Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
студент, приступая к изучению данного курса специализации, должен обладать знаниями, полученных в рамках курсов: конституционного права, администрати...полностью>>
'Доклад'
Доклад посвящен юбилею – 55 лет назад А.Тьюринг предложил тест, ставший сегодня методологической базой искусственного интеллекта и, в целом, компьюта...полностью>>
'Закон'
Настоящий Закон Калининградской области устанавливает полномочия органов государственной власти Калининградской области и правовые основы регулирован...полностью>>
'Закон'
Для правильного розуміння схем інвестування в будівництво житла, доречним вважаємо вивчення практики застосування судами норм чинного законодавства п...полностью>>

Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 3 класс «Музыка» пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Еще одной музыкальной характеристикой Берендея является оркестровый эпизод оперы – «Шествие царя Берендея». Основным приемом развития в этой музыке является контраст – контраст динамики, контраст регистров (высокие, низкие), контраст тембров инструментов симфонического оркестра. Можно предложить ребятам после прослушивания «Шествия» и его интонационно-образного анализа изобразить под эту музыку движение свиты Берендея. Эта инсценировка покажет, насколько тонко дети чувствуют изменения характера музыки и передают их характерными маршеобразными движениями. Следует привлечь внимание учащихся к тому, что шествие станет останавливаться тогда, когда «свита» будет слышать призывные интонации духовых инструментов.

Сравнение музыки «Шествия» с другим маршем – фантастическим «Маршем Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» поможет третьеклассникам убедиться в том, что разные композиторы (Глинка и Римский-Корсаков) используют сходные приемы развития музыки для передачи особенностей характеров оперных персонажей. На примере этого сопоставления школьники убеждаются в том, какую роль в оперном спектакле выполняет симфонический оркестр, который усиливает восприятие слушателями всего того, что происходит на сцене.

Разворот Учебника «В заповедном лесу» продолжает знакомство третьеклассников с традициями народных праздников на примере фрагментов из оперы «Снегурочка».26 Жизнь крестьян в древние времена была тесным образом связана с явлениями природы. Наши предки поклонялись Солнцу, Ветру, Матери-Земле. Песни, хороводы, пляски, народные игры сопровождали день прихода Ярилы-Солнца. На празднике берендеев звучит «Пляска скоморохов». Кто такие скоморохи?

Информация для учителя.

Скоморохи были музыкантами, народными стихотворцами, рассказчиками. Они веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления, которые несли в себе отголоски славянской мифологии. Самой распространенной формой театрализованных выступлений скоморохов с элементами юмора и сатиры были медвежьи потехи и жанровыс сценки с участием Петрушки. Представления сопровождались звуками духовых (сурна, волынка, брелка), струнных (гудки, домры, гусли) т кдарных (накры, барабан) инструментов.

Русский историк Н.И. Костомаров в своем труде «О жизни, быте и нравах русского народа» пишет, что скоморохи вызывали живейший интерес у зрителей, которые и сами принимали участие в плясках и игрищах. Зимой скоморохи потешали народ на святках и Масленице, летом – нм Троицу. В праздник Купала народ собирался на игрища. Тут и являлись скоморохи и гудцы с бубнами, сопелями, дудами и струнными гудками.

Через всю средневековую культуру проходит противостояние официальной церкви скоморошьим традициям, сохранявшим элементы язычества. В середине XVII в. царь Алексей принял указ, предписывающий властям уничтожение скоморошества, в том числе их музыкальных инструментов. Скоморохи и мастера «гудошного дела» подлежали высылке в Сибирь, на Север Руси, а инструменты сжигались русскому музыкальному искусству был нанесен невосполнимый урон. Некоторые образцы народного инструментария безвовратно утеряны.27

«Пляска скоморохов» – пример шуточной музыки. Учащиеся, наверняка, смогут самостоятельно определить, что жизнерадостному характеру пляски соответствует быстрый темп, яркие запоминающиеся интонации-попевки, приемы развития, характерные для народных плясовых песен – повтор и варьирование. Можно организовать театрализацию пляски, предложив третьеклассникам исполнять притопы, прихлопы, отмечая ими акценты в начале или в конце фраз, украсив звучание танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).

Несмотря на то, что опера-сказка заканчивается смертью Снегурочки – она тает под палящими лучами Ярилы-Солнца – жители Берендеевой слободки прославляют радость жизни, поют светлый гимн Разуму, Красоте, Добру. Перед прослушиванием заключительного хора из оперы – «Свет и сила, Бог Ярило», рекомендуется разучить главную его мелодию. При разучивании можно обратиться к нотной записи (с. 83 Учебника), которая подскажет школьникам то, что нужно подчеркнуть в звучании: петь величаво, энергично, подчеркивая ударения в словах. Учителю же необходимо предостеречь детей от форсированного, крикливого звука. Исполнять хор можно с солистом, который

(как Лель) поет зачин (запев).

Можно также вспомнить другие хоры-славицы: канты Петровского времени, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», а также исполнить знакомую третьеклассникам песню – «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева (слова Р. Копф).28

Урок № 24

В музыкальном театре

Продолжая музыкальное путешествия по страницам русских опер, в начале этого урока можно предложить учащимся послушать вступление к опере-былине «Садко» Римского-Корсакова. После того, как школьники попытаются самостоятельно определить, какой образ создал композитор в этой музыке (моря, морской стихии), можно обратиться к работе с разворотом Учебника «Океан – море синее». Внимание третьеклассников нужно привлечь к интонации из трех звуков, из которой композитор словно «выращивает» тему моря, несколько раз появляющуюся в опере. Она сопровождает путешествия Садко, рассказы заморских гостей о новых странах (песни Варяжского, Веденецкого (из Венеции), Индийского гостей) на Новгородском торге. После прослушивания целиком оркестрового вступления «Океан – море синее», пусть учащиеся ответят на вопросы: какое море изображает композитор? (спокойное – взволнованное, разбушевавшееся – спокойное); в какой форме написано вступление? (трехчастная); какой прием развития образа моря использует Римский-Корсаков? (варьирование основной интонации); какие звучности появляются в заключительных тактах вступления? (фантастические, они рисуют образы подводного царства).

На этом уроке можно разучить песню «Я рисую море» В. Тугаринова (слова Вл. Орлова).29 Лирический образ песни требует мягкого полетного звучания голосов, кантилены, выразительного музыкального «прочтения» текста, поиска разнообразным приемов исполнительского развития – агогические отклонения (изменения темпа), сочетания хорового, ансамблевого и сольного пения, использование элементов театрализации и пластического интонирования.

Следующий раздел урока связан с новым путешествием третьеклассников в музыкальный театр и «посещением» балета-сказки «Спящая красавица» П. Чайковского. Напомним учителю, что этот балет написан на сюжет сказки французского писателя Шарля Перро. Этот балет Чайковский писал в тесном содружестве с известным балетмейстером, автором сценария и постановщиком Мариусом Петипа, французом по национальности, который 56 лет проработал в России.

Образы добра и зла (как в «Руслане и Людмиле» Глинки, в «Снегурочке» Римского-Корсакова) – злой феи Карабос и доброй феи Сирени – олицетворяют в балете вечный круговорот в природе (смену времен года, сон и пробуждение), судьбы человеческой жизни.

На развороте Учебника «Две феи» перед учащимися представлены два контрастных образа, которые характеризуется музыкальными темами. В звучании темы феи Карабос третьеклассники услышат острые, «колючие» интонации и ритмы, резкие созвучия. Фея Сирени имеет тему песенного характера, которую рекомендуется разучить с учащимися, ориентируясь на нотную запись. Именно графический рисунок темы даст им возможность убедиться в поступенности мелодии, волнообразности движения, что создает плавную, неторопливо развертывающуюся певучую мелодию, создающую ощущение ясного безмятежного покоя.

Созвучны двум контрастным образам фей и рисунки художника-оформителя: приглушенной, зловещей краской изображена фея Карабос на фоне сумрачного леса. Для изображения фея Сирени художник избрал весенний пейзаж, светлые радостные краски. Послушав в оркестровом звучании вступление к балету «Спящая красавица», можно предложить ребятам ответить на вопрос: можно ли по вступлению определить, каким будет конец сказки?

Работа с разворотом «Сцена на балу» предполагает прослушивание, вокальное и пластическое интонирование «Вальса» из первого действия балета (пение главной темы, свободное дирижирование, исполнение пульсации вальса покачиванием корпуса, рук, поднятых над головой).

Перед прослушиванием финала первого действия, обратите внимание третьеклассников на нотную запись видоизмененной темы «Вальса», а затем предложите им проследить за развитием музыки и нарисовать в своем воображении все, что будет происходить на сцене. В этом школьникам помогут уже знакомые им музыкальные характеристики двух фей и музыка вальса.

Вывод, к которому учитель вместе с учащимися приходят после знакомства с финалом первого действия таков: праздничная атмосфера бала резко изменяется, после того, как в оркестре появляются сначала интонации феи Карабос, затем и вся ее тема.

На заключительном этапе урока рекомендуется продолжить работу над совершенствованием вокально-хоровых навыков учащихся при исполнении песенного репертуара.

Урок № 25

В музыкальном театре

На этом уроке продолжается путешествие третьеклассников в музыкальный театр. На этот раз они «побывают» на увлекательном представлении с пением, танцами, играми, которое получило название «мюзикл».

Информация для учителя.

Мюзикл (англ. musical, сокр. от musical соmedy – музыкальная комедия) – музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусств. Мюзикл оформился как жанр в 20-е–30-е гг. XX в. в США. Широко известны мюзиклы «Звуки музыки» Роджерса, «Моя прекрасная леди» Портера, «Вестсайдская история» Бернстайна, «Оливер» Барта, а также «Кошки» Уэббера и др.

В конце XX–начале XXI вв. новая волна мюзиклов буквально захлестнула отечественную индустрию развлечений: «Метро», «Нотердам де Пари» (русская версия), «Чикаго», «Норд-Ост», «Иствикские ведьмы», «12 стульев» – вот далеко не полный перечень спектаклей, которые сегодня идут на сценах многих театров, записываются на видеокассеты и CD-диски.

В начале урока предлагается разучить с учащимися песенку о звукоряде и нотах из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса. При разучивании можно использовать различные приемы интонирования фрагментов песни: пение по леснице-звукоряду (метод болгарской «столбицы» Б. Тричкова), пение по руке (методика «хорового сольфеджио» Г. Струве), пение с ручными знаками (по методу относительной сольмизации)» и др. Возможно также применение такого игрового приема, как «эхо»: учитель поет мелодию, учащиеся – как эхо ее повторяют. Эту песню можно спеть вместе с фонограммой, где солирует Дж. Эндрюс, исполняя роль гувернантки-воспитательницы.

В центре урока – знакомство третьеклассников с фрагментами их мюзикла «Волк и семеро козлят» А. Рыбникова, которая написана на сюжет известной русской народной сказки. Прежде чем познакомить школьников со звучанием мюзикла Рыбникова, можно вспомнить и спеть главные темы персонажей детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля, с которыми встречались на уроках музыки в 1 и 2 классах. Это необходимо для того, чтобы выявить сходные и различные черты между двумя жанрами – детской оперы и мюзикла.

Музыкальная композиция, предлагаемая в Фонохрестоматии,30включает в себя «Сцену Козы с козлятами», «Песенку козлят», «Сцену Волка с козлятами», «Волк подражает Козе», «Песню Козы». Ребята, обычно с большим интересом слушают эту музыку. Пусть они подумают над тем, какое качество отличает сцены из мюзикла от сцен из детской оперы. Учащиеся отмечают, что музыка мюзикла отличается острыми современными ритмами, запоминающимися мелодиями, красочными звучностями инструментального сопровождения. При этом музыка добрая, совсем не страшная (несмотря на присутствие Волка), в ней много юмора, шуток. Главная мысль мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад» выражена в заключительной сцене: «Пляшут на широком пеньке…козлята, а Волк притопывает и подпевает… Вот что сделала с Волком волшебная сила музыки

Рекомендуется обратить внимание на то, что в сцене из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля повторяется хор козлят «Целый день поем, играем», отдельные темы-характеристики козлят. В мюзикле «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова также несколько раз повторяется забавная «Песенка козлят», которую они поют без слов (на слог «ля»). Эта тема (как рефрен в форме рондо) создает радостный строй всего музыкального спектакля.

Желательно, чтобы учитель не ограничился прослушиванием мюзикла на уроке, а разучил основные его фрагменты с третьеклассниками. Эта даст возможность исполнить предлагаемую композицию под фонограмму. Пение под фонограмму активизирует внимание детей, требует передачи характера звучания, «вхождения» в нужный темп, точности вступления голосов после инструментальных проигрышей. В дальнейшем во внеурочное время можно «поставить» этот мюзикл к какому-либо школьному празднику и показать его учащимся младших классов, родителям. Естественно, эта работа потребует помощи взрослых при подготовке костюмов (или их элементов), декораций и т.п.

Урок № 26

В музыкальном театре

В концертном зале

В начале этого урока происходит закрепление тех понятий, которые приобрели учащиеся во время путешествий в музыкальный театр. В опере главные действующие лица поют, в балете – танцуют, в мюзикле и поют, и танцуют, и даже разговаривают. Каждый персонаж оперы, балета, мюзикла имеет свою неповторимую музыкальную характеристику. Оркестр (в опере и балете), инструментальный ансамбль (или фортепиано) в мюзикле дополняет своим звучанием происходящее на сцене. Увертюра (вступление) к музыкальному спектаклю настраивает слушателей на то, что будет происходить на сцене, часто предвосхищая развязку сюжета.

Пытаясь закрепить перечисленные выше закономерности музыкального спектакля, учитель вместе со школьниками обращается к темам и фрагментам из опер, балетов, мюзиклов, с которыми они знакомились на уроках в 3-ей четверти: дети слушают отдельные фрагменты, поют, используют ролевую игру «Играем в дирижера», сочиняют ритмическое сопровождение, фантазируют под музыку при помощи выразительных пластических движений.

В центре урока – работа с новым разделом Учебника «В концертном зале». Важно, начиная изучение этого раздела опереться на уже имеющийся музыкальный опыт третьеклассников. Поэтому путешествие в концертный зал начинается со знакомой детям музыки – 1-ой части «Концерта № 1 для фортепиано с оркестром» П. Чайковского, который они слушали во втором классе.

Перед прослушиванием главной темы 1-ой части Концерта, учитель может обратить внимание детей на портрет композитора Чайковского, сказать о том, что это произведение входит в обязательную программу пианистов – участников Международного конкурса исполнителей, который проводится в Москве раз в четыре года и носит имя прославленного русского композитора. Музыканты всего мира называют это сочинение своеобразной «визитной карточкой» России за рубежом. Пусть школьники самостоятельно подберут слова и выражения, которые охарактеризуют образный строй этой музыки (величественно, празднично, радостно, торжественно, мощно), а также определят жанр этого сочинения – инструментальный концерт («соревнование» пианиста с симфоническим оркестром).

Вслед за этим рекомендуется обратиться к тексту разворота Учебника «Музыкальное состязание». Пусть учащиеся выскажут свое отношение к двоякому переводу слова «концерт» – состязание и согласие.

Восприятие третьеклассниками репродукции с картины русского художника XX в. К. Сомова «Концерт» поможет им убедиться в многозначности значения этого слова. На переднем плане живописного полотна изображены две исполнительницы – певица и виолончелистка, на втором плане – зрители. От картины веет покоем, тишиной, тайной. Созвучна ли эта картина образу 1-ой части Концерта Чайковского, или – она создает контрастный образ?

Нотная запись украинской народной песни-заклички «Веснянка» настраивает детей на поиск характерной интонации песни, которая многократно повторяется. Разучивание песни предполагается проводить на два голоса. На первом этапе рекомендуется разучить с классом обе партии, затем исполнять каждую из них с голосом («второй») учителя. Чистое интонирования двухголосия – процесс сложный и зависит от степени сформированности навыка унисона и от уровня развития музыкального слуха учащихся. Поэтому на первоначальном этапе двухголосного пения можно ограничиваться лишь фрагментарным звучанием двух голосов одновременно (например, в начале фразы, или – в конце).

Восприятие третьеклассниками 3-ей части Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского позволит им убедиться в том, что знакомая им народная песня «Веснянка» приобретает новое звучание. Пусть они подумают над тем, какие приемы развития использует композитор в этой части – повтор, контраст или вариативность? Какие средства выразительности изменяет Чайковский, чтобы показать различные черты песни: изменение динамики, ритма, лада, регистров, темпа? Как звучит мелодия песни в партии фортепиано? в оркестре?

Вывод, к которому подводит школьников учитель таков: народная песня обретает вторую жизнь в творчестве композиторов, в их инструментальных сочинениях.

Завершить урок можно повторением песен, которые разучивались классом в течение третьей четверти. Если процесс освоение песен идет успешно, то можно разучить шуточную песню «Наш оркестр» Е. Адлера (слова В. Семернина)31 или «Песенку про оркестр» С. Важова (слова М. Яснова)32, которые можно не только петь, но и инсценировать, а также украшать звучанием музыкальных инструментов.

Урок № 27

В концертном зале.

На этом уроке рекомендуется работа с такими разворотами Учебника как «Музыкальные инструменты» (с. 96–97; 100–101). Ребята вспоминают те произведения, в которых звучит флейта (тема Птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева), а также знакомятся с новым сочинением – «Шутка» И.-С. Баха из оркестровой сюиты № 2. Струнный смычковый инструмент – скрипка – исполняет «Мелодию» П. Чайковского (для скрипки и фортепиано); «Каприс № 24» Н. Паганини (для скрипки соло). Разучивание норвежской народной песни «Волшебный смычок» продолжает линию преобразующей силы музыки в жизни людей. Желательно проводить разучивание песни без сопровождения (a capella), используя пение группами

(по ролям).

Восприятие репродукций с картин старинных мастеров на развороте Учебника «Звучащие картины» (с. 98 –99) – Д. Лейстер «Мальчик-флейтист» и «Музыкантши» неизвестного автора – помогают учащимся соотнести изображения исполнителей на этих картинах со знакомыми им сочинениями: они смогут предположить, какую музыку исполняют на этих картинах музыканты – старинную или современную? Восприятие картин способствует развитию чувства стиля в музыки и изобразительном искусстве. Учитель должен обратить внимание на то, что на картине «музыкантши» изображены три исполнителя (трио): скрипачка, лютнистка, певица.

Завершающий этап урока решает задачу обобщения тех разделов Учебника, которые изучали школьники в 3-ей четверти: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале». Ключевые понятия этого курса рекомендуется подкреплять музыкальной деятельностью – восприятием фрагментов произведений, пением, музыкально-ритмическими движениями и пластическим интонированием. Возможно также на этом уроке активно использовать задания из «Рабочей тетради» для 3 класса. Так на развороте «В оперном театре» (с. 20–21) можно спеть темы из пролога оперы «Иван Сусанин», а затем продирижировать фрагментом этой сцены под фонограмму. На развороте «Играем в композитора» учащиеся могут выполнить задания по импровизации песенных мелодий на заданный текст (стихотворения Б. Пастернака и А. Плещеева. На развороте «Музыкальные жанры» (с. 26–28) можно вписать изученные жанры: ария, песня, былина, концерт, фрагменты из опер и балетов. Ключевые понятия 3-ей четверти школьники могут самостоятельно вписать в «Мой музыкальный словарик».

В целом сценарий заключительного урока 3-ей четверти разрабатывается с учетом особенностей музыкального развития каждого конкретного класса и учитель должен проявить творческий подход к определению содержания и технологий этого урока.

Четвертая четверть

Урок № 27



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 4 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  2. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 2 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 27 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, №013, Стр. 17 КАКОЙ БУДЕТ ОППОЗИЦИЯ НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ И ПАРТИИ ВЛАСТИ. 17 Аргументы и факты, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, 7.
  4. Жители отсудили у Смольного свой дом Мой район, 01. 11

    Документ
    Сергей Гуляев: Строительство "Газпромбашни" и прочие архитектурные нововведения последних лет превращают Петербург в "Шепетовкоград" - ЗАКС.
  5. Госдума РФ мониторинг сми 7 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 13 ЭХО МОСКВЫ, ЭХО, 0 .03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 15 Пресса 1 ДЕЛЬФИН НА ЛЫЖАХ.

Другие похожие документы..