Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
За период январь-декабрь 2010 года введено в эксплуатацию электрогенерирующее оборудование суммарной мощностью 69,1 МВт (без учета мощностей ГПО “Бел...полностью>>
'Статья'
Статья содержит обзор научных подходов в исследовании антропогенеза - уникального процесса становления человека, его культуры и общества. Особое вним...полностью>>
'Урок'
Записи на доске: перечень слов из текста для словарной работы: сэр, месье, сеньор, месса, зимогор, кондышены, гобелены, диаспора, ностальгия, парадокс...полностью>>
'Документ'
Главные бухгалтеры (заместители) ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН, образовательных учреждений ФСИН России. Главные бухгалтеры (заместители) управлений по конвоиро...полностью>>

В. Н. Беловолов сборник статей и очерков по истории станицы уманской

Главная > Сборник статей
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В. Н. Беловолов

СБОРНИК
СТАТЕЙ И ОЧЕРКОВ
ПО ИСТОРИИ
СТАНИЦЫ УМАНСКОЙ

Ст. Ленинградская
2002

ОТ АВТОРА

Проблема упадка патриотизма в современном русском обществе встает перед нами во всей полноте. Воспитание молодого поколения в духе любви к Отечеству начинается с прививания уважения к истории России в общем, и истории своей малой родины в частности, какого-то конкретного города, села, деревни, семьи.

В предлагаемом вниманию читателя сборнике собраны статьи, касающиеся истории Кубани, казачества, станицы Уманской. Это первая подобного рода книга о станице, в которой представлены как ранее печатавшиеся работы, так и публикуемые впервые. Статьи, в которых рассматриваются самые разные аспекты жизни кубанцев в прошлом, расположены в приблизительном хронологическом порядке.

Автор выражает глубокую признательность журналисту ЛОПАТЬКО Евгению Константиновичу, заведующей архивным отделом администрации Ленинградского района СВИРИДОВОЙ Галине Михайловне, архивисту КАРАМОВОЙ Ирине Петровне, генеральному директору научно-техниче­ской фирмы «Комплексные системы» МИШКИНУ Валентину Матвеевичу (г. Мурманск) за помощь в подготовке данной книги.

Автор надеется, что сборник поможет немного привлечь внимание земляков к истории их родной станицы. Популяризация отечественной исторической науки крайне важна сегодня для развития преемственности между поколениями русских людей.

«Здесь действительно нет речи о про­шедшем и настоящем в том же безуслов­ном смысле, в каком их понимаем мы, ко­торые всегда движемся с лицами, погре­бенными в темном облаке, и ощущением холодка на затылке. Время расстилалось во все стороны вокруг людей того вре­мени».

Вильгельм Грёнбек

  

КУБАНЬ И ВЕЛИКАЯ ШВЕЦИЯ

В древней истории Кубани есть много малоизученных страниц. Наш край находился в прошлом на пересечении важнейших дорог Евразии, по которым проходили пути миграций многих народов, как известных истории, так и канувших в Лету.

Территория нашего края входила в состав Великой Швеции. Это не было государством, скорее общим для всех арийских народов названием ареала их проживания. Великой Швецией называли эту землю предки современных скандинавов, которые впоследствии ушли жить с территории Юга России на Скандинавский полуостров. Этим вопросом сейчас занимается ряд русских ученых. Большое внимание ему уделяет В. Щербаков, который нашел легендарный рай викингов – Асгард (Город Асов) под Ашхабадом в районе Старой Нисы. Об этом событии в 1989 году было сообщение ТАСС. В древних преданиях викингов сагах, которые швед Снорри Сгурлусон собрал в начале Нового времени и записал под названием «Старшая Эдда», говорится о борьбе асов (предков скандинавов, осетин, скифов) с ванами (предками славян). Ваны победили асов и вытеснили их из Закавказья на территорию Кубани. Их вел вождь Один. Скандинавы впоследствии его обожествили, а германцы называли его Вотаном. По какой-то причине большинство асов через некоторое время, ушло с кубанской земли на север, проходя с тяжелыми боями через враждебные им племена. Особенно тяжелой была их борьба с саксами, что отражено в «Эдде». Наконец, Один привел свои роды на Скандинавский полуостров. Но часть асов осталось на Кубани. Греки их считали скифами, себя они называли аланами. Государство Алания просуществовало вплоть до нашествия монголо-татар. Затем аланы в тяжелой борьбе были вытеснены татарами в горы Кавказа, приняв имя осетин. Они создали знаменитый свод преданий – «Нартский эпос», который оказал влияние на развитие мифологии многих кавказских народов. В нем, в частности, говорится о таких персонажах, как Батыр Ас (богатырь Ас) и царевна Сатина (реальный персонаж: аланы в действительности имели царевну по имени Сатинак). В. Щербаков пишет: «Интересно, что земля восточнее Дона в древности в скандинавских сочинениях («Какие земли лежат в мире» и других) еще до Снорри Стурлусана называлась Свитьод – «Великая Швеция». Это память о прежней родине асов, точнее племен, на языке которых слово «ас» означает «бог, владыка». Надо заметить, что для многих народов было свойственно постепенное обожествление своих реальных предков. Так поступили и скандинавы. Другой русский исследователь А. Дугин, пишет по данному поводу следующее: «По-видимому, задолго до прихода славян на территорию России, регион южнорусских степей от Черного моря до юга Урала древние арии, населявшие его, называли «Жилищем богов – Великой Швецией» или «Холодной Швецией», которая лишь значительно позже переместилась вместе с германскими племенами в Скандинавию, ставшую «Жилищем людей – Малой Швецией». Через Великую Швецию протекала река древних ариев Дон (Танаксиль или Ванаксиль по «Старшей Эдде», т. е. рукав реки, где живут Ваны»). Судя по всему, Дон был западной границей Швеции. Само же слово «Швеция», скорее всего, означало «белый, светлый». Что интересно, в некоторых русских диалектах слово «Русь» означает «светлое, открытое место». Понятие «русые волосы» тоже подразумевает светлый цвет. Так что не исключено, что понятия «Русь» и «Швеция» являются тождественными.

В. Беловолов
краевед
ст. Ленинградская

Литература

  1. Дугин А. Континент-Россия // Наука и религия.- № 11.- 1996.- с. 14.

  2. Старшая Эдда.- С.-Пб., 2000.

  3. Щербаков В. Асгард и Ваны (сб. «Дорогами тысячелетий»).- М.,
    Молодая гвардия, 1989.- с. 82.

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 15
от 10-16.04.2000 г.

  

ТЕРРИТОРИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА В ДРЕВНОСТИ

История нашей земли началась отнюдь не с 1794 года, когда казаки запорожцы основали Уманский курень. Кубань издавна притягивала своей плодородной почвой, богатой флорой и фауной многие народы, в основном ведущие кочевой и полукочевой образ жизни. Этнически со времен неолита до эпохи Великого переселения народов они были индоевропейцами, и лишь с приходом гуннов началась эпоха тюрков. К сожалению, на территории Ленинградского района не осталось памятников древности, за исключением немногочисленных курганов. Это связано с отсутствием долговременного строительного материала. Первым известным истории племенем на севере Кубани стали киммерийцы. Некоторые ученые считают их автохтонным населением. Киммерийцы жили в X-VIII в. до Р. X. и вели кочевой образ жизни. Они хоронили своих умерших в курганах, совершали грабительские походы во Фригию, Лидию, греческие прибрежные колонии, пока не были ассимилированы скифами. В VIII в. до Р. X. на территорию нашего района вторглись кочевники-скифы. Скифы – это не самоназвание племени, а собирательное имя, данное им греками. Они были очень воинственны и громили Мидию, Ассирию, другие государства Передней Азии, а затем возвращались к своим кочевьям, везя награбленное. Скифы активно контактировали с греками-колонистами, поэтому происходил взаимовыгодный обмен культур. В 514-512 гг. до Р. X. они победили персидского царя Дария I Гистаспа, который вторгся в их земли. Кочевники умело заманили 700 тысячное персидское войско в степи и, нанеся ему партизанской войной ощутимый урон, заставили ретироваться. Скифы были язычниками и справляли культы под открытым небом. Для поклонения богу войны они строили из хвороста холм и втыкали в его вершину железный меч (акинак).

Раз в год они приносили в жертву пленников, отсекая им головы и правые руки, что соответствовало древним арийским обрядам, описанным в «Ведах» и «Авесте». Массовые жертвоприношения коней соответствовали арийскому обряду Ашвамедхи. Святилища скифов показывают обряды, описанные в «Ригведе» и «Яджурведе». Скифы создали уникальную художественную культуру, так называемый «Скифский звериный стиль». Однако уже к III в. после Р. Х. их окончательно изгоняют готы. Осталась лишь малая часть этого народа, которая дала начало аланам.

В VI-IV вв. до Р. Х. на территории района жили савроматы (ирано-язычные кочевники, родственные скифам). Основой их рода послужили скифы из «амазонки» – легендарные женщины-воительницы. Плутарх считал, что их земли находились в двух днях пути к востоку от Танаиса (Дона). То есть наш район вполне мог входить в ареал их обитания. Около 512 г. до Р. Х. савроматы участвовали в войне против Дария I, но уже началу III в. до Р. Х. они слились в родственными им сарматами.

Сарматы пришли из Южного Приуралъя в IV в. до Р. Х. Они воспользовались гибелью Персидской державы под ударами фаланг Александра Македонского и совершали походы в ее пределы. Было несколько известных племен сарматов: роксоланы (у берегов Азовского моря), аорсы (на Дону), сираки (в Прикубанъе). Сарматы поддерживали царя Понта Митридата Евпатора в его войнах с Римом. Своих умерших они хоронили в катакомбах. У них существовал культ зеркала: при смерти хозяина зеркало разбивали и зашивали в чехол, и лишь затем бросали в могилу. Этот обычай есть и сегодня у русских. Только зеркало в доме умершего просто накрывают полотном. При погребении сарматы совершали обряд тризны, доводя себя до состояния наркотического опьянения в шатрах-парилках при бросании семян конопли на угли. Приносимым в жертву людям отрубали правую руку после умерщвления по древнему обычаю ариев. Сарматы были вооружены луками, стрелами, кинжалами с рукоятью и навершием в виде бараньих рогов, панцирями (позднее кольчугами), мечами, шлемами. Носили короткие плащи, штаны, сапоги, рубахи с узкими горизонтальными воротами. К IV в. после Р. X. сарматов вытеснили гунны.

Во II в. после Р. X. на территорию района, вероятно, пришли дандарии (в переводе с древнеиранского «камышовые арии»). Они были хорошими земледельцами, скотоводами, гончарами. Их изгнали из пределов Боспорского царства сарматы и римские когорты. Кстати, в 46-49 гг. после Р. Х. в пределах нынешнего Ленинградского района вполне мог теоретически находится римский экспедиционный корпус Юлия Аквилы, преследующий племена-сторонники Митридата VII (в т. ч. дандариев). Аквила приказал перебить 10 000 пленных в целях устрашения при осаде г. Успа, после чего отряд римлян продолжил движение и остановился в трех днях от Танаиса (Дона), затем он морем ушел из пределов Кубани.

В 193-194 гг. после Р. X. через наш район проходили орды сираков (одно из племен сарматов), которых вытеснил на Нижний Дон Царь Боспора Савромат II, после чего они ушли к Дунаю.

К концу III в. после Р. X. территория района находилась невдалеке от страны Готов, раскинувшейся между Дунаем и Доном, так называемым «государством Германариха». Готы подчинили часть славян, захватили Крым и окончательно уничтожили скифов. Они также уничтожили город Танаис в 240 г. после Р. X. (недалеко от нынешнего г. Новочеркасска), однако и сами в середине IV в. после Р. X. были изгнаны ордами гуннов. Интересно, что в первые века после Р. X. земли нашего района находились невдалеке от Боспорского царства, т. к. в это царство начал входить г. Танаис. Вероятно, усилилось греческое культурное влияние. Район находился вблизи северной трассы Великого шелкового пути, что также усиливало культурный обмен между народами.

В 70-е гг. VI в. после Р. Х. на севере Кубани появились гунны. «Бич Божий» – так в страхе называли их народы Европы. Вышедшие из глубин Азии, они крушили царства и народы. Часть гуннов ушла в поход по Европе. Вместе с гуннами в VI в. после Р. Х. пришли утигуры (тюрки) и вместе с родственным племенем кутригуров совершали набеги на Балканы. В 558 г. после Р. Х. их победили авары. Авары (также тюрки) уже в 560-561 гг. после Р. Х. уходят через наши степи на Дон, затем к Дунаю. После аваров в наших краях кочевали болгары. В 680 г. после Р. Х. хан болгар Аспарух увел часть их в Бессарабию.

С VIII в. после Р. Х. территория нашего района входит в состав Хазарского каганата. Хазары прийти из Азии вместе с гуннами и были тюрками кочевниками. Они к VIII в. захватывают огромные территории и создают могучую державу, которой правит Каган (чисто номинально). Реальную власть имел Бек, владевший своей армией. Хазары воевали с арабами в союзе с аланами и Византией. Бывшие кочевники начали оседать на земле и переходить к земледелию. Хазары приняли тюркскую руническую письменность, строили города. Они исповедовали языческий культ солнечного бога Тенгри, а при кагане Обадии господствующей религией стал иудаизм. Хазарию уничтожили русские дружины Святослава Игоревича в 965 г. В начале X в. через наши земли прошли племена мадьяр, идущие в Европу. Мадьяр вытеснили печенеги, а печенегов в свою очередь половцы – кочевники тюркской группы. На территории нашего района жили так называемые северо-кавказские половцы; эта их часть на Русь не нападала. Около нашей станицы была найдена половецкая «каменная баба» – изваяние, ставившееся на курганах в ритуальных целях. Изваяние было передано в Ейский музей. Половцы хоронили своих соплеменников преимущественно в старых курганах. В их погребениях много оружия: кривых сабель, луков, копий, кольчуг, шлемов, нагрудных блях. В XIII в. в наших степях появились монголо-татары. В 1222-1223 гг. они потерпели поражение от алан и половцев, однако в следующем походе в 1238-1239 гг. они добились успеха. Часть половцев они уничтожили, а большинство их слилось с татарами. Татары, поделившись за века на множество племен, до XVIII века кочевали у нас под именем ногайцев, пока в 1794 году Кубань не заселили казаки.

В. Н. Беловолов

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 8
от 20-27.02.2000 г.

  

ПЕРВОПОСЕЛЕНЦЫ

Станица Уманская (ныне Ленинградская) была основана выходцами из Уманьского куреня Запорожского войска. В свою очередь курень в Запорожье был назван так в честь г. Умань и сёл у реки Уманки, жители которых составили его основу. В 1775 году Запорожскую Сечь разогнали русские войска, однако она была воссоздана вновь как военная организация в 1787 году под названием Черноморское казачье войско. Инициатором возрождения войска стал Г.А. Потемкин.

В 1792 году императрица Екатерина II поставила перед своими подданными важную государственную задачу: колонизировать Правобережную Кубань. В соответствии со специально разработанной программой началось планомерное переселение казаков Черноморского казачьего войска в этот регион Северного Кавказа. Переселился и Уманьский курень, который прибыл на Кубань в 1792-1793 годах. Первую зиму курень пребывал в землянках на Ейской косе вместе с кошевым атаманом З. А. Чепегой. Перепись 21 марта 1794 года фиксирует разбросанность уманцев почти по всей Черномории. Куренной атаман Василий Темный с 26 казаками находится «в Фанагории для стражи в Кизилташском лимане, в курене». Большие партии уманцев служат на Копыльском и Калаусском кордонах. Часть казаков работает в куренном рыболовном заводе в Кизилташском лимане.

Часть семейных казаков осталась на Ейской косе, в Каневском селении, другая – поселилась хуторами при бывшем Некрасовском селении. (1). Отдельным куренем стали уманцы и в Екатеринодаре, основанном в 1793 году. Надо отметить, что данное поселение, имевшее место при главных воротах Екатеринодара, постигло несчастье. Курень простоял лишь до 4 сентября 1801 года, когда при сильном восточном ветре он сгорел дотла, наряду с несколькими соседними куренями (2).

По старинной запорожской традиции казаки бросили жребий, какому куреню где иметь землю. Уманцы и переяславцы получили ее у реки Сосыка и принялись за обустройство. Правда, переяславцы по какой-то причине ушли в 1799 году на новое место с другого берега реки Сошки. Уманцы первым делом начали строить всем миром деревянный храм. К сожалению, не известно, каков он был на вид, поскольку до наших дней не сохранился. Зато сохранилась информация о первом священнике этого храма. В 1797 году в Свято-Трехсвятительской церкви был поставлен на служение о. Федор Соколовский. После казаки принялись за строительство жилья (турлучных хат, землянок) и хозяйственных построек. В этот период жизнь черноморцев была крайне тяжела. Трудности с акклиматизацией, неустроенность, минимальное медицинское обслуживание на уровне знахарства давали свои плоды. Смертность среди казаков была довольно высока. Кроме того, освоение новых земель, в частности, распашка целины, требовало приложения значительных физических усилий.

Военная служба тоже отнимала много времени и сил. Так, уманцы уже в 1797 году представили 8-му Ольгинскому кордону пограничной стражи 14 конных и 11 пеших казаков. Основателям Уманской повезло в том смысле, что рядом с их куренем практически не было враждебных иноплеменников, которые бы досаждали им грабительскими набегами, как это происходило с казачьими населенными пунктами южнее. Русские войска под руководством А. В. Суворова незадолго до переезда Черноморцев на Кубань переселили немирных ногайцев, кочевавших по нашему кубанскому северу, в другие места. Таким образом, казакам досталось чистое, жизненное пространство.

К началу XIX века казаки-уманцы более-менее обжились на новом месте. Жизнь постепенно входила в привычное русло. На вопрос, что из себя представляла станица в этот период, можно привести воспоминания современника – Н. Воронова, который довольно точно характеризует облик казачьего поселения. Речь в приведенном ниже рассказе не ведется конкретно об Уманьском курене, но тем не менее... «Занимая по большей части четырехстороннее пространство земли, обнесённое канавою и плетнем из терновника, станица напоминает древние русские города или крепости, которые строились для удержания неприятельских набегов. По углам станицы обыкновенно полагается по орудию: огорожа из колючего терновника местами прорезывается, представляя, таким образом, маленькие амбразуры для ружейной пальбы; для въезда в станицу устраиваются деревянные ворота, при которых содержится караул. С таким устройством станица вполне удовлетворяет местным военным предосторожностям.

На четырехстороннем пространстве станицы помещается сотня-другая дворов, образующих небольшие кварталы, с прямыми улицами и переулками. В центре обыкновенно находится небольшая площадь, и на ней деревянная церковь; редко где можно встретить даже и плохую лавчонку; торговые сделки ограничиваются базарами, да по временам заглядывают сюда ходебщики, продавая станичным жителям втридорога различные безделушки.

Весною, осенью и зимою улицы и переулки покрываются неимоверной грязью; летом они засыхают, оставляя после себя нечистоту, ухабы. Хорошо еще, если турлучные избы с соломенными крышами закрываются зеленью садов и палисадников, не то наружность их навеет грусть на любого проезжего». (3).

С самого начала Уманьский курень стал входить в состав Ейского округа. Административное деление Черномории определялось в соответствии с документом под названием «Порядок общей пользы», составленным в 1794 году.

Однако первого окружного Ейского начальника назначили лишь в 1797 году. Им стал представитель черноморской старшины Бунчуковский. (4).

Итак, Уманьский курень постепенно строился и разрастался. Удачное местоположение его давало большие надежды на будущее, которые вполне оправдались. Прошло всего несколько десятков лет со дня основания, и станица Уманская стала центром Ейского округа (с 1 июля 1842 года) и одним из крупнейших сельских населенных пунктов Кубани.

Примечания:

  1. Энциклопедический словарь по истории Кубани.- Краснодар, 1997.-
    с. 484-485.

  2. Екатеринодар – Краснодар. 1793-1993. Сб., документов.- Краснодар, 1993.- с. 47.

  3. Орлов П. Сборник материалов для казачьей хрестоматии Кубанского казачьего войска,- т. II- Екатеринодар, 1916.- с. 1182-1183.

  4. ГАКК. Ф.р.- 602, оп. 1, д. 11.

В. Беловолов,
краевед,
ст. Ленинградская

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 13
от 22-29.03.2001 г.

  

УМАНСКИЕ КАЗАЧЬИ ПОЛКИ

Казаки станицы Уманской служили преимущественно в 1, 2 и 3 Уманских полках Кубанского казачьего войска. Полки относились к Ейскому отделу и Уманскому полковому округу. Строевой состав полков комплектовался из казаков следующих станиц: Уманской, Кущевской, Шкуринской, Кисляковской с поселком Михайловским, Екатериновской, Павловской с поселками Сосыкским (ставшим позже станицей Атамановской и Курчанским, Незамаевской с поселком Новоелизаветинским, Калниболотской с поселком Новороговским, Старолеушковской, Ирклиевской с поселком Балковским, Березанской, Батуринской, поселком Троицкая на Среднечелбасской степи, Крыловской с поселком Челбасским, колоний Александровской и Михельсталь (1). 1 Уманский полк имел старшинство с 1788 года, а полковым праздником было 5 октября. Он имел богатую историю. Вот краткое изложение его службы.

1787 год (3 июля). Однодворцы, поселенные вдоль бывшей Украинской кордонной линии и переписанные в казачье сословие были сформированы в Екатеринославское казачье войско.

1788 год (4 января). В состав Екатеринославского казачьего войска вошли жители Чугуева, Умани и крепостные крестьяне польских поместий князя Потемкина 1796 год (5 июня). Екатеринославское казачье войско было упразднено, а часть его переселена на Кубань.

1803 год (8 июня). Из бывших казаков Екатеринославского войска сформировали Кавказский казачий полк Кавказской линии. 1845 год (14 февраля). Из половины Кавказского казачьего полка был сформирован 1 Кавказский полк Кавказского линейного войска. 1861 год (4 марта). Полк получил название 10-й полк Кубанского войска.

В. Беловолов

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 28(38)
от 10-16.07.2000 г.

  



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. Военная служба казаков станицы Уманской в XIX веке с. 4

    Программа
    В современных условиях модернизации российского образования региональная составляющая является важным фактором. В Краснодарском крае региональный компонент помимо изучения на уроках истории России содержательно реализуется и преподаванием
  2. А. С. Пушкина Отдел краеведения Край родной, ты весь на этой карте Города и населенные пункты Краснодарского края Библиографический указатель

    Библиографический указатель
    Край родной, ты весь на этой карте: города и населенные пункты Краснодарского края: библиогр. указ. / Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им.

Другие похожие документы..