Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Эта книга может быть названа программным произведением и даже классикой современного психоанализа. Ее проходят во всех институтах, она является одной...полностью>>
'Документ'
Рабочая операция это та часть рабочего процесса, за выполнение которой отвечает исполнитель, на определенном рабочем месте, оснащенном оборудованием и...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « 17 » июня 2010 г. в 16 часов на заседании совета Д-212.232.27 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургс...полностью>>
'Документ'
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского стр...полностью>>

Воспитание патриотизма на уроках родного языка через обычаи, традиции и фольклор

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Воспитание патриотизма на уроках родного языка через обычаи, традиции и фольклор.

Каждый человек неразрывно связан со своим Отечеством, поскольку его жизнь и под крышей дома своего, и в любом уголке природы, где душа отдыхает, и среди людей и общих традиций, обычаев, нравов взращивает чувство любви к Родине, ощущение собственной причастности к ее судьбе.

Отдавали ли вы себе когда-нибудь в этом отчет? Не щемило ли ваше сердце от радости, боли, печали, нежности, когда вы бродили по полям, лугам, лесам своей страны, окунались в воды ее рек, озер, морей, чувствовали ширь, необозримый простор и непостижимую красоту? Не хотелось ли вам вобрать в себя всю эту красоту, раствориться в ее необъятном величии, защитить от посягательств?

А ведь в этом и есть чувство причастности к родной земле, Родине.

У каждого есть своя маленькая Родина. Это место, где ты родился, вырос. Это твоя земля, твой дом, твои родители.

На уроках казахского языка и кружке « Дастур» дети знакомятся с обычаями и традициями казахского народа, его фольклором, выполняют исследовательские работы, проекты. Одну из этих работ хотим предоставить вашему вниманию.

«Живое слово».

Пословицы и поговорки казахского народа.

«Краса подбородка – борода, краса речи – пословица»,

«Речь без пословиц, что пища без соли»- гласит казахская мудрость. Как пресна без соли, так же пресна и скучна речь без пословиц и поговорок. А казахскую речь представить без этих произведении народной мудрости просто невозможно.

Тому, кто более или менее знаком с казахской культурой, известно, что казахи исстари очень высоко ценили силу слова. Мудрые ораторы - Бии с помощью одной единственной меткой, емкой фразы останавливали вражду между родами, разрешали запутанные споры.

Благодаря лаконичности, остроумию и глубокому содержанию пословицы и поговорки надолго сохранились в людской памяти, и дошли до наших дней.

В этих мудрых изречениях отражены исторические события, процесс развития народного самосознания, быта, особенности выражения мысли, этических и правовых норм, художественного вкуса.

Только в пословицу, коротко и точно можно вместить характеристику целого народа.

«Малым – жанымның садақасы,жаным – арымның садақасы»-

«Богатством жертвуй ради жизни, жизнью жертвуй ради чести»

  • гласит казахская пословица. Как иначе можно передать суть свободолюбивого, независимого народа, для которого честь превыше самой жизни.

Пословицы и поговорки – краткие поэтические изречения с открытым и ясным содержанием - отражают историческое прошлое, поэтическую одаренность и мудрость народа.

Бесценная сокровищница казахского фольклора включает в себя десятки тысяч пословиц и поговорок. Небольшую часть из них наиболее часто употребляемую в повседневной жизни, мы предлагаем вашему вниманию.

Общеизвестно, что семья, отчий дом-(қара шанырақ) – самое дорогое сокровище казаха. И одним из главных канонов в воспитательном кодексе молодых казахов является уважение к старшим, и, прежде всего к родителям. А отец и мать, святые для каждого казаха понятия.

Пословица:

«Ата – асқар тау, Ана – бауырындағы бұлақ, бала – жағсындағы құрақ»

Отец - непреступная гора, мать- родник у подножия горы, дитя-тростник, растущий на берегу реки - тому подтверждение.

Отец для казаха - поистине непреступная, недосягаемая гора, непререкаемый авторитет, образец для подражания. По этому поводу казахи говорят:

«Әкеге қарап ұл өсер» - Глядя на отца, растет сын.

«Әке көрген оқ жонар» - Сын, воспитанный отцом, сам смастерит стрелу. Отец не только наставник, но и главный судья поступкам своих детей.

«Ата балаға сыншы» Отец главный критик своего ребенка, - гласит народная мудрость.

Быть достойным отцом, гордостью детей – участь нелегкая.

«Атанын жүгі – атанның жүгі» Ноша отца тяжела, как вьюк верблюда.

Кімнің баласысың ?- Чей ты? – спрашивают аксакалы при знакомстве с молодым казахом. И если отец был и есть человек почитаемый, то и его сыну перепадет небольшая доля адресованного отцу уважения и послужит ему своеобразной рекомендацией. Отсюда идет казахская пословица:

«Жақсы әке – жаман балаға қырық жылдық ризық»

Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну.

Несмотря на то, что отец является главой семьи, женщина – мать занимает в семье свое особое место, ибо и мужчина рожден матерью. Достойно оценив важную роль женщины – шеи при мужчине – голове, казахи говорят:

«Жақсы әйел жаман еркекті хан қылады»

Хорошая женщина плохого мужчину сделает ханом. Особо подчеркиваются в пословицах роль женщины – матери в воспитании детей.

«Анасын көріп қызын ал»

Возьми замуж дочь, прежде узнав, кто ее мать.

«Ағайынның алтын сарайынан ананың жыртық лашығы артық»

Дырявый шалаш матери лучше, чем золотой дворец родичей, - говорят казахи.

«Әкесіз жетім – жартылы жетім, шешесіз жетім – бүтін жетім»

Сирота без отца – полу сирота, сирота без матери, круглая сирота, - гласит народная мудрость, подчеркивая особую близость матери к ребенку. Долг каждого ребенка перед матерью настолько велик, что оплатить его не в силах никто. Недаром народ считает:

«Ананды Меккеге үш арқалап барсан да қарызыңнан құтыла алмайсын»

Даже если трижды мать на себе в Мекку перевезешь – с долгом перед ней не рассчитаешься.

Также хорошо известно отношение казахов к детям. Традиционно казахские семьи многодетны, а самое большое несчастье для казаха – отсутствие наследника

«Балалы үй – базар, баласыз үй – мазар»

Дом с детьми, что базар – шумлив и весел, дом без детей, что могила – тих и печален.

«Атадан ұл қалса - өзі қалғаны, қыз қалса – ізі қалғаны»

«Если после отца остался сын – значит, остался он сам, если осталась дочь, значит, остался след». При этом нельзя не упомянуть об особенном положении девушки (дочки) в казахской семье. Вопреки устоявшемуся мнению, казашки никогда не были забитыми и бессловесными. Еще в старину казашки, в отличие от других центральноазиатских сверстниц не носили паранджу. О девушках казахи говорят:

«Қыз жоқ жерде қызық жоқ»

Где нет девушек – нет веселья.

«Астын дәмін тұз келтірер, ауылдың сәнін қыз келтірер»

Вкус пищи – соль, краса аула – девушки.

«Ырыс алды қыз»

Предвестник счастья – дочь.

«Қыз – қонақ»

Дочь – гостья.

«Жібек түте алмаған жүн етеді, қызды күте алмлған күн етеді»

Не умеющий расчесывать шелк превратит его в шерсть, не умеющий

заботится о дочери – превратит ее в рабыню. Интересны отношения казахов к снохам и зятьям, а главное к сватьям. Если о первых двух казахи говорят:

«Жақсы келін – қызындай, жақсы күйеу – ұлындай»

Хорошая невестка, как дочь родная, хороший зять, как сын родной, то о свате говорят:

«Күйеу жүз жылдық, құда мын жылдық»

Зять на сто лет, сват на тысячу.

«Досты періште қосады, құданы құдай қосады»

С другом сводит ангел, со сватом сводит сам Бог.

Еще одной из главных черт казаха является гостеприимство. Истинный

казах радушно примет любого гостя, как божьего посланника со всеми

почестями, предложит ему обильное угощение и предоставит ночлег,

ибо считается:

«Қонақ келмеген үй – мола»

Дом, в который не приходит гость, подобен могиле.

«Қонаққа кел демек бар да, кет демек жоқ»

Гостю можно говорить «приходи», «уходи» говорить нельзя.

«Таспен ұрғанды аспен ұр»

На удар камня отвечай угощением. Тут будет уместно сказать и об особой любви казахов к мясу. О нем казахи говорят:

«Жесем тісіме кіреді, жемесем түсіме кіреді»

Ем – в зубах застревает, не ем – во сне снится.

Как известно издревле основным занятием казахов было - скотоводство.

Скот для казаха – и пища, и одежда, и тягло. Именно поэтому многие казахские пословицы и поговорки связаны со скотоводством.

«Малы бірдің – жаны бір»

У кого скот общий, у того и душа едина.

«Мал ашуы – жан ашуы»

Боль за скот – боль души.

«Бірінші байлық – денсаулық, екінші байлық – ақ жаулық, үшінші байлық – бес саулық»

Первое богатство - здоровье, второе богатство – семья, третье богатство –

наличие скота.

Целый ряд изречений служат для воспитания в молодежи трудолюбия,

мужества и отваги, любви к своему народу, к родной земле.

Традиционна в фольклорных жанрах тема родины и патриотизма.

«Туған жерге туынды тік»

Водрузи свой флаг на родной земле.

«Жері байдың елі бай»

Кто богат землей, у того богатая страна.

«Ер туған жеріне, ит тойған жеріне»

Человека тянет туда, где он родился, собаку тянет туда, где она наелась.

Наиболее часто в обиходе казахи употребляют пословицы, возвышающие и

восхваляющие труд:

«Бейнет қыл да зейнет қыл»

Потрудись, а потом и требуй

«Енбектін көзін тапқан, байлықтың өзін табады»

Кто найдет источник труда, тот найдет само богатство.

«Жас келсе «ске – кәрі келсе асқа»

Молодому дело – старому угощение.

Четкость ритма и построения предложений, предельная сжатость образов гармонирует с обобщенными народными суждениями, назиданиями этого жанра.

Разработка урока-конференции "Казахская лошадь"

Цели урока:

Образовательные

- познакомить учащихся с историей казахской лошади;

- на примере литературы и искусства показать значение лошади в жизни казахов.

Развивающие

- развивать у детей умение самостоятельно подбирать материал к уроку;

- развивать умение конспектировать основные моменты урока;

- умение вести поисковую работу по источникам к заданной теме.

Воспитательные

- прививать любовь и уважение к культуре, литературе, традициям и обычаям казахского народа;

- формировать чувство гордости национальной культурой;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Задачи урока:

1. Научить учащихся познавать новое из истории и современности казахской лошади.

2. Организовать исследовательскую работу учащихся.

3. Формировать умения:

- излагать грамотно свои мысли;

- прослеживать причинно-следственные связи;

- творчески подходить к выполнению домашнего задания;

- работать самостоятельно;

- работать в нестандартной обстановке;

- развивать монологическую речь.

Оборудование: альбом А.Костин «Рассказы о лошади», альбом «Казахская лошадь», плакаты, портреты, магнитофон, картины с изображением лошадей.

Ход урока:

I. Организационный момент (настройка учащихся на урок)

II. Сегодня урок у нас необычный, объединяющий экологию, историю, экономику, культуру.

Мы проведем сегодня конференцию на тему « Казахская лошадь».

Я хочу представить наших гостей (в ролях выступают учащиеся класса):

- историк – этнограф

- ремесленник

- агроэколог

- медик

- спортсмен

- артист

Учитель: Закончилось ХХ столетие, пожалуй, одно из самых страшных и трагических в истории человечества. В тысячелетней истории домашней лошади это лишь миг. Что ожидает её в XXI веке – неведомо. Поэтому мы и решили сегодня поговорить о казахской лошади. И эпиграфом к нашей конференции я взяла слова Г. Рамазанова:

«Что сила лошадиная! Порой

Твердят, что кони не для наших дней,

И я не против скорости сверх звука,

Но сверх того – за добрых лошадей».

Несколько веков назад казахским кочевникам удалось создать экосистему, которая служила в процессе этногенеза казахов мощным источником физической и духовной энергии. Суровые условия кочевого скотоводства и естественной селекции позволили не только сохранить, но и развить лучшие качества породы, создав неповторимую казахскую лошадь. (Описание казахской лошади: по внешнему виду она резко отличается от других пород: низкорослая, коренастая, но стройна и красива, саврасой масти (шерсть песчано-жёлтого цвета), по спине проходит, как ремень, темная полоса. Ноги ниже колен чёрные, грива и хвост – тоже черные. Она походит на дикую лошадь. К зиме обрастает длинной и густой шерстью, а весной линяет. Казахская лошадь отличается от других пород и своим поведением. Она очень вынослива, легко переносит и суровую зиму с трескучими морозами, и знойное лето с сухими ветрами. Хорошо бегает по степным просторам и легко карабкается с седоком на каменистые горы).Без лошади невозможно представить историю казахов.

Благодаря табунам полудиких лошадей народ не был закрепощен на клочке вспаханной земли, а свободно кочевал на огромных пространствах, что позволило казахам постоянно общаться с другими народами, успешно защищаться от захватчиков. Сегодня мы можем встретить только остатки табунов казахской лошади.

Учитель: А сейчас дадим слово историку-этнографу. Тема выступления: «Происхождение и история казахской лошади».

Историк–этнограф: О происхождении казахской лошади существует несколько мнений. По мнению некоторых ученых, казахские лошади - потомки монгольских лошадей. Вторая группа ученых считает, что казахская лошадь приведена из Азии во II – VII веках кочевыми племенами.

Живая память аксакалов довела до нас более правдивую информацию. В далекие времена в наших краях обитали дикие лошади – тарпаны. От скрещивания тарпанов и домашних лошадей получались гибриды, которые назывались аргыны.

Потомство аргынов сохраняло самое ценное для кочевников качество диких лошадей - косячный инстинкт. Второе ценное качество – тибенляу – инстинкт кормодобычи под покровом снега, который они разгребали копытами.

Среди современных казахских лошадей можно выделить три, несколько отличающихся одна от другой породы:

Горная – вьючно-верхового склада

Степная – верхового склада

Равнинная – упряжного склада

Учитель: Воин и охотник на коне во всем великолепии боевого убранства – любимый и очень распространенный образ в казахском фольклоре. Казахи уделяли особое внимание убранству коня. Для освещения этой темы я хочу дать слово Ремесленнику.

Ремесленник: По достоинству коня, по качеству и отделке и убранства коня и оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению конского снаряжения придавалось первостепенное значение. В седле в основном декорировали переднюю луку, украшая резными узорами или посеребренными накладками. Накладки украшали серебряной насечкой. Украшали серебрением и металлические стремена, различные по форме и технике изготовления – литые, кованые, массивные и легкие, полуовальные и арочного вида. Все ременные части сбруи, кроме поводьев, украшались посеребренными металлическими накладками – пластинами разной формы и круглыми бляхами. Необходимо отметить, что предметы убранства коня украшались не только с целью создания красоты. По поверью казахов, седло с серебряными украшениями охраняло батыра и его коня от неприятностей.

Учитель: Далее тему продолжает Агроэколог«Цепь питания в традиционной экосистеме».

Агроэколог: Казахи для своих лошадей корм не заготавливали. Основной базой для данной экосистемы были ковыльные и ковыльно–типчакские степи, характерной особенностью которых является устойчивость против вытаптывания. Степная растительность быстро восстанавливается после стравлевания и дает питательный подножный корм – ветошь.

Поэтому в животноводческом стаде у казахов первыми всегда шли лошади.

В период целинной эпопеи казахская степь на равнинах была распахана. Вследствие этого популяции полудиких лошадей практически были уничтожены. Это вопиющий факт экологической неграмотности и настоящего геноцида против лошадей. Но имеется некоторый опыт хозяйств по селекционной работе и восстановлению традиционного способа разведения казахских лошадей. Как ученые, так и хозяйственники все больше убеждаются в том, что восстановление традиционных экосистем с казахскими лошадьми – это один из перспективных путей оптимизации хозяйственно-экономической деятельности и экологического оздоровления регионов.

Разминка для глаз по плакату «Лошадь в квадрате»

Учитель: Нашу конференцию продолжает Медик, тема его выступления «Кумыс – богатырский напиток».

Медик: Кумысоделие – одно из древнейших ремёсел казахов.

Кумыс – это продукт, получаемый из кобыльего молока путём брожения. Способ приготовления кумыса кочевниками засекречивался и передавался из поколения в поколение в пределах семьи. Кумыс хранился в специальных кожаных сосудах. К столу выносили в резных кадках тэпэн и наливали ковшом ожау в тонкостенные, изящные чаши тостак. (все выделенные слова записываются учащимися в словарь).

Кумыс обладает высокими лечебными свойствами. Первую кумысолечебницу основал в 1858 г. в 8 километрах от Самары врач В.Н. Постников. Высокие питательные свойства кумыса объясняются составом кобыльего молока, которое приближается к женскому не только по содержанию молочного сахара, но и по качественному составу жира, белка, наличию витаминов и других веществ, выполняющих важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.

Кумыс - древний и излюбленный напиток казахов – сейчас переживает своё новое рождение.

Учитель: А кто из известных русских людей лечился кумысолечением, и что они говорили об этом?

Ответы учащихся:

Л.Н. Толстой: «В продолжение года я занимался школами и так измучился, что заболел. Потом бросил все и поехал в степь – дышать воздухом и пить кумыс».

В.И. Даль: «Кумыс охлаждает, утоляет, и жажду, и голод, и придаёт особую бодрость. Кумыс никогда не переполняет желудок, его можно пить сколько угодно. Кумыс приносит пользу во всех тех болезнях, где тело требует сытного и детского питания… Последовательное действие кумыса обнаруживается через неделю и ранее. Чувствуешь себя бодрым, здоровым, дышишь свободно, лицо принимает хороший цвет. Я сомневаюсь, можно ли придумать какую-нибудь пищу, которая заменила бы кумыс?»

С.Т. Аксаков: «Весной черноземная степь покрывается свежей, ароматной, сочной растительностью. Кобылицы, отощавшие за зиму, нагуляют жир. И тогда во всех кошах начинается приготовление кумыса. И все, кто может пить, от грудного младенца до дряхлого старика, пьют богатырский напиток. После этого исчезают недуги голодной зимы и даже старости. Полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щёки».

Н.В. Постников (врач): «Я был поражён действием кумыса на одном чахоточном больном, посланом мною на башкирскую кочёвку. Больной до лечения кумысом был в крайнем изнурении от каверны в легких. Возвращаясь же с качёвки, представлял он совершенно здорового человека».

Минутка отдыха

(учащиеся прослушивают отрывок произведения, исполняемого на домбре; какие ассоциации возникли, какие образы отобразились?)

Учитель: Лошади сыграли большую роль в развитии спорта. Слово предоставляется Спортсмену, тема его выступления «Конный спорт».

Спортсмен: Казахи приучали своих детей езде на лошадях с 3-х летнего возраста, и к семи годам они становились хорошими наездниками-джигитами.

Один арабский ученый писал: "Тюрк сидел на спине лошади больше, чем на поверхности земли". Поэтому у казахов очень популярен конный спорт.

В конных походах испытывают глубокое чувство единства со всем живым, что нас окружает, и ещё раз воочию убеждаются, что лошадь является надежным помощником и верным другом.

Учитель: Ребята, а какие состязания на лошадях известны вам?

Ответы учащихся:

Бэйга – это состязание скаковых лошадей по просёлочной дороге на длинную дистанцию.

Аударыс (переваливание) – конно-спортивная игра, суть которой состоит в том, что два всадника должны стащить друг друга с седла или вынудить соперника спрыгнуть на землю.

Кук – пар (серый волк) – конно–спортивная игра, возникшая в X веке, известная также под названием «козлодрание», суть игры в том, что всадник с козлом на седле пускается вскач, а остальные стараются догнать его и отнять козла.

Куып - ал (догони меня) – конно–спортивная игра, суть которой состоит в том, что всадник одной команды на самой лучшей лошади предлагает команде-сопернице отнять у него большой кашемировый платок, а сам пускается вскачь по полю.

Кыз – куу (догони девушку) – свадебное состязание – игра состоит в том, что по прямому отрезку 300 – 400 метров дистанции стремительно скачет всадница, а за ней – джигит, который, начав скачку чуть позже, пытается догнать и поцеловать девушку (иногда снять с её руки шарф или платок).

Джигитовка - скачка, во время которой всадник соскакивает с лошади и вновь садится на неё, поднимая с земли различные предметы и выполняя ряд гимнастических упражнений и акробатических трюков.

(Примечание – все ответы сопровождаются развернутым рассказом о данном виде состязаний.)

Учитель: Следующий гость нашей конференции Артист. Тема, с которой он выступит – «Стихи и песни о лошадях».

Артист: Вы убедились, что лошадь использовалась человеком во всех областях жизни. Естественным было создание огромного количества произведений о лошадях.

- Скажите, как звали самого известного коня у казахов, и что вам о нем известно?

(Ответ: Акбозат - конь Кобланды–батыра, он из семейства небесных крылатых коней тулпаров).

- В каких эпических произведениях встречаются упоминания о коне?

(Ответ: эпос «Кобланды батыр»)

Учитель: Какие песни о лошадях вы знаете, ребята?

(Примечание: все выступление сопровождается народными мелодиями).

Учитель: Почти 6000 лет лошади верой и правдой служат людям. Они стали друзьями и верными помощниками в разносторонней деятельности. А сколько грации и изящества, когда они мчатся в свободном беге! Вспомним афоризм «Нет ничего прекраснее фрегата под парусами, танцующей женщины и лошади на полном скаку».

Во все времена с глубокой древности до наших дней, поэты, художники, скульпторы отдавали должное лошадям, воспевая их в стихах, изображая их на картинах, в мраморе, бронзе и чугуне.

Давайте и мы отдадим дань уважения лошади. Прикрепите свои картины с изображением лошадей к доске.

Вот какая выставка у нас получилась! Посмотрите, сколько изображений лошадей, все они разные, но грациозные и красивые.

III. Итог урока.

1. Что вы извлекли для себя нового и интересного из сегодняшнего урока?

2. Какие новые слова узнали и вспомнили на уроке? (На доске вывешивается плакат со словами: тарпан, аргын, тибенляу, ветошь, ожау, тостак, тэпэн, кумыс).

3. С каким чувством вы уходите с урока?

IV. Домашнее задание:

Найти и записать в тетрадь казахские пословицы и поговорки о лошадях; составить кроссворд с использованием значений связанных с темой «Казахская лошадь».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  2. Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6

    Пояснительная записка
    1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования….8
  3. Пояснительная записка 4   Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19

    Пояснительная записка
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 202
  4. Выступления (2)

    Документ
    Учебно – исследовательская деятельность по изучению истории родного края как наиболее эффективная форма патриотического воспитания подрастающего поколения (Колобова Ю.
  5. Программа формирования ууд программа отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

    Программа
    Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное

Другие похожие документы..