Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Рабочая учебная программа предназначена для студентов III курса специальности «Управление качеством», изучающих дисциплину «Менеджмент» как один из с...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита диссертации состоится «24» мая 2012 г. в 14.00 часов на заседании совета по защите диссертаций Д 02.08.01 при УО «Белорусский государственный ...полностью>>
'Документ'
До 1998 года строительный и жилищно-коммунальные комплексы Республики Татарстан имели разрозненные задачи и пути их решения. Перед строителями ставил...полностью>>
'Документ'
Збірник наукових праць Уманського державного педагогічного університету імені Павла Тичини / Гол. ред.: Мартинюк М.Т. – Умань: РВЦ «Софія», 2009. – Ч...полностью>>

Московский комитет образования

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский комитет образования

Московский институт повышения квалификации

работников образования

Институт «Открытое общество»

Московская городская педагогическая гимназия № 1505

СОВРЕМЕННАЯ ГИМНАЗИЯ:

ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА – К ПРАКТИКЕ

УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Москва

«Парсифаль»

Издательство Московского Центра вальдорфской педагогики

1998

Современная гимназия: от эксперимента — к практике универ­сального образования. — М.: Парсифаль, 1998.

Данный сборник, представляющий собой третий выпуск, подготов­лен коллективом лаборатории "Московская гимназия" при Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505.

Издание выполнено в рамках проекта "Высшие педагогические мастерские", реализуемого при поддержке Московского института повышения квалификации работников образования, на средства благотворительной организации "Институт Открытое Общество".

Спонсором проекта выступил известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос.

Сборник раскрывает различные аспекты экспериментальной работы в реально функционирующей гимназии. Последовательно рассмат­ривая проблему универсального образования в современных условиях, авторский коллектив пытается показать пути решения актуальной для современной школы проблемы — обеспечения стабильного уровня общеобразовательной подготовки в сочетании с профильным обуче­нием и учетом индивидуальных образовательных запросов учащихся и их семей.

В первом разделе сборника помещены материалы, характеризующие экспериментальную работу в гимназии как целостном образова­тельном учреждении, далее приводятся материалы по основным образовательным областям.

Сборник может быть интересен не только ученым и практикам, работающим в гимназиях и иных образовательных учреждениях повы­шенного уровня обучения, но и педагогам массовой общеобразовательной школы, прежде всего своей прикладной направленностью, а также тем, что среди его авторов — ученые и учителя-практики, ведущие экспериментальную работу.

© Авторский коллектив МГПГ № 1505. 1998.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Раздел 1. Экспериментальная работа в Московской

городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505 7

КаспржакА, Г. Особенности экспериментальной работы

в современной гимназии 7

Иванова Л. Ф. Отчет о работе проектной группы "Выбор

видов учебной деятельности" 29

Хотеенков В. Ф. Из опыта деятельности учебно-исследовательских мастерских Московской городской педагогической гимназии-лаборатории

(Методические рекомендации) 39

Бяшарова Т. Я., Карпашевич Л. А. Комплексная программа

физического воспитания и развития учащихся

педагогической гимназии , 65

Раздел 2. Психолого-педагогические дисциплины в гимназии 79

Фишер М. И. Гуманизация социально-профессионального

самоопределения учащихся педагогической гимназии 79

Сидон Л. М. Педагогика как метапредмет 92

Геллер М. М. О перспективах воспитательной и

развивающей деятельности в МГПГЛ 98

Кабакова В. В. К проблеме создания единого цикла

психолого-педагогических дисциплин в МГПГЛ 104

Онучин А. Н. Психолого-педагогическая поддержка учащихся... 112

Смирнова О. М., Савина О. О. Особенности организации

и построения курса "Развитие познавательных процессов"

у учащихся 5-6 классов гимназии 119

Раздел 3. Образовательная область "Математика

и информатика" 129

Илларионова Т. И. Варианты планирования учебных занятий

для различных способов их организации 129

Лобанов Ю. А., Дединский И. Р. Вариативный подход к курсу
информатики 148

Раздел 4. Образовательная область "Природа" 163

Морозова В. Ф. Из опыта формирования умений

в школе II ступени 163

Кучер Т. В. Занимательная география

(программа курсов по выбору для 5-7 классов). 178

Березина Е. Е., Морозова В. Ф., Морозова Е. Ю. Эксперимен­
тальная программа по биологии для 7 классов 190

Морозова Е. Ю. Программа технологического курса

для 6 класса "Комнатные растения" 197

Пурышева Н. С., Паламарчук А. В. Элективный курс

"Введение в физический эксперимент" 201

Колчугина О. П. Система элективных курсов по астрономии .... 210

Раздел 5. Образовательная область "Искусство" 215

Залесский Л. А. Мировая художественная культура в

современной гимназии. Проблемы. Решения. Перспективы 215

Коробейникова С. Ю. Программа курса по выбору

"Художественная обработка бумаги" для 5 класса 245

Коробейникова С. Ю. Программа курса "Технология

работы с бумагой" для 6 класса 253

Раздел 6. Образовательная область "Общество" 267

Боголюбов Л. Н. Курсы по выбору учащихся в гимназии

(История. Обществознание) 267

Рудаков В. Н. Вспомогательные исторические дисциплины
(программа курса по выбору для учащихся 7-8 классов) 286

Приложения 291

Каспржак А. Г., Иванова Л. Ф. Образовательная программа 291

Учебные планы на 1997/98 учебный год 310

ПРЕДИСЛОВИЕ

Третий по счету сборник, выпускаемый Московской городской педагогической гимназией с помощью МИПКРО в рамках программы, реализуемой лабораторией инновационного образования, содержит материалы, представленные летом 1997 г. на конференции, посвященной реализации образовательной программы гимназии. (См. Современная гимназия и универсальное образование. - М., 1995; Современная гимназия - через универсальность к многообразию. - М.,1996)

То обстоятельство, что коллектив гимназии целенаправленно работает над поиском модели современного гимназического образования, вероят­но, может заинтересовать читателя с точки зрения как первых полученных результатов, так и организации научного поиска в реально функциони­рующем образовательном учреждении. Гимназия приказом МКО № 388 от 15.09.94 определена как базовая по отработке модели гимназического образования в рамках реализации программы "Столичное образование". В данном сборнике представлены материалы профессиональных научных работников, руководителей образовательного учреждения, учителей-практиков.

Под одной обложкой эти материалы собраны благодаря тому, что в них отражены различные этапы экспериментальной работы в гимназии. Так, первый раздел включает статьи, касающиеся разных аспектов экспери­ментирования в масштабах всей гимназии.

Во втором разделе, касающемся специфического для данной гимназии аспекта - понимания места и значения психолого-педагогических дисциплин, читатель найдет статьи научных сотрудников, пытающихся осмыслить то, что на протяжении ряда лет практические работники гимназии предпринимают для решения задачи допрофессиональной подготовки гимназистов, интересующихся педагогикой или, точнее, - не чуждых таких интересов.

В разделе "Образовательная область "Математика и информатика" учитель может заинтересоваться предложенным вариантом программы по математике для непрофильных старших классов. Эта программа реализуется в гимназии на протяжении ряда лет и позволяет выпускникам-гуманитариям успешно осваивать материал по сложному Для них предмету. Курс информатики, представленный далее в этом разделе, - еще только рождается в гимназии. Происходит этот процесс непросто, далеко не все замыслы авторов находят адекватные средства Реализации. Тем полезнее для читателя, увлеченного сходными проблема­ми, сверить свое видение их с позицией Ю. И. Лобанова и И. Р. Дединского.

Предисловие

В разделе "Образовательная область "Природа" представлены, главным образом, программы курсов по выбору учащихся; их эксперимен­тальный характер выражен в том, что содержание этих программ строится с учетом реального сокращения учебного времени на эти предметы в инвариантной части учебного плана - при необходимости не только дать учащимся современные знания о природе, но и в полной мере реали­зовать мировоззренческий и практический потенциал данных предметов.

Раздел "Образовательная область "Искусство" составили материалы Л. А. Залесского, который в предыдущем сборнике гимназии опубликовал программы авторского курса по мировой художественной культуре. В данном сборнике показан некоторый опыт реализации этой программы в практике гимназии именно как курса, универсально значимого и глобально развивающего. Материалы С. Ю. Коробейниковой отражают возможности такого технологического курса, связанного с изобрази­тельной деятельностью детей, который не только знакомит их на практике с наиболее доступными технологическими приемами работы, но и обладает большими развивающими, творческими возможностями.

В разделе "Образовательная область "Общество" представлена статья, анализирующая на примере одной образовательной области специфику проведения занятий по выбору. Такая вариативность, опробованная в экспериментальном режиме, уже стала реальной практикой гимназии. Кроме того, в разделе приводится программа курса по выбору, который углубляет знания учащихся в области исторических вспомогательных дисциплин, готовит учащихся к более осознанному выбору профильного обучения.

Заключает сборник вторая по счету образовательная программа гимназии, являющаяся преемственной по полученным результатам, описанным в трех сборниках "Современная гимназия...". И одновременно новая образовательная программа - ориентир для нового шага на пути к универсальности гимназического образования.

Определенный интерес для руководителей образовательных учреждений может представить публикуемый комплект учебных планов, апробированных в МГПГЛ. Очевидно, что его изучение позволит читателю не только соотнести предлагаемые авторами учебные и аналитические материалы с теми ресурсами времени, которые отводятся на каждую образовательную область, но и лучше понять специфику предлагаемой модели столичного учебного заведения данного вида. При этом станет яснее, как коллектив гимназии создает -условия для выполне­ния требований федеральных и региональных нормативных документов при сохранении своего видового своеобразия.

6

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ-ЛАБОРАТОРИИ № 1505

Каспржак А. Г. канд. пед. наук, директор гимназии

Особенности экспериментальной работы в современной гимназии

Инновационная и экспериментальная школы: проблема единства понимания

"Педагогический эксперимент" - это словосочетание в последнее десятилетие насытило речи и статьи педагогов, стало предметом гордости администраторов от образования, повергло в шок методоло­гов, для которых экспериментальные образовательные процессы явля­ются предметом специального изучения примерно с конца 50-х годов.

Дело в том, что под педагогическим экспериментированием зна­чительная часть практикующих педагогов понимали и понимают и новаторскую, и инновационную, и собственно экспериментальную деятельность, т.е. любое новшество, которое по требованию времени входит в педагогическую практику российской школы. Если же к этому добавить, что педагогика как наука только проходит период обособле­ния от других наук, то становится ясно, что прежде чем перейти к обсуждению темы настоящей статьи, следует обсудить основные термины, которыми мы будем пользоваться. Как нам кажется, только таким образом можно постараться избежать понятийно-смыслового несоответствия, которое зачастую мешает сегодняшним педагогам вести плодотворное обсуждение той или иной проблемы.

В терминологическом словаре педагогов-практиков чаще всего синонимами являются понятия: инновация (инноватика) и экспери­ментирование, а наличие соответствующих образовательных учрежде­ний в том или ином регионе является для многих абсолютным показа­телем реформаторского потенциала современной российской школы.

7

Раздел 1

Позволим себе частично усомниться в правомерности существования подобной критериальной базы, для чего попробуем расчленить подобный "терминологический винегрет" на составляющие. Мы попро­буем постулировать в рамках этого текста свою трактовку понятий, что, на наш взгляд, даст возможность достигнуть эффекта понимания между читателями данного сборника и авторами.

С этой целью попробуем сначала обсудить своеобразие так называ­емых инновационных и авторских школ, школ-лабораторий и т.д. Причем учтем тот факт, что инновационностъ и экспериментальность являются понятиями, определяющими характер работы педагогических коллективов (педагогов), а инновационная, или авторская, школа - это вид учебного заведения, его организационно-педагогическая структура, существующая в рамках соответствующей реально действующей нор­мативно-правовой базы. Это позволит нам наметить некоторые воз­можные направления развития нормативно-правовой базы, а, следова­тельно, сделать еще один шаг к "окультуриванию" эмпирически скла­дывающегося нового российского образовательного пространства.

Итак, перейдем к обсуждению специфических особенностей сегод­няшней экспериментальной российской школы. Своими корнями она связана в нашем сознании с экспериментальными школами Акаде­мии педагогических наук. Понятно, что именно на этих эксперимен­тальных площадках отрабатывались (причем нельзя не заметить, что весьма успешно) монопольные педагогические идеология и технология, транслирующиеся затем на массовую школу через единые программы, учебники и пособия для педагогов, системы подготовки и переподготов­ки кадров, рекомендации органам, инспектирующим процесс обучения. В этой ситуации учитель, практикующий в подобном учреждении, вряд ли мог быть автоматически отнесен к разряду педагогов-исследо­вателей. Он шел за автором идеи, на котором и лежала реальная ответ­ственность за результат. Реализация того или иного эксперимента в идеале зиждилась на строгой структуре нововведений в педагоги­ке, определенной рядом программных теоретических разработок Ю. К. Бабанского, В. В. Краевского, М. Н. Скаткина и др., то стано­вится ясно, что советская "академическая" наука весьма успешно созда­вала и соответствующую педагогическую реальность, и учителя-экспе­риментатора, практически не обремененного грузом ответственности, хотя в подавляющем большинстве случаев - весьма квалифициро­ванного, исполнительного и заинтересованного в результате специали­ста. Уточним: учитель, конечно же, брал на себя определенную долю ответственности, но лежала она почти всегда в области методики преподавания; соавтором идеи ему по статусу быть не полагалось.

8

Экспериментальная работа в Московской городской педагогической гимназии-лаборатории

Как известно, в последнее десятилетие по объективным причинам эта достаточно стройная система апробации педагогических новов­ведений перестала работать, что привело, с одной стороны, к снижению качества академических исследований, а с другой - к установлению стихийных, часто временных связей авторов идей с так называемыми экспериментальными площадками. Последствия подобных процессов сказались незамедлительно, так как был нанесен удар и по сложив­шейся системе апробации нововведений, и по целесообразности внедрения их результатов в практику. Но самым опасным следствием вышеобозначенного процесса мы считает тот факт, что в сознании определенной части российских педагогов произошла нивелировка понятия научности, системности эксперимента, достоверности его результатов, целесообразности распространения того или иного новшества. А если к этому добавить, что определенная группа инно-ваторов-экспериментаторов стала использовать весьма сомнительные результаты своих псевдоисследований как возможность добывания средств к существованию, то...

Вместе с тем, нам бы не хотелось, чтобы у читателя сложилось впечатление о чрезмерной консервативности автора. Не для оправ­дания хотелось бы заметить, что уже более десяти лет мы практически принимаем участие в процессе реформирования современной российской школы, отдавая себе отчет в том, что в период глобальных социальных перемен педагогическая практика чаще всего опережает академическую науку, обогащая ее не только фактическим материалом, но и новыми, порой дерзкими и весьма оригинальными и ценными идеями. Однако нам кажется, что сама "эпоха перемен" обычно объективно порождает еще и весьма агрессивные псевдонауки (лысенковскую, например), которые, бравируя привлекательностью и доступностью исследовательской деятельности, "обогащают" науку (с большой буквы) шарлатанами и проходимцами. Увы, далеко не редкими становятся сегодня факты принятия молодыми увлеченными потенциальными исследователями и экспериментаторами своеобраз­ных мистических псевдообразовательных пространств, созданных так называемыми "радикально настроенными директорами инновационно-экспериментальных школ", которые заменяют им и педагогическую, и научную реальность.

Сделаем теперь промежуточные выводы.

Первое. Академической экспериментальной школы образца 50-80-х больше нет, говорить об ее воссоздании в новых социально-экономи-

9

Раздел 1

ческих условиях утопично. Из этого факта следует необходимость обсуждения нового смысла экспериментальной деятельности в школе.

Новая ситуация потребовала установить принципиально отличные от прежних отношения между автором идеи и педагогом (группой педагогов, коллективом образовательного учреждения), который вызвался ее апробировать. Причем понятие "вызвался" (проявил инициативу, пошел на контакт, предложил сотрудничать) является, на наш взгляд, ключевым. Педагог-практик готов выступить соавтором ученого, их отношения должны определяться соответствующим договором с определением прав и обязанностей сторон. Итак, начали складываться принципиально новые связи между педагогами-иссле­дователями и определенной частью образовательных учреждений.

Второе. В стране складывается весьма интересная педагогическая реальность, осмысление которой может и должно дать импульс развитию (становлению) новой российской системы образования. Причем процессы развития идут так интенсивно, что традиционный путь обобщения полученных результатов не всегда возможен (это, впрочем, не означает, что об академических методах надо временно забыть). Возникла необходимость сокращения дистанции между наукой и практикой (педагогом-исследователем и учителем-практи­ком), что стимулировало, в свою очередь, процесс создания научных лабораторий при (в) реально функционирующих учебных заведениях. Появились так называемые школы-лаборатории, которые в некоторых регионах (Москве, например) существуют на основании соответ­ствующих правовых документов.

И еще одно замечание. Так сложилось, что сознание учителя-практика отнесло (часто небезосновательно) советского ученого-педагога к разряду "тех самых евреев, из-за которых..." Но пройдя очень короткий путь самостоятельного экспериментирования, он начал понимать, что если традиционный доктор педагогических наук его не устраивает, то ему предстоит, ни много ни мало, заменить его собой, а для этого...

Обобщая все вышеизложенное, надо сказать, что от определения нового качества экспериментальных школ, их скорейшего реального становления во многом зависит будущее современной российской практико-ориентированной педагогической науки.

Попробуем теперь обсудить само понятие - педагогический эксперимент. В книге "Управление развитием школы" (- М.: Новая школа, 1995) М. М. Поташник приводит семь различных вариантов определений эксперимента (стр. 134), каждое из которых, по мнению автора"... высвечивает ту или иную сторону рассматриваемого явления:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Московский Комитет Образования Учебно-педагогический комплекс Митино-18 курсовая

    Курсовая
    Туристские путешествия проводятся в форме походов выыходного дня, многодневных путешествий, (во время очередных отпусков и каникул), учебно-тренировочных сборов и туристских экспедиций.
  2. Комитет образования администрации городского округа «город чита» публичный доклад за 2009-2010 учебный год

    Доклад
    Публичный доклад (далее - доклад) - способ обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципальной системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах функционирования и
  3. Комитет образования администрации городского округа «город чита» публичный доклад

    Доклад
    Публичный доклад (далее - доклад) - способ обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципальной системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах функционирования и
  4. Московский Центр непрерывного математического образования

    Документ
    Российская Академия Наук, Московский Государственный Университет, Математический институт РАН им. В. А. Стеклова, Московский комитет образования, Префектура центрального округа г.
  5. Московский Центр Образования Натальи Нестеровой Новый Гуманитарный Университет Факультет Правоведение Экологическое право реферат

    Реферат
    Все взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон, а значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих

Другие похожие документы..