Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
начальника гравимагнитного отряда Сезонной комплексной геолого-геофизической партии НИС «Геофизик» ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспеди...полностью>>
'Реферат'
Настоящее методическое пособие предназначено для студентов ТМЦДО заочной формы обучения, выполняющих выпускную квалификационную работу по специальнос...полностью>>
'Документ'
Про жизнь и творчество Л.Н. Толстого сказано и написано очень много, и, казалось бы, ничего нового и неизвестного найти здесь невозможно, но очень ма...полностью>>
'Документ'
Я, Ф И О (число, месяц и год рождения, серия и номер росс паспорта, АДРЕС ПО ПРОПИСКЕ) данным письмом гарантирую оплату всех расходов, связанных с пр...полностью>>

Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 3 класс «Музыка» пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок № 3.

Россия – Родина моя

Тема первого раздела учебника «Россия – Родина моя» раскрывается в процессе знакомства детей с музыкой патриотического характера, в которой отражены важные события русской истории: защита Новгородской земли от тевтонских рыцарей-крестоносцев войском Александра Невского в XIII в., подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII в., военные победы Петра I, полководца А. Суворова в XVIII в., подвиги русских воинов в войне с Наполеоном в 1812 г.

Разворот Учебника «Виват, Россия!» знакомит детей с новым для них жанром многоголосной бытовой песни XVIII в. – виватный (хвалебный) кант. Ребятам предлагается послушать два канта Петровского времени неизвестных авторов: «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.), «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.).

Освоение особенностей жанра канта можно начать с выявления характера речевых интонаций призывного возгласа: «Vivat!» ( «Да здравствует!»). Пусть ребята найдут нужную интонацию голоса, которой они передадут торжественный, праздничный, ликующий строй этих слов, а затем сравнят речевую интонацию с музыкальной (с. 12) в процессе ее пропевания.

После восприятия двух кантов XVIII в., посвященных победам русского оружия, необходимо выяснить с детьми жанровые признаки (песня-марш), особенности интонаций, лежащих в основе их мелодий (сыграть или спеть призывную квартовую зерно-интонацию), состав исполнителей (мужской хор без сопровождения), переменный лад (мажор сменяется минором).

На развороте Учебника «Наша слава – русская держава» представлены русские народные солдатские песни, в которых запечатлены чувства и настроения защитников Отечества – «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу». При разучивании этих песен уместным будет сравнение их мелодики, ритмов, формы с особенностями кантов.

Рассматривая иллюстрации Учебника, ребята увидят изображения великих полководцев прошлого – Петра I. А.В. Суворова, М.И. Кутузова. Из программы предыдущих классов можно также вспомнить русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки», а также песни «Учил Суворов» А. Новикова, «Песню о маленьком трубаче», Можно предложить детям дома расспросить своих бабушек и дедушек о том, какие песни времен Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) они помнят и любят, найти записи песен военных лет, а также песен современных композиторов. Эта работа может завершиться организацией в конце 3-й четверти встречей в семейном клубе на тему: «А музы не молчали…».

Итак, основным методическим принципом создания сценариев описанных выше уроков становится принцип «тождества и контраста», сходства и различия.

Урок № 4.

Россия – Родина моя

Разворот учебника «Кантата “Александр Невский”» продолжает линию изучения образов защитников Родины. Можно войти в класс под музыку знакомой учащимся «Патриотической песни» М. Глинки, обратить внимание детей на торжественный гимнический характер этой музыки, предложить учащимся высказать свое мнение о том, почему композитор назвал эту песню патриотической.

Ребята уже знакомы с именем Александра Невского, великого полководца и святого земли русской, с воплощением его образа в произведениях различных видов искусства – в музыке (кантата С. Прокофьева «Александр Невский»), в изобразительном искусства (картины П. Корина, М. Нестерова)1.

На этом уроке рекомендуется еще раз обратиться к прослушиванию хоров из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4). В первом хоре отметить повествовательный характер главной мелодии, которая сродни старинным былинам. Средняя часть хора рисует картину битвы: слышны маршевые ритмы, изобразительные интонации, акценты.

Хор «Вставайте, люди русские» также, как и «Песня об Александре Невском» имеет трехчастную форму. И это не случайно. Осмыслить выразительное значение музыкальной формы может помочь непосредственная исполнительская деятельность учащихся. Пусть ребята споют главную мелодию хора с ориентацией на нотную запись (с. 17). В нотной записи они увидят те «подсказки», которые помогут им передать характер этой темы: темп – решительно, мужественно; динамика – громко (форте), особенности ритма

(акценты). На слух ребята могут определить колорит сурового минорного лада.

Контрастом к главной мелодии хора звучит тема средней части, которую начинает петь женская группа хора – «На Руси родно, на Руси большой не бывать врагу».

Предложите третьеклассникам подумать над тем, какое вступление могло бы предшествовать появлению главной темы хора в кантате (значение термина «кантата» объясняется в Учебнике на с. 16). После высказываний детей предложите им послушать фрагмент хора – вступление и первую тему. Во вступлении дети, наверняка, услышат звучание колокола. Что передает звучание колокольного звона во вступлении: радость? тревогу? взволнованность? призыв? Пусть ребята выразительным активным движением руки изобразят под музыку вступления партию оркестрового колокола. Трудность выполнения этого задания будет заключаться в том, что нужно «уловить» удары колокола, которые звучат неравномерно, несимметрично.

Зрительный ряд этого разворота представлен двумя изображениями Александра Невского – иконой «Святой благоверный князь Александр Невский» и фрагментом живописного батального полотна В. Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Строгий, суровый лик Александра Невского на иконе можно сопоставить с изображением Александра-воина, с мечом на коне в разгаре битвы.

Информация для учителя.

Икона – переделанное на русский лад греческое слово «эйкен», что значит образ, изображение, подражание. Происхождение свое иконопись ведет от эллинистической портретной живописи. В частности, значительную роль сыграли туту так называемые фаюмские портреты I–III вв. н.э. Свое название они получили по оазису Фаюм в Египте, где были найдены. Фаюмские портреты были написаны на досках восковыми красками. В этой же технике были выполнены древнейшие из дошедших до нас икон. Обыкновение поклоняться иконам, возникло, видимо, из обычая почитать портретные изображения цезарей и прославленных полководцев, распространенного в Римской империи.

Первые иконы «греческого письма» появились на Руси с принятием христианства. Однако в XI в. вместе с греками работали русские мастера, рождались иконописные русские школы: Новгородская, Псковская, Владимиро-Суздальская, Тверская и т.д.

Для церкви икона является не произведением изобразительного искусства, а молитвой, материализованной при помощи линий и красок. Древнерусская икона поражает зрителей своей духовностью, «тонкостью чувств», отрешенностью от всего плотского, земного. Иконописцу запрещалось описывать божество «самомышлением» и предписывалось строго взирать на «образцы» [следовать канону – Г.С.], но он всегда находил свой подход к изображению, изменяя порой незначительные детали, которые вносили новые черты в иконные изображения2. На древнерусских иконах изображались Иисус Христос, Богоматерь, русские святые. Среди известных мастеров иконописи имена Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека.

Завершить урок можно продолжением работы над исполнением русских народных песен – «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу». Дома учащиеся могут выполнить задание в Рабочей тетради на развороте «Наша слава – русская держава».

Урок № 5.

Россия – Родина моя

Этот урок посвящен образам патриотической оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).3 На развороте Учебника «Родина моя! Русская земля…» представлена нотная запись тем хора из пролога оперы – «Родина моя!» и «На зов своей родной земли…», а также тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной».

Интонациями русской народной песенности пронизаны эти темы. В нотной записи мелодии мужского хора русских воинов-ополченцев ребята смогут увидеть многочисленные распевы, которые роднят ее с народными песнями. При разучивании этой мелодии следует обратить внимание на широту мелодии, которая требует навыка распределения дыхания на фразу, а также навыка цепного дыхания. Эта тема должна звучать величественно и спокойно.

Тема средней части хора «На зов своей родной земли…», которая исполняется женским хором (девушки встречают отважных бойцов) требует иных вокально-хоровых умений и навыков: светлого, полетного звука, интонационно точного пропевания (а не проговаривания) распевов, короткого дыхания между фразами.

После прослушивания хора из пролога оперы «Родина моя!» можно прочитать учащимся высказывание исследователя творчества М. Глинка академика Б. Асафьева о том, что русские сцены в опере «Иван Сусанин» создают впечатление «фресковой композиции».4 Музыковед пишет, что «оно достигается масштабами действия, участием масс, величием и дерзновенной предприимчивостью характеров, размахом музыкального развития и музыкального зодчества. Слушая такую композицию большого, насыщенного музыкой пространства и напряженной длительности, испытываешь высокое наслаждение: от нее, от музыкальной фрески, исходит совершенно особое воздействие как от величавых явлений природы».5

Прежде чем услышать ответ Ивана Сусанина полякам – врагам, требующих показать дорогу на Москву, можно обраться с учащимися к чтению стихотворного фрагмента из «Думы» русского поэта К. Рылеева (с. 19). Стихотворение можно прочитать с детьми «по цепочке», строка за строкой, сохраняя при этом его возвышенный, страстный характер. После этого можно пропеть тему ответа Сусанина и выявить общность литературных и музыкальных интонаций, которые создают образ гордого и бесстрашного человека.

Следующий разворот Учебника «Да будет во веки веков сильна…» знакомит учащихся с главной музыкальной характеристикой Сусанина – арией из 4-го действия оперы. Ария – это большая песня главного действующего лица оперы, в которой он раскрывает свои мысли, чувства, переживания. Перед восприятием арии целесообразно познакомить третьеклассников с ее главной темой, спеть ее, выявляя в процессе исполнения те особенности, которые роднят арию с народной песней – напевность, широта дыхания, распевы, неторопливый темп.

Можно также исполнить (с помощью выразительных движений рук) вступление к арии, изобразив нисходящее движение мелодии – от света (заря, наступление нового дня) к мраку (прощание с жизнью, смерть), смену регистров (высокий – низкий), смену лада (мажор – минор).

После прослушивания арии Сусанина следует обратить внимание на контраст крайних частей и середины в трехчастной форме арии. В средней части дети услышат большую взволнованность, растревоженность, накал чувств главного героя, молитвенное обращение к Богу.

Завершит урок сопоставление двух контрастных образов оперы – арии Сусанина и хора из финала (эпилога) оперы – «Славься!». Хор «Славься!» рекомендуется разучить в классе, подчеркивая его праздничный, гимнический характер. Сравнение темы хора с мелодией ответа Сусанина полякам убедит детей в интонационном единстве образов оперы. Уместны будут сравнения этого хора с виватными кантами Петровского времени, с «Патриотической песней» М. Глинки, с хором «Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева.

Интонационно-образному анализу музыкальных произведений в процессе их восприятия и исполнения может помочь обращение к развороту Рабочей тетради «Волшебный цветик-семицветик».

Урок № 6.

День, полный событий

С этого урока происходит освоение содержания нового раздела Учебника – «День, полный событий». При этом музыкальные произведения предыдущего раздела могут органично вплетаться в ткань всех последующих уроков первой четверти. Особенно это касается песенного материала, который требует планомерной работы над совершенствованием вокально-хоровых навыков.

Напомним, что основная идея этого раздела заключается в обобщении жизненных и музыкальных впечатлений ребенка, который «проживает» день с с утра до вечера с музыкой разных композиторов.

Разворот Учебника «Утро» вновь возвращает детей к образам природы, о которых шла речь при знакомстве с романсами. С «Утренней молитвой» из «Детского альбома» П. Чайковского учащиеся познакомились во II классе (в разделе «О России петь – что стремиться в храм»). На с.24 предлагается мелодия «Утренней молитвы», которую школьники могут спеть.

Именно в этой мелодии сосредоточены главные черты пьесы – напевность, широкое дыхание, остановки в конце фраз, придающие музыке покой и умиротворение. Слушая пьесу с детьми, обратите внимание на повторы главной темы, которые усиливают эмоциональное состояние героя пьесы – ребенка, на кульминацию пьесы (самые яркие звуки в развитии образа), на заключение, где, повторяющиеся в низком регистре звуки, изображают колокольный перезвон, на развитие динамики – тихие звучности в начале и в конце, усиление звука в средней части, а также на светлый мажорный лад.

Пьеса «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» – музыкальный лирический пейзаж. Он нарисован музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра. Предложите ребятам по нотной записи (с. 25) вычленить в главной теме «Утра» повторяющуюся четырехзвучную зерно-интонацию. Из нее словно «вырастает», возникает в воображении слушателей живописная картина наступления нового дня.

Можно привлечь внимание детей к тому, что главная мелодия повторяется в пьесе несколько раз, варьируется, тембры одних инструментов оркестра сменяются другими, звучность нарастает и на кульминации, изображающей восход солнца, начинают «петь» песню радости струнные инструменты. Восприятие музыки будет более полным и эмоционально окрашенным, если предложить учащимся представить себя в роли дирижеров симфонического оркестра и исполнить фрагмент «Утра» Грига помощью выразительных дирижерских жестов.

Важно привести детей к обобщению, которое третьеклассники могут сделать в результате сравнения пьес П. Чайковского и Э. Грига: русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы и каждый своим языком, который не требует перевода, рассказывают слушателям о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. Сравнение произведений русского и западноевропейского композитора дает основание для накопления музыкальных впечатлений, на основе которых у школьников формируется чувство музыкального стиля.

Завершить урок можно обращением к темам из классических произведений и песням современных композиторов, в которых изображаются образы природы: главные мелодии 2-й части из Симфонии № 4 П. Чайковского и вступления к опере «Хованщина» – «Рассвет на Москве-реке», «Добрый день» А. Дубравина, «Утро» А. Парцхаладзе, «Доброе утро» Д. Кабалевского из кантаты «Песни утра, весны и мира», «Я рисую море» Ю. Тугаринова и др.

Урок № 7.

День, полный событий

В течение дня человек обычно общается с окружающими его людьми. Представим и мы, что музыка познакомит нас с разными героями – персонажами сказок и реальными людьми. И начнется это знакомство с уже известных учащимся образов музыки С. Прокофьева: портреты сверстников – девочки-болтушки («Болтунья») девочки Джульетты (балет «Ромео Джульетта»), портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк» и балета «Золушка».

Главным ориентиром в осознании детьми содержания и музыкального языка разных портретов могут стать лишь характерные интонации, в которых концентрируется черты образов. Не случайно заголовком одного из разворотов Учебника стали слова известного отечественного музыковеда В. Медушевского: «В каждой интонации спрятан…человек»

На развороте «Портрет в музыке» сопоставляются образы из сказки «Петя и волк» и песня-шутка «Болтунья». Смогут ли дети по главным интонациям вспомнить и узнать темы разных героев сказки – Петю, кошку, птичку, дедушку и др. Выделяя жанровые признаки этих тем, следует нацеливать слух ребят на определение тембров инструментов симфонического оркестра. Отдельные сцены из сказки можно инсценировать и исполнять с помощью выразительных движений, танца, пластических импровизаций.

В «Болтунье» нужно спеть повторяющуюся мелодию (рефрен) песни. Это поможет детям следить за развитием образа, отмечать появление уже знакомой темы с ярко выраженными речевыми интонациями. Контраст распевного рефрена и «тараторящих», скороговорочных эпизодов составляет основу этой юмористической зарисовки в духе арии из комической оперы.

Можно предложить третьеклассникам дома найти небольшие стихотворные зарисовки, в которых изображаются портреты их сверстников, и попытаться сочинить на эти стихи песни-портреты. Затем на уроках в классе можно разыграть эти песни как сценки.

Изучение разворота «В каждой интонации спрятан человек» продолжает составление коллекции музыкальных портретов. Работа с этим разворотом строится также по принципу «тождества и контраста». Напомним, что каждый из персонажей балета «Золушка» имеет свои музыкальные характеристики-портреты.

Так портрет Золушки связан со звучанием вальса. Предложите ребятам, послушав эту музыку, рассказать о том, какие чувства испытывает девушка, попавшая на бал в королевский дворец. Представив себя в роли дирижеров симфонического оркестра, сопровождающего действие балета, они могут выразительными движениями рук передать взволнованность, трепет, восторг, радость.

Групповой портрет сестер Золушки рисует танец с шалью (Па де шаль). Какими интонациями пронизана эта музыка? Какие свойства характера подчеркивает танец? Какие интонации подчеркивают в музыке ощущение ссоры, разногласий?

Грациозный портрет учителя танцев изображен С. Прокофьевым с помощью старинного танца, который называется гавот.6

Музыкальный портрет еще одной героини – Джульетты из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев нарисовал в пьесе «Джульетта-девочка». Ребята смогут услышать в этой пьесе две контрастные темы. Первая – подвижная и шаловливая, построена на интонациях восходящей, взлетающей вверх гаммы; вторая – песенная, мечтательная, спокойная. Обе эти темы записаны на с. 20 Учебника и их можно спеть с детьми.

В конце этого урока можно вспомнить и спеть с детьми песни, где нарисованы портреты разных персонажей – «Слон и скрипочка» В. Кикты (слова В. Татаринова), «Лошадки» Ф. Лещинской (слова Н. Кучинской), «Тик-так» З Левиной (слова Т. Спендиаровой), хор «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля из Хрестоматии для 1 класса или «Прибаутки» В. Комракова (слова народные), «Музыкант» Е. Зарицкой (слова В. Орлова), «Карусель» Д. Кабалевского (слова И. Рахилло), «До чего же грустно» С. Соснина (слова П. Синявского) из Хрестоматии для 2 класса.

Урок № 8.

День, полный событий

На этом уроке продолжается знакомство учащихся с детскими образами, созданными в музыке М. Мусоргского и П. Чайковского.

Две песни из вокального цикла «Детская» М. Мусоргского – «С няней» и «С куклой» – это красочные музыкальные картинки. Чтобы дети поняли удивительный дар композитора – передавать в музыке выразительность речи, поэтического текста – можно перед прослушиванием прочитать им слова этих вокальных миниатюр, сочиненные самим композитором. Учащиеся смогут определить «присутствие» нескольких действующих лиц, различие их интонаций, характера произнесения «своего» текста. Послушав песни, ребята смогут убедиться в выразительности музыкальных интонаций, в точном следовании музыкального текста за литературным.

Возможно также сравнение этих песен М. Мусоргского со знакомыми пьесами для фортепиано – «Нянина сказка» П. Чайковского (из «Детского альбома») и «Сказочка» С. Прокофьева (из «Детской музыки»). Пусть ребята задумаются над тем, что общего в этих произведениях, а что их отличает друг от друга.

Работу с разворотами Учебника «Игры и игрушки», «На прогулке» можно построить как конкурс-игру. Учитель, разделив класс на группы, предлагает послушать знакомые детям пьесы П. Чайковского из «Детского альбома» (в записи или в собственном исполнении) и изобразить их героев при помощи пластики и движений. «Правильные ответы» учащиеся будут оценивать определенным количеством баллов, которые записываются на доске (цифры, флажки, знаки нотного письма – скрипичный ключ, ноты, изображения музыкальных инструментов).

Победят в этом музыкальном соревновании те, кто сможет добавить к своей пластической импровизации больше определений характера звучания, жанровых признаков (песня, танец, марш), названий средств музыкальной выразительности – изобразительные или выразительные интонации, темп, лад, особенности звуковедения (плавно, отрывисто, тяжело, легко), ритма, динамики, регистры (высокий, низкий, средний). Помощь учащимся в определении средств музыкальной выразительности может оказать разворот Рабочей тетради «Волшебный цветик-семицветик».

Интонации песни «С куклой» из вокального цикла «Детская» М. Мусоргского рекомендуется сравнить с интонациями одной из знакомых третьеклассниками колыбельной песни. В этом случае целесообразно пропевать характерные интонации. Характер пьесы «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры») из сюиты «Картинки с выставки» того же композитора можно сравнить со знакомыми пьесами из этой сюиты («Балет невылупившихся птенцов», «Лиможский рынок»), а также с пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского, изображающими детские игры – «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки». Такого рода равнения помогут детям убедиться в том, что в каждой пьесе проявляются особенности музыкального языка композитора.

На уроке продолжается работа над выразительностью исполнения песен, в которых запечатлены образы детских забав и увлечений.

Урок № 9.

День, полный событий

На этом уроке завершается изучение раздела Учебника «День, полный событий». Целесообразно в начале урока напомнить ребятам несколько главных тем из тех инструментальных и вокальных сочинений, с которыми учащиеся познакомились в этом разделе: пьесы, рисующие утренние впечатления ребенка – героя пьес, разнообразные портреты действующих лиц сказок и реальных персонажей, музыкальные произведения, в которых изображаются детские игры. Можно чередовать размышления об этих сочинениях с исполнением песен, созвучных или контрастных им по образному строю. Более осознанному пониманию многообразия музыкальных сочинений может помочь сопоставление контрастных образов: «Утро» и «Заход солнца» Э. Грига, «Утренняя молитва» и «Колыбельная песня» П. Чайковского, «Тюильрийский сад» и «Вечерняя песня» М. Мусоргского.

Зрительный ряд Учебника поможет усилить музыкальные впечатления детей: «Кукла» М. Добужинский, «Сумерки. Луна», «Заход солнца» И. Левитан.

При разучивании песен «Заход солнца» Э. Грига (слова А. Мунка, перевод С. Свириденко), «Вечерняя песня» М. Мусоргского (слова А. Плещеева) учителю необходимо обратить внимание на характер звуковедения (legato), распределение дыхания на целую музыкальную фразу, мягкую атаку звука, негромкое светлое звучание детских голосов. Формирование этих вокально-хоровых навыков будет способствовать передаче характера и настроения названных песен.

В дни школьных каникул можно предложить третьеклассникам составить музыкальную программу одного из своих дней – «День, полный событий». В нее они могут записать названия тех музыкальных произведений, которые будут звучать по радио, в телепередачах, с аудиокассет и компакт-дисков, в компьютерных играх, при посещении театра и т.п. Эта программа может быть красочно оформлена рисунками детей, открытками, вырезками из журналов. Предложите ребятам отметить те музыкальные сочинения, которые им понравились и написать об одном из них короткое сочинение. После каникул можно будет устроить в классе выставку детских программ и сочинений.

Хорошей традицией может стать собирание коллекции музыкальных записей класса («музыкальная копилка»), а также составление «Музыкального журнала», который может состоять из небольших заметок из газет, журналов, телепрограмм о наиболее интересных событиях музыкальной жизни.

II четверть ( 7 ч )



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 4 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  2. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 2 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 27 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, №013, Стр. 17 КАКОЙ БУДЕТ ОППОЗИЦИЯ НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ И ПАРТИИ ВЛАСТИ. 17 Аргументы и факты, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, 7.
  4. Жители отсудили у Смольного свой дом Мой район, 01. 11

    Документ
    Сергей Гуляев: Строительство "Газпромбашни" и прочие архитектурные нововведения последних лет превращают Петербург в "Шепетовкоград" - ЗАКС.
  5. Госдума РФ мониторинг сми 7 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 13 ЭХО МОСКВЫ, ЭХО, 0 .03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 15 Пресса 1 ДЕЛЬФИН НА ЛЫЖАХ.

Другие похожие документы..