Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Разумные, чувствительные, творческие люди по-прежнему стремятся ощутить тот рай, который они когда-то знали и о котором у них, к сожалению, остались ...полностью>>
'Документ'
Акушерские пособия при родоразрешении женщин в тазовых предлежаниях: ручное пособие, выведение головки по Морисо-Левре, тракция плода за тазовый коне...полностью>>
'Реферат'
Управлением статистических стандартов и классификаций Госкомстата России, Управлением демографической статистики и переписи населения Госкомстата Рос...полностью>>
'Закон'
Правила використання та охорони земель сільськогосподарського призначення розроблені згідно з Конституцією України, Земельним кодексом України, Закон...полностью>>

15. Понятие о методах обучения. Эволюция методов обучения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

15. Понятие о методах обучения. Эволюция методов обучения.

      Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и учащихся , направленные на достижения ими образовательных целей.

Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части.

Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

В дореволюционных дидактических руководствах методу давалось такое определение: метод — искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. Но видеть в методе только искусство — значит отрицать очевидное: успешно обучают не только мастера импровизации, но и суровые логики. Поэтому справедливым будет и другое определение: методы — системы алгоритмизованных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели.

В структуре методов обучения выделяются приемы .

Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Метод обучения включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся , придают индивид характер их деятельности.

Правило обучения – это нормативное предписание или указание на то, как следует оптимальным образом действовать, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности.

Правило обучения (дидактическое правило) – это конкретное указание , как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Эволюция методов обучения.

Методы обучения (МО) – категория историческая. МО меняются с изменением развития производительных сил и характера производственных отношений.

На ранних этапах общественного развития передача соц опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. В основе лежал репродуктивный метод («делай, как я»). Это самый древний МО.

По мере расширения объема накопленных знаний, усложнения освоенных человеком действий простое подражание не могло обеспечить усвоение культурного опыта. С момента организации школ появились словесные методы. С возникновением письменности, слово-главный носитель информации, а книги- массовый способ взаимодействия учителя и ученика. Догматический или катехизисный МО – механическое заучивание текстов, практиковалось в средние века. В эпоху великих открытий в процесс обучения органично вошли такие методы , как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие самостоятельности, активности, сознательности ребенка. Развитие получают наглядные МО. На рубеже XIX-XX вв. важное место стал занимать эвристический метод , как вариант словесного метода, он учитывал потребности и интересы ребенка, развитие его самостоятельности . Учение через деятельность стало играть важную роль. При этом использовались практические МО, когда основная роль отводилась ручному труду, практической работе, а также работе учащихся с литературой. Утверждаются частично-поисковые , исследовательские методы. Со временем все большее распространение получают методы проблемного обучения , основанные на выдвижении проблем и на самостоятельном движении учащихся к знаниям. Далее общество осознает , что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии его способностей и индивидуальных особенностей. Распространение получают методы развивающего обучения.

Широкое внедрение техники в уч. процесс , компьютеризация обучения приводит к появлению новых методов.

Американский педагог К. Керр выделяет 4 «революции в области методов обучения».

Первая революция произошла, когда на смену родителям пришли профессиональные учителя.

Вторая связана с заменой устного слова письменным.

Третья привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая – направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию.

16. Классификация методов обучения.      

Основание классификации

Авторы классификации

Группы

методов

Состав группы

Уровень активности учащихся

Голант Е.Я.

1.Пассивные

2.Активные

1.Рассказ, лекция, экскурсия, наблюдение

2.Лабораторн. метод, практический, работа с книгой

Источник

получения знаний

Н.М.Верзилин,

Е.И.Перовский,

Я.Голант,

Д.О.Лордкипа-нидзе

1.Словесные

2.Практические

3.Наглядные

1.Рассказ, беседа, лекция;

2.Опыты, упр-я, учебно-произв. труд, дид. игры

3.Демонстрации и иллюстрации

Характер познавательной деятельности

Лернер И.Я.,

Скаткин М.Н.

1.Объяснительно-иллюстративный

2.Репродуктивный

3.Проблемного изложения

4.Эвристический

(частично поисковый)

5.Исследовательский

1.Словесный, наглядный практический)

2. Повторение

3. Ученики следят за ходом мысли учит.)

4. Частичное решение задачи учениками

5.Ученики самост-но решают постав. зад., учит. пом. в затруд.

По дидактической цели

М.А.Данилов, Б.П.Есипов

1.Приобретения знаний

2.Формирования умений и навыков

3.Применения знаний

4. Творч. деятельности

5. Закрепления

6. Проверки знаний, умений, навыков

1. а)Рассказ, лекция, беседа, б) иллюстр. и демонстр.

2.Упраж, лаборат. занятие

3. Опыт, упраж, лабор.занят.

4.Исследов. по поставл. проблеме

5.Беседа, работа с учебником

6. Устный опрос, выполнение письменных домаш. контрольных работ, программный контроль.

Место в структуре деятельности

Бабанский Ю.К.

1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (УПД)

2.Методы стимулирования и мотивации УПД

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью УПД

1.Перцептивные (передача и восприн. информ. посредств. чувств), словесные (лекция, рассказ), наглядные (демонс., иллюстрация), практические (опыты, упражн.), логические (индуктив, дедукт.., аналогии), гностические (исследов., проблемно-поисковые, репрод.), самоуправление учеб. действиями (самостоят работа с книгой, приборами).

2.Форсирование интереса к учению

(познав. игры, учеб. дискуссии, создание проблемных ситуаций),

формирование долга и ответств-ти в учении (поощр., одобр., пориц..)

3.Методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений, навыков, методы самоконтроля за эффективностью собственной УПД.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Эволюция: Космическая, биологическая, социальная (2)

    Документ
    Эволюция: Космическая, биологическая, социальная. под ред. Л. Е. Гринина, А. В. Маркова, А. В. Коротаева. Выпуск 1. (с. 176–225). Москва: Книжный дом «Либроком».
  2. Обучения иностранным языкам

    Программа
    Данная программа предназначается для неязыковых специальностей высших учебных заведений (университетов, академий, институтов), реализующих разные уровни вузовского образования в рамках единой государственной политики.
  3. 15 марта

    Обзор
    Е. Б. Мизулина: "С большинством выводов разработчиков форсайт-проекта нельзя согласиться как по правовым основаниям, так и по нравственно-этическим соображениям".
  4. «Методы изучения культуры»

    Документ
    Сделать схему «Состав современного культурологического знания», определить предмет исследования философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии,
  5. Обучение учащихся средних общеобразовательных учреждений эмпирическим методам познания физических явлений 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (физика, уровень общего образования)

    Автореферат
    Защита состоится 9 ноября 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 при Астраханском государственном университет по адресу: 414056, г.

Другие похожие документы..