Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
1. Доклад о миграционной ситуации на территории города Архангельска и области за текущий период 2011 года. Выступает начальник УФМС России по Арханге...полностью>>
'Документ'
Нині в Україні набули поширення так звані нові культи або релігії "нового" віку. Ці новоутворення у духовному житті суспільства у 60-і роки...полностью>>
'Урок'
Столетняя война во Франции всегда занимала в курсе истории Средних веков особое место по тому интересу, который эти события вызывают у школьников. Ры...полностью>>
'Документ'
пов'язаних з оплатою праці, пенсій, стипендій, дивідендів) 4 Середньоденна видача готівки (рядок 3 розділити на кількість робочих днів підприємства з...полностью>>

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О нарушении прав детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, при назначении денежных средств

на содержание подопечных детей

Статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации установлено право детей, находящихся под опекой (попечительством), на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, когда опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Основания и порядок назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)» (далее - Закон города Москвы № 87).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона города Москвы № 87 назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в городе Москве производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, кроме случаев, указанных в частях 2 и 3 данной статьи.

Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание подопечных, которые с ведома и согласия родителей находятся под опекой (попечительством) у третьих лиц, но при этом отсутствуют установленные органами опеки и попечительства обстоятельства, в соответствии с которыми осуществление родителями родительских прав и выполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей противоречит их правам и интересам.

Кроме того, не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание подопечных, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных учреждениях.

Выплаты денежных средств на содержание подопечных осуществляются на основании распоряжения органа опеки и попечительства. Для этого опекун (попечитель) письменно обращается в орган опеки и попечительства с заявлением, к которому прикладывает документы, указанные в статье 6 Закона города Москвы № 87. Список документов, прилагаемых к заявлению о назначении денежных средств на содержание подопечных, является исчерпывающим, расширенному толкованию не подлежит.

Согласно требованиям статьи 8 Закона города Москвы № 87 денежные средства на содержание подопечного выплачиваются опекуну (попечителю) со дня издания органом опеки и попечительства распоряжения о назначении денежных средств на содержание подопечного с возмещением опекуну (попечителю) расходов за период с момента возникновения оснований на их получение, то есть со дня, когда ребенок остался без попечения родителей. Если основания для назначения денежных средств на содержание подопечного возникли после установления опеки (попечительства), то они выплачиваются опекуну (попечителю) со дня издания органом опеки и попечительства распоряжения о назначении денежных средств на содержание подопечного с возмещением опекуну (попечителю) расходов за период со дня возникновения этих оснований.

Однако согласно сложившейся практике муниципалитеты внутригородских муниципальных образований в городе Москве, осуществляющие отдельные полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, назначают денежные выплаты на содержание подопечных детей не с момента назначения опеки, а только после вступления в законную силу решения суда о лишении родителей родительских прав.

К Уполномоченному обратилась Л. Из заявления и представленных документов следует, что в соответствии с постановлениями муниципалитета «Марьино» от 01.02.2008 № 32 и № 33 заявительница назначена опекуном над несовершеннолетними Анжеликой, 2005 г.р., и Дианой, 2007 г.р. Основанием для установления опеки над малолетними детьми явился факт уклонения матери от их содержания и воспитания. Отец девочек в свидетельства об их рождении не вписан. При назначении опеки денежные средства на содержание подопечных детей опекуну назначены не были. На момент установления опеки прокурором Люблинской межрайонной прокуратуры готовилось исковое заявление в суд о лишении матери детей родительских прав. Люблинский районный суд 16 июля 2008 года исковые требования прокурора о лишении матери детей родительских прав удовлетворил. Заочное решение суда вступило в силу 18 августа 2008 года. Распоряжение о назначении денежных средств было издано 10 сентября 2008 года, то есть через семь месяцев после назначения опеки. Расходы на содержание детей по данному распоряжению опекуну возмещены только за два месяца (с 16 июля 2008 года).

То, что бабушка в течение пяти месяцев содержала на свою скудную пенсию двух малышей в возрасте 1 года и 3 лет, специалистами муниципалитета «Марьино» во внимание принято не было. Более того, они разъяснили опекуну, что за всеми выплатами, полагающимися подопечным детям, необходимо обращаться только при наличии вступившего в законную силу решения суда о лишении матери родительских прав.

Следуя рекомендации специалистов муниципалитета, опекун Л. через месяц после вступления в силу решения суда о лишении матери детей родительских прав обратилась в Управление социальной защиты населения района Марьино ЮВАО города Москвы с просьбой выплатить единовременное пособие при передаче ребенка в семью и получила отказ из-за пропущенного шестимесячного срока подачи заявления.

Уполномоченный обратился в Департамент социальной защиты населения города Москвы с просьбой оказать содействие Л. в назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Сославшись на письмо Минобрнауки России от 15.09.2008 № 06-1394, в котором дано разъяснение, что пропуск срока, установленного для обращения за единовременным пособием (независимо от того, по какой причине срок был пропущен), является основанием для отказа в назначении данного пособия, Департамент социальной защиты населения города Москвы в удовлетворении просьбы отказал.

В результате единовременное пособие при передаче двух малолетних детей на воспитание в семью опекуна назначено не было.

Другой пример. Орган опеки и попечительства муниципалитета «Бирюлево Западное» в течение трех лет не мог защитить законные права и интересы несовершеннолетней Вероники, 2005 г.р.

К Уполномоченному обратился А. - дедушка Вероники. Из представленных документов следует, что в октябре 2005 года органу опеки и попечительства муниципалитета «Бирюлево Западное» стало известно об уклонении родителей восьмимесячного ребенка от выполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию дочери. По данному вопросу в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав обращались родственники девочки, участковый врач и соседи. На протяжении трех лет комиссией неоднократно рассматривался административный материал по статье 5.35 КоАП РФ в отношении матери ребенка в связи с неисполнением родительских обязанностей по воспитанию и содержанию дочери. Из постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 11.04.2007 № 32 и от 22.05.2007 № 54 следует, что мать девочки - О. продолжает вести ассоциальный образ жизни, не исполняет решениякомиссии, злоупотребляет спиртными напитками и не ночует дома.

Однако меры по защите законных прав и интересов малолетней Вероники комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и органом опеки и попечительства муниципалитета «Бирюлево Западное» приняты не были.

Данная ситуация освещалась руководителем Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Л.И.Гусевой на совещании с руководителями муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, проходившем в начале 2008 года. И даже после этого орган опеки и попечительства муниципалитета «Бирюлево Западное» не проявил интерес к судьбе девочки.

Из-за бездействия чиновников муниципалитета дедушка девочки - А. был вынужден обращаться за защитой ее прав и законных интересов в различные инстанции, в том числе и в прокуратуру.

В марте 2008 года прокурором Чертановской межрайонной прокуратуры города Москвы подано в суд исковое заявление о лишении родительских прав отца и матери ребенка и взыскании с них алиментов на содержание дочери. В своем выступлении в судебном заседании представитель органа опеки и попечительства исковые требование прокурора не поддержал. Суд исковые требования прокурора удовлетворил частично: отца лишил родительских прав и взыскал с него алименты на содержание дочери, а в отношении матери вынес предупреждение.

В результате бездействия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства муниципалитета «Бирюлево Западное» над Вероникой до настоящего дня не установлена опека и не назначены денежные выплаты на ее содержание.

Бабушке и дедушке девочки на протяжении трех лет чиновники, к обязанностям которых относится государственная защита несовершеннолетних, объясняют, что в соответствии со статьей 3 Закона города Москвы № 87 «денежные выплаты на содержание подопечных могут назначаться после лишения родителей родительских прав».

Полагаю, что сложившаяся в городе Москве практика назначения денежных выплат на содержание подопечных детей существенно нарушает их право, предусмотренное статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации.

Считаю, что Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы необходимо проанализировать существующую практику применения Закона города Москвы № 87 и принять меры по ее изменению, взять на контроль своевременность назначения денежных выплат на содержание подопечных и разработать механизм привлечения специалистов муниципалитетов, осуществляющих отдельные полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Помощникам межрайонных прокуроров, осуществляющим надзор за исполнением законов в отношении детей, находящихся под опекой и попечительством, при проверке законности постановлений руководителей муниципалитетов о назначении денежных средств на содержание подопечных также следует обратить внимание на сроки, с которых указанные выплаты устанавливаются.

О реализации органами исполнительной власти города Москвы
постановления Правительства Москвы от 2 октября 2007 года № 854-ПП
«Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа»

В 2008 году на контроле Уполномоченного продолжал находиться вопрос обеспечения жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Необходимо отметить, что с принятием постановления Правительства Москвы от 2 октября 2007 года № 854-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» (далее - постановление Правительства Москвы № 854-ПП) значительно улучшилась работа органов исполнительной власти города по данной проблеме.

Так, если по итогам 2007 года было отмечено массовое нарушение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, городская жилищная программа в отношении которых была фактически сорвана, так как ни один из 575 человек жилым помещением обеспечен не был, то по состоянию на 31 декабря 2008 года со всеми выпускниками по плану 2007 года заключены договоры безвозмездного пользования.

По плану 2008 года обеспечению жилой площадью в соответствии с решениями Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее - Городская межведомственная комиссия) подлежало 515 человек. По состоянию на 25 февраля 2009 года с 514 выпускниками заключены договоры безвозмездного пользования (с одним человеком договор не заключен в связи с его отсутствием в городе Москве – он отбывает срок наказания в местах лишения свободы).

Во исполнение постановления Правительства Москвы № 854-ПП распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 19.03.2008 № 582 утверждена форма договора безвозмездного пользования жилым помещением с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа, который заключается между детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа и Государственным унитарным предприятием города Москвы «Московская социальная гарантия» (далее - ГУП «Моссоцгарантия») на основании решения Городской межведомственной комиссии и распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Москвы № 854-ПП издано распоряжение Правительства Москвы от 15.07.2008 № 1599-РП «О создании Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа».

Данная Комиссия выполняет основную задачу - определение возможности самостоятельного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в целях дальнейшего решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения выпускникам коррекционных образовательных учреждений, стационарных учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних.

В целях реализации мер социальной поддержки, предусмотренных частью 4 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве», и во исполнение пункта 14 постановления Правительства Москвы № 376-ПП принято постановление Правительства Москвы от 25.12.2007 № 1169-ПП «О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве».

В соответствии с постановлением определены порядок и условия предоставления льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также установлен порядок взаимодействия организаций, обеспечивающих социальную поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и организаций, участвующих в начислении и сборе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и в предоставлении мер социальной поддержки по оплате указанных услуг.

Льгота распространяется на детей, находящихся на семейных формах воспитания и в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обучающихся по очной форме в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Безусловно, это облегчает финансовое бремя в первую очередь опекунов несовершеннолетних, большинство из которых составляют пенсионеры, люди преклонного возраста. В 2008 году получателями компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг были 6,1 тыс. опекунов и попечителей, у которых на воспитании находилось 6,8 тыс. детей.

Вместе с тем в 2008 году отмечались проблемы в реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилье.

Одна из них касается несвоевременного вселения указанных лиц в предоставленные квартиры.

Так, по информации Департамента образования города Москвы, общее число выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключивших договоры безвозмездного пользования, но не вселившихся в предоставленные квартиры, составляет 107 человек (32 – выпускники 2007 года, 75 – выпускники 2008 года).

В чем причины?

Положением об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утвержденным постановлением Правительства Москвы № 854-ПП (далее - Положение), определено, что после принятия решения Городской межведомственной комиссией Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет подбор жилых помещений по заявленному набору квартир и передает их распоряжением на код ГУП «Моссоцгарантия».

При этом четко указано, что жилые помещения за выездом граждан должны подбираться после проведения в них ремонтных работ, замены неисправных кухонных плит и сантехнического оборудования.

ГУП «Моссоцгарантия» осуществляет осмотр подобранных Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы жилых помещений на предмет возможности их использования для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

По информации Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, квартиры за выездом граждан поступают из округов с актами о проведенном ремонте, подписанными главой управы, подрядчиком и представителем управления Департамента в административном округе.

По сведениям ГУП «Моссоцгарантия», за выбытием граждан в 2008 году было передано по плану 2007 года 93 квартиры, по плану 2008 года – 171 квартира.

При этом при первичном осмотре квартир специалистами ГУП «Моссоцгарантия» было установлено несоответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям за выбытием граждан для проживания детей-сирот.

По плану 2007 года не соответствовали указанным требованиям 44 квартиры, в том числе в ЮАО - 13, САО - 12, СВАО - 5, ЮЗАО - 4, ВАО - 4, ЗАО - 3, ЮВАО -2, ЦАО - 1. Из них возвращено Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в связи с невозможностью заселения 7 квартир (в САО - 4, ЮАО - 2, ЗАО - 1).

24 квартиры, включенные в план 2008 года, не соответствовали существующим требованиям, в том числе в САО -16, ЮВАО - 5, ВАО - 2, ЮАО - 1. Из них возвращено Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в связи с невозможностью заселения 2 квартиры (по одной в ЮАО и ЮВАО).

И только после проведения ремонтных работ в оставшихся квартирах они были показаны детям и оформлены по договорам безвозмездного пользования.

Кроме того, существуют и другие причины несвоевременного вселения выпускников. Они касаются домов-новостроек. К примеру, с выпускниками 2007 года в марте-апреле 2008 года заключены договоры безвозмездного пользования квартирами в домах-новостройках, однако до конца года большинство ребят так и не смогли вселиться в них. По данным Департамента образования города Москвы, в одних случаях дома не были сданы в эксплуатацию, в других - не подключены коммуникации, в третьих - не открыта регистрация и т.д.

В результате подобных нарушений часть выпускников, достигших совершеннолетия, продолжает находиться в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Хорошо, что Департамент образования города Москвы не допускает, чтобы выпускники оказались на улице без жилья, не попали под влияние криминальных элементов, и предпринимает меры по созданию групп постинтернатной адаптации и для ребят, которые по указанным причинам не могут вселиться на выделенную им жилую площадь. Об этом свидетельствует приказ от 12.09.2007 № 708 «О создании групп постинтернатной адаптации для выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Однако снятие проблемы несвоевременного вселения детей на жилую площадь в первую очередь зависит от безусловного выполнения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы постановления Правительства Москвы № 854-ПП и поручений по протоколу заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 17.06.2008 № 02-08, на котором под председательством первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецовой рассматривался вопрос о мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что при обсуждении данного вопроса на заседании данной Комиссии шел предметный и жесткий разговор о недопустимости нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на своевременное получение ими жилья при достижении совершеннолетия. Были даны конкретные поручения по обеспечению своевременного и качественного ремонта жилых помещений, предназначенных для детей-сирот.

В соответствии с пунктом 4.1 протокола первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецовой 24 сентября 2008 года утвержден регламент взаимодействия Департамента городского строительства города Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, префектур административных округов города Москвы при строительстве и предоставлении жилых помещений в домах-новостройках детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

Полагаю, что выполнение Департаментом городского строительства города Москвы, префектурами административных округов города Москвы четко прописанного регламента позволит Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в 2009 году обеспечить детей-сирот квартирами в домах-новостройках, реально готовых к заселению.

Считаю, что жилищные вопросы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа должны находиться на постоянном личном контроле руководителей отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города, муниципалитетов. Необходимо принять исчерпывающие меры по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, систематически проводить проверки и анализ эффективности работы по данному вопросу, не допускать случаев ненадлежащего исполнения своих обязанностей лицами, ответственными за этот важный участок работы, по каждому факту нарушений проводить служебные расследования с принятием соответствующих мер дисциплинарного воздействия к виновным.

Каждое должностное лицо, причастное к решению жилищных проблем детей-сирот, должно понимать, что своим бездействием он дискредитирует политику Правительства Москвы в отношении социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2009 году

    Доклад
    Часть 2. Анализ положения в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, гражданина и ребёнка на территории Ненецкого автономного округа в 2009 году
  2. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе за 2011 год

    Доклад
    Общеизвестно, что в современном демократическом обществе на первое место становятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находится в гармонии с общественными и государственными интересами.
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году

    Доклад
    Весной 2008 года исполняется 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - институт уполномоченного).
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (2)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2007 году

    Доклад
    Все доклады, которые готовлю по итогам года, про­пущены через сердце. Состоялись тысячи встреч с раз­ными людьми, а вопрос возникает один и тот же: поче­му столь красивые, щедрые, добрые люди не могут быть спокойны за своё завтра.

Другие похожие документы..