Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Хочется пригласить всех посетить новую экспозицию «Дома Н.В. Гоголя – мемориального музея и научной библиотеки» по адресу: Москва, Никитский бульвар,...полностью>>
'Документ'
Приложение 3. Диагностические материалы по истории России в формате ЕГЭ по теме «Россия в XVII веке». Авторы – составители: В. И. Белова (МОУ гимнази...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
А.П. Чехов «Чайка», «Вишневый сад», Три сестры», «Дядя Ваня» (1 на выбор); «Архиерей», «Дама с собачкой», «Палата №6», «Студент», «О любви» (2 на выб...полностью>>
'Документ'
Деловой казахский. Казахский язык. Делопроизводство. Терминология по отраслям. Этика общения. Умение передать мысли по определенной теме. Культура об...полностью>>

Председатель Ученого Совета, декан факультета международных отношений д и. н., профессор А. В. Шарапо (подпись) " " 2003 г. Учебная программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

«Утверждаю»

Председатель Ученого Совета,

декан факультета

международных отношений

д.и.н., профессор

А. В. Шарапо

_______________________

(подпись)

“____”____________ 2003 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса “Организация и методика экскурсионной работы”

(базовая)

Для студентов специальности Е1-26 02 02 – “Менеджмент”

специализации Е1-26 02 02 10 – “Менеджмент в сфере международного туризма”

Минск

2003

Учебная программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры международного туризма ФМО

Протокол № ____ от “___” __________ 2003 г.

Заведующий кафедрой Л. М. Гайдукевич

“____” _______________ 2003 г.

Учебная программа утверждена на заседании Совета факультета международных отношений

Протокол № ___ от “___” _________ 2003 г.

Председатель Ученого Совета,

декан факультета международных

отношений д.и.н., профессор

А. В. Шарапо

_________________________

подпись

“___” ___________ 2003 г.

Автор: преподаватель кафедры международного туризма ФМО БГУ Решетников Д.Г.

1. Пояснительная записка

Целью преподавания дисциплины “Организация и методика экскурсионной работы” является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области организации и проведения экскурсий.

Преподавание курса направлено на то, чтобы студенты усвоили основы современной методологии экскурсионной работы; сущность, функции, признаки экскурсии как туристского продукта; технологию подготовки новой экскурсии; методические приемы проведения экскурсии; технику проведения экскурсии; сущность дифференцированного подхода к организации и проведению экскурсий; содержание экскурсионной работы туристской фирмы.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны уметь:

— разработать экскурсию на определенную тему;

— составить методическую разработку экскурсии;

— проанализировать и дать оценку прослушанной экскурсии.

2. Основное содержание дисциплины

Тематический план

№ п/п

Название темы

Всего

часов

Лекции

Семин. занятия

Контр. самост. работа

cамост. работа

1

Сущность, признаки и функции экскурсии. Классификация экскурсий

2

2

2

Технология подготовки экскурсии.

6

4

2

3

Методика проведения экскурсии.

4

4

4

Техника ведения экскурсии.

4

4

5

Особенности подготовки и проведения обзорных и тематических экскурсий.

6

6

6

Дифференцированный подход к организации и содержанию экскурсионного обслуживания.

2

2

7

Организация и содержание работы экскурсовода, требования к нему.

4

4

8

Организация и содержание экскурсионной работы туристской фирмы.

2

2

Прослушивание и анализ экскурсий.

4

4

ИТОГО:

34

28

4

2

3. Тематическое содержание

Введение. Предмет курса “Организация и методика экскурсионной работы”. Цель и задачи курса. Рекомендуемая литература.

Тема I. Сущность, функции и признаки экскурсии.

Сущность понятия “экскурсия”, ее признаки: продолжительность во времени, наличие экскурсионной группы и экскурсовода, определенность тематики и др. Познавательное, воспитательное и культурно-просветительное значение экскурсии. Требования к экскурсии: полнота и достоверность излагаемого материала, законченность композиции, удовлетворение запросов экскурсантов. Тема и структура экскурсии.

Понятие классификации. Классификация экскурсий по содержанию, тематике, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения. Особенности тематических и обзорных экскурсий. Экскурсия как форма учебной работы.

Тема II.Технология подготовки экскурсии.

Основные этапы подготовки экскурсии, их последовательность. Организация предварительной работы и непосредственная разработка экскурсии. Выбор темы экскурсии, определение подтем. Работа над содержанием экскурсии. Составление библиографии. Изучение литературных источников, архивных материалов, экспозиций и фондов музеев. Отбор материалов.

Выявление и отбор экскурсионных объектов. Классификация экскурсионных объектов, их количество в экскурсии. Составление паспортов (карточек) экскурсионных объектов.

Разработка экскурсионного маршрута, его обход (объезд). Уточнение экскурсионных объектов и остановок. Выбор мест экскурсионного показа.

Составление текста экскурсии. Требования, предъявляемые к тексту экскурсии. Структура текста экскурсии. Значение логических переходов в экскурсии. Контрольный текст экскурсии и индивидуальный текст экскурсии.

Комплектование “портфеля экскурсовода”, его содержание.

Составление методической разработки, требования к ней. Структура и оформление методической разработки.

Порядок приема и утверждения экскурсии.

Тема III. Методика проведения экскурсии.

Задачи методики проведения экскурсии. Методические приемы проведения экскурсий. Показ и рассказ как основа экскурсионной методики.

Экскурсионный показ объектов. Методические приемы показа экскурсионных объектов: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция, локализация событий, зрительное сравнение. Показ наглядных пособий. Средства показа экскурсионных объектов. Жест, его назначение и виды.

Экскурсионный рассказ. Основные требования к рассказу в экскурсиях: тематическая направленность, достоверность, конкретность, лаконичность, доступность, доходчивость, яркость изложения материала. Методические приемы рассказа: экскурсионная справка, характеристика объекта, объяснение, комментирование, цитирование, литературный монтаж.

Тема IV. Техника ведения экскурсии.

Требования к технике ведения экскурсии: раскрытие подтем и основных вопросов темы экскурсии; расстановка группы у объекта; темп движения группы; паузы в экскурсии; ответы на вопросы и др.

Контакт экскурсовода с группой. Приемы установления психологического и зрительного контактов. Приемы сохранения внимания и привлечения интереса. Руководство познавательной деятельностью экскурсантов.

Тема V. Особенности подготовки и проведения обзорных и тематических экскурсий.

Особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий.

Тематические экскурсии (исторические, архитектурно-градостроительные, литературные, искусствоведческие, природоведческие и др.), особенности их подготовки и проведения.

Особенности подготовки и проведения музейных, производственных и загородных экскурсий.

Тема VI. Дифференцированный подход к организации и содержанию экскурсионного обслуживания.

Сущность дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию. Виды группировки экскурсантов.

Особенности проведения экскурсий для различных групп населения. Особенности подготовки, организации и методики проведения экскурсий для детей. Использование экскурсий в учебном процессе.

Особенности подготовки, организации и методики проведения экскурсий для иностранных туристов. Организация индивидуального экскурсионного обслуживания. Изучение спроса в области экскурсионного обслуживания.

Тема VII. Организация и содержание работы экскурсовода, требования к нему.

Основные требования, предъявляемые к экскурсоводу: образовательный уровень, знание экскурсионного дела, педагогики, психологии, логики, специальных дисциплин по тематике экскурсий. Культура речи экскурсовода, его внешний вид. Культура поведения.

Организация работы экскурсовода. Основные права и обязанности экскурсовода. Постоянное повышение квалификации как необходимое условие успешной работы экскурсовода.

Требования, предъявляемые к гиду-переводчику. Информационная направленность работы гида-переводчика.

Особенности работы руководителя туристской группы на транспортном маршруте.

Тема VIII. Организация и содержание экскурсионной работы туристской фирмы.

Структура, организация и содержание экскурсионной работы туристской фирмы. Методическая работа экскурсионного бюро. Экскурсионный менеджмент.

Работа туристской фирмы по формированию комплексного туристско-экскурсионного продукта.

Задачи пропаганды и рекламы туристско-экскурсионных услуг. Основные средства рекламы туристско-экскурсионных услуг.

Резервы расширения экскурсионного обслуживания.

4. Программа семинарских занятий и самостоятельной контролируемой работы

Занятия 1-2.

Программа курса предусматривает прослушивание в ходе практических занятий двух экскурсий (пешеходной и автобусной), а также их анализ на семинаре.

Задание для самостоятельной контролируемой работы включает составление паспорта (карточки) объекта экскурсионного показа по плану:

  1. Название объекта (первоначальное и современное).

  2. Исторические события, с которыми связан объект.

  3. Описание памятника (автор, дата сооружения, материал, тексты надписей и др.).

  4. Местонахождение объекта, подъезд к нему.

  5. Источники сведений об объекте (литературные и др.).

  6. Сохранность объекта (состояние, дата реставрации).

  7. Охрана объекта (когда и на кого возложена).

  8. В каких экскурсиях используется (может использоваться) в качестве объекта показа.

  9. Дата составления паспорта. Фамилия, имя, отчество составителя.

В паспорт могут быть включены и другие сведения, характеризующие объект.

К паспорту прилагаются фотографии, рисунки, схемы и другие наглядные пособия.

5. Литература:

Основная:

1. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Мн., 1988.

2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. — М., 1998.

3. Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения. — М., 1987.

4. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. Ч.1. – Мн., 2000.

5. Турысцкi веснiк. — Мн., 1999, № 4.

Дополнительная:

1. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М., 1996.

2. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации. – М., 1980.

3. Рассказ на экскурсии. Методические рекомендации. – М., 1981.

4. Туризм в Беларуси / Гайдукевич Л.М., Тарасенок А.И., Решетников Д.Г., Полещук Н.И. – Мн., 2001.

5. Элементы логики в экскурсиях. Методические рекомендации. – М., 1982.

6. Материалы периодических изданий: “Туризм и отдых”, “Путешественник”, “Туринфо”, “Туризм: практика, проблемы, перспективы” и др.

6. Контрольные вопросы

1. Понятие “экскурсия”, ее признаки.

2. Функции экскурсии, требования к ней.

3. Классификация экскурсий.

4. Тема и структура экскурсии.

5. Основные этапы подготовки экскурсии, их последовательность.

6. Организация предварительной работы при составлении экскурсии.

7. Изучение и отбор экскурсионных объектов, их классификация.

8. Составление паспортов (карточек) экскурсионных объектов.

9. Разработка маршрута экскурсии, принципы его построения.

10. Контрольный текст экскурсии, его особенности.

11. Индивидуальный текст экскурсии, его структура.

12. Комплектование и использование “портфеля экскурсовода”.

13. Методическая разработка экскурсии, требования к ней.

14. Порядок приема и утверждения экскурсии.

15. Методические приемы показа в экскурсии.

16. Жест экскурсовода в показе экскурсионных объектов, его назначение и виды.

17. Методические приемы экскурсионного рассказа.

18. Логические переходы, их роль в изложении экскурсионного материала.

19. Техника проведения экскурсии.

20. Особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий.

21. Особенности подготовки и проведения экскурсий на исторические темы.

22. Особенности подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий.

23. Особенности подготовки и проведения литературных экскурсий.

24. Особенности подготовки и проведения искусствоведческих экскурсий.

25. Особенности подготовки и проведения производственных экскурсий.

26. Особенности подготовки и проведения музейных экскурсий.

27. Особенности подготовки и проведения природоведческих экскурсий.

28. Особенности подготовки и проведения загородных экскурсий.

29. Дифференцированный подход к организации и содержанию экскурсионного обслуживания.

30. Особенности подготовки и проведения экскурсий для детей.

31. Особенности подготовки и проведения экскурсий для иностранных туристов.

32. Изучение спроса в области экскурсионного обслуживания.

33. Организация и содержание работы экскурсовода.

34. Особенности работы гида-переводчика.

35. Особенности работы руководителя туристской группы на транспортном маршруте.

36. Организация и содержание экскурсионной работы туристской фирмы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Председатель Ученого Совета, декан факультета международных отношений д и. н., профессор А. В. Шарапо (подпись) ­­­ 2006 г. Учебная программа

    Программа
    Дисциплина является обзорной, особое внимание обращается на комплексный и междисциплинарный характер исследования развития туризма как социального феномена.
  2. Председатель Ученого Совета, декан факультета международных отношений д и. н., профессор А. В. Шарапо (подпись) " " 2006 г. Учебная программа

    Программа
    В связи с тем, что страны региона существенно отличаются друг от друга по основным географическим, политическим, экономическим и социальным признакам, их следует изучать по отдельности.
  3. Председатель Ученого Совета, декан факультета международных отношений д и. н., профессор А. В. Шарапо (подпись) «­­­­­­­­­­­­­» ­­ 2003 учебная программа

    Программа
    Предмет курса – теория и практика формирования и реализации маркетинговых возможностей предприятия на международных рынках. Логика дисциплины строится на изучении и практическом использовании аналитических процедур, обеспечивающих
  4. Учебная программа курса «Маркетинг в туризме» (базовая)

    Учебная программа курса
    Теория маркетинга рассматривается в соответствии с самыми современными взглядами и отражает основные особенности маркетинга сферы туристских услуг. Поскольку маркетинг является эмпирической наукой, курс основан на опыте иностранных
  5. Учебная программа курса «Организация и управление туристским предприятием» (базовая) Для студентов специальности Е1-26 02 02 «Менеджмент» специализации Е1-26 02 02 10 «Менеджмент в сфере международного туризма»

    Учебная программа курса
    Цель курса: изучение этапов создания и правовой регистрации туристского предприятия, базовых элементов управления организациями туристского комплекса Беларуси.

Другие похожие документы..