Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Види економічного аналізу та їх характеристика. Задачі аналізу зовнішньоекономічної діяльності. Місце кількісних та якісних показників та їх характер...полностью>>
'Программа'
00 – 13.00 – круглый стол «Морское наследие в образовательных программах и в молодежных проектах» 10.00 – 13.00 – заседание Финского морского собрания...полностью>>
'Документ'
налистическая техника : учебное пособие / Е.В. Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, Э.В. Сысоев. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун­та, 2006. - 96 с....полностью>>
'Документ'
Один из важнейших аспектов 125-летней истории Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» – это история многолетнег...полностью>>

С. Н. Левандовский

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

С.Н.Левандовский,

доцент кафедры русского искусства

Академического института живописи,

скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина,

старший научный сотрудник Русского музея

Искусство периода Великой Отечественной войны

С самого начала вероломной агрессии фашистской Германии против СССР советское искусство заняло передовые позиции в общественной и культурной жизни страны. Уже на следующий день после начала военных действий, 23 июня 1941 года в газете «Правда» появился красноречивый рисунок творческого коллектива художников Кукрыниксы (М.В. Куприянов, 1903–1991; П.Н. Крылов, 1902–1991; Н.А. Соколов, 1903–2000) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

С тех пор представители наиболее мобильного вида искусства – графики – «приравняв к штыку перо» (говоря словами В.В. Маяковского), создавали своими произведениями правдивую летопись войны, страстно обличая жестоких и бесчеловечных агрессоров и воспевая подвиги героев народно-освободительной борьбы с захватчиками.

Вопреки известному афоризму «Когда говорят пушки, музы молчат», советские художники работали с удвоенной энергией. Они старались отразить события небывалой эпопеи всеобщего сопротивления врагу и запечатлеть увиденное своими глазами на фронтах сражений и в тылу, показать черты простых людей, совершавших, казалось бы, невозможное.

И, несмотря на отсутствие временной дистанции, не позволявшей, как можно было бы предположить, в должной мере осмыслить события современности, тем не менее, в большом числе создавались произведения непреходящего историко-художественного значения, исполненные глубокого смысла.

Война за правое дело, та «народная, священная война», о которой говорится в торжественной песне-клятве композитора Б.А. Александрова, нашла свое отражение во всех видах и жанрах советского изобразительного искусства. В их произведениях красной нитью проходит коренная мысль: Враг будет разбит, победа будет за нами!

Графика

Великая Отечественная война, от первого до последнего ее дня, предстает в многочисленных рисунках очевидцев и участников событий. В этом непреходящая ценность и уникальность созданных художниками фронтовых зарисовок. Роль натурного рисунка как основы изобразительного искусства невозможно переоценить. Недаром выдающийся русский баталист В.В. Верещагин (1842–1904) много раз повторял: «Если точность рисунка и твердость руки в нем необходимы каждому художнику, то нам, военным художникам, это необходимо в самой высшей мере».

На многих, регулярно проводимых выставках работ художников-фронтовиков демонстрировались бесценные документы эпохи – выполненные в совершенно неприспособленных для этого условиях рисунки, акварели и наброски ленинградских художников В.А. Ветрогонского (1926–2002), Б.Н. Ермолаева (1903–1982), А.А. Ефимова (1905–1964), В.М. Звонцова (1917–1994), П.М. Кондратьева (1902–1985), П.М. Криворуцкого (1920–19), Н.Т. Куликова (1910–1987), М.Г. Платунова (1887–1972), В.Г. Старова (р. 1925); москвичей Н.М. Аввакумова (1908–1945), Л.А. Бруни (1894–1948), А.Л. Гландина (1922–1982), Ф.П. Глебова (1914–1980), Л.Ф. Голованова (1904–1980), А.А. Горпенко (1916–1980), В.Н. Горяева (1910–1982), В.С. Климашина (1912–1960), С.Б. Телингатера (1903–1969), А.А. Сапожникова (1888–1954), С.С. Урановой (1910–1988), Ю.А. Цишевского (1910–1982), А.Н. Яр-Кравченко (1911–1983) и многих других художников.

Практически все они, рожденные в 1900–1920-е годы, прошли сквозь огонь войны. Не дожидаясь призыва, шли добровольцами в армию, вступали в ряды народного ополчения, как Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников. Известный график В.Н. Горяев вспоминал: «В первый день Отечественной войны мы – Пророков, Сойфертис и я – пошли в военкомат, чтобы идти добровольцами на фронт. Были рядовыми и гордились этим».

Два художника, М. Гуревич и А. Тяпушкин, были удостоены за свои подвиги высокого звания Героев Советского Союза.

Но сколько молодых талантливых людей погибло, не успев раскрыть своего дарования, сколько их сгинуло в немецких концентрационных лагерях. Потери были огромны. И все же советских людей не покидала уверенность в неизбежности окончательной победы над фашизмом и, не смотря на все лишения и жертвы, они самоотверженно боролись, не щадя усилий и самой жизни.

Блокадный, не сдавшийся врагу Ленинград – одна из самых удивительных страниц истории Великой Отечественной войны – запечатлен в выразительных рисунках и акварелях Ю.М. Непринцева (1909–1996), С.С. Боима (1899–1978), в ксилографиях П.А. Шиллинговского (1882–1942) из цикла «Осажденный город» (1941–1942).

В историю ленинградского искусства военной поры навсегда вошли А.Ф. Пахомов (1900–1973) – автор серии литографий «Ленинград в дни блокады» (1944): «На Неву за водой», «Салют 27 января 1944 года в Ленинграде»; Н.И. Дормидонтов (1898–1962) с его серией «Ленинград в блокаде» (1942): «Срочный заказ для фронта» и др.; С.Б. Юдовин (1892–1954), создавший цикл запоминающихся лаконичных черно-белых линогравюр («Бульвар Профсоюзов», 1942, «Арка Сената», 1944, «Салют над Невой». 1944); А.П. Остроумова-Лебедева (1871–1955) с красочной работой «Салют» (1944).

Интересную серию гравюр «Ленинград в блокаде» исполнила в 1944 году Л.И. Гагарина (1902–1984): «За водой», «У Русского музея» и другие.

Над портретами, в излюбленном своем жанре, много продолжал работать Г.С. Верейский (1886–1962). Непосредственно в воинских частях он создал немало портретов летчиков, моряков, а также видных деятелей советской культуры: «И.А. Орбели в рабочем кабинете в Эрмитаже» (1942), «Архитектор Л.В. Руднев», «Художник Е.Е. Лансере» (1944) и др.

Ленинградский художник В.И. Курдов (1905–1989) создал на протяжении военных лет одно из самых значительных произведений советской графики того времени – серию литографий «По дорогам войны» (1942–1945). «На Ладоге», «Поход партизан», «Пленный», «Эшелоны на станции» и как бы венчающий весь цикл работ лист «Ленинград – город-герой».

Во многом перекликаются с этими вещами по своему бодрому настроению, энергичной манере портретные работы В.А. Власова (1905–1987), «Партизан с автоматом» (1944) и другие.

Замечательный иллюстратор Д.А. Шмаринов (1907–1999) создал впечатляющий графический цикл под общим названием «Не забудем, не простим» (1942). Л.Е. Кербель (р. 1917–2003), впоследствии получивший признание как скульптор-монументалист, автор ряда значительных памятников в Москве и других городах, исполнил серию портретов краснофлотцев-Североморцев.

Исключительно правдивые, предельно достоверные и бесхитростные графические свидетельства времени оставил московский художник В.А. Бабицын (1926–2000): «Солдаты», «На вокзале», «За кипятком» (1945).

Выдающийся мастер натюрморта И.И. Машков (1881–1944) исполнил целый ряд портретов красноармейцев, раненых бойцов, находившихся на излечении в госпиталях, а также умелых и заботливых медицинских работников, усилиями которых огромное число пациентов снова возвращалось в строй.

И.А. Лукомский (1906–1954) выполнил большую галерею портретов беззаветных защитников Сталинграда («Бывалый солдат», «Снайпер Пименов») – от рядовых красноармейцев, политруков, медицинских работников и командиров – до генерал-полковника В.И. Чуйкова, руководителя обороны города, а затем и разгрома немецкой армии фельдмаршала Ф. Паулюса.

П.И. Луганский (1911–1993) наряду с походным альбомом «Курсанты» создал немало зарисовок военных будней на Ленинградском фронте. Он был также соавтором коллективного альбома «Воспитанники Комсомола».

Агитационные листовки для распропагандирования вражеских военнослужащих исполнял И.И. Харкевич (1913–2007). Позднее он входил в состав единственного в своем роде коллектива художников и поэтов «Боевой карандаш», созданного еще в 1939 году, в годы советско-финской войны. В 1940-е годы этот дружный коллектив (существовавший вплоть до преобразования СССР в СНГ – Союз независимых государств) возглавлял погибший в боях орденоносец Ю.Н. Петров (1904–1944), участник войны в Испании.

Здесь работали такие разносторонние художники, как автор плаката «Тревога» (1941) Н.А. Тырса (1887–1942), переживший самую тяжелую блокадную зиму, студеную и голодную, но, к сожалению, скончавшийся от истощения уже после эвакуации из города. С первых дней Великой Отечественной войны в «Боевом карандаше» сотрудничали также блестящие сатирики, карикатуристы В.И. Курдов, В.А. Тамби (1905–1955), Н.Е. Муратов (1908–1993), И.С. Астапов (1905–1982),

В то время группой плакатистов ЛОСХа руководил председатель Ленинградской организации Союза художников В.А. Серов.

Даже многие живописцы переключились на выполнение графических работ – плакатов, листовок, военных «Окон ТАСС», в том числе П.М. Шухмин (1894–1955), Н.Ф. Денисовский (1900–1981), П.П. Соколов-Скаля (1899–1961).

В московских «Окнах ТАСС» (ведущих свою родословную от легендарных «Окон РОСТА» эпохи революции и Гражданской войны, где так ярко проявили себя плакатисты В.В. Маяковский, М.М. Черемных, И.С. Малютин), работали Н.Э. Радлов (1889–1942), Н.М. Кочергин (1897–1974), А.А. Кокорекин (1906–1959), мастер художественного фотомонтажа В.Б. Корецкий (1909–1998) («Воин Красной армии, спаси!» 1942). Более 80 плакатов исполнил В.Н. Горяев (1910–1982).

И.М. Тоидзе (1902–1985) исполнил ставший хрестоматийным плакат с текстом армейской присяги – «Родина-мать зовет!» (1941), П.Т. Мальцев (1907–1993) – плакат «Военный комиссар – отец и душа своей части» (1941).

В суровое критическое время обороны столицы зимой 1941 года художники Н.Н. Жуков и В.С. Климашин создали призывный плакат «Отстоим Москву!». Замечательные плакаты «Дойдем до Берлина!» и «Дошли! Красной армии слава!» выполнил в 1945 году почетный грековец Л.Ф. Голованов (1904–1980).

Острые и меткие, разящие врага карикатуры изо дня в день создавали Кукрыниксы, Б.Е. Ефимов (1900–2007), патриарх сатирической графики, перешагнувший порог столетия, а также В.А. Гальба (1908–1984), И.И. Харкевич (1913–2007) и другие.

Поворотным моментом в войне стала Сталинградская битва, развернувшаяся в приволжских степях и закончившаяся окружением и пленением 300-тысячной немецкой армии. Ей посвятил свой труд К.И. Финогенов (1902–1989) – автор внушительного графического цикла «Сталинград» (1943): «Волжская твердыня», «Площадь павших борцов», «Лог смерти», «Здесь фашисты не прошли».

Будни войны запечатлели художники Л.В. Сойфертис (1911–1996): «Геленджик» (1942), Г.В. Храпак (1922–1974): «Севастополь» (1944); листы, посвященные летчикам, воздушным боям; Б.В. Преображенский (1910–1995): «Разгром итальянского альпийского корпуса кавалеристами генерал-майора С.В. Соколова» (1945).

Б.И. Пророков (1911–1972) запечатлел поверженный Берлин в мае 1945 года («Белые флаги», «Аллея побед», «Блюменштрассе»); В.В. Богаткин (1922–1951) показал «Штурм рейхстага» (1950).

Б.Ф. Федоров (1922–1984), впоследствии ставший известным ленинградским художником, в юности создал портреты младшего сержанта М.В. Кантария и сержанта М.А. Егорова, которым выпала честь водрузить знамя Победы над поверженным рейхстагом (1945).

Когда после победы в Нюрнберге начался тщательно подготовленный союзниками судебный процесс над главными венными преступниками, совершившими немыслимые злодеяние против человечности, сюда были командированы в качестве корреспондентов центральных советских газет художники Кукрыниксы, Б.Е. Ефимов, освещавшие ход трибунала и создавшие много метких зарисовок и карикатур.

Накопленные и бережно сохраненные фронтовые зарисовки, наброски и беглые эскизы стали тем бесценным материалом, который художники – живописцы, графики, скульпторы – впоследствии успешно использовали при создании своих капитальных произведений.

Живопись

Сдержанно и строго увековечено в картине К.Ф. Юона (1875–1958) впечатляющее событие – «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» (1942). В очередную годовщину Великой Октябрьской революции, когда фашисты стояли у самых стен советской столицы, решением правительства решено было по установившейся традиции провести парад войск. Перед воинами, которые прямо с парада отправлялись на свои позиции, на защиту города, с трибуны ленинского Мавзолея выступил руководитель партии и государства И.В. Сталин. Это придало всем уверенности в том, что Москва ни в коем случае не будет сдана врагу на поругание.

Победа под Москвой развеяла миф о непобедимости германских вооруженных сил. Старейший художник Е.Е. Лансере (1875–1946), связанный творческими и родственными узами еще с дореволюционным обществом «Мир искусства», в картине из героико-романтической серии «Трофеи русского оружия» под названием «Бойцы у трофейных орудий» (1942) с большой силой и в то же время исторической точностью и достоверностью передал характер и настроение времени. То был переломный момент в ходе войны, когда Красная армия остановила фашистские армады на подступах к Москве, нанесла им тяжкое поражение, перехватила инициативу и начала постепенное вытеснение врага на запад, неуклонно освобождая свою территорию от временной оккупации.

Эта картина встала в один рад с эпизодами блистательных побед Александра Невского над тевтонскими рыцарями, Дмитрия Донского – над татаро-монголами, Петра I – над шведами и Михаила Кутузова – над французами. Кстати, в годы войны заметно оживился интерес художников к исторической теме. Так, М.И Авилов (1882–1954) написал большое полотно «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943), А.П. Бубнов (1908–1964) – «Утро на Куликовом поле» (1943–1947), П.Д. Корин (1892–1967) – триптих «Александр Невский» (1942–1943). В них прославлялись ратные подвиги древнерусских богатырей. Произведения такого рода о героическом прошлом русского народа имели колоссальное значение в воспитательной работе, в поднятии морального духа советских воинов.

Победа ковалась общими усилиями каждого участника боевых действий. Многие реальные лица запечатлены выдающимися мастерами советского искусства. Таковы «Портрет Героя Советского Союза летчика А.Б. Юмашева» (1941) работы П.П. Кончаловского (1876–1956), «Портрет командира партизанского отряда Д.И. Власова» (1942) В.А. Серова (1910–1968).

Художники создали для потомков целую галерею образов блестящей плеяды военачальников Красной Армии. А.М. Герасимов (1881–1963) исполнил портрет генерала А.И. Еременко, Ф.А. Модоров (1890–1967) – портрет выдающегося организатора партизанского движения, бывшего сельского учителя генерал-лейтенанта С.А. Ковпака (1945).

Выдающийся советский портретист П.Д. Корин создал вскоре после капитуляции Берлина большой парадный «Портрет маршала Г.К. Жукова» (1945), которому, как одному из лучших полководцев, обеспечивших победоносное завершение войны, Советским правительством было поручено принять от немецкого командования во главе с фельдмаршалом В. Кейтелем безоговорочную капитуляцию Германии.

Тогда же, сразу по окончании войны в 1945 году, П.И. Котовым (1889–1953) были написаны с натуры великолепные портреты боевых соратников – маршалов Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского.

Эффектный монументализированный конный портрет работы В.Н. Яковлева (1894–1953) «Маршал Г.К. Жуков» (1945), изображающий выдающегося советского полководца в апогее славы, в момент Парада Победы на Красной площади в Москве.

Не только портреты героев, но даже автопортреты порой выходили за рамки интимного жанра, приобретали общественное звучание, становились свидетельством стойкости и мужества советских людей, творческих работников: Я.С. Николаев (1899–1978). «Автопортрет», 1942; С.Б. Юдовин (1892–1954). «Художник», 1944. Вспоминая боевую юность, многие художники исполнили свои автопортреты и в последующие годы: В.И. Переяславец (р. 1918). «Автопортрет в военное время», 1956; А.Д. Романычев (1919–1989). «Однополчане», 1980.

Уже было сказано о беспримерной работе ленинградских художников в период блокады. Им не приходилось придумывать, изобретать темы для своих произведений – окружающая жизнь в обилии предоставляла им достойные изображения сюжеты, которые сами просились на холст или бумагу.

Один из видных представителей объединения «Круг художников» тонкий, проникновенный живописец-пейзажист В.В. Пакулин (1902–1951) создал большую серию видов блокадного Ленинграда («У Казанского собора», 1942, «Невский проспект», 1944). В.И. Малагис (1902–1975) запечатлел с натуры работу заводских цехов, образы жителей блокадного Ленинграда. Бесстрашным балтийским морякам посвящены работы Г.П. Татарникова (1914–1970), серия Н.Е. Тимкова (1912–1995) «Ленинград военных лет», картина Я.Д. Ромаса «Зимние залпы Балтики» (1942).

В отдельных работах ленинградцев встают батальные сцены: В.А. Серов. «Балтийский десант» (1942); И.А. Серебряный (1907–1979). «Атака» (1942). И.А. Серебряному принадлежит также картина «Партизаны-лесгафтовцы» (1943) – групповой портрет спортсменов-лыжников, для которого предварительно с натуры было написано немало отдельных лиц.

Уже после войны, в 1958 году, И.А. Серебряный создал картину «В Ленинградской филармонии. 1942 год». Она свидетельствует о том, что духовная, культурная жизнь не прерывалась в городе-фронте даже в самые тяжелые дни, свидетельством чего было и первое исполнение знаменитой Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Д. Шостаковича. Известно, что не замирала и художественная жизнь. Конечно, ценные сокровища Эрмитажа и Русского музея были вывезены в тыл, но в городе, в Союзе художников, регулярно проходили выставки, с этой целью посылались произведения и в Москву.

В.А. Серов (1910–1968), И.А. Серебряный (1907–1979), А.А. Казанцев (1908–1984) совместно написали полотно «Встреча на Неве. Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года» (1943). Здесь показано историческое событие – встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов у станции Мга, что означало прекращение изоляции города-героя, его оторванности от «большой земли».

Наряду со взрослыми в отражении вражеских налетов и обстрелов принимали участие также малолетние школьники, мальчишки и девчонки. Наиболее отличившихся из них представляли к наградам, и многие в 13–14 лет получили медаль «За оборону Ленинграда». Об этом напоминает картина В.А. Раевской-Рутковской (1895–1974) «Награжденный медалью» (1945).

Взросление подростков наступало тогда очень рано. Как образно писал поэт Юрий Воронов, «Нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом – паспорта». Гражданская зрелость явно опережала возрастную.

Честные, правдивые и взыскательные к себе художники не обходили стороной и самые трагические моменты – отступление советских войск, зверства оккупантов на занятой территории, расправы с мирными жителями.

Об этом со всей определенностью говорят картины А.А. Пластова (1893–1972) «Фашист пролетел» (1942–1947); С.В. Герасимова (1885–1964) «Мать партизана» (1943–1946), Т.Г. Гапоненко (1906–1993) «После ухода фашистских оккупантов» (1946).

Одно из центральных произведений о Великой Отечественной войне, созданное, что характерно, в самый разгар событий – полотно выдающегося мастера А.А. Дейнеки (1899–1969) «Оборона Севастополя» (1942).

Эта монументальная картина привлекла всеобщее внимание посетителей на выставке «Героический фронт и тыл», открытой в 1943 году в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Благодаря высоким художественным достоинствам, силе обобщения и эмоциональному накалу картина сохраняет свое значение как воплощение стойкости и мужества советских воинов. «Меня целиком захватила героика защитников Севастополя, – писал Дейнека. – Шла тяжелая война. Я вернулся с фронта из-под Юхнова… Я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух… Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины. В ней есть динамика, выразительность сверхнапряженного боя».

По горячим следам событий создавались такие работы, как картина художников Кукрыниксы «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–1946), их же трагическое полотно, посвященное Зое Космодемьянской, «Таня» (1944). Этим именем отважная партизанка назвалась на допросе, не желая раскрывать свою фамилию.

Советские художники создали общими усилиями впечатляющую летопись основных событий войны. «Немецкие военнопленные под Сталинградом» (1943) В.П. Ефанова (1900–1972), «В освобожденном Севастополе» (1944) Е.С. Зерновой (1900–1995), «На Крымской конференции» (1945) Д.А. Налбандяна (1906–1993).

Тема трудных военных путей, с боями преодолеваемых солдатами, получила разнообразное развитие в произведениях очень многих мастеров изобразительного искусства. Это и «Прифронтовая дорога» (1944), и «Осенняя станция» (1945) Ю.И. Пименова (1903–1977), «Дорога жизни» Б.В. Корнеева, а также «Дороги войны» (1967) Б.М. Лавренко (1920–2001), картины с похожими названиями Б.П. Николаева (р. 1925) и многих других живописцев.

Память о погибших в боях друзьях, однополчанах, безвестных солдатах порождали замыслы картин скорбного звучания, наподобие Реквиема. Один из ярких примеров такого подхода – символическая композиция Ф.С. Богородского (1895–1959) «Слава павшим героям» (1945). Близка ей по своей концепции созданная несколько лет спустя «Клятва балтийцев» (1949) А.А. Мыльникова (р. 1919). В композиции этого монументального, величаво-трагического произведения Мыльников следует классической традиции фризового построения, помещая основную группу строго по центру и фланкируя ее по сторонам отдельным фигурами.

Некоторые произведения повествуют о бесславном конце лидеров фашистской Германии, мечтавших о мировом господстве, но, в конце концов, оказавшихся запертыми в тесном бункере в центре Берлина.

Широкую известность по праву завоевала картина художников Кукрыниксы «Конец» (1948). «Мысль о создании картины возникла у нас 9 мая 1945 года, в радостный день Победы нашей Родины над немецко-фашистскими захватчиками, – рассказывали художники. – И когда через несколько дней после капитуляции Германии нам удалось побывать в Берлине и спуститься в подземелье рейхсканцелярии, где доживал свое фюрерство Гитлер, мы еще ясней представили себе всю картину последних дней фашистской ставки».

Много лет спустя Кукрыниксы вновь обратились к зловещим образам врага и создали большое полотно «Возмездие» (1968), где показали отвратительные фигуры немецких военных преступников, уличенных на Нюрнбергском процессе в небывалых злодеяниях документальными свидетельствами и неопровержимыми фактами.

В конце войны многие советские художники принимали участие в спасении шедевров искусства. Так, с именами М.Ф. Володина (1912–1987) и Н.А. Пономарева (1918–1997), впоследствии президента Академии художеств СССР, связана волнующая история обнаружения запрятанных в сырой штольне бывшей шахты и тем самым обреченных на уничтожение картин великих мастеров прошлого из собрания Дрезденской галереи. Доставленные в Москву, прославленные в веках картины Рафаэля, Тициана, Тинторетто были тщательно реставрированы и впоследствии возвращены в ГДР в качестве дара советского народа. Этот жест доброй воли незабываем, и перед ним меркнут все спекулятивные рассуждения о необходимости реституции оставшихся в собраниях Государственного Эрмитажа в Петербурге и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве произведений западноевропейских художников, среди которых много ценных работ французских импрессионистов.

Скульптура

Повседневные яркие наблюдения военных будней побуждали скульпторов, привыкших к регулярной работе с материалом, создавать работы жанрового и портретного характера. В качестве характерных примеров можно назвать наделенные сюжетным началом работы старейшего ленинградского скульптора, автора ряда городских памятников, В.В. Лишева (1877–1960): «Несут раненого» (1941), «За водой» (1941), «Везут в стационар» (1942). К ним близки по трактовке такие живые этюды В.В. Исаевой (1898–1960), как «Партизанка» и «Партизан с картой» (1942).

В жанре портрета выделяются: З.И. Азгур (1908–1995). «Портрет генерал-майора А.И. Родимцева», 1943; В.Я. Боголюбов (1895–1954). «Маршал Л.А. Говоров», 1945; В.Б. Пинчук (1908–1987). «Портрет генерала Н.П. Симоняка» (1943); Е.В. Вучетич (1908–1974). «Портрет генерала армии И.Д. Черняховского» (1946); С.Д. Лебедева (1892–1967). «Портрет поэта А.Т. Твардовского» (1945), создателя знаменитой поэмы «Василий Теркин». (Попутно отметим, что из произведений книжной графики заметно выделяются основанные на большом подготовительном материале иллюстрации О.Г. Верейского (1915–1993) к поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»).

Получили хрестоматийную известность многие портретные работы военных лет, созданные В.И. Мухиной (1889–1953). Среди них такие мужественные образы, как «Портрет Героя Советского Союза полковника Б.А. Юсупова» (1942), «Портрет полковника И.Л. Хижняка» (1942).

Смысловым завершением почетной воинской портретной галереи стали работы И.Г. Першудчева (1915–1987). Это портреты доблестных разведчиков, «знаменосцев Победы», Героев Советского Союза сержантов М.А. Егорова и М.В. Кантария (1945).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. С. Борисов, доктор исторических наук; А. А. Левандовский, кандидат исторических наук пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Предлагаемая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного плана.
  2. Пояснительная записка Учебники: «История Россия с древнейших времен до конца XVII века» автор Н. С. Бори­сов и «История России XVIII-XIX век» автор А. А. Левандовский. Программа

    Пояснительная записка
    Данная рабочая программа основана на Федеральной примерной программе по истории России (базовый уровень) и авторской программе Н. С. Борисова и А. А. Левандовского.
  3. Ю. А. Щетинов (гл. IX xix) Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. Россия в XX веке: Учеб для 10-11 кл общеобразоват учреждений. М.: Просвещение, 1997. 384 с: ил. Isbn 5-09-007612-Х. Учебник

    Учебник
    Учебник предназначен для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений. Он реализует современные концепции и научные подходы, освещает острые и дискуссионные проблемы, дает глубокий анализ многотрудного пути, пройденного Россией в XX в.
  4. Зав. Кафедрой студентки 5 курса Кандидат Левандовской Е. В

    Документ
    В настоящее время наблюдается рост интереса людей к социокультурным традициям и обычаям. При этом актуализировать традицию в новых условиях иногда достаточно сложно.
  5. Мыса Доброй Надежды, словом, всюду, куда проникают цветные открытки, существо, носившее симпатичное имя Cheepy рассказ

    Рассказ
    Приблизительно в 1925 г. размножилось по всему свету милое, забавное существо - существо теперь уже почти забытое, но в свое время, т. е. в течение трех-четырех лет, бывшее вездесущим, от Аляски до Патагонии, от Маньчжурии до Новой

Другие похожие документы..