Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Построение правил (норм) мышления, а также задание основных "кирпичей" ("начал"), из которых можно было строить "здание"...полностью>>
'Документ'
3 Постановлением Комитета Российской федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 15 февраля 1996 г. № 68 межгосударственный стандарт 22...полностью>>
'Курсовая'
Россия обладает уникальными богатствами созданными самой природой, и эти богатства - её земли. На всемирной выставке в Париже наши земли, богатые чер...полностью>>
'Документ'
Известно, что дети приходят в школу с большим желанием на­учиться правильно, грамотно и красиво писать слова, предложения, тексты. Сделать процесс об...полностью>>

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Санкт-Петербург

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет)

Кафедра истории Отечества, науки и культуры

П.А. Гостенков

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

НАУКИ И ТЕХНИКИ

Методические указания

по подготовке к семинарским занятиям

Санкт-Петербург

2010

УДК 947

Гостенков, П.А. История и методология науки и техники: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям / П.А. Гостенков; Отв. ред. И.П. Потехина. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2010. – 49 с.

В методических указаниях содержатся материалы по подготовке к семинарским занятиям.

Методические указания предназначены для учащихся магистратуры дневной формы обучения факультета информатики и управления, изучающих курс Истории и методологии науки и техники. Разработаны в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего образования и соответствуют рабочей программе дисциплины «История и методология науки и техники».

Рецензент:

Е.Э. Чеботарева, канд. филос. наук (кафедра философии науки и техники философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета)

Утверждены на заседании методической комиссии гуманитарного отделения 24 ноября 2009 г.

Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для магистрантов дневной формы обучения факультета информатики и управления. Они составлены в соответствии с Государственным стандартом высшего образования.

Предмет «История и методология науки и техники» принадлежит к числу общеобразовательных дисциплин, он позволяет расширить научно-исторический кругозор магистра, создать у него целостное представление о развитии науки в историческом контексте, ознакомить его с методикой научного поиска, дать ему такие историко-научные знания, которые позволили бы разобраться в сложном многообразии воззрений, сосуществующих в современной науке. Не подлежит сомнению, что в настоящее время молодой специалист должен обладать достаточно глубокими знаниями не только по выбранной им специальности, но и представлять место своей науки в общей системе наук, видеть в науке социальный смысл, воспитать в себе глубокое уважение к научному знанию в целом. Это особенно важно потому, что в последние десятилетия авторитет науки, научного сообщества значительно упал в глазах наших соотечественников. Важной задачей обучения современного специалиста является не только овладение им колоссальным объемом знаний, накопленным предыдущими поколениями, но и их применение к потребностям современной жизни. Без необходимых знаний по истории науки и техники, диалектики их развития, получаемые в магистратуре знания по специальности оказываются в известной мере недостаточны. Тем более следует учитывать, что в XXI в. в условиях глобального научного прогресса особое значение для нашей страны — для повышения её мирового статуса — приобретает именно интенсивное развитие наук. А грамотная государственная политика в области науки невозможна без изучения и осмысления предшествующей мировой и отечественной научной традиции.

В предлагаемых методических указаниях тематика семинарских занятий построена в соответствии с лекционным курсом. Методические указания включают в себя темы и планы семинарских занятий, указания по подготовке к ним, рекомендуемые темы для докладов, списки литературы по теме семинаров.

ОБЩИЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Афанасьев, Ю.Н. История науки и техники: Конспект лекций / Ю.Н. Афанасьев, Ю.С. Воронков, С.В. Кувшинов. – М.: РГГУ, 1999.

Ахутин, А.В. История принципов физического эксперимента от античности до XVIII века / А.В. Ахутин. – М.: Наука, 1976.

Балтабаев, Л.Ш. Методология исследования и создания машин и аппаратов / Л.Ш. Балтабаев. – Шымкент, 2006.

Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М.: Госполитиздат, 1956.

Биографический словарь деятелей естествознания и техники: в 2-х тт. / Отв. ред. А.А. Зворыкин. – М.: Большая советская энциклопедия, 1958.

Богданов, В.В. Удивительный мир резины / В.В. Богданов, В.А. Проскурякова. – М.: Знание, 1989.

Богданов, В.В. Энциклопедия обыкновенных вещей. Т. 1–2 / В.В. Богданов. – СПб.: Химиздат, 1998.

Боресков, Г.К. Методологические и философские проблемы химии / Г.К. Боресков, А.Т. Москаленко (сост), А.П. Окладников (отв. ред.). – Новосибирск: Наука, 1981.

Вернадский, В.И. Избранные труды по истории науки / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1981.

Вернадский, В.В. Труды по истории науки в России / В.В. Вернадский. – М.: Наука, 1988.

Виргинский, В.С. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века / В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков. – М.: Просвещение, 1993.

Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века (Всеобщая история химии) / Отв. ред. Ю.И. Соловьев. – М.: Наука, 1980.

Войтов, А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов / А.Г. Войтов. – М.: «Дашков и К», 2005.

Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1980.

Джуа, М. История химии / М. Джуа. – М.: Мир, 1975.

Дорфман, Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века / Я.Г. Дорфман. – М.: Наука, 1974.

Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах: Учебное пособие / Т.Я. Дубнищева. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2005.

Дугин, А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки / А.Г. Дугин. – М.: АСТ, 2002.

Зайцев, Г.Н. История техники и технологий: Учебник / Г.Н. Зайцев, В.К. Федюкин, С.А. Атрошенко; Под ред. проф. В.К. Федюкина. – СПб.: Политехника, 2007.

Ивин, А.А. Современная философия науки / А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005.

История биологии с древнейших времен до начала XX столетия / Под ред. С.Р. Микулинского. – М.: Наука, 1972.

История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.А. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007.

История математики с древнейших времен до начала XX века / Под ред. А.П. Юшкевича. – М.: Наука, 1970.

Кириллин, В.А. Страницы истории науки и техники / В.А. Кириллин. – М.: Наука, 1989.

Классическая философия науки: Хрестоматия / Под ред. В.И. Пржиленского. – М.–Ростов-на-Дону: МарТ, 2007.

Колчинский, Э.И. История науки в городе на Неве / Э.И. Колчинский // Вопросы истории естествознания и техники. – 2003. –№1.

Котенко, В.П. История и философия классической науки / В.П. Котенко. – М.: Академический проект, 2005.

Кохановский, В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, В.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Кохановский, В.П. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, В.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Лебедев, С.А. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, Л.В. Лесков; Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2005.

Лебедев, С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2006.

Ленинградский Технологический институт им. Ленсовета. 1828–1968. – Л.: Химия, 1969.

Мак-Люэн, М. Галактика Гутенберга / М. Мак-Люэн. – М.: РОССПЭН, 2001.

На пересечении наук. К истории междисциплинарных исследований в науке: межвузовский сборник научных трудов: Материалы научных чтений. Санкт-Петербург, 2003 год / СПбГТИ (ТУ). Кафедра истории Отечества, науки и культуры; ред. А.И. Климин. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2005.

От Практического Технологического – к Техническому университету: Учебное пособие / Сост. А.В. Филиппов. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 1995.

Очерки по истории математики / Под ред. Б.В. Гнеденко. – М.: Прогресс-традиция, 1997.

Очерки развития основных физических идей / Под ред. А.Т. Григорьяна, Л.С. Полака. – М.: Госнаучиздат, 1959.

Поликарпов, В.С. История науки и техники: Учебное пособие / В.С. Поликарпов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Розин, В.М. Философия техники: история и современность / В.М. Розин. – М., 1997.

Рыбников, К.А. История математики / К.А. Рыбников. – М.: МГУ, 1994.

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет). 1828–1998. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 1998.

Сачков, Ю.В. Естествознание и развитие научного метода / Ю.В. Сачков. – М.: РОССПЭН, 2002.

Смирнов, С.Г. Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона / С.Г. Смирнов. – М.: МИРОС-МАИК «Наука-интерпериодика», 2001.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. – 2-е изд. – М.: Наука, 1996.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник для системы послевузовского профессионального образования / Под ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006.

Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для системы послевузовского профессионального образования / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2007.

150 лет Ленинградского ордена трудового красного знамени Технологического института им. Ленсовета. – Л.: Химия, 1978.

Стройк, Д.Я. Краткий очерк истории математики / Д.Я. Стройк. – М.: Наука, 1969.

Суханов, Б.М. Философские проблемы химии / Б.М. Суханов. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2009.

Тарасов, Л.В. Закономерности окружающего мира. Кн. 3. Эволюция естественнонаучного знания / Л.В. Тарасов. – М.: Физматлит, 2004.

Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки / Е.В. Ушаков. – М.: Экзамен, 2005.

Филатова, А.Н. Эволюция технической мысли / А.Н. Филатова. – М., 2002.

Философия и история естествознания и техники: программно-методические указания по философии для магистров / Сост. А.В. Евсеев, Б.М. Суханов; Под ред. В.Н. Дуденкова. – СПб., 2001.

Хрестоматия по истории математики. Арифметика и алгебра. Теория чисел. Геометрия / Под ред. А.П. Юшкевича. – М.: Наука, 1976.

Черняк, В.З. История и философия техники: Пособие для аспирантов / В.З. Черняк. – М.: КноРУс, 2006.

Шейпак, А.А. История науки и техники: Учебное пособие. Ч. 1–2 / А.А. Шейпак. – М.: МГИУ, 2000–2002.

Электронная библиотека и архив «Социальная история отечественной науки» ()

Электронный библиотечный фонд «Наука и техника» ()

1 СЕМИНАР

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ НАУКИ

  1. Наука как историко-культурный феномен

  2. Понятие науки. Научное мировоззрение. Специфика научного познания

  3. Методы науки

  4. Модели исторических реконструкций науки. Понятие научной парадигмы

Рекомендуемые доклады

    1. Научные революции и их роль в развитии науки (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд — по выбору учащегося)

    2. Сциентизм и антисциентизм

    3. Техногенная цивилизация: проблемы и перспективы

Методические советы

При изучении первого вопроса магистрант должен представлять, что наука является одной из форм общественного сознания наряду с религией, мифологией, искусством, философией и т. д. Таким образом, она неотделима от социума вообще и от конкретно-исторического контекста в частности. В современном западном мире наука является ядром культуры. Учащийся должен отчетливо понимать, благодаря каким причинам, в том числе историческим, наука стала одним из главных факторов развития человечества.

При подготовке ко второму вопросу магистранту следует осознать, что наука, являясь, несомненно, одной из форм культуры, существенно отличается от магии, религии, философии, искусства и т. д. Учащийся должен понимать, в чем конкретно состоят эти отличия и что роднит научное познание с вышеназванными формами культуры. Следовательно, он должен ясно представлять те черты научного знания, которые были бы присущи только науке и отсутствовали у других форм духовной деятельности и, исходя из этого, сформулировать понятие науки.

Магистранту следует понимать, что само представление о научности претерпевало существенные изменения в процессе формирования современной науки и знать основные направления этого процесса. Он должен уяснить, что даже такие критерии научности, как эмпирическая проверяемость, парадигма, особый научный язык, не являются абсолютными и раз навсегда заданными, поскольку вопрос о том, что такое наука и как ее точно отличить от ненауки, так и не получил четкого разрешения. При этом, однако, следует помнить, что критерии научности не должны чрезмерно жесткими, иначе они могут оказаться препятствием для возникновения новых научных дисциплин и познания новых, ранее неизвестных предметов и явлений. Магистрант должен обратить внимание на то, что в современной научной среде ведутся дискуссии: что считать научным и ненаучным? Ответ на этот вопрос нельзя считать однозначным. Кроме того, наука неоднородна, так как представлена разными научными школами, которые предлагают разные критерии научности. Поэтому, с одной стороны, наука нуждается в неком консерватизме, обеспечивающем ее преемственность, сохранение достигнутых позиций. С другой стороны, науке необходимо и творческое дерзание, появление новых идей, гарантирующих ее продвижение вперед.

При изучении данного вопроса учащемуся следует четко представлять такие формы вненаучного знания как паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, особую форму вненаучного знания — так называемую народную науку, — понимать причины их существования и популярности в определенных кругах современного общества. Магистрант должен иметь ясное представление об основных критериях научного познания, знать основные уровни научного познания (эмпирический и теоретический), видеть диалектическую связь между ними.

Готовясь к третьему вопросу, магистранту следует ознакомиться с основными классификациями научных методов. В частности, одну из возможных типологий методов науки создал российский ученый В. Канке. Он выделил следующие методы: индуктивный, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический и конструктивистский, прагматический (последний применяется в основном в социально-гуманитарных науках как метод понимания (интерпретации) явлений). Согласно другой классификации методы можно разделить на общие (применяемые в познании вообще): анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия, системный подход и др., — и специфические: научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т. д.

При рассмотрении четвертого вопроса магистранту следует иметь в виду, что истории научной мысли всегда возникал важный вопрос: как создавалось новое научное знание? Не менее важным был и другой вопрос: как происходили глобальные перевороты в науке, кардинально менявшие взгляд человечества на проблемы мироздания? В результате развития истории научной мысли возникло два основных направления: экстернализм и интернализм. Учащемуся следует четко понимать общее и различное в подходах представителей этих двух направлений.

В известной мере, попытку преодоления противоречий экстерналистского и интерналистского методов, позитивистского взгляда на науку вообще, предприняли американец Т. Кун (1922–1995) и венгерский ученый И. Лакатос (Лакатош) (1922–1974). Резкая критика позитивистского взгляда на науку содержалась в работах П. Фейерабенда с его концепцией методологического анархизма. Наконец, следует отметить, что настоящее время существует три основополагающие модели исторической реконструкции науки:

  • история науки как кумулятивный поступательный прогрессивный процесс;

  • история науки как развитие через научные революции;

  • история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (Case Studies), когда реконструируется одно событие из истории науки в его целостности, уникальности и невоспроизводимости.

Литература

Основная

  1. Зайцев, Г.Н. История техники и технологий: Учебник / Г.Н. Зайцев, В.К. Федюкин, С.А. Атрошенко; Под ред. проф. В.К. Федюкина. – СПб.: Политехника, 2007.

  2. Лебедев, С.А. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, Л.В. Лесков; Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2005.

  3. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для системы послевузовского профессионального образования / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2007.

Дополнительная

  1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. – М.: Московский философский фонд, 1998.

  2. Баженов, Л.Б. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века / Л.Б. Баженов. – СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.

  3. Бердяев, Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – Харьков: Фолио – М.: АСТ, 2002.

  4. Бердяев, Н.А. Философия свободы / Н.А. Бердяев. – Харьков: Фолио – М.: АСТ, 2002.

  5. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М.: Госполитиздат, 1956.

  6. Вернадский, В.И. Труды по всеобщей истории науки / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.

  7. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1980.

  8. Гейзенберг, В. Физика и философия: Часть и целое / В. Гейзенберг; Пер. с нем. – М.: Наука, 1989.

  9. Гинзбург, В. Астрология и лженаука / В. Гинзбург // Наука и жизнь. – 2008. – №1.

  10. Дежина, И.Г. Государственное регулирование науки / И.Г. Дежина. – М., 2007.

  11. Дынич, В.И. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения / В.И. Дынич, М.А. Ельяшевич, Е.А. Толкачев, Л.М. Томильчик // Вопросы философии. – 1994. – №9.

  12. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990.

  13. Знание за пределами науки. – М., 1996.

  14. Каганов, В. Можно ли жить своим умом? / В. Каганов // Наука и жизнь. – 2008. – №9.

  15. Канке, В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В.А. Канке. – М.: ОМЕГА-Л, 2008.

  16. Капица, П.Л. Эксперимент. Теория. Практика / П.Л. Капица. – М.: Наука, 1987.

  17. Копнин, П.В. Гносеологические и логические основы науки / П.В. Копнин. – М.: Мысль, 1974.

  18. Кохановский, В.П. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, В.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  19. Кузнецов, Н.И. Наука в ее истории / Н.И. Кузнецов. – М., 1982.

  20. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: АСТ, 2003.

  21. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М.: Медиум, 1995.

  22. Леглер, В.А. Наука, квазинаука, лженаука / В.А. Леклер // Вопросы философии. 1993. №2.

  23. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.

  24. Моисеев, Н.Н. Современный рационализм / Н.Н. Моисеев. – М.: «Кокс», 1995.

  25. Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996.

  26. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология / А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006.

  27. Новиков, А.С. Научные открытия: повторные, одновременные, своевременные, преждевременные, запоздалые / А.С. Новиков. – М., 2003.

  28. Огурцов, А.П. Дисциплинарная структура науки / А.П. Огурцов. – М., 1988.

  29. Полани, М. Личностное знание / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985.

  30. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983.

  31. Поппер, К. Реализм и цель науки / К. Поппер // Современная философия науки. Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. – М., 1996.

  32. Порус, В.Н. Эволюция образа науки во второй половине XX в. / В.Н. Порус, А.Л. Никифоров // В поисках теории развития науки. – М., 1982.

  33. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре; Под ред. Л.С. Понтрягина. – 2-е изд. – М.: Наука, 1990.

  34. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования / Г.И. Рузавин. – М., 1999.

  35. Селье, Г. От мечты к открытию: как стать ученым / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1987.

  36. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – М.: Правда, 1989.

  37. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М., 2000.

  38. Степин, В.С. Научная картина мира в культуре техногенных цивилизаций / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. – М., 1994.

  39. Степин, В.С. Философия науки и техники: Учебное пособие для вузов / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 2005.

  40. У истоков классической науки. – М., 1975.

  41. Уайтхед, А. Избранные работы по философии / А. Уайтхед. – М., 1990.

  42. Фейерабенд, П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / П. Фейерабенд; Пер с англ. – М.: АСТ, 2007.

  43. Философия и методология науки. Ч. 1–2. – М., 1994.

  44. Франк, Ф. Философия науки / Ф. Франк. – М., 1960.

  45. Хюбнер, К. Критика научного разума / К. Хюбнер. – М., 1994.

  46. Яковлева, Е.Ю. Научное и вненаучное знание / Е.Ю. Яковлева. – СПб., 2000.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург

    Методические указания
    Гостенков, П.А. Отечественная история: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей / П.
  2. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов вечерней формы обучения экономических специальностей

    Методические указания
    Гуркин, А.Б. Отечественная история: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов вечерней формы обучения экономических специальностей / А.
  3. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения экономических специальностей

    Методические указания
    Методические указания предназначены для студентов I курса факультета экономики и менеджмента дневной формы обучения, изучающих культурологию, и соответствуют рабочей программе дисциплины «Культурология».
  4. Методические рекомендации по подготовке к практикумам и семинарским занятиям Санкт-Петербург, 2006

    Методические рекомендации
    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических и исторических факультетов вузов, обучающихся по специальностям «страноведение», «регионоведение», «туризм и экскурсионное дело», впервые знакомящихся с краеведческой
  5. Методические указания для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» новосибирск

    Методические указания
    Основной целью данного курса является развитие у студентов восприимчивости к культуре, способности к правильной интерпрета­ции конкретных проявлений коммуникативного поведения в различ­ных культурах, а также формирование навыков мышления

Другие похожие документы..