Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Для государственной регистрации работы в месячный срок с даты заключения договора на ее выполнение представляет в отдел научно-медицинской информации...полностью>>
'Семинар'
«Особо одаренные дети должны пользоваться приспособленными к их нуждам условиями образования, которые позволили бы им полностью реализовать свои возм...полностью>>
'Документ'
Во исполнение требований федеральных законов от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенн...полностью>>
'Документ'
В современном русском языке есть слово косноязычный. Объясните его значение, пользуясь следующими церковнославянскими цитатами как подсказками. «Скоры...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Учебно-методический комплекс дисциплины


Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК 22. 161

Ш 58

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Бийского педагогического государственного университета

имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

Старший преподаватель кафедры информатики

ГОУ ВПО БПГУ Е.В.Дудышева (г. Бийск).

Рецензенты:

к. физ.-мат. наук, доцент кафедры информатики

ГОУ ВПО БПГУ Н.А. Чупин (г. Бийск);

Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М.Шукшина, 2009. – 91 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 050201.65 «Математика с дополнительной специальностью информатика».

©БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

©Автор-сост.: Г.С. Шилинг, 2009.

Утверждаю

Декан факультета

Старовикова И.В.

«___» _____________2009

Рабочая программа

Кафедра _Информатики

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины _ДДС.02 Программирование

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус обязательная

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления) 050201.65

«Математика с дополнительной специальностью информатика»

(коды специальностей (направлений))

Формы обучения дневная

(дневная, заочная)

Объем дисциплины 344 часа

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число контрольных работ

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

самостоят. работа

Всего

из них

Лекции

практич.

лаборатор.

4

144

72

36

18

18

72

1

зачет

5

108

54

18

18

18

54

1

экзамен

6

92

46

16

0

30

46

1

экзамен

1. Организационно-нормативная документация

1.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(модульная рабочая программа)

1.1.1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Программирование» изучается в течение трех семестров студентами специальности «математика с дополнительной специальностью информатика».

Цель курса: изучение идей и методов современного программирования на базе структурной и объектно-ориентированной методологий.

Задачи изучаемого курса:

  • дать представление об идеях, понятиях и методах структурного и объектно-ориентированного программирования, а также о современных системах программирования;

  • ознакомить с работой в системах структурного и объектно-ориентированного программирования;

  • обучить практическим приемам разработки алгоритмов программ обработки числовой, символьной и графической информации, научить студентов создавать качественные учебные программы для использования в школе;

  • привить навыки самостоятельной работы.

1.1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(требования к знаниям, умениям, навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины)

В рамках изучаемого курса необходимо знать:

  • основные понятия системного и объектно-ориентированного программирования, согласно представленной модульной рабочей программе;

  • основы структурного, визуального и объектно-ориентированного программирования;

  • особенности программирования в операционной системе Windows;

  • средства и технологии для работы в средах структурного и объектно-ориентированного программирования.

В рамках изучаемого курса необходимо уметь:

  • разрабатывать алгоритмы задач учебного характера и писать программы для работы в процедурных и объектно-ориентированных системах программирования;

  • свободно владеть аппаратом структурного мышления (описывать с помощью блок-схем процессы любой сложности).

  • работать в указанных средах программирования (выполнять всю технологию работы с программой);

  • выбирать наиболее простое программно-языковое средство, необходимое для программирования задачи;

  • изготавливать учебные программы средней и повышенной сложности.

1.1.3. Требования ГОС к содержанию курса

Содержание дисциплины отражает требования ГОС Министерства образования РФ от 31.01.2005 г.

Объектно-ориентированная парадигма программирования. Объекты, полиморфизм и наследование. Объектно-ориентированное проектирование. Конструирование объектов: строки, стеки, списки, очереди, деревья. Математические объекты: рациональные и комплексные числа, векторы, матрицы. Библиотеки объектов. Интерфейсные объекты: управляющие элементы, окна, диалоги. События и сообщения. Механизмы передачи и обработки сообщений в объектно-ориентированных средах. Конструирование программ на основе иерархии объектов.

Примечание: В части курса, посвященной структурному программированию, рассматриваются синтаксические конструкции языка программирования, структуры данных, классические управляющие конструкции, способы и механизмы передачи параметров, технология объектно-ориентированного программирования. Изучение структурного программирования разбито на две части: основы программирования в системе Turbo-Pascal и элементы программирования прикладных задач на Паскале, читаемые в рамках дисциплины «Практикум по решению задач на ЭВМ». Особое внимание уделяется практическому изучению программирования на семинарах и лабораторных занятиях.

1.1.4. Тематическое содержание курса

Модуль 1. Введение в программирование

Раздел 1. Основы структурного программирования

Тема 1: Понятие среды программирования. Введение в Паскаль

Тема 2: Типы данных

Раздел 2. Операторы. Циклы

Тема 1: Выражения и операции языка

Тема 2: Операторы языка

Раздел 3. Структура программ. Процедуры и функции

Тема 1: Структура программ. Процедуры и функции

Раздел 4. Структурированные типы данных

Тема 1: Структурированные типы данных.

Модуль 2. Процедурное программирование

Раздел 1. Файлы и указатели

Тема 1: Файлы и указатели

Раздел 2. Модули

Тема 1: Модули

Раздел 3. Специальные вопросы и компиляция программ

Тема 1: Моделирование динамических структур данных

Тема 2: Метод статистических испытаний

Тема 3: Численные методы решения уравнений с одной переменной

Тема 4: Решение дифференциальных уравнений

Тема 5: Построение графиков функций. Основы математического моделирования

Тема 6: Компиляция программ

Модуль 3. Концепции Объектно-ориентированного программирования

Раздел 1. Основные понятия и принципы объектно-ориентированного программирования

Тема 1: Принципы объектно-ориентированного программирования

Тема 2: Знакомство со средой программирования Delphi

Раздел 2. Классы и методы. Принципы построения программ

Тема 1: Основные положения объектно-ориентированного программирования

Тема 2: Процесс обработки событий

Тема 3: Дополнительные возможности Delphi

Тема 4: Многозадачность. Потоки

Тема 5: Delphi и базы данных

Тема 6: Компоненты в Delphi

Таблица 1

1.1.5. Учебно-методическая карта дисциплины

_ДДС 02 Программирование

для студентов профессиональной образовательной программы

050201.65 «Математика с дополнительной специальностью Информатика» (344 часа/9,6 кредита)

по очной форме обучения

Модуль
Трудоемкость
№№ раздела,
темы

Лекционный курс
Занятия (номера)
Индивидуальные занятия
Самостоятельная работа студентов
Формы контроля
В кредитах
В часах
Вопросы, изучаемые на лекции
Часы
Семинарские
Лабораторно-практические
Содержание
Часы
Содержание (или номера заданий)
Часы
№1



0,4
16
Раздел 1. Тема 1.
Понятие среды программирования. Введение в Паскаль.

Понятие языка и интегрированной среды программирования. Классификации и примеры языков программирования по функциональному назначению, по уровням. Введение в Паскаль. Основные элементы языка. Алфавит языка. Идентификаторы. Структура программы. Понятие типа. Константы и переменные.
4
Занятие 1
Занятие 1


1. Изготовление словаря языка.
2. Изучение материалов лекций и литературы.
3. Подготовка к семинарскому занятию №1.
4. Подготовка к лабораторной работе №1.
8
1. Опрос
2. Проверка словаря
0,1
4
Раздел 1. Тема 2.
Типы данных

Типы данных: простые и структурированные (перечень и объемы типов кратко). Описание типов. Простые типы данных. Порядковые типы данных. Целый, логический и символьный типы. Код внутреннего представления символов. Код AsCII. Функции Ord, Pred, Succ, ChR, UpCase. Перечисляемый тип. Тип-диапазон. Вещественные типы. Встроенные математические функции для целых и вещественных типов.
2




1. Изучение материалов лекций и литературы.
2. Составление таблицы «Типы данных».
3. Заполнение словаря
2
1. Опрос
2. Проверка таблицы
0,3
12
Раздел 2. Тема 1. Выражения и операции языка

Выражения. Правило вычисления выражений. Операции. Математические операции. Логические операции. Логические операции над целыми числами. Операции отношений. Приоритет операций. Комментарий. Возможность операций с различными типами данных.
2
Занятие 2
Занятие 2


1. Изучение материалов лекций и литературы.
2. Подготовка к семинарскому занятию №2.
3. Подготовка к лабораторной работе №2.
4. Выполнение упражнений.
6
1. Проведение самостоятельной работы.
2. Проверка словаря.
0,6
20
Раздел 2. Тема 2. Операторы языка

Операторы языка. Оператор присваивания. Операторы ввода-вывода. Форматированный вывод при работе с операторами Write, Writeln. Различия между операторами write и writeln, read и readln. Составной оператор. Условный оператор. Операторы повторений (цикла). Операторы цикла For, While, Repeat. Операторы выбора Case … of … Метки и операторы перехода.
4
Занятие 3
Занятие 3, 4




1. Изучение материалов лекций и литературы.
2. Подготовка к семинарскому занятию №3.
3. Подготовка к лабораторной работе №3, 4.
4. Решение задач.
5. Заполнение словаря.

10
1. Опрос.
2. Проверка конспектов.
3. Проверка решения задач.

0,6
20
Раздел 3. Тема 1. Структура программ. Процедуры и функции

Структура программы. Понятие и вызов стандартных модулей. Блочная структура программ.
Организация подпрограмм в виде процедур и функций. Структура процедур и функций. Описание процедур и функций. Механизмы передачи параметров. Формальные и фактические параметры. Параметры-значения и параметры-переменные. Локализация имен. Локальные и глобальные переменные. Рекурсия. Рекурсивные функции. Стандартные процедуры и функции.
4
Занятие 4, 5
Занятие 5


1. Изучение материалов лекций и литературы.
2. Подготовка к семинарскому занятию №4, 5.
3. Подготовка к лабораторной работе №5.
4. Решение задач.

10
1. Письменный опрос.
2. Проверка решения задач.
0,8
28
Раздел 4. Тема 1. Структурированные типы данных

Структурированные типы данных. Понятие о структурированных типах. Массивы. Описание массивов. Индексные типы. Передача массивов через параметры процедур и функций. Записи. Объявление типа запись. Операторы With … do … Записи с вариантной частью. Простые базы данных. Множества. Описание типа множество. Операции над множествами. Строки. Объявление типа String. Операции над строками. Встроенные процедуры и функции для работы со строками.
6
Занятие 6, 7
Занятие 6, 7




1. Изучение материалов лекций и литературы.
2. Подготовка к семинарскому занятию №6, 7.
3. Подготовка к лабораторной работе №6, 7.
4. Решение задач.
5. Заполнение словаря.

14
1. Проверка конспектов.
2. Проведение контрольной работы.
3. Проверка словарей.
4. Проверка решения задач.
№2
0,3
12
Раздел 1. Тема 1.
Файлы и указатели

Файлы. Файлы и каталоги в MS DOS. Полное имя файлов. Создание и переименование файлов. Файлы в Turbo-Pascal. Задание файлового типа. Доступ к файлам. Процедура Assign. Открытие файлов для чтения и записи. Процедуры и функции для работы с файлами любого типа. Текстовые файлы. Типизированный и нетипизированный файлы. Указатели и динамическая память. Указатели и структура физического адреса в Паскале. Выделение и освобождение динамической памяти. Типизированные и нетипизированные указатели. Выделение и освобождение динамической памяти. Процедуры и функции для работы с указателями.
4

Занятие 8


1. Изучение материалов лекций и литературы.
2. Подготовка к лабораторной работе №8.
4. Решение задач.
5. Заполнение словаря.

6
1. Опрос.
2. Проверка решения задач.
0,8
28
Раздел 2. Тема 1. Модули

Назначение модулей. Структура модулей. Заголовок модуля. Связь модулей друг с другом. Интерфейсная часть. Исполняемая часть. Инициирующая часть. Компиляция модулей. Стандартные модули.
Текстовый режим работы (текстовый модуль): Управление экраном в текстовом режиме. Текстовый и графический режимы. Организация текстового режима. Стандартные процедуры и функции управления экраном в текстовом режиме. Управление клавиатурой и звуковым устройством. Функции KeyPressed, Readkey, Sound, NoSound из модуля CRT.
Графический режим работы (графический модуль): Управление экраном в графическом режиме. Координаты, окна, страницы. Линии и точки. Многоугольники, дуги, окружности, эллипсы. Краски, палитра, заполнение. Стандартные процедуры и функции управления экраном в графическом режиме. Переход в графический режим и возврат в текстовый. Построение графика функции в декартовой системе координат, в полярной системе координат, заданных параметрически, заданных неявно.
8
Занятие 8, 9
Занятие 9


1. Изучение материалов лекций.
2. Подготовка к семинарскому занятию №8, 9.
3. Подготовка к лабораторной работе №9.
4. Решение задач.

14
1. Проведение тестирования.
2. Проверка словарей.
3. Проверка конспектов.
4. Проверка решения задач.



0,7
24
Раздел 3. Тема 1. Моделирование динамических структур данных

Несвязанные динамические данные. Связанные динамические данные (списки, очередь, стек, деревья …). Организация взаимосвязей в связанных динамически данных. Работа с очередью. Работа со стеком.

4
Занятие 10, 11
Занятие 10, 11




1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к семинарскому занятию №10, 11.
3. Подготовка к лабораторной работе №10, 11.
4. Решение задач.

12
1. Опрос.
2. Проверка решения задач.
3. Проведение теста остаточных знаний.

0,4
16
Раздел 3. Тема 2. Метод статистических испытаний

Метод статистических испытаний (метод Монте-Карло). Сущность метода. Вычисление определенного интеграла. Решение задач.

2
Занятие 12
Занятие 12, 13




1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к семинарскому занятию №12.
3. Подготовка к лабораторной работе №12, 13.
4. Решение задач.

8
1. Проверка решения задач.
0,4
16
Раздел 3. Тема 3. Численные методы решения уравнений с одной переменной

Численные методы решения уравнений с одной переменной – метод половинного деления, метод итераций, метод касательных.
2
Занятие 13, 14
Занятие 14


1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к семинарскому занятию №13, 14.
3. Подготовка к лабораторной работе №14.
4. Решение задач.

8
1. Проверка решения задач.
2. Опрос.
3. Контрольная работа
0,4
16
Раздел 3. Тема 4. Решение дифференциальных уравнений

Решение дифференциальных уравнений первого и второго порядка методом Эйлера.

2
Занятие 15, 16
Занятие 15




1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к семинарскому занятию №15, 16.
3. Подготовка к лабораторной работе №15.
4. Решение задач.
5. Подготовка докладов по заданной теме.
8
1. Проверка решения задач.
2. Обсуждение докладов.
0,6
24
Раздел 3. Тема 5. Построение графиков функций. Основы математического моделирования

Построение графика функции в декартовой системе координат, в полярной системе координат, заданных параметрически, заданных неявно. Концепция математического моделирования. Пример программирования задачи математического моделирования.

4
Занятие 17, 18
Занятие 16, 17




1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к семинарскому занятию №17, 18.
3. Подготовка к лабораторной работе №16, 17.
4. Решение задач.

12
1. Опрос.
2. Проверка решения задач.
0,3
8
Раздел 3. Тема 6. Компиляция программ
Компилятор и интерпретатор. Принцип компиляции программ. Настройка среды программирования.

2

Занятие 18




1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к лабораторной работе №18.
3. Решение задач.

4
1. Обсуждение материалов лекций.
2. Проведение тестирования.
№3



0,1
4
Раздел 1. Тема 1. Принципы объектно-ориентированного программирования



Объекты. Основные принципы объектно-ориентированного программирования: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Объекты и классы. Применение объектов. Иерархия объектов. Наследование записей. Методы. Внутреннее представление объектов.



2




1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка сообщений по теме лекции.
2
1. Обсуждение сообщений.
0,4
16
Раздел 1. Тема 2. Знакомство со средой программирования Delphi

Delphi - система программирования для Windows. Понятие среды программирования. Панели инструментов. Понятие классов и объектов. Структура программы в языке: редактор кода, дерево объектов, панели компонентов, рабочая область, инспектор объектов. Компоненты: обзор простых наиболее часто используемых компонентов языка. Подсказки в среде программирования Delphi.
4

Занятие 19, 20




1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к лабораторной работе №19, 20.



8
1. Проведение теста остаточных знаний.
0,5
20
Раздел 2. Тема 1. Основные положения объектно-ориентированного программирования

Классы. Понятия связанные с классами: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Поля. Области видимости. Методы. Типы методов: статические, виртуальные, динамические, обработки сообщений. Методы классов. Основные приемы работы с методами: переопределение, перегрузка, дублирование имен. Указатель Self. Свойства. Объекты. Объявление, создание и уничтожение объектов: конструктор, деструктор. Динамическое создание объектов.
6

Занятие 21, 22


1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к лабораторной работе №21, 22.
3. Решение задач.

10
1. Опрос.
2. Проверка решения задач.
0,2
8
Раздел 2. Тема 2. Процесс обработки событий

Построение новых классов. События IS и AS. Параметр Sender. Виртуальные методы, полиморфизм: содержательный пример.

2

Занятие 23


1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к лабораторной работе №23.
3. Решение задач.

4
1. Опрос.
2. Проверка решения задач.
0,3
12
Раздел 2. Тема 3. Дополнительные возможности Delphi

Исключения. Обработка ошибок. OLE – внедренные и связанные объекты. Отладка программы и ее выполнение по шагам. Редактор изображений. Механизм сообщений в Windows и Delphi.

2

Занятие 24, 25


1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к лабораторной работе №24, 25.
3. Решение задач.
4. Подготовка сообщений о дополнительных возможностях системы программирования.

6
1. Проверка решения задач.
2. Анализ подготовленных сообщений.
0,2
8
Раздел 2. Тема 4. Многозадачность. Потоки
Создание программ, использующих мультизадачность. Потоки.

2

Занятие 26


1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к лабораторной работе №26.
3. Решение задач.

4
1. Проведение контрольной работы.
0,3
12
Раздел 2. Тема 5.
Delphi и базы данных

Создание приложений для работы с базами данных. Реляционные базы данных. Ключи. Использование DataBaseDesktop и DataBaseExplorer для работы с базами данных. BDE. Компоненты для работы с таблицами. Состояние набора данных (Свойство State). Доступ к полям. Модификация полей в таблице. Перемещение по записям. Вычисляемые поля. Индексы. Упорядочение записей. Поиск записей. Поиск по вторичным индексам. Установка диапазона записей. Работа с несколькими таблицами. SQL и объект Tquery
2

Занятие 27, 28


1. Изучение материалов лекций и специализированной литературы.
2. Подготовка к лабораторной работе №27, 28.
3. Решение задач.

6
1. Опрос.
2. Проверка конспектов лекций.
3. Проверка решения задач.

0,5
20
Раздел 2. Тема 6. Компоненты в Delphi
Изучение панелей задач и палитры компонентов. Назначение различных компонентов и настройка их свойств. Встроенные возможности системы программирования. Написание многофункциональных учебных программ.
0

Занятие 29, 30, 31, 32, 33


1. Изучение специализированной литературы.
2. Подготовка к лабораторной работе №29, 30, 31, 32, 33.
3. Решение задач.

10
1. Проверка решения задач.



Таблица 2

1.1.6. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..