Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 26 января 2007г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.04 по политическим наукам в Саратовском государственно...полностью>>
'Документ'
Аннотация. Несмотря на то, что техника так же стара, как само человечество, ее философский образ стал объектом специального и глубокого анализа лишь ...полностью>>
'Литература'
Блок А.А. Двенадцать. Соловьиный сад. Стихи о Прекрасной Даме. Незнакомка. Русь. «О доблести, о подвигах, о славе…», На железной дороге, На поле Кулик...полностью>>
'Документ'
Термин «средние века» был введен гуманистами италии в 16 веке для обозначения периода между Античностью и Возрождением. Культуры, возникшие в это врем...полностью>>

Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 3 класс «Музыка» пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок № 16

«О России петь – что стремиться в храм»

Заключительный урок первого полугодия посвящен обобщению тем: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм».

Сценарий урока можно разработать как историческую сказку, которая будет «рассказана» учителем и учащимися от лица героев безымянных музыкальных произведений – русских святых (княгиня Ольга и князь Владимир, князь Александр Невский), русских воинов (виватные канты, народные солдатские песни), а также от имени композиторов и действующих лиц их произведений – М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Прокофьева. Рассказ о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе, об увлечениях детей прошлого и настоящего времени будет построен в опоре на музыку, которую дети слушали и исполняли на уроках в первом полугодии.

Важно, чтобы при сочинении этого сценария, учитель нашел целесообразное соотношение между активными формами музыкальной деятельности детей (пение, пластическое интонирование, ритмические движения, инструментальное музицирование, импровизации и пр.), восприятием фрагментов уже знакомых сочинений (с целью их повторения), лаконичными и эмоциональными текстовыми связками между звучащей музыкой.

Некоторые фрагменты этой сказки могут послужить основой для Новогоднего праздника: инсценировка фрагментов из балета «Золушка» (урок танцев, ссора сестер, вальс Золушки, сцена с часами) и симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, драматизация сюжетов пьес, исполнение танцев из «Детского альбома» П. Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Баба Яга», «Камаринская», «Полька», «Мазурка», «Вальс»), мелодекламация и инсценировка песен из вокального цикла «Детская», («С няней», «С куклой»), пластическое интонирование пьес из сюиты «Картинки с выставки» («Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры»), «Балет невылупившихся птенцов») М. Мусоргского.

Мы намеренно не предлагаем сам ход сценария этого урока, давая возможность учителю проявить творческую инициативу, учесть возможности каждого конкретного класса.

На заключительном уроке первого полугодия можно провести итоговое тестирование учащихся.

Третья четверть

Урок № 17

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

На первом уроке третьей четверти начинается работа по разделу Учебника «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Развороты «Настрою гусли на старинный лад» и «Былина о Садко и Морском царе» знакомят учащихся с таки жанром русского песенного фольклора как былина.

На этом уроке можно разучить с третьеклассниками две мелодии – «Былина о Добрыне Никитиче», прославленном русском богатыре, защитнике земли русской и «Былина о Садко и Морском царе», о приключении новгородского путешественника-гусляра Садко. Перед разучиванием этих мелодий предложите учащимся по нотной записи определить, в каком характере их нужно исполнять, какие особенности они имеют (повторность фраз). При разучивании особое внимание следует уделить напевности звучания детских голосов при умеренном темпе, выработки навыков кантилены. Желательно проводить разучивание без аккомпанемента, a capella, так как этого требуют фольклорные традиции. Возможно также прочтение текста былин одновременно с имитацией игры на гуслях, как это предлагается на развороте Рабочей тетради «Былины» (с.14–15)

Информация для учителя

"Былина о Добрыне Никитиче" была издана в сборнике "100 русских народных песен" в обработке Н.Римского-Корсакова, выпущенного в Санкт-Петербурге в 1876-1877 гг.

На уроках развития речи третьеклассники также знакомятся с жанром литературных сказаний - былин - и поэтому могут самостоятельно ответить на вопросы: о чем рассказывают былины? какие черты русских богатырей - защитников Отечества прославляются в былинах? кто исполнял былины в древности? почему исполнителей былин называли певцами-сказителями ? какой инструмент сопровождал пение былины? на какой из известных картин русского художника В. Васнецова запечатлены образы русских богатырей (в том числе – Добрыни Никитича)? о каких ратных подвигах русских богатырей они узнали из былин?

Анализ литературного текста "Былины о Добрыне Никитиче" дает возможность ребятам убедиться в том, что в нем используется прием олицетворения - не белая береза, не шелковая трава к земле клонится, а Добрынюшка кланяется родной матушке и просит

благословить его на ратные подвиги, на борьбу с вражескими ордами. Пусть дети обратят внимание и на то, что в тексте передается диалог, разговор между воином и его матерью.

Обратите внимание учащихся на зрительный ряд этих разворотов, где они увидят репродукцию картины К. Васильева «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок художника-оформителя В. Брагинского, на котором изображен Садко и Морской царь. Пусть ребята попытаются определить характер и настроение этих живописных полотен, а также вспомнить известные им фрагменты литературных былин.

Продолжить изучение особенностей былинных напевов можно на знакомых третьеклассникам произведениях – фортепианной пьеса «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» современного композитора В. Кикты16 . Восприятие этих сочинений позволит учащимся «войти» в мир образов Древней Руси, услышать как композитор подражает звучанию гуслей (фортепиано, арфа), одному из самых древнейших струнных музыкальных инструментов, а также почувствовать неторопливость, размеренность звучания напевов, которые сопровождают «переборы» гуслей.

Интерес учащихся к звучанию гуслей можно вызвать также при организации своеобразного «ансамбля гусляров», исполнив под фонограмму «Былинные напевы» или импровизацию на тему русской народной песни «Как под яблонькой»17.

Таким образом, на первом уроке в разных видах музыкально-практической деятельности происходит усвоение особенностей жанра былины (повествовательный характер, распевы, повторы фраз), тембра музыкального инструмента – гусли.

Урок № 18

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

На втором уроке рекомендуется работа с разворотом Учебника «Певцы русской старины» и «Лель, мой Лель…». Музыкальный опыт третьеклассников позволяет обратиться к беседе о том, что сказочные образы русского фольклора находили свое воплощение в музыке опер русских композиторов. Пусть учащиеся вспомнят песню Баяна – былинного сказителя – из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».18 В этом музыки они, наверняка, услышат повествовательный характер высказывания Баяна, звучание гуслей, тембр голоса певца (тенор).

В опере-былине Н. Римского-Корсакова, ее главный герой – певец-гусляр Садко – поет несколько песен: «Ой ты, темная дубравушка» (протяжная), «Заиграйте, мои гусельки!» (плясовая), «Высота ли, высота поднебесная…»(былинный напев с хором). Предложите ребятам, ориентируясь на нотную запись (с. 59 Учебника), определить, мелодию какой из песен играет на фортепиано (баяне или каком-либо другом музыкальном инструменте) учитель, чем эти мелодии отличаются друг от друга. Далее на уроке можно разучить главные мелодии песен Садко, а затем послушать их в фонозаписи. Такое «вживание» в музыкальный образ Садко (пение и восприятие) поможет третьеклассникам определить их жанровую принадлежность, вспомнить, как называется высокий мужской голос певца-исполнителя (тенор).

В другой сказочной опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», в основе сюжета которой известная русская народная сказка, пересказанная писателем А. Островским, композитор создал поэтичный образ пастушка Леля. Его чудесные песни, игра на свирели, добрый нрав «растопили» сердце холодной Снегурочки, дочери Весны и Мороза.

Перед прослушиванием третьей песни Леля из оперы «Снегурочка», пусть учащиеся рассмотрят репродукции с работ мастера лаковой миниатюры В. Липицкого из Федоскино – «Лель» и «Песня Леля». На обеих картинах Лель изображен в простой крестьянской одежде, на фоне родной русской природы, рядом с березкой, со свирелью в руках. Можно предложить школьникам

задуматься над вопросами: мелодии какого характера «звучат» с этих картин? какие чувства испытывают девушки, слушающие Леля? нравятся ли им наигрыши Леля?

После прослушивания песни Леля из оперы «Снегурочка», нужно предложить ребятам высказать свое мнение, ответив на вопросы: что роднит песню Леля с народными напевами? (одушевление образов природы в тексте песни, мелодия в народном духе, повторы фраз); в какой форме написана песня? (куплетная); как композитор разнообразит звучание песни? (изменения сопровождения).

Учитель должен обратить внимание третьеклассников на то, что в русских операх часто партии мальчиков, юношей исполняют женские голоса. Песня Леля звучит в опере в исполнении низкого женского голоса (меццо-сопрано). Будучи большим мастером звуковой живописи, Римский-Корсаков ввел в песню Леля голоса и звуки природы. Пусть ребята задумаются над тем, каким образом он это сделал? (удары грома – ударные; пение птиц – деревянные духовые инструменты).

В завершении урока можно обратиться к Рабочей тетради. На развороте «Разыграй песню» предлагается серия заданий для исполнения русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот»: импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.

Урок № 19

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Это урок связан с изучение двух разворотов Учебника: «Звучащие картины» и «Прощание с Масленицей». На уроках во 2 классе учащиеся знакомились с обычаями празднования Масленицы на Руси. Поэтому рассматривая репродукции с картин художника XX вв. Б. Кустодиева – «Зима. Масленичное гулянье» и «Масленица» – можно предложить ребятам назвать приметы праздника, изображенные на них (катание на санях, представление театра и др.). На каждой из картин можно видеть изображение морозного зимнего дня, празднично одетых людей, городские постройки, церкви. Пусть ученики попытаются ответить на вопрос: какой музыкой можно было бы озвучить эти живописные полотна? Вслед за этим третьеклассники поют знакомые им масленичные песенки,19 веснянки,20 вспоминают игры и забавы, пословицы и поговорки русского народа об этом празднике.

В центре урока – знакомство с большим фрагментом из оперы «Снегурочка» – сцена «Проводы Масленицы». Для того, чтобы процесс восприятия этой сцены был увлекательным для учащихся, необходимо разучить главные ее мелодии. Две из них – записаны на развороте Учебника «Прощание с Масленицей» (с. 66–67). При разучивании школьники смогут определять их характерные интонации, ладовую окраску, жанровые особенности (песня-призыв, песня-плач, песня-скороговорка и др.).

Главную мелодию рефрена «Прощай, прощай, прощай Масленица!», которая повторяется в сцене несколько раз, словно возвращаясь к слушателям по кругу (круг Солнца, катание на санях по кругу – принцип рондообразности), можно попытаться разучить на два голоса. Важно, чтобы при пении этой темы хористы не форсировали звук, не «декламировали», а тщательно пропевали ее. На празднике всегда есть место музыкантам-исполнителям, поэтому некоторые из предлагаемых для разучивания мелодий можно озвучить сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., а также дополнить жестами и танцевальными движениями, передающими их характер.

После такой подготовительной работы восприятие сцены «Прощание с Масленицей» будет опирать на музыкально-слуховые впечатления учащихся, полученные ими в результате исполнительской деятельности, что значительным образом облегчит их ориентацию в достаточно сложной разноплановой фактуре сцены.

На заключительном этапе урока можно разучить с ребятами песню «Проводы зимы» Н. Римского-Корсакова (слова И. Устюжанина). После того, как учитель споет эту песню классу, учащиеся, наверняка, смогут услышать в ней знакомую им мелодию из сцены «Проводы Масленицы», но в песне она звучит с другими словами. При разучивании следует стремиться к полетному звучанию голосов на высоких звуках, к мягким окончаниям слов с открытыми слогами, к поиску разнообразных приемов звучания трех куплетов: чередование звучания хора, вокальных ансамблей с солистами, украшение песни звучанием музыкальных инструментов.

Обобщение темы урока направлено на понимание учащимися значения песенного фольклора в музыке русских композиторов: они не только используют подлинные мелодии в своих крупных сочинениях (например, в опере), но и сочиняют собственные мелодии в духе народных. Музыкальный фольклор – источник вдохновения многих поколений композиторов и музыкантов-исполнителей.

Урок № 20

В музыкальном театре

С этого урока продолжается освоение школьниками характерных закономерностей жанров сценической музыки – знакомых (опера, балет) и новых (мюзикл). Уроки раздела «Музыкальный театр» рекомендуется организовывать как уроки-путешествия.

Итак, первое путешествие на оперный спектакль. В знакомой учащимся опере-сказке «Руслан и Людмила» М. Глинки (по одноименной поэме А. Пушкина) каждое из действующих лиц имеет свою музыкальную характеристику. Так, злой волшебник-карлик Черномор охарактеризован музыкой фантастического марша. Звучание марша на уроке может быть дополнено пластическим интонированием – ребята «изображают», инсценируют шествие Черномора.

Работа с разворотом Учебника «Я славил лирою преданья» (А. Пушкин) предполагает восприятие и анализ учащимися речитатива и арии Руслана из 2 действия оперы. Перед прослушиванием этих фрагментов предложите школьникам задуматься над тем, какими чертами характера наделяет композитор витязя? Как звучит речитатив (сумрачное оркестровое вступление, неспешное размышление Руслана «О поле, поле…»), первая часть арии (призывные интонации «Дай, Перун, булатный меч мне по руке…), взволнованное состояние, быстрый темп), контрастная середина «О, Людмила, Лель сулил мне радость…»)? Какие приемы развития (повтор, контраст) использует композитор в арии? На какой знакомой мелодии строится средняя ее часть (тема из увертюры к опере)? Эта тема предлагается в нотной записи для разучивания со школьниками. Голос, который исполняет партию Руслана в опере, называется баритон.

Музыкальная характеристика Людмилы в опере дается в небольшой лирической арии, которая называется каватина. Послушав ее, школьники смогут поразмышлять над вопросами: Какие черты присущи этой музыке (танцевальность, грациозность)? Каким приемами подчеркивает Глинка женственность героини (высокий регистр, характер звуковедения (staccato – отрывисто), многочисленные украшения-распевы, светлый тембр (сопрано)?

Счастливый конец сказки находит свое выражение в музыке финала – народ величает Руслана и Людмилу на свадебном пиру. Учитель может сыграть (или напеть без слов) главную тему заключительного хора. Знакома ли она третьеклассникам? (главная тема увертюры – вступления к опере)). Можно послушать и спеть фрагмент этого хора с учащимися.21 Вывод, к которому важно подвести третьеклассников таков: в финале оперы Глинка подчеркивает мысль о бесстрашии Руслана, красоте Людмилы, величии родной русской земли.

Обобщая впечатления школьников от путешествия в оперный театр, можно напомнить им, что в опере могут звучать голоса как отдельных персонажей (солисты), групп исполнителей (квартет «Какое чудное мгновенье» из сцены похищения Людмилы), народа (хоровые сцены).

Урок № 21

В музыкальном театре

Основная задача этого урока – продолжить знакомство учащихся с фрагментами из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. Содержание разворота Учебника «Фарлаф» знакомит третьеклассников с образами Фарлафа, одного из витязей, отравившихся на поиски Людмилы, похищенной Черномором, и волшебницы Наины, которая обещает помочь Фарлафу в его поисках княжны.

Перед прослушиванием сцены Наины и Фарлафа учителю рекомендуется познакомить учащихся с текстом сцены и «Рондо Фарлафа», который предлагается в Хрестоматии музыкального материала для 3 класса.22 Затем учащиеся могут прочитать литературную характеристику Фарлафа из поэмы А. Пушкина (Учебник, С. 72) и подумать над значением таких выражений как: «воин скромный средь мечей», «Я весь дрожу… Опасный путь мне надоел».

В музыкальной характеристике этого героя оперы большое значение имеет фраза, обращенная к Наине (она записана нотами): «Откройся мне, скажи, кто ты?». Пропевание этой мелодии дает основание третьеклассникам убедиться в том, что Глинка сумел передать состояние страха, смятения Фарлафа. Мелодия героя словно оцепенела (дважды повторяются всего четыре звука), слова в его высказывании звучат по слогам, прерываются паузами (так может говорить человек, пребывающий в состоянии сильного волнения).

Ответ волшебницы Наины звучит важно, торжественно (динамика), ее мелодия строится на повторении (утверждении) одного и того же звука (си). Безжизненные оркестровые звучности и ровный бесстрастный речитатив – такова музыкальная характеристика Наины.

Наина предлагает Фарлафу вступить на путь обмана, обещает ему помощь в поисках Людмилы. Как композитор передает восторг хвастливого труса, «горе-богатыря» Фарлафа? Путь третьеклассники послушают в исполнении учителя речитатив Фарлафа, предшествующий его знаменитому «Рондо»: «О радость! Я знал, я чувствовал заране, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!» Ребята, наверняка услышат, как изменился характер интонаций героя, какие новые черты появились в музыкальной характеристике этого персонажа (уверенность, гордость, радость, величие). Далее Фарлаф «взахлеб», скороговоркой, в стремительном темпе поет о своей победе над Русланом: «Близок уж час торжества моего…». Послушав с учащимися «Рондо Фарлафа», предложите им задуматься над еще одним вопросом: почему композитор пишет музыкальную характеристику этого витязя: а) в жанре скороговорки; б) в форме рондо.23 Пусть ребята самостоятельно выберут название голоса исполнителя – тенор? баритон? бас? (бас).

Главную тему «Рондо Фарлафа» можно разучить с ребятами. Начать эту работу можно с хорового «проговаривания» текста в заданном ритме, а лишь затем – в умеренном темпе соединить выученный текст с мелодией. Вокализация главной темы поможет учащимся при последующих прослушиваниях «Рондо Фарлафа» осознанно следить за ее многократными повторениями, что поможет усвоить форму «рондо», в которой главная мелодия (рефрен) чередуется с другими мелодиями (эпизодами).

Учителю следует обратить внимание детей на фотографию великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина, исполняющего роль Фарлафа.

На завершающем этапе урока третьеклассникам предлагается представить себя зрителями, которые сидят в зале музыкального театра перед началом оперного спектакля. Гаснет свет, занавес еще закрыт. Дирижер поднимает дирижерскую палочку и…начинает звучать музыка (увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки). Вопросы к учащимся после прослушивания увертюры: Как называется вступление к опере, балету, кинофильму? (увертюра)24.Музыка какого характера преобладает в увертюре к опере «Руслан и Людмила»? (стремительная, жизнерадостная, удалая, мощная – высказывания детей можно записывать на доске). Какие знакомые темы оперы прозвучали в увертюре? Каких героев оперы они характеризуют? (учитель напоминает мелодию арии Руслана, гамму Черномора, хор «Слава»!». Выбору тем помогут рисунки художника-оформителя на с. 74–75 Учебника). Как композитор утвердил идею победы добра над злом в увертюре? (увертюра, как и вся опера, завершается музыкой праздничной, светлой, ликующей).

Школьникам можно предложить представить себя в роли дирижеров

симфонического оркестра и продирижировать фрагментом увертюры под звучащую фонограмму. После этого фрагмента оперы, учитель рассказывает классу о том, что Глинка вспоминал о том, что: «Увертюру прямо на оркестр я писал нередко во время репетиций в комнате режиссера». Почему же композитор сочинял увертюру после того, как была написана сама «большая сказочная опера»? Проблемные вопросы, адресованные учащимся, предполагают различные ответы детей, разную степень аргументации. Их главный смысл заключается в возможности высказывания своего собственного мнения, своей собственной оценки того или иного явления музыкальной культуры.

Завершиться урок может исполнением уже знакомых учащимся песен: Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» (слова М. Пляцковского), Г. Гладков «Песня-спор» (слова В. Лугового) и др.

Урок № 22

В музыкальном театре

На этом уроке продолжается путешествие третьеклассников в оперный театр. На этот раз основным методическим принципом построения урока является принцип контраста. Фрагменты из оперы немецкого композитора XVIII в. Кристофора Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика», написанной на сюжет древнегреческого мифа, сопоставляются с фрагментами из оперы русского композитора XIX в. Николая Андреевича Римского-Корсакова, сочиненной на сюжет русской народной сказки «Снегурочка», хорошо известной детям.

Пусть школьники прочитают в Учебнике на развороте «Орфей и Эвридика» о том, какие события положены основу сюжета оперы Глюка. Два контрастных эпизода оперы характеризуют два «мира» – добра и зла. Разучив с ориентацией на нотную запись хор фурий, злых ведьм мрачного подземного царства мертвых («Чей это дерзкий дух наш потревожил слух?»), учащиеся смогут подчеркнуть его сумрачный и воинственный характер собранным звуком, ритмически четким исполнением рисунка мелодии, выразительными акцентами. Прослушивание этого хора в записи даст возможность третьеклассникам убедиться в том, что мощное звучание оркестра, ровное движение мелодии (как заклинание), резкие гармонии создают образ зла, которое всегда узнаваемо – и в жизни, и в сказках. Ему обычно противостоят светлые силы, образы добра, любви.

Мир грусти, печали, фантастики предстанет перед школьниками в оркестровом эпизоде из оперы. Знакомая учащимся «Мелодия», которая сопровождает поиски Эвридики Орфеем в царстве Аида, вызывает у детей сочувствие, сопереживание эмоциям Орфея, потерявшего свою любимую. Чтобы усилить эмоциональное воздействие этого фрагмента оперы на третьеклассников, учитель предлагает вслушаться в «Мелодию», выделить в ней интонации сдержанной скорби, тоски, печали, жалобы, вздохов (секундовые нисходящие ходы мелодии). Необходимо также подчеркнуть песенный характер мелодии, ее взлеты и падения, тембр солирующего инструмента (флейта), который передает ей безысходность, трепетность.

Яркими человеческими чувствами пронизаны фрагменты из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «великого музыкального сказочника». Работа с разворотом учебника «Волшебное дитя природы» направлена на знакомство детей с музыкальными характеристиками ее главной героини – Снегурочки в начале и в конце оперы. Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить…» (из пролога, вступительного раздела оперы), которую предлагается послушать на уроке, рисует образ юной девушки, стремящейся из заповедного леса к людям. Рассматривание нотной записи мелодии арии, дает возможность школьникам убедиться в причудливости, узорчатости рисунка мелодии, увидеть распевы, которые роднят ее с народными песнями, изобразительные моменты (ауканье). Пусть третьеклассники подберут слова, которыми можно охарактеризовать образ Снегурочки в начале оперы – нежная, изящная, добродушная, жизнерадостная. Высокому голосу героини (сопрано) в арии вторит деревянный духовой инструмент – кларнет, который подражает звучанию пастушеской свирели. Именно пастушьи наигрыши и песни Леля повлекли Снегурочку к людям.

Этому образу созвучна репродукция с картины В. Васнецова «Снегурочка» – скромная фигура девушки с опущенными глазами (потупленным взором?), прозрачные линии рисунка, светлые краски.

Жизнь в Берендеевой слободке (репродукция с картины В. Васнецова «Берендеева слободка» помещена на с. 79 Учебника), среди простых людей превратила Снегурочку в обычную девушку. Волшебный венок из весенних цветов и трав, подаренный Снегурочке матерью-Весной, разбудил в ней великое чувство любви. Прежде, чем предложить третьеклассникам послушать сцену таяния Снегурочки, уместно прочитать текст сцены.25 Послушав сцену, учащиеся смогут определить, как звучит в ней голос девушки? какими чувствами наполнена музыка сцены? что изменилось в музыкальной характеристике Снегурочки?

Главную мелодию сцены «Люблю и таю…» можно разучить с учащимися. Ее страстные интонации, наполненные глубоким человеческим чувством, томлением, негой, трепетностью, мечтательностью рисуют слушателям новый облик Снегурочки. Эмоциональные характеристики звучания сцены предложены для самостоятельного выбора учащимися на с. 79 Учебника.

Таким образом, на этом уроке еще раз подтверждается мысль том, что различные герои оперы имеют свои неповторимые музыкальные характеристики и каждый композитор, используя особенности музыкального языка, по-своему передает сложный мир чувств и переживаний персонажей оперного спектакля.

Урок № 23

В музыкальном театре

На этом уроке продолжается путешествие в оперный театр и происходит знакомство с другими персонажами оперы «Снегурочка». Разворот Учебника «Полна чудес могучая природа» рисует портрет мудрого правителя – царя Берендея. Прежде чем приступить к прослушиванию каватины царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа», пусть ребята рассмотрят репродукцию с картины В. Васнецова «Палаты Берендея». Что изображают рисунки на сводах потолка, колоннах? Волшебных зверей, чудесные цветы, диковинные растения. Вот какой красотой наполнен мир этого сказочного персонажа!

Каватина – небольшая ария – рисует слушателям образ мечтательного, доброго человека, любующегося красотой Снегурочки, которую царь сравнивает с нежным весенним цветком – ландышем. Какими чувствами наполнена его каватина?( свет, добро, нежность). Какие средства музыкальной выразительности способствуют передаче образа царя? (песенная мелодия с распевами, неторопливый темп высказывания, негромкие звучности – динамика, прозрачные краски оркестра, светлый мажорный лад). При разучивании главной мелодии каватины царя Берендея учителю следует обратить внимание на распевы, точность исполнения ритмического рисунка (ноты с точкой, шестнадцатые длительности в затактах).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 4 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  2. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 2 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 27 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, №013, Стр. 17 КАКОЙ БУДЕТ ОППОЗИЦИЯ НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ И ПАРТИИ ВЛАСТИ. 17 Аргументы и факты, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, 7.
  4. Жители отсудили у Смольного свой дом Мой район, 01. 11

    Документ
    Сергей Гуляев: Строительство "Газпромбашни" и прочие архитектурные нововведения последних лет превращают Петербург в "Шепетовкоград" - ЗАКС.
  5. Госдума РФ мониторинг сми 7 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 13 ЭХО МОСКВЫ, ЭХО, 0 .03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 15 Пресса 1 ДЕЛЬФИН НА ЛЫЖАХ.

Другие похожие документы..