Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Now I’ll read short stories about Fairy-tales .You should listen, try to understand and choose the right picture and call the name of Fairy-tale.(карт...полностью>>
'Документ'
61. дання загадок. Прикметники, близькі й протилежні за значенням. Вживання прикметників.у переносному зна­ченні. Добір влучних прикметників для хара...полностью>>
'Лекция'
1. Общие представления о Вселенной. Космос (от греч. Hosmos-мир) – термин, возникший в древнегреческой философии для обозначения мира как структурно ...полностью>>
'Документ'
(56) Список документов, цитированных в отчете опоиске: 1. Основы проектирования летательных аппаратов (транспортные системы). Учебник для технических ...полностью>>

Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 3 класс «Музыка» пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок № 10

«О России петь – что стремиться в храм»

На первом уроке второй четверти целесообразно обобщить музыкальные впечатления детей, связанные с днями осенних школьных каникул. Основой для вступительного раздела урока могут послужить программы на тему: «День, полный событий», которые самостоятельно составили учащиеся.

В центре урока по развороту Учебника «Радуйся, Мария!» – знакомство учащихся с музыкой песни-молитвы австрийского композитора Франца Шуберта (1797–1828) «Аве Мария». Перед восприятием этого сочинения, написанного на текст шотландского поэта Вальтера Скотта, можно рассмотреть с детьми алтарную картину «Сикстинская мадонна» гениального итальянского художника XV в. Рафаэля Санти.

Пусть ребята, всматриваясь в картину Рафаэля, попытаются определить, какой может быть музыка, выражающего чувства художника (или какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства). Наверное, учащиеся прежде всего скажут, что эта музыка должна быть задумчивая, ласковая, напевная, созвучная возвышенному и чистому образу мадонны – матери Иисуса Христа.

Песенность лучше всего передает лирические, поэтические чувства. В подтверждении их высказываний прозвучит «Аве Мария» Ф. Шуберта. Эта музыка, полная большой внутренней силы, – торжественности и вместе с тем проникновенный гимн женской доброте и благородству. Важно подвести ребят к выводу об удивительном сочетании в этих произведениях живописи и музыки простоты и величия, отражающих богатство души человека; подчеркнуть, как изобразительное искусство и искусство музыкальное, каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного. Музыке и картине созвучны и стихи поэтов – итальянского Данте и русского А. Фета.

Обратите внимание учащихся на высокий чистый одухотворенный голос исполнителя молитвы «Аве Мария» – итальянского мальчика-певца Робертино Лоретти (дискант), красоту сопровождения (орган, струнные инструменты).

К известной молитве «Аве Мария» обращались композиторы разных времен. На уроке дети могут услышать инструментальный вариант этой молитвы, сочиненный немецким композитором XVIII в. И.-С. Бахом (1685–1750). Это «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Возможно, следует назвать третьеклассникам только название пьесы – прелюдия, но озадачить их определением тембра музыкального инструмента, на котором исполняется эта пьеса, следует. Это – клавесин, предшественник современного фортепиано. С его звучанием дети уже знакомились на уроках музыки в I классе («Тамбурин» Ж.-Ф. Рамо см. Фонохрестоматию для I класса; изображение клавесина – см. с. 62,67 Учебника-тетради для I класса).

С другой молитвой Божией Матери, сочиненной русским композитором С. Рахманиновым, дети знакомятся на развороте «Богородица Дево, радуйся».

Хор «Богородице Дево, радуйся» из большого произведения, которое предназначено для церковной службы – «Всенощное бдение» – звучит без сопровождения (a capella), что является отличительной особенностью песнопений в русской православной церкви. В каком характере написана эта молитва? Какими чувствами охвачены поющие люди? Какой хор исполняет молитву? Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов (пиано)? Для того, чтобы дети лучше запомнили эту музыку, на с. 42 Учебника предлагается нотная запись главной темы, которую рекомендуется спеть со словами или вокализом, на какой-либо слог.

Хочется обратить внимание учителя на то, что, решая задачу развития чувства музыкального стиля уже на первоначальном этапе музыкального образования, авторы УМК комплекта подбирают широкий ассоциативно-образный ряд к звучащей на уроках музыке. Это картины, художественные фотографии убранства храмов, стихи. К музыке западноевропейских композиторов И.-С. Баха и Ф. Шуберта на предыдущем развороте Учебника предлагались произведения западноевропейских художников и поэтов. Музыке русского композитора С. Рахманинова созвучны стихи русского поэта А. Пушкина и иконописный образ «Богоматери с младенцем» русского живописца В. Васнецова. Единая жизненная основа художественных образов разных искусств подготовит младших школьников к изучению тем «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство» в программе «Музыка» для 5 класса.

Какие песни могут прозвучать на этом уроке, посвященном изучению духовных образов? Конечно, это песни о самом дорогом и близком человеке – о маме. Песня современного композитора В. Гаврилина «Мама» предлагается для разучивания в этой четверти. Песня эта достаточно трудная для исполнения третьеклассниками, поэтому рекомендуется начать ее разучивание уже на первом уроке. Красота и задушевность этой песни покоряют сердца учащихся, они с удовольствием поют ее. При разучивании обратите внимание предельно напевность звучания детских голосов, распределение дыхания на протяженные фразы, интонационную и ритмическую точность исполнения мелодии.

Возможно также исполнение песен о родном крае, о природе. Темы этих песен созвучны теме материнства. Ведь такие важные для детей понятия можно соединить со словами мать, матушка, материнская: Родина-мать, Земля-матушка, Мать-природа, материнская Любовь.

Урок № 11

О России петь – что стремиться в храм

Этот урок можно начать с повторного восприятия хора «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова, исполнения его главной темы, размышлений о чувствах, которые возникают у юных слушателей после прослушивания этого произведения.

Разворот Учебника «Древнейшая песнь материнства» – назван словами художника И. Грабаря, которые он сказал о шедевре русской художественной культуры – иконе «Богоматерь Владимирская». Ребятам нужно рассказать об истории этой иконы, внимательно всмотреться в строгие и возвышенные лики Богоматери и Младенца Христа.

Впервые на уроке музыки появляется жанр церковного песнопения – тропарь7. Он посвящен Владимирской иконе Божией Матери. В зависимости от национального состава класса, от вероисповедания детей учитель ставит пред собой вопрос: спеть эту мелодию самому, или – разучить ее с учащимися. Независимо от этого, следует привлечь внимание третьеклассников к песенной основе тропаря, наличию распевов, которые роднят его с народными напевами.

Мелодию тропаря можно сравнить с мелодией молитвы С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся», с народным песнопением о Сергии Радонежском (из программы 2 класса). Мелодии, которые будут звучать на этом уроке, отличает красота, простота, спокойствие, одухотворенность.

Слова в цветных плашках, которые ребята смогут прочитать в учебнике на с. 45, передают образные характеристики произведений духовного искусства – музыки, иконы, стихов. Их использование в словарном обиходе детей помогает им пополнять эмоциональный словарь.

Информация для учителя.

Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. В память о чудесном бескровном избавлении столицы от врагов был установлен 8 сентября праздник «Сретение (встреча) Владимирской иконы Божией Матери». Там где встречали Чудотворную икону, встал позже монастырь, а к Кремлю побежала улица Сретенка. Лишь в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. Иконе Владимирской Богоматери в древнерусской литературе посвящено развернутое сказание о ее чудесах. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».

Кроме прослушивания сочинений духовной музыки на этом уроке можно вспомнить польскую народную песню «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»)8, а затем продолжить разучивание песни «Мама» В. Гаврилина.

Урок № 12

«О России петь – что стремиться в храм»

Этот урок завершает серию уроков второй четверти, посвященных теме материнства. По своей сути этот урок, как и предыдущие уроки, носит интегративный характер. На развороте Учебнике «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!», названном словами знакомой детям песни В. Гаврилина «Мама», размещены две репродукции с картин: русского художника К. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна» и французского художника О. Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Предложите ребятам сравнить содержание этих картин, определить их эмоциональный строй и подумать над тем, какими знакомыми им музыкальными произведениями можно озвучить эти живописные полотна.

Можно привлечь внимание детей к тому, что «Петроградская мадонна» изображена на фоне городского пейзажа: улица, дома, люди, марширующие военные. На картине О. Ренуара – уют и покой домашней обстановки: цветы на столе, спящий пес на полу.

При сравнении музыкальных образов с живописными обратите внимание третьеклассников на сходство (или различие) эмоционального состояния произведений различных искусств – музыки и живописи (покой, умиротворение, радость или тревога, волнение), плавных линий картин с песенными мелодиями музыкальных сочинений, сочный колорит с мажорным ладом музыки, контрастные элементы композиций полотен с музыкальным развитием и формой музыкальных сочинений.

Интонационно-образному анализу музыкальных произведений может помочь использование разворота Рабочей тетради «Цветик-семицветик». Именно изучение особенностей языка различных видов искусства на уроке музыки позволяет более эффективно усваивать средства музыкальной выразительности, влияющих на создание того или иного музыкального образа. Поэтому задача развития ассоциативно-образного мышления решается на страницах учебника путем введения широкого «культурного пространства» (Д.С. Лихачев) – прозаических и стихотворных текстов, художественных фотографий, тематических рисунков художника-оформителя, репродукций с картин известных художников.

Нотные строки, приведенные на этом развороте, – это фрагменты песен «Мама» русского композитора В. Гаврилина и итальянского композитора Ч. Биксио. Учитель может спеть детям вторую песню и попросить их найти сходство и различие между этими двумя произведениями. Наверняка, дети услышат разницу в характере звучания песен: русская песня звучит неторопливо, задушевно, итальянская – более страстно, порывисто.

Можно на этом уроке начать разучивание песни Ч. Биксио «Мама» и в процессе работы над выразительностью ее исполнения постоянно сравнивать мелодические, ритмические, ладовые особенности ее построения, а также особенности фразировки, формы с песней В. Гаврилина. Интересным может быть и работа с детьми по выявлению совпадений логических ударений в стихотворном тексте и в мелодии песен.

В рамках внеурочной художественно-эстетической деятельности учащихся можно предложить создать в классе красочное коллективное панно на тему: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!», на котором разместятся стихотворения поэтов и поэтические строки, сочиненные самими третьеклассниками, репродукции с картин известных художников ( в том, числе и иконописные образы) и рисунки учащихся, фотографии из семейных альбомов. Именно это панно может стать оригинальным подарком детей своим мамам к Новогоднему празднику. Ну, а песни о мамах, которые будут разучены ребятами на уроках музыки, дети смогут спеть на Новогоднем празднике.

Завершить этот учитель может чтением стихотворения С. Острового с музыкальным названием – «Песня о женщине»:

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать)

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках,

Самая прекрасная их женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Сколько б ты не вышагал путей,

Все на свете метится следами,

Яблоня – украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках!

Урок № 13

«О России петь – что стремиться в храм»

Разворот Учебника «Вербное воскресение» продолжает знакомство учащихся с праздниками русской Православной церкви. Сюжет этого праздника, в доступной для детей форме изложенный на с. 48 Учебника, запечатлен на двух репродукциях: с фрески Джотто, великого итальянского художника XIV в., и древнерусской иконы – «Вход Господень в Иерусалим». На них Иисус Христос изображен на ослике – животном, символизирующем в древние времена мир. Он въезжает в Золотые ворота Иерусалима с двенадцатью своими учениками – апостолами. Люди в праздничных одеждах, со свечами и светильниками, с зелеными ветвями финиковых пальм, встречают Его у ворот. Народ застилает Его путь своими одеждами и славит Христа, Спасителя мира: «Осанна! Слава в вышних Богу!»

На Руси пальмовую ветвь заменила весенняя ветка вербы. С пучками вербных веточек приходили люди в храм в день Вербного воскресения, стояли в церкви с зажжеными свечами.

На предыдущих уроках ребята узнали о том, что в честь Владимирской иконы Божией Матери на православной службе звучит торжественное песнопение – тропарь. В честь праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) в храмах звучат торжественные песнопения – величания. На уроке прозвучит хор «Осанна!» из рок-оперы современного американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера – «Иисус Христос суперзвезда», в котором он передал радостное настроение народа. Мелодия хора легко запоминается, поэтому рекомендуется выучить ее с учащимися. Во время звучания хора они могут подпевать эту тему, повторяющуюся несколько раз. Предлагаем русский перевод текста этого хора:

Хор «Осанна!» из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера

Народ: Осанна, гей, санна, санна, санна, о,

Санна, гей, обратись сюда.

Иисус наш – положись, уваж,

Осчастливь нас, о Суперзвезда!

Кайафа:

Ты скажи – пусть чернь утихнет:

Мы боимся – смута вспыхнет.

Развязно сброд себя ведет.

Передай – умом плохи все,

Кто тут пел твои стихи.

Мы, как пить дать, велим их гнать.

Народ: Осанна, гей, санна, санна, санна, о,

Санна, гей, обратись сюда.

Иисус наш – положись, уваж,

Осчастливь нас, о Суперзвезда!

Иисус: Что ты ворчишь попусту на люд?

Вопли те унять ничто не в силах.

Позакрывай всем рты – с того не станет тише:

И камень, и скала подхватят гимн.

Народ с Иисусом вместе:

Осанна, гей, санна, санна, санна, о,

Санна, гей, обратись сюда.

Иисус наш – положись, уваж,

Осчастливь нас, о Суперзвезда!9

Продолжить тему изучения традиций данного праздника можно в процесс разучивания одной из песен отечественных композиторов – А. Гречанинова и Р. Глиэра на стихи А. Блока с одинаковым названием – «Вербочки».

Урок № 14

«О России петь – что стремиться в храм»

Начало этого урока может быть связано со звучание хора «Осанна» из рок-оперы Э.Л. Уэббера, который поможет ребятам вспомнить сюжет христианского праздника «Вход Господень в Иерусалим». Можно вновь обратиться к рассматриванию картины и иконы на развороте Учебника «Вербное воскресение», сопоставление их выразительных средств с музыкой хора «Осанна».

Изучение традиций церковных праздников может быть закреплено на этом уроке слушанием и исполнением фрагментов музыкальных произведений, которые уже изучались детьми в связи с другим религиозным праздником – Рождество Христово, который приходится на 7 января. С рождественскими торжествами связаны различные музыкальные произведения – Международный рождественский гимн «Тихая ночь», народные песни-колядки, замечательный балет-сказка «Щелкунчик» русского композитора П. Чайковского.10

В центре этого урока по развороту Учебника «Вербочки» – разучивание двух песен – А. Гречанинова и Р. Глиэра. Возможно последовательное разучивание песен «Вербочки». Обязательным условием работы над созданием образов песен является опора на единый поэтический текст А. Блока. Перед разучиванием песен рекомендуется выразительно прочитать стихотворение А. Блока в ритме, соответствующем ритму каждой песни. Ритм песен (строчка под строчкой) можно выписать на доске, что поможет ребятам выявить различие ритмического рисунка.

В песне «Вербочки» А. Гречанинова стремиться к прозрачному светлому звучанию голосов, напевности, мягким окончаниям. Трехчастность построения песни необходимо подчеркнуть исполнительскими средствами: выделить более ярким звуком (фраза «Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький, не задуй огня»), устремленностью движения к высоким звукам, к кульминации песни. Более подчеркнуто и отрывисто можно исполнить слова «Дождик, дождик маленький», с просительной интонацией – «Не задуй огня». Окончание песни должно прозвучать уверенно и радостно, с замедлением в конце песни.

Разучивая песню «Вербочки» М. Глиэра, следует привлечь внимание детей к более подвижному темпу, выразительному фортепианному вступлению к песне. Определенную трудность будет представлять исполнение хором первого после вступления звука песни. Здесь можно помочь детям, сделав остановку после фортепианного вступления и настроив детей голосом на звук «соль». Необходимо приучать школьников внимательно вслушиваться в фортепианные проигрыши между фразами. Предложите ребятам сравнить, на какие слова в каждой из песен приходится кульминация. Они, наверняка, заметят, что композиторы подчеркивают в кульминации разные слова стихотворения: А. Гречанинов – «…не задуй огня», Р. Глиэр – «…и пахнет весной».

После того, как обе песни будут выучены в классе, можно подключить к исполнению учащихся-солистов (или группы солистов), а затем провести конкурс на лучшее (выразительное) исполнение каждой из песен.11

Урок № 15

«О России петь – что стремиться в храм»

В начале этого уроке рекомендуется вспомнить с учащимися те музыкальные образы, которыми характеризовались знакомые им русские святые – благоверный князь Александр Невский (фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева) и преподобный Сергий Радонежский (напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе» и народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…»). Пусть учащиеся споют главные темы этих сочинений, расскажут о том, какими делами прославили себя эти люди. Желательно было бы напомнить третьеклассникам, в каких произведениях изобразительного искусства запечатлены эти образы.

Особо значимым событием для русского народа стало Крещение Руси в 988 г (X в.), принятие Русью православной веры. Проводниками этого религиозного учения стали княгиня Ольга и князь Владимир, о которых пойдет речь на развороте Учебника «Святые земли русской».

Информация для учителя

Княгиня Ольга. В молодости княгине Ольге, жене убитого киевского князя Игоря, дороги были языческие боги ее предков. Она поклонялась многим богам, славя грозные силы природы – огонь, ветер, воду, солнце. Но чем старше становилась мудрая Ольга, тем настойчивее она искала другой веры, которая смогла бы объединить русский народ. Летописцы называют разные даты поездки Ольги в Константинополь, столицу Византии (955 г. или 957 г.). Именно там, в храме Святой Софии Константинопольской патриарх Игнатий, глава Православной церкви, совершил обряд святого крещения Ольги, а император Константин стал ее крестным отцом. Возвратившись в Киев, Ольга (в крещении Елена) хотела обратить своего сына князя Святослава в христианскую веру. Но не лежала душа воина-князя к христианству с его кротостью и милосердием. Лишь внук Ольги, Владимир, продолжил начатое ей дело – обращение русских в православную веру.

Князь Владимир. В Киеве жило много христиан, немало их было и в дружине князя Владимира. В Киеве как в торговом городе сходились купцы со всех сторон света, разнося молву обо всем, что они видели и слышали. Соседние народы стали пытаться обратить Владимира в свою веру, чтобы сделать такого сильного князя своим единоверцем. Приходили к Владимиру посланцы из болгарских земель (магометане), немцы-католики,

евреи. Греческий посланник рассказал Владимиру о том, как Господь Иисус Христос сошел на землю ради нашего спасения. Послал Владимир десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их. Вот как этот восторг послов запечатлели древние летописи: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве. Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга». И провозгласил киевский князь Владимир (Красно Солнышко) на Руси христианскую веру, веру в единого Бога – Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.12

Живописным образам русских святых – княгине Ольги и князя Владимира, созданных кистью русского художника В. Васнецова13 (ему же принадлежит икона «Богоматерь с младенцем» – см. с.43 Учебника), созвучны два музыкальных произведения, с которыми учащиеся знакомятся на этом уроке. Это церковное песнопение – величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге14 и народное песнопение – «Баллада о князе Владимире».

Учитель может сыграть на музыкальном инструменте (или спеть без слов) мелодию величания, а затем предложить детям определить ее особенности: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Эти черты музыки соответствуют строгим ликам святых, их горделивым позам.

Величание следует сравнить с «Балладой о князе Владимире».15 Стихотворный текст баллады сочинены поэтом А.К. Толстым, (он – автор текстов известных детям романсов, с которыми они знакомились в разделе «Россия – Родина моя»: «Благословляю вас, леса» П. Чайковского, «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова). Мелодия баллады – это народное песнопение. Ее отличают простота, напевность, неторопливость повествования, которое рассказывает о князе Владимире. Рекомендуется разучить с ребятами «Балладу о князе Владимире» и передать в их исполнении повествовательный характер этой музыки. Возможно сравнение нескольких мелодии – баллады, величания, молитвы «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова – и выявление их интонационно-образного родства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 4 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  2. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 2 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 27 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, №013, Стр. 17 КАКОЙ БУДЕТ ОППОЗИЦИЯ НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ И ПАРТИИ ВЛАСТИ. 17 Аргументы и факты, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, 7.
  4. Жители отсудили у Смольного свой дом Мой район, 01. 11

    Документ
    Сергей Гуляев: Строительство "Газпромбашни" и прочие архитектурные нововведения последних лет превращают Петербург в "Шепетовкоград" - ЗАКС.
  5. Госдума РФ мониторинг сми 7 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 13 ЭХО МОСКВЫ, ЭХО, 0 .03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 15 Пресса 1 ДЕЛЬФИН НА ЛЫЖАХ.

Другие похожие документы..