Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Проектная деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности заняла прочное место в современной школе. Это краткосрочные и долгосрочные прое...полностью>>
'Курсовой проект'
Наименование производства – обогатительная фабрика по выпуску мелкозернистого хлористого калия флотационным методом в составе БКПРУ-3 ОАО «Уралкалий»...полностью>>
'Календарно-тематическое планирование'
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы. Основа литературного о...полностью>>
'Документ'
Алюміній - самий розповсюджений в земній корі метал. На його долю приходиться 5,5-6,6 мол. доли % або 8 мас. %. Гголовна маса його сконцентрована в а...полностью>>

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сложившаяся ситуация объясняется тем, что учреждения системы Департамента образования города Москвы не нацелены на передачу воспитанников в семью, так как это повлечет сокращение численности учреждений и персонала, а отсюда необходимость поиска ими новой работы, что в нынешних экономических условиях достаточно проблематично.

Вместе с тем в текущем учебном году муниципалитетами внутригородских муниципальных образований в городе Москве в детские дома и школы-интернаты Департамента образования города Москвы направлены 199 детей, из которых 46,7% составляют подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Такие несовершеннолетние, как правило, отличаются педагогической запущенностью, имеют длительный перерыв в учебе и фактически пополняют категорию так называемых бегунков - беспризорных детей.

В 2008 году в Москве в два раза по сравнению с 2007 годом увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи (с 36 до 71). Выросло общее число детей в приемных семьях, проживающих в Москве, с 46 до 115.

Вместе с тем нельзя не отметить, что из общего числа детей (2 531 чел.), переданных в 2008 году на воспитание в семьи москвичей, 919, или 36,3%, составляют дети, прибывшие из других регионов. Приемные семьи из числа жителей Москвы создаются в последние годы, как правило, в других регионах, и детей в эти семьи передают из учреждений того же региона. Например, в Северном административном округе города Москвы в настоящее время шесть приемных семей, при этом три семьи взяли детей из Московской области и города Санкт-Петербурга.

По имеющимся данным, в 2008 году на семейные формы воспитания жителями Москвы принят 231 ребенок из Московской области.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в Москве в 2008 году в приемные семьи, является самым низким в Центральном федеральном округе, а в целом по России находится на одном уровне с такими регионами, как Чеченская Республика и Республика Ингушетия, где эта форма семейного устройства фактически не используется.

Не способствует решению проблемы преодоления социального сиротства постоянный рост числа исков о лишении родительских прав. По данным Управления Судебного департамента в городе Москве, за последние пять лет их количество увеличилось в полтора раза (2004 год - 1 426, 2008 год - 2 326). Судами удовлетворяется 89,6% таких исков. Вместе с тем по каждому десятому из предъявленных исков выносятся решения об отказе в их удовлетворении.

Такое положение свидетельствует о том, что многие иски предъявляются поспешно. Не используются возможности предъявления исков об ограничении в родительских правах, что давало бы возможность родителям исправиться и вернуть ребенка в биологическую семью.

В 2008 году в Москве ограничены в родительских правах 147 человек, из них 28 - в связи с жестоким обращением с детьми и 96 - в связи с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей. Лишение родительских прав применяется в 16 раз чаще, чем ограничение, а соотношение родителей, восстановленных в родительских правах, и родителей, к которым применялась такая мера, как ограничение в родительских правах, говорит в пользу последних.

В этой связи представляется целесообразным, чтобы Департамент семейной и молодежной политики города Москвы проанализировал причины отказов судов в удовлетворении исков о лишении родительских прав, предъявленных муниципалитетами, а также результаты рассмотрения таких исков, которые предъявлены другими лицами и органами, определенными статьей 70 Семейного кодекса Российской Федерации, и по которым муниципалитетами давались положительные заключения.

На территории муниципалитета «Хамовники» также в последние годы увеличилось число исков о лишении родительских прав (2006 год - 12, 2007 год - 14, 2008 год - 20). При этом в работе данного муниципалитета есть примеры, когда сам факт отобрания ребенка и предъявления иска о лишении родительских прав давал положительный результат.

У неблагополучных родителей Т., злоупотребляющих спиртными напитками, был отобран ребенок, и им был предъявлен иск о лишении родительских прав, что повлияло на их поведение. Родители навели порядок в квартире, прошли курс лечения от алкогольной зависимости, о чем представили в муниципалитет соответствующие документы. Аналогичная работа проведена с семьей Б-oй. В результате двое детей были возвращены родителям.

Примеры эффективной профилактической работы с семьей, оказание своевременной необходимой помощи имеются и в других муниципалитетах. Об этом свидетельствует и данные Департамента семейной и молодежной политики города Москвы об увеличении на 15% по сравнению с 2007 годом числа детей, возвращенных в биологические семьи.

Неотъемлемой частью социальной реабилитации, которую проводят специализированные учреждения для несовершеннолетних Департамента социальной защиты населения города Москвы, является работа по сохранению ребенку семейного окружения. По данным Департамента социальной защиты населения города Москвы, за 2008 год после проведения социальной реабилитации 1 157 несовершеннолетних были возвращены в биологические семьи. За 2008 год в стационарном отделении социально-реабилитационного центра «Отрадное» прошли реабилитацию 192 ребенка, из которых 125, или 65%, возвращены в биологическую семью.

Проблема предупреждения семейного неблагополучия может быть решена лишь совместными усилиями всех органов и учреждений системы профилактики по своевременному выявлению семей с детьми, находящимися в социально опасном положении. Только таким образом возможно решить главную задачу - сократить число детей, поступающих в детские государственные учреждения, и сделать все для того, чтобы ребенок остался в биологической семье.

Помимо увеличения числа детей, которые отобраны у родителей, лишенных родительских прав, о показателе социального неблагополучия семей с детьми свидетельствует и увеличение числа неблагополучных родителей, находящихся в зоне профилактического воздействия органов внутренних дел.

По данным ГУВД по городу Москве, по состоянию на 1 января 2009 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит 6 326 родителей данной категории, по сравнению с 2007 годом (5 963 чел.) их число увеличилось на 6,1%.

Наряду с этим в 2008 году в федеральном и местном розыске находились 644 несовершеннолетних москвича, при этом 66,9% из них ушли из дома.

Значительное количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях органов внутренних дел, также свидетельствует о серьезных упущениях родителей в воспитании детей, об отсутствии контроля за их поведением. Из состоящих на учете несовершеннолетних 32,2% проживают в неполных семьях.

В 2008 году в целях защиты прав и интересов детей в суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, муниципалитеты сотрудниками милиции было подготовлено и направлено около двух тысяч материалов на родителей, невыполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних детей, допускающих жестокое обращение с ними, в том числе 1 627 материалов о лишении родительских прав (2007 год – 1 562) и 162 – об отобрании детей при непосредственной угрозе их жизни, 34 родителя привлечены к уголовной ответственности по статье 156 УК РФ (невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним).

К административной ответственности за невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей, совершение детьми правонарушений привлечены 21 710 родителей (в 2007 году - 21 101).

В специализированные учреждения для несовершеннолетних Департамента социальной защиты населения города Москвы поступили 2 113 детей, из них 1 309, или 61,9%, жители города Москвы. Из общего количества поступивших детей 22% ушли из семьи, около 3% - покинули детские дома или школы-интернаты, 0,1% - заблудившиеся и подкинутые дети, 12,4% -остались без попечения родителей, 24,2% - проживают в социально неблагополучных семьях. Беспризорные дети составляют около 2% воспитанников данных учреждений.

В отделениях дневного пребывания учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы, где проводится работа с детьми и родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации, прошли социальную реабилитацию 2 016 человек.

В службе занятости населения города Москвы состоят на учете 5 813 человек из числа родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, из них 1 702 - одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и 226 - многодетные родители. При этом минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей, максимальный размер пособия по безработице - 4 900 рублей. Исходя из этого можно говорить, что данные семьи с детьми также относятся к категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Имеет место значительная ведомственная разобщенность в деле раннего выявления неблагополучных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На протяжении последних трех лет как в докладах о деятельности Уполномоченного, так и на различных уровнях неоднократно ставился вопрос о необходимости разработки и принятия регламента взаимодействия органов и учреждений по профилактике детского и семейного неблагополучия, социального сиротства. Такое поручение было дано в подпункте 10.3 постановления Правительства Москвы от 21.11.2006 № 938-ПП. Однако до настоящего времени регламент не принят. Поэтому помощь нуждающимся семьям поступает зачастую несвоевременно и дети оказываются в крайне тяжелом положении, не зная, куда можно обратиться.

По данным Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, из общего числа поступивших в органы опеки и попечительства сообщений о нарушениях прав детей (4 066) каждое третье сообщение поступило от граждан, наименьшее число сообщений поступает из образовательных учреждений, учреждений социальной защиты населения.

Об этом свидетельствуют и поступившие в распоряжение Уполномоченного информационные материалы префектур административных округов города Москвы и муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве.

В информации префектуры Зеленоградского административного округа города Москвы отмечается, что в 2008 году увеличилось число сообщений о детях, находящихся в ситуации, представляющей угрозу их жизни или здоровью, при этом более 50% сообщений поступает от граждан. Информация из учреждений образования носит единичный характер. Из 56 сообщений о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, лишь 8 представлено учреждениями образования, 16 поступило из лечебных учреждений.

Муниципалитет «Нагорное» также отмечает, что основания часть информации о таких семьях поступает от граждан, меньше из органов внутренних дел и учреждений социальной защиты населения.

Несмотря на значительное увеличение числа специалистов муниципалитетов, работающих в сфере опеки и попечительства, в связи с принятием Закона города Москвы от 26 декабря 2007 года № 51 «О наделении местного самоуправления внутригородских муниципальных образования в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства» (с 466 сотрудников в 2007 году до 843 сотрудников в 2008 году), в их работе по своевременному выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помощи со стороны государства, присутствуют значительные недостатки и упущения.

Неоднократно отмечались недостатки в работе по охране прав детей муниципалитета «Северное Тушино», однако положение не меняется.

В обращении, поступившем к Уполномоченному от сотрудника благотворительного фонда «Приют детства» Г.С.Красницкой, содержались сведения о том, что в течение длительного времени (от шести месяцев и свыше) в инфекционном отделении Тушинской детской городской больницы необоснованно содержатся шестеро детей, оставшихся без попечения родителей.

При проверке, проведенной Прокуратурой города Москвы, указанные факты нашли свое подтверждение, и только после принятия мер прокурорского реагирования дети были переведены из больницы и направлены в соответствующие детские учреждения.

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципалитета «Северное Тушино» от 12 октября 2006 года несовершеннолетней Ульяне Д. рекомендовано обучение в специальной общеобразовательной школе открытого типа № 2. В ходе ознакомления с деятельностью данной спецшколы установлено, что несовершеннолетняя охотно посещает образовательное учреждение, проявляет интерес к получению образования. Вместе с тем педагоги спецшколы высказали свою обеспокоенность тем, что девочка с большим нежеланием возвращается домой. В связи с этим руководство спецшколы обращалось в отдел опеки и попечительства муниципалитета с просьбой обследовать жилищно-бытовые условия по месту жительства несовершеннолетней. Однако их просьба осталась без внимания.

На запрос Уполномоченного поступил ответ муниципалитета, из которого следует, что в соответствии с постановлением руководителя муниципалитета Ульяна в феврале 2008 года направлена на полное государственное обеспечение и помещена в приют «Хорошево-Мневники», так как ее одинокая мать решением Тушинского районного суда от 24.12.2007 лишена родительских прав. Впоследствии девочка совершила самовольный уход из приюта, поэтому муниципалитет не смог получить путевку на Ульяну в детский дом. Из муниципалитета также сообщили о неоднократных обращениях в ОВД с просьбой установить местонахождение несовершеннолетней и вернуть ее в приют. Однако, как выяснилось, и в приюте, и в муниципалитете было хорошо известно, где находится Ульяна, поддерживалась связь с ее бабушкой, проживающей в Московской области, однако никаких мер в течение целого года по устройству несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, не принималось. Вся работа муниципалитета сводилась к направлению различных бумаг в ОВД и приют.

По поступившему в середине марта 2009 года сообщению в доме, где проживала бабушка, произошел пожар, вследствие которого Панина Н.И. погибла, и только по счастливой случайности в этот день Ульяна, скитаясь по знакомым, не осталась там ночевать.

Детской поликлиникой № 78 в 2006 году внесен в список «детей из неблагополучных семей» Миша Б., 2001 г.р., страдающий множеством заболеваний, однако нерадивая мать, ссылаясь на занятость на работе, отказалась от предложения врачей специалистов оформить сыну инвалидность. Только по сообщению посторонней женщины, поступившему на официальный сервер Правительства Москвы в декабре 2008 года, была организована проверка, в ходе которой установлено, что в квартире, где проживает ребенок вместе с матерью и дедом, инвалидом 2 группы, состоящим на учете у психоневролога, антисанитарные условия, отсутствуют детские вещи, постельные принадлежности, необходимые продукты питания. Ребенок произносит только отдельные непонятные звуки. По результатам обследования принято решение об отобрании мальчика и помещении его в детское учреждение. Только после этого сигнала 15 января 2009 года муниципалитетом «Северное Тушино» направлено в суд заявление о лишении матери родительских прав.

В службу Уполномоченного обратилась женщина и сообщила, что в соседней квартире остался один шестилетний мальчик Гриша П. Мать ребенка, наркоманка со стажем, находится в больнице с онкологическим заболеванием в последней стадии, отец неизвестен. В квартире с ребенком живут гастарбайтеры, которые его даже кормить отказываются, и заботиться о мальчике соседка. Она обратилась в муниципалитет «Бирюлево Западное», сообщила участковому. Прошел месяц - реакции никакой.

Подобных ситуаций много, но редко, кто из должностных лиц несет ответственность за проявленное бездействие.

Факты несвоевременного направления информации о детях, оставшихся без попечения родителей и находящихся в учреждениях здравоохранения, неисполнения муниципалитетами требований законодательства о принятии мер к своевременному устройству детей выявлены проведенной Прокуратурой города Москвы проверкой исполнения законодательства о защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также прокуратурой были проанализированы акты органов местного самоуправления по вопросам деятельности в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, организации выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройства на воспитание в семью. Выявлено 55 незаконных правовых актов, которые опротестованы прокурорами.

Представляется, что Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы было бы целесообразно проанализировать данные протесты, определить наиболее распространенные ошибки и нарушения законодательства, допускаемые муниципалитетами в работе по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Ежегодно сотни женщин (как правило, иногородние, жительницы стран СНГ) оставляются своих детей в родильных домах и стационарах города Москвы. Например, по данным Департамента здравоохранения города Москвы, в 2008 году их число составило 577 (в 2007 году – 926 детей). При этом каждый третий ребенок оставлен матерями, которые не заявили в письменной форме о своем отказе от родительских прав и не дали согласие на усыновление рожденного ребенка. В 2008 году в дома ребенка поступило 1 154 ребенка, из которых 832, или 72%, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе и так называемые оставленные дети.

Особая проблема связана с оставлением рожденных детей матерями, не имевшими при себе документов, удостоверяющих их личность, поэтому имеют место многочисленные случаи нарушения прав и законных интересов таких детей в связи с внесением в их свидетельства о рождении сведений о матерях, не подтвержденных соответствующими документами, как того требует пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Практически во всех таких случаях в процессе последующих розыскных мероприятий выясняется, что матерью были указаны вымышленные сведения о себе (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства), в связи с чем органы опеки и попечительства вынуждены обращаться в суд в целях исключения актовой записи о матери ребенка из свидетельства о его рождении. Это затягивает на месяцы установление юридического статуса ребенка как оставшегося без попечения родителей. В результате задерживается устройство ребенка на воспитание в семью, он не может пользоваться льготами и гарантиями для детей, отнесенных к категории оставшихся без попечения родителей.

В ряде случаев принимаются заочные решения суда о лишении родительских прав фактически неустановленной матери, да и еще и о взыскании с нее алиментов, которые никогда не будут реально взысканы. Однако при наличии подобного судебного решения ребенок лишается права на социальную поддержку в виде ежемесячной денежной компенсации, установленной для «подкинутых», «отказных» и «оставленных» детей в городе Москве в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06.04.2004 № 206-ПП «О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей». Следует также учитывать, что дети, которым установлена ежемесячная компенсационная выплата, сохраняют право на ее получение в случае их усыновления.

Для упорядочения данного вопроса Уполномоченным подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Данное изменение предполагает порядок государственной регистрации рождения оставленного ребенка, аналогичный государственной регистрации найденного (подкинутого) ребенка.

Принятие данного Федерального закона позволит своевременно в кратчайшие сроки передавать ребенка на воспитание в семью и явится одной из необходимых мер преодоления социального сиротства и недопущения дальнейшего перемещения ребенка из одного учреждения в другое.

Данный законопроект был поддержан Московской городской Думой и в установленном порядке внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации и 11 марта 2009 года принят Государственной Думой в первом чтении.

В условиях мирового экономического кризиса неизбежно будет увеличиваться число детей, оставшихся без попечения родителей, и число семей, нуждающихся в поддержке государства.

В этой связи представляется очень важным не потерять то положительное, что уже наработано в городе, и наметить меры, которые позволят найти пути сохранения развития в Москве семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и преодоления социального сиротства.

Необходимо разработать стандарты качества услуг, предоставляемых семьям и детям, находящимся в ситуации кризиса, муниципалитетами, а также учреждениями различного вида. Такие стандарты предоставляемых услуг необходимы и для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различной ведомственной подчиненности.

Необходимо разработать критерии работы муниципалитетов, оценивая эффективность их деятельности, в том числе с учетом количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы воспитания, а также количества возвратов детей, находящихся на воспитании в семье.

Следует систематически проводить мониторинг работы муниципалитетов, организовывать учебу специалистов всех ведомств и учреждений, работающих в сфере устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Важно иметь возможности стимулирования специалистов муниципалитетов и учреждений, имеющих хорошие результаты в работе по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также по поддержке и реабилитации биологической семьи, в результате которой не приходится изымать ребенка из семейного окружения.

Заслуживает внимания и положительный опыт, накопленный другими регионами. Например, треть регионов России приравняла приемную семью, имеющую трех и более детей, к многодетной семье и распространила на них все полагающиеся для многодетных семей льготы, установленные региональным законодательством. В городе Москве также вполне возможно решить эту проблему, учитывая, что в настоящее время в Москве насчитывается всего 86 приемных семей, в которых воспитываются 136 детей. Таким образом не все приемные семьи могут быть отнесены к статусу многодетных, что не повлечет значительных затрат из бюджета города.

Интересным является предложение муниципалитета «Преображенское» о необходимости включения в штат муниципалитета специалиста-психолога, так как работа с неблагополучными семьями требует специальных знаний в области психологии, а также знания приемов и методов работы с такими семьями и детьми.

В условиях кризиса необходимо принять меры по недопущению нарушений законодательства о труде и охране труда, на которые идут работодатели в отношении женщин. Государственной инспекцией труда в городе Москве в 2008 году выявлено 2 234 нарушения законодательства о труде женщин, при этом к числу наиболее распространенных относятся непредоставление женщинам отпусков по уходу за ребенком и невыплата предусмотренных законодательством пособий по беременности и родам.

Учитывая, что в подавляющем большинстве опекунами и попечителями назначаются бабушки и дедушки детей, оставшихся без попечения родителей, а единственным источником их доходов является пенсия и пособие на содержание подопечного ребенка, было бы целесообразным проработать вопрос об оказании в необходимых случаях помощи по организации косметического ремонта жилья таких семей.

Вместе с тем стремление муниципалитетов устроить детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи порой порождает формализм и безответственность при подборе опекунов и приемных родителей, а отсутствие должного контроля за условиями воспитания и содержания детей в созданных семьях приводит к нарушению прав и интересов детей.

По данным Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, в 2008 году отменено 97 решений о передаче детей на воспитание в семью, принято 11 судебных решений об отмене усыновления. Среди причин принятия таких решений названы такие, как отсутствие взаимопонимания между усыновителями и ребенком, отсутствие готовности усыновителя взять на себя ответственность по воспитанию и образованию ребенка, злоупотребление усыновителя спиртными напитками и уклонение от воспитания ребенка.

Принято 85 решений об отмене опеки (попечительства), из них в 20 случаях причинами отмены явилось ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, одно - по причине жестокого обращения с подопечным ребенка.

Такие факты свидетельствуют о том, что недопустимо ставить передачу детей в семьи граждан «на поток», превращая ее в широкомасштабную кампанию, и при решении вопроса об устройстве ребенка в семью необходимо исходить из принципа обеспечения права ребенка на наилучшие условия проживания, воспитания и образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2009 году

    Доклад
    Часть 2. Анализ положения в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, гражданина и ребёнка на территории Ненецкого автономного округа в 2009 году
  2. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе за 2011 год

    Доклад
    Общеизвестно, что в современном демократическом обществе на первое место становятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находится в гармонии с общественными и государственными интересами.
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году

    Доклад
    Весной 2008 года исполняется 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - институт уполномоченного).
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (2)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2007 году

    Доклад
    Все доклады, которые готовлю по итогам года, про­пущены через сердце. Состоялись тысячи встреч с раз­ными людьми, а вопрос возникает один и тот же: поче­му столь красивые, щедрые, добрые люди не могут быть спокойны за своё завтра.

Другие похожие документы..