Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рабочий язык конференции – русский. По направлению «Лингвистика и межъязыковая коммуникация» рабочие языки – английский, испанский, немецкий, русский...полностью>>
'Документ'
E-mail: guzkosp@kaluga.ru, лицо, уполномоченное поддерживать контакт – заместитель главного врача по лечебной работе - Денисова Таисия Ильинична(телеф...полностью>>
'Закон'
1. Разработаны: Московским НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана (Гильденскиольд Р.С., Кузнецова Р.М., Аксенова Л.П.); Федеральным центром госсанэпиднадзора ...полностью>>
'Документ'
Структура бюджета страны зависит от её государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярус...полностью>>

Курс лекций по лингвострановедению (арабские страны)

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Власова Ю.Е.

КУРС

ЛЕКЦИЙ

ПО

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЮ

(АРАБСКИЕ СТРАНЫ)

2 издание, дополненное и переработанное

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Москва

2010

У т в е р ж д е н о

РИС Ученого совета

Российского университета

дружбы народов

Научный редактор –

кандидат филологических наук, доцент

Зарытовская В.Н.

Власова Ю.Е.

Курс лекций по лингвострановедению (арабские страны). – М.: Изд-во РУДН, 2010. – 293 с.

Учебное пособие составлено на базе учебников, энциклопедий, справочных изданий по истории, географии, страноведению и литературе арабских стран. Пособие охватывает широкий ряд исторических, географических, социально-экономических и культурно-бытовых тем. Пособие содержит 29 лекций, которые знакомят с особенностями исторического развития, общественно-политическим и экономическим устройством стран арабского мира. Пособие рекомендовано использовать студентам гуманитарных специальностей («История», «Философия», «Международные отношения», «Политология», и других), изучающим арабский язык, историю и культуру арабских стран.

Пособие подготовлено на кафедре иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

Ю.Е. Власова, 2010

Издательство Российского университета дружбы народов, 2010

От автора. Курс лекций по Лингвострановедению (арабские страны) составлен на базе учебников, энциклопедий, справочных изданий по истории, географии, страноведению и литературе арабских стран. Он охватывает широкий ряд исторических, географических, социально-экономических и культурно-бытовых тем.

Книга рекомендована для использования студентам гуманитарных специальностей, изучающим арабский язык, а также историю и культуру арабских стран. Курс лекций по лингвострановедению арабских государств знакомит читателей с особенностями исторического развития, с общественно-политическим и экономическим устройством стран арабского мира.

Предмет исследования в лингвострановедении арабских стран заявлен в названии – это 23 страны арабского мира, расположенных на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Страны выделены по принципу общности языка, религии и культуры. Страны изучаются в совокупности (группировки государств: страны Магриба (Алжир, Марокко, Тунис), государства Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Катар, ОАЭ, Оман) и т.п.) и по отдельности.

Программа обучения лингвострановедению арабских стран рассчитана на два этапа обучения (начальный и продвинутый) и объединяет в себе знания различных наук, начиная с географии, социологии, экономике и истории до культурологи и идеологии.

Курс лингвострановедения (арабские страны) рассказывает о зарождении арабских племен, их расселении, возникновении государств. Курс поднимает вопросы о появлении ислама, завоеваниях арабов в рамках Арабского халифата и за его пределами в средние века. В нем обсуждаются вопросы колонизации и деколонизации арабских стран в новое время. А также уделяется внимание нравам, традициям и обычаям арабов их праздникам. Курс лингвострановедение (арабские страны) рассказывает о политическом устройстве, касается экономических вопросов, социальных проблем 23 арабских стран-членов Лиги арабских государств. Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебного курса невозможно раскрыть все богатство и разнообразие политических, экономических проблем, а также социальных и культурных вопросов арабской жизни.

Цель автора – помочь изучающим арабский язык, арабскую культуру и арабское общество составить первоначальное представление об арабской нации, ее выдающихся деятелях. При этом автор исходит из той позиции, что знание лингвострановедения арабских стран – это не самоцель. Он надеется на то, что оно все же поможет читателям выработать определенную жизненную позицию и позволит быстрее решать встающие перед ним личные, профессиональные и общественные проблемы.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора…………………………………………………..………………………………..3

Содержание…………………………………………………………………………………..4

Список тем лекций курса……………………………………………………………………6

Список рекомендуемой литературы по курсу……………………………………………..6

Лекция № 1. Арабские завоевания…………………………………………………………8

История мусульманского мира в датах. Арабский халифат..……………………………11

Лекция № 2. Литература Древнего Востока (периодизация)…..………………………..13

Литература Древнего Востока: Древний Египет, Шумер, Вавилония…………………..14

Лекция № 3. Арабские писатели средних веков..………………………………………..20

Классическая арабская литература…………………………………………………………20

Арабский фольклор: сказки «Тысячи и одной ночи»……………………………………..25

Лекция № 4. Литература Нового времени (Просвещение)..……………………………..31

Арабская литература ХХ века….………………………………..………………………….33

Обзор современных арабских писателей………………………………………………..…36

Жанры арабской литературы………………………………………………………………..42

Список рекомендуемой художественной литературы…………………………………….42

Лекция № 5. Ислам…………………………………………………………..……………..43

Лекция № 6. Ислам: пять заповедей……………………..……….………………………..50

Лекция № 7. Ислам: религиозно-политические течения и группы………………………58

Лекция № 8. Священный Коран…………………………………………………………….68

Лекция № 9. Арабские ученые……………………………………………………………...72

Арабская философия…………………………………………………………………………75

Лекция № 10. Обряды и обычаи арабов-мусульман…..………………………………….83

Лекция № 11. Арабское столование. Блюда арабской кухни…………………………….90

Борьба арабских стран за независимость…………………………………………………..108

Лекция № 12. Палестина…………………………………………………………..……….109

История Палестины в датах…………………………………………………………………119

Лекция № 13. Ливанская республика……………..……………………………………….122

Религиозные группы в Ливане………………………………………………………………129

История Ливана в датах………………………………………………..……………………136

Лекция № 14. Арабская Республика Египет…………………..…………………………..138

«Организация свободных офицеров»..……………………………………………………..148

Президенты АРЕ. Г.А.Насер…………………………..……………………………………..149

А.ас-Садат……………………………………………………………………………………..152

Х.Мубарак……………………………………………………………………………………..154

История Египта в датах………………………………………………………………………155

Лекция № 15. Алжир……..……………………………………………………………….…..158

История Алжира в датах………………………………………………………………………..166

Лекция № 16. Государства Персидского залива: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман….169

Государство Бахрейн.…………………………………………………………………………..170

История Бахрейна в датах..…………………………………………………………………….172

Государство Катар………………………………………………………………………………172

История Катара в датах…………………………………………………………………………174

Государство Кувейт..……………………………………………………………………………175

История Кувейт в датах…………………………………………………………………………177

Султанат Оман…………………………………………………………………………………..177

История Омана в датах…………………………………………………………………………180

Объединенные Арабские Эмираты…………………………………………………………….180

Эмират Абу Даби………………………………………………………………………………..181

Эмират Дубай……………………………………………………………………………………183

Эмират Шарджа…………………………………………………………………………………186

Эмират аль-Фуджейра………………………………………………………………………….186

Эмират Умм аль-Кайвайн………………………………………………………………………187

Эмират Аджман…………………………………………………………………………………187

Эмират Рас аль-Хайма………………………………………………………………………….188

История ОАЭ в датах…………………………………………………………………………..189

Лекция № 17. Королевство Саудовская Аравия……………………………………………..189

Одежда и прочие «мелочи» бедуинов………………………………………………………….197

История Саудовской Аравии в датах…………………………………………………………..199

Лекция № 18. Иракская республика…………………………………………………………..201

История Ирака в датах…………………………………………………………………………..211

Лекция № 19. Сирийская арабская республика……………………………………………….212

Дамаск – это рай на земле……………………………………………………………………….217

История Сирии в датах…………………………………………………………………………..222

Лекция № 20. Марокканское королевство…………………………………………………….223

История Марокко в датах………………………………………………………………………..228

Лекция № 21. Тунисская республика………………………………………………………….229

История Туниса в датах…………………………………………………………………………234

Лекция № 22. Йеменская республика…………………………………………………………235

Сана – жемчужина Аравии……………………………………………………………………..239

История Йемена в датах…………………………………………………………………………241

Лекция № 23. Республика Судан……………………………………………………………….242

История Судана в датах…………………………………………………………………………246

Лекция № 24. Иорданское Хашимитское Королевство………………………………………247

История Иордании в датах………………………………………………………………………250

Лекция № 25. Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия…250

История Ливии в датах………………………………………………………………………….253

Лекция № 26. Государства Восточной Африки
Сомали………………………………………………………………………..………………….254

История Сомали в датах………………………………………………………………………..257

Джибути………………………………………………………………………………………….258

История Джибути в датах………………………………………………………………………260

Коморские острова………………………………………………………………………………260

История Коморских островов в датах……………………………………………………….…261

Лекция № 27. Страны Западной Африки

Мавритания……………………………….………………………………………………………262

История Мавритании в датах……………………………………………………………………264

Западная Сахара………………………………………………………………………………….264

История Западной Сахары в датах………………………………………………………………266

Лекция № 28. Международные организации………………………………………………..266

Лекция № 29.

Международные и региональные проблемы современного арабского мира………………..275

Лекция № 30. Флаги и гербы арабских стран……………………………………………….284

Библиография…………………………………………………………………………………..293

Лекции по курсу лингвострановедение

(арабский язык)

СПИСОК обязательных ТЕМ:

1. Введение (географическое положение, страны и их столицы, политические лидеры)

2. Арабские писатели (арабская литература в средние века и в наше время)

3. Ислам

4. Коран

5. Арабские праздники (обряды и обычаи арабов, арабская кухня)

6. Арабские ученые

7. Арабские страны. Географическое положение. Борьба стран арабского мира за получение независимости, социально-экономические проблемы.

8. ООН и другие общественные организации (ЛАГ, ОИК, ОПЭК, САМ, АС, ДН и др.)

Международные и региональные проблемы современного арабского мира.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

екции по теме № 1

Введение в лингвострановедение

(арабский язык)», «Арабские завоевания»):

С.А. Шумов, А.В. Андреев. История Ближнего Востока. Документально-историческое исследование. М. Евролинц, 2002. 521 с.

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира. От Халифата до Блистательной Порты. «Урал-LTD», 2001. 350 с.

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Учебн. По спец. «История»/Л.С. Васильев. – 3-е испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. Т. 1 – 512 с.

Рыжов К.В. Все монархии мира. Мусульманский Восток VII – XV вв.–М.: Вече, 2004. – 544 с.

*Лекции по теме № 2Арабские писатели

(арабская литература в средние века и в наше время)»):

Арабская литература в средние века. /Литература Востока в средние века. М.; МГУ, Т.2, 1970.

Арабская литература в новое время. /Литература Востока в новое время. М.; МГУ, 1975.

Литература арабских стран (Египет, Ливан, Сирия, Ирак). / Литература Востока в новейшее время. М.: МГУ, 1977.

Литература Северной Африки (арабские страны: Египет, Алжир, Марокко). / Литература стран Африки. 2 т. М.: МГУ, 1987.

Литературный энциклопедический словарь. М.: СЭ. 1990.

Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература.– М.: Аванта +, 2000. С. 281 – 308.

екции по теме № 3 Ислам»):

Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ислам. Ч. 2.– М.: Аванта +, 2000.

Ислам: энциклопедич. словарь. – М.: Наука. Глав. редакция восточной лит-ры, 1991. – 315 с.

Ислам как религия. Исламское право. Наука, искусство и культура в исламе. Единство и разнообразие в исламе. Ислам в современном мире. / Религии мира. «Белфаксиздатгрупп», 1994. С. 311 –343.

Максуд Рукайя. Ислам. пер. с англ. В. Новикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 304 с.

Родионов М.А. Ислам классический. – СПб.: «Азбука-класса»; «Петербургское Востоковедение», 2003. – 224 с.

екции по теме № 4Коран»):

Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература (Арабская классическая литература. Коран) Ч. 1. – М.: Аванта +, 2000.

Арабская лит-ра в средние века (Коран). /Лит-ра Востока в средние века. М.: МГУ, Т.2, 1970.

Коран. Пер. с арабского акад. И.Ю. Крачковского. Предисл. К изд.1986 г. П. Грязневича; предисл. к изд. 1963 г. В. Беляева, П. Грязневича. М. СП ИКПА. 1990. – 512 с.

Коран. Хадисы Пророка / Пер. и ком. Иман В. Пороховой. – М.: Рипол Классик, 2003. – 312 с.

екции по теме № 5Арабские праздники»):

Страны и народы: Африка. Общий обзор. Северная Африка. М.: Мысль, 1982. С. 115 – 350.

Страны и народы: Зарубежная Азия. Общий обзор. М.: Мысль, 1982. С. 188 – 367.

Ковыршина Н.Б. Араб. страны. Лингвострановедение. Нач.курс.–М.:«Муравей», 1999. – 144 с.

екции по теме № 6Арабские ученые»):

Внуков Н. Великие путешественники: Биограф. Словарь. СПб.: Азбука, 2000. С. 229 – 239.

История философии. Арабская и еврейская философия в Средние века. М.: Выс. Шк., 1996.

екции по теме № 7Арабские страны»):

Универсальная энциклопедия для юношества. СТРАНЫ И НАРОДЫ. – М.:»Педагогика-Пресс», Изд. Дом «Соврем. Педагогика», 2000. – 712 с.

Энциклопедия для детей. Т.13.Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта +, 1999. – 704 с.

Энциклопедия для детей. Т. 1.Всемирная история. – М.: Аванта +, 2001. – 688 с.

Вокруг Света. Географ. энц-я для юных чит. – США: Нью-Йорк, «Ларусс Кингфишер Чэмберс Инк.», 1995. – 640 с.

Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, М.:ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 740 с.

Атлас Чудес Света. Выдающ. арх-е сооружения и памятники всех времен и народов. Published by Rang McNally in 1991 in the USA/ Бертельсманн Медиа Москау АО.Перевод БММ АО, 1995.

100 великих чудес света / Автор-составитель Н.А. Ионина. – М.: Вече, 1998. – 528 с.

Африка: энциклопедический справочник. 2 Т. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986.

Энц-я. Я познаю мир. Страны и континенты. Африка. М.: «Изд. Астрель», 2001. - 449 с.

Энц-я. Я познаю мир. Страны и континенты. Азия. М.: «Изд. Астрель», 2001. - 350 с.

Большая иллюстрированная энциклопедия географии (пер. с анг.). М.: «Махаон», 2004. - 488 с.

Страны мира. От Австралии до Японии. Н. спр-к. – Ростов н/Д: Владис, 2009. – 512 с., с илл.

екции по теме № 8

«Членство арабских стран в международных общественных организациях»):

Основные факты об Организации Объединенных наций. – М.: Изд. «Весь мир», 2005. – 456 с.

Страны мира и международные организации. Справочник. – М.: «УНИИНТЕХ», 2004. - 132 с.

Географический справочник ЦРУ. – М.: У-Фактория, 2005. - 704 с.

ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ № 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс Р/о к/о всего 1 оод ок история Казахстана 1

    Документ
    Сыздыков Е.С. Российские военные в Казахстане: Вопросы социально-политической и экономичес. истории Казахстана XVII-XIXвв. в трудах офицеров Генерального штаба России.
  2. Общая характеристика программы обучения Присуждаемые степени/квалификации: Выпускнику по специальности 5В050400 «Журналистика» присуждается академическая степень бакалавра журналистики. Уровней (ступеней) обучения

    Документ
    Требования по приему на программу: Завершение одного академического периода в своем вузе, успеваемость на «А», «А-», «В+», «В», «В-», свободное владение иностранным языком.
  3. 60 лет. По дороге в будущее

    Документ
    МГИМО – Университет: Традиции и современность. 1944 – 2004 / Под общ. ред. А.В. Торкунова. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. – 336 с.
  4. Программа по иностранным языкам направление 520500- «лингвистика» (1)

    Программа
    Настоящая программа рассчитана на лиц, поступивших в Российский Университет дружбы народов со знанием английского языка в объеме программы средней школы.
  5. Учебное пособие раскрывает происхождение и значение более 1000 учебных терминов по анатомии и физиологии, а также цитологии, гистологии и эмбриологии человека, содержит многочисленные примеры, снабжено алфавитными указателями.

    Учебное пособие
    Анатомия и физиология: словарь-справочник [Текст] : [учеб. пособие] / РАО, Моск. психол.-соц. ин-т ; авт.-сост. С. С. Тверская. - 4-е изд., испр. и доп.

Другие похожие документы..