкие выделения тела. В Н

15. Тесты на СПИД, как правило, надежны. В Н

16. СПИД передается тремя основными путями: при сексуальных контактах, контактах с кровью ( например, при совместном пользовании иглами) и от матери к ребенку во время внутриутробного развития и при рождении. В Н

17. Правильное использование презервативов помогает во многих случаях избежать передачи вируса СПИДа. В Н

18. Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других В Н

заболеваний.

19. Одна из проблем, связанных со СПИДом, состоит в том, что между заражением и моментом проявления заболевания могут пройти годы.

В Н



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа «За здоровый образ жизни» «Равнодушие это паралич души, преждевременная смерть»

    Программа
    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает важность образования как фактора, формирующего новую экономику и общество, играющего ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого,
  2. Программа «вуз здорового образа жизни» на 2011-2013 гг

    Программа
    Улучшение здоровья студентов и ППС, путем содействия лучшему качеству жизни и среды обитания, формирование у них нового отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
  3. Программа «модернизация здравоохранения самарской области на 2011 2012 годы» Самара, 2011 год

    Программа
    Сведения о сети учреждений здравоохранения Самарской области и оценка соответствия мощности медицинских учреждений уровню и структуре заболеваемости населения 72
  4. Анализ работы гоу сош №435 за 2010-2011 учебный год

    Документ
    1.1. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 435. 105094, Госпитальный вал, д. 5, стр. 19. Учредителем школы является Московский департамент образования.
  5. Доклад моу лицея №120 г. Челябинска «Об образовательной деятельности лицея в 2010-2011 учебном году»

    Доклад
    Публичный доклад муниципального общеобразовательного учреждения лицея №120 г. Челябинска издается в соответствии с письмом Управления по делам образования г.

Другие похожие документы..