Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Проблема качественного изменения подходов к подготовке специалистов является приоритетной для отечественной системы среднего профессионального образо...полностью>>
'Документ'
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Росс...полностью>>
'Документ'
Європейська політика сусідства (ЄПС) виступає в ролі т. зв. стратегії «партнерства із сусідами» Євросоюзу, що покликана охопити співпрацю із суміжними...полностью>>
'Пояснительная записка'
Изучение основ программирования развивает у учеников логическое мышления, способствует развитию интереса к математике и информатике. Приучает к алгор...полностью>>

Корниенко Н. А. Психология

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Корниенко Н. А.

Психология

Введение

В современных условиях возрастает значимость психологического фактора в процессе совершенствования профессионального мастерства государственных служащих, повышения эффективности работы государственной службы в целом. Государственная служба нуждается в квалифицированных специалистах-психологах, которые могут обеспечить психологическую поддержку государственных служащих в разрешении их профессиональных и личностных проблем, задействовать психологические факторы повышения эффективности их деятельности, создания сложенной и эффективной команды. Подготовка специалистов-психологов со специализацией психология управления, квалификацией «психолог», специалист по работе с персоналом государственного и муниципального управления отвечает требованиям времени. (А.А. Деркач. М., 1998, с. 8).

Важной предпосылкой для формирования необходимых качеств профессионала является изучение учебного курса «Психология и педагогика». Его цель: вооружить будущих руководителей, специалистов знаниями закономерностей формирования и развития личности и трудового коллектива, помочь в овладении методами познания психологических особенностей подчиненных, эффективного влияния в совершенствовании макрохарактеристик конкретного человека как индивида, личности, субъекта, индивидуальности; раскрыть сущность педагогического процесса, основы его организации в различных условиях деятельности; обосновать сущность, содержание обучения и воспитания, а также их наиболее продуктивные модели, алгоритмы и технологии.

Данное учебно-методическое пособие состоит из четырех разделов: 1) Предмет и история психологии; 2) Психологические процессы и состояния; 3) Междисциплинарные понятия психологии; 4) Индивидуальные особенности человека. При построении планов семинарских занятий мы стремились к тому, чтобы дать возможность студентам более полно раскрыть методологические и теоретические положения лекционного курса, научиться самостоятельно работать с научной литературой, ознакомиться с методикой психологического эксперимента, понять закономерности формирования и развития личности, синтезировать, анализировать и обобщать психологические факты и делать правильные выводы.

Раздел 1. Предмет и история психологии.

Тема 1.1. Предмет и история психологии.

Узловые вопросы темы:

  1. Исторический путь развития психологии. Донаучная психология. Возникновение и развитие психологии как науки о душе.

  2. Направления научной психологии в Западной Европе и США. Психоанализ. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Гуманистическая психология. Основные направления отечественной психологии конца ХIХ начала ХХ века. Л,С, Выгодский и его школа. С.Л. Рубинштейн. Другие школы отечественной психологии.

  3. Эволюция школ и направлений. Необихевиоризм. Неофрейдизм.

  4. Становление психологии как науки о сущности и закономерностях развития психики.

Первые три темы, вошедшие в первый раздел, должны дать студентам представление об истории современной психологии как науке и о системе явлений, которые в ней изучаются. Обзор психологического пути развития психологии, начиная с Аристотеля до наших дней, дает студентам знания об основных психологических школах и направлениях, о психологах, конструировавших основы современной науки: З. Фрейде, К. Левине, В.Джеймсе, Л. Выготском и многих других и о том, что представляет сейчас та система знаний, которые составляют предмет психологической науки, та совокупность явлений, которые исследуются в ней.

Это позволяет студентам раскрыть содержание основных психологических концепций зарубежной и отечественной психологии, их принципиальные отличия и выделить противоположные основные направления в психологии ХХ века за рубежом. Принципиальные отличия в зарубежной и отечественной психологии.

Студенты должны знать и уметь раскрыть содержание основных психологических концепций отечественных авторов, среди известных подходов найти противоположные по основным принципам.

Психология - наука о законах психической деятельности, о психике как функции мозга, заключающейся в отражении объективной действительности.

Название науки «психология» происходит от греческих слов: «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово).

Выделяемую линию развития можно обозначить именами Аристотеля (284 - 322), Декарта (1592 - 1650), Спинозы (1632 - 1677), Локка (1632 - 1704), Гегеля (1670-1731), В. Вундта (1832 -1920), Г.И. Челпанова (1862 - 1936) и С.Л. Рубинштейна (1889 -1960). Образовательные программы, разработанные этими психологами, являются достаточно авторитетными и упоминаются практически в каждом пособии, входящем в массив современной отечественной учебной литературы по общей психологии.

Отправным и ключевым пунктом развития европейского психологического образования является трактат Аристотеля «О душе». В трактате изложена центральная часть (даже по современным оценкам) понятийно-терминологического аппарата психологии, выделено то общенаучное и категориальное окружение, которое позволяет этот аппарат описывать. Изложение материала отдельных глав начинается с выдвижения ориентационно-мотивационных утверждений, определенным образом квалифицирующих последующий текст, подготавливающих его восприятие. Так, вторая глава первой книги начинается следующим текстом: «Приступая к исследованию души, необходимо вместе с тем при возникновении трудных вопросов, которые подлежат выяснению в дальнейшем, принимать во внимание мнения о душе, высказанные предшественниками, чтобы позаимствовать у них сказанное правильно и избежать всего, что ими высказано неправильно». Глава вторая второй книги начинается так: «Так как всякое научение идет от неясного, но более очевидного к ясному и более понятному по смыслу, то именно таким образом попытаемся продолжить рассмотрение души». Глава четвертая второй книги: «Тому кто хочет исследовать способности души, необходимо выяснить, что такое каждая из них, далее исследовать все связанное с ней и все другое, сопутствующее ей».

Студенту рекомендуется в той или другой мере знакомство с этим произведением.

Аристотель - создатель не только логической науки, но и психологии, представленной в трактате «О душе», где дается понимание души явлений восприятия и памяти. Душа по мнению Аристотеля, представляет собой высшую деятельность человеческого тела.

Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель, живший в IV веке до н. э. (384 - 322), заложил первые камни в основании многих дисциплин. Его по праву следует считать также отцом психологии как науки. Им был написан первый курс общей психологии «О душе».

Кстати, важные для психологии положения содержатся и во многих других сочинениях Аристотеля: Этика, История животных. Риторика, Метафизика и других.

Касаясь предмета психологии, мы следуем в своём подходе к нему за Аристотелем. Сначала он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчёты, предложил свои решения.

Как бы высоко не поднялась мысль Аристотеля, обессмертив его имя, за ним стояли поколения древнегреческих мудрецов. Притом не только философов-теоретиков, но и испытателей природы, натуралистов, медиков. Их труды - это предгорья возвышающейся в веках вершины: учения Аристотеля о душе. Этому учению предшествовали революционные события в истории представлений об окружающем мире.

Приступая к оценке учения Аристотеля о душе, мы будем иметь в виду следующее правило: нужно уметь отделять при обсуждении философских учений неизменное содержимое от временной формы.

Не следует ни отбрасывать, как простые хитросплетения, ни почитать за вечные истины системы и взгляды, которые имели в своё время глубокое влияние на умы, а теперь принадлежат истории.

Знание о душе - от его первых зачатков на античной почве до современных систем - росло в зависимости от уровня знаний о внешней природе, с одной стороны, и от общения с ценностями культуры - другой. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психологического. Однако её нет без взаимодействия с ними.

Коренной поворот в познании этой области и работе по построению предмета психологии принадлежат Аристотелю. Философы до Сократа, размышляя о психологических явлениях, ориентировались на природу. Они искали в качестве эквивалента этих явлений одну из её стихий, образующих единый мир, которым правят естественные законы. Лишь сопоставив эти воззрения с древней верой в души как особые двойники тела, можно ощутить их взрывную силу. Например, Гераклиту космос явился в образе «вечного живого огня», а душа («психея») - в образе его искорки. Всё сути подвержено вечному изменению: «Наши тела и души текут, как ручьи». Другой афоризм Гераклита гласил: «Познай самого себя». Но в устах философа это вовсе не означало, что познать себя -значит уйти в глубь собственных мыслей и переживаний, отвлекшись от всего внешнего. «По каким бы дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её Логос», - учил Гераклит.

После Гераклита в запас средств вошла идея закономерного развития всего сущего, в том числе «текущих как ручьи» тел и душ.

Демокрит же считал единым и для души, и для космоса не сам по себе закон, а закон, согласно которому нет беспричинных явлений, но все они - неотвратимый результат соударения атомов. Случайными кажутся события, причину которых мы не знаем. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом. И благодаря ему добывалось по крупице научное знание о психике.

Афинский философ Анаксагор не принял ни гераклитово воззрение на мир как огненный поток, ни демокритову картину атомных вихрей. Началом целостных вещей он признавал «тончайшую вещь», которой дал имя «нус» (разум).

Все три принципа, утверждённые философами, о которых шла речь (Гераклитом, Демокритом, Анаксагором), создавали главный жизненный нерв будущего научного способа осмысления мира, в том числе и научного познания психических явлений. Какими бы путями ни шло это познание в последующие века, оно имело своими регуляторами три идеи: закономерного развития, причинности и организации. Открытые две с половиной тысячи лет назад принципы стали на все времена основой объяснения душевных явлений.

А дальше были софисты, которые совершили поворот от природы к человеку; Сократ с его новым понятием о душе.

Далее, опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения (диалога), Платон сделал следующий шаг. Он под новым углом зрения оценил процесс мышления. «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и одинаково отрицая».

Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь.

Платон мыслил душу как созерцательницу идей. Каким же образом осевшая в бренной плоти душа приобщается к вечным идеям? Всякое знание, согласно Платону, есть воспоминание. Душа вспоминает то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения.

Грянула великая интеллектуальная революция, от которой следует вести счёт новому воззрению на психику. После софистов и Сократа в объяснениях души наметился поворот к пониманию её деятельности как феномена культуры. Ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы. Они - порождения духовной культуры.

Для обеих ориентации - и на природу, и на культуру -душа выступала как внешняя по отношению к организму реалия, либо вещественная (огонь, воздух и др.), либо бесплотная (средоточение понятий, общезначимых норм и др.). Шла ли речь об атомах (Демокрит) или об идеальных формах (Платон) - предполагалось, что и одно и другое заносится в организм извне.

Аристотель преодолел этот способ мышления, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощрённым дуализмом Платона. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.

Душа, есть не что иное, как принцип живого тела.

Аристотелевская физика исследует не только физический универсум и его структуру, но также и сущее в нем, т.е. существа неодушевленные без разума, существа одушевленные и существа, наделенные разумом. Одушевленным существом Стагирит посвящает множество своих трактатов, среди которых особой глубиной и оригинальностью отличается его трактат «О душе».

Одушевленные существа отличаются от неодушевленных тем, что они обладают началом, дающим жизнь, и это начало есть душа. Так что же такое - душа? Для ответа на этот вопрос Аристотель воспроизводит свою гилеморфическую метафизику реальности, согласно которой все вещи суть сплав материи и формы, что материя - это потенция, в то время как форма - это entelechia, или акт. Это имеет силу, разумеется и для живых существ. Живые тела обладают жизнью, но, не сама жизнь - тело, оно - лишь материальный субстрат, потенциал, форма или акт которого - душа. Отсюда знаменитое определение души с долгой счастливой судьбой: «Необходимо считать душу субстанцией, формой физического тела, имеющего жизнь в потенции, но субстанция как форма есть энтелехия (акт); душа, следовательно, есть энтелехия таким образом устроенного тела», «душа - первая энтелехия физического тела, имеющего жизнь в потенции».

  1. Состав произведения «О душе».

Трактат «О душе» - одно из важнейших произведений Аристотеля - содержит в себе целый ряд материалистических положений и глубоких высказываний о процессе высказывания

Составление трактата в целом относится по времени преподавательской деятельности Аристотеля в Ликее в Афинах (335 - 315 гг.).

Это первое в мировой литературе специальное систематическое исследование, посвященное психологии в целом. До Аристотеля психологические взгляды высказывались попутно, обычно в произведениях общефилософского характера. Таковы высказывания Демокрита и Платона в отдельных его диалогах.

Трактат Аристотеля не только представляет собой первый систематический подход и сбор данных психологической науки, собранных, разработанных и расположенных в плане эмпирического исследования, он замечателен своими тонкими и чрезвычайно ценными соображениями и экскурсами в область теории познания.

Трактат «О душе» заключает в себе точки зрения, часто несовместимые (то душа энтелехия физического тела, несамостоятельная, а форма чего-то другого), наиболее ценны по оригинальности биологические и натуралистические установки психологического трактата Аристотеля; в качестве рабочих гипотез они по преимуществу сказались в естественно-научных исследованиях Аристотеля. Здесь Аристотель - ученый-натуралист выступает подчас откровенным материалистом.

Можно натолкнуться и на известную аналогию, которая устанавливается Аристотелем между общим чувством и осязанием. В то время как другие чувственные ощущения вращаются в сфере одной пары противоположностей (белого и черного, высокого и низкого тона и т.п.), осязательные ощущения многообразны. Осязание не есть отдельное ощущение, а скорее совокупность многих, средоточение разнообразных качеств. Всякое живое существо обладает осязанием, которое можно назвать первичным чувством. Являясь подобно единству сознания, общим условием всякого чувственного восприятия, осязания, в свою очередь обладает самостоятельностью и может существовать вне зависимости от других ощущений. Наконец, и материальный орган как осязания, так и общего чувства, характеризуется Аристотелем одинаково; Это не есть мясо, мускулы, а нечто сосредоточенное внутри, близ сердца. Дальше этих аналогий Аристотель в своем общем психологическом сочинение, однако не идет.

Произведение Аристотеля «О душе» замечательно в двух отношениях: во-первых, оно наряду с естественно-мистическими положениями в такой степени, как ни одно из философских произведений Аристотеля, и, во-вторых, это - единственное произведение, где с такой подробностью исследована философом проблема процесса познания.

Отметим еще одну черту произведения «О душе»: антирелигиозный характер его. Аристотель отвергает, по замечанию Маркса, как «бессмертие «индивидуальной души», так и бога позитивных религий». Эта антирелигиозная черточка не случайное явление в философии Аристотеля. Так, например, в своей «Политике» Аристотель не отводит религии места в государстве, и в частности в области воспитания молодежи.

П. Содержание трактата «О душе».

Книга первая:

Глава I. В самом начале произведения Аристотель начинает размышлять о месте психологии среди других наук, рассматривается метод исследования и связанные с ним трудности, вопросы о природе души и проблемы, примыкающие к этому вопросу: «Прежде всего необходимо различить к какому роду предметов относится душа и что она собой представляет, я имею в виду: является ли она чем-нибудь определенным и сущностью, или количеством, или качеством, или какой-нибудь другой категорией... относится ли она к тому, что существует в возможности или, скорее, представляет собой нечто актуальное - ведь это немаловажная разница. Также следует выяснить, делима ли душа или нераздельна и все души - однородны или нет? И если не однородны, то как они друг от друга отличаются - по виду или по роду?». Затем описывается порядок исследования души. Связь души с телом: «По-видимому, в большинстве случаев душа ничего не испытывает и не действует вне зависимости от тела. По-видимому, наиболее свойственно душе мышление, а отсюда следует, что и мышление не может существовать без тела. Если же имеется какая-нибудь деятельность или состояние, свойственное одной душе, то она могла бы существовать отдельно от тела. А если у нее нет ничего самобытного, она не могла бы существовать отдельно. Все душевные состояния сопровождаются телесными явлениями: гнев, кротость, страх, сострадание, смелость, радость, любовь и ненависть; вместе с этими душевными состояниями испытывает нечто и тело».

Глава П. «По-видимому, одушевленное более всего отличается от неодушевленного двумя признаками: движением и ощущением». Душа рассматривается как движущее начало; по взглядам Демокрита и Левкиппа душа - это огонь. В этой главе рассматриваются взгляды великих философов: Анаксагора, отождествление души и ума у Демокрита; Эмпедокле, Платона, Фалеса; взгляд Диогена (душа - это воздух), Гераклита, Акмеон говорит о бессмертии души, у Гиппона: душа - это вода; Критий. Приблизительно все мыслители определили душу одним из трех признаков: движением, ощущением, бестелесностью. Каждый из этих признаков ведет назад к началам... Те, кто признают одну причину и один элемент, и в душе усматривают что-нибудь одно, например, огонь или воздух. Допускающие же много начал, считают душу многосоставной. Некоторые говорят, что душа состоит из противоположностей, например, теплое и холодное, или нечто вроде этого.

Глава III. Сущностью души является движение и существует два способа движения: самодвижение и движение за счет других тел. «Душа имеет четыре рода движений: пространственное движение, качественное изменение, уменьшение и увеличение». Говорится, если душе свойственно движение, то она протяженна. Движения души вызываются внешней силой. «Душа движет тело, то правдоподобно, что она движет теми же движениями, которыми и сама движется». Движение предполагает смещение души с ее существенных природных позиций. Платон в своем учении о мировой душе говорит о пространственной величине, а Аристотель ему возражает: «Прежде всего неправильно считать душу величиной». Далее в своем доказательстве Аристотель переключается на ум, говорит о своеобразии непрерывности ума, ум не мыслит одного и того же бесчисленное количество раз, круговое движение для мысли бесполезно, т.к. круговращение вечно, мысль же протекает в определенных границах; мышление - это скорее покой, чем движение. Подлинная, органическая связь души с телом: «Исследователи связывают и помещают душу в тело, при чем сверх этого они не объясняют, почему нужна

эта связь и в каком положении находится тело. Исследователи только стараются указать какова душа, о теле же, которое должно принять душу, они не дают никаких объяснений. Между тем, по-видимому, у каждого предмета имеется свойственный ему облик и форма. Они же говорят подобно тому, как если бы кто заявил, что архитектура может проникать в духовные инструменты; ведь необходимо, чтобы искусство пользовалось своими орудиями, а душа - своим телом.

Глава IV. Некоторые представители говорят, что душа есть некая гармония, а что гармония есть смешение и сочетание противоположностей и что тело также составлено из противоположностей. Говорится, что если душа пропорция, то у тела много душ. Душа характеризуется движениями случайными. Движения души и их столкновения: душевные движения свойственны не душе, а человеку, обладающему этими движениями при помощи души. Уму нельзя приписать движения.

«Из приведенных определений наиболее несообразно утверждение, будто душа есть самодвижущее тело. У представителей этого учения первое затруднение возникает из определения души, как движения, специальное - из утверждения, будто душа есть тело».

Глава V. Классификация традиционных определений души. «Существуют три традиционных взгляда, согласно которым строится определение души: одни утверждали, что душа обладает наибольшей двигательной силой, благодаря тому, что она движет сама себя, другие, - что она есть тело, состоящее из мельчайших частиц, или что она наименее телесна по сравнению со всем остальным». «Остается рассмотреть, на каком основании говорится, что душа состоит из элементов. Именно (некоторые ученые утверждают это), чтобы объяснить, как душа воспринимает действительность и как она познает всякое бытие». Душа рассматривается, как совокупность элементов. Критика этой теории: она не объясняет, как воспринимается совокупное целое. Душа и категории: «О бытии возможны многообразные высказывания (оно обозначает то субстанцию, то количество, или качество, или любую другую категорию), - будет состоять душа из всего этого или нет? Но, по-видимому, не имеется элементов, которые были бы общими всем этим категориям». Душа, как составная часть вселенной - по Фалесу. Ставится вопрос о душевных способностях и единстве души.

Книга вторая:

Глава I. Три смысла понятия сущности: «Субстанцией мы называем некий единый род существующего; с одной стороны, мы в субстанции отличаем материю, которая по себе не есть нечто определенное, с другой стороны - форму и вид, единственно на основании чего говорится, что это есть нечто определенное, и, в-третьих, отличаем то, что состоит из того и другого. Ведь материал есть возможность, форма же - осуществление, и это последнее понятие можно истолковать в двояком смысле: в смысле знания и созерцания». Далее следуют определения материи и формы, доказывается, что тело - сущность. Определение понятия жизни: «Жизнью мы называем всякое питание, рост и разрушение, когда это происходит самостоятельно». Тело не есть душа, а субстрат (субъект): «Душу необходимо признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью». Душа является формой тела. Рассматривается вопрос о единстве души и тела, неотделимость души от тела, но возможное исключение: «По отношению к некоторым другим частям нет препятствий для отделения, так как эти части не являются энтелехией никакого тела. Кроме того, не ясно, не относится ли душа к своему телу, как корабельщик к своему судну.

Глава П. Наличие жизни - признак одушевленного существа. «Слово жизнь употребляется в самых разнообразных смыслах, то даже в случае наличности одного какого-нибудь признака жизни мы говорим, что организм живет - сюда относятся, например, ум, ощущение, движение и покой в пространственном смысле, также движения в смысле питания, уничтожения и роста». Жизнь растений - это их рост. Жизнь животных (ощущающая способность). Первое ощущение - осязание. Душа обладает способностями: растительной, ощущающей, разумной и движением. Ставится вопрос - отделимы ли части души? Говорится, что разум - особый вид души. «Душа есть то, чем мы прежде всего живем, ощущаем и мыслим, так что она есть некое понятие и форма, а не материя и не субстрат». И уже говорится, что душа не может быть без тела, душа имманентна определенному телу.

Глава III. К четырем способностям души прибавляется еще одно, пятое - влечение. Где ощущающая способность, там и стремление. Стремление - это желание, гнев и воля. У кого есть ощущение, тому свойственно также чувство удовольствия. Осязание - ощущение пищи. Рассматривается характер единства души.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психология когнитивных процессов /Материалы 3-й международной научно-практическая конференция, Смоленск, 14-15 мая 2009 г. /Под ред. А. Г. Егорова, В. В. Селиванова (сборник статей)

    Сборник статей
    Психология когнитивных процессов /Материалы 3-й международной научно-практическая конференция, Смоленск, 14-15 мая 2009 г. /Под ред. А.Г. Егорова, В.В.
  2. Психология XXI столетия том 1 (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.
  3. К 35-летию института психологии ран и 80-летию со дня рождения б. Ф. Ломова системное исследование психического в работах Б. Ф

    Исследование
    O.K. Тихомиров - основатель психологической школы мышления в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (к 75-летию со дня рождения)
  4. Межличностная толерантностЬ студентов Педагогических вузов 19. 00. 05 социальная психология

    Автореферат
    Работа выполнена в лаборатории психологии профессионального образования учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования»
  5. А. В. Корниенко дискурсный анализ учебное пособие

    Учебное пособие
    Трудно переоценить роль текстов в жизни современного человека. Они были и остаются основным источником информации об окружающем мире. Реальность непосредственно дана нам лишь на уровне обихода и нашей, нередко достаточно узкой, профессиональной

Другие похожие документы..