Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Темы рефератов'
Челлен Р. О политической науке, ее соотношении с другими отраслями знания и об изучении политического пространства (Предисловие М.В.Ильина). Полис 20...полностью>>
'Документ'
В 2010-2011 учебном году Окружной методический центр целенаправленно работал над реализацией задач, определенных национальной образовательной стратег...полностью>>
'Документ'
На смену партийной дисциплине приходит ответственность профессионального долга. Между тем, во всем мире профессиональная этика является важнейшим ком...полностью>>
'Документ'
Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Одн...полностью>>

Санкт-петербург (6)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

КАФЕДРА ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

(по книге Пьера Монтэ « Египет Рамсесов »)

Выполнили:

Студенты

группы 21ЭА1

ФКЭиА

Проверила:

ст. преп.

Цукасова Е.Э.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2002.

Содержание.

Вступление..................................................................................4 стр.

Глава 1. Быт египтян.

1. Утренний туалет ...................................................... 6 стр.

2. Одежда..................................................................... 7 стр.

  1. Пища........................................................................ 8 стр.

  2. Кухня....................................................................... 10 стр.

  3. Хлебопечение....................................................... 11 стр.

  4. Напитки.................................................................. 12 стр.

7. Трапеза.................................................................. 12 стр.

8. Вечера................................................................... 13 стр.

9. Домашние праздники............................................ 13 стр.

10. Игры....................................................................... 14 стр.

Глава 2.Фараон.

  1. Главная обязанность царей.................................... 15 стр.

  2. Утренний туалет фараона...................................... 15 стр.

  3. Фараон за работой................................................... 16 стр.

  4. Царские награды...................................................... 17 стр.

  5. Приемы иноземных послов..................................... 17 стр.

  6. Спортивные игры..................................................... 17 стр.

  7. Царская охота.......................................................... 18 стр.

  8. Фараон в домашнем кругу...................................... 18 стр.

9. Гаремные интриги................................................... 19 стр.

10. Размышления царей.............................................. 19 стр.

Глава 3.Храмы.

  1. Набожность египтян................................................ 20 стр.

  2. Жрецы....................................................................... 20 стр.

  3. Культ......................................................................... 21 стр.

  4. Торжественные выходы богов............................... 23 стр.

  5. Торжественный выход Мина.................................. 23 стр.

  6. Прекрасный праздник Опет.................................... 25 стр.

  7. Праздник Долины.................................................... 26 стр.

  8. Мистерии.................................................................. 26 стр.

  9. Дом жизни................................................................. 27 стр.

Глава 4.Погребение.

  1. Старость................................................................... 28 стр.

  2. Оценка деяний......................................................... 28 стр.

  3. Подготовка гробницы.............................................. 32 стр.

  4. Обязанности заупокойного жреца ………….......... 34 стр.

  5. Бальзамирование.................................................... 34 стр.

  6. Похоронная процессия............................................ 35 стр.

  7. Переправ через Нил................................................ 36 стр.

  8. Подъем к гробнице.................................................. 36 стр.

  9. Прощание с мумией................................................ 36 стр.

  10. Поминальная трапеза........................................... 37 стр.

  11. Отношения между живыми и мертвыми.............. 38 стр.

Заключение......................................................................... 39 стр.

Список литературы.............................................................. 42 стр.

-4-

ВСТУПЛЕНИЕ.

Пять тысяч лет назад Европа была уже обитаема, но обитатели ее были совершенно не похожи на нынешних. Жили они в пещерах, одевались в шкуры зверей, убитых на охоте, ели их мясо, т.е. были дикими. В это время люди, населявшие Египет, уже умели строить города и плотины, возделывать землю и соединяться под единой властью. Они были уже цивилизованным народом.

Страна египтян очень жаркая, и там почти никогда не выпадают дожди. Воду обильно доставляет Нил, огромная река, протекающая через Египет. В июне, когда тает снег на высоких горах, вода в Ниле прибывает, поднимается на 8—9 метров и разливается. Вся страна залита водой до самого сентября. Деревушки, построенные на холмах, в течение трех месяцев окружены водой, как острова. Отступая, Нил оставляет на почве слой ила, который хорошо удобряет землю. Это позволяет успешно заниматься земледелием.

Египтяне подчинялись монарху, который носил титул фараона. Фараон жил во дворце, его называли сыном Солнца и оказывали ему почести, как богу. Было двадцать шесть династий фараонов, они правили более 2500 лет. Монархи первых двенадцати династий жили в Мемфисе, близ нынешнего Каира. Столицей позднейших монархов были Фивы, в Верхнем Египте.

Монархи имели воинов, вооруженных копьями и луками. Совершая походы на негров в Африке и в Сирию, они приводили с собой длинные вереницы пленников, которых заставляли работать на египтян.

Египтяне верили, что после смерти душа человека улетает, но через какое-то время возвращается в свое тело. Поэтому они придумали способ сохранения останков, которые они бальзамировали и заворачивали в материю, делая таким образом мумии. Потом они сооружали для умерших усыпальницу, похожую на подземный дом, в котором были столы, кровати, одежда, драгоценности и съестные припасы. Три знаменитые египетские пирамиды, до сих пор стоящие вблизи Каира, воздвигнуты как усыпальницы. Наибольшая имеет 146 метров высоты. Это высочайших памятников на свете.

Египтяне возделывали землю маленькими плугами без колес. Выращивали зерновые злаки (ячмень, пшеницу ), а также лен. В усыпальницах нашли зерна этих растений. Египтяне выращивали волов, коз, свиней и большие стада гусей. Египтяне умели ткать лен, обрабатывать золото и серебро, изготавливать стекло. Из растения под названием папирус они делали материал, похожий на бумагу.

Египтяне изобрели письмо. Знаки, придуманные ими, называются иероглифами. Сначала они были очень многочисленны и сложны: каждое слово обозначалось особым знаком, а так как слов существует огромное количество, то учиться такому письму нужно было очень долго. Со временем письмо сделали более легким, потому что знаком стали обозначать только слог. Усовершенство-

вали египетское письмо финикийцы—немногочисленный народ,

-5-

населявший несколько городов в Сирии, самым знаменитым из которых был Тир. Финикийцы были купцами и нуждались в легком способе письма для ведения торговых книг. Они взяли только 20 египетских иероглифов и использовались для обозначения не слогов, а звуков. Первыми буквами были А, Б (впоследствии греки назвали их «альфа», «бета», отсюда слово «алфавит») все алфа- виты употреблямые в Европе, происходят от египетского письма, усовершенствованного финикийцами.

Во время Французской революции Египет был завоеван француз- ским войском. Французские ученые стали изучать усыпальницы фараонов, но не могли прочесть иероглифы, высеченные на камнях или написанные на папирусе. Секрет египетского письма разгадал в 1798 году французский ученый Шампольон. С этого времени, собст- венно, и началось изучение Древнего Египта. Ученые, посвятившие себя этому, называются египтологами.

Египтяне оказали миру очень важные услуги. Раньше других народов они научились обрабатывать землю, ткать, ковать, гравировать, писать. Всему этому обитатели Европы научились у египтян. Потому-то Египет является самым славным из древних восточных государств. В те времена существовали и другие великие царства: Ассирия, Вавилония, Персия. Но они сделали для цивилизации меньше, чем Египет.

-6-

БЫТ ЕГИПТЯН.

1.УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ.

Древние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ.

Египтяне мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Умывальные принадлежности состояли из тазика и кувши- на с носиком, которые обычно находились под столом с блюдами. Название тазика «шаути» происходит, по-видимому, от слова «ша»-- «песок», а название кувшина «хесмени» -- от слова «хесмен» -- «натрон». Можно предположить, что в тазик насыпали песок, а в воду для умывания добавляли натрон. В воду для полоскания рта добавляли другую очищающую соль-- «бед». Под именем «суаб» (производное от «уаб», что означает «опрятный», «чистый») была известна густая, способная пениться «паста» с добавками для обез- жиривания, например золы или сукновальной глины.

После утреннего омовения мужчина вверял себя цирюльнику и слугам, занимающихся маникюром и педикюром, а женщина —парикмахеру. Утренний туалет фараона был при дворе событием. Знатнейшие люди страны считали за честь при этом присутствовать и старались никогда не опаздывать.

Везиры, высшие судьи, правители номов тоже превращали свой утренний туалет в церемонию. Младшие братья и прочие родствен- ники собирались вокруг хозяина дома. Писцы садились перед ним на корточки, готовясь записывать приказы. Цирюльник бреет голову и щеки. Он пользуется бритвами с различными лезвиями и крючочка- ми. Поле этой первой части туалета хозяин дома с гладко выбритой головой и короткой квадратной бородкой, умытый, бодрый и свежий, переходил в руки специалистов по умащениям и благовониям. Они приносили ему свои сокровища в запечатанных сосудах из хрусталя, обсидиана и алебастра, а в маленьких мешочках, завязанных шнурочками, -- зеленый порошок (малахит) и черный порошок (галенит, свинцовый блеск), чтобы подводить глаза. Египтянам нравились удлиненные глаза. А кроме того, такой грим предо-

хранял нежные глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем, ветром, пылью и насекомыми.

Косметических средств было множество. Египтяне каждый день натирались мазью и благовониями. Были мази очищающие и моло- дящие кожу, возвращающие телу упругость, и специальные -- от пятен и прыщей на лице. Например, чтобы тело оставалось упругим, пользовались мазью из меда с порошками из алебастра, натрона и «северной соли». Другие мази замешивались на ослином молоке. Волосы требовали постоянных забот. Седые волосы просто выры- вали, а для того чтобы не седели брови, чтобы остановить облысе- ние или чтобы отрасли заново, существовали специальные средства. Считалось, что для этих целей нет ничего лучше клеще- вины. Но египтяне умели также удалять лишние волосы и пушок, а

-7-

женщины знали средство, к которому прибегали, когда хотели, чтобы соперница полностью облысела.

Люди победнее обращались к уличному цирюльнику, сидевшему где-нибудь в тени деревьев. Клиент садился на трехногий табурет и доверял свою голову цирюльнику, который выбривал ее так чисто, что она становилась похожей на голыш с морского пляжа.

Туалет состоятельной дамы был, как и у ее супруга, значительным событием. Она сидит в удобном кресле со спинкой и подлокотни- ками. Над ней хлопочет парикмахерша. Ловкими тонкими пальцами она умело заплетает множество маленьких косичек. Эта работа требовала времени.

Куда более скромная жена крестьянина Анупу причесывается сама, пока ее муж и его брат работают в поле.

2.ОДЕЖДА.

Во время утреннего туалета мужчина пребывал в малом, утреннем облачении: босой, с обнаженной головой, в одной короткой набед- ренной повязке, без всяких украшений или с очень немногими. После туалета он мог оставаться в этой же повязке, даже если собирался выйти из дома, но надевал на запястье один или множество брасле- тов, на палец-- кольцо, а на шею нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застежками в форме соколиных голов. Если доба- вить к этому подвеску из яшмы или сердолика на длинном шнуре, наш египтянин будет вполне респектабелен: в таком наряде он мо- жет осматривать свои владения, вести деловые переговоры, захо- дить в учреждения. Он мог также сменить набедренную повязку на свободную прямую юбку и обуться в сандалии.

Сандалии были известны с глубокой древности, но египтяне берегли их. Египтяне, особенно земледельцы, отправлялись по делам, несли сандалии в руках или привязывали их к концу палки. Они обувались только на месте.

В эпоху Нового царства, особенно при Рамсесах, сандалии были в большом ходу. Их плели из папируса, из кожи и делали даже из зо-лота. Ремешок от носка подошвы проходил между первым и вторым пальцами ноги и соединялся на лодыжке с другими ремешками, что придавало обуви вид стремени; ремешки завязывались сзади над пяткой. Если подошва была из золота, ремешки тоже были золоты- ми. Такие сандалии могли портить ноги хозяина, даже если он наде- вал их от случая к случаю. Медицинские папирусы рассказывают нам, что у египтян очень часто болели ноги.

Некоторые египтяне ходили в прямых, доходящих до щиколоток платьях на брительках, без всяких украшений. Но большинство пред- почитали этой суровой одежде гофрированное льняное платье-тунику: оно оставляло шею открытой, обтягивало торс и расширя- лось с книзу. Короткие рукава тоже расширялись книзу. Поверх та- кого платья повязывали широкий гофрированный пояс из той же материи, который ниспадал спереди трапециевидным передником.

-8-

Праздничное одеяние дополнялось большим завитым париком и всевозможными драгоценными украшениями, ожерельями и нагруд- ными подвесками на двух низках бус, браслетами на запястьях и

выше локтя и парадными сандалиями.

Наряд знатной дамы не слишком отличался от одежды ее супруга. Он состоял из очень тонкой рубашки, надетой сверху белого гофри- рованного платья, такого же, как у мужчины, но полупрозрачным и с разрезом почти до пояса. Оно закреплялось на левом плече, остав- ляя правое открытым. Рукава с бахромой не закрывали тонких рук, что позволяло любоваться их изяществом и великолепными брасле- тами на запястьях. Браслеты были самыми разнообразными: в виде двух пластинок чеканного золота, соединенных двумя застежками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Локоны парика прикрывали голову и плечи. В волосах сверкала прекрасная диадема из бирюзы, лазурита и золота. Ее кон- цы соединялись на затылке двумя шнурами с кисточками. На этой сложной прическе чудом держалось конусообразное благоухающее украшение. Неизвестно, из чего оно делалось. Кстати, это было не только женским украшением. Мужчины очень часто носили подобные конусы на нарядных париках.

Описанный наряд был свойствен только знати. Рабочий люд одевал- ся более практично. Земледельцы и ремесленники довольствова- лись простой набедренной повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений и без кистей, как у зна- ти. Только вместо золота они пользовались украшениями из керами- ки и бронзы. Профессиональные певицы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как знатные дамы. А зачастую выступали об- наженными, и весь наряд состоял из нескольких украшений-- пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки ходили об- наженными, особенно когда их хозяин принимал гостей, и без стес- нения выставляли свои гибкие и ловкие тела.

3.ПИЩА.

Египтяне ценили плодородие своей земли и не боялись никакой работы, но страшились голода и знали, что за слишком слабым или сильным разливом Нила последует недород, урожай будет скудным. Правители обязаны были создавать запасы провизии.

Египтяне всегда поглощали мясо в больших количествах. Первое место занимали быки. Африканский бык «иуа»--крупное животное с большими рогами, могучее и быстрое. Благодаря специальному от- корму эти быки достигали огромных размеров и веса, и, лишь когда бык уже почти не мог ходить, египтяне решали, что он готов на убой.

В эпоху Древнего царства значительную часть мяса египтяне добы- вали охотой на животных пустыни. Они охотились на газелей, орик- сов и других антилоп и старались заполучить их живьем, чтобы по- том попробовать приручить и одомашнить. Этот вид животноводства почти утратил свое значение во время Рамессидов.

-9-

Ни в одном документе не говорится о том, что египтяне не употреб- ляли в пищу свинину, козлятину или баранину, но и обратных утвер- ждений мы не находим, хотя этих животных разводили даже в Верхнем Египте.

Куры стали известны только во втором тысячелетие до н.э., но егип- тяне разводили и потребляли большое количество другой домашней птицы. Голубей, водоплавающих птиц, пойманных живыми в сети, гусей «ра», гуся «череп», журавлей, перепелок «парт».

Египтяне различали три вида журавлей: «джат», «ану», «га», не счи- тая их самок, «удж». Гусей, уток и чирков насчитывалось пятнадцать видов: они, несомненно, еще существовали во времена Рамсесов, однако птичники разводили только те виды, которые были наиболее выгодны.

В меню усопших вплоть до Нового царства рыба не входила. В неко- торых номах и городах в различные периоды запрещалось употре- блять те или иные виды рыб. Остальные египтяне даже в храмах преспокойно ели рыбу, избегая, по-видимому, только самую невкус- ную, вроде рыбы «бут», «отвратительной», или рыбы «шепет», что означает «неприятная». Жители Дельты и берегов озера Фаюм были профессиональными рыбаками. Папирус Харриса зарегистрировал среди провизии, доставленной в храмы Фив, Она и Мемфиса, значи- тельное количество рыбы: 441тыс. штук, главным образом лобанов, нильских кларий, мормиров - рыб среднего размера, также крупных хромисов и латесов, «нильских окуней», таких огромных, что каждую рыбину несли двое мужчин.

Овощи внесены в годовой календарь Мединет-Абу под общим назва- нием «ренпут»- «продукты года». Их раскладывали на столах или связывали пучками. Отдельно упоминаются лук и порей, известные с глубокой древности. Порей ( иакет) упоменается в медицинском па- пирусе Эберса, в «Сказках сыновей фараона Хуфу» и в «Сказке о потерпевшем кораблекрушение», который находит его на своем ост- рове, где всего в изобилии. Но особенно ценится чеснок. Геродот утверждает, будто рабочие, строившие пирамиду Хеопса, получили редиса, лука и чеснока на 1600 серебряных талантов. Возможно, так оно и было, однако эти сведения не высечены на пирамиде, как по- лагал Геродот. Зато связки чеснока найдены в фиванских гробницах. Иероглифическое изображение чеснока В. Лорэ распознал в больш- ом папирусе Харриса и нашел его соответствие в коптском варианте Библии. Рамсес третий щедро раздавал чеснок храмам. Древние евреи на пути к земле обетованной с сожалением вспоминали об огурцах, арбузах, луке и чесноке изобильного Египта.

Огурцы, арбузы, а также дыни часто появляются на жертвенных сте- лах рядом со связками стеблей папируса, которые кое-кто раньше принимал за спаржу. Античные авторы утверждали, будто религия запрещала египтянам употреблять в пищу бобы и горох, дабы нау- чить их хоть от чего-то воздерживаться, как полагает Диодор. Но в действительности мы находим в гробницах и бобы, и горох, и нут

-10-

(турецкий горох). Жрецы Она и Мемфиса получали от Рамсеса третьего бобы. Правда, турецкий горох походил на голову сокола, например, на крышке одной из четырех каноп, называемой «Кебех- сенуф». Однако это не мешало употреблять его в пищу, разве что не везде и не всегда.

Латук (салат) выращивали, обильно поливая в огородах при доме. Он считался растением бога Мина, чья статуя возвышалась перед грядками латука. Употребляли его, очевидно, так же, как это делают современные арабы: в сыром виде с растительным маслом и солью.

Древние египтяне, в отличие от сегодняшних, увы, даже не знали ничего об апельсинах, лимонах и бананах. Груши, персики, вишни и миндаль появились только в римскую эпоху. Тем не менее в летний период они могли наслаждаться виноградом, фигами, финиками и плодами сикомора, правда, не такими крупными и вкусными, как фиги. Финики в Египте тоже не очень хороши, разве что в Фиваиде. Орехи дум-пальмы съедобны, однако их употребляли главным образом как лекарственное средство. Кокосовые пальмы были редкостью, а их орехи-- изысканным лакомством немногих привиле- гированных. Гранатовые, оливковые деревья и яблони, завезенные во времена гиксосов, при хорошем уходе давали богатые урожаи. Оливковое масло использовали для освещения и употребления в пищу.

Молоко считали настоящим лакомством. Его хранили в пузатых гли- няных сосудах, горлышко которых закрывали пучком травы, чтобы уберечь от насекомых. Многие слова означали молочные продукты- сливки, масло, творог, однако за точный перевод этих терминов ру- чаться нельзя. В некоторые снадобья и диетические блюда добавля- ли соль. Можно предполагать, что ее вообще много употребляли. Чтобы подсластить напиток или кушанье, добавляли мед или плоды рожкового дерева. Египтяне отправлялись за медом и воском диких пчел далеко в пустыню. Этим зани- мались специальные люди. Хранили мед в больших запечатанных каменных сосудах.

4.КУХНЯ.

Кухонная утварь была довольно примитивной. Главенствующее место в ней занимали переносные глиняные печи цилиндрической формы, высотой около метра, с дверцей в нижней части для подачи воздуха и выгребания золы, с решеткой или прутьями внутри, на которые клали топливо. Разумеется, у них был дымоход, но худож- ники не изобразили не одной печи с трубой. Сверху ставили котел с двумя ручками, различной величины и диаметра, иногда больше чем сама печь. В случае нужды повар мог обойтись и без нее. Он просто ставил котел на три камня, а под ним разводил костер из дров и уг- лей. Кроме того, существовали металлические мангалы в виде невы- сокого сундука без дна. Горючее укладывали в них на плиту с отвер- стиями. Тяга в них, разумеется, была отвратительной, и повару приходилось все время раздувать огонь веером.

-11-

Каменного угля нет не в Египте, не в соседних странах. Поэтому повара, как и все ремесленники, кто имел дело с печами, - кузнецы, гончары и прочие, - использовали древесный уголь или дрова. Дре- весный уголь, «джабет», упоминается в документах Сиута как цен- ный товар.

Для того чтобы разжечь огонь, египтяне пользовались так называе- мыми «огневыми палочками». Они тоже были редким товаром. Они были известны с глубокой древности, поскольку один из самых древ- них иероглифов уже воспроизводит их упрощенное изображение. В египетских семьях, которые не могли получить эти «огневые палоч- ки» официальным путем, разжигание огня, наверное, проблемой. Египтянам оставалось просить у добрых и предусмотрительных со- седей немного горящих углей.

Кухонная утварь, состояла из котлов, тазов, кувшинов и глиняных мисок, не говоря уже о сумках, мешках и корзинах и корзиночек для провизии. Были у египтян и столы на трех или четырех ножках для разделки мяса и рыбы и для обработки овощей, а также низенькие столики, чтобы можно было готовить, сидя на корточках, и, наконец, небольшие козлы, на которых подвешивали мясо и птицу.

Египтяне не оставили нам ни одной поваренной книги, однако мы можем судить об их изобретательности по медицинским папирусам, где приводятся рецепты снадобий против желудочных расстройств и болезней.

5.ХЛЕБОПЕЧЕНИЕ.

В словаре Древнего царства можно насчитать до пятнадцати слов, обозначающих различные видов хлеба и булочек. Мука была трех видов: ячменная, «ит», из полбы, «бедет» и пшеничная, «сут». Богачи хранили свои запасы зерна поблизости от дома или на кры- ше. Можно было самим молоть зерно и выпекать хлеб. Именно так поступали в храмах. Однако вполне возможно, что небогатых людей обслуживали мельники и пекари.

Очищенное от сора зерно предавали особому отряду, в котором бы- ло больше женщин, чем мужчин. Небольшую порцию зерна насыпа- ли в каменную ступу. Двое или трое здоровенных парней толкали его тяжелыми пестами длиной в два локтя. Просеивальщицы, получив от них размолотое зерно, отделяли мякину для скота, а остальное шло на размол. Конической мельницы египтяне еще не знали, их мельница представляла собой колоду с двумя отделениями, верх- ним и нижним. Мельник, согнувшись вдвое, двигал взад и перед тяжелый камень по зернам в верхнем отделении, ссыпая муку в ниж- нее отделение. Затем муку просеивали, и все повторялось сначала, пока мука не достигала нужной степени помола. И все это сопровож- далось песней. Муки готовили ровно столько, необходимо было на дневную выпечку. Рядом с мельником работают пекари. Не теряя времени женщина расставляет над очагом конические формы таким образом, чтобы пламя лизало их изнутри. Она веером раздувает

-12-

огонь, а свободной рукой прикрывает глаза. Когда формы достаточ- но нагреваются, их переворачивают, устанавливают на доску с круг- лыми отверстиями и наполняют тестом, замешанным дрожжах или опаре. Формы закрывают и ставят на очаг. Когда хлебы испеклись, их извлекают из форм. Потом относят полные корзины тем, кому предназначался этот хлеб.

Такой способ выпечки был в ходу со времен Древнего царства. Он отнимал много времени и требовал участья многих людей, которых приходилось кормить, если им не платили.

В эпоху Нового царства этот способ не изменился, но уже появились печи, где можно было выпекать одновременно много хлебов. Кроме того, египтяне всегда умели выпекать тонкие лепешки на раскален- ном песке, как это до сих пор делают бедуины.

6.НАПИТКИ.

Национальным напитком египтян было пиво. Его пили повсюду - дома, в поле, на кораблях, в харчевнях. Египетское пиво делали из ячменя или из пшеницы и фиников. С тех пор как Египтом стали уп- равлять властители из Дельты, ценившие виноградную лозу, этого дара Осириса, которого и раньше было достаточно, стало еще боль- ше. В те времена торговля вином процветала. Слово «шедех» часто упоминалось рядом с вином. Школяры упивались и тем и другим - к великому неудовольствию старых писцов.

В Рамессеуме найдено большое количество винных кувшинов, разу- меется разбитых, с чернильными иератическими надписями, инте-ресными прежде всего тем, что они указывали происхождение вина. Почти все виноградники находились в Дельте, точнее - в ее восточ- ной части. На кувшинах также можно было прочесть: «хорошее вино восьмого раза», или «вино третьего раза», или «сладкое вино». Частые переливания были одним из способов уберечь вино от закисания. Другой способ заключался в кипячении.

7.ТРАПЕЗА.

Мы закончили перечень основных продуктов, которыми питались египетская семья на протяжении года. Не хватает документов, чтобы описать, как ели египтяне у себя дома. Ясно только одно: они ели, сидя по одному или по двое за маленьким столиком, уставленным блюдами с мясом, птицей, овощами, фруктами, возможно, разложен- ными на ломтях конических хлебов, подобных выпекаемым в Эльза- се «бабам». Дети рассаживались на подушках или прямо полу, на циновке.

Обеденное меню состояло, по-видимому, из мяса, птицы, овощей и фруктов по сезону, хлеба и пирожков и, разумеется, пива в изоби- лии. На столиках с фруктами и овощами часто стояли туалетные принадлежности: тазик, кувшины и прочее. Все это доказывает, что египтяне обычно ели руками.

В последнее раз, около четырех-пяти часов, проходила еще одна



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Санкт-петербург (5)

    Программа
    За время обучения в институте студенты овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в работе. Для этого предусмотрено 3 вида практики:
  2. Санкт-Петербург (2)

    Документ
    Данная книга, представляет собой расширенный дополнительными материалами и информацией свод статей, размещённых на сайтах «Устье речи» и «Русская речь».
  3. «санкт-петербург собирает друзей на осенние каникулы» Даты проведения тура: с 28 октября по 06 ноября 2011 года

    Документ
    Вы можете выбрать любой удобный для Вас день заезда и продолжительность тура от трех до семи дней в пределах указанных дат. Выбирая даты заезда и даты отъезда, следует обратить внимание на дни проведения загородных экскурсий.
  4. Санкт-Петербург, приглашает гостей… День первый

    Документ
    вы узнаете о том, как появился Невский проспект, почему был так назван (не по реке Неве), общую историю его развития. Рассказ включит в себя истории о Морской слободе, банках на Невском проспекте, Строгановском дворце, Казанском соборе,
  5. "Петербург в новогоднюю ночь: отель 4*!!!" селен/т Киев Санкт-Петербург Киев

    Программа
    Новый Год просто необходимо встречать в городах, где на улицах искрится снег; где новогодние ели прячут в своих мохнатых лапах сотни игрушек; где роскошные балы выплескиваются в удалые народные гуляния и катания; где немного щипет за нос мороз,

Другие похожие документы..