Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В третий раз Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» распахнет свои двери в Москве. Кинофестиваль провод...полностью>>
'Документ'
По данным Управления Роапотребнадзора по Свердловской области процент забракованных хлебобулочных изделий в течение 2007-2009 годов имеет тенденцию к...полностью>>
'Урок'
«Чтение и будущая профессия». Встреча с Гуровым Игорем Дмитриевичем – консультант по национально-культурным связям с общественностью при главе админис...полностью>>
'Доклад'
Предназначение (миссия) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №21 «Детский сад комбинированного вида» города Калуги обесп...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировых цивилизаций Для специальности 350800 (оксо 032001-65) «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Кафедра информационной безопасности в управлении

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История мировых цивилизаций

Для специальности 350800 (ОКСО 032001-65) «Документоведение и документационное

обеспечение управления»

Составитель

Доцент ______________ Л.П.Гречкина

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» _______________20__ г.

Зав. кафедрой, д.т.н, профессор _______________________ И.З.Климов

Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»__________20__ г.

Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК

2011

Требования государственного образовательного стандарта (ГОС)

Общие требования к образованию дипломированного специалиста.

Выпускник должен:

владеть основами исторического мышления;

иметь представление:

- об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

  • об основных этапах истории человечества и их хронологии;

  • о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм и ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

  • об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания;

уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к историческому прошлому;

знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в XX веке;

понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.

Принципы построения курса

«История и современная системы защиты информации в России»

(название курса, дисциплины)

Курс входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и предназначен для студентов четвертого курса дневного отделения Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета

Курс готовит студентов к знанию и пониманию мировой истории, смыслу споров и дискуссий, активно ведущихся в исторической литературе по ряду проблем, что обеспечивает возможность самостоятельного расширения знаний.

Основная цель курса для студента – дать знания к пониманию закономерности мирового исторического процесса, выделить его основные направления, определить своеобразие и роль культурно-исторических образований – цивилизаций.

Ядро курса составляют лекции по мировой истории, посвященные общим и особенным вопросам мировой цивилизации, специфике отдельных цивилизаций, о месте России в историческом процессе.

Для успешного изучения курса студенту необходимо знать формирование и эволюцию исторического процесса, основных исторических понятий и категорий.

Программа курса построена по хронологическому принципу с приоритетным вниманием к основным переломным моментам мирового исторического процесса.

Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью тестирования и зачетов, семестрового экзамена.

Введение

Современная отечественная историческая наука все больше обращается к цивилизационному подходу, который учитывает самые разнообразные аспекты исторического развития (процесса). В то же время, неповторимость, уникальность локальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизации проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах. В цивилизационный анализ можно включить элементы формационного подхода, так как развитие социально-экономических отношений – важная составляющая цивилизационного процесса.

История мировых цивилизаций, ее изучение, дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса.

Цели курса «История мировых цивилизаций»

После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен:

иметь представление:

  • об основных этапах мирового исторического процесса с древнейших времен до наших дней;

  • о месте и значении отдельных цивилизаций во всемирно-историческом процессе.

знать:

  • основные закономерности общеисторического процесса;

  • основные проблемы мировой истории.

уметь:

  • делать обобщения при рассмотрении различных эпох исторического развития;

  • выявлять причинно-следственную связь мировой и российской истории (событий и явлений);

  • пользоваться источниками исторического характера при анализе и изучении исторических событий;

  • выявлять межпредметные связи всеобщей истории и культурологии, истории России и других дисциплин гуманитарного цикла;

  • публично выступать, аргументировать, оппонировать, привить навыки риторики.

Учебно-тематический план курса

Распределение часов по темам курса и видам занятий для очной формы обучения

п/п

Название темы

Количество часов

Лекции

Семинары

1

На пути к современной цивилизации. Изучение закономерности исторического процесса.

4

4

2

Древневосточные цивилизации.

4

4

3

Мир варварства.

4

4

Древние цивилизации Европы. Византия.

4

5

Европа средние века.

4

6

Средневековый Восток.

4

2

7

Западная Европа на пороге Нового времени.

4

8

Эпоха Просвещения. Европа в XVIII веке.

4

9

Россия в мировом сообществе цивилизаций.

4

10

Индустриальная цивилизация.

4

4

11

Постиндустриальная цивилизация Формирование информационного общества.

6

12

Просмотр фильма. Тестирование.

6

2

Всего:

52

16

Распределение часов по темам курса и видам занятий для заочной формы обучения

п/п

Название темы

Количество часов

Лекции

Семинары

1

На пути к современной цивилизации. Изучение закономерности исторического процесса.

2

2

Древневосточные цивилизации.

2

2

3

Мир варварства.

2

4

Древние цивилизации Европы. Византия.

2

2

5

Европа средние века. Средневековый Восток.

2

7

Западная Европа на пороге Нового времени.

2

8

Эпоха Просвещения. Европа в XVIII веке.

2

9

Россия в мировом сообществе цивилизаций. Индустриальная цивилизация.

2

Всего:

16

4

Содержание курса лекционных занятий

Лекция 1. Введение. Цели и задачи курса. На пути к современной цивилизации. Основные этапы формирования и развития исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Понятие и структура цивилизации. Предпосылки возникновения цивилизации. Типологии цивилизаций. Механизм смены. Периодизация мировой истории.

Лекция 2. Древневосточные цивилизации. Особенности восточных цивилизаций. Древний Египет. Связь общества с природой. Религия Востока. Исторические сведения и Междуречье (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Финикия, Палестина). Восточные цивилизации и современность.

Лекция 3. Мир варварства. Натуральное хозяйство и его роль в жизни варваров. Организация власти и милитаризация общественной жизни. Столкновение варваров и античного мира.

Лекция 4. Древние цивилизации Европы. Зарождение античной цивилизации. Греческая община – полис. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы. Духовная и материальная культура древнегреческого полиса. Эпоха эллинизма. Ценности древнеримской цивилизации. Возникновение христианства.

Лекция 5. Европа в средние века. Становление европейской цивилизации. Становление феодальных отношений. Пути становления феодализма. Средневековое общество. Сословно-корпоративная организация, феодальная иерархия. Мировоззрение средневекового человека, роль католической церкви в средневековом европейском обществе. Создание централизованных государств. Государственное управления. Средневековый город. Средневековые университеты. Эволюция средневекового права. Средневековая культура. Возрождение и гуманизм.

Лекция 6. Средневековый Восток. Особенности феодализма на Востоке. Особенности политического развития стран Востока в Средние века. Религиозно-философские системы средневекового Востока. Возникновение ислама. Арабский Халифат. Культурные достижения восточных цивилизаций средневековья. Восток и Европа.

Лекция 7. Европа на пороге Нового времени (вторая половина XVI-XVII вв.). Великие географические открытия, их последствия. Зарождение капитализма в Западной Европе. Нидерландская буржуазная революция. Абсолютизм. Реформация, ее значение. Кризис «старого порядка». Английская революция, ее последствия.

Лекция 8. Эпоха Просвещения. Идеи и деятельность просветителей. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе. Великая французская буржуазная революция. Капитализм в структуре европейской цивилизации: пути и результаты. Начало промышленного переворота в Англии. Сдвиги в социальной структуре. Международные отношения в Европе. Колониальная системы европейских держав. Война за независимость в английских колониях Северной Америки. Образование США. Европейская цивилизация как историческое явление.

Лекция 9. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Основные концепции истории российской цивилизации, ее специфика и основные этапы цивилизационного развития. Киевская Русь. Россия и Европа в IX-XIII вв. Русская и Западная государственность. Татаро-монгольское нашествие и его последствия. Русь Московская. Россия и Европа в XIV-XVII вв.

Лекция 10. Индустриальная цивилизация. Особенности промышленного переворота в различных странах. Социальные последствия примышленного переворота. Государственно-правовая организация капиталистических стран. Становление буржуазной демократии. Политические партии и движения. Экономические, политические, философские и культурные течения в XIX вв. Мир на рубеже XIX-XX вв. основные тенденции развития. Вторая НТР. Экономические кризисы. Феномен ГМК. Мировые войны XX в.: причины и последствия. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Циклы мировой политики.

Лекция 11. Постиндустриальная цивилизация. Формирование информационного общества. Третья НТР. Экономика. Цикличность развития. Экономические кризисы второй половины XX в. Антикризисное государственное регулирование. Социальная сфера. Общество массового потребления. Политическая жизнь. Экономические, политические, философские и культурные течения XXв. Мир социализма: от утверждения к кризису. Распад мировой системы социализма. Демократические революции в Восточной Европе в конце 1980-х гг. Куба. Китайский вариант. Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии. Основные тенденции мирового развития на современном этапе. Глобальные проблемы человечества. Интеграционные процессы. Футурологи о перспективах мировой цивилизации.

Учебно-методические материалы

Основная литература

1. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейший времен до начала XX века. М.: 2005 Дрофа

2. Мировая история. М.: Олма-Пресс образование, 2003

3. Пахомов Ю.В. История Европы. М., 2004, 347 с.

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Древние цивилизации. М., 1989

  1. Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки. 1945-1986 гг. М., 1988.

  2. Бабушкин С.А. Теория цивилизации. Курск 1997

  3. Виппер Р.Ю. и др. История Нового времени. – М., 1995.

  4. Васильев А.А., Виппер Р.Ю. История древнего мира и средних веков. М., 1993

  5. Всемирная история: учебник для вузов./ Под ред. Г.Б.Полякова. М., 2000.

  6. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., Мысль, 1990

  7. Демин В.Н. Загадки российской цивилизации. М.: Вече, 2002

  8. Древний Восток и античный мир. Сборник под ред. В.И. Кузищина. М., 1990

  9. Заболоцкая Ю. История Ближнего Востока и древности. М., 1989

  10. История средних веков. Под ред. З.В. Удальцовой, С.П. Карпова. М., 1990. Иванова Л.Л. Замечательные женщины с древнейший времен до наших дней. Екатеринбург 1992

  11. Из истории мировой цивилизации. / Под ред. Ш.М.Мунчаева. М., 1993.

  12. Капустин Б.Г. Глобальные проблемы мирового общественного развития. М., 1991.

  13. Моисеева Л.А. История цивилизаций. Р.-на-Д., 2000

  14. Семеникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск, 1998

  15. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Справочник студента. М., 2000.

  16. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1998.

  17. Широкова И.Г. История цивилизации. М.: ПРИОР, 2000

  18. Яковец Ю.В. Истории цивилизаций. М., 1997.

Методические рекомендации для проведения практических (семинарских) занятий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт- петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.

Другие похожие документы..