Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Что такое понятие? Вопрос кажется тривиальным, так как в повседневной жизни, в практической работе и в процессе обучения и детей, и студентов все мы ...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Бухгалтерский учет» предназначены для студентов направления «Экономика» профиль «Бу...полностью>>
'Конкурс'
4. Факт подачи работ на Конкурс означает передачу автором (доверенным лицом, правообладателем) прав использования изображений и текста (с указанием а...полностью>>
'Документ'
Популяризация и развитие Олимпийского направления Таеквондо В.Т.Ф Укрепление международных связей Молдовы со странами ближнего и дальнего зарубежья. ...полностью>>

Курс читается в осеннем семестре и является общим для магистрантов всех специализаций. Объем курса

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ГЕОЛОГИИ


Геологический факультет МГУ, кафедра инженерной и экологической геологии, тел. 939-35-87.

Автор - проф. Королев Владимир Александрович.

Курс читается в осеннем семестре и является общим для магистрантов всех специализаций.

Объем курса - 42 часа лекций.

Форма контроля. Выполнение индивидуальных заданий каждым магистрантом. Курс завершается экзаменом.

Аннотация. Основной целью курса является изучение современ­ной теории, методологии и методики научно-исследовательской рабо­ты в геологии.

Главной задачей курса является познание магис­трантом творческих приемов и методов получения новых геологичес­ких знаний, ведения научно-исследовательской работы, проведения экспериментов, обработки и представления их результатов. Лекционный курс состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен рассмотрению теории и методологии процесса позна­ния, включая изучение законов логики и диалектики и их примене­ние в геологическом исследовании. Второй раздел посвящен непос­редственно проведению научно-исследовательской работы, вопросам методики исследовательского эксперимента. И решения познавательной задачи. Третий раздел курса посвящен вопросам правильной организации и планирования науч­но-исследовательской работы, обработки и представления результатов.

Содержание лекционного курса

Введение

Научное творчество в геологии на современном этапе. Особен­ности развития научного знания. Проблема теоретических начал в геологии. Взаимосвязь логики, философии, а также теории и методов естественных наук в геологии. Взаимодействие эмпирических и тео­ретических знаний. Развитие общей концепции В.И.Вернадского в науках о Земле. Идеи Б.М.Кедрова, И.В.Крутя и др. Цель, предмет и задачи курса.

1. Теория и методология исследования

Что такое «исследование». Исследование в геологии. Классифика­ция исследований. Основные приемы исследования.

Основные категории логики. Понятия, их содержание и объем, подразделение, деление. Термины и определения, правила их построения. Суждения, их подразделение, структура, отношения, правила построения. Умозаключение, силлогизмы и их виды (фигуры), правила построения, полисиллогизмы. Законы логики и их применение в геологичес­ких исследованиях: закон тождества, закон противоречия, закон ис­ключения третьего, закон достаточного основания. Основные логи­ческие приемы и формы познания.

Теория познания. Диалектика исследования. Законы диалектики, их суть и приме­ры использования в геологических исследованиях. Применение фило­софских категорий (материя, пространство, время, сознание, форма и содержание, сущность, явление, случайность и необходимость).

Процесс познания. Методы достижения знания: общие и частные (специальные). Основные фазы научного метода: фаза подготов­ки, фаза исследования, фаза доказательства. Индуктивная логика и метод научной индукции Ф.Бэкона. Виды индукции. Индукция и причинность, методы Милля. Дедукция и индукция. Гипотетико-дедуктивный метод, работы К.Поппера. Принципиальная схема решения познавательной задачи.

Диалектический анализ и синтез. Классифицирование как разновидность анализа. Виды классификаций, правила их построения, законы деления. Типология, типизация, таксономия и систематика.

Научные теории и гипотезы, их роль в научных исследованиях. Основ­ные категории: парадигма, гипотеза, теория, закон, закономерность и их виды. Правила формулировки новых явлений, свойств, закономерностей и законов. Защищаемые положения и правила их построения.

О приемах доказательства, виды доказательств, их схема и структура.

Наблюдения и экспери­мент. Роль и место этих категорий в геологических исследованиях.

2.Проведение научного исследования

Основные этапы исследования. Выбор темы исследования. Цель исследования и критерий ее выбора. Постановка проблемы. Формулиро­вание задач исследования.

Анализ научной и патентной литературы по проблеме. Изучение литературных источников и составление обзора по проблеме. Конкре­тизация задач исследования.

Фактический материал и его сбор для исследования. Эксперимент как часть научного исследования. Исследовательский экспери­мент. Классификация экспериментов. Основные этапы постановки и про­ведения эксперимента: выбор варьирующих факторов; выбор и характе­ристика объекта исследования; обоснование объема эксперимента; определение последовательности изменения факторов и интервалов их измерения; обоснование средств измерений; описание методики; обосно­вание способов обработки и анализа результатов эксперимента. При­менение ЭВМ для автоматизации и оптимизации проведения экспери­мента.

Моделирование как способ познания. Виды моделей в геоло­гии. Стадии моделирования. Средства моделирования: материальное и абстрактное моделирование. Математическое моделирование. Стохасти­ческое моделирование. Моделирование на ЭВМ. Основы теории подо­бия. Теоремы подобия. Критерии подобия. Условия однозначности. Примеры применения моделирования в геологических исследованиях.

Экспериментально-статистические методы геологических исследо­ваний. Теория планирования эксперимента. Полный факторный экспери­мент. Дробный факторный эксперимент. Метод дробных реплик.

Обработка результатов экспериментов. Методы обработки: графи­ческие, математические, критериальные, смешанные. Ошибки измере­ний. Оценка погрешностей. Возможности и применение ЭВМ для обработки результатов экспериментов. Прикладные программы обработки информации.

Опытно-промышленные работы. Стадии крупных исследований. Осо­бенности опытно-промышленных геологических исследований. Методические основы экономической оценки научно-исследова­тельских работ. Критерии эффективности научных исследований.

3.Организация и планирование научно-исследовательской работы

Как правильно выбрать тему исследования. Критерии актуальнос­ти, научной и практической значимости. Новизна исследования. Плагиат и как его избежать.

Составление плана исследовательской работы. План исследования как средство самоконтроля. Выявление узких мест. Путь разработки плана. Рабочий план-график. Факторы успеха в научном исследовании.

Научное предвидение. Прогнозирование, его сущность. План создания прогноза.

Изложение результатов исследования. Подготовка доклада, тези­сов доклада, статьи, отчета, монографии, диссертации. Структура научно-исследовательской работы. Роль семинаров, симпозиумов, научных конференций и совещаний в проведении исследований. Участие в семи­нарах и совещаниях. Правила подачи заявок и материалов на конференции. Защита результатов исследования: некоторые по­лезные советы.

Практические работы

Практические работы состоят в выполнении индивидуальных заданий по материалам собственных магистерских или дипломных работ и включают в себя:

  1. Формулирование определений объекта и предмета собственных исследований.

  2. Формулирование предметных и генетических определений (в области собственных исследований).

  3. Формулирование защищаемых положений по формулам «явление», «свойство» или «закономерность» (по собственным работам)

  4. Составление долгосрочного и краткосрочного планов собственных исследований магистранта или аспиранта.

Литература

  1. Аренс В.Ж. Грани горной науки (об истории, предмете и зада­чах, об исследовательской работе и ее организации, маркетинге, рек­ламе и бизнесе в горной науке).- М,: МГИ, 1992 - 249 с.

  2. Вернадский В.И.Избранные сочинения, т. 1-V, - М. ,Изд-во АН СССР, 1954-1960.

  3. Голикова Т. И., Никитина Е.П., Терехин А.Т.Математическая ста­тистика. - М., Из д-во МГУ, 1981 - 185 с.

  4. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки. Избранные труды.- М., Наука,1990 - 352 с.

  5. Кноринг Л.Д., Деч В.Н. Геологу о математике. Советы по практи­ческому применению. - Л., Недра, 1989 - 208 с.

  6. Крутов В.И. и др. Основы научных исследований. - М., Высшая шко­ла, 1989.

  7. Круть И.В. Исследование оснований теоретической геологии. - М., Наука, 1973 - 201 с.

  8. Круть И.В. Развитие общенаучных оснований теоретической геологии: Историко-теоретические очерки. – М., Наука, 1995. – 287 с.

  9. Методы теоретической геологии. – Л., Недра, 1978. – 335 с.

  10. Мороз С.А., Ларченков Е.П. Основы познавательного процесса в современной геологии. – Киев, Выща шк., Головное изд-во, 1989, - 352 с.

  11. Планирование научных исследований и информационное обеспече­ние. - М. , Наука, 1972.

  12. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., Юнити, 1997.

  13. Хаин В.Е., Рябухин А.Г. История и методология геологических наук. / Учебник, 2-е изд. – М., Изд-во МГУ, 2004. – 320 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

    Книга
    Основы кредитной системы обучения в Казахстане/С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев; Под общ.
  2. Программа совещания Материалы к Всероссийскому совещанию

    Программа
    Редакционный совет: А.П. Ефремов, кандидат физико-математических наук, доцент В.Н. Чистохвалов, кандидат химических наук, доцент (ответственный редактор)
  3. Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов, аспирантов и стажеров

    Документ
    Качество подготовки специалистов, его соответствие российским и международным образовательным стандартам призваны обеспечить Государственные образовательные стандарты по русскому языку как иностранному (РКИ), которые были разработаны
  4. В. И. Прокопцов, научный руководитель Межвузовского учебно

    Документ
    П 13 П р о к о п ц о в В.И. Эдукология: принципиально новая наука образования. В 4 фракталах. Фрактал 1. Эдукология: Ориентировочная основа коллективно-интерсубъектной системомыследеятельности созидателей и пользователей эдукологии.
  5. Учебных курсов

    Документ
    П 78 Программы учебных курсов кафедры русского языка для иностранных учащихся основных факультетов / Отв. ред. В.Ю. Копров. – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011.

Другие похожие документы..