Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, устан...полностью>>
'Контрольная работа'
Международное право как особая система юридических норм; субъекты международного права; источники международного права и процесс создания норм; взаим...полностью>>
'Документ'
Приклад 2. Нехай ми маємо хвору людину, а x1, x2,…, xn – набір хвороб, однією з яких він хворіє. Суть явища A є в тому, що людина хворіє однією з так...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 075500 “Ко...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировых цивилизаций Для специальности 350800 (оксо 032001-65) «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа практических (семинарских) занятий

Тема 1. Изучение закономерностей исторического процесса (4 часа)

  1. Основные этапы формирования и развития исторической науки.

  2. Понятие и структура цивилизации.

  3. Механизм смены цивилизаций

Методические рекомендации

Данная тема – общетеоретическая. В ходе семинарского занятия необходимо рассмотреть функции исторической науки, ее методы и принципы. Выделяя основные этапы в развитии исторической науки, студенты должны отчетливо представлять ведущие школы и их крупнейших представителей. Подумайте, какой из существующих вариантов периодизации исторического развития представляется вам наиболее обоснованным?

При подготовке второго вопроса обратите внимание на разные определения термина «цивилизация». Раскрывая основные понятия и принципы цивилизационного подхода, попытайтесь обосновать свой ответ на примере взглядов наиболее ярких представителей этой методологии – А.Тойнби, О.Шпенглера, Н.Данилевского и др.

Литература

1. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999

2. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995

3. История мировой культуры. Наследие Запада. М. 1998. С. 9-36

4. Пахомов Ю.В. История Европы. М. Владос, 2004

5. Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества. Брянск, 1998

6. Эйзенштадт. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999

7. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997

Тема 2. Древневосточные цивилизации. (4 часа)

  1. Предыстория человеческого общества.

  2. Раннеклассовые цивилизации Древнего Востока. Государство и общество.

  3. Роль религии в древних обществах. Даосизм, конфуцианство, буддизм.

  4. Связь природы и общества. Зарождение научных знаний и
    письменности.

Методические рекомендации

Прежде чем приступить к изучению первых раннеклассовых цивилизаций, необходимо определить основные достижения доисторического периода, которые легли в основу дальнейшего развития человечества. Важным этапом в истории этого времени стала неолитическая революция, которая привела к переходу от присваивающего хозяйства к производящему, что способствовало, в свою очередь, кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере.

При подготовке второго вопроса семинара обратите внимание на причины возникновения первичных или речных цивилизаций именно на Востоке. Попытайтесь обосновать свой ответ, проследив особенности природы, климатических условий древних государств Месопотамии, Египта, Индии, Китая.

Поскольку основной формой правления древневосточных государств была деспотия, студенту в своем ответе необходимо выделить и раскрыть ее характерные признаки – абсолютное преобладание государства над обществом, устойчивость которого обеспечивала разветвленная бюрократическая система, обожествление власти правителя, строгая иерархичность и неоднородность социальной структуры общества, основную часть населения которого составляли свободные крестьяне – общинники. Попытайтесь обосновать свой взгляд на то, существовал ли восточный деспотизм в чистом виде или носил в определенные периоды и в разных странах ограниченный характер.

Возникновение государства неразрывно связано с установлением религиозных систем, выполняющих определенные социально-политические и культурно-эстетические функции. В ходе семинарского занятия необходимо более подробно рассмотреть основные идеи даосизма, конфуцианства и буддизма. Конфуцианство, являясь официальной государственной идеологией, сыграло огромную роль в становлении основ традиционной китайской цивилизации. Гипертрофированная опора на древние традиции, критика своего времени, возвеличивание рационализма и стремление подчинить религиозно-эстетические нормы требованиям социальной политики и администрации - все это в совокупности вошло в историю под названием конфуцианства. Религия ли конфуцианство? Подумайте и попытайтесь обосновать свой ответ, обращаясь к истории Китая. В противовес конфуцианству, даосизм призван был восполнить в сознании человека иррациональное, создавая социальные утопии с уравнительным принципом распределения. Что, на ваш взгляд, привлекало разные слои китайского общества в даосизме? Изучая историю возникновения, основные идеи буддизма, необходимо отметить, что именно стремление этой религиозной системы порвать с системой каст, выйти на наднациональный уровень позволило ей превратиться в мировую религию и безболезненно перешагнуть границы одного государства. Какие страны вы знаете, в которых буддизм играл или играет заметную роль в истории, культуре, жизни общества?


Литература

  1. Аверинцев С.С. Древние цивилизации. М., 1989

  2. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1979

  3. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986

  4. Донини А. Люди, идолы и боги. М., 1966

  5. Древние цивилизации/ Под общ. Ред. Г.М. Бонгард-Левина., М., 1993

  6. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. М., 1990

  7. Морган Л.Г. Древние общества или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1934.

  8. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 1968.

  9. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.

  10. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

  11. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. М., 1991.

  12. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

  13. Фоменко А.Т. Исследования по истории древнего мира и сред­них веков. М., 1993.

  14. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1984.

Тема 3. Средневековый Восток. (2 часа).

1. Средневековый Восток: Индия, Китай и Япония:

а) становление феодальных отношений, государство, община и общество на Востоке;

б) экономическая жизнь, хозяйство и быт Востока;

в) религия и ее роль в эпоху средневековья.

2. Исламский мир:

а) возникновение и распространение ислама;

б) средневековые исламские (мусульманские) государства на Востоке;

в) хозяйственная жизнь, быт и нравы мусульманского Востока.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В современной историографии эпоха восточного Средневековья выделяется условно, так как структурно государство и общество в Средние века не изменились по сравнению с древностью и носили цикличный и одновременно поступательный характер развития. Однако в этот период происходит качественное совершенствование структуры восточной цивилизации. Лучше всего это видно на примере Индии, Китая и Японии. В отличие от феодальной Европы в государствах традиционного Востока не существовало феодалов как отделенного от государства господствующего класса и феодальной частной собственности на землю. Здесь государство выступало господствующим классом. Именно ему крестьяне-землепользователи выплачивали налог-ренту. И лишь в период династических кризисов и децентрализации (по аналогии с Европой - феодальной раздробленности) происходит процесс усиления частнособственнических интересов.

При подготовке к вопросам семинара студенту необходимо учитывать специфику в развитии стран традиционного Востока. Так, в Индии - это огромное влияние кастовых ограничений, слабость государства как политико-административной системы и соответственно укрепление общины как элемента общества, в Китае – императорская власть, которая носила деспотических характер, распределительный характер экономики, идеология конфуцианства, в Японии – отсутствие механизма центральной деспотической власти, дифференциация светской (сегунат) и духовной (император) власти, более ярко выраженные частнособственнические интересы и феодальная структура общества, опора власти не на бюрократию, а на знатные дома рыцарей-самураев.

Мусульманская цивилизация в своих характерных чертах, оставаясь в рамках восточного типа цивилизаций, значительно отличается как от классического Востока, так и Востока христианского. В своем ответе студенту необходимо раскрыть историю возникновения ислама, его истоки, основные догматы и направле­ния. Религиозная специфика ислама сформировала основные черты мусульманской цивилизации: покорность обезличенной личности высшей силе и ее атрибуту - земной власти, слитность религии с политикой, властью, социумом. Эта слитность и воинствующая нетерпимость позволили сделать цивилизацию наиболее сильной и устойчивой среди других. Этому также способствовали чрезвычайно простая административная организация и достаточно простое, но безоговорочное требование ко всем членам своего общества - быть послушными подданными и верными воинами ислама.

В качестве основных средневековых государств на Востоке предлагается рассмотреть политическую историю, внутреннюю структуру и особенности культуры Арабского халифата и Османской империи.

Литература

  1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия. М., 1980.

  2. Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М., 1994

  3. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. СПб., 1995

  4. Иллюстрированная история религий. В 2т. М., 1992

  5. История и культура Китая. М., 1974

  6. Ким Г.Ф. Ислам. Проблемы идеологии права, политики и экономики. М.: Наука, 1985, 243 с.

  7. Овчинников В. Дуб и сакура. М.: 2005

  8. Сабуро И. История японской культуры. М., 1972

Тема 4. Индустриальная цивилизация. ( 4 часа)

1. Характерные черты индустриальной цивилизации:

а) возрастающая однородность общества в мировых масштабах;

б) ускорение темпов технического прогресса в XIX веке, научно-технические революции XX века;

в) становление государственного монополистического капитализма и ТНК второй половины XX века;

г) тоталитаризм и демократия. Массовые политические партии;

д) формирование новой государственно-правовой системы;

е) распространение массовой культуры.

2. Мировые войны XX века. Причины и последствия

3. Формирование и распад колониальной системы.

4. Человек индустриального общества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к данной теме необходимо обратить внимание на определение хронологических рамок индустриальной цивилизации. Свой отсчет индустриальная цивилизация ведет со второй половины XIX века. Эпицентром этого процесса была Англия. Индустриальная цивилизация постепенно распространилась на страны Западной Европы и Северную Америку, В последнюю четверть XX века.- происходит трансформация в постиндустриальную цивилизацию.

Подумайте, почему индустриальное общество отдает приоритет технологиям? Попытайтесь обосновать положение о том, что человек в индустриальном обществе, являясь творцом машин, становится все более зависимым от машинного производства.

Необходимо указать, что с конца XIX века развернулась техническая революция, основой которой был переход от пара и каменного угля к электричеству и жидкому топливу. В 50-60-х годах ХХ века в развитых странах развернулась первая НТР, базой которой стали освоение атомной энергии, квантовая электроника, лазерная техника, кибернетика, создание ЭВМ. В последней четверти XX века началась вторая НТР. Ее главные направления - микроэлектроника, биотехнологии информатика. Вторая научно-техническая революция является материальной основой для преодоления глобального экономического, социального и экологического кризисов.

Укажите основные противоречия общественного развития в индустриальную эпоху. Обратите внимание, что развитие экономики привело к росту уровня жизни населения развитых стран, однако благополучие и процветание немногих развитых стран основано на безжалостной эксплуатации трудовых и природных ресурсов развивающихся стран.

В экономике стали господствовать монополии, которые с конца XIX века сращиваются с государственным аппаратом. Свободный рынок вытеснен государственно-монополистическим регулированием. Назовите ведущие транснациональные корпорации второй Полины ХХ века, контролирующие ведущие сферы мировой экономики.

Концентрация экономической силы не могла не привести к концентрации политической власти, к диктатуре. Покажите, что это стало общей тенденцией, находя крайнее выражение в утверждении тоталитарных режимов (Германия, СССР). Тоталитарные режимы оказались нежизнеспособны. Сформировались двух- и многопартийные политические системы. Утверждается правовой порядок, основанный на признании равноправия всех граждан перед законом, на первенстве закона в регулировании правовых отношений.

С торжеством машинного производства возникла и стандартизированная, лишенная национальных различий, порвавшая с наследием эпохи гуманизма массовая культура, которая все более становится индустриальной антикультурой.

Обратите внимание на то, что последняя четверть XIX-начало ХХ века – период перерастания капитализма в империализм, завершение раздела мира и начало борьбы за его передел. Это привело к Первой мировой войне. Продолжением общенационального кризиса стала Вторая мировая война. После победы во Второй мировой воине стран-участниц антигитлеровской коалиции начался новый этап истории индустриальной цивилизации - противоборство двух мировых систем (капитализма и социализма) и формирование третьей мировой системы в результате распада колониальной системы.

При подготовке к третьему вопросу вспомните, что с середины XIX века усиливаются противоречия между колониями и метрополиями. Это нашло выражение в жестоко подавляемых антиколониальных восстаниях (Индия, Китай). С окончанием Второй мировой войны начался подъем национальных движений в колониальных и зависимых странах. Со второй половины XX века усиливается влияние стран "третьего мира" на мировую политику. Активизировался исламский мир, предлагая свой "исламский путь" - альтернативу капитализму и социализму. Индустриальная цивилизация характеризуется ростом численности населения, однако население земли растет неравномерно. Наиболее высокие темпы роста численности населения в самых бедных районах земли. Индустриальная цивилизация оказалась неспособной решить проблему сближения уровней жизни в разных районах земного шара. Символ веры буржуазного строя - свобода личности и конкуренция. В XX веке маятник истории качнулся к несвободе. Мировые войны, тоталитарные режимы, гонка вооружений поставили человечество на грань термоядерного самоуничтожения.

Вместе с тем в эпоху индустриальной цивилизации растет благосостояние и разнообразие видов человеческой деятельности, развиваются международные связи. Это приводит к усилению потребности в развитии науки, культуры и искусства.

Литература

  1. Виноградов В.Н. У истоков лейбористской партии (1889 - 1900). М., 1965

  2. Интлхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющи­еся общества/ Полис. 1997. № 4. С. 6-32.

  3. Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

  4. Корсунцев И. Г. Проблемы развития и будущее цивилизации. М., 1994.

  5. Кутырев В. А. Экономический кризис, постмодернизм и культу­ра// Вопросы философии. 1 996,. №11. С. ,23-3 1 .

  6. Мир во второй половине XX века /Под ред. О.С. Сорокоцюпы. М., 1996.

  7. Новая история стран Европы и Америки. Второй период/ Под ред. И.М Кривогуза, Е.Е. Юровской. М., 1998.

  8. Первая мировая война и проблемы политического переустрой­ства в Центральной и Юго-Восточной Европе/ Под ред. В. И. Беля­ева. М., 1991.

  9. Политическая история сер XIX в. - 1917 г. / Под ред. В. А. Кувшинова. М.,1992.

  10. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1,2. М., 1992.

  11. Ростоу.В.В. Стадии экономического роста. Нью-Йорк) 1981

  12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  13. Строганов А. И. Новейщая история стран Латинской. Америки. М., 1995.

  14. Фостер У.З. Очерки Политической истории Америки. М., 1955.

  15. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

Учебно-методическое пособие для преподавателей.

Историческая наука располагает огромным комплексом методов и подходов, на основе которых предпринимаются попытки выделить основные закономерности исторического процесса, представить движущие силы развития всеобщей истории. На современном этапе можно выделить два основных подхода в исторических исследованиях: формационный и цивилизационный. Первый из них рассматривает развитие человека как поступательный и закономерный процесс, который представлен в виде пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой; феодальной, капиталистической, коммунистической. Не умаляя всех достоинств этого подхода (стройная модель развития в виде объективного, закономерного и постепенного процесса, в котором выделяются движущие силы и основные этапы), необходимо отметить и его недостатки - однолинейный характер исторического развития, жесткая связь между изменениями в обществе и системой экономических отношений, следовательно, умаление значения человеческого фактора в историческом процессе, абсолютизация роли конфликтов, классовой борьбы, утопизм идеи о неизбежности прихода для всех эры коммунизма.

В качестве основы данного методического пособия был выбран Цивилизационный подход, который дает представление не только о единстве, но и о многообразии, многовариантности, многолинейности исторического процесса. В его основе цивилизация рассматривается как целостная общественная система, включающая в себя различные элементы - религию, культуру, экономическую, политическую, социальную организацию, которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Выделяются определенные типы цивилизаций, каждый из которых представляет собой исторически сложившуюся. общность, с определенной территорией и характерными только для него особенностями культурного и социального развития. В качестве позитивных моментов цивилизационного подхода необходимо выделить следующие: 1) универсальность этого подхода. учитывающего специфику стран и регионов, 2) изучение истории как многолинейного процесса, 3) единство человеческой истории, что предполагает возможность более глубокого изучения исторических процессов, выделения их особенностей, 4) в центре изучения находится человек, с его видением мира, эстетическими и моральными воззрениями, в самых разных проявлениях и формах деятельности. В настоящее время такой подход считается наиболее плодотворным, позволяющим выделить как общее, так и особенное в развитии исторического процесса.

Настоящее методическое пособие рассчитано на то, что студенты в рамках школьного курса уже знакомы с основными событиями мировой истории. Поэтому в качестве основной цели семинарских занятий предлагается изучение и сопоставление различных вариантов культур, их взаимодействие при условии сохранения самобытности каждой, выделение и анализ различных сторон, составляющих в целом тот или иной «культурно-исторический» тип общества.

Поскольку каждый факультет выделяет различное количество часов на преподавание курса "Истории мировых цивилизаций", авторы методического пособия предлагают возможные темы семинарских занятий и количество часов по каждому из них на выбор преподавателя. В конце пособия предлагаются тестовые задания по данному курсу, которые позволят разнообразить формы закрепления и отработки пройденного материала.

Методические рекомендации к написанию контрольной работы

  1. Контрольная работа является одним из обязательных видов учебного процесса и выполняется в соответствии с учебными планами факультета.

  2. Тематика контрольных работ по учебным дисциплинам каждый год пересматривается и утверждается соответствующей кафедрой одновременно с утверждением графика их написания и сдачи.

  3. Контрольные работы предполагают активное осмысление и закрепление самостоятельно проработанного материала по лекционному курсу.

  4. Выбор темы студентом осуществляется на основе предоставляемого кафедрой списка тем или самостоятельно, с обязательным согласованием со своим руководителем. Тема может быть написана на краеведческом материале с привлечением дополнительных источников и литературы.

  5. Работа выполняется в рукописном или печатном варианте, в пределах одной тетради школьного формата, с выделением полей для замечаний рецензента.

  6. В начале работы должен быть представлен развернутый, конкретный план. Во введении дается обзор использованной литературы по данной теме, определяются цели работы.

  7. В основной части – последовательно, в соответствии с планом, логично и доказательно раскрывается избранная тема.

Работа должна быть написана строгим научным языком, без синтаксических и грамматических ошибок. Сокращения в тексте не допускаются. Контрольная работа не должна являться копией соответствующей статьи учебника или методического пособия. Цитаты и цифровые данные должны сопровождаться точными ссылками на источники. Ссылка оформляется в конце предложения, где в квадратных скобках указывается порядковый номер этого произведения по списку использованной литературы и при необходимости – номер страницы. Например:

А) Смирнов В.Ф. отмечал следующее «…» [4, с.7].

Б) Проблема управления персоналом наиболее подробно рассмотрена в работах Пугачева В.П. и Веснина В.Р. [2,1].

  1. В заключении формулируются общие выводы по теме.

  2. В конце контрольной работы помещается список использованной литературы, включая учебники, методические пособия, справочники (не менее 5-6 наименований). Список оформляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг и статей (если автор не указан). Работы одного и того же автора располагаются или в алфавитном порядке их названий, или в хронологии из издания. Список использованной литературы обязательно нумеруется. Примеры оформления литературы представлены в приложении.

  3. В контрольную работу студента заочного отделения обязательно вкладывается бланк рецензии. Контрольная работа сдается в заочное отделение ИСК за 10 дней до экзамена.

Тематика контрольных работ

  1. Походы Александра Македонского и их последствия.

  2. Крестовые походы и их последствия // взаимодействие Востока и Запада.

  3. Средневековый город – государство в миниатюре.

  4. Буржуазные революции в Европе: общее и особенное.

  5. Бытовая этика ислама.

  6. Религия и ее роль в эпоху Средневековья.

  7. Церковь, государство и общество в средневековой Европе.

  8. Протестантизм и этика капитализма.

  9. Просвещение и абсолютизм в Западной Европе.

  10. мировые войны XX века и проблемы послевоенного урегулирования (и их последствия).

  11. Византия и варвары.

  12. Доколумбова Америка.

  13. Феномен мировых религий: буддизм, христианство, ислам.

  14. Древнегреческий полис и его значение в возникновении науки и искусства.

  15. Древняя Спарта.

  16. Культура, быт и религиозные верования древних римлян. Принятие Христианства.

  17. Эллинизм: общая характеристика.

  18. Финикия и Палестина в Древности.

  19. Постиндустриальное общество.

  20. Феномен фашизма. Неофашизм.

  21. Арабы в средние века. Арабский Халифат.

  22. Версальская система.

  23. Война за независимость и образование США.

  24. Нидерландская буржуазная революция XVI века.

Контролирующие материалы

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется в форме семестрового зачета, который проводиться с помощью тестовых заданий, а также контрольных работ.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ

"ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ"

1. Наиболее последовательным представителем цивилизационного подхода к мировому историческому процессу был:

а) А. Тойнби; б) О. Шпенглер; в) К. Маркс; г) М. Вебер.

2. Создателем теории локальных цивилизаций является:
а) А. Тойнби; б) Н.Я. Данилевский; в) О. Шпенглер.

3. В 1830-е гг. немецкий ученый историк И.Г. Дройзен ввел по­нятие "эллинизм" для обозначения:

а) античного общества с 323 до 30 гг. до н.э;

б) исторического периода Древнего Рима до III в. до н.э;

в) период завоеваний Рима Гунами и готами.

4. Выделите главную черту производительных сил: "Произво­дительные силы - это..."

а) средства производства; б) орудия труда; в) люди с их произ­водственным опытом, навыками к труду.

5. Эллинизм - это:

а) направление древнегреческой политической мысли в IV в. до н.э;

б) слияние культурно-исторических традиций античности
и Востока, появившихся после походов А. Македонского;

в) направление в древнегреческом искусстве.

6. Полис как общественно-экономическая структура появился: а) в Италии; б) Финикии; в) Греции; г) Карфагене.

7. Неолитическая революция - это:

а) окончание эпохи матриархата;

б) использование микролитической техники;

в) переход от коллективной охоты к цивилизационной;

г) переход к производящему хозяйству.

  1. Продолжите: Страны Древнего Востока, где су шествовала реч­
    ная ирригация: Шумер, Египет...

  2. Продолжите: Основные периоды в истории Древней Греции:
    крито-микенский, гомеровский...

  1. О ком идет речь? Самый известный из всех средневековых
    государей. О нём сложены бесчисленные легенды, сказания, песни.
    Даже слово "король" происходит от его имени.

11. Понятие цивилизация появилось:

а) в Древней Греции; б) на Древнем Востоке; в) в Древнем Риме; г) в Новое время.

12. Расставьте в последовательности возникновения:

а) ислам; б) иудаизм; в) язычество; г) ранее христианство;

д) буддизм; е) протестантизм.

13. По какому признаку образованы ряды:

а) Херсонес, Ольвия, Пантикапей, Феодосия;

б) деспотия, теократия, тирания, монархия;

в) Киш, Урук, Ур, Лагаш, Умма.

14. Потомки населения, покоренного спартанцами, были раба­ми и назывались:

а) илоты; б) метеки; в) плебеи.

15. К какой цивилизации относится Россия?

а) тихоокеанская; б) евразийская; в) западно-европейская;

г) восточно-средиземноморская.

  1. Западная Римская империя прекратила свое существование:
    а) в 410 г. н.э.; б) 476 г. н.э.; в)456г.н.э.; г) 395 г.н.э.

  2. Честь открытия крито-микенской цивилизации принадлежит:
    а) Шлиману; б) Эвансу; в) Лики; д) Блегену.

  3. Создателем империи Маурьев был:

а) Канишка; б) Аршак; в) Пор; г) Чандрагупта.

19. Первый крестовый поход рыцарей начался:

а) в 1919г; б) в 1917г; в) в 1918г; г) в 1920г

20.В Столетней войне победу одержали:

а) французы; б) англичане; в) испанцы; г) арабы.

21. Первая мировая война закончилась:

а) в 1919г.; б) 1917г.; в) 1918г.; г) 1920г.

22. Вторая мировая война началась нападением Германии в 1939 г.:
а) на Данию; б) Польшу; в) Чехословакию; г) Бельгию.

  1. Охлократия - власть:
    а) немногих; б) народа; в) толпы; г) духовенства, церкви.

24. Воссоединение Германии произошло:
а) в 1989 г.; б) 1990 г.; в) 1991 г.; г) 1988 г.

25. Первая в Европе фашистская диктатура была установлена в
1922г.:

а) в Италии; б) Германии; в) Португалии; г) Испании.

26. Впервые термин "холодная война" в 1946г. в Фултоне произнес:
а) Г. Трумэн; б) У. Черчилль; в) Д. Эйзенхауэр; г)Ш.ДеГолль.

27. Выражение "Государство -это я !" принадлежит:

а) Людовику XIV; б) Людовику XV; в) Петру I; г) Карлу XI.

28. Принципы послевоенного устройства Европы были приня­ты на конференции союзников в феврале 1945 г.:

а) в Ялте; б) Тегеране; в) Потстдаме; г) Нюрнберге.

29. Назовите страну, в которой зародился кальвинизм:
а) Франция; б) Нидерланды; в) Швейцария.

30.Какое качество в Средние века составляло высшую ценность в моральном кодексе господствующего класса:

а) религиозность; б) рыцарская честь; в) патриотизм; г) благотворительность и филантропия

31. Назовите имя мыслителя начала XVI в., автора книги "Уто­пия", после опубликования которой это слово стало применяться ко всем проектам идеального общественного устройства:

а) Т. Кампанелла; б) Ж. Мелье; в) Т. Мор.

32. Что, с точки зрения А. Тойнби, является движущей силой раз­вития цивилизации:

а) классовая борьба; б) творческая элита; в) божественное предопределение.

33. Германцы в конце V в. расселились на территории Западной Римской империи:

а) англы и саксы - в ...; б) вандалы - в ...
(заполните пропуски)

34. Германские племена, которых в средневековой Европе на­зывали были предками современных норвежцев, шведов, дат­чан (заполните пропуск).

35. Зарождение феодального строя происходит на рубеже:

а) VIII-IХ вв. до н.э.; б) VI-VII вв. до н.э.; в) IХ-Х вв. до н.э.

36.Полис представлял собой общину:

а) родовую; б) семейную; в) гражданскую; г) территориальную.

37. Эпоха Великого переселения народов наступает:

а) в IV – V в.; б) в II – IIIв.; в) в I – IIв.

38. Цивилизация, господствовавшая в Европе с V по ХV в., получила название:

а) техногенная; б) западная; в) средневековая.

39. Реконкиста:

а) религиозная реформа в Европе в ХVI в.

б) религиозная война на Ближнем Востоке

в) борьба против арабов в Испании в VIII-ХV в.

40. Древний Восток знает 4 основных очага первичной цивилизации:

а) Египет, Персия, Вавилон, Индия;

б) Шумер, Египет, Двуречье, Китай;

в) Египет, Двуречье, Индия, Китай.

41. Заполните пропуски:

а) самый знаменитый из мудрецов Древнего Китая…;

б) его старший современник Лао-Цзы считался основоположником…

42. Цивилизация, которую создали на Апеннинском полуострове :

а) пеласги;

б) этруски;

в) гаруспики

43. Как называется сейчас страна, которая в XVII в. называлась Фландрией:

а) Дания

б) Голландия

в) Бельгия

44. Индустриальное общество основано на рыночной экономике, частной собственности, парламентской демократии. Верно ли данное утверждение?

45. Говорят так:

немецкий археолог Г. Шлиман откопал Трою, Кольдевей откопал Вавилон, английский ученый А.Эванс изучал остатки… (заполните пропуск).

Критерии оценки при проведении устного зачета:

"отлично" - свободное владение научной терминологией, свободная ориентация в структуре и содержании всего изученного материала, владение информацией из дополнительных научных источников, умение проводить сравнения и аналогии, анализировать и обобщать материал, формулировать собственную точку зрения на основе анализа данных разных источников;

"хорошо " - владение основной терминологией, воспроизведение и понимание основного материала в рамках лекционных и практических занятий, ориентация в структуре изученного материала, умение приводить примеры из разных источников, умение интерпретировать и объяснять материал, проводить сравнения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

"удовлетворительно" - владение основной терминологией, воспроизведение и понимание основного материала в рамках лекционных и практических занятий, умение проводить сравнения.

Критерии оценки при проведении тестового контроля:

90 % правильных ответов - "отлично", 70-80 % правильных ответов - "хорошо",

50-60% правильных ответов - "удовлетворительно",

менее 50 % правильных ответов - "неудовлетворительно".

Вопросы к зачету по курсу "История мировых цивилизаций"

1. Линейные концепции изучения истории: формационный подход, теория индустриального общества.

2. Цивилизационный подход к изучению истории. Теории культурно-исторических типов.

3. Варианты периодизации первобытной истории, их соотношение.

4. Проблема происхождения человека. Движущие силы антропогенеза.

5. Основные этапы первобытной истории: общая характеристика.

6. Первобытная культура. Ранние формы религии.

7. Хронология и периодизация истории Древнего Востока.

8. Особенности и эволюция экономических структур восточных цивилизаций.

9 . Политическая власть на Древнем Востоке. Восточная деспотия.

10. Особенности социальной структуры древневосточных государств.

11. Религиозные и философские системы Древнего Востока.

12. Культурные достижения древневосточных цивилизаций.

13. Периодизация истории древнегреческой цивилизации (III тыс. до н.э. - 30 г. до н.э.).

14. Период архаики в истории древнегреческой цивилизации. Формирование полисной демократии.

15. Классический период в истории древнегреческой цивилизации. Расцвет и кризис греческого полиса.

16. Эпоха эллинизма. Особенности эллинистических государств.

17. Эволюция древнегреческой культуры: от мифологической картины мира к философии и научному знанию.

18. Периодизация истории Древнего Рима.

19. Образование Римской республики. Общественный и государственный строй Римской республики.

20. Крушение Римской республики и переход к монархии. Завоевания римлян.

21. Расцвет и падение Римской империи. Зарождение христианства.

22. Римское право как исторический феномен.

23. Проблема периодизации европейского средневековья.

24. Раннее Средневековье. Франкское государство: становление социально-экономических и духовных основ средневековой европейской цивилизации.

25. Средневековое общество: сословно-корпоративная организация, феодальная иерархия.

26. Эволюция экономических структур в период развитого средневековья.

27. Эволюция средневековой европейской государственности в период развитого средневековья.

28. Роль католической церкви в средневековом европейском обществе. Крестовые походы.

29. Эволюция духовной жизни средневекового общества. От "темных веков" к Возрождению.

30. Реформация и религиозные войны ХV-ХVI вв., их социально-политические и культурные последствия.

31. Византийская империя: особенности государственной власти, социально-экономического развития.

32. Византийская культура. Восточное христианство.

33. Особенности феодализма на Востоке.

34. Возникновение ислама. Арабский халифат в V-ХI вв.

35. Цивилизации доколумбовой Америки.

36. Великие Географические открытия, их последствия.

37. Научная революция XVII в.

38. Становление капиталистических отношений в ХVI-ХVII вв.

39. Формирование абсолютистских государств в Европе в ХVI-ХVII вв.

40. Социально-экономическое развитие ранних буржуазных государств в Европе в XVIII в.

41. Просвещение и просвещенный абсолютизм в Европе.

42. Великая французская революция, ее последствия.

43. Формирование колониальной системы европейских держав в ХVII-ХVIII вв.

44. Война за независимость в английских колониях Северной Америки. Образование cша.

45. Индустриальная цивилизация: признаки и периодизация.

46. Формирование индустриальной цивилизации. Технические революции второй половины XVIII в. и рубежа ХIХ-ХХ вв.

47. Государственно-правовая организация капиталистических стран в ХIХ-ХХ вв.

48. Теории экономического либерализма XIX в.

49. Теории политического либерализма XIX в.

50.Колониальная система европейских держав в XIX в.

51. Экономические теории капитализма XX в. (кейнсианство, неокейнсианство, монетаризм).

52. НТР XX в. их последствия. Переход к постиндустриальной цивилизации.

53. Этапы развития мировой системы социализма: закономерности возникновения и распада.

54. Кризис колониальной системы и ее крах. Рождение "третьего мира".

55. Дифференциация стран "третьего мира" на современном этапе.

56. Международные отношения во второй половине XX в. Противоречия современной международной жизни.

57. Мировые религии сегодня. Роль религии в современном обществе.

58. Глобальные проблемы современности. Футурологи о перспективах мировой цивилизации.

Рекомендации преподавателям

Преподаватель обязан следить за логикой рассуждения студентов на семинаре, помочь подвести к правильным обобщениям и выводам студента; говоря о прошлом, проводить исторические параллели с современными событиями, акцентировать внимание на наиболее важные моменты.

Семинар может проходить в виде сообщений, докладов, а третий семинар – в виде дискуссий, заранее подготовленных выступлений студентов.

Рекомендации к семинару №1

Студент должен знать первоисточники, разбираться в понятиях: «цивилизация», «культура», «признаки цивилизации», «будущность цивилизационного развития».

Рекомендации к семинару №2

Необходимо обратить внимание на особенности древневосточных цивилизаций, связь природы и общества, влияние религии на государственное устройство и формы государственного правления.

Рекомендации к семинару №3

Учитывая объемность вопросов, предлагается по отдельным пунктам подготовить выступления – доклады:

- этапы НТР ХХ века;

- сравнительные характеристики двух мировых войн, их результаты и итоги;

- дать оценку нынешней геополитической ситуации в мире.

Основное оборудование по дисциплине

Перечень основного оборудования в соответствии с ГОС

по дисциплине «История мировых цивилизаций»

специальности 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

формы обучения - очная/заочная

2010/2011 учебный год

№ п/п

Наименование оборудования

Кол-во

Примечание (сведения о наличии, необходимости обновления, приобретения)

1

Не используется

2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт- петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.

Другие похожие документы..