Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий, структурно-логические схемы и таблицы, контрольные вопросы, задания и тесты, ...полностью>>
'Документ'
Збірник містить матеріали доповідей студентів педагогічних ВНЗ І-ІІ рівнів акредитації Волині, Львівщини та Рівненщини. У публікаціях висвітлені акту...полностью>>
'Документ'
Руководители: Мирошников А.И., академик РАН, зам. директора Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, Пред...полностью>>
'Образовательный стандарт'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540300 Филологическое образование при очной форме об...полностью>>

Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (5)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной формы обучения

Юридического факультета

(магистров)

Специальность: юриспруденция

Кредит 3

I семестр

Преподаватель: д.п.н, профессор кафедры административного и финансового права Шмелева С.В.

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами): по назначению и договоренности.

Телефон: (8 495) 434 32 11

Программа подготовлена при информационной

поддержке Консультант Плюс

Москва

2009

Утверждено

РИС юридического факультета

дружбы народов

Составители:

Шмелева С.В. – профессор кафедры административного и финансового права РУДН

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.

Одобрен (рекомендован) кафедрой административного и финансового права юридического факультета Российского университета дружбы народов (Протокол № 17 от 24 июня 2008 г.).

Утвержден на заседании Ученого совета юридического факультета (Протокол №1 от 31 августа 2008 г.).

Учебно-методический комплекс подготовлен при

информационной поддержке

Правовой системы «Консультант – Плюс»

© Шмелева С.В. (содержание), 2009

© Российский университет дружбы народов (верстка и оформление), 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …………….. ......4

ПРОГРАММА …………………………………………………………………………….. …6

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ………………………..……10

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ……………………...… …………………………10

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ

(ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ…………………………………………………….. …….11

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ……………….. .11

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… ……………..13

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К АТТЕСТАЦИОННЫМ ИСПЫТАНИЯМ…………………………………………….. 15

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ

АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИИЙ ………………………………………………...18

ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………….……………………………………………...21

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭТИКА (ДИСЦИПЛИНА) ПОДГОТОВКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ..........................................................................................................................................22

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ И КУРСОВЫХ РАБОТ………………...22

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ……………………………………24

СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ……………………………………………………… 25

ВВЕДЕНИЕ (ОПИСАНИЕ КУРСА)

Курс "Информационные технологии в юриспруденции" имеет целью формирование и развитие у будущих юристов теоретических знаний и практических навыков оптимальной организации информационных процессов, применения информационных технологий и информационных систем в юридической деятельности.

В теоретической части курса уделяется большое внимание использованию системно-информационного метода исследований, так как механизм правотворчества, правовое регулирование и правовая культура являются информационными образованиями и допускают исследование на основе математической теории информации. В рамках теоретической части, рассматриваются, в частности, вопросы информационного обеспечения частных актов правового регулирования и оценки эффективности правоохранительной деятельности. Теоретические разделы включают также изучение отдельных информационных элементов правовых образований с помощью программно-логических методов, позволяющих исследовать программы работы с правовой информацией на предприятиях, в учреждениях и организациях, логику правовых сообщений, алгоритмы решения юридических задач в области информационного обслуживания правоохранительных органов и другие проблемы.

В настоящее время эффективность работы будущего юриста во многом будет определяться тем, насколько квалифицированно он сможет использовать современные компьютерные технологии в своей работе и адаптироваться к их стремительному развитию. Поэтому одной из основных задач практической части курса является обучение студентов практической работе с информационно-справочными и информационно-поисковыми системами и умению использовать их при систематизации нормативных правовых актов.

Подчеркнем также, что для для грамотного, полного правового регулирования необходимо четкое понимание сущности и особенностей таких правовых объектов как «информация», «информационные процессы», «информационные технологии», «информационные системы» .

Таким образом, курс "Информационные технологии в юриспруденции" является необходимым этапом перед изучением отраслевой юридической науки - информационного права.

Основные задачи курса "Информационные технологии в юриспруденции":

  • познакомить студентов с основными теоретическими принципами организации информационных процессов, информационных технологий, и информационных систем в современном обществе;

  • научить использовать новейшие компьютерные информационные технологии для поиска, обработки и систематизации правовой информации;

  • познакомить студентов с информационными системами, активно использующимися сегодня в правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности;

  • сформировать знания и практические навыки, необходимые для работы с современными сетевыми технологиями.

В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать:

  • свойства правовой информации;

  • проблемы информатизации правовой сферы;

  • структуру общенациональной системы правовой информации;

  • принципы построения автоматизированных систем информационного обеспечения правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности;

  • приёмы внедрения компьютерных информационных технологий в технологический процесс работы юриста.

  • б) уметь:

  • использовать информационные технологии в юридической практике: текстовые и табличные процессоры, системы управления базами данных (СУБД),

  • использовать современные средства телекоммуникации, средства электронного документооборота и автоматизации обработки документов в офисе.

в) иметь представление:

  • современных и перспективных программных средствах автоматизации работы юриста;

  • специализированных экспертных системах.

Учебная программа по дисциплине "Информационные технологии в юриспруденции" предназначена для подготовки юристов по специальности «Юриспруденция».

ПРОГРАММА

Тема 1. Общие сведения об информационных технологиях.

Информация, информационные ресурсы и информационные процессы. Понятие информационной системы. Информационные технологии и этапы их развития. Классификация информационных технологий (в зависимости от способов работы, эксплуатации, организации и топологии пространственного правового поля). Использование текстовых и табличных процессоров, систем управления базами данных. Информационный консалтинг общего типа – структура, технологический процесс, схема взаимодействия модулей, требования, критерии, оценка качества.

Тема 2. Математические основы информационных технологий в юриспруденции.

Элементы теории систем. Правовая система. Возможности классических математических методов в исследовании правовых систем. Моделирование: основные этапы развития. Информационная модель. Математические предпосылки создания компьютерной модели сложного процесса. Имитационные модели. Проблемы построения модели в правовой области.

Понятие о компьютерном методе решения задач в юриспруденции.

Тема 3. Государственная информационная политика.

Основные этапы государственной политики в информационной сфере. Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Государственная политика в области правовой информатизации.

Тема 4. Общая характеристика информационных систем в юриспруденции.

Компьютерные консультационные юридические службы (ККЮС). Информационно-поисковые системы и базы данных (Консультант Плюс): назначение, задачи, дерево функций, схема диалога, схема работы темы, схема взаимодействия модулей. Информационные системы и базы данных с возможностями построения логического вывода (заключения) в условиях первоначальной неопределенности (ЮСИС). Создание Общенациональной системы правовой информации. Сравнительно-сопоставительная характеристика зарубежных компьютерных правовых систем.

Тема 5. Информатизация правотворческой деятельности.

Основные направления информатизации правотворческой деятельности. Автоматизированные информационные системы Федерального собрания. Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции РФ.

Тема 6. Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности

Концепция информатизации судов общей юрисдикции. Информатизация Прокуратуры. Информатизация деятельности органов внутренних дел. Государственная автоматизированная система «Выборы».

Тема 7. Проблемы защиты информации в информационных системах

Место информационной безопасности в системе национальной безопасности. Концепция информационной безопасности Российской Федерации. Защита информации в компьютерных системах.

Тема 8. Проблемы электронного документооборота.

Особенности электронного документооборота. Электронная цифровая подпись. Роль сети Интернет в юридической деятельности. Концепция «электронного правительства»: зарубежный опыт. Процесс создания правительственной сетевой инфраструктуры в России.

Тема 9. Перспективные информационные технологии в юриспруденции

Компьютерный перевод текста, системы машинного зрения, распознавание образов в криминалистике. Создание сетевой автоматизированной правовой системы (САПС).

Практическая работа с графическими криминалистическими программами: правила и приемы работы с программой Photorobot.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (в часах)

(по учебному плану)

Очная

Общая трудоемкость

108

Аудиторные занятия

32

Лекции

24

Семинары (практические занятия)

8

Самостоятельная работа (в часах)

36

НИРС

36

Рубежная аттестация

2 часа

Итоговая аттестация

2 часа


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

п/п

Разделы (темы) дисциплины

Виды учебных занятий

Лекция

Семинар

1.

Общие сведения об информационных технологиях.

2

2

2.

Математические основы информационных технологий в юриспруденции.

2

3.

Государственная информационная политика.

2

4

Общая характеристика информационных систем в юриспруденции

4

2

5.

Информатизация правотворческой деятельности

2

2

6.

Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности

6

7.

Проблемы защиты информации в информационных системах

2

8.

Проблемы электронного документооборота

2

2

9.

Перспективные информационные технологии в юриспруденции

2

Всего

24

8


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Тема семинарского (практического) занятия

Очная

Тема 1. Информация, информационные ресурсы и информационные процессы. Понятие информационной системы. Информационные технологии и этапы их развития. Классификация информационных технологий (в зависимости от способов работы, эксплуатации, организации и топологии пространственного правового поля). Использование текстовых и табличных процессоров, систем управления базами данных. Информационный консалтинг общего типа – структура, технологический процесс, схема взаимодействия модулей, требования, критерии, оценка качества.

2

Тема 2. Компьютерные консультационные юридические службы (ККЮС). Информационно-поисковые системы и базы данных (Консультант Плюс): назначение, задачи, дерево функций, схема диалога, схема работы темы, схема взаимодействия модулей. Информационные системы и базы данных с возможностями построения логического вывода (заключения) в условиях первоначальной неопределенности (ЮСИС). Создание Общенациональной системы правовой информации. Сравнительно-сопоставительная характеристика зарубежных компьютерных правовых систем.

.

2

Тема 3. Концепция информатизации судов общей юрисдикции. Информатизация Прокуратуры. Информатизация деятельности органов внутренних дел. Государственная автоматизированная система «Выборы».

2

Тема 4. Роль сети Интернет в юридической деятельности. Концепция «электронного правительства»: зарубежный опыт. Процесс создания правительственной сетевой инфраструктуры в России.

.

2

ИТОГО:

8


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Рекомендации по работе с источниками и литературой

Студенту желательно освоить порядок работы с нормативно-правовыми базами. Необходим учет (отслеживание) студентом изменений в законодательстве, а также корректировка использования в освоении дисциплины учебной литературы и судебной практики в соответствии с изменениями в законодательстве.

2. Рекомендации по оптимальной организации самостоятельной работы

2.1. Рациональное планирование времени на самостоятельную работу

В силу особенностей индивидуального режима подготовки каждого студента, представляется, что такое планирование должно осуществляться студентом самостоятельно, с учетом индивидуальных рекомендаций и советов преподавателей дисциплины в соответствии с вопросами и обращениями студентов при встречающихся сложностях в подготовке и освоении дисциплины.

2.2. Порядок освоения материала (общие рекомендации по освоению материалов дисциплины в виде изучения различных источников, содержащих сведения по предмету).

В качестве исходного материала, основы для усвоения предмета представляется важным опираться на лекционные материалы, в которых предполагается изложение основ правовой информатики и базовых информационных технологий, использующихся в юриспруденции, наряду с широко представленными в литературе также и малоизвестные теоретические и исторические сведения по предмету, а также перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих информационные правоотношения в России и за рубежом..

На основе полученных на лекционных занятиях направлений представляется далее актуальным и полезным ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов по конкретной изучаемой теме.

В оставшееся время представляется также полезным обращаться к литературе, особенно по тем вопросам, по которым после изучения лекционных материалов, а также нормативных правовых актов не сформировалось ясного представления, а также по тем вопросам, который представляют для студента особый интерес.

В качестве дополнительного источника, а также в качестве материала, способствующего лучшему усвоению различных вопросов предмета также полезно обращаться к материалам судебной практики. Важным источником являются также сайты сети Интернет.

3. Рекомендации по написанию рефератов и подготовке докладов и т.п.

Для более успешной работы по подготовке рефератов, докладов и других видов учебных работ, в частности, по вопросам выбора темы работы, основных направлений ее содержания, структуры, выбора источников и литературы и другим вопросам студентам, при сохранении их индивидуального предпочтения в отношении выбора темы работы, полезно также обращаться за советом к преподавателю дисциплины для получения методологических рекомендаций и советов по подготовке работы.

К общим рекомендациям по данному вопросу можно отнести следующие:

1. Письменная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменным работам (выровненные поля, единый шрифт, титульный лист, указаны заглавия разделов работы, указана библиография и приведено содержание работы).

2. Работа (письменная работа с докладом или реферат с докладом) может быть небольшой по объему, но должна быть выполнена самостоятельно. Работы могут быть двух основных видов, а также иных по согласованию с преподавателем:

1 вид – Письменная работа (с последующим докладом) по изучению отдельного института, проблемы, актуального вопроса и т.п. в области информационного права. Желательно брать в качестве темы небольшой вопрос, но проработать его (рассмотреть) на основе нормативно-правовых источников, теоретической литературы, судебной практики. В этом случае в библиографии должно быть не менее 5 источников. По объему работа может занимать около 3-5 страниц.

2 вид – Реферат с последующим устным его докладом. В данном случае берется значительный по объему основной источник (статья, глава из книги, учебного пособия, текст закона и др.) и реферируется (кратко излагается) студентом в письменном виде и устно представляется на семинарском занятии в виде доклада.

В этом случае реферируемый текст (первоисточник) должен быть по объему не менее 30 страниц. Сам реферат должен быть объемом 5-7 страниц. При этом реферат должен быть не копированием отдельных блоков реферируемой работы, а кратко излагать основное содержание глав, параграфов и разделов реферируемой работы, при желании и необходимости с комментариями студента – автора реферата и доклада.

Библиография ограничивается одним первоисточником или в крайней необходимости по желанию студента какими-либо другими вспомогательными источниками для удобства подготовки и изложения реферата.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) "Юриспруденция".
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (4)

    Учебно-методический комплекс
    Одобрен (рекомендован) кафедрой административного и финансового права юридического факультета Российского университета дружбы народов (Протокол № 17 от 24 июня 2008 г.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (6)

    Учебно-методический комплекс
    Одобрен (рекомендован) кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Российского университета дружбы народов (Протокол № от 2010 г.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (7)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.

Другие похожие документы..