Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства приро...полностью>>
'Информационный бюллетень'
Социально ориентированными признаются НКО, занимающиеся, в частности, решением социальных проблем, защитой прав и свобод человека и гражданина, оказан...полностью>>
'Документ'
о "Подготовительный факультатив, 10-И" (гос программа для средней общеобразовательной школы "Факультативные курсы. Сборник № 2. Часть ...полностью>>
'Документ'
01. 011 № 1 Дополнительные коды экономической классификации расходов № п/п КЭСР Наименование расходов Доп....полностью>>

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности Природопользование 013400 Объем занятий: всего 101 (42/42/17)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

1. Среда обитания и производственной деятельности человека, включая элементы искусственно созданной среды:

а) ноосфера;

б) природная среда;

в) среда обитания человека.

2. Внешние эффекты (или последствия) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на другую сторону:

а) экстерналии;

б) сильная устойчивость;

в) слабая устойчивость;

г) экономический ущерб.

3. Общие социальные затраты и издержки на производство продукции:

а) индивидуальные издержки и экстернальные издержки;

б) экстернальные издержки и затрат населения из-за потери рекреационной ценности территории;

в) искусственно созданный капитал.

4. Ограничения техногенного типа развития:

а) политические;

б) экологические;

в) социальные;

г) экономические (инвестиционные).

5. Дисконтирование позволяет:

а) сопоставлять выгоды и затраты;

б) привести будущие стоимости к современной стоимости;

в) определить соотношение затрат и эффекта.

6. Обеспечение природными ресурсами; ассимиляция отходов и загрязнений; обеспечение людей природными услугами:

а) определение экономической ценности природы;

б) предмет изучения экономики природопользования;

в) функции окружающей среды.

7. Денежная оценка негативных изменений в окружающей среде в результате её загрязнения:

а) эколого-экономический ущерб;

б) экологические издержки;

в) качество жизни.

8. Методы решения экологических проблем:

а) изменение структуры экономики;

б) изменение экологической политики;

в) конверсия;

г) изменение экспортной политики;

д) региональные природоохранные мероприятия.

9. Экономическое плодородие почвы:

а) плодородие, определяемое искусственно созданными средствами производства;

б) плодородие, определяемое природными факторами;

в) плодородие, являющееся совокупностью естественного и искусственного плодородия;

г) потенциальное плодородие почвы.

10. В лесах первой группы допускается:

а) лесоэксплуатация без ограничений;

б) рекреационная деятельность;

в) лесоэксплуатация по особым разрешениям;

г) санитарные рубки и отстрел излишней численности животных.

11. Основные водопотребители (по объему):

а) орошение;

б) сельское хозяйство;

в) промышленность;

г) жилищно-коммунальное хозяйство.

12. Функционирование металлургического комплекса сопряжено с ущербом окружающей среде при воздействии:

а) на почву в связи с размещением отходов;

б) на водные объекты;

в) на атмосферу;

г) на животный мир.

13. Показатели, характеризующие нормативы загрязнения водных объектов:

а) предельно допустимые сбросы;

б) предельно допустимые концентрации;

в) удельные сбросы на единицу поверхности водоема;

г) временно согласованные сбросы.

14. Платежи за загрязнение атмосферы в пределах установленных лимитов выплачиваются:

а) из прибыли предприятий;

б) из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

г) за счет себестоимости.

15. Платежи за размещение отходов поступают:

а) в бюджеты местных органов;

б) в местные экологические фонды;

в) частично в федеральный, частично в местные экологические фонды.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Предмет экономики природопользования.

  2. Методы и принципы экономики природопользования.

  3. Задачи и функции экономики природопользования.

  4. Государственная стратегия эффективного социально-эколого-экономического устойчивого развития.

  5. Классические и неоклассические экономические школы в сфере экономики природопользования.

  6. Проблемы развития населения: демографический кризис на рубеже веков.

  7. Современное состояние экономики.

  8. Институциональные и природные компоненты в экономическом развитии.

  9. Экономические проблемы природопользования.

  10. Средства для проведения природоохранных мероприятий.

  11. Особенности экономики природопользования.

  12. Основные экономические и экологические показатели. Частичный анализ.

  13. Различные формы стоимости при оценке элементов окружающей среды.

  14. Потенциальные оценочные издержки в условном рынке.

  15. Рынки и их формирование.

  16. Многоцелевые решения.

  17. Риск, неопределенность и устойчивость.

  18. Основные черты экономического содержания собственности.

  19. Права собственности.

  20. Предпосылки и результат экономического воспроизводства.

  21. Основные черты экономических форм собственности.

  22. Собственность и рыночное равновесие.

  23. Виды экстерналий.

  24. Расхождение общественной и частной дисконтных норм.

  25. Попытки правительства решения проблем рационального природопользования при наличии экстерналий.

  26. Инструменты государственного регулирования рационального природопользования.

  27. Сравнение ограничительного регулирования и штрафов.

  28. Транзакционные издержки.

  29. Экономическая безопасность.

  30. Показатели экономической безопасности.

  31. Экономическая реформа и экологический фактор.

  32. Особенности экологической безопасности.

  33. Особенности экологической безопасности.

  34. Государственное регулирование природоохранной деятельности.

  35. Закон РФ «Об охране окружающей среды».

  36. Платность использования природных ресурсов. Экологическая экспертиза.

  37. Экологическое воспитание, образование, научные исследования.

  38. Соотношение административных и экономических методов регулирования природопользования со стороны государства.

  39. Роль государства в формировании и регулировании эколого-ориентированного механизма на макроуровне.

  40. Объект, субъект, цели и задачи экологического аудита.

  41. Виды, формы, процедуры и принципы проведения экологического аудит.

  42. Экологический аудит в России.

  43. Сходство и различие экологического и финансового аудита.

  44. Международная практика в области экологического аудита, экологических балансов и отчетности.

  45. Социально-экономический кризис и природно-ресурсный комплекс.

  46. Специфика ценообразования в природно-ресурсном комплексе.

  47. Плата за природные ресурсы как важнейший элемент экономического механизма рационального природопользования.

  48. Анализ системы налогообложения: достоинства и недостатки.

  49. Налоговый кодекс РФ и ресурсные налоги.

  50. Страхование негативных рисков в природно-ресурсном комплексе.

  51. Принципы оценки рыночной стоимости земельных участков.

  52. Метод сравнения продаж.

  53. Метод распределения.

  54. Метод капитализации земельной ренты.

  55. Метод предполагаемого использования земли.

  56. Особенности инфраструктурных концессий.

  57. Формы государственно-частного партнерства.

  58. История концессионных договоров.

  59. Экономические особенности заключения концессионных договоров: проблема разделения рисков.

  60. Юридические аспекты и этапы заключения концессионного договора.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Экономика природопользования»

Экзамен проводится по билетам в устной форме. Для проверки эмпирических и теоретических знаний, а также умений их концептуализации и систематизации билет содержит 2 вопроса, ответы на которые студент должен дать в соответствии с определенным алгоритмом.

В ходе экзамена студент должен продемонстрировать:

1. В области знаний и умений:

а) теоретические и эмпирические знания по дисциплине;

б) умения концептуализации, систематизации и формализации знаний, а также решения познавательных задач.

2. В области логики мышления:

а) умения логично выстраивать письменный текст;

б) умения оперировать базовыми понятиями учебного курса.

3. В области культуры русского языка:

а) умения стилистически грамотно оформлять ответ на вопрос;

б) навыки владения лексикой профессиональной деятельности

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

по предмету «Экономика природопользования»

Оценка «отлично» выставляется, когда студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, полностью владеет материалом в рамках образовательного стандарта и учебной программы по предмету «Экономика природопользования». Студент может объяснить термины, факты, дать основные определения, описать сущность основных социально-экономических процессов. Студент владеет умением определять объекты, устанавливать факты, законы, модели, умением действовать по образцу, по известному алгоритму, правилу, умение проводить анализ ситуации, вычленять главное, применяет знания материала учебной программы. Владеет обязательной и дополнительной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, может применять знания для анализа конкретных ситуаций. Обязательным является решение задач на воспроизведение знаний; анализ, синтез, сравнение, а также задач на продуктивное мышление с порождением на его основе письменного или устного высказывания.

Оценка «хорошо» предполагает знание не менее 75% материала курса «Экономика природопользования», установленного образовательным стандартом и детализированного учебной программой. Знать основные термины, факты, определения, сущность процессов, уметь применять знания материала учебной программы; анализ взаимосвязей, получение системы абстрактных умозаключений, суждение на основе имеющихся данных и на основе внешних критериев. Обяза­тельным остается решение задач на воспроизведение знаний; задач на продуктив­ное мышление с порождением на его основе письменного или устного высказывания. Необходимо твердое знание предмета, обязательной литературы, знакомство с дополнительной литературой.

Оценка «удовлетворительно» предполагает знание не менее 50% материала, установленного образовательным стандартом и детализированного учебной программой по предмету «Экономика природопользования». Знать отдельные термины, факты, определения, сущность процессов, уметь применять отдельные знания материала учебной программы, анализировать взаимосвязи. Обязательным остается решение задач на воспроизведение знаний; задачи на определение, анализ, синтез, сравнение, а также на интерпретацию, аргументацию; задач на продуктивное мышление с порождением на его основе письменного или устного высказывания. Необходимо знание студентом в основном предмета, обязательной литературы.

В случае неумения воспроизведения знаний; решения задач на определение, анализ, синтез, сравнение, а также на интерпретацию, аргументацию; задач на про­дуктивное мышление с порождением на его основе письменного или устного вы­сказывания, либо воспроизведения менее 50% материала, не усвоения основного содержания предмета и слабого знания рекомендованной, выставляется оценка «неудовлетворительно». Студент слабо знает рекомендованную литературу.

Методические рекомендации по выполнению заданий по внеаудиторной самостоятельной работе студентов по дисциплине

«Экономика природопользования»

Знания, умения и навыки будущего специалиста приобретаются в процессе самостоятельной учебной деятельности – самообразования. В условиях университета самообразование – это систематическая и целенаправленная работа студентов в плане совершенствования учебно-познавательного, профессионального, воспитательного и общекультурного уровней.

Самостоятельная внеаудиторная работа (самостоятельная контролируемая работа – СКР) студентов представляет одну из форм учебного процесса, является составной, закономерной и существенной его частью. Это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она является завершением аудиторных занятий и не регламентируется расписанием. Предлагаемый перечень вопросов по СКР не входит в учебный план дисциплины, однако расширяет кругозор и углубляет знания по избранной специальности. Этот вид учебной деятельности носит ярко выраженный творческий характер, включая участие в научно-исследовательской работе студентов.

С целью облегчения планирования СКР студенты преподаватель предлагает сроки отчетности согласно разработанному им графику, о котором студент должен быть проинформирован.

Каждому студенту предлагается вести дневник СКР (приложение А), который станет паспортом его самостоятельной учебной деятельности. Дневник представляет собой реестр тех видов работ, которые студент выполняет по конкретной учебной дисциплине. Кроме этого, студент может постоянно видеть оценку результатов своей самостоятельной работы, которую выставляет преподаватель. Дневник находится у студента и сдается на кафедру после выполнения всех видов работ. Свободный доступ к дневнику дает возможность студенту регулировать свою самостоятельную работу с учетом запланированного срока. Для преподавателя дневник служит ориентиром в необходимости помощи студентам, которые имеют отрицательные показатели по выполнению предложенных в ней работ. Таким образом, дневник СКР студента является наглядной информацией для преподавателя и студента об эффективности выполняемой работы.

На основании решения заседания кафедры Регионоведения и региональной экономики СГУ блок заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры включает: подготовка рефератов или докладов – не менее 2-х в каждом семестре; подготовка аналитической записки или сообщения – по желанию студента; разработка собственной версии лекции – презентации в программе power point – по желанию студента; составление понятийного словаря; составление аннотационных карточек по новинкам научной экономической литературы – не менее 5-и в каждом семестре; подбор практических примеров по содержанию изучаемой дисциплины – не менее 10.

На первой лекции конкретной учебной дисциплины студент получает информацию о самостоятельной работе, видах работ и порядке заполнения дневника СКР, на первом семинарском (практическом) занятии он заполняет дневник СКР, выбрав темы лекций-презентаций, докладов, рефератов, аналитических записок, сообщений из тематического списка, составленного преподавателем (приложение Б).

Итак, прежде чем студент приступит к выполнению заданий для самостоятельной работы, ему необходимо знать, что они собой представляют и как их выполнять.

Реферат (от лат. Refero – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде содержание научного труда (трудов), литературы по теме. Для первого реферата преподаватель может предложить студенту 2-3 наиболее ярко освещающих тему реферата источника. Следует помнить, что это краткое изложение темы и поэтому работа не должна превышать 2-3 страниц машинописного текста. При оформлении реферата, надо знать каким образом его оформить (приложение В). В конце работы студент должен дать все библиографические данные источников, которыми он пользовался. Например: Бобылев, С. Н., Ходжаев, А. Ш. Экономика природопользования. – М.: «Инфра-М», 2008. – 125 с.

Всего студент за год выполняет несколько рефератов, которые он должен написать и сдать в запланированный срок. Все рефераты сохраняются до экзамена (или зачета, если другой формы контроля знаний не предусмотрено) по учебной дисциплине.

Второй вид работы – доклад по предложенным темам.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Это более сложная работа, требующая умений и навыков работы с литературой, особой мыслительной (исследовательской) деятельности и знания правил оформления. Написание рефератов готовит студентов к этой работе.

Студент должен не только выбрать тему доклада (приложение Б), исходя из своих интересов, но и суметь подобрать литературу, выбрать из нее наиболее существенное, изложить своими словами в определенной логике. Доклад должен быть с научным обоснованием, доказуем, связан с конкретными жизненными фактами. Количество литературы намного больше, чем в реферате – 10-15 источников, и сам объем гораздо больше и шире.

Очень важным и серьезным является требование того, чтобы с этим докладом студент при необходимости мог выступить на заседании научно-исследовательского кружка, на семинарском занятии, студенческой конференции в рамках научно-исследовательской работы студентов, а также поучаствовать в конкурсе на лучшую научную студенческую работу.

Доклад требует плана, по которому он выполняется. План должен предшествовать самому содержанию (по сути, это вторая страница после титульного листа) и отражать его.

Аннотация – (от лат. Annotaiio - замечание) – краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи. Цель этой работы – приобщение студента к периодической научной экономической литературе и работе с ней. Такое задание приучает его следить за современными и актуальными направлениями экономических исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Он получает информацию о разносторонности изучаемого предмета, учится быстро выделять главную мысль литературного источника. Кроме того, он овладевает навыками библиографической работы, которая ему необходима как специалисту. По его библиографии (научно-практическая деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности) смогут работать и другие студенты, и он сам. Выполнение этой работы позволяет составить предметный библиографический каталог, которым смогут воспользоваться все студенты при подготовке и написании курсовых работ, выпускной квалификационной работы.

Студент должен самостоятельно выбрать из периодических научных экономических изданий предметные статьи изучаемой дисциплины и составить аннотационную карточку. Как она составляется можно посмотреть в библиотечном каталоге. Основные требования к аннотационной карточке: внесение в карточку всех основных данных источника; краткое содержание с упоминанием для кого предназначен этот труд (всего 5-6 предложений).

Задача студента при выполнении этого задания – подобрать периодические экономические издания, вышедшие за последние 5 лет (как правило, необходимо взять последние годовые номера, если год уже закончился, так как в них представлен перечень всех опубликованных в данном периодическом издании статей) и выбрать те материалы, которые имеют отношение к предмету изучаемой дисциплины. Далее необходимо прочитать от начала до конца выбранную статью и только после этого составить аннотацию на нее. Всего студент должен представить не менее 5-и аннотационных карточек в каждом семестре.

Кроме работы с научной литературой в самостоятельную работу студентов входит изучение научного аппарата, так как каждая наука имеет свой строго определенный язык, свой круг понятий, без знания которых невозможно понять и усвоить экономические факты, законы и закономерности. Овладение студентами этими понятиями не является самоцелью. Это, прежде всего, средство овладения грамотным экономическим языком. Студент должен не только завести тетрадь, куда он будет вносить новые для него категории и понятия. Он должен уметь экономически грамотно передать их содержание, по возможности привести примеры. Иначе говоря, запоминание и употребление экономических понятий дисциплинирует ум студента, приучает к научным экономическим категориям.

Овладение понятийным аппаратом проверяется в конце каждого семестра, в дневник выставляется «зачет» или «незачет». Следует помнить, что сдача понятийного словаря не является сдачей зачета-экзамена по курсу пройденного за семестр материала, однако является составной частью зачета-экзамена по предмету.

Следующая составная часть самостоятельной работы студентов – «творческое задание». Целесообразность этого задания заключается в том, что процессе изучения и овладения курсом «Экономика природопользования» студент должен не только освоить теоретические основы предмета, но и научиться видеть и распознавать их в повседневной жизни. Эта работа носит творческий характер и позволяет студенту раскрыть свои личностные подходы к подбору примеров.

Форма выполнения свободная. Благодаря этой работе студент осуществляет перенос научного знания на факты реальной внешнеэкономической деятельности. Работа оценивается преподавателем, результат вносится в дневник СКР студента.

Накопление такого творческого материала позволяет оживить лекции и семинарские занятия. Студенты получают удовлетворение, когда преподаватель в подтверждение научного тезиса на лекции использует примеры, подобранные студентами. Или предлагает самим студентам на занятиях использовать накопленный материал при характеристике того или иного факта в регионе.

Самостоятельная работа студента, как и вся его учебная деятельность, должна находиться под определенным контролем преподавателя. Кроме тех оценок, которые студент получает за выполнение предложенных в дневнике видов работ, используется и так называемый экспресс-контроль знаний в форме тестирования согласно тематическому плану учебной дисциплины.

Приложение А

ОБРАЗЕЦ ДНЕВНИКА СКР СТУДЕНТА

Дневник самостоятельной работы

по дисциплине «Экономика природопользования»

Студента (ки)------------------------------------

------------------------------------------------------

Факультета---------------------------------------

Специальности-----------------------------------

Курса-----------------------------------------------

Группы--------------------------------------------

ВИДЫ РАБОТ

Срок отчета

Оценка

Рефераты

1.

2.

Доклад

1.

2.

Аналитическая записка или Сообщение

1.

2.

Разработка собственной версии презентации лекции

1.

Понятийный словарь

( Указать новые экономические категории)

Составление аннотационных карточек по статьям периодических экономических изданий (Автор, название статьи, журнала, год, №, С.)

1.

2.

3.

4.

Творческое задание: Подбор практических примеров по изучаемой дисциплине с указанием источника информации)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Результаты экспресс-контроля знаний (тестирование)

1.

2.

Приложение Б

ОБРАЗЕЦ СОСТАВЛЕНИЯ АННОТАЦИОННОЙ КАРТОЧКИ

Аннотация

Статья взята из журнала МЭМО, 2008 г., № 13. стр. 5-10. название статьи: «Анализ эколого-экономических взаимодействий». Написала Е.И. Рюмина. Статья состоит из подзаголовков:

● Особенности экономики природопользования.

● Основные экономические и экологические показатели. Частичный анализ.

● Различные формы стоимости при оценке элементов окружающей среды.

● Потенциальные оценочные издержки в условном рынке.

● Рынки и их формирование.

● Многоцелевые решения.

● Риск, неопределенность и устойчивость.

Автор статьи размышляет о том, что затраты на охрану окружающей среды могут в определенном смысле тормозить темпы экономического роста. В процессе развития общества постоянно возникают противо­речия между возрастающими потребностями людей и ограничен­ными возможностями биосферы, природных ресурсов по их удов­летворению, а также зависимость между состоянием окружающей среды и темпами экономического роста.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины: Физическое воспитание Специальность: 061100 (080507) Менеджмент организации

    Учебно-методический комплекс
    «Физическая культура» - это самостоятельная учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, изучается на 1 – 4 курсах дневного отделения и опирается на основу знаний, предусмотренных комплексной программой уроков
  2. Рабочая программа по курсу математика для специальности 012500 -география Составитель А. И. Голиков, доцент кафедры математической экономики

    Рабочая программа
    Объем работы студента в часах из учебного плана специальности 012500 - «География», утвержденного Ученым Советом Биолого-географического факультета ЯГУ от «__» 2001г.
  3. Отчет по проекту: Гуманитарная компонента в учебных планах высшего профессионального образования: мировой опыт и российские реалии Программа

    Публичный отчет
    В недавно опубликованном “Российской газетой” интервью Я.И.Кузьминов, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики и права, говорит: “Наше высшее образование где-то наполовину потеряло звание профессионального.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 510800 География (1)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы магистра по направлению 510800 – География при очной форме обучения – 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра

Другие похожие документы..