Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Требования, предъявляемые к критериям качества. Процедура выбора критериев качества. Устранение неопределенности целей. Согласование перечня целей. Ш...полностью>>
'Урок'
- сформировать у учащихся яркое образное представление об Александре Невском, познакомиться с интерпретацией его образа в кантате С. Прокопьева «Алекс...полностью>>
'Урок'
Они служат прежде всего для описания разнообразных периодических процессов, с которыми человек сталкивается повсюду. Восход и заход солнца, изменение...полностью>>
'Урок'
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пусты...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «интеллектуальные информационные системы» Рекомендуется для направления подготовки

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

СИСТЕМЫ»

Рекомендуется для направления подготовки

230700 Прикладная информатика

Квалификация выпускника – бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является формирование у студентов теоретической и практической базы системного исследования проблем разработки и внедрения профессионально-ориентированных ИС с учетом современных и перспективных технологий и методов искусственного интеллекта.

Дисциплина «Интеллектуальные информационные системы» должна обеспечить формирование знаний:

  • о состоянии и тенденциях развития экономических информационных

систем;

  • о новой информационной технологии решения задач управления,

связанной с использованием средств и методов искусственного

интеллекта;

  • о навыках разработки и использования интеллектуальных

информационных систем в различных прикладных областях (основные

сферы производственного цикла, финансово-экономические

информационные системы).

Основные задачи дисциплины «Интеллектуальные информационные системы»:

  • изучение основных способов представления знаний в ИИС;

  • рассмотрение алгоритмов логического вывода на знаниях (в том числе на основе нечеткой исходной информации);

  • ознакомление студентов с эвристическими методами поиска решений в ИИС;

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Интеллектуальные информационные системы» относится к циклу специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Прикладная информатика».

Для изучения курса необходимы знания, умения и компетенции студента, которые студент получил при изучении дисциплин:

  • «Информационные системы»;

  • «Теория систем и системный анализ»;

  • «Информационные системы и технологии»;

  • «Теория экономических информационных систем»;

  • «Корпоративные информационные системы»;

  • «Базы данных»;

Знания, умения, навыки, приобретенные в результате изучения

дисциплины «Интеллектуальные информационные системы»

могут быть полезны при изучении других дисциплин, связанных с вопросами разработки, эксплуатации ИС, а также вопросами принятия решений.

Дисциплина «Интеллектуальные информационные системы» является завершающей в подготовке бакалавров специальности 230700 и читается в 8 семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Код компетенции

Название компетенции

ОК-3

Способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений

ОК-5

Способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию

ПК-1

Способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности

ПК-4

Способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

ПК-9

Способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний

ПК-16

Способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС

ПК-17

Способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях

ПК-19

Способен анализировать рынок программных средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем

ПК-22

Способен готовить обзоры научной литературы и электронно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности

В результате изучения дисциплины студент должен

знать

  • области применения ИИС;

  • базовые понятия, модели представления знаний и вывода решений в СОЗ;

  • основные методы разработки интеллектуальных информационных систем и специфику актуальных проблемных областей;

  • этапы процесса создания ИИС;

  • базовые стратегии и методы приобретения знаний в ИИС;

  • основы перспективных технологий систем интеллектуального анализа данных, искусственных нейросистем и возможности их применения в профессиональных задачах;

уметь

  • проводить анализ предметной области и определять задачи, для решения которых целесообразно использование технологий интеллектуальных систем;

  • формировать требования к предметно-ориентированной интеллектуальной системе и определять возможные пути их выполнения;

  • формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных ИС с использованием технологий искусственного интеллекта;

  • работать с различными моделями представления знаний и обосновывать выбор той или иной модели в зависимости от характера предметной области и специфики решаемых задач.

иметь представление

  • о современных направлениях развития ИИС и программных реализациях технологий;

  • прикладных задачах ИИС в области экономики, управления предприятием и принятия решений.

владеть

  • навыками работы с основными инструментальными средствами проектирования интеллектуальных систем;

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов (4 семестр)

Аудиторные занятия (всего)

48

В том числе:

-

Лекции

22

Практические занятия (ПЗ)

32

Самостоятельная работа (всего)

60

В том числе:

-

Реферат

22

Компьютерное тестирование

20

Контрольная работа

18

Вид промежуточной аттестации (зачет)

Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

3

5. Содержание дисциплины

п/п

Наименование

тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоя-тельная работа

в том числе

Лекции

Практика

1.

Введение. Информационные системы в управлении экономическими объектами

6

1

0

2

2.

Тенденции развития информационных систем

6

1

0

2

3.

Интеллектуальные системы на основе инженерии знаний и искусственного интеллекта

8

2

2

4

4.

Экспертные системы.

20

2

8

4

5.

Представление знаний в интеллектуальных системах

8

2

2

4

6.

Обработка знаний и вывод решений в интеллектуальных системах

8

2

2

4

7.

Разработка и проектирование интеллектуальных систем

8

1

2

4

8.

Архитектура ИИС

8

1

2

4

9.

Нейронные сети в решении задач Data Mining

16

2

4

4

10.

Алгоритмы обучения нейронных сетей

8

2

2

4

11.

Гибридные интеллектуальные системы

6

2

2

2

12. 12.

Эволюционные вычисления

6

2

2

2

Общая трудоемкость, час

зач. ед.

108

20

28

60

3

1

1

1

7. Примерная тематика курсовых работ

Курсовой работы по дисциплине не предусмотрено.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

В список литературы включены различные источники, а тематика и последовательность работы с материалами курса определяется лекциями и Программой учебного курса.

  1. Рекомендуемая литература (основная)

    1. Заде Л. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений.-М.:Радио и связь,1974.

    2. Искусственный интеллект: В 3-х кн.: Справочник.-М.:Радио и связь, 1990.

    3. Нильсон Н. Принципы искусственного интеллекта.-М.:Радио и

связь,1985.

    1. Одинцов Б.Е. Проектирование экономических информационных экспертных систем.- М.: Юнити,1996.

    2. Осуга С. Обработка знаний.-М.:Мир, 1989.

    3. Построение экспертных систем / Под ред. Ф.Хейес-Рота и др.- М.:Мир,1987.

    4. Представление и использование знаний/ Под ред. Х.Уэно и др.-М.: Мир, 1989.

    5. Приобретение знаний /Под ред. С.Осуги и др.-М.:Мир,1990.

    6. Статистические и динамические экспертные системы / Э.В.Попов, И.Б.Фоминых и др..-М.: Фин.и стат.,1996.

    7. Уотерман Д. Руководство по экспертным системам.-М.:Мир,1989.

  1. Рекомендуемая литература (дополнительная)

    1. Киселев М.В. «Алгоритмы Data Mining». Курс лекций. Компания «Мегапьютер». 2001.

    2. Киселев М., Соломатин Е.. Средства добычи знаний в бизнесе и финансах. — Открытые системы, № 4, 1997.

    3. Дюк В.А. Обработка данных на ПК в примерах. — СПб: Питер, 1997.

    4. Дюк В.А. «От данных к знаниям – новые возможности обработки баз данных». Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской Академии Наук.

    5. Knowledge Discovery Through Data Mining: What Is Knowledge Discovery? — Tandem Computers Inc., 1996.

    6. Буров К. «Обнаружение знаний в хранилищах данных». – Открытые системы, №5-6, 1999.

    7. Геловани В.А., Бритков В.Б. Интеллектуальные методы в задачах анализа больших объемов информации для поддержки принятия решений. Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы IХ международной конференции-М.: ИПУ РАН, 2001 г.

  1. Перечень обучающих компьютерных программ, мультимедиа и т.п.

Программа курса предусматривает проведение серии лабораторных работ для овладения навыками использования интеллектуальных технологий и когнитивных методов при решении управленческих экономических задач с использованием программных продуктов «Matlab» и «Fann Explorer».

  1. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  • http://www.intuit.ru

  • http://www.edu.ru

  • каталог электронных ресурсов кафедры (методические указания по выполнению лабораторных и практических работ, другие учебные материалы; и литература по дисциплине).

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • компьютерный класс, оборудованный для проведения лекционных и практических занятий средствами оргтехники, персональными компьютерами, объединенными в сеть с выходом в Интернет;

  • установленное лицензионное программное обеспечение.

10. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Для достижения цели получения наиболее полных знаний и умений в рамках изучения курса предусмотрены следующие виды занятий:

    • лекционные, создающие общее представление о структуре и содержании дисциплины, а также предоставляющие необходимый минимум знаний в рамках изучаемой дисциплины;

    • лабораторные занятия в компьютерном классе, позволяющие усвоить первичные навыки работы с новыми программными продуктами, а также визуализировать и закрепить знания, полученные во время лекционных занятий; Успешность освоения нового материала контролируется в среднем ежемесячно, с целью контроля усвоения материалов по разделам.

    • Самостоятельная работа студента. Может включать работу с электронными учебниками и учебными пособиями, изучение программных продуктов и сред моделирования в целях расширения полученных в рамках аудиторных занятий знаний и умений, для подготовки к семинарским занятиям, тестовому контролю и зачету. Можно также рекомендовать ознакомление со свежими новостями отрасли через изучение периодических изданий, посвященных изучаемой тематике. Кроме того, в рабочей программе дисциплины содержится список обязательной и рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения студентом. Для работы с литературными источниками рекомендуется использовать фонды библиотеки Университета, научных залов РНБ и др. библиотек. Допускается также использование ресурсов internet.

Периодический контроль знаний осуществляется в форме тестов, где будет предложено несколько вариантов ответов с необходимостью выбора верного или нескольких верных вариантов. Предусмотрена также работа над рефератом по выбранной из списка теме. Тема может быть разработана и предложена самим студентом при обязательном согласовании с преподавателем до начала работы над рефератом. На подготовку реферата отводится две недели с последующей защитой через выступление перед аудиторией. Оценка за реферат складывается из оценки качества и грамотной компоновки подобранного материала, качества оформления и презентации работы.

Конечный контроль знаний предусматривает проведение устного зачета в рамках перечня зачетных тем. Для подготовки помимо материалов лекций и учебных пособий необходимо использование дополнительной литературы по теме. Студентом должно быть продемонстрировано также знание примеров практического использования изучаемых технологий в экономике, производственной и научной сферах.

Распределение баллов, составляющих основу оценки работы:

Самостоятельная работа студентов

8 семестр

Количество баллов

Зачетный минимум

Зачетный максимум

Реферат

30

55

Компьютерное тестирование

10

20

Контрольная работа

15

25

Итого:

55

100

Зачет – 55 баллов и более.

Разработчик:

СПбГУЭФ, кафедра информатики, доц. Л.Г. Нестерук

Эксперты:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «корпоративные информационные системы» Рекомендуется для направления подготовки 080200 Менеджмент

    Рабочая программа
    Целью учебной дисциплины «Корпоративные информационные системы» является формирование базовых теоретические знания и основных практических навыков в области информационных систем, применяемых в управлении организациями.
  2. Рабочая программа дисциплины управление человеческими ресурсами рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Изучение основ современной теории управления человеческими ресурсами на макро- мезо- и микроуровне; раскрытие экономической природы трудового потенциала и системы формирования и использования человеческих ресурсов.
  3. Рабочая программа дисциплины «Экономика управления персоналом» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе изучения комплекса предшествующих дисциплин: «Управление персоналом организации», «Экономическая теория», «Основы организации труда».
  4. Рабочая программа дисциплины «маркетинговое обеспечение бизнеса» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Цель изучения дисциплины – развить профессиональную компетенцию специалистов-менеджеров в области маркетингового обеспечения бизнеса для понимания концептуальных и методических основ проведения маркетинговых исследований, осуществляемых
  5. Рабочая программа дисциплины «Основы безопасности труда» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «Основы безопасности труда» является формирование у студентов системы знаний по основам организации безопасных условий труда персонала в организации, необходимых для принятия обоснованных решений в практике управления

Другие похожие документы..