Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тематика курсовых работ'
Выбор темы курсовой работы осуществляется в соответствии с кафедральной тематикой, содержащей как общетеоретические темы, так и темы, отвечающие потр...полностью>>
'Рабочая программа'
Профили подготовки: 140104 «Промышленная теплоэнергетика», 080100 «Экономика», 140106 «Энергообеспечение предприятий», «Автономные энергетические сис...полностью>>
'Документ'
1. Классификация дисперсных систем.Система называется дисперсной, если в каком-либо веществе (дисперсионной среде) распределено другое вещество (диспе...полностью>>
'Урок'
Оборудование: интерактивный комплекс, магнитофон, слайд-фильм « Наши земляки – герои войны», фильм «Люди – легенды» о Н.Кузнецове, диск с песнями вое...полностью>>

«женщина»

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ББК 81.1

УДК 811.161.1

А31

Публикация осуществляется в рамках реализации «Программы раз­ви­тия регионального русского языка, русской культуры в Севастополе на 2007–2011 гг.», утверждённой решением V сессии Севастополь­ского городского совета V созыва, протокол № 1621 от 13.03.2007 г.

Научный редактор И. А. Стернин, доктор филологических наук, профессор.

Рецензенты: доктор филологических наук, профессор В. Б. Кашкин, кандидат филологических наук, доцент Е. И. Грищук.

Печатается по решению редакционно-издательского совета СГГУ, протокол № 1 от 10.10.2007 г.

У монографії робиться опис методики експериментального лінгво­­когнітивного аналізу концептів на прикладі структури російсь­кого кон­цепту «жінка» з використанням методу семантико-когнітивно­го аналізу.

В роботі виявлені й розглянуті у порівняльному плані когнітивні ознаки, репрезентуючи у концепті гендерну та вікову свідомість.

Книга призначена спеціалістам-філологам, вчителям-словесни­кам, студентам, учням і усім, хто цікавиться російською мовою.

А31

Адонина, Л. В.

Концепт «женщина» в русском языковом и когнитивном сознании. [Текст] / Лариса Валерьевна Адонина. – Севастополь : Рибэст, 2007. – 168 с.

ISBN

В монографии описана методика эксперимен­тального лингвокогнитивного анализа концептов на примере структуры русского концепта «женщина» с использованием метода семантико-когнитивного анализа.

В работе выявлены и рассмотрены в сопоставительном плане когнитивные признаки, представленные в концепте гендерного и возрастного сознания.

Книга предназначена для специалистов-филологов, учителей-словес­ников, студентов, школьников и всех, кто интересуется русским языком.

УДК 82.09

ББК 83.3 (2 Рос)6

© Адонина Л.В., 2007

ISBN © Рибэст, 2007, оформление

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..…………………………………………………...……………………….

4

Глава I. Теоретические основы концептологических исследований в современ­ной лингвистике ....….….….….….….….….….….….….…............................................

7

§ 1. Когнитивное направление в современной науке о языке ……....................

7

§ 2. Концепт как основная единица когнитивной лингвистики …..…………...

12

2.1. Понятие концепт …………….….….…....………….….….………………

12

2.2. Структура и основные типы концепта ..……….….….…..…....................

14

2.3. Концепт и значение ….….….….….…….….….….…...….….....................

17

§ 3. Языковое и когнитивное сознание ………………..….….….………………

18

§ 4. Семантическое пространство языка и концептосфера .….….......................

20

§ 5. Язык и картина мира ..……………………………….……………………….

21

Выводы ….….….….….….….….….…….….….….….….….….…………………...

24

Глава II. Концепт «женщина» в русском сознании ……………………………

26

§ 1. Концепт «женщина» в лингвистических и когнитивных исследованиях ……..

26

§ 2. Методика лингвокогнитивного анализа .……….….……………………….

30

§ 3. Ассоциативное поле как средство объективации концепта ……………….

35

§ 4. Моделирование концепта «женщина» в когнитивном сознании носите­лей русского языка ….….….….….….….….….…………………………………………

44

4.1. Макрокомпонентная структура концепта «женщина» ...….….................

44

4.2. Категориальная структура концепта «женщина» .….….……..................

51

4.3. Моделирование структуры концепта «женщина» ……..……..…………

53

Выводы .….….….….….….….….….….…….….….….….…………………………

55

Глава III. Групповая специфика концепта «женщина» в языковом сознании .....

57

§ 1. Концепт «женщина» в гендерном языковом сознании ..….….………………

57

1.1. Концепт «женщина» в языковом сознании мужчин ….…………………

57

1.2. Концепт «женщина» в языковом сознании женщин ..….….....................

64

1.3. Сравнительный анализ концепта «женщина» в мужской и женской кон­цепто­сферах …..…………………………………………………………….........

69

§ 2. Концепт «женщина» в возрастном языковом сознании ……………………...

84

2.1. Концепт «женщина» в возрастном языковом сознании мужчин ………

84

2.1.1. Концепт «женщина» в языковом сознании мужчин 21–35 лет ……

84

2.1.2. Концепт «женщина» в языковом сознании мужчин 36–50 лет ……

87

2.1.3. Концепт «женщина» в языковом сознании мужчин старше 50 лет …….

92

2.1.4. Сравнительный анализ концепта «женщина» в возрастном языко­вом сознании мужчин …………………………………………………………………….

97

2.2. Концепт «женщина» в возрастном языковом сознании женщин ………

110

2.2.1. Концепт «женщина» в языковом сознании женщин 21–35 лет ……

110


2.2.2. Концепт «женщина» в языковом сознании женщин 36–50 лет …..

113

2.2.3. Концепт «женщина» в языковом сознании женщин старше 50 лет ……

115

2.2.4. Сравнительный анализ концепта «женщина» в возрастном языко­вом сознании женщин …………………………………………........................................

119

Выводы ………………………….….….…...…...….…..…..….….…………………

130

Заключение ……………………………...……………………….….………………

131

Список использованных источников ……………………………………………

134

Использованные словари …………..……………………………………………..

151

Приложения ……………………..………………………………………………….

154

ВВЕДЕНИЕ

Характерной чертой языкознания на рубеже XX–XXI вв. является возникновение и развитие когнитивной лингвистики, изучающей особенности усвоения и обработки информации, способы ментальной репрезентации знаний с помощью языка, который является средством доступа к мыслительным единицам и достоверным инструментом исследования содержания и структуры концептов.

Появляется целый ряд работ, посвященных разработке семантических и когнитивных концепций и методики концептуального анализа: С.А. Асколь­дова 1997; А.П. Бабушкина 2001; Н.Н. Болдырева 2002; А. Вежбицкой 1997;
В.В. Воробьёва 1997; С.Г. Воркачева 1997, 2001–2002; Г.В. Гафаровой 1998; И.А. Зимней 1995; Т.Л. Калентьевой 1998; В.И. Карасика 2001–2002; Т.А. Киль­ди­бековой 1998; А.В. Кирилиной 1999; В.В. Колесова 1999; Е.С. Кубряковой 1997; Д.С. Лихачёва 1997; С.Х. Ляпина 1997; В.А. Масловой 2004; М.В. Никитина 2004; М.В. Пименовой 2001–2002; З.Д. Поповой 2001–2003; О.Г. Почепцова 1990; А.В. Рудаковой 2004; И.А. Стернина 2001–2003; Н.В. Уфимцевой 1988, 1995, 2000; Н.В. Хохловой 2003; Р.М. Фрумкиной 1992; О.Н. Чарыковой 2000 и др.

Проблема отражения в языке основных концептов национальной концепто­сферы является одной из актуальных проблем современного языко­знания. Особую важность приобретает разработка лингвокогнитивной методики исследования и описания языкового сознания, в том числе группового, экспериментальных ме­то­дов изучения концептов.

Монография посвящена комплексному анализу концепта «женщина» в русском языке, являющегося ярким, содержательным и востребованным элементом русской концептосферы. Исследование выполнено в рамках семан­ти­ко-когнитивного направления когнитивной лингвистики, развиваемого теоретико-лингвистической школой Воронежского университета.

Актуальность исследования обусловлена интересом современного языкознания к проблеме отражения в языке основных концептов национальной концептосферы; важностью разработки лингвокогнитивной методики исследо­вания и описания языкового сознания, в том числе группового; важностью разработки экспериментальных методов изучения концептов.

Когнитивный подход к анализу языка заключается в выявлении и объяснении процессов категоризации и концептуализации, которые, отражаясь в языке, реконструируются в виде концептов в сознании человека и объекти­вируются в коммуникации номинативными средствами языка. Основной категорией когнитивной лингвистики является концепт – ментальная единица сознания, представляющая собой квант структурированного знания, репрезентирующий культурно-национальную ментальность его носителей.

Объектом нашего исследования являются языковые средства объективации концепта «женщина» в русском языке, предметом – структура и содержание концепта «женщина» в языковом сознании.

Целью данного монографического исследования является моделирование лингвистическими средствами содержания и структуры концепта «женщина» в общеязыковом и групповом когнитивном сознании.

Достижение поставленной цели исследования предполагало решение следующих задач:

  1. Выявить языковые средства объективации концепта «женщина» в русском языковом сознании.

  2. Моделировать концепт «женщина» в русском когнитивном сознании: описать его макрокомпонентную, категориальную и полевую структуры.

  3. Выявить особенности содержания и структуры концепта «женщина» в разных возрастных и гендерных группах носителей языка.

Источниками анализируемого материала послужили материалы, полученные в результате ассоциативного эксперимента с 3000 жителями г. Ан­жеро-Судженска Кемеровской области – 1500 мужчин и 1500 женщин, принадлежащих к разным возрастным группам.

Структура монографии определяется задачами исследования. Она включает три главы, каждая из которых делится на подразделы.

Первая глава представляет собой теоретическое введение в исследование. В ней определяются методические аспекты проведённых ранее исследований, предлагается краткий обзор научной литературы по проблеме исследования, описываются основные положения когнитивной лингвистики, рассматривается соотношение когнитивной лингвистики с другими науками, кратко характе­ризуются современные направления в отечественной когнитивной лингвистике, сходства и различия лингвокогнитивных направлений; в свете развиваемой нами семантико-когнитивной концепции уточняется категориально-терминоло­ги­ческий аппарат исследования, представлены некоторые результаты изучения концептов, а также подробно описываются конкретные методы и приёмы лингвокогнитивных исследований.

Во второй главе описана когнитивная структура русского концепта «женщина» с использованием метода семантико-когнитивного анализа. Концепт имеет сложную макрокомпонентную структуру, включающую образ­ный, информационно-понятийный компоненты, энциклопедическую зону и интерпретационное поле. Анализ категориальной структуры концепта, организованной классификаторами, имеющими различную яркость, позволил выявить наиболее значимые для русского языкового сознания классификационные признаки, которыми оперирует когнитивное сознание при объективации концепта «женщина» в языке. Полевая структура концепта включает ядро и периферию, которые являются неоднородными по своей структуре, объёму и содержанию.

В третьем разделе осуществляется сравнительный анализ содержания и структуры концепта в групповом сознании. Выявлены и рассмотрены в сопоставительном плане когнитивные признаки, репрезентирующие в концепте гендерное и возрастное когнитивное сознание.

В заключении подводятся основные итоги исследования, намечаются перспективы дальнейших исследований.

Автор выражает глубокую благодарность доктору филологических наук, профессору Вячеславу Борисовичу Кашкину и кандидату филологических наук, доценту Елене Ивановне Грищук, взявшим на себя труд по рецензированию рукописи книги.

Искренняя признательность доктору филологических наук, профессору Иосифу Абрамовичу Стернину, за творческое общение и научное руководство.

За поддержку и помощь отдельное спасибо кандидату филологических наук Ольге Сергеевне Фисенко.

Глава I. Теоретические основы концептологических исследований
в современной лингвистике

§ 1. Когнитивное направление в современной науке о языке

На рубеже XX–XXI вв. в современной лингвистике происходит становление и стремительное развитие новой научной парадигмы, получившей название когнитивной. В мировом масштабе когнитология – одна из ведущих областей прикладных и фундаментальных исследований, объединившая представителей разных наук, исследующих познание и его эволюцию, сознание, интеллект, мышление, восприятие, представление и приобретение знаний, язык как средство познания и коммуникации, мозговые механизмы познания, эмоций и сложных форм поведения.

Когнитивная лингвистика на современном этапе – ветвь новой научной парадигмы, получившей название функционально-деятельностного языкознания.

Основным положением лингвистического функционализма является утверждение производности языковой формы от функций языка. Когнитивное направление функционализма особо выделяет роль когнитивных функций и предполагает, что остальные функции выводимы из них или сводимы к ним. В центре внимания когнитивной лингвистики находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации (Кубрякова 1996, с. 53; Бабушкин 1996, с. 3).

Основным положением когнитивной лингвистики является тезис о том, что содержание сознания человека можно изучить через обращение к изучению языка. Когнитивный подход к анализу языка заключается в выявлении и объяснении процессов категоризации и концептуализации, которые, отражаясь в языке, реконструируются в виде понятийной системы. Целостность и структурированность когнитивного сознания и его составляющих создаются аналитической и синтетической работой мышления. Анализ расчленяет познаваемый мир, картирует его, разбивает на «ареалы» при помощи когнитивных единиц, концептов. Концептуализации противопоставлена категоризация, которая позволяет восстановить связи между отдельными ментальными образованиями. Синтез когниций объективируется процессами языкового синтеза. «Цель когнитивной лингвистики – понять, как осуществляются процессы восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира, как происходит накопление знаний, какие системы обеспечивают различные виды деятельности с информацией» (Маслова 2004, с. 12).

Утверждение в лингвистике понятия «концепт» обозначило новую ступень в постижении способов, закономерностей и особенностей взаимодействия языка и сознания, расширило рамки содержательного анализа языковых явлений и придало значительно большую глубину и эффективность семанти­ческим исследованиям. Когнитивный подход позволяет вскрыть и проследить механизм отображения и распределения в семантической структуре языка знаний о мире и о самом языке.

Предметом исследования когнитивной лингвистики являются значения языковых единиц разных языковых уровней, объективирующих тот или иной концепт, а конечной целью – реконструкция (моделирование) концепта как мыслительной единицы по данным языка. Таким образом, предметом когнитивной лингвистики является «исследование языковых средств (слов, словосочетаний, текстов), репрезентирующих (объективирующих) в языке и речи определённые концепты» (Попова, Стернин 2001, с. 93), поэтому в её рамках «исследуются все зафиксированные в языке и возможные в нём средства вербальной репрезентации определённого концепта, что позволяет раскрыть разные компоненты содержания концепта и судить о содержании и структуре данного концепта как единицы мышления данного социума» (Попова, Стернин 2001, с. 94).

Помимо когнитивной лингвистики к данному направлению, пришедшему на смену структурализму и генеративизму, относят целый ряд лингвистических дисциплин, – психолингвистику, нейролингвистику, этнолингвистику, социолинг­­вис­тику, теорию речевых актов, лингвистику динамически развивающегося дискурса, прагмалингвистику, функциональную семантику, конверсационный анализ, стилистику, новую риторику, лингвистику текста, коммуникативную грамматику и др.

Являясь одной из важнейших составляющих целого комплекса когнитив­ных наук, когнитивная лингвистика занимается исследованием таких фундаментальных проблем, как структуры представления знаний о мире и способы концептуальной организации знаний в языке (Пименова 2003). Важным является то, как именно человек воспринимает и концептуализирует действительность, какие факторы объективного и субъективного характера имеют определяющее значение в формировании картины мира определённым этносом.

Отличие когнитивной лингвистики от других когнитивных наук заключается, во-первых, в её материале она исследует сознание на материале языка (другие когнитивные науки исследуют сознание на своём материале), а во-вторых, в её методах она исследует концепты и когнитивные процессы, делает выводы о типах и содержании концептов в сознании человека на основе применения к языку имеющихся в распоряжении лингвистики собственно лингвистических методов анализа с последующей когнитивной интерпретацией результатов исследования (Попова, Стернин 2005, с. 7–10).

Традиционно родиной современной когнитивной лингвистики считают США и связывают её становление с именами Дж. Лакоффа, Р. Лангакера,
Р. Джакендоффа, М. Джонсона, Дж. Миллера и Ф. Джонсон-Лэрда,
И. Свитсера, Э. Трауготта, З. Кёвечеша, К. де Ландтшира и ряда других учёных. История развития когнитивной науки за рубежом достаточно подробно описана отечественными исследователями (Кубрякова 1994, 1997, 1999; Ченки 1996).

Хотя когнитивная лингвистика как наука оформилась лишь в течение двух последних десятилетий XX века, соответствующее направление мысли присутствовало в языкознании, в том числе и отечественном, как минимум более столетия. Как справедливо отмечают З.Д. Попова, И.А. Стернин, «в когни­тивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы, в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания» (Попова, Стернин 2005, с. 10). Подтвер­ж­дение этой же мысли мы находим и у Е.С. Кубряковой, утверждаю­щей, что когнитивные исследования получили признание в нашей лингвистике, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека» (Кубрякова 2004, с. 11).

Серьёзному изучению языковой деятельности положили начало получившие признания и мировую известность открытия учёных И.М. Сечено­ва, В.М. Бехте­рева, И.П. Павлова и других. Во всём мире к предтечам когнитивной науки относят Л.С. Выготского и А.Р. Лурию.

Определяя истоки когнитивного направления в лингвистике, исследо­ватели называют три основных источника – когнитологию, лингвисти­ческую семантику и психологическое направление в языкознании. Два из них не просто существовали и активно развивались в отечественном языкознании, а и во многом предвосхищали общие тенденции мировой лингвистики.

Уже в XIX веке в первых теоретических трудах по языкознанию А.А. Потебни поднимается вопрос об особенностях усвоения и обработки информации, способах ментальной репрезентации знаний с помощью языка. Уникальным в лингвистической концепции А.А. Потебни является её предвосхищение многих современных проблем отечественной и мировой лингвистики. Например, исследуя онтологию языка, учёный поднимает проблему его психологической природы: «Вопрос об отношении мысли к слову ставит лицом к лицу с другим вопросом: о происхождении языка, и, наоборот, попытка уяснить начало человеческой речи, неизбежная при всяком усилии возвыситься над массою частных данных языкознания, предполагает известный взгляд на значение слова для мысли и степень его связи с душевною жизнью вообще» (Потебня 1993, с. 7). При этом вопрос об отношении мысли к слову, поставленный А.А. Потебнёй, по мнению Ю.Л. Ситько, явно равнозначен двум теоретическим вопросам современ­ного нам языкознания – вопросу об отношении мышления к языку в
1) онтогенезе и 2) филогенезе, которые учёный в рамках своей теории ещё не разграничивал (Ситько 2004, с. 57).

Существенным пунктом онтологии А.А. Потебни является утверждение о том, что ментальная картина мира прямо не связана с миром как таковым и относится к нему опосредованно: «всё…существует для меня настолько и в таком виде, насколько и как оно воспринимается мною» (Потебня 1905, с. 125). По сути, учёный говорит о различении картины мира и языковой картины мира, утверждая, что знание о мире является только человеческим способом отражения мира, не тождественным самому миру. Мы полностью поддержива­ем мнение З.Д. Поповой, И.А. Стернина, утверждающих, что «А.А. Потебня прекрасно понимал роль языка в процессах познания нового, в процессах становления и развития человеческих знаний о мире на основе психологи­ческих процессов апперцепции и ассоциации, на основе разных по силе представлений человека о явлениях, имеющих названия в языке» (Попова, Стернин 2007, с. 8).

Не менее интересными с точки зрения современной лингвистики являются исследования И.А. Бодуэна де Куртенэ. В частности, исследуя языковое мышление, ученый, по сути, описывает предмет когнитивной лингвистики: «Из языкового мышления можно выявить целое своеобразное языковое знание всех областей бытия и небытия, всех проявлений мира, как материального, так и индивидуально-психологического и социального (общественного)» (Бодуэн де Куртенэ 1963, с. 312). Одним из первых к изучению природы концепта с точки зрения соотношения языка и мышления ещё в 1928 г. обратился С.А. Аскольдов (Алексеев) (Аскольдов 1997, с. 271).

Особую роль в развитии проблемы соотношения языка и мышления сыграло активное развитие психолингвистики, в рамках которой изучались процессы порождения и восприятия речи, процессы изучения языка как системы знаков, хранящейся в сознании человека, соотношение системы языка и её использования, функционирования (А.А. Леонтьев, И.Н. Горелов, А.А. Залев­ская, Ю.Н. Караулов и др.). Значительный вклад внесли труды представителей ономасиологического направления (В.Г. Гак, Е.С. Кубрякова, А.А. Уфимцева, Г.В. Колшанский), а также работы, посвящённые изучению языковых картин мира и проблемам категоризации мира (Б.А. Серебрянников, Ю.С. Степанов, Е.С. Кубрякова,
В.И. Постовалова, В.Н. Телия, Н.Д. Арутюнова, А.А. Уфимцева, Е.С. Яковлева и др.).

Необходимо отметить одну очень важную особенность когнитивной лингвистики – несмотря на то, что её формирование протекало в полемике со структурным языкознанием, она не только не опровергает, а, напротив, использует многие достижения традиционной, структурной и генеративной лингвистик.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Женщина в исламе

    Закон
    Разрешается ли брать сирот на воспитание, и если семья взяла на воспитание мальчика, то должна ли жена покрывать в его присутствии голову, когда он достигнет половой зрелости?
  2. Женщины на рынке труда: мифы и реальность

    Документ
    Можно говорить, что занятость в теневой экономике стала своеобразной «женской» нишей на современном рынке труда. Кроме того, в неформальном секторе не соблюдаются ни трудовые, ни финансовые законы РФ, отсутствуют социальные гарантии
  3. Женщины в политике: мировой обзор

    Доклад
    (По материалам доклада Исследовательского института по проблемам социального развития при ООН: "Видимые руки": ответственность за социальное развитие - Москва,
  4. Женщины – математики гипатия

    Документ
    Гипатия (Ипатия) ( 370 н.э. – 415 н.э.) – математик, астроном, философ. Имя и дела ее достоверно установлены, а потому и считается, что Гипатия – первая в истории человечества женщина-ученый.
  5. Женщины тверского княжеского дома краткая история Тверского княжества

    Документ
    Тверское княжество моложе большинства древнерусских земель. Его образование с центром в городе Твери историки относят к 1247 году. В этот год великий князь Владимирский Святослав Всеволодович, сменивший на великом княжеском столе
  6. Женщины в произведениях писателей играют большую роль. Можно сказать огромную. Так как без любви не обходится ни одно произведение. Аженщины всегда ассоциируются с любовью

    Документ
    Женщины в произведениях писателей играют большую роль. Можно сказать огромную. Так как без любви не обходится ни одно произведение. А женщины всегда ассоциируются с любовью.

Другие похожие документы..