Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
( Із змінами, внесеними згідно з Наказами Міністерства фінансів № 304 від 30.11.2 № 989 від 25.11.2002 № 731 від 22.11.2004 № 235 від 16.03.2005 № 11...полностью>>
'Документ'
22-23 декабря 2010 года в Институте развития образования Сахалинской области проходила, ставшая традиционной IV областная научно-практическая конфере...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 18 июня 2008 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.143.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени до...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Актуальность темы. Возросшая в последние годы потребность в золоте, как в валютном, так и в техническом металле, одновременно с истощением его запасов...полностью>>

Бессмертие или воскресение

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Бессмертие или воскресение

Предисловие

Позвольте представить вам очередной замечательный труд, вышедший из-под пера доктора Баккиоки. В лучших традициях Оскара Кульмана доктор Баккиоки самым нагляд­ным образом демонстрирует противоречие между изначально христианским упованием на воскресение мертвых и эллини­стическими надеждами на бессмертие души. В своей новой книге он проводит тщательное библейское исследование че­ловеческой природы как неразделимого целого и развивает мысль о том, какое значение это имеет для нашей будущей участи и многих других аспектов человеческого бытия.

Антропологический дуализм нанес огромный ущерб, ос­лабив наше блаженное упование на явление Христа и исказив наше понимание грядущего обновленного мира. Кроме того, он вызвал к жизни множество ложных концепций, включая отрицательный взгляд на тело (с противопоставлением оного душе) и идею спасения как внутреннего опыта, а не всеохватывающего преображения. И что хуже всего, он положил ос­нование для садистского учения, будто Бог заставляет нечес­тивых испытывать непрекращающиеся муки в аду. Эта док­трина давит тяжелым бременем на христианское сознание и вызывает отвращение у многих искателей истины.

Большое число исследователей согласны с автором в том, что касается человеческой природы, но никто не делает столь смелых и необходимых выводов. Эта книга является насущ­ным орудием борьбы с устоявшимся, но, увы, ошибочным мнением, господствующим в среде христиан, будто душа представляет собой бессмертную субстанцию, — мнением небиблейским и вредным. Я поздравляю доктора Баккиоки и благодарю его за этот убедительный труд.

Кларк X. Пиннок, профессор богословия, колледж Макмастер-Дивинити, Онтарио, Канада

Вступление

Есть ли смысл писать книгу, посвященную библейскому взгляду на природу и участь человека? Разве богословы не разрешили этот вопрос давным-давно? Стоит ли затевать но­вое исследование этой темы? Действительно ли людям есть дело до библейского учения о составляющих человеческой природы и о Божьих намерениях относительно их судьбы?

Суть в том, что вопрос о природе и участи человека дале­ко не закрыт. В последние годы многочисленные библейские исследователи, философы и ученые активно пересматривают традиционный дуалистический взгляд на человеческую при­роду, согласно которому она состоит из материального, смертного тела и нематериальной, бессмертной души. Они приходят к выводу, что подобный взгляд противоречит Свя­щенному Писанию, здравому смыслу и научным данным.

Тщательное исследование основных библейских терми­нов, связанных с человеком (тело, душа, дух, плоть, разум, сердце), приводит многих ученых мужей к заключению, что в Библии нет разделения между смертным телом и бессмертной душой, которая якобы «выходит» в момент смерти. Тело и душа, плоть и дух представляют собой неразделимое целое - ту самую личность, которая прекращает свое существование после смерти вплоть до воскресения. Читая эти исследования, приходишь к мысли, что христианство как бы сбрасывает с себя оцепенение, вдруг обнаружив, что в течение многих лет оно придерживалось взгляда на человеческую природу, по­черпнутого скорее из платоновского дуализма, нежели из Библии.

Широкий фронт исследований, направленных против традиционного дуалистического взгляда на человеческую природу, в конце концов достигнет рядовых членов различ­ных христианских конфессий. Это приведет к интеллекту­альному и личностному кризису у христиан, привыкших ду­мать, что после смерти их душа освободится из телесного плена и продолжит свое существование либо в блаженстве рая, либо в муках ада. Многие христиане будут крайне раз­очарованы, обнаружив, что их вера в загробную жизнь была заблуждением.

Можно с уверенностью утверждать, что библейское про­свещение неизбежно вызовет тревогу за свое будущее у мил­лионов христиан, уверенных в том, что в момент смерти их развоплощенные души отправятся на небеса. Любой вызов традиционным, устоявшимся верованиям может привести к разрушительным последствиям. Цель этой книги — не усугу­бить подобную тревогу, но побудить всех христиан, строящих свою веру на авторитете Священного Писания, пересмотреть свои традиционные взгляды и отвергнуть их, если они ока­жутся небиблейскими. Христианская надежда на лучшее бу­дущее должна быть основана на непогрешимых учениях Божьего Слова, а не на церковных преданиях.

Причины, побудившие меня к написанию этой книги. Я предпринял данное исследование по двум основным причинам. Первая заключается в том, что, несмотря на широкую кри­тику традиционного дуализма со стороны библейских исследо­вателей, вера в сознательное существование после смерти при­обретает все большую популярность. Согласно недавним оп­росам, проведенным Институтом Гэллапа, 71 процент американцев верит в ту или иную форму сознательной жизни после смерти. Упрочение данного верования можно отнести на счет таких факторов, как возрастание авторитета медиумов и экстрасенсов, сложные «научные» изыскания в сфере пережи­ваний человека, находящегося в состоянии клинической смер­ти, а также общение деятелей движения «Новый век» с духами, выдающими себя за давно умерших людей. Подобные методы весьма эффективны в насаждении у людей веры в сатанинскую ложь, будто они не умрут (см. Быт. 3:4), каковы бы ни были их поступки, но обретут вечную жизнь и уподобятся богам.

Вторая причина, по которой я принялся за этот труд, за­ключается в том, что большинство исследований в данной сфере носят узко специализированный характер и ограни­чены тематически. Они написаны техническим языком, на­сыщенным древнееврейскими и древнегреческими терми­нами, которые не понятны простому человеку. Да и темати­ческий размах у них также ограничен, поскольку речь в них зачастую идет либо только о человеческой природе (биб­лейская антропология), либо только об участи человека (библейская эсхатология). Исследователи Библии редко пытаются провести связь между библейским учением о сущности человеческой природы и ее же учением об участи человека.

Рост веры в сознательное существование после смерти и недостаток написанных простым языком книг, рассматри­вающих этот вопрос с библейской точки зрения, убедили меня в необходимости написания данной работы. В своей книге я преследую двоякую цель. С одной стороны, я пытаюсь развенчать с помощью Библии древнейшее и, возможно, ве­личайшее заблуждение всех времен, а именно: что люди обладают бессмертной душой, которая живет вечно. Это лжеуче­ние породило широкий спектр ошибочных концепций, кото­рые неблагоприятно сказались на христианской мысли и практике. С другой стороны, я стремлюсь показать, каким об­разом библейский взгляд на человеческую природу повышает в наших глазах ценность нашей физической жизни и этого земного мира, ценность искупления и нашей вечной участи.

Порядок изложения. Порядок изложения состоит из двух шагов. Во-первых, я исследовал ветхозаветное и ново­заветное понимание человеческой природы, проанализиро­вав во 2-й и 3-й главах значение и употребление таких клю­чевых слов, как душа, тело, дух, плоть и сердце. Данное ис­следование показывает, что эти термины зачастую использу­ются как взаимозаменяемые, поскольку библейский взгляд на человеческую природу является холистическим, а не дуа­листическим. Тело и душа, плоть и дух — это характеристи­ки одной и той же личности, а не разъемные составляющие, которые «разъединяются» в момент смерти.

Во-вторых, я показываю в главах с 4-й по 7-ю, каким об­разом холистический взгляд на человеческую природу соот­носится с библейскими учениями о сущности смерти, со­стоянии мертвых до воскресения, Втором пришествии, окон­чательном наказании нечестивых и грядущем Царстве. Мое исследование свидетельствует о том, что между библейским холистическим взглядом на человеческую природу и ее реа­листическим взглядом на жизнь и участь человека существу­ет тесная связь. Это означает, что наше представление о че­ловеческой природе является определяющим фактором для наших представлений о жизни в этом мире и о нашей участи в будущем.

Христиане, придерживающиеся дуалистического взгляда на человеческую природу, состоящую якобы из смертного тела и бессмертной души, продолжающей существование по­сле смерти тела, в этом же дуалистическом свете рассматри­вают жизнь и участь человека. Они дают дуалистическое определение жизни, смерти, состоянию мертвых, воскресению, христианской надежде, окончательному наказанию и гряду­щему новому миру.

Дуализм породил отрицательное отношение к телу, когда оно противопоставляется положительной роли души. «Спасе­ние душ» приобрело большую важность, чем сохранение тел. Vita contemplativa ставится выше vita activa. Искупление рас­сматривается как внутреннее переживание души, а не как все­охватывающее преобразование всей личности.

Дуализм определяет смерть как отделение души от тела; состояние мертвых — как сознательное бытие развоплощенных душ либо в блаженстве рая, либо в муках ада; воскресе­ние — как воссоединение прославленного материального тела и нематериальной души; христианскую надежду — как вознесение души в блаженство рая; окончательное наказа­ние — как вечное мучение тела и души в адском огне; рай — как духовное, небесное пристанище, где прославленные, ду­ховные святые проводят вечность в непрерывном созерца­нии и размышлении.

И наоборот, христиане, принимающие библейский холи­стический взгляд на человеческую природу, представляющую собой неразделимое единство тела, души и духа, в этом же хо­листическом свете рассматривают жизнь и участь человека. Они дают холистическое определение смерти как прекраще­нию жизни всего человека, состоянию мертвых — как упокое­нию всего человека в могиле вплоть до воскресения; христи­анской надежде — как ожиданию Христа, Который вернется, чтобы воскресить всего человека; окончательному наказа­нию — как уничтожению всего человека в адском огне; раю — как всей планете Земля, которая будет восстановлена в ее первозданном совершенстве и заселена реальными людь­ми, занимающимися реальными делами. Библейский холи­стический взгляд на человеческую природу является опреде­ляющим фактором для реалистического взгляда на эту жизнь и грядущий мир.

Метод и стиль. Эта книга написана с библейской точки зрения. Я признаю Библию как главный критерий для христи­анских верований и обрядов. Поскольку Библия содержит Бо­жественную весть, записанную людьми, жившими в опреде­ленных исторических условиях, мы должны предпринять все усилия, чтобы понять смысл библейских повествований в их историческом контексте. Я твердо убежден, что понимание как исторического, так и литературного контекста библей­ских текстов совершенно необходимо для установления их изначального смысла и значимости для настоящего времени. Это убеждение отражено в методологии, которой я следовал в изучении тех библейских отрывков, которые связаны с чело­веческой природой и участью.

Что касается стиля данной книги, я старался писать про­стым, не загруженным терминами языком. В тех случаях, ко­гда я был вынужден использовать какой-то специфический термин, я давал в скобках его определение. Для удобства чи­тателя каждая глава разделена на основные части, имеющие в свою очередь подразделы, снабженные соответствующими подзаголовками. В конце каждой главы приведено краткое резюме.

Автор выражает надежду. Я написал эти страницы, ру­ководствуясь искренним желанием помочь христианам всех вероисповеданий принять библейский холистический взгляд на человеческую природу и увидеть в реальном, библейском свете жизнь человека и его участь. Сейчас, когда большинст­во христиан все еще придерживаются традиционного дуали­стического взгляда на человеческую природу, причинившего серьезный вред христианской практике и философии, чрезвы­чайно важно восстановить библейский холистический взгляд на сущность человека и отвечающее библейской истине виде­ние грядущего мира.

Библия побуждает нас рассматривать в позитивном свете как физические, так и духовные аспекты нашей жизни, по­скольку наше тело и душа представляют собой неразделимое целое, созданное и искупленное Богом. Наше отношение к собственному телу отражает наше духовное состояние, ибо тело наше — храм Святого Духа (см. 1 Кор. 6:19). Библия учит нас заботиться обо всей личности, дабы восполнять как ду­ховные нужды души, так и физические потребности тела.

Священное Писание предполагает всеобъемлющий взгляд на искупление, которое охватывает тело и душу, мате­риальный и духовный мир, сей мир и мир грядущий. Оно опи­сывает не эфемерный рай, населенный бесплотными душами, но нашу планету, восстановленную в ее изначальном совер­шенстве и заселенную реальными людьми, занятыми реаль­ными делами. Я горячо надеюсь, что, благодаря этой книге, ставшей плодом долгих месяцев тщательной исследователь­ской работы, многие христиане в полной мере оценят замеча­тельный Божий замысел относительно нашей жизни здесь, на земле, и нашего будущего удела.

Глава 1 Споры по поводу природы человека и его участи

Взгляды христиан на характер их человеческой природы во многом определяют их взгляды на свою окончательную участь. Считающие свою природу дуалистической, то есть состоящей из материального, смертного тела и нематериаль­ной, бессмертной души, как правило, верят, что их души пе­реживут смерть тела и будут всю вечность пребывать либо в блаженстве рая, либо в муках ада. Некоторые верующие, на­пример, католики, полагают, что не совершившие тяжких грехов души могут быть очищены в чистилище перед возне­сением в рай.

С другой стороны, христиане, считающие свою природу холистической, представляющей собой неразделимое единст­во тела, души и духа, верят, что их личность, не имеющая бес­смертных составляющих, будет воскрешена либо к вечной жизни, либо к вечной смерти. Эти две различные участи, о которых говорят приверженцы дуалистической и холистической природы человека, можно охарактеризовать одну как бессмер­тие души, а другую — как воскресение мертвых.

Библейский взгляд на человеческую природу и его участь в последние годы привлекает большое внимание исследовате­лей. Ведущие богословы различных вероисповеданий обра­щаются к данному вопросу в статьях и книгах. Обзор исследо­ваний, проведенных за последние пятьдесят лет, показывает, что традиционный дуалистический взгляд стал объектом ши­рокомасштабной критики. Богословы как будто соревнуются, стремясь превзойти друг друга в ниспровержении традицион­ного дуализма и защите библейского взгляда, согласно кото­рому человек представляет собой единое целое. Когда чита­ешь богословскую литературу по данному вопросу, создается впечатление, будто христианство сбросило с себя оцепенение и с удивлением обнаружило, что в течение стольких лет оно придерживалось взгляда на человеческую природу, который можно назвать скорее платоновским, чем библейским.

Цели этой книги. Эта книга основана на исследованиях, проведенных многочисленными богословами за последние годы, и ее задача — показать, каким образом библейский хо­листический взгляд на человеческую природу определяет наше понимание собственной сущности, ныне существующе­го мира, искупления и нашей окончательной участи.

Цель у данной работы двоякая. Во-первых, утвердить библейский взгляд на человеческую природу. Мы узнаем, что Библия рассматривает человеческое существо как нераздели­мое единство. Эта истина была признана за последние годы многими исследователями, принадлежащими к разным веро­исповеданиям. В Библии нет разделения человека на тело и душу, или — тело, душу и дух. Все это компоненты, или ха­рактеристики, одной и той же личности. Деление на тело и душу уходит корнями в платонизм, а отнюдь не в библейское откровение. Библия исповедует холистический, или монисти­ческий, взгляд на человеческую природу, а вовсе не дуалистический. Платоновский взгляд на тело как на темницу души чужд Библии, он нанес огромный вред христианской духов­ности, сотериологии и эсхатологии.

Вторая цель данной книги — исследовать, каким образом библейский взгляд на человеческую природу связан с нашей нынешней жизнью и с нашим окончательным уделом. В иссле­дованиях богословов просматривается тенденция разбирать библейский взгляд на человеческую природу (библейскую ан­тропологию) отдельно от библейского взгляда на участь чело­века (библейскую эсхатологию). Попытки соотнести их весьма редки. Однако их нельзя изучать раздельно, потому что биб­лейский взгляд на человеческую природу определяет взгляд на человеческий удел.

Мы с большим старанием и умением разделяем, анализи­руем и обособляем, но зачастую нам не удается синтезировать и объединять различные части в единую, общую картину. В данном исследовании я делаю попытку показать, каким обра­зом библейский холистический взгляд на человеческую приро­ду обуславливает библейский реалистический взгляд на участь человека, согласно которому тело и душа, плоть и дух, матери­альный и духовный компонент нашей природы и нашего мира составляют часть Божьего творения, искупления и грядущего обновления.

Порядок изложения. В этой книге мы будем придержи­ваться следующего порядка действий: во-первых, мы изучим библейский взгляд на человеческую природу, исследовав не­которые другие ключевые слова, используемые для обозначе­ния человека в Новом и Ветхом Заветах. Хотя на первый взгляд это может показаться анализом отдельных составляю­щих, мы должны помнить, что на протяжении всего исследо­вания под каждым термином мы будем подразумевать всю личность человека — личность как душу, личность как тело, личность как дух. Таким образом, рассматривая различные аспекты человеческой природы, мы всегда взираем на лич­ность как на единое целое. Нельзя забывать, что в Библии, по выражению Дж. А. Т. Робинсона, «любая часть в любой мо­мент может заменить целое»1.

Второй этап будет заключаться в изучении библейского взгляда на человеческую участь в свете библейского же уче­ния о человеческой природе. Данное исследование свидетель­ствует, что библейский холистический взгляд на человече­скую природу, согласно которому тело и душа представляют собой неразделимое целое, обусловливает библейский взгляд на удел человека, исходя из которого вся личность — тело и душа — будут воскрешены либо для вечной жизни, либо для вечной смерти. Более того, сподобившиеся получить вечную жизнь будут пребывать не в бесплотном, духовном раю, а на этой материальной планете Земля, восстановленной Богом в первозданном совершенстве.

Исследование человеческого удела требует анализа попу­лярных заблуждений, связанных с промежуточным состояни­ем между смертью и воскресением, раем и адом. Каждой из этих тем, рассмотренных в свете библейского учения, посвя­щена отдельная глава. В 6-й главе особое внимание уделено изучению такого понятия, как ад, ввиду широко распростра­ненного отвержения традиционного взгляда на ад как на муки людей, находящихся в сознательном состоянии. Конечная цель данной работы - не просто выявить ошибочность превали­рующих взглядов, но прежде всего подтвердить библейский холистический и реалистический взгляд на природу и участь человека.

Эта вступительная глава предназначена для того, чтобы дать общий обзор двух основных взглядов на человеческую природу и их влияния на христианскую веру и практику. Она призвана содействовать читателю в понимании важности рассматриваемых в данной книге вопросов. Нам станет оче­видно, что убеждения христиан относительно их человече­ской природы во многом определяют их понимание самих себя, ныне существующего мира, искупления и своей буду­щей участи.

1. Два основных взгляда на природу и участь человека

Существуют два основных христианских воззрения на че­ловеческую участь, которые берут начало из фундаментально различных взглядов на человеческую природу. Первое осно­вано на вере в бессмертие души, а второе — на вере в воскре­сение тела. В своем исследовательском труде «Природа и участь человека» Рейнхольд Нибур высказывает мнение, со­гласно которому фундаментально отличные христианские ве­рования о человеческой природе и участи вытекают из двух основных взглядов: 1) классического и 2) христианского2 . Первый ведет происхождение от древнегреческой филосо­фии, а второй — от учения Библии. Термин «христианский», отнесенный к последнему взгляду, может ввести в заблужде­ние, поскольку, как мы увидим далее, подавляющее большин­ство христиан на протяжении многих веков находилось под сильнейшим влиянием классического взгляда на человече­скую природу, которая, как они считают, состоит из смертно­го тела и бессмертной души. Поэтому я предпочитаю имено­вать второй взгляд «библейским», ибо он, как покажет наше исследование, отражает учение Библии.

Классический дуализм. Классический взгляд на чело­веческую природу заимствован, главным образом, из произ­ведений Платона, Аристотеля и философов-стоиков. Они де­лали акцент на различиях между материальными и духовны­ми составляющими человеческой природы. Согласно фило­софии Платона человеческая природа состоит как из материального, так и из духовного компонента. Материаль­ный компонент — это тело, временная, несущая злое начало оболочка; а духовный компонент — это душа (psyche), или разум (nous), — вечные, несущие доброе начало субстанции. Человеческое тело преходяще и смертно, в то время как че­ловеческая душа вечна и бессмертна. В момент смерти душа высвобождается из телесной темницы, где была заключена на время. Исторически сложившаяся христианская мысль находится под глубоким влиянием этого дуалистического, небиблейского понимания человеческой природы. Послед­ствия вплетения классического взгляда на природу человека в христианские верования и практику не поддаются оценке. Мы поразмышляем над ними чуть позже.

Библейский холистический взгляд. Библейский взгляд на человеческую природу является по сути своей холистиче­ским, или монистическим. В Библии делается акцент на един­стве тела, души и духа, составляющих неразделимый орга­низм. Поскольку данная работа в целом направлена на четкое формулирование библейского холистического взгляда на чело­веческую природу, я лишь упомяну здесь два его значительных отличия от классического взгляда. Во-первых, холистический взгляд на человеческую природу основывается на вере в то, что физическое творение этого мира, включая и сотворение чело­веческого тела, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Нет никако­го дуализма, или противоречия, между материальным и духов­ным, телом и душой, плотью и духом, поскольку все они явля­ются частью Божьего «весьма хорошего» творения. Искупле­ние представляет собой восстановление всей личности, тела и души, а не спасение души помимо тела.

Второе отличие от классического взгляда заключается в том, что бессмертие не было присуще человеческой приро­де от сотворения, человек лишь имел возможность стать бессмертным. Люди не обладают тленным телом и нетлен­ной душой; они наделены смертными телом и душой, кото­рые могут стать бессмертными. Бессмертие, или вечная жизнь, — это Божий дар тем, кто принимает Его спасение. Те же, кто отвергает Божий план их спасения, в конце кон­цов подвергнутся вечному истреблению, но не вечным му­кам в неутихающем адском пламени. Причина тому проста. Бессмертие дается как награда спасенным, а не как возмездне нечестивым.

Такова Благая весть Божья. Хотя Адам и Ева были со­творены смертными (с возможностью стать бессмертными посредством вкушения плодов Дерева жизни), и люди по сей день рождаются смертными, мы все-таки можем полу­чить бессмертие, если примем Божий дар вечной жизни. Бессмертие — Божественный дар, а не присущее человеку свойство. Оно обусловлено нашей готовностью принять Бо­жье благодатное спасение всей нашей природы, тела и души. Таким образом, библейский взгляд можно также обо­значить как условное бессмертие, поскольку оно предлага­ется Богом на определенных условиях.

Споры по поводу тела и души. Некоторые читатели мо­гут заявить, что вопрос о теле и душе давно исчерпан и нико­го более не интересует. Написание книги на эту тему может показаться им напрасной тратой времени. Смею возразить: вопрос о теле и душе далеко не исчерпан и не утратил своей актуальности. Недавнее массовое самоубийство в одном из жилых домов Сан-Диего 39 человек, пожелавших покинуть свои телесные «вместилища», дабы в бесплотном виде дос­тичь кометы Хейла-Боппа, напоминает нам, насколько жи­вотрепещущ вопрос о теле и душе. Интерес к посмертному существованию в настоящее время, пожалуй, более велик, чем когда-либо прежде. В средние века вера в загробную жизнь насаждалась посредством исполненных суеверием художественных произведений, где изображалось блаженст­во святых и муки грешников. Сегодня подобная вера пропа­гандируется более изощренно посредством медиумов, экст­расенсов, «научных» исследований околосмертных пережи­ваний и деятелей «Нового века», общающихся с духами про­шлого. В итоге вопрос о теле и душе привлекает беспреце­дентное внимание даже в богословском сообществе. Обзор теологической литературы, вышедшей из печати за послед­ние годы, показывает, что данная проблема горячо обсужда­ется ведущими богословами различных религиозных дено­минаций.

В центре дискуссии находится вопрос о том, может ли душа пережить тело и функционировать вне его. Другими словами, создана ли человеческая природа таким образом, что в момент смерти душа, то есть мыслящий компонент, остав­ляет тело и продолжает существование, в то время как «вме­стилище» распадается? Традиционно подавляющее большин­ство христиан отвечают на этот вопрос утвердительно. Они верят, что между смертью и окончательным воскресением тела Бог сохраняет бытие их человеческих развоплощенных душ. При воскресении их материальные тела воссоединятся с бесплотными душами, тем самым усилив либо блаженство рая, либо муки ада.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, Т. Е. Немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства

    Документ
    Печатается по: Н.Ф. Федоров., Собрание сочинений в четырех томах.Том 1-ый,Предисловие С.Г. Семёновой, составление, комментарии и научная подготовка текста С.
  2. Вадим Гриц Бессмертие души

    Реферат
    Во все времена обозримого прошлого вопрос, — что есть природа человеческая — неизменно будоражил умы великих и простых. Какими только титулами не награждался человек! От самого божества в религиях Востока до ничтожного винтика в философиях
  3. И. В. Вишев на пути к практическому бессмертию москва 2002 Человек может и должен стать практически бессмертным. Вашему вниманию предлагается необычная книга

    Книга
    Вашему вниманию предлагается необычная книга. В ней обосновывается принципиально новый, нетрадиционный взгляд на реальную возможность осуществления заветной мечты людей о неограниченно долгой и достойной жизни.
  4. Мирча Элиаде йога: бессмертие и свобода перевод С. В. Пахомова

    Документ
    Исходный пункт – Равносильность страдания и существования – "Я" – Субстанция – Отношения между Духом и первоматерией – Как возможно освобождение?
  5. Www koob ru Мирча Элиаде йога: бессмертие и свобода предисловие

    Документ
    Исходный пункт — Равносильность страдания и существования — «Я» — Субстанция — Отношения между Духом и первоматерией — Как возможно освобождение? — Структура психического опыта — Бессознательное

Другие похожие документы..