Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Библиотека сегодня – это не только книгохранилище, но и важный социальный институт, источник знаний. Она открыта, востребована и, главное, доступна д...полностью>>
'Документ'
Кредитование Внешэкономбанком кредитных организаций под залог 75 % и 1 акции (доли в капитале) с передачей Внешэкономбанку права внешнего управления к...полностью>>
'Документ'
Целью изучения дисциплины является получение целостного представления об основах этики как самостоятельной области знания, способствующих нравственно...полностью>>

Список использованной литературы и Интернет-источников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ»

Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? В своей работе педагоги используют разные формы и методы обучения: пассивные, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения; активные (здесь педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач)

Однако существует ещё одна очень интересная форма обучения детей – интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.

Знакомству педагогов с интерактивными методами и формами обучения и посвящается мастер-класс. В ходе проведения мастер-класса педагоги познакомятся с понятием “интерактивные методы обучения”, узнают, что в традиционной пассивной педагогике: педагог учит - воспитанник учится, педагог думает – воспитанник воспроизводит, педагог говорит – воспитанник слушает, педагог выбирает - воспитанник принимает, педагог активен - воспитанник пассивен. При использовании же интерактивных методов обучения в корне меняются соотношения “педагог – воспитанник”: воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, воспитанник открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний, воспитанник выбирает – педагог содействует, воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности.

Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.

Появившись вначале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод проектов не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Он становится дидактическим инструментом, который позволяет включить обучающихся в активный познавательный процесс, а педагога превращает в организатора познавательной деятельности, в соучастника творческого процесса.

Понятие “метод проектов” не нов для педагогов. Они уже начали внедрять этот метод в образовательный процесс, но не так активно, как хотелось бы.

“Что мешает вам заниматься проектной деятельностью?”, “Есть ли в вашем учреждении условия для создания проектов? Какие?” На эти вопросы было предложено ответить педагогам в процессе проведения первого интерактивного практического занятия по методике “1-2-все вместе”, суть которой заключалась в том, что каждый участник группы в течение 1-2 минут продумывал ответ на вопрос. Затем участники объединились в пары и провели обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. После чего пары перешли к коллективному обсуждению вопроса)

В ходе активного обсуждения педагоги пришли к выводу, что им мешает заниматься проектной деятельностью:

неуверенность в своих силах;

недостаточность теоретических знаний по проектной деятельности и практических навыков, хотя условия для создания проектов в учреждениях имеются. Это:

проведение обучающих семинаров;

наличие грамотных специалистов, педагогов – мастеров, готовых оказать помощь;

наличие достаточного количества литературы;

уже имеющиеся проекты, на которые можно ориентироваться при создании новых и т.д.

Таким образом, ответив на вопросы, педагоги определили для себя первостепенные задачи, выполнение которых позволит им более активно заниматься проектной деятельностью.

Работа над проектом предполагает прохождение 8 стадий (8 шагов). В результате следующего интерактивного занятия, которое проходило по методике “Диалог” (когда группы ищут согласованное решение и ведут диалог между собой, обсуждая результат работы). Педагогам было предложено пройти самостоятельно эти 8 шагов, а затем познакомить всех участников мастер – класса с результатами своей работы.

Затем педагогам была предложена дополнительная, более углубленная информация о методе проектов, алгоритме создания проектов, об этапах, формах презентации проектов, о возможных выходах проектной деятельности.

Последнее интерактивное практическое занятие было проведено по методу “мозгового штурма”, цель которого: организация оперативного поиска действий Результатом мозгового штурма стало составление программы действий, способствующей осуществлению проекта

Эпиграфом практического занятия послужили слова китайской пословицы:

“Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда”,

так как известно, что, сколько бы педагоги не слушали о стадиях создания проекта, в частности, о стадии планирования, только самостоятельная работа поможет понять суть вопроса. И действительно, педагоги, получив запас знаний, выбрав темы проектов, активно, с энтузиазмом включились в творческий процесс, результатом которого стали составленные ими программы действий команды.

Закончился мастер – класс подведением итогов, оценкой его результатов деятельности. Педагоги ушли с него полные сил и желания работать, активнее включать в образовательный процесс метод проектов, научить этому методу своих воспитанников, используя интерактивную форму обучения. У них повысилась мотивация к овладению проектной деятельностью. А это было главной целью мастер – класса.

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.

Задачи:

Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;

Познакомить педагогов с методами интерактивного обучения;

Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Ход мастер-класса:

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:

Ведущий: Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.

Сегодня вы познакомитесь с понятием “интерактивные методы обучения”, узнаете, чем они отличаются от пассивных и активных методов.

Вы углубите свои знания о методе проектов, об алгоритме создания проекта.

С вами будут проведены три интерактивных практических занятия, в процессе которых вы сможете выяснить, что вам мешает заниматься проектной деятельностью, вспомните основные стадии проекта и поработаете над одной из главных стадий создания проекта – планированием действий команды. Кроме того, вы покажете умение работать в команде.

Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность учащихся.

Итак, мы начинаем.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА.

Ведущий: Сегодня перед педагогикой стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения интересным и полезным. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные. При использовании пассивных методов педагог играет центральную роль на занятии. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план. Любая попытка воспитанника проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых.

При использовании активных методов обучения на занятии используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, центральная роль педагога остаётся. Воспитанники уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Такие занятия не имеют жёсткой структуры, формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения

Наиболее интересными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Меняется сама обстановка на занятии, происходит отход от привычных требований к дисциплине. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.

В процессе обучения педагогами должны использоваться различные методы обучения, но необходимо помнить, что в традиционной пассивной педагогике:

педагог учит – воспитанник учится, педагог думает – воспитанник воспроизводит, педагог выбирает – воспитанник принимает, педагог активен – воспитанник пассивен, педагог авторитарен – воспитанник несвободен. При использовании же интерактивных методов обучения в корне меняются соотношения “педагог–воспитанник”: воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, воспитанник открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний, воспитанник выбирает – педагог содействует, воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности. Таким образом, интерактивные методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения. Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.

Ведущий: Сегодня мы поговорим с вами о методе проектов как об одном из интерактивных методов обучения.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление педагога напичкать своего подопечного стандартным набором знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.

В нашем педагогическом коллективе уже начался процесс введения метода проектов в образовательную деятельность, но не так активно, как хотелось бы. Почему? В этом нам поможет разобраться интерактивное практическое занятие.

Практическое занятие №1


Работа в малых группах по методике “1-2-все вместе”

Обсуждение вопросов:

1. Что мешает вам заниматься проектной деятельностью?
2. Есть ли в вашем учреждении условия для создания проектов? Какие?

(Педагоги делятся на группы (команды), Каждый участник группы в течение 1-2 минут продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса. После чего каждая группа озвучивает ответы на поставленные вопросы)

Ведущий: Для того, чтобы активно заниматься проектной деятельностью, вам необходимо пополнить свои знания в этом направлении, овладеть самим и научить детей этому новому способу деятельности. Надеемся, что сегодняшний мастер – класс поможет вам в этом.

Мы продолжаем наш разговор о методе проектов, проектной деятельности. Что такое проект?

Это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по её реализации.

Это буквально “нечто брошенное вперёд”.

В последнее время это слово ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Практическое занятие №2


Работа в малых группах по методике “Диалог”

Задание:

Работа над проектом предполагает прохождение 8 стадий (шагов). Попробуйте самостоятельно сделать эти 8 шагов.

(Каждый участник группы играет определённую роль, которую ему выбирает ведущий (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, поощрение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы. Остальные члены группы активные участники обсуждения).

(Идёт работа по группам. Группы ищут согласованное решение а, затем ведут диалог, обсуждая результаты своей работы.)

Ведущий: Таким образом, мы с вами выяснили, что работа над проектом состоит из:

1. Подготовки к работе над проектом (информация о проекте, его актуальности, поиск проблем и т.д.).
2. Выбора проблемы (использование метода “мозгового штурма”, разговор о каждой проблеме, голосование за проблему)
3. Сбор и анализ информации (можно разделить учащихся на несколько групп: юристы, социологи, журналисты (юристы изучают нормативные документы, социологи опрашивают об актуальности проблемы, журналисты берут интервью).
4. Планирование действий команды (куда, кому, зачем, что делать. Просчитывается экономическая составляющая).
5. Реализация проекта.
6. Подготовка к защите проекта (стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты).
7. Презентация проекта (10 минут в устной форме).
8. Рефлексия (проводится через неделю после защиты. Ответ на вопрос: “Что дал проект?”)

А общую схему проекта можно представить следующим образом:

Задумал – спроектировал – осуществил

Ведущий: Кроме того, проект включает в себя пять П: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Можно добавить ещё шестое П – Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта). Важным является то, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

В ходе работы над проектом, а также на презентации вам могут пригодиться следующие требования и ориентиры: Мы изучаем. Мы планируем. Мы исследуем. Мы действуем.

Кроме того, я хочу предложить вашему вниманию информацию о перечне возможных выходов проектной деятельности: сайт, видеофильм, атлас, видеоклип, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, модель, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник и т.д.

Видами презентации могут быть: деловая игра, демонстрация фильма, инсценировка, доклад, реклама, спектакль, экскурсия и т.д.

Ведущий: А сейчас я проведу с вами ещё одно интерактивное практическое занятие: “Составляем программу действий” Эпиграфом к нашему практическому занятию может стать китайская пословица:

“Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это
И это станет моим навсегда”

Я предлагаю вам эту тему практического занятия потому, что считаю стадию планирования одной из определяющих стадий, способствующих осуществлению проекта. И сколько бы вам не рассказывали, как составлять программу действий, только самостоятельная работа поможет понять суть вопроса.

Работать вы будете по методу “мозгового штурма”

Практическое занятие №3


Работа в малых группах по методу “мозгового штурма”

Тема: “Составляем программу действий”.

Цель: организация оперативного поиска действий.

Маршрут поиска: работа над проектом.

Результат “мозгового штурма: составление программы действий, способствующей осуществлению проекта.

Правила “мозгового штурма”:

1. Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения действий. Это мешает формулировке мыслей.
2. Не стоит бояться несбыточности предложений: чем необычнее действие, тем лучше.
3. Чем больше предложений, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верное действие.
4. Желательна цепочка действий, что даёт простор для обсуждения.

(Идёт работа по группам. Защита программ действий)

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР–КЛАССА:

а) Педагогом – мастером:

Вашему вниманию был представлен мастер – класс по теме: “Использование интерактивных методик при изучении метода проектов”. Вы познакомились с понятием “интерактивные методы обучения”, с одним из методов интерактивного обучения – методом проектов, с интерактивными формами обучения. Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал, повысит вашу мотивацию к овладению проектной деятельностью, поможет использовать интерактивные формы обучения в работе.

б) Выступления педагогов и гостей. Оценка результативности мастер – класса. (Метод “Аквариум”: участники работают в круге, остальные наблюдают и анализируют, т.е. выступают в роли зрителей):

1. Как, по – вашему мнению, прошёл мастер – класс?
2. Как работали участники мастер – класса:

как общались?

все ли участники команды были активны?

проявляли ли терпимость к любой точке зрения?

как аргументировали свои мысли?

3. Были ли созданы условия для активного взаимодействия участников между собой
4. Ваши предложения (замечания, дополнения) по проводимому мастер – классу.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ШКОЛЕ

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

При использовании ИКТ в планировании урока учитываются такие факторы как индивидуальные особенности учащихся, уровень развития и информированности учащихся.

Цели использования ИКТ на уроках иностранного языка:

  • повышение познавательного интереса к изучаемому предмету;

  • расширение границ информационного поля путем применения новых средств обучения;

  • использование новых форм наглядности, призванных отобразить деятельность учителя и учащихся на уроках.

Виды информационных технологий, используемых на уроках:

Презентации в MS Power Point. Опыт использования на уроках Презентации в MS Power Point накоплен. Она используется и как иллюстрация к материалам урока, и как способ выполнения домашнего задания, и как итоговый продукт проектной деятельности.

Использование интерактивной доски. Она предоставляет учителю новые возможности работы на уроке.  Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, сохраняя их для последующего использования, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или подсказки к заданиям можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет учителю активизировать деятельность учащихся на уроке, объяснить новый материал, проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию.

Преимущества и возможные трудности.

Применение интерактивной доски выявило ряд преимуществ:

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.

Пример: Составление устного высказывания по теме “Мои летние каникулы» (5 класс). Привычная для работы ассоциограмма, но яркие цвета делают работу с ней интереснее и живее. Яркие картинки помогают вспомнить лексику.

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать.
Пример: Работая по теме «Мой город», ученики имеют возможность отмечать достопримечательности города прямо на карте, после чего они составляют наиболее оптимальные маршрут для экскурсии, отмечая его опять-таки прямо на карте. Полученный результат сохраняется, и работа с картой может быть продолжена дальше на следующем уроке. Первоначальный вариант слайда также сохраняется и может быть использован с иной целью или в параллельном классе.

Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определенным признакам. Позволяет работать с написанным текстом, экономя время. Пример: Работая с ассоциограммами по теме «Животные», не нужно терять время на написание слова, достаточно «перетянуть» его в нужную группу.

Еще варианты применения этого преимущества – задание на подбор подписей к иллюстрациям, на составление связного рассказа из отдельных предложений.

Возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово, сделать работу с материалом урока более яркой. Пример: работа с лексикой по теме «Комната» на большой иллюстрации комнаты намного интереснее, да и учителю не надо носить с собой ворох бумажных картинок. Метод работы тот же, учащийся «перетаскивает» слово к нужному объекту, произнося слово или предложение (зависит от задания учителя). При такой работе лексика запоминается намного быстрее и лучше, так как задействована и ассоциативная память.

Возможность  вынести ключи решения на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
В данном ниже примере ответы спрятаны за табличку-напоминание со спряжением вспомогательных глаголов. Сдвигать ее можно как в процессе работы, проверяя каждый конкретный глагол, так и в конце, для завершающей проверки.

При работе с интерактивной доской необходимо учитывать возможные трудности:

Наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы. Так материал, подготовленный  к доске МИМИО, не работает на доске Starboard.

Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.

Конструктивные недостатки  стилусов. Они толстые, изображение отстает от движений даже после калибровки, писать ими очень трудно и неудобно.

Отсутствие или малодоступность программного обеспечения, из чего вытекает следующий недостаток.

Временные затраты на подготовку урока очень велики.

Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Не смотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для  творчества. Я сама разрабатываю дидактические материалы для работы на уроке на интерактивной доске Мимио. В Калининградской области учителя, использующие интерактивные технологии на уроках и создающие свои методические и дидактические пособия, поддерживаются областным Министерством образования. В области проводится конкурс «Роялти – педагогу-новатору», отмеченные работы помещаются на сайт . На этом сайте можно не только познакомиться с лучшими материалами, победившими в конкурсе, но и скачать их для собственного пользования.

Анализ собственного опыта работы позволяет сформулировать ряд преимуществ при использовании ИКТ на уроках иностранного языка:

Возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя.

Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске.

Развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

Примерный перечень рекомендуемых программ:

  1. Информационная среда школы

  2. Компьютерные технологии как средство обучения

  3. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения географии и в воспитательной работе

  4. Использование интерактивной технологии во внеурочной деятельности младших школьников

  5. Индивидуально-групповая форма обучения с использованием интерактивных технологий как средство активизации образовательного процесса

  6. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения

  7. Теория решения изобретательских задач и проблемы образования

  8. Использование мультимедийных средств обучения в учебном процессе

ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Список использованной литературы: Сборники законодательных актов: Власть и пресса в России: Кистории правительственного регулирования отношений: 1700-1917

    Закон
    Вахрушев, А.А. Становление и развитие печати Вятской губернии (XIX – началаати: именно им выпала задча приучить к чтению прессы самые отдаленные, глухие уголки российской провинции.
  2. Практические рекомендации Список использованной литературы Введение

    Реферат
    Рост кишечных инфекций вирусной и бактериальной этиологии, характеризующий современную эпидемиологическую ситуацию, в определенной степени связан с широким распространением их возбудителей в объектах окружающей среды.
  3. Список использованной литературы…

    Документ
    Для многих людей математика является и трудной, и непонятной, и неинтересной. .Наш современник Сухомлинский считал, «что чувство удивления – могучий источник желания знать: от удивления к знаниям – один шаг».
  4. Рабочая программа. Тематическое планирование. Образцы компьютерных презентаций для проведения уроков Образцы компьютерных презентаций учеников. Список использованной литературы

    Рабочая программа
    Приложения:5.1. Рабочая программа.5.2. Тематическое планирование.5.3. Образцы компьютерных презентаций для проведения уроков5.4. Образцы компьютерных презентаций учеников.
  5. Введение 1 заключение 7 список использованной литературы 11

    Документ
    Достижение науки и техники, бурное развитие научно-технической революции, воздействующие на всю сферу человеческой деятельности, требуют дальнейшего совершенствования управления, стиля и методов работы, повышения качества и эффективности

Другие похожие документы..