Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Астатичность факторов среды как экологический оптимум для гидробионтов :  диссертация доктора биологических наук : 03.00.16 Астатичность факторов ср...полностью>>
'Статья'
Выступление на тему «Виды и формы научно – исследовательской деятельности на уроках художественной культуры» подготовила учитель Жданова Татьяна Бори...полностью>>
'Документ'
Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) – это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее ...полностью>>
'Программа'
2. Комитету финансов Ленинградской области при подготовке изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и ...полностью>>

Тема 3 внешнеторговая политика

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 3

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

1. Тарифная политика в условиях глобализации.

2. Нетарифные методы регулирования международной торговли.

3. Осуществление внешнеэкономической политики государства в системе ВТО.

1. Тарифная политика в условиях глобализации

Таможенный тариф представляет собой систематизиро­ванный перечень товаров, подлежащих таможенному об­ложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе из неё. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определённым призна­кам и против каждого из товаров указывается одна или не­сколько ставок таможенных пошлин. Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждо­му товару двух и более ставок таможенных пошлин. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, кон­венционные и преференциальные ставки.

Автономные ставки являются наиболее высокими, вво­дятся на основе односторонних решений органов государ­ственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торго­вые договора и соглашения.

Конвенционные ставки имеют более низкую ставку та­рифа, чем автономные, которая определяется на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и при­меняются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора.

Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для соз­дания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися страна­ми. Следует заметить, что преференциальные ставки могут и не выделяться в отдельную колонку. В этом случае во вводной части, поясняющей правила пользования тари­фом, может быть просто указано, что для перечисленных в особом списке стран минимальная ставка снижается на определённое количество процентов.

Кроме перечисленных ставок, размер которых устанав­ливается заранее, таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин. К допол­нительным пошлинам относятся: антидемпинговые, ком­пенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт нано­сит экономический ущерб национальным товаропроиз­водителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный им­порт наносит ущерб национальным производителям анало­гичной продукции.

Картельные пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении Данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Величина ставок дополнительных пошлин обычно в не­сколько раз превышает уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы Юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.).

Сложный таможенный тариф наиболее часто использу­ется во внешнеторговой политике государств, так как по­зволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное эко­номическое сотрудничество. Общее число товарной про­дукции в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличи­вать число товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

Группировка товаров в таможенных тарифах представ­ляет собой важный элемент внешнеторговой политики. Выделяя определённые товары в отдельные позиции, госу­дарство может более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. При этом чем более дробной является структура та­рифа, тем эффективнее он может быть использован в про­текционистских целях.

Следует подчеркнуть, что в рамках варьирования та­рифных ставок на готовую продукцию, полуфабрикаты и сырьё многие государства проводят политику тарифной эскалации. Под политикой тарифной эскалации понима­ют повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Тарифная эскалация по­зволяет развитым странам активно стимулировать произ­водство сырья и полуфабрикатов в развивающихся странах и создаёт условия для дальнейшего роста их технологиче­ской отсталости.

Политика применения тарифных квот осуществляется посредством использования переменных таможенных по­шлин, ставки которых зависят от объёма импорта товаров:

при импорте в пределах определённых количеств он обла­гается по базовой, внутриквотной ставке тарифа, при пре­вышении определённого объёма импорт облагается по бо­лее высокой, сверхквотной ставке тарифа. Такая политика позволяет стране проводить гибкое регулирование притока импортных товаров. Причем тарифная квота обычно по своей эффективности сравнима с количественным ограни­чением.

В рамках таможенно-тарифной политики также широко используется "разрешающая оговорка". Страна, включаю­щая эту оговорку в международное соглашение, получает возможность отменить предоставленную уступку, снижен­ную пошлину, более льготную квоту и ввести дополни­тельные ограничения ввоза, если импорт иностранных то­варов возрастает до такой степени, что может нанести ущерб национальному производству.

В конце восьмидесятых годов завершилась работа над созданием Гармонизированной системы описания и коди­рования товаров, которая вступила в силу с 1 января 1988 года и к ней присоединилось большинство стран мира. На долю данных государств приходится 85% всего объёма международной торговли.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров включает в себя: Унифицированную товарную номенклатуру. Основные правила классификации товаров и Алфавитный указатель.

Унифицированная товарная номенклатура состоит из 21 раздела, 99 глав и 1214 товарных позиций, подразде­ляющихся на 3553 подпозиции, которые, в свою очередь, состоят из 5019 субпозиций. При этом 98-я и 99-я главы отведены для специального использования странами-участницами. При формировании глав в основу положен принцип степени обработки товаров: сырьё, полуфабрика­ты, готовые изделия. В основе построения товарных пози­ций, подпозиции и субпозиций применяется установленная последовательность признаков: назначение товара; степень его обработки; вид материала, из которого он сделан; удельный вес товара в мировой торговле и т. п.

Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой ста­тистикой. Под таможенной стоимостью товара понимается нормально складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по второй он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

В процессе унификации определения таможенной стоимости товара важную роль играет ВТО, которая уста­новила Кодекс таможенной стоимости. В соответствии с данным Кодексом разрешается применять пять различных методов оценки таможенной стоимости: по цене сделки;

цене идентичного товара; цене аналогичного товара; про­дажной цене за единицу идентичного или аналогичного товара, ввезенного в то же время; расчетной цене товара. На усмотрение стран поставлен вопрос о том, включать ли в таможенную стоимость товара стоимость фрахта и стра­хования. Кроме того, дано право таможенным органам за­требовать дальнейшую информацию, если имеется сомне­ние в правильности заявленной стоимости импортируемых товаров.

Учитывая, что в зависимости от страны происхождения товара, товары могут облагаться: автономной, конвенци­онной или преференциальной пошлиной, то в рамках внешнеторговой политики крайне важной проблемой ста­новится определение страны происхождения товаров.

Общее правило для определения страны происхожде­ния товара гласит, что страной происхождения считается и та страна, где товар был произведен или существенно пе­реработан. Страна происхождения товара устанавливается из следующих основных факторов:

во-первых, признание товара, не подлежащим перера­ботке. Такие товары признаются происходящими из одной страны и к ним отнесены: полезные ископаемые; живот­ные; продукты животного происхождения, рыба, продукты рыбного промысла; вторичное сырье, полученное в данной стране; все товары, произведенные в данной стране из вы­шеперечисленной продукции;

во-вторых, признание товара существенно перерабо­танным в зависимости от добавленной стоимости. Следует отметить, что в разных странах для признания товара су­щественно переработанным учитывается разная добавлен­ная стоимость импортного сырья и материалов. Так, в США товар считается существенно переработанным, если добавленная стоимость в нем составляет 35% для разви­вающихся стран и 50% для остальных государств.

Следует отметить, что сделанные теоретические выво­ды находят реальное подтверждение на практике. В сере­дине 90-х годов ведущие индустриальные страны, исполь­зующие эффективную систему регулирования междуна­родной торговли, создавали 70% мирового ВНП и осуществляли более 70% объема международной торговли, При этом 66% международного потока прямых иностран­ных инвестиций было направлено всего в десять ведущих стран, возглавляющих список получателей этих инвести­ций. В то время как на 100 стран, замыкающих список по­лучателей инвестиций, приходилось всего 1% об­щемирового потока прямых инвестиций, и они, осуществ­ляя либеральную внешнеэкономическую политику, имели устойчивое отрицательное сальдо торгового баланса.

2. Нетарифные методы регулирования международной торговли

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Применение нетарифных методов государственного ре­гулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может уста­навливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же соз­давать благоприятные предпосылки для эффективного раз­вития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных про­изводителей и потребителей. Наиболее эффективно систе­му нетарифного регулирования применяют в рамках внеш­неторговой политики развитые страны.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обяза­тельствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственны­ми органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

• во-вторых, нетарифные методы более удобны в дос­тижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть кон­кретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономи­ке и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

• в-четвертых, нетарифные методы не являются допол­нительным налоговым бременем для населения.

Следует отметить, что до настоящего времени не выра­ботано единой классификации нетарифных методов регу­лирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения под­разделяются на пять основных групп:

  • количественные ограничения импорта и экспорта;

  • таможенные и административные импортно-экспортные формальности;

  • стандарты и требования к качеству товаров;

  • ограничения, заложенные в механизме платежей;

  • участие государства во внешнеторговых операциях.

Количественные ограничения импорта и экспорта

Под количественными ограничениями импорта и экс­порта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количе­ство и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Данные методы нетарифного регулирования торгового оборота получили наибольшее распространение в между­народной торговле. При этом к ним относятся: квотирова­ние; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Квотирование представляет собой ограничение госу­дарственной властью экспорта или импорта товара в опре­деленном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивиду­альная квота.

Глобальная квота устанавливает размер импорта (экс­порта) в стоимостных или натуральных единицах на опре­деленный период времени, вне зависимости от того из ка­кой страны импортируется или в какую страну экспорти­руется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчи­тывается как разность внутреннего производства и потреб­ления товара. В настоящее время глобальная квота являет­ся наиболее распространенным видом квотирования.

Индивидуальная квота представляет собой квоту, уста­навливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются сле­дующие виды индивидуальных квот по способу формиро­вания:

во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;

во-вторых, индивидуальная квота формируется на ос­нове предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соот­ветствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;

в-третьих, индивидуальная квота может формироваться на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТО на использование дискриминационных квот, они применяют­ся многими странами особенно часто в отношении госу­дарств, не входящих в члены ВТО.

- Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государст­венной защите. В этой связи данная квота обычно приме­няется в отношении сельскохозяйственной продукции.

По направлению действия различают: экспортные и импортные квоты.

Экспортные квоты вводятся государством в соответст­вии с международными стабилизационными соглашения­ми, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.

Импортная квота применяется государством для защи­ты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торго­вого баланса, а также как ответная мера на дискриминаци­онную внешнюю политику других государств.

При исследовании статических эффектов, возникаю­щих от применения импортной квоты, большинство авто­ров сходятся во мнении, что она имеет эффекты аналогич­ные с импортным тарифом, которые представлены на рис.3.1. Вместе с тем, в отличие от импортного тарифа, где эффект дохода перераспределяется в виде таможенной пошлины в доход государства, при количественном огра­ничении эффект дохода от импортной квоты представляет собой ренту, присваиваемую иностранными производителями товара. Данная рента появляется из-за разницы между внутренней и мировой ценой, возникающей в результате применения импортной квоты. Тем не менее у государства имеется механизм перераспределения эффекта дохода и снижения величины ренты, присваиваемой иностранны­ми производителями квотируемых товаров, на основе ис­пользования системы распределения лицензий.

Лицензирование представляет собой процесс регулиро­вания внешнеэкономической деятельности через разреше­ния, выдаваемые государством на экспорт или импорт то­вара в установленных количествах в течении определенно­го промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограни­чений.

На практике используется большое количество разно­образных лицензионных форм, при этом основными вида­ми лицензирования выступают следующие лицензии: ин­дивидуальная, генеральная, автоматическая.

Индивидуальная лицензия является разовым разреше­нием на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контроли­рующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важней­шие стороны внешнеторговой сделки: количество и стои­мость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, кото­рые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить ука­занные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

Автоматическая лицензия представляет собой разреше­ние, выдаваемое немедленно после получения от экспор­тера или импортера заявки, которая не может быть откло­нена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

Мировой опыт показывает, что распределение лицен­зий может осуществляться одним из следующих способов:

на основе аукциона, с помощью системы явных предпоч­тений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

Аукцион - продажа лицензий осуществляется на кон­курсной основе. Данный способ считается наиболее эф­фективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между им­портерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных слу­чаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен. Для достижения максимального эффекта от продажи лицензий с начала восьмидесятых годов США стали практиковать аукционы по конкурсной продаже американских квот не­посредственно среди иностранных экспортеров, а не среди потенциальных американских импортеров, что безусловно повысило доходы государства, получаемые от распределе­ния лицензий. Такие аукционы проводились для распреде­ления лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей.

Система явных предпочтений - закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально струк­туре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производите­ли, которые могут пострадать из-за введения квот. Вместе с тем, получателями квот становится ограниченное число иностранных фирм: либо имеющие тесные связи с мест­ными производителями, либо представляющие крупные

"К, которые способны влиять на политику данного госу­дарства прямым образом или через систему межгосударственных отношений. Кроме того, в рамках системы явных предпочтений создаются объективные предпосылки к возникновению коррупции, что может крайне негативно отра­зиться не только на величине полученного государством дохода от продажи лицензий, но и нанести серьезный ущерб развитию внутренней экономики из-за импорта то­варов у заведомо неэффективных иностранных товаропро­изводителей. По результатам исследований, проведенных Ч. Греем и Д. Кауфманом, сегодня наивысший уровень коррупции имеет место в России и Китае.

Распределение лицензий на внеценовой основе предпо­лагает выдачу лицензий тем фирмам, которые продемон­стрировали свою способность наиболее эффективно осу­ществлять импорт или экспорт товаров. Это наиболее тру­доемкий способ распределения лицензий, поскольку для оценки необходимо создавать экспертную комиссию, раз­рабатывать специальные критерии оценки, которые обес­печивали бы объективность и обоснованность принимае­мого решения по предоставлению лицензий. Эффектив­ность распределения лицензий на внеценовой основе зависит от профессиональной компетенции и опыта экс­пертного совета, а также используемого механизма осуще­ствления данной процедуры.

Добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка - это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера.

С точки зрения экономистов, рассматривающих миро­вую торговлю в статике, добровольные ограничения экс­порта являются неэффективной формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным государством, которое распределяет квоту между импортерами. В частности, по оценке Д. Тарра, исследование эффектов от добровольного ограничения экспорта в области торговли текстилем, автомобилями и военным снаряжением показало, что около 70% их стои­мости для потребления составляют доходы иностранных импортеров, получаемые в виде ренты. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно приме­няют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким обра­зом свой рынок от нежелательного импорта по многим то­варным позициям, подтверждая тем самым, что динамиче­ские эффекты международной торговли отличаются от ис­следуемых в экономической литературе статических эффектов международной торговли. Причем П. Кругман и М. Обстфельд вынуждены признать, что рента, присваи­ваемая иностранными производителями, составляет пере­качку дохода, а не потери эффективности экономики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Внешнеторговая политика Японии и Российско-Японские внешнеторговые отношения

    Документ
    Современная Япония - крупнейший в мире экспортёр капитала, вторая промышленная держава. Она занимает третье место по экспорту продукции. Экономика Японии базируется на производстве.
  2. Тема мировая экономика и мэо 3 (2)

    Конспект
    Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО).
  3. Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база

    Реферат
    Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике,
  4. 3. Международная торговля и внешнеторговая политика (2)

    Документ
    В настоящее время большинство товаров либо поступает на рынок через международную торговлю, либо изготовляется с использованием иностранных компонентов.
  5. 3. Международная торговля и внешнеторговая политика (1)

    Документ
    Особую роль в регулировании международной торговли занимала организация Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которая действовала с 1947 по 1994 г.

Другие похожие документы..