Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Качество выполнения и степень совершенства конструкции станка наряду с другими факторами характеризуются его к. п. д. Для определения фактического к....полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре бухгалтерского учета и аудита Института менеджмента и бизнеса Владивостокского государственного университета экономики и ...полностью>>
'Программа'
В соответствии с Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", расп...полностью>>
'Урок'
школярів Шляхи формування пізнавальних інтересів молодших школярів у навчальній діяльності Творчість як спосіб позитивної мотивації навчання учнів Тех...полностью>>

Информация для кураторов учебных групп

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Девиантное поведение

Информация для кураторов учебных групп

Теория девиантного поведения – это раздел социологической науки привлекает особое внимание, поскольку кризисная ситуация в нашем обществе, динамизм социальных процессов, происходящих в нем, разрушение привычных форм социального контроля неизбежно приводят к количественному росту отклонений, их качественным изменениям.

«Содержание понятия девиантное поведение».

Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации.

Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономиче­ских, социальных демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, про­исходит девальвация прежних норм поведения.

Особенности отдельных форм девиантного поведения. К основным фор­мам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступ­ность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Преступность. Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденци­ям. Преступность – отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. Вероятно, и нам надо отказаться от утопических на сегодняшний день представлений о «полном искоренении» социальной патологии и сосредоточиться на реальной задаче – снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.

Алкоголизм. При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления алкоголя: винную, пивную и водочную.

Водочная модель традиционно преобладает в Польше, России, Финляндии, Швеции и других странах, где на крепкие напитки приходится до половины и более суммарного употребления алкоголя. Для этой модели характерны: высокая неравномерность распределения потребляемого алкоголя среди насе­ления, существование групп, резко выделяющихся неумеренностью и асоци­альным поведением, сильное опьянение как сознательно достигаемая цель потребления.

Пивная модель близка к винной; по уровню потребления алкоголя «пивные» страны занимают среднее место.

Следовательно, уровень потребления алкоголя лишь косвенно отражает степень развития пьянства. Кроме того, сегодня существует тенденция размы­вания национальной специфики алкогольного потребления.

Последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический, материальный ущерб от преступлений и от несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Не подда­ется материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, семье.

Наркомания

Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, лег­комыслием. Наступающее после приема наркотика возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Но на определённой стадии физической и психической деградации большинство наркоманов отчетливо осознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки.

В условиях широкого распространения наркомании каждому современному человеку не только полезно, но и необходимо знать признаки наркотического опьянения, чтобы вовремя обнаружить их у кого- либо из окружающих. Признаки наркотического опьянения.

- Неожиданные изменения направленности интересов учащегося и круга его общения, не связанные с объективными причинами (переходом в другое учебное заведение, переездом в другую местность), в сочетании с появлением друзей или подруг, о которых родители ранее не знали.

- Странные особенности поведения: периодически и без видимых причин чрезмерная возбужденность или заторможенность, агрессивность или пассивность, колебания настроения.

- Изменения внешнего облика: возросшая неряшливость, непонятный запах от одежды, волос, кожи лица, рук, изо рта. Особенно выдают человека, который употребляет наркотики, глаза: их блеск или затуманенность, суженые зрачки, мало реагирующие на изменение освещенности.

- Появление у учащихся различных предметов, которые вы ранее не видели: упаковки от таблеток; ампулы; кусочки фольги; чайная ложечка в его вещах или чужие чайные ложечки в доме, обычно с закопченной внешней стороной; а также носимые с собой предметы, которые могут быть использованы в качестве жгута (резинка, провод, пояс, ремень и т.д.); кусочки каких-то растений.

- Признаки «лекарственной» заинтересованности учащегося: исчезновение из домашней аптечки некоторых препаратов (димедрол, тазепам и т. д.), а также повышенный интерес к средствам бытовой химии (разного рода клеи, бензин, ацетон и др.); признаками наркотической заинтересованности подростков и юношества являются также появляющиеся в их речи специфические слова. Появление таких слов в речи, в частности, в разговорах с товарищами, должно настораживать взрослых.

Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма.

Суицид.

Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

Мировой опыт исследования самоубийств выявляет основные закономерности суицидного поведения. Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа.

Наконец, несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Судебной экспертизой уста­новлено: 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийство мужчин и 20,2% всех, покушавшихся на свою жизнь [3].

Проституция. Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставляться публично» (ргоstitueге). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувствен­ного влечения.

Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы проституции. В числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а чаще стремление к скорейшему материальному благопо­лучию и «красивой жизни».

Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет пол­ностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные пре­образования в обществе радикально меняют ситуацию.

Аддиктивные формы отклоняющегося поведения.

В отечественной социоло­гии до настоящего времени малоисследованной остается проблема аддикции (аддикция – пагубная склонность к чему-либо). Между тем без понимания механизма возникновения и протекания этого явления, на наш взгляд, трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы деструк­тивного поведения.

Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс упот­ребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровож­дается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начи­нает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддик­ции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсаль­ным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мыш­лением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге наруша­ются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения? Это – наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.

Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения свя­зано с переживанием интенсивного острого изменения психического состояния человеком в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует определенный способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза.

Постепенно такое поведение стано­вится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне, нарастает одиночество.

Изучение механизма возникнове­ния и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их рас­пространения.

Меры социального воздействия.

Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества. Положительный эффект дает работа по следующим направлениям:

  1. Отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии;

  2. Создание системы служб социальной помощи: суицидоло­гической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Данное пособие предназначено для кураторов академических групп младших курсов, а также для всех тех, кто занимается воспитательной и внеучебной работой в вузе. Удк 377(075)

    Документ
    Пособие для кураторов академических групп младших курсов / Сост. О.С. Сысоева, А.А. Домницкий, Ю.Н. Попков; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2008.
  2. Методические рекомендации для кураторов студенческих групп Хабаровск

    Методические рекомендации
    Одним из первых официальных документов российской высшей школы, посвященных кураторской работе, является Инструкция для кураторов Томского технологического института, утвержденная в 1903 г.
  3. Рекомендации по проведению методической учебы классных руководителей, кураторов учебных групп «основные направления деятельности классного руководителя, куратора

    Документ
    Министерство образования Республики Беларусь направляет для руководства в работе рекомендации по проведению мето­дической учебы классных руководителей, кураторов учебных групп «Основные направления деятельности классного руководи­теля,
  4. Положение о старосте учебной группы гоу впо юргту (нпи)

    Регламент
    1.2 Староста учебной группы (далее  староста)  студент из числа обучающихся в данной группе, уполномоченный по рекомендации коллектива группы ректором ГОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ) на выполнение функций, связанных с организацией образовательного
  5. План мероприятий по профилактике спид/вич-инфекции и иппп на 2011/2012 учебный год

    Документ
    ВИЧ-инфекция — неизлечимое, длительно протекающее инфекционное заболевание, при котором поражается и медленно разрушается иммунная система человека. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – последняя стадия болезни, которая

Другие похожие документы..