Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
- развивать умение переносить полученные знания в новые условия; выделять главное, существенное, делать выводы, обобщать; умение работать, творчески ...полностью>>
'Лекция'
В отечественной исторической науке до недавнего прошлого реформы, в соответствии с ленинскими формулировками, изображались как «побочный продукт рево...полностью>>
'Диплом'
2. Выдача научным руководителем индивидуального задания на выполнение дипломной работы; согласование структуры, содержания и сроков представления рабо...полностью>>
'Документ'
Кузьминова Т.Н. Сборник ситуационных задач по аудиту по дисциплине «Аудит» для студентов специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ...полностью>>

Новые приемы в настоящее время в педагогической деятельности это совокупное творчество учителей

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Госткина Елизавета Михайловна – учитель начальных классов Шаховской СОШ № 1 Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Новые приемы в настоящее время в педагогической деятельности - это совокупное творчество учителей. Учителей разного возраста и специализации, говорящих на разных языках, но объединенных любовью к своему делу и профессионализмом.

Школу делает школой учитель.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст.

Музыкант учится этюдам.

Журналист писатель осваивает приемы письменной речи.

Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы - только это педагогические краски, этюды, приемы…

Вот учитель мастер, виртуоз.

Как по нотам играет он свой урок. Сколько труда ушло на освоение гаммы и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.

У каждого учителя свои профессиональные хитрости, приемы. Их немного: два, три «секрета».

- Вот нить. Незатейливая вещь.

- А вот обычный узел.

- А теперь перевяжем нити узлами.

И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Вот какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе.

Приемы педагогической техники - сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

Каковы же принципы педагогической техники?

  1. Принцип свободы выбора.

Существует огромное количество ценностей в жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи играем и т.д. Но среди них есть одна. Безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода!

Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

Примеры теперь уже из истории педагогики: « В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них;

У С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна сама написать на доске;

И.П. Волков- учитель технологии, дает ученикам только тему. А учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала и т.д.

2. Принцип открытости.

« Я знаю, что я ничего не знаю, » - говорил мудрый грек.

« Я хорошо знаю химию, литературу, историю, » - звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: он не знает, чего он не знает. Весьма смутно представляет сегодня школьник границы своей информированности и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда же тогда взяться любознательности, без которой всякое обучение - лишь воспитание исполнителей!

Следовательно: не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов - главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности - жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения» и еще момент.

Какие задачи решали в школе?

Так называемые « закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие( из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственный верный ответ.

А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи!

Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (какую специальность получить, как найти себе работу?, спутника жизни?, как увеличить прибыль предприятия?,

уменьшить вероятность аварии ?...разные пути решения, набор вероятных ответов.

В этот зазор - между задачами школьными - закрытыми и жизненными, открытыми - зачастую проваливаются интерес учеников и наши образовательные усилия.

Следовательно: использовать в обучении открытые задачи.

3.Принцип деятельности.

Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать.

Бернард Шоу утверждал: Единственный путь,

ведущий к знанию, - это деятельность.

Значит: освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

Применять полученные знания, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять, дополнять, находить новые связи и соотношение, рассматривать в разных моделях, контекстах…

4 Принцип обратной связи

Заключается в регулярно контролируемом процессе обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система - техническая, экономическая, социальная или педагогическая,- тем больше в ней механизмов обратной связи.

Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…

Учитель не имеет «термометра настроения» или высотомера понимания, но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

5.Принцип идеальности (высокого кпд).

Идеальность одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач. Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам - принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия. Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами сил, нервов, времени, денег…

Идеальность действия или кпд тем выше, чем меньше затраты.

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они сами будут стремиться узнать: а что же дальше?

Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников- и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.

Приемы педагогической техники - сеть. А результат - хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Управление классом.

Самоуправление.

Управление группой людей требует авторитета.

Бывает авторитет силы.

Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педагогическая техника. Но и расплата за эту простоту велика.

Бывает авторитет знания.

Ему подчиняются добровольно: все понимают, что так будет лучше.

Ключевое слово здесь - уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения. В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляющие – авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры - какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая…

Каковы же приемы поддержания этой составляющей- демократической, дружеской, сотруднической?

1)Демонстрация профессионального уровня.

Профессионализм уважают все.

И ученикам, даже младшего класса, тоже важно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметами.

Учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания. Дети по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит. А вывод детей: да, он имеет право учить!

2)Выход за пределы (учитель выходит за пределы учебника)

Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность,

сюжет из популярного мультфильма или детского сериала – восторг и признательность ему обеспечены.

Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очерченного круга знаний помогает картотека, то есть эрудиция учителя.

3)Сравняйте позиции (учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого)

Учитель всегда «смотрит сверху». Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором…

Даже если дети не говорят этого вслух, даже если они так не думают,- они все равно это чувствуют.

Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации.

Поэтому смело поставьте себя в позицию оцениваемого.

Храбрость будет вознаграждена. В течение некоторого времени давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя.

Только оценку следует давать себе и уроку, а не конкретным детям, иначе это будет морализирование.

- А как же быть, если, например, Петя с Васей мешали вести урок?

- Скажите что-то вроде: сегодня я недовольна уроком и собой.

Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справиться с дисциплиной на уроке.

Действительно, не просто такое произнести…

-Да. И ученики это тоже понимают. За что и уважают.

4)Советуйтесь! (по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми!

Убедите детей, что их мнение значимо для вас. Порассуждайте с ребятами вместе над общими проблемами. Обсудите разные варианты решений. При этом полная честность. И не забудьте поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

Очень важно соблюдать традиции урока, полезные ритуалы педагогического общения, которые позволяют нам согласовывать свои действия. Сосуществовать слаженно.

Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки.

Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип деятельности, то есть « вход в урок».

Некоторое количество лет назад распространенным входом в урок был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Считаем, он не плох, но он не единственный и недостаточный:

  1. хорошей настройкой на урок будет короткая муз фраза. Мажорно-возбуждающей или минорно-успокаивающей (романс Глинки).

  2. С традиционного разбора домашнего задания

  3. С интеллектуальной разминки – два-три не слишком сложного вопроса на размышление.

  4. С устного или короткого письменного опроса с целью настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой и многие другие, то начинаем всегда определенным образом. Но если слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок разнообразить.

Очень выигрышно такой вход: после нескольких наводящих предложений дети сами должны определить, о чем будет речь на уроке.

Завершение урока (учитель завершает урок, традиционным словом или действием.

Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не за звонком. Только слово должно быть благожелательное.

Отдых.

Кроме начала и конца урок имеет и середину. И непременно в ней должны быть минуты отдыха, помогающие главной цели – познанию. Важно добиваться, чтобы полезные традиции начальной школы не потерялись при переходе в среднее звено.

Очень важно учителю отработать с учениками несколько четких команд: по определенному слову, жесту сдавать дружно тетради, прекращать любую деятельность, или, наоборот доделать начатое.

Хорошая технология в образовании – прочные знания плюс здоровая психика.

И время для задушевных разговоров тоже найдется.

Учитель может использовать для управления классом несловесные команды: хлопок в ладони или другой жест, маленький колокольчик…

Есть известное житейское наблюдение: мы любим не столько тех, кто нам помог, сколько тех, кому помогли сами.

А помогаем и видимо и невидимо…

Это и помощь в подборе нужного материала к уроку, для реферата, для наблюдений, опытов…

Главное, помощь со стороны учащихся не бывает «из - под палки».

Если кто-то делает что-то в «добровольно- принудительном» порядке - не будем ждать от него хорошего отношения.

- Ставить ли оценки за помощь?

- Прежде всего не забыть поблагодарить.

Не в спешке обронить казеное « молодец», а так, чтобы ученик поверил в искреннюю благодарность. Это главная оценка.

Что же касается отметки, то тут все неоднозначно. Отметка не может платой за услугу. Однако, если ученик составил кроссворд по темам повторения, готовил информацию для урока, то оценка!

Ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль.

Например, связник, спонсор знаний, почемучка, адвокат,штурман, психолог, хранитель времени и т.д.

Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками «Мордашками».

о о о

В 3, 4 классах уже можно использовать другой прием обратной связи – « Резюме», то есть ученики отвечают устно или письменно на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, к предмету, учителю…

Резюме дается раз в неделю, в месяц…

Некоторые типовые вопросы:

1.Что нравится на уроках?

2.Что не нравится?

3.Можешь ли учиться по предмету лучше?

4. Что мешает?

5. Поставь себе отметку.

Можно завести тетрадь и озаглавить: « Помогите мне!», куда дети записывают свои пожелания, предложения, оценки и многое другое.

В оценке знаний учащихся, их активности, пассивности помогает «Светофор» всем нам известный.

« Опрос по цепочке»- когда предполагается развернутый, логически связный ответ;

« Тихий опрос»: беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной самостоятельной работой. «Магнитофонный опрос» - ответ ученика записывается на магнитофон, диктофон, чтобы потом он сам мог себя послушать.

«Программируемый опрос», когда ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (тесты по предметам).

Взаимоопрос - ученики опрашивают друг друга при проверке домашнего задания, усвоенного на уроке материала.

Защитный лист на столе ученика, на который пишет свою фамилию, что он не готов к уроку.

Отсроченная реакция - некоторая пауза между заданным вопросом и ответом ученика, с целью предупредить выкрики самых энергичных, активных детей, «забивая» медлительных, пассивных.

- А как быть с ребенком, который аж у парты выскакивает?

- Просто дать понять, что поднятая рука замечена, кивнуть или назвать имя - обычно этого достаточно.

- Кстати, «светофор» частично помогает и эту проблему решить.

Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю

-Кто сегодня подготовился на «пять», « четыре», «три», «два».

Оценивание.

-Хорошо! в разных интонациях.

- Отлично поработали вместе!

- Прекрасный ответ!

- Ты сегодня очень внимательна!

- Тебя было приятно слушать!

Так поддерживается эмоциональная сфера урока.

Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика!

Оцениваем не только цифрой.

Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой.

Главная цель оценки - стимулировать познание.

Человеку нужен успех.

Степень успешности во многом определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать.

Язык богат - учителю следует быть щедрее!

Как повысить интерес к учебному материалу?

Маленький ребенок не хочет идти купаться в ванне. Мама не тащит его силой, а предлагает: пойдем купать рыбку! Такая цель ребенку понятна и привлекательна – и вот он уже с удовольствием плещется вместе с рыбкой. Умная мама использовала простой педагогический прием, который применим в школе вне зависимости от возраста и предмета обучения.

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

- Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное!

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

На уроке окружающего мира.

Тема: Вода.

Учитель: « Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде!

И самое интересное, что это был правдивый рассказ!

- А теперь посмотрите в окно.

Разве мы с вами не ходим по воде? ( Зимой, за окном снег!)

Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

Отсроченная отгадка ( в начале урока учитель дает загадку( удивительный факт), отгадка к которой( ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом) или этот удивительный факт сообщить в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Лови ошибку!( объясняя материал учитель намеренно допускает ошибки)

Например. Русский язык.

У некоторых детей сложилось неправильное представление, что буквы в, с, о, у и др. в начале слова всегда являются приставкой (пошли ошибки: о-сень, в-ысокий).Учитель пишет на доске «солнце» и выделяет приставку с –

Дети: «с» не приставка!

Учитель: Почему не приставка?

Такая приставка есть в русском языке и она стоит в

начале слова.

- Не так ли?

Дети: если это приставка, то должны быть однокоренные слова!

Или, при решении задач учитель предлагает решить задачу с неполным условием или с ошибкой в условии и т. д…

Что больше всего влияет на успеваемость?

-Квалификация учителя?

-Затраты на обучение?

-Уровень развития одноклассников?

-Количество книг в школьной библиотеке?

Результаты грандиозного исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными.

Все важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов…

Но больше всего-класс! Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы важнее.

В умело организованном коллективе каждый работает на каждого.

Дело учителя за «малым» - помочь классу умело организоваться на уроках: это работа в группах, парах и т.д., решение творческих, эвристических задач в группах (мозговой штурм), деловые игры, игры-тренинги, театрализация.

Творчество учителя - норма здорового общества.

Приемы педтехники - инструмент творчества.

Проблемное обучение

Здоровье сберегающее обучение

Информационное обучение

Современные педагогические технологии

Игровое обучение

Проектное обучение

Личностно-ориентированное обучение



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогический аудит. Эффективный педагог Материалы проектной деятельности опорного образовательного учреждения моу «Гимназия №5» г. Перми Пермь 2010 ббк ч 421. 42

    Документ
    Педагогический аудит. Эффективный педагог: Материалы проектной деятельности опорного образовательного учреждения МОУ «Гимназия № 5» г. Перми; Департамент образования администрации г.
  2. Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека

    Документ
    Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека! Конечно, он должен быть умным (это естественно), терпеливым, мобильным, добрым и жёстким одновременно, знающим современные чаяния молодежи.
  3. Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская введение в педагогическую деятельность: теория и практика

    Документ
    Вы избрали для себя трудную, но одну из самых благородных профессий на Земле – профессию педагога. Надеемся, что большинство из вас сделало этот выбор осознанно, хорошо взвесив все свои потребности и возможности, и готовы к ее освоению.
  4. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического мастерства» 2004

    Учебно-методическое пособие
    Педагогическое мастерство и его элементы. Профессиональные знания, умения, способности к педагогической деятельности. Профессионально значимые личные качества педагога.
  5. Педагогическая теория и практика : проблемы глазами студента вуза

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Я. ЯКОВЛЕВА»

Другие похожие документы..