Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекція'
Слово стиль широко вживається в сучасному мовленні (стиль професіонала, стиль роботи, молодіжний стиль, музичний стиль, готичний стиль, стиль керівни...полностью>>
'Документ'
Просветитель, баталист, создатель реалистического батального жанра, при этом художник необыкновенной антивоенной темы, по силе протеста против войны ...полностью>>
'Расписание'
И. - 01 ¦ ¦ ¦ ¦17.45-18.45 ¦ Мировые инф. рес ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ст.пр.Мирошниченко И.И. - 01 ¦ ¦ ¦ 9 Ноября ¦13. 0-14.40 ¦ И н ф . т е х н о л о г и и -лекция...полностью>>
'Документ'
Информационная безопасность является весьма специфическим компонентом национальной безопасности, проблемы которой обозначились только в конце ХХ века...полностью>>

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности Природопользование 013400 Объем занятий: всего 101 (42/42/17)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

__________________

«____»_______________2009 г.

ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов, обучающихся по специальности Природопользование – 013400

Объем занятий: всего 101 (42/42/17)

Изучается в 7 семестре

Разработана:

к.п.н. Рыбасова М.В.

__________________________

Дата разработки:

«_____» ____________ 2009г.

Согласована:

Декан экономического факультета

(факультет)

/___________/ Акинин П.В.

«____» ____________ 2009 г.

Зав. кафедрой

/_________/ Новикова И.В. Рассмотрено УМК ЭФ

ФМФ

«_____» _________ 2009 г.

протокол № 2

Председатель УМК ___________

(подпись)

Ставрополь, 2009г.

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – 57 с.

Пособие содержит пояснительную записку, тематический план (распределение часов курса по темам и видам работ), содержание курса и планы семинарских занятий, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов, глоссарий, примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу, критерии оценки знаний и рекомендуемую литературу.

Предназначено для студентов географической специальности 013400 – Природопользование.

Составители:

канд. полит. наук, доцент М.В. Рыбасова

Рецензенты:

д-р экон. наук, профессор Ю.Р. Туманян (ИДНК)

Издательство Ставропольского

государственного университета, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………….4

Тематический план………………………………………………………....7

Содержание дисциплины ………………..………………………………..8

Планы семинарских занятий …………………..………………………...14

Список основной литературы……………………………………………28

Список дополнительной литературы……………………………………28

Глоссарий………………………………………………………………….29

Контрольный тест…….…………………………………………………...40

Вопросы к экзамену………………………...…………………………….43

Требования к экзамену……………………………………………………46

Критерии оценки знаний студентов………………………….………….47

Методические рекомендации по выполнению заданий по внеаудиторной самостоятельной работе студентов…………………………..49

Приложение А. Образец Дневника СКР студента……………………...55

Приложение Б. Образец составления аннотационной карточки……...57

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Экономика природопользования» - базовая в системе профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров, призвана необходимостью овладения, будущими специалистами системных знаний в области экономики природопользования. В процессе изучения данной дисциплины студенты овладевают основными методами работы в государственных организациях направленных на защиту охраны окружающей среды.

Цель курса «Экономика природопользования» - состоит в формировании у будущих специалистов фундаментальных знаний в области изучения экономических основ взаимодействия общества и природы. Курс знакомит студентов с экономическими проблемами рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также рассматривает значение и роль природного (экологического) фактора в развитии и функционировании экономических систем.

Задачи курса «Экономика природопользования»:

– исследование экономических аспектов взаимодействия общества и природы;

– изучение социально-эколого-экономических проблем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

– анализ природных (экологических) факторов в развитии и функционировании экономических систем в текущем и историческом аспектах развития общества;

– формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений в постижении основных закономерностей взаимодействия между экономикой и окружающей средой в выработке народно-хозяйственного и отраслевого подхода к исследованию сложных народно-хозяйственных междисциплинарных и межотраслевых проблем рационального использования, воспроизводства природных ресурсов.

Воспитательные задачи курса «Экономика природопользования»:

– обеспечить профессиональный рост студентов в области экономических проблем рационального использования природных ресурсов;

– сформировать профессиональные умения в области взаимодействия природы и общества;

– формировать личные качества студентов.

По завершению изучения дисциплины «Экономика природопользования» студент должен

а) знать:

– основы экономики природопользования;

– экономическую ценность природных ресурсов и услуг;

– роль и действие рыночных инструментов в природопользовании;

– эффективность и оптимальность использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов;

– экономические аспекты взаимодействия общества и природы.

б) уметь:

– использовать знания, полученные при изучении дисциплины «Экономика природопользования» в своей практической деятельности;

– применять полученные знания в области решения экономических проблем рационального использования природных ресурсов;

– иметь представление об экономических аспектах взаимодействия общества и природы.

– решать нестандартные задачи, прогнозировать процессы государственного управления в современной России;

– самостоятельно принимать творческие решения в неадекватных ситуациях.

Успешное усвоение дисциплины «Экономика природопользования» во многом зависит от самостоятельной работы студентов над рекомендованной литературой.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Природопользование».

Курс рассчитан на 101 часов, из них: 42 лекционных и 42 семинарских заня­тий, 17 часов самостоятельной работы. Дисциплина «Экономика природопользования» изучается студентами специальности «Природопользование» на 4 курсе в течение 7 семестра. Знания студентов оцениваются в форме экзамена (в конце 7 семестра). Основное содержание перечисленных блоков во­просов раскрыто в соответствующих темах.

Учебно-методическое пособие разработано для студентов как дневной, так и заочной формы обучения (с необходимой корректировкой учебно-тематического плана, зависящего от количества выделяемых на изу­чение курса часов).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего

часов

В том числе

СКР

лекции

Семинары

Раздел I. Эколого-экономическая база природопользования.

Тема 1. Предмет, задачи и содержание экономики природопользования.

8

4

2

2

Тема 2. Социально-эколого-экономические проблемы и основные факторы развития России.

10

4

4

2

Тема 3. Взаимодействие объективного и субъективного факторов развития в экономике природопользования.

10

4

4

2

Тема 4. Права собственности и социально-эколого-экономическая ситуация.

10

4

4

2

Тема 5. Экстерналии как источник нарушения рыночного равновесия.

8

2

4

2

Тема 6. Экономическая и экологическая безопасность.

10

4

4

2

Тема 7. Управление природопользованием.

10

4

4

2

Тема 8. Экологический аудит в природопользовании.

8

4

4

-

Тема 9. Экономико-организационные проблемы природопользования.

11

4

4

3

Тема 10. Кадастровая и рыночная стоимость земли.

8

4

4

-

Тема 11. Концессии как особая форма хозяйствования.

8

4

4

-

ЭКЗАМЕН

ИТОГО

101

42

42

17

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Эколого-экономическая база природопользования.

Тема 1. Предмет, задачи и содержание экономики природопользования.

Предмет экономики природопользования. Цель экономики природопользования. Природный капитал. Методы изучения экономики природопользования. Принципы экономики природопользования. Принцип научности. Принцип справедливости. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана жизни и здоровья человека. Платность природопользования. Задачи и функции экономики природопользования. Сущность экономики природопользования. Социально-эколого-экономическая функция. Государственная стратегия эффективного социально-эколого-экономического устойчивого развития.

Классические экономисты (Т. Мальтус, Д. Рикардо, А. Смит, Д. Ст. Милль и К. Маркс). В рамках неоклассической экономической тео­рии, начиная с 70-х годов XIX века, в развитие природоохранной проблематики значительный вклад внесли А. Пигу, Р. Коуз, М. Добб, Ф. Хольцман, И. Хершлифер и Р. МакКеан (МакКин).

Тема 2. Социально-эколого-экономические проблемы и основные факторы развития России.

Проблемы развития населения: демографический кризис на рубеже веков. Деградация населения России. Современное состояние экономики. Роль государства в российской экономике. Инерционное развитие. Уровень производства и потребления. Антикризисная стратегия. Масштабы экологической угрозы. Институциональные и природные компоненты в экономическом развитии. Рента в формировании дохода. Доход от природных ресурсов. Экономические проблемы природопользования. Необходимость структурной перестройки экономики страны. Социально-экономические проблемы. Средства для повышения природоохранных мероприятий. Переход от экстенсивного пути развития к интенсивному. Платежи за загрязнение окружающей среды. Платежи за природные ресурсы. Минимизация затрат – путь поддержания экологической стабильности. Роль природных ресурсов и условий в общественном развитии на разных исторических этапах. Факторы экономического развития: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства, природные ресурсы. Сложившийся техногенный тип экономического развития, его особенности. Социальные аспекты устойчивого развития. Проблемы загрязнения окружающей среды в связи с возникающим для общества ущербом. Воздействие экологических возможностей по нейтрализации загрязнений. Прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, вызываемое антропогенной деятельностью. Основные объекты загрязнений. Расчет предельно допустимых выбросов.

Необходимость определения экономической ценности природы. Концепция «готовность платить». Экономическая эффективность природы. Подход «затраты-выгоды». Учет фактора времени. Особенности распределения инвестиций в природно-продуктивной вертикали. Понятие экологического ущерба от деградации окружающей среды. Спрос, предложение и величина «излишка потребителя». Подходы к определению экономической ценности: рыночная оценка, рента, альтернативная стоимость. Ограниченность рыночной оценки и занижение цены природных благ.

Тема 3. Взаимодействие объективного и субъективного факторов развития в экономике природопользования.

Особенности экономики природопользования. Экономика природопользования и ее характеристики. Основные экономические и экологические показатели. Частичный анализ. Различные формы стоимости при оценке элементов окружающей среды. Потенциальные оценочные издержки в условном рынке. Рынки и их формирование. Многоцелевые решения. Риск, неопределенность и устойчивость. Доходно-расходный анализ. Социально ориентированные цены. Финансовая и денежная политика. Торговая политика. Экономическая оценка реакции окружающей среды. Прямая полезная стоимость. Неиспользованная стоимость. Имущественная оценка. Альтернативные издержки возмещения предлагаемого ущерба. Дифференцированная заработная плата. Условная оценка. Искусственный рынок. Экономические функции окружающей среды. Качество окружающей среды как общественное благо. Ценность экологических благ. Методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Методы оценки стоимости общественного блага.

Тема 4. Права собственности и социально-эколого-экономическая ситуация.

Основные черты экономического содержания собственности. Права собственности. Предпосылки и результат экономического воспроизводства. Основные черты экономических форм собственности. Собственность и рыночное равновесие. Специфика экономического содержания собственности. Монополизация условий производства. Классификация прав собственности. Количественные изменения прав собственности. Присвоение благ в социально-определенной форме. Воспроизводство объектов собственности. Горизонтальная форма собственности. Индивидуальная собственность. Частная собственность. Государственная собственность. Муниципальная собственность. Смешанные формы собственности. Комбинированные формы собственности. Экономическая рента.

Тема 5. Экстерналии как источник нарушения рыночного равновесия.

Расхождение общественной и частной дисконтных норм. Попытки правительства решения проблем рационального природопользования при наличии экстерналий. Инструменты государственного регулирования рационального природопользования. Сравнение ограничительного регулирования и штрафов. Транзакционные издержки. Государственное регулирование природоохранной деятельности. Платность использования природных ресурсов. Экологическая экспертиза. Экологическое воспитание, образование, научные исследования. Альтернативные варианты выхода из экологических кризисов. Общественные фонды охраны окружающей среды. Соотношение административных и экономических методов регулирования природопользования со стороны государства. Роль государства в формировании и регулировании эколого-ориентированного механизма на макроуровне. Правовые системы как источник нарушения рыночного равновесия. Общественная собственность на ресурсы. Эксплуатация ресурса общественной собственности. Неделимые общественные ресурсы, народные блага. Несовершенство рыночных институтов. Налоги Пигу. Нелинейно-прогрессирующие штрафы. Формирование экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку. Роль экономических инструментов в интернализации внешних эффектов (экстерналий).

Тема 6. Экономическая и экологическая безопасность.

Экономическая безопасность. Показатели экономической безопасности. Экономическая реформа и экологический фактор. Особенности экологической безопасности. Особенности экологической безопасности. Необходимость перехода на устойчивый тип развития экономики России. Ограничение техногенного развития: экономические (инвестиции), социальные (ухудшение здоровья, экологические мигранты). Эколого-ориентированная структурная перестройка как важный этап перехода к устойчивому развитию. Фактическое потребление на душу населения. Национальная сила государства. Концепция становления государственной системы экологической безопасности России. Обострение экологической обстановки. Система экологической безопасности.

Тема 7. Управление природопользованием.

Государственное регулирование природоохранной деятельности. Закон РФ «Об охране окружающей среды». Платность использования природных ресурсов. Экологическая экспертиза. Экологическое воспитание, образование, научные исследования. Соотношение административных и экономических методов регулирования природопользования со стороны государства. Роль государства в формировании и регулировании эколого-ориентированного механизма на макроуровне. Общее понятие об экономическом механизме. Типы экономического механизма природопользования, исторические особенности их формирования. Теория прямого и косвенного экологического регулирования, неокейнсианство и неоклассицизм. Экономическая оценка природных благ и ценообразование в природопользовании. Механизмы реализации эколого-экономической политики: прямое регулирование (государственное воздействие), экономическое стимулирование (рыночные механизмы), смешанные механизмы. Формирование экологического законодательства. Соотношение рынка и государственного регулирования. Три уровня правового регулирования и управления: федеральный, субъектов РФ, местное самоуправление. Неэффективность государственной политики, институциональная неэффективность. Право собственности. Неэффективность государственной политики: предоставление субсидий, налоговая система, контроль цен, эколого-дестабилизирующая внешнеторговая политика, непоследовательная реформа прав собственности.

Тема 8. Экологический аудит в природопользовании.

Объект, субъект, цели и задачи экологического аудита. Виды, формы, процедуры и принципы проведения экологического аудит. Экологический аудит в России. Сходство и различие экологического и финансового аудита. Международная практика в области экологического аудита, экологических балансов и отчетности. Нормативно-правовая база экологического аудита. Необходимые требования к экологам-аудиторам. Экологическая отчетность и экологические балансы. Причины отстаивания развития экологического аудита. Муниципальный экологический аудит.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины: Физическое воспитание Специальность: 061100 (080507) Менеджмент организации

    Учебно-методический комплекс
    «Физическая культура» - это самостоятельная учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, изучается на 1 – 4 курсах дневного отделения и опирается на основу знаний, предусмотренных комплексной программой уроков
  2. Рабочая программа по курсу математика для специальности 012500 -география Составитель А. И. Голиков, доцент кафедры математической экономики

    Рабочая программа
    Объем работы студента в часах из учебного плана специальности 012500 - «География», утвержденного Ученым Советом Биолого-географического факультета ЯГУ от «__» 2001г.
  3. Отчет по проекту: Гуманитарная компонента в учебных планах высшего профессионального образования: мировой опыт и российские реалии Программа

    Публичный отчет
    В недавно опубликованном “Российской газетой” интервью Я.И.Кузьминов, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики и права, говорит: “Наше высшее образование где-то наполовину потеряло звание профессионального.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 510800 География (1)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы магистра по направлению 510800 – География при очной форме обучения – 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра

Другие похожие документы..