Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена в Автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский областной институт экономики и финансов...полностью>>
'Документ'
Значении философии 17 века в истории общества, его культуры, в истории философии неоспоримо. Можно без преувеличения утверждать, что в эти два века п...полностью>>
'Реферат'
Одно из обстоятельств, побудившее меня к написанию данной темы курсовой работы (формы и виды вины) – это вопрос об истине в уголовном праве. С точки з...полностью>>
'Документ'
 Величайший живописец эпохи Возрождения Ян ван Эйк (ок.1390-1441) открывает плеяду блистательных талантов в искусстве Нидерландов пятнадцатого столети...полностью>>

Учебно-методическое пособие по дисциплине основы социологии (основные понятия, термины, задания)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ"

Ротарь Л.С.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основы социологии
(основные понятия, термины, задания)

Для специальностей СПО

080501 «Менеджмент (по отраслям)»;

080113 «Страховое дело» (по отраслям);

032002 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»;

080114 «Земельно-имущественные отношения»;

080504 «Государственное и муниципальное управление»;

030503 «Правоведение»;

080106 «Финансы (по отраслям)»

Санкт-Петербург

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и рабочей программой курса и структурно делится на две части. Часть первая (социологический блок) посвящен основам науке об обществе в целом. Часть вторая (политологический блок) посвящен основам науки о политике.

Пособие ориентировано, прежде всего, на студентов колледжа. Поэтому в нем излагаются не только основные понятия, но и задания для самостоятельной работы. Их цель развить у студентов навыки работы с конспектами лекций, дополнительной литературой и ресурсами Интернета.

Раздел 1. Система научного знания

Тема 1.1. Предмет социологии. Методы исследования

  1. Понятие социологии. Место социологии в системе современных наук.

Наука – это обобщенные, систематизированные и подтвержденные фактами знания.

Основные группы современных наук.

Науки

Естественные

Технические

Гуманитарные

Социальные

Изучают

Мир Природы

Мир Техники

Мир Человека

Мир Общества

Примеры

Физика

Химия

Биология

Электроника

Кибернетика

Информатика

Философия

Языкознание

Психология

Социология

Политология

Экономика

Социология (лат. + греч.) – наука об обществе как единой социальной системе.

2. Основные функции социологии

Функция (лат.) – буквально в переводе с латинского языка – исполнение, осуществление. Функция в социологии - роль, которую исполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому.

Функции социологии:

  • эмпирическая – сбор и обработка конкретной информации;

  • теоретическая – анализ, обобщение, систематизация полученных эмпирических данных; выдвижение новых теорий, доктрин, концепций;

  • прогностическая – разработка прогнозов;

  • прикладная – использование социологических прогнозов для решения практических задач

3. Методы социологического исследования

В социологии применяются следующие методы исследования:

  • наблюдение (включенное, невключенное);

  • эксперимент;

  • моделирование (вопросы открытые и закрытые);

  • анкетирование (сплошной и выборочный опросы);

  • интервью (свободное или стандартизированное);

  • анализ документов.

Самостоятельная работа. Найти и выписать термины по дисциплине

Тема 1.2. История социологии

1. Возникновение социологии

Проблемы развития общественной жизни волновали человечество со времен Платона и Аристотеля.

Платон (427 - 347 до н.э.) – древнегреческий философ-идеалист. Основал в Афинах школу – Академию. Главная идея в учении Платона – идея блага. Познание по Платону – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее – побудительная причина духовного восхождения. Платон считал, что идеальное государство – иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.

Аристотель (384 - 322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый. учился у Платона в Афинах. Основал школу – Ликей. Воспитатель Александра Македонского. Создал учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. По Аристотелю человек – существо общественное и от животного его отличает разум. Аристотель считал наилучшей формой государства – монархию, аристократию, умеренную демократию.

Возникновение социологии, как самостоятельной науки связывают с именем Огюста Конта.

Огюст Конт (1798 - 1857) – французский философ, один из основоположников позитивизма в социологии. Разработал классификацию наук. Считал, что наука должна ограничиться описанием внешнего облика предмета. Средством установления социальной гармонии Конт считал пропаганду «новой» религии, в которой культ личного бога заменялся культом абстрактного человека как высшего существа. Конт призывал исследовать общество строго на научной основе.

2. Позитивизм и антипозитивизм в социологии

Позитивизм (лат.) – положительный.

Суть позитивизма О.Конта можно свести к следующему: социологии не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактными идеями, она изучает общество, а оно – такой же организм, как и организмы живой природы.

Иной подход к науке об обществе проявили сторонники антипозитивизма, основоположником которого является Макс Вебер.

Макс Вебер (1864 - 1920) – немецкий социолог, философ и историк

Выступал за исследование социальной жизни на основе ее понимания и допустимости субъективных оценок. Был не согласен с унификацией наук.

3. Некоторые аспекты развития западной социологии

Наиболее значительный вклад в развитие социологии в ХIХ веке внесли Карл Маркс, Герберт Спенсер и Эмиль Дюркгейм.

Карл Маркс (1818 - 1883) – немецкий мыслитель-обществовед. Призывал ученых не только изучать мир, но и изменять его посредством революции. Только через уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по мнению Маркса, разрешить противоречия в обществе.

Герберт Спенсер (1820 - 1903) – английский философ и социолог. Главной идеей Спенсера в отношении изменений в обществе была эволюция.

Эволюция (лат.) – процесс постепенного, плавного и естественного развития человеческих обществ.

Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) – французский социолог. Полагал, что социологическое познание должно быть направлено не на сознание и поведение отдельных людей, а на изучение социальных фактов, которые стоят над каждым из членов данного общества. Социальные факты (правовые нормы, традиции, привычки, религия) отличают одно общество от другого и определяют поведение людей.

4. Развитие социологии в ХХ столетии

В ХХ веке более плодотворно социология развивалась в США, где исследования ученых были хорошо организованы, финансированы и стали частью университетского образования. Наиболее яркими и широко известными фигурами среди американских социологов-теоретиков были Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Миллс.

Общество, в широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Райт Миллс (1916 - 1962) исследовал властвующие элиты в современном американском обществе. Он доказывал, что на социально-политические и экономические структуры в обществе влияют небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и военных. Миллс считал, что для общества характерен не консенсус, не сбалансированность мотивов и взаимных интересов различных групп, а их борьба, результат которой определяет существование социальных структур и социальных отношений.

Главные усилия американских ученых всегда сосредотачивались на решении практических задач: каковы мотивы поведения людей; как осуществлять социальный контроль и управление; как преодолевать конфликты. Среди теоретических разработок этих проблем можно выделить:

  • систему Ф.Тейлора;

  • теорию «человеческих отношений» Э.Мэйо;

  • теорию иерархии потребностей А.Маслоу;

  • теорию бихевиоризма Э.Торндайка и Д.Уотсона.

Фредерик Тейлор (1856 - 1915) – американский инженер и исследователь. Проанализировав производство, разработал систему научной организации труда и менеджмента.

Система НОТ предусматривает:

  • анализ трудовых операций;

  • устранение лишних движений;

  • отработку приемов труда до автоматизма;

  • строгую регламентацию всего рабочего цикла;

  • чередование элементов труда и отдыха.

Рационализация труда (менеджмент) предполагает:

  • жесткую дисциплину и контроль на предприятии;

  • правильный подбор и расстановку кадров;

  • карьерный рост;

  • материальную заинтересованность работника;

  • дифференциацию зарплаты по результатам труда;

  • отсутствие филантропии.

Таким образом, Ф.Тейлор делал вывод о том, что каждый человек сам отвечает за собственное благополучие.

Оппонентом Ф.Тейлора был социолог и психолог Элтон Мэйо.

Элтон Мэйо (1880 - 1949) – психолог. Разработал теорию «человеческих отношений». В ней предложил поставить в центр внимания человека-работника, заявив, что с ним надо обращаться как с «социально-психологическим существом», а не как с «биологической машиной».

Теория «человеческих отношений» предполагает:

  • сплоченность рабочей группы;

  • благоприятный моральный климат в ней;

  • удовлетворенность трудом;

  • демократический стиль руководства.

Таким образом, Э. Мэйо делает вывод о том, что для работника важны не только материальные стимулы, но и моральные факторы.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) разработал теорию иерархии потребностей. Он выделил следующие шесть уровней потребностей:

  • духовные;

  • личностные;

  • престижные;

  • социальные;

  • экзистенциальные;

  • физиологические.

Главная идея Абрахама Маслоу состоит в том, потребности каждого более высокого уровня становятся необходимыми для индивида и определяют его поведение лишь после того, как удовлетворены потребности нижних уровней.

Основная идея бихевиоризма

Эдуард Торндайк (1874 - 1949) – американский психолог, основоположник бихевиоризма. Работал в области сравнительной психологии и проблемного обучения.

Джон Уотсон (1878 - 1958) – американский психолог основоположник бихевиоризма.

Понятие поведения эти психологи сводили к формуле: «стимул-реакция». Есть стимулы, т.е. те или иные побудительные воздействия на индивида, и есть реакция (ответные действия) на них.

Однако из формулы «стимул-реакция» выпадают фактор сознания индивида и влияние на него общества

Бихевиоризм (ан.) – поведение, наука о поведении.

5. Развитие социологии в России

В российской истории развития социологии выделяют четыре основных периода.

Первый период – середина XIX века – начало 1920-х годов. Возникновение и многостороннее развитие отечественной социологии как полноценной части общемировой социологической науки.

Мечников Лев Ильич (1838 - 1888) – русский социолог и географ. Объяснял общественное развитие, исходя из учета географического положения той или иной страны. Критерием социального развития для Мечникова является степень стремления людей к объединению, к преодолению социального эгоизма.

Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) – русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления. Видел прогресс общества в росте человеческой солидарности. Революцию рассматривал как патологическое явление – следствие ошибок правительства.

Петирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) – русский социолог. Заложил основы теории социального расслоения общества. Показал роль поощрения и наказания в осуществлении контроля над поведением личности.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 – 1924) – русский марксист. Видел выход из социальных противоречий в революции.

Второй период – начало 1920-х – начало 1930-х годов. Развитие социологии в русле марксистско-ленинской идеологии, в интересах социализма и мирового коммунистического движения.

Третий период – 1930-е годы – конец 50-х. годов. Практическая ликвидация социологии; полная идеологизация всей общественной жизни страны.

Четвертый период – с конца 1950-х годов. Постепенное возрождение отечественной социологии.

Самостоятельная работа. Составить таблицу «Этапы развития социологии»

Тема 1.3. Формирование социальных отношений:
социальное действие и взаимодействие

1. Понятие, типология и формы социального взаимодействия

Интеракция (англ.) – в социологии социальное взаимодействие.

Социальное действие представляет себя отдельный акт и может быть направлено на любой объект.

Социальное взаимодействие всегда направлено на другого человека.

Действие можно подразделить на четыре вида:

  • физическое действие;

  • вербальное действие;

  • жесты как разновидность действия;

  • мысленное действие.

Вербальное действие (лат.) – словесное действие.

Типология социального взаимодействия

Первая типология социального взаимодействия:

  • физическое;

  • вербальное;

  • жестовое

Вторая типология социального взаимодействия по сферам:

- экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники, предприниматели, безработные, домохозяйки и т.д.;

- профессиональная сфера, где индивиды выступают как водители, банкиры врачи, шахтеры и т.д.;

- семейно-родственная сфера, где индивиды выступают в роли отцов, матерей, сыновей, холостяков, вдов, новобрачных;

- демографическая сфера – включает контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей;

- политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений и т.д.;

- религиозная сфера подразумевает контакты между представителями различных конфессий, верующими и неверующими и т.д.;

- территориально-поселенческая сфера – столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими и т.д.

Формы взаимодействия

Кооперация (лат.) – сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи.

Конкуренция (лат.) – индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами).

Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации и в конкуренции.

2. Формы массового поведения

Истерия (греч.) – состояние нервозности, повышенной возбудимости и страха.

Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Слухи основаны на подсознательном страхе.

Сплетни – разновидность слухов – основаны на любопытстве.

Паника (греч.) – психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий, выраженное в чувстве острого страха, неудержимого, неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.

Погром – коллективный акт насилия, предприняты неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

«Суд Линча» – самосуд, устраиваемый толпой белых над провинившимися неграми. Назван по имени американского расиста Ч.Линча.

Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Демонстрация (лат.) – шествия и другие формы массового выражения общественных настроений.

3. Типология социальных движений

Реформаторские движения (лат.) – выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Регрессивные движения (лат.) – выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Утопические движения (греч.) – выступают за построение идеального общества.

Революционные движения – подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие по дисциплине Основы рекламы Ярославль, 2007

    Учебно-методическое пособие
    В учебном пособии с соответствие с государственным образовательным стандартом изложены основы рекламы, особенности организации рекламного дела, рассмотрены средства и каналы рекламы, формы и методы разработки и ведения рекламных кампаний,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы медиапланирования» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    коммуникаций. Цели и общие требования к медиапланированию. Функции медиапланирования. Рекламный процесс и медиапланирование, его принципиальная схема, участники, составляющие, их взаимодействие.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы медиапланирования» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    коммуникаций. Цели и общие требования к медиапланированию. Функции медиапланирования. Рекламный процесс и медиапланирование, его принципиальная схема, участники, составляющие, их взаимодействие.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине речевая коммуникация основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Речевая коммуникация» федерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине основы теории коммуникации основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Основы теории коммуникации» федерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго

Другие похожие документы..