Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В представленном фрагменте приводятся многочисленные предания и исторические свидетельства о существовании протяженной системы подземных тоннелей под...полностью>>
'Учебник'
Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от классической к постнеклассической картине мира /М.С. Гусельцева Вопросы психологии. 2003. - №1...полностью>>
'Документ'
Половое воспитание младших школьниковРебенку семь лет. Осуществилась заветная мечта маленького человека: он стал учеником. Появились новые друзья и то...полностью>>
'Библиографический указатель'
Мгновения мира и войны Юрия Бондарева : библиогр. указ. / Центральная городская библиотека, Информационно-библиографический отдел ; [сост. : В.С. Гур...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «лидерство» Рекомендуется для направления подготовки

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИДЕРСТВО»

Рекомендуется для направления подготовки

080400 Управление персоналом

Квалификация выпускника – бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

1. Цели и задачи дисциплины

В процессе изучения курса «Лидерство» студенты, обучающиеся по направлению «Управление персоналом», для получения квалификации «Бакалавр» должны усвоить сущность и методы научного подхода к теоретическому и практическому решению проблем лидерства в организациях на всех уровнях управления. Для достижения цели они должны научиться решать задачи:

  • Пропагандировать лидерское поведение менеджеров как наиболее адекватное гуманистическому направлению в управлении персоналом и наиболее эффективную форму влияние на поведение работников.

  • Способствовать формированию у менеджеров системного лидерского мышления

  • Способствовать менеджменту в выборе наиболее адекватных моделей и концепций лидерства при решении конкретных задач менеджмента Знание и оценка степени применимости классических теорий лидерства в конкретных ситуациях

  • Помогать менеджерам в самопознании и познании собственного эмоционального интеллекта как основы успешного лидерства и понимания других людей

  • Способствовать менеджерам в развитии своего трудового потенциала и эмоционального интеллекта, индивидуального и группового потенциала подчиненных ему работников

  • Способствовать организации группового решения умственных задач и достижению креативного результата

  • Способствовать менеджменту в формировании высокопродуктивной команды и поддержании ее продуктивности

  • Способствовать менеджеру в налаживании эффективных коммуникаций в группе, этичном поведении и использовании моральных критериев при принятии решений

  • Способствовать менеджерам в диагностике и исправлении девиантного поведения работников и групп и урегулировании конфликтов

  • Выступать в роли лидера возглавляемого им подразделения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Лидерство» включена в профессиональный цикл, вариативная часть, дисциплины по выбору. Профиль Персонал-технологии.

Предшествующие данной дисциплине компетенции: ОК1 — ОК12, ОК20 — ОК24.

Данная дисциплина является предшествующей для получения компетенций ПК67-ПК72: Экономика и социология труда, Этика деловых отношений, Организационное поведение, Конфликтология, Организационная культура.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен обладать компетенциями:

Общекультурные компетенции:

- готов к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладает навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8);

- умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес (ОК-12);

- способен диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14);

- способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д. (ОК-20);

- учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-21);

Профессиональные компетенции:

а) организационно-управленческая и экономическая деятельность:

- способен эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

- владеет навыками ведения взаимодействия по кадровым вопросам с Национальным союзом кадровиков, профсоюзами и трудовым коллективом (ПК-38);

- знает основы возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умеет применять их на практике (ПК-39);

б) информационно-аналитическая деятельность:

- владеет навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала (ПК-41);

- знает основы подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и умеет использовать их на практике (ПК-55);

- способен провести исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации (ПК-63).

в) социально-психологическая деятельность:

- способен и готов оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат) (ПК-66);

- умеет применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива (ПК-67);

- владеет навыками диагностики организационной культуры и умеет применять их на практике (ПК-68);

- умеет обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-69);

- владеет навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами (ПК-70);

- способен обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-71);

- владеет навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам (ПК-72);

г) проектная деятельность:

- знает основы организационного проектирования системы и процессов управления персоналом, умеет осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-73);

- готов к разработке процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала (ПК-75);

- знает основы разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом и готов использовать их на практике (ПК-76);

- способен участвовать в реализации программы организационных изменений (в т.ч. в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способен преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-78).

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы в 6 семестре.

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

72

В том числе:

-

Лекции

24

Практические занятия (ПЗ)

48

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

72

В том числе:

-

Контрольная работа

12

Деловые игры

12

эссе

12

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Концепции лидерства

Понятие лидерства. Лидер и менеджер: общее и различия. Основные теории лидерства, типологии лидерства. Четыре основы успеха лидера. Образы лидеров с позиций разных групп интересов. Лидеры-руководители. Источники власти. Стили и модели руководства. Принципы и образы идеального лидера.

2.

Профессионализм и личностные качества лидера

Профессионализм, эмоциональный интеллект и качества создателя команды. Теоретические основания системного мышления лидера. Методы анализа и самопознания личности и познания других людей. Невербальные методы общения. Этика лидера: понятие, определение этичности, социальная ответственность лидера и его организации.

3.

Командообразование как ключевая задача лидеров-руководителей

Группы и команды. Теории формирования команд. Диалектика отношений лидера и последователей в процессе развития команды. Основные характеристики и факторы эффективности командной работы и их диагностика.

4.

Инструментарий лидера

Общие методы решения проблем на обыденном уровне и простые методики. Методы организации коллективной умственной деятельности и решения проблем.

5.

Работа лидера по выявлению и устранению девиаций в поведении сотрудников

Типы индивидуальных и групповых девиаций. Выявление и устранение девиаций в поведении сотрудников и групп. Понятие и типология конфликтов. Методы диагностики и урегулирования конфликтов.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1.

Экономика и социология труда

Х

2.

Этика деловых отношений

Х

Х

3.

Организационное поведение

Х

4.

Конфликтология

Х

Х

5.

Организационная культура

Х

Х

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

СРС

Всего

час.

1.

Тема 1. Концепции лидерства

4

4

4

12

2.

Тема 2. Профессионализм и личностные качества лидера

16

10

10

36

3.

Тема 3. Командообразование как ключевая задача лидеров-руководителей

4

4

4

12

4.

Тема 4. Инструментарий лидера

8

10

12

30

5.

Тема 5. Работа лидера по выявлению и устранению девиаций в поведении сотрудников

8

4

6

18

Итого

40

32

36

108

6. Лабораторный практикум – не предусмотрен

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Тема 1.

Сравнительный анализ концепций лидерства, их преимуществ и ограничений

4

2.

Тема 2.

Самопознание и определение собственного эмоционального интеллекта. Выявление склонностей к лидерству, определение предпочтительного типа лидерства

10

3.

Тема 3.

Методы диагностики текущего состояния команды по ее ключевым параметрам. Методы сплочения команды. Этика лидера и возглавляемой им команды

4

4.

Тема 4.

Методы диагностики качеств и причин поведения других людей

10

5.

Тема 5.

Методы диагностики девиаций и конфликтов в коллективе и их урегулирования

4

8. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрено

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1. Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

  2. Дафт Р.Л. Уроки лидерства. – М.: Эксмо, 2006.

  3. Спивак В.А. Организационное поведение. – М.: Эксмо, 2007; М.: Эксмо, 2009.

б) дополнительная литература

  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

  2. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  3. Канитц, Аня фон. EQ. Управление эмоциями. – М.: SmartBook, 2010.

  4. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. – СПб.: прайм –ЕВРОЗНАК, 2007.

  5. Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджера. – М.: Эксмо, 2008.

  6. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций. – Харьков, Макс Васильев, 2006.

  7. Социальная психология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов/ Г.М.Андреева, Е.А.Аксенов, Т.Ю.Юсупов и др.; Под ред. Т.В.Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006.

  8. Спивак В.А. Организационное поведение. – М.: Юрайт, 2011.

  9. Управление человеческими ресурсами /Под ред. М.Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002.

  10. Шейн Э.Г. Процесс консалтинга Построение взаимовыгодных отношений «клиент-консультант». – СПб.: Питер, 2008.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. /get-professional/primer-kodeksa

  2. /pravo/news/proekt_kpgs.htm

  3. http://www.geshtaltpsy.ru/interesno1.php

  4. http://www.hr-portal.ru/node/36201;

  5. http://www.biznesprocess.ru/2009/08/metod-nominalnyx-grupp/

  6. http://www.iteam.ru/publications/corporation/section_94/article_3227/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс оборудованный для проведения практических работ средствами оргтехники, персональными компьютерами, объединенными в сеть с выходом в Интернет;

Установлено лицензионное программное обеспечение;

Лекции осуществляются с демонстрацией презентаций на мультимедийном оборудовании.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В процессе усвоения предмета применяются активные методы обучения. Контроль успеваемости студентов в процессе изучения дисциплины осуществляется на основе балльно-рейтинговой системы оценки знаний основных разделов курса (модулей) в соответствии с графиком контрольных мероприятий.

Экзаменационная оценка определяется на основе суммы баллов, набранных студентом в течение семестра, и баллов, полученных на экзамене, в соответствии со следующей таблицей расчета:

Экзамен

Максимальное количество

баллов за семестр – 100 баллов

Максимальное количество баллов

на экзамене – 100 баллов

менее 55 – неудовлетворительно

менее 55 – неудовлетворительно

55-70 - удовлетворительно

55-70 - удовлетворительно

71-85 хорошо

71-85 хорошо

86-100 - отлично

86-100 отлично

Итоговая оценка – средняя взвешенная

Rитог = 0,6 * Rсеместр + 0,4 * Rэкзамен

где

Rитогитоговое количество баллов для определения оценки за экзамен

Rсеместрколичество баллов, набранных студентом в течение семестра

Rэкзаменколичество баллов, набранных студентом на экзамене

например: 0,6х56 + 0,4х87 = 33,6 + 34,8 = 68,4 , т.е. удовлетворительно

60% оценки – семестровые баллы

40% оценки – баллы экзамена

Разработчик

Кафедра социологии и управления

персоналом СПбГУЭФ, профессор В.А.Спивак

Эксперт

Центр подготовки

персонала ФНС РФ директор С.Б.Мурашов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «психология» Рекомендуется для направления подготовки (1)

    Рабочая программа
    Цели дисциплины: формирование у студентов представлений об основных категориях общей психологии, закономерностях психического отражения, ознакомления студентов с наиболее известными психологическими теориями.
  2. Рабочая программа дисциплины «психология» Рекомендуется для направления подготовки (2)

    Рабочая программа
    Дисциплина “Психология” предназначена для студентов I курса общеэкономического факультета дневной, вечерней и заочной форм обучения по направлению “Управление персоналом”.
  3. Рабочая программа дисциплины «конфликтология» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины «Конфликтология» является формирование у студентов теоретических знаний о причинах, формах, возможных последствиях конфликтов разного уровня, методологического подхода к изучению конфликтных взаимоотношений
  4. Рабочая программа дисциплины «микроэкономика» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
  5. Рабочая программа дисциплины «политология» Рекомендуется для направления подготовки 100700 торговое дело

    Рабочая программа
    Основная цель курса — ознакомить студентов с предметом, основной терминологией дисциплины, современными научными подходами и концепциями, основными закономерностями функционирования политической системы и социально-политических процессов.

Другие похожие документы..