Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Ресурсоведение
Демонстрационная версия рабочей программы по курсу
РЕСУРСОВЕДЕНИЕ
Выписка из учебного плана:
Семестр – 5,6
Всего 150 часов
Из них аудиторные-88ч.
лекции -53ч.
практические занятия – 35ч
СРС – 62ч.
Форма контроля - зачет, экзамен
2. Составитель: Доцент кафедры географии ЯГУ Жирков И.И.
Требования государственного стандарта, относящиеся к содержанию курса в области ресурсоведения:
природные (минеральные, водные, земельные и пр.), трудовые и материально-технические ресурсы как база развития регионов; классификации природных ресурсов; методы оценки природно-ресурсного потенциала; концепции и анализ развития регионов на основе системного анализа ресурсного потенциала; кадастры; системы природопользования
Требования к уровню подготовки выпускников
уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов, их вещественно-энергетические характеристики; методические и экономические основы оценки воздействия на окружающую среду; основы планирования культурного ландшафта;
4. Принципы и цели.
Курс включен в перечень специальных дисциплин ГОС ВПО РФ по специальности 013400 - природопользование и; является одним из профилирующих курсов при подготовке специалистов-природопользователей.
Ресурсоведение - геополитическая, социально-экономическая и экологическая дисциплина.
Главная цель курса — усвоение студентами теоретических знаний
рационального ресурсопользования, ресурсозамещения, ресурсосовосстановления, как безальтернативной основы научно-технического и социально-экономического развития регионов.
Методически лекционные занятия сочетаются с семинарскими и практическими занятиями.
Студент после прохождения курса обучения по ресурсоведению должен
иметь представление:
- об основных теоретических понятиях ресурсоведения;
- о структурном и функциональном многообразии природных ресурсов и их классификации;
- о качестве и запасах природных ресурсов;
- о противоречиях государственных и рыночных интересов в использовании природных ресурсов;
- о принципах и методах оптимального использования людских и трудовых ресурсов;
- о многообразном влиянии этнических, религиозных, социальных, демографических и экономических факторов на оптимизацию использования трудовых ресурсов;
- о формировании и наращивании финансово-экономических ресурсов;
- о создании и укреплении основ продовольственной независимости
регионов;
- о необходимости формирования научно-интеллектуальной и материально-технической базы стратегических ресурсов.
Студент должен уметь использовать теоретические знания по ресурсоведению:
- при постановке и решении спорных проблем;
- при прогнозировании, планировании и при определении стратегии комплексного развития регионов, социально-производственных объектов и общественно-демографических структур;
- как основу для создания и развития экономической базы собственной семьи.
5. Контролирующие материалы
Контролирующие материалы состоят из тестовых заданий (образец прилагается), а также проблемных вопросов, требующих ответов при собеседованиях, сопровождающих лекционное изложение, и на семинарах.
1) Африка занимает 1-е место по запасам:
а) бокситов, алмазов, фосфоритов;
б) меди, урана, сурьмы;
в) нефти, газа, ртути;
г) железа, титана, олова.
2) Мировой океан дает белков животного происхождения,
потребляемых человечеством:
а) до 50% б) до 15% в) 25% г) до 33%
3) Африка занимает 1-е место по запасам:
а) золота, платины, кобальта;
б) нефти, газа, ртути;
в) железа, марганца, магния;
г) лития, бериллия, титана.
4). Подчеркните легкорастворимые природными водами горные породы: доломит, гипс, гнейс, сланец, соль, известняк, гранит, габбро, глина, песок, базальт.
5). Подчеркните полезные ископаемые Якутии, имеющие всероссийское или международное значение: сурьма, золото, платина, каменный уголь, нефть, газ, алмазы, олово, мышьяк, ртуть, кобальт, серебро.
Подчеркните полезные ископаемые Якутии, имеющие всероссийское или международное значение: свинец, вольфрам, молибден, слюда, соль, сера, литий, бериллий, уран, радий, серебро, медь.
Выделите из списка животных Арктики и Субарктики Якутии: белуха, белуга, нарвал, як, колонок, заяц- беляк, овцебык, волк, северный олень, олень- карибу, лемминг, кеклик, улар, глухарь, куропатка.
Выделите из списка рыб, встречающихся в Якутии: чир, голец, форель, пелядь, толстолобик, ряпушка, язь, стерлядь, сазан, золотой карась, судак, жерех, сиг, чукучан, щука, окунь, плотва.
Выделите из списка водные и прибрежно- водные растения: хвощ полевой, хвощ топяной, полынь, бескильница, щавель, кубышка желтая, пырей ползучий, гречиха земноводная, телорез, уруть, вех ядовитый, пустырник, осоки, аир, бессмертник.
10) Выделите из списка древесные породы Якутии с малоценной древесиной: ель, сосна, чозения, осина, лиственница, ольха, черемуха, рябина, береза.
Отметьте животных Якутии, не впадающих зимой в спячку: кабарга, бурундук, черношапочный сурок, колонок, белка, медведь, волк, длиннохвостый суслик, крот. водяная полевка, косуля, изюбрь.
Подчеркните полезные ископаемые Якутии, имеющие всероссийское или международное значение: Сурьма, золото, платина, каменный уголь, нефть, газ, алмазы, олово, мышьяк, ртуть, кобальт, серебро
В качестве продовольственных ресурсов недоучитываются (подчеркнуть): урожай личных садов, урожай частных огородов, мясо КРС, молоко верблюдиц, грибы, кролики, куры, гуси, утки, ягоды, мясо лошадей.
Люди голодают и в процветающих странах. Подчеркните причины те, что считаете правильным: неравномерность распределения доходов; неравномерность внутрисемейного распределения продуктов; изъяны системы социальной защиты; неправильное питание (традиционно несбалансированное); запрет на отстрел крупных копытных; нехватка
терминалов для переработки перевозимых зерновых.В 1971 и в другие годы по данным ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) от 1/2 до 2/3 населения недоедает. Правительство США: а) оказало безвозмездную помощь голодающим странам; б) оказало безвозмездную финансовую помощь голодающим странам; в) оказало помощь семенным материалом для получения урожая следующего года; в) запретило американским компаниям экспортировать зерно голодающим странам по низким ценам; г) заплатило фермерам компенсацию, чтобы они не выращивали зерновые с целью предотвращения падения цен (подчеркните варианты, соответствующие действительности).
16) Почему в большинстве стран не хватает продовольствия? А) Частый возраст катастрофических засух; б) невыполнимые потери от насекомых-вредителей; в) потери от болезней продовольственных культур; г) у слаборазвитых стран нет финансовых средств для создания стратегических запасов продовольствия; е) по долгосрочным контактам продовольствие вывозят процветающие страны; ж) процветающие страны скармливают зерно скоту.
17) Назовите причины сокращения площадей пахотных земель (подчеркните правильные ответы: а) опустынивание; б) засоление; в) нехватка удобрений; г) нехватка сельхозтехники, невозможность их приобретения; д) нехватка орошаемых земель, иссушение; е) избыточное орошение, заболачивание; ж) отвод плодородных земель под строительство, промышленные объекты, дорожные сети.
18) Подчеркните 8 из важнейших продовольственных культур растений, обеспечивающих 60 % мирового потребления калорий: картофель, пшеница, рис, сахарный тростник, сахарная свекла, кукуруза, банан, ячмень, соя, овёс, рожь, морковь, сорго, виноград, просо.
19) В Австралии разведано артезианских бассейнов:
1)3 2) 13 3) 23 4)33.
Выделите из списка животных Арктики и Субарктики: нарвал, филин, кайра, гага-гребенушка, ворона, ворон, кукша, селезень, кайры, чистик, чайка-моевка, заяц-беляк; белая сова, ласка, горностай, волк, лемминг, мышь-полевка.
6. Литература:
Основная:
Рябчиков A.M., Романова Э.П. и др. Природные ресурсы зарубежных территорий Европы и Азии. М., 1976.- 448с
Кириллин А.Д., Кириллин О.А. Мировой алмазный рынок. М.: ОГИ,
1999.-400 с.Справочник по нефтяным и газовым месторождениям зарубежных стран. Кн.1 и 2. М., 1976.- 1200с.
Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. В 4-х кн. Пер. с англ. М., 1995.-1150с.
5.Море. Пер. с фр.М.,1960.- 620с.
6.. Пуляркин В. А., Егоров И.Д. Развивающиеся страны: природопользование и хозяйственный pocт. Якутск, 2000. – 192 с.
7. Штемпель Д. Население мира в 2000 г. Пер. с нем. М., 1087. -208с.
Похожие документы:
Ресурсоведение лекарственных растений
Документ- проблемы охраны природы, экологического зонирования территорий, вопросы по изучению степени загрязненности сырья в результате антропогенного воздействия.Тематический план лекций Для иностранных студентов фармацевтического факультета Vкурс, Ресурсоведение, 2011-2012 учебный год, семестр IX
Календарно-тематический планЗначение ресурсоведения лекарственных растений как науки. Связь с другими дисциплинами. Основные задачи ресурсоведения. Ҝколого-ценотическаә характеристика растений.Факультет социального управления кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» Направление (3)
Документ1. Цель курса: содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра туристского направления на основе овладения содержанием дисциплины, формирование у студентов представления о туристской географической картинеОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (26)
Основная образовательная программаЦель (миссия) ООП бакалавриата - подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к педагогической деятельности в системе среднего общего, профессионального, дополнительного образования и способного к дальнейшему профессиональному«Анатомия и физиология человека»
ДокументДисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к вариативной части (дисциплины по выбору студента) базовой части Математического и естественнонаучного цикла дисциплин.