Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Адаптация – взаимное приспособление работника и организации на основе постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социально-психо...полностью>>
'Диплом'
Поняття “прокурорський нагляд” є різноаспектним. Тому прокурорський нагляд, як, до речі, і багато інших понять юридичної науки, таких як “кримінальни...полностью>>
'Документ'
В современных условиях трудно представить себе хотя бы один технологический процесс производства и эксплуатации сложных конструкций и сооружений, кот...полностью>>
'Документ'
Идея демократизации и «реконструкции» Ближнего Востока зародилась в Белом Доме в результате поисков путей почетного выхода Вашингтона из иракской сит...полностью>>

Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 3 класс «Музыка» пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская средняя общеобразовательная

школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ

_______/И.А. Лисин/ по УВР МБОУ «Алексеевская СОШ №2»

Протокол №_____ от «Алексеевская СОШ №2» _________/Л.Н.Липлянина/

« »________ 2011 г. ________ /Л.И.Зиганшина/

« » ________ 2011 г. Приказ от 1.09.2011 г. №179

Рабочая учебная программа по музыке для 3 а, 3 б классов

учителя музыки первой квалификационной категории

Лисина Игоря Алексеевича

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ______ от

« » _________ 2011 г.

2011-2012 учебный год

3 класс «Музыка» Пояснительная записка

Статус документа. Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

- Примерной программы по Музыке

(Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)

- Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года №3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»

- Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на 2011 – 2012 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 29 августа 2011 года)

Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы на­чального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1—4 классы» авторов Критской и Г. П. Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного «предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 3 обобщающих урока. Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по предмету Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 3 класс» (М.: «Просвещение, 2008), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматия, пособие для учителя «Методика работы с учебниками "Музыка. 1-4 классы"» (М.: Про­свещение, 2006).

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, поэтому в программу не внесено изменений. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на многонациональной земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 3 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Виват, Россия!», образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве». При этом учтено, что этот устный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.

Краткая характеристика обще-учебных умений и навыков на начало учебного года:

Учащиеся третьего класса научились воспринимать музыку различных жанров (песня, танец, марш);

Ориентируются в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);

Знают особенности звучания знакомых музыкальных инструментов;

Умеют петь в унисон, знают основные понятия дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле);

Могут оценивать характер звучания музыки (динамические оттенки) и определять ее образное содержание (спокойная, медленная, быстрая, весёлая);

Могут поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:

-обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов,
композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских

и зарубежных композиторов;

накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов;

-совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор исполнителъ - слушатель);

развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование уме- его концертного исполнения;

-совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков свободного дирижирования»;

освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;

-развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся;
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
бучение музыкальному искусству в 3 классе должно вывести учащихся на стандарт­
на уровень знаний, умений, навыков.

«Музыка». Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух  и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио  и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.

Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

Музыка в жизни человека

Выпускник научится: ·воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

·ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

·воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится: ·соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

·наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

·реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

·использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

·владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Выпускник научится: ·исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

· оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

·адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

·оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Первая четверть

Урок № 1.

Россия – Родина моя

Сценарий первого урока музыки в III классе может включать в себя разнообразные формы общения детей с музыкой: рассказы о летних музыкальных впечатлениях (которые может озвучивать учитель и сами учащиеся), восприятие новых музыкальных произведений, исполнение уже известных и разучивание новых сочинений.

Знакомство ребят с новыми для них Учебником и Рабочей тетрадью можно связать с той музыкой, которая созвучна рисункам художника на их обложках: здесь и народные танцевальные наигрыши, сочинения для скрипки, произведения для голоса в сопровождении гитары. Можно привлечь внимание ребят к стихотворению, которое дано в обращении к учащимся – «Дорогой друг!»:

Печальна и чиста,

Как жизнь, людьми любима,

Как жизнь ты непроста,

Как жизнь непостижима,

Музыка!

Работа с разворотом Учебника «Мелодия – душа музыки» продолжает линию знакомства учащихся с известными мелодиями русской классической музыки. В центре разворота – мелодия 2-й части Симфонии № 4 П. Чайковского. Можно перед прослушиванием фрагмента симфонии спеть главную мелодию 2-й части с ориентацией на нотную запись (с. 7). Какие свойства мелодии следует подчеркнуть при исполнении? Напевность, песенность, ее кантиленный характер. Следует обратить внимание учащихся на то, что мелодия звучит неторопливо (темп), тихо (динамика). Развитие мелодии можно сравнить с мягкими, плавными изгибами реки на рисунке художника.

После прослушивания главной мелодии 2-й части Симфонии № 4 в записи нужно подчеркнуть ее характер: спокойная, задушевная, мечтательная она создает образ размышления, раздумья, воспоминания. Какому музыкальному инструменту поручает композитор исполнение этой мелодии? Пусть ребята решат, к какой группе инструментов – струнные или деревянные духовые – принадлежит тембр этого инструмента. Учитель называет им его «имя» – гобой.

На этом уроке можно ввести понятия «лирика», «лирический образ». Лирика в музыке, литературе, живописи – это отражение внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, настроений, особых состояний души. Пусть ребята задумаются над вопросом: какие образы возникают в их воображении под впечатлением музыки Чайковского? Наверняка, третьеклассники назовут картины родной русской природы, «увидят» в ней образ человека – мечтательного, задумчивого, спокойного.

Прослушивание более протяженного фрагмента 2-й части симфонии поможет детям убедиться в том, что в музыке происходит развитие: мечтательный образ начала симфонии сменяется музыкой другого характера – более подвижной с танцевальными интонациями и ритмами. Яркие краски мажора приходят на смену светлому минору. Таким образом, прослушивание фрагмента симфонии приводит ребят к определению его трехчастной формы.

Можно предложить учащимся сравнить главную мелодию 2-й части Симфонии № 4 П. Чайковского с другими известными им песенными мелодиями лирического характера, устроив при этом своеобразную викторину: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Осень» Г. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина и др.

Заключительная часть первого урока может быть связана с размышлениями детей над словами П. Чайковского: «Я еще не встречал человека более меня влюбленного в матушку Русь!» и исполнением всем классом знакомых песен о родном крае, природе, детстве: «Добрый день» Я. Дубравина, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомского, «Здравствуй, детство!» И. Космачева (1 класс), «Моя Россия» Г. Струве, «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова, «Большой хоровод» Б. Савельева (2 класс).

Урок № 2.

Россия – Родина моя

При входе учащихся в класс на второй урок может вновь прозвучать фрагмент 2-й части Симфонии № 4 П. Чайковского. Пусть ребята вспомнят фамилию композитора, сочинившего это произведение, его жанровую принадлежность – симфония.

Переход к лирическим образам романсов русских композиторов, представленных на развороте Учебника «Природа и музыка» при этом будет очень органичным и естественным. Пусть ребята в связи с музыкой П. Чайковского вспомнят понятие «лирический образ».

Подготовительным этапом к прослушиванию романса «Благословляю вас, леса» П. Чайковского (стихи А.К. Толстого) может послужить знакомство детей со стихотворным текстом, который прочитает учитель. Пусть ребята выскажут свои предположения о том, музыку какого характера они сочинили бы на эти стихи, если бы были композиторами. Третьеклассники, несомненно, услышат песенную мелодию своего будущего произведения, его неторопливый темп, торжественный, возвышенный характер высказывания. Нужно связать их раздумья с восторгом человека-путешественника, любующегося природой, с неспешностью и сдержанностью его размышлений, благоговейным отношением к красоте жизни.

Познакомившись в Учебнике с определением жанра романса, можно послушать романс «Благословляю вас, леса» в записи. Будет интересным услышать сопоставление характера и музыкального языка сочинения П. Чайковского с размышлениями детей. Нужно отметить контраст различных настроений в музыке вступления, а также разучить мелодию романса. Мужской голос, который исполняет романс, называется баритон.

Контрастом к романсу Чайковского послужит музыка другого романса – «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова (на стихи того же поэта – А.К. Толстого). Стремительная мелодия, быстрый темп, энергичные ритмы сопровождения, яркий мажорный колорит музыки также передают восторг человека, наблюдающего за весенним пробуждением природы («И звучит свежо и юно новых сил могучий строй»). Пусть ребята вспомнят название высокого женского голоса (сопрано) исполнительницы романса Римского-Корсакова. Возможно также разучить начальные фразы романса с ребятами. При разучивании следует стремиться к яркому, но не форсированному звучанию детских голосов, к ритмической точности исполнения мелодии.

Закрепить понятия «лирический образ», «романс» можно в процессе исполнения учащимися знакомого им романса М. Глинки «Жаворонок» (стихи Н. Кукольника). При исполнении важно добиваться предельной выразительности музыкального прочтения текста романса: осмысленности логических ударений, напевности исполнения мелодии, округленного звучания гласных, интонационной точности исполнения высоких звуков.

Знакомство с лирическими романсами можно продолжить на примере фрагмента инструментального «Романса» Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»). Пусть ребята сами определят, что этот романс звучит в исполнении симфонического оркестра, без слов. Предложите им найти нотную запись мелодии романса на с. 9 Учебника. Каков характер звучания романса? Какие средства выразительности использует композитор в этой музыке? Какие чувства передает эта музыка? Какому из романсов, прослушанных на этом уроке, близок по характеру и настроению романс Свиридова? Ответы на эти вопросы помогут детям усвоить особенности романсовой лирики русских композиторов.

Дома ребята могут выполнить задания, предложенные на разворотах Учебника «Звучащие картины» и в Рабочей тетради «Я люблю тебя, Россия».

Завершить урок можно исполнением одной из знакомых лирических песен, которые ребята разучивали в предыдущих классах: «За рекою старый дом» И.-С. Баха, «Колыбельная» Б. Флисса–В.-А. Моцарта, «Вечерняя песня» А. Тома, «Реченька» А. Абрамова» и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 4 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  2. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 2 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 27 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, №013, Стр. 17 КАКОЙ БУДЕТ ОППОЗИЦИЯ НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ И ПАРТИИ ВЛАСТИ. 17 Аргументы и факты, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, 7.
  4. Жители отсудили у Смольного свой дом Мой район, 01. 11

    Документ
    Сергей Гуляев: Строительство "Газпромбашни" и прочие архитектурные нововведения последних лет превращают Петербург в "Шепетовкоград" - ЗАКС.
  5. Госдума РФ мониторинг сми 7 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 13 ЭХО МОСКВЫ, ЭХО, 0 .03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 15 Пресса 1 ДЕЛЬФИН НА ЛЫЖАХ.

Другие похожие документы..