Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
где x=(x1, x2,… xn), c=(c1, c2,… cn), b=(b1, b2,… bm), A=(aij)- матрица коэффициентов. Вектор с называется вектором коэффициентов линейной формы (с,х...полностью>>
'Публичный отчет'
В ходе проектирования модели будущей, желаемой образовательной среды лицея научно-методическим советом и всеми педагогами лицея были проделаны следую...полностью>>
'Документ'
Свадьба – особенный день в жизни невесты, и, конечно, каждая девушка или женщина хочет выглядеть на собственной свадьбе сногсшибательно, лучше всех. ...полностью>>
'Учебное пособие'
В учебном пособии систематизированы и обобщены сведения по химическим свойствам неорганических вяжущих веществ. Описаны сложные физико-химические про...полностью>>

Тема: Мелодия душа музыки

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6 класс

Тема: Мелодия – душа музыки

Мелодия (греч. μελωδία , от μελος— напев, песня и ωδή— песня, пение) - основная мысль

музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство

музыкальной выразительности.

Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

Какая бы музыка ни звучала — песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них

мелодию. Мелодия — это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.

Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.

Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей — обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.

Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.

Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Она должна быть напевна, в ней не должно быть широких скачков, она движется чаще всего плавно.

Примеры различных типов мелодии можно найти уже в древней музыке.

Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны, т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.

Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония).

В более поздние времена появилась полифония – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.

В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.

Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в XVIII в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).

Итак, мы познакомились с 4 основными способами изложения мелодии:

  • Монодия – один голос

  • Гетерофония – один голос с подголосками

  • Полифония – многоголосие

  • Гомофония – один голос главный, а все остальные играют роль аккомпанемента

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий — народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.

Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.

Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.

Обе эти темы имеют яркие мелодии.

Вопрос: какие русские народные мелодии вы знаете?

Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.

Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".

В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…

Вопрос: какие мелодии обычно воспринимаются как грустные, а какие – как радостные?

(минорные; мажорные)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мелодия души художник

    Документ
    Дорогие друзья, перед вами сборник стихотворений «Мелодия души». Здесь собраны различные произведения разных лет, объединенные в четыре ноты: до, ми, соль и си.
  2. Тематическое планирование уроков музыки в 5 классе

    Тематическое планирование
    н.п. «Мы пойдём погулять» Вопросы: Был ли в твоей жизни случай, когда под впечатлением от музыкального произведения ты совершил добрый поступок? Знаешь ли ты какие-нибудь литературные произведения, в которых искусство и доброта образуют
  3. Тема четверти: «Развитие музыки»

    Урок
    Цели и задачи урока: 1.Углубить знания учащихся по теме четверти «Развитие музыки», продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига.
  4. Тема урока: «Развитие музыки»

    Урок
    О музыка, ты так прекрасна!С тобой была я рождена…,Жизнь без тебя мне не подвластна,Ведь жизнь с тобой мне суждена!Всегда в моей душе живешь ты,Мне даришь счастье звуков,
  5. Программа по музыке составлена на основании программы Министерства образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение» 2007г. Авторы: Критская Е. Д, Сергеева Г. П, Шмагина Т. С

    Программа
    Программа по музыке составлена на основании программы Министерства образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение» 2007г.

Другие похожие документы..