Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированных специалистов 210400 (654400) «Телекоммуникации» для специ...полностью>>
'Диплом'
В этой книге пересказ истории ведется в форме рассказа биографий видных российских дипломатов, что дает возможность понять историю международных отнош...полностью>>
'Доклад'
Обосновывается необходимость создания Ресурсных Центров поддержки и развития интегрированной модели обслуживания читателей, испытывающих трудности в ...полностью>>
'Доклад'
Сегодня для управления энергоситсемами требуются наиболее гибкие инструменты. Большую электроэнергетическую систему можно оборудовать распределённой ...полностью>>

Ресурсоведение

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Демонстрационная версия рабочей программы по курсу

РЕСУРСОВЕДЕНИЕ

  1. Выписка из учебного плана:

Семестр – 5,6

Всего 150 часов

Из них аудиторные-88ч.

лекции -53ч.

практические занятия – 35ч

СРС – 62ч.

Форма контроля - зачет, экзамен

2. Составитель: Доцент кафедры географии ЯГУ Жирков И.И.

  1. Требования государственного стандарта, относящиеся к содержанию курса в области ресурсоведения:

природные (минеральные, водные, земельные и пр.), трудовые и материально-технические ресурсы как база развития регионов; классификации природных ресурсов; методы оценки природно-ресурсного потенциала; концепции и анализ развития регионов на основе системного анализа ресурсного потенциала; кадастры; системы природопользования

Требования к уровню подготовки выпускников

  • уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов, их вещественно-энергетические характеристики; методические и экономические основы оценки воздействия на окружающую среду; основы планирования культурного ландшафта;

4. Принципы и цели.

Курс включен в перечень специальных дисциплин ГОС ВПО РФ по специальности 013400 - природопользование и; является одним из профилирующих курсов при подготовке специалистов-природопользователей.

Ресурсоведение - геополитическая, социально-экономическая и экологическая дисциплина.

Главная цель курса — усвоение студентами теоретических знаний
рационального ресурсопользования, ресурсозамещения, ресурсосовосстановления, как безальтернативной основы научно-технического и социально-экономического развития регионов.

Методически лекционные занятия сочетаются с семинарскими и практическими занятиями.

Студент после прохождения курса обучения по ресурсоведению должен

иметь представление:

- об основных теоретических понятиях ресурсоведения;

- о структурном и функциональном многообразии природных ресурсов и их классификации;

- о качестве и запасах природных ресурсов;

- о противоречиях государственных и рыночных интересов в использовании природных ресурсов;

- о принципах и методах оптимального использования людских и трудовых ресурсов;

- о многообразном влиянии этнических, религиозных, социальных, демографических и экономических факторов на оптимизацию использования трудовых ресурсов;

- о формировании и наращивании финансово-экономических ресурсов;

- о создании и укреплении основ продовольственной независимости
регионов;

- о необходимости формирования научно-интеллектуальной и материально-технической базы стратегических ресурсов.

Студент должен уметь использовать теоретические знания по ресурсоведению:

- при постановке и решении спорных проблем;

- при прогнозировании, планировании и при определении стратегии комплексного развития регионов, социально-производственных объектов и общественно-демографических структур;

- как основу для создания и развития экономической базы собственной семьи.

5. Контролирующие материалы

Контролирующие материалы состоят из тестовых заданий (образец прилагается), а также проблемных вопросов, требующих ответов при собеседованиях, сопровождающих лекционное изложение, и на семинарах.

1) Африка занимает 1-е место по запасам:

а) бокситов, алмазов, фосфоритов;

б) меди, урана, сурьмы;

в) нефти, газа, ртути;

г) железа, титана, олова.

2) Мировой океан дает белков животного происхождения,
потребляемых человечеством:

а) до 50% б) до 15% в) 25% г) до 33%

3) Африка занимает 1-е место по запасам:

а) золота, платины, кобальта;

б) нефти, газа, ртути;

в) железа, марганца, магния;

г) лития, бериллия, титана.

4). Подчеркните легкорастворимые природными водами горные породы: доломит, гипс, гнейс, сланец, соль, известняк, гранит, габбро, глина, песок, базальт.

5). Подчеркните полезные ископаемые Якутии, имеющие всероссийское или международное значение: сурьма, золото, платина, каменный уголь, нефть, газ, алмазы, олово, мышьяк, ртуть, кобальт, серебро.

  1. Подчеркните полезные ископаемые Якутии, имеющие всероссийское или международное значение: свинец, вольфрам, молибден, слюда, соль, сера, литий, бериллий, уран, радий, серебро, медь.

  2. Выделите из списка животных Арктики и Субарктики Якутии: белуха, белуга, нарвал, як, колонок, заяц- беляк, овцебык, волк, северный олень, олень- карибу, лемминг, кеклик, улар, глухарь, куропатка.

  1. Выделите из списка рыб, встречающихся в Якутии: чир, голец, форель, пелядь, толстолобик, ряпушка, язь, стерлядь, сазан, золотой карась, судак, жерех, сиг, чукучан, щука, окунь, плотва.

  2. Выделите из списка водные и прибрежно- водные растения: хвощ полевой, хвощ топяной, полынь, бескильница, щавель, кубышка желтая, пырей ползучий, гречиха земноводная, телорез, уруть, вех ядовитый, пустырник, осоки, аир, бессмертник.

10) Выделите из списка древесные породы Якутии с малоценной древесиной: ель, сосна, чозения, осина, лиственница, ольха, черемуха, рябина, береза.

  1. Отметьте животных Якутии, не впадающих зимой в спячку: кабарга, бурундук, черношапочный сурок, колонок, белка, медведь, волк, длиннохвостый суслик, крот. водяная полевка, косуля, изюбрь.

  2. Подчеркните полезные ископаемые Якутии, имеющие всероссийское или международное значение: Сурьма, золото, платина, каменный уголь, нефть, газ, алмазы, олово, мышьяк, ртуть, кобальт, серебро

  3. В качестве продовольственных ресурсов недоучитываются (подчеркнуть): урожай личных садов, урожай частных огородов, мясо КРС, молоко верблюдиц, грибы, кролики, куры, гуси, утки, ягоды, мясо лошадей.

  1. Люди голодают и в процветающих странах. Подчеркните причины те, что считаете правильным: неравномерность распределения доходов; неравномерность внутрисемейного распределения продуктов; изъяны системы социальной защиты; неправильное питание (традиционно несбалансированное); запрет на отстрел крупных копытных; нехватка
    терминалов для переработки перевозимых зерновых.

  2. В 1971 и в другие годы по данным ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) от 1/2 до 2/3 населения недоедает. Правительство США: а) оказало безвозмездную помощь голодающим странам; б) оказало безвозмездную финансовую помощь голодающим странам; в) оказало помощь семенным материалом для получения урожая следующего года; в) запретило американским компаниям экспортировать зерно голодающим странам по низким ценам; г) заплатило фермерам компенсацию, чтобы они не выращивали зерновые с целью предотвращения падения цен (подчеркните варианты, соответствующие действительности).

16) Почему в большинстве стран не хватает продовольствия? А) Частый возраст катастрофических засух; б) невыполнимые потери от насекомых-вредителей; в) потери от болезней продовольственных культур; г) у слаборазвитых стран нет финансовых средств для создания стратегических запасов продовольствия; е) по долгосрочным контактам продовольствие вывозят процветающие страны; ж) процветающие страны скармливают зерно скоту.

17) Назовите причины сокращения площадей пахотных земель (подчеркните правильные ответы: а) опустынивание; б) засоление; в) нехватка удобрений; г) нехватка сельхозтехники, невозможность их приобретения; д) нехватка орошаемых земель, иссушение; е) избыточное орошение, заболачивание; ж) отвод плодородных земель под строительство, промышленные объекты, дорожные сети.

18) Подчеркните 8 из важнейших продовольственных культур растений, обеспечивающих 60 % мирового потребления калорий: картофель, пшеница, рис, сахарный тростник, сахарная свекла, кукуруза, банан, ячмень, соя, овёс, рожь, морковь, сорго, виноград, просо.

19) В Австралии разведано артезианских бассейнов:
1)3 2) 13 3) 23 4)33.

  1. Выделите из списка животных Арктики и Субарктики: нарвал, филин, кайра, гага-гребенушка, ворона, ворон, кукша, селезень, кайры, чистик, чайка-моевка, заяц-беляк; белая сова, ласка, горностай, волк, лемминг, мышь-полевка.

6. Литература:

Основная:

  1. Рябчиков A.M., Романова Э.П. и др. Природные ресурсы зарубежных территорий Европы и Азии. М., 1976.- 448с

  2. Кириллин А.Д., Кириллин О.А. Мировой алмазный рынок. М.: ОГИ,
    1999.-400 с.

  3. Справочник по нефтяным и газовым месторождениям зарубежных стран. Кн.1 и 2. М., 1976.- 1200с.

  4. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. В 4-х кн. Пер. с англ. М., 1995.-1150с.

5.Море. Пер. с фр.М.,1960.- 620с.

6.. Пуляркин В. А., Егоров И.Д. Развивающиеся страны: природопользование и хозяйственный pocт. Якутск, 2000. – 192 с.

7. Штемпель Д. Население мира в 2000 г. Пер. с нем. М., 1087. -208с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ресурсоведение лекарственных растений

    Документ
    - проблемы охраны природы, экологического зонирования территорий, вопросы по изучению степени загрязненности сырья в резуль­тате антропогенного воздействия.
  2. Тематический план лекций Для иностранных студентов фармацевтического факультета Vкурс, Ресурсоведение, 2011-2012 учебный год, семестр IX

    Календарно-тематический план
    Значение ресурсоведения лекарственных растений как науки. Связь с другими дисциплинами. Основные задачи ресурсоведения. Ҝколого-ценотическаә характеристика растений.
  3. Факультет социального управления кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» Направление (3)

    Документ
    1. Цель курса: содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра туристского направления на основе овладения содержанием дисциплины, формирование у студентов представления о туристской географической картине
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (26)

    Основная образовательная программа
    Цель (миссия) ООП бакалавриата - подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к педагогической деятельности в системе среднего общего, профессионального, дополнительного образования и способного к дальнейшему профессиональному
  5. «Анатомия и физиология человека»

    Документ
    Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к вариативной части (дисциплины по выбору студента) базовой части Математического и естественнонаучного цикла дисциплин.

Другие похожие документы..