Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Настоящий акт составлен в том, что (фирмой-субагентом) выполнены услуги по реализации путевок согласно отчету на основании Договора c АГЕНТОМ ООО Тури...полностью>>
'Документ'
Річ у тім, що мобільний телефон - це джерело постійного надвисокочастотного випромінювання, за допомогою якого і здійснюється зв’язок. Це випромінюва...полностью>>
'Документ'
В современном мире интеллигенция, представляющая образованную часть общества, призвана, как и прежде, играть ведущую роль в развитии культуры, науки,...полностью>>
'Программа курса'
Требуемая подготовка: экономическая теория, менеджмент, основы маркетинга, экономика предприятия, экономическая география, организации предприниматель...полностью>>

План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2004 год, п 15. Цель проверки

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Счетная Палата РФ: Киренская РЭБ

Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота»

<b>Основание проверки</b>: план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2004 год, п.2.2.15.

<b>Цель проверки</b>: порядок приватизации, законность распоряжения, управления и использования недвижимого имущества;

Оценка результатов производственной и финансово-хозяйственной деятельности за 2002- 2003 годы и истекший период 2004 года.

<b>Объекты проверки</b>:  ОАО  «Киренская  ремонтно- эксплуатационная база (РЭБ) флота»;          

Территориальное управление Росимущества по Иркутской области.

<b>Предмет проверки</b>: учредительные и приватизационные процедуры; деятельность по распоряжению управлению и использованию недвижимого имущества; хозяйственно-финансовая деятельность.

Проверка проведена в период 25 октября - 10 ноября 2004 года в соответствии с программой, утвержденной Аудитором Счетной палаты РФ В.М.Игнатовым от 15 октября 2004 года, комиссией в составе: начальника инспекции А.Н.Бойко, главного инспектора Л.А.Кормновой, ведущего инспектора Т.И.Хальцевой.

В ходе проверки использованы нормативно-правовые документы и рабочие материалы акционерного общества согласно приложению -1.

В результате проверки установлено следующее.

1. Общие сведения об акционерном обществе. Организация учреждения и                                   эффективность управления обществом

1.1. Общие сведения об ОАО Киренская РЭБ флота

Согласно приказу Минречфлота РСФСР от 8 сентября 1981 года Красноармейский судоремонтный завод Ленского объединенного речного пароходства переименован в Киренскую ремонтно-эксплуатационную базу флота.

АООТ «Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота» было создано путем преобразования государственного предприятия Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота в акционерное общество. Общество зарегистрировано постановлением Главы администрации Киренского района от 09.07.1993 №151. Сокращенное название - ОАО «Киренская РЭБ флота».

По состоянию на 1 июля 1992 года в среднем на предприятии работали 1657 работников. Стоимость основных фондов составляла 156930 тыс. рублей.

Место нахождения: 666702, Иркутская область, г. Киренск, ул. Партизанская, д. 30

Основные виды профильной деятельности Общества согласно Уставу следующие:

- перевозка грузов и пассажиров по внутренним водным путям, в смешанном (река-море) плавании и морском заграничном плавании,

- производство продукции судостроения и машиностроения,

- ремонт и содержание флота в надлежащем техническом состоянии и др.

Уставный капитал общества составляет 1352900 (один миллион триста пятьдесят две тысячи девятьсот) рублей, разделен на 135290 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 10 (десять) рублей.

В настоящее время Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является владельцем 68998 акций, что составляет 51% от уставного капитала общества.

ОАО «Киренская РЭБ флота включено и состоит в Перечне стратегически значимых акционерных обществ на основании постановлений Правительства РФ от 18.09.95 г. № 949, от 17.07. 1998 г. № 784 и Указа Президента РФ от 4 августа 2004 № 1009. Предприятие, эксплуатируя суда с малой осадкой, обеспечивает завоз жизненно необходимых грузов и пассажиров в северные районы области и республики Якутия, в том числе по малой воде и в ограниченные навигационные сроки. До 60% перевозочных мощностей обязано предоставлять для обеспечения государственных нужд и заказов.

ОАО «Киренская РЭБ флота» вместе с ОАО «Алесеевская РЭБ флота» являются системообразующими звеньями экономики  Киренского района, градообразующими предприятиями (обеспечивают до 50% поступлений в бюджет района), а также базовыми структурами содержания социальной инфраструктуры района и обеспечения его жизнедеятельности.

Регистратор Общества: ООО «Иркутское фондовое агентство», г. Иркутск, ул. Ленина, 6, оф. 421.

Генеральными директорами Общества со времени его образования были: до 25 декабря 2002 года – Владимир Михайлович Перетолчин. С этой даты и до 26 мая 2004 года - Артамонов Александр Алексеевич. Исполняющим обязанности генерального директора на момент проверки является Паульзен Сергей Павлович.

1.2. Нормативный и фактический порядок акционирования и приватизации предприятия. Первичное и вторичное распределение акций

Преобразование государственного предприятия «Киренская ремонтно-эксплуатационная баз флота» осуществлялось в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», от 16.11.92 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», распоряжением Госкомимущества России от 05.07.93 № 1146-р.

На конференции трудового коллектива 26 октября 1992 года (протокол № 3) был выбран второй вариант льгот.

План приватизации и устав акционерного общества утверждены распоряжением Иркутского территориального агентства Госкомимущества России от 08.07.93 № 482/АК. План приватизации зарегистрирован Финансовым управлением администрации Иркутской области от 15.07.93 № 401. Устав акционерного общества зарегистрирован постановлением Главы Киренской районной администрации от 09.07.93 № 151. Однако Акты оценки имущества этим распоряжением, в нарушение п. 4 Указа Президента Российской Федерации № 721 от 1 июля 1992 года, не утверждались.

В целом фактический порядок акционирования и приватизации Киренской РЭБ флота соответствует нормативному порядку акционирования.

Порядок распределения и размещения акций Общества

Уставный капитал акционерного общества определен в сумме 135290 тыс. рублей и разбит на 135290 штук номиналом 1000 рублей каждая.

Согласно подразделу IV раздела I и п. 6 раздела II плана приватизации было предусмотрено следующее распределение акций:

обыкновенные акции, приобретаемые членами трудового коллектива по закрытой подписке, – 66292 штуки (стоимость акций 66292 тыс. руб.) или 49 % от уставного капитала);

обыкновенные акции, закрепляемые в собственности государства на срок 3 года – 68998 штуки (стоимость акций 68998 тыс. руб.) или 51 % от уставного капитала. Из них:

- 25,5 % (34499 штук) акций переданы в распоряжение Госкомимущества России;

-25,5 % (34499 штук) акций переданы в распоряжение терагентства Госкомимущества России - Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области.

Фактическое размещение акций осуществлено в полном соответствии с указанным планом их размещения.

На общем годовом собрании акционеров (протокол от 21.04.2001 № 11) принято решение об увеличении уставного капитала общества в 10 раз путем увеличения номинальной стоимости акций (п. 1 ст. 28 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.95г. № 208-ФЗ). Согласно действующему Уставу Общества его уставный капитал составляет 1352900 рублей.

Справочно: Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.96 № 174 «О продлении сроков закрепления в федеральной собственности акций акционерных обществ речного транспорта» продлены на 3 года сроки закрепления в федеральной собственности 25,5 % акций от уставного капитала акционерных обществ речного транспорта, в том числе и ОАО «Киренская РЭБ флота».

Распоряжением Минимущества России от 31.08.2001 № 2573-р внесены изменения в распоряжение Госкомимущества России от 05.07.93 № 1146-р в части закрепления пакета акций в доле 51 % от уставного капитала Общества и передаче его в распоряжение Минимущества России. Соответствующее распоряжение от 10.10.2001 № 8-а принято Территориальным управлением Минимущества России.

Динамика вторичного распределения акций крайне спокойна (волонтильна). В связи с этим структура и даже состав акционеров Общества наредкость стабильны. Основной акционер - государство в лице Минимущества России (Росимущества) – 51% акций, остальные 49% акций находятся у мелких держателей – физических лиц в количестве около 1300 человек. Единичные изменения в последние два года выразились в том, что появились: акционер – физическое лицо, владеющий 10,28 % акций от уставного капитала (у остальных физических лиц доли - менее 1 процента), а также юридическое лицо ЗАО СК «ВЛРП», владеющее долей 3,6% акций Общества.

Вывод: налаживание эффективной работы органов управления Общества, как и дестабилизация управления, всецело зависят от деятельности или бездеятельности основного акционера в лице Росимущества, представляемых им кандидатур в совет директоров и на должность генерального директора, при условии, что пакет акций (51%) остается в ближайшие годы в собственности государства. Напротив, продажа этого пакета сама по себе может стать дестабилизирующим фактором.

1.3. Организационно-правовая и организационно-производственная структуры                                    ОАО «Киренская РЭБ флота»

      Организационно-правовая структура ОАО «Киренская РЭБ флота» одноэлементна, то есть Общество в проверяемый период не имеет дочерних, зависимых обществ и реальных долей участия в иных хозяйственных обществах, а также не состоит в холдинговых компаниях.

В декабре 1995 года Общество было среди учредителей ЗАО «Верхне-Ленское речное пароходство» наряду с Алексеевской и Осетровской РЭБ флота, а также Осетровским речным портом. ЗАО «ВЛРП» выполняла роль агентской компании по заключению договоров на поставку грузов, а также расчетного центра между грузоотправителями и перевозчиками грузов. В 2003 эти функции перешли в пользу ООО «Объединенное Верхне-Ленское речное пароходство» (ООО «ОВЛРП»), после чего ЗАО «ВЛРП» потерпело финансовое банкротство (хотя юридически не ликвидировано), оставшись безнадежным дебитором ОАО «Киренская РЭБ флота» в сумме 118 млн.рублей.

         Организационно-производственная  структура                                          ОАО «Киренская РЭБ флота»

На 90% доходы Общества формируются от эксплуатационной деятельности флота  (грузо-пассажироперевозки).  Иными  производственно-хозяйственными подразделениями и направлениями деятельности являются: ремонтно- механический цех; лесозаготовки и переработка древесины (лесозавод); доковое хозяйство; деревообрабатывающий цех; судоподъемный участок; силикатный цех (законсервирован), электростанция (как дублирующая система), кислородный участок, паросиловой участок, складское хозяйство.

Среднесписочное количество работников в 2004 году (9 месяцев) – 1416 чел (для сравнения: в 1992 году – 1657 чел.), что больше персонала в в 2000 году (1293 чел.) на 123 сотрудника, однако, в основном , за счет охранной службы.

1.4. Состояние и эффективность управления ОАО «Киренская РЭБ флота. Деятельность органов управления акционерным обществом. Порядок представления интересов государства

Устав Общества в целом соответствует нормам Федерального закона «Об акционерных обществах» от 25.12.1995г. №208-ФЗ. Ст. 20.3 Устава в соответствии с учредительными документами Общества предусматривает обязанность Общества выделять до 60% провозных наличных мощностей для обеспечения государственных нужд и выполнения заданий Министерства транспорта Российской Федерации.

Вместе с тем, решение вопросов об учреждении дочерних, зависимых обществ и участии в уставных капиталах иных хозяйственных обществ не отнесено ни к компетенции совета директоров, ни к компетенции собрания акционеров. В Уставе также не содержится нормы о том, что в соответствии с п.5, ст. 1 ФЗ «Об акционерных обществах» Общество имеет особенный правовой статус в связи с тем, что возникло в ходе приватизации и не отчуждено 75% акций. К этим особенностям, в частности, относятся: закрепление акций за государством, порядок назначения и деятельности представителей интересов государства в совете директоров, необходимость согласования с органами Минимущества России (Росимущества) решений об отчуждении объектов недвижимости (последняя норма действовала до отмены основного текста действовавшей Госпрограммы приватизации 26 марта 2003 года) и др. положения, определенные законодательством о приватизации государственных предприятий.             

  В соответствии с нормами ФЗ «Об акционерных обществах» и Уставом Общества органами управления ОАО «Киренская РЭБ флота» являются:

- общее собрание акционеров;

- совет директоров;

- единоличный исполнительный орган (генеральный директор).

Состав совета директоров Общества – не менее 9 человек.

Состав ревизионной комиссии – 5 человек.

За период 2002-2004 годы проведены общие годовые собрания акционеров ОАО «Киренская РЭБ флота» без нарушения сроков, установленных законодательством. Однако легитимность годового собрания акционеров, проведенного 21 июня 2004 года еще под вопросом.*

Интересы государства в акционерных обществах на территории Иркутской области представляют государственные и муниципальные служащие.

В совете директоров ОАО «Киренская РЭБ флота» интересы государства представляли не менее пяти членов из девяти - служащие областной и местной администрации, а также терагентства Минимущества России по Иркутской области:

2002г.

2003г.

2004г.*

Горпинченко В.В.

Ларионов С.В.

Ратова А.Н.

Кобелева Г.Г.

Савенко В.И.

Зайцев А.А.

Павлова Е.А.

Логинова Н.В.

Собкалова А.В.

Ратова А.Н.

Дмитриев Г.И.

Коваленкова О.Н.

Кондратьева Т.П.

Печёркина О.Ю.

Овчинников С.Г.

Савенко В.И.

Карих Г.А.

Кроме того, обращает на себя внимание, что на собрании 21 июня 2004 года, при отсутствии представителя местной власти и трудового коллектива, голосованием по пакету акций Минимущества России было обеспечено включение в совет директоров и прямых соавторов развала предприятия - руководителей ООО «ОВЛРП» Р.Г.Минаева и Н.Н.Дворникова. Из этого следует полагать, что Минимущество России положительно оценивает их управленческую деятельность, не обращает внимания на факты ущербного для Общества отчуждения активов (факты в п. 4 Акта).

Примечание: в соответствии с Определением Арбитражного суда Иркутской области от 2 августа 2004 г. решение собрания акционеров в части избрания совета директоров приостановлено и, следовательно, указанный состав совета директоров в 2004 году неправомочен до окончательного решения суда.

Организация управления пакетом акций (51%), принадлежащим                                                             государству

Анализ материалов хозяйственно-финансовой деятельности Общества с 2000 года, в том числе содержащихся в настоящем Акте, показывает, что финансовое положение Общества в 2000-2002 годах объективно было сложное, но с положительной ежегодной динамикой. Отсутствовала задолженность по заработной плате и текущая задолженность в бюджетную систему (накопленная задолженность была реструктурирована в 2001 году). По итогам 2000 года впервые была получена прибыль в сумме 4,8 млн. руб., в 2001 году получена чистая прибыль в сумме 18,8 млн. руб., в 2002 году - 56 млн. руб. (с учетом дебиторской задолженности – 119 млн. руб.). Коэффициент текущей ликвидности составлял в 2001 году 2,17 (выше рекомендованной величины – 2,0). За эти годы также впервые после образования акционерного общества были начислены дивиденды.

Предприятие стало явно привлекательным. К нему стал проявляться повышенный интерес. Неслучайно, что именно в это время – 2000-2001 годы дважды была инициирована процедура банкротства предприятия (10 августа 2001 года Арбитражный суд Иркутской области признал доводы ФСФО неубедительными), а в отношении руководства Общества преднамеренно была организована масштабная кампания по его дискредитации.

Несмотря на то, что имевшие место продажи судов (в 2000-2001 годах продано всего шесть судов - сухогрузов после передачи их в аренду) были вынужденными (из-за 10-кратного снижения заказов на перевозки грузов) и целесообразными (правомерно санкционированы Министерством транспорта Российской Федерации), их освещали в прессе и письмах в государственные органы как нарушающие действующее законодательство и права акционеров. Последовавшие проверки и уголовные дела (по факту) кончились безрезультатно.     

 Фактически Общество при отчуждении судов не нарушало законодательства, поскольку запрашивало и получало разрешения на продажу судов класса «река-море» в Минтрансе России, в полном соответствии с п.3 Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1992 г № 1513 «О мерах по возрождению торгового флота России» (утратил силу 14 января 2002 года). Правда, неправомерно не запрашивалось разрешение на отчуждение судов у Терагентства Минимущества России, что однако было характерным и для иных предприятий морского и речного транспорта, буквально трактовавших вышеназванный указ Президента Российской Федерации. Деньги за проданные 6 судов, как показала проверка, на счета предприятия поступили.

Итогом «дискредитационной кампании» в отношении руководства Общества явились: возбуждение уголовного дела прокуратурой г. Иркутска в апреле 2002 года по заявлению миноритарного акционера Д.Шишкина (по факту незаконного перемещения через границу России теплоходов и валюты); настойчивое инициирование Минимуществом России (письма зам. Министра Н.А.Гусева от 5.07.2002 г. № НГ-10/12553, от 18.10.02 г. № НГ-10/19176 и др.) созыва внеочередного собрания акционеров по вопросу досрочного освобождения от должности генерального директора В.М.Перетолчина (одновременно и гендиректора ОАО «Алексеевская РЭБ флота С.А.Ивченко) и избрания нового генерального директора.

Основанием, как указано в письмах Минимущества России в адрес совета директоров Общества, являются: «стойкое ухудшение финансового положения общества, обусловленное неадекватными действиями исполнительного органа общества и также рядом решений, принятых генеральным директором, которые нарушают интересы акционеров общества». Однако результаты его деятельности не подпадали ни под одно основание отстранения от должности генерального директора, предусмотренное п. 13 указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г.№ 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера».

Откуда Минимущество России получило и использовало в своих решениях негативную и недостоверную информацию о финансовом положении Общества, не установлено. При этом не была использована предусмотренная нормативными документами информация - отчеты представителей государства согласно требований постановления Правительства РФ от 3 февраля 2000 г №104 и/ или необходимые в этом случае материалы аналитического отчета «балансовой комиссии», согласно Методических рекомендаций, утвержденных Минимуществом России 10 июля 2000 г. № 183-р. Фактически Минимущество России не исполнило собственные нормативные акты, касающиеся его же деятельности, а руководствовалось иными мотивами и источниками информации.

Справка комиссии Счетной палаты РФ: за 2000 - 2002 годы общий грузооборот предприятия вырос в 2 раза, доходы от перевозки грузов увеличились в 3,46 раза (с 83,14 млн. руб. за 1999 г. до 287,93 млн. руб. за 2002 год), прибыль за 9 месяцев 2002 года составила 35,5 млн. рублей. 12 судов класса «река-море» эксплуатировались на условиях аренды в морских бассейнах, доходы от которой составили за этот же период 52,4 млн. рублей. Кредиторская и дебиторская задолженности снизились соответственно на 21% и 20%.

После 1995 г. именно в 2002 году был достигнут максимальный уровень ходового времени наливного флота относительно всего навигационного времени – 41,92% (для сравнения- в 2003 году – 27,5%). Рентабельность услуг и продаж выросла за один год с 5,8 коп с каждого рубля выручки до 20,5 копеек, по чистой прибыли – с 6,8 коп. с рубля продаж до 13,6 коп.(в 2003 году получены убытки в 34,3 коп. с каждого рубля выручки от основной деятельности). Коэффициент текущей ликвидности достиг 5,7 (при достаточной величине – 2,0) Чистые активы по итогам 2002 года превысили показатель 2000 года в 1,27 раза. Как результат, в 2000-2002 годах Общество исправно осуществляло текущие платежи в бюджетную систему и внебюджетные фонды. За 2003 – 9 месяцев 2004 года суммарная задолженность по этим статьям достигла 105,4 млн. рублей.

Требования Минимущества России в процедурном отношении по ряду норм противоречили ФЗ «Об акционерных обществах». Кроме того, изменялась формулировка вопросов повестки дня и предлагаемые кандидаты на должность генерального директора Общества, не принимались во внимание мотивированные решения и информация совета директоров Общества. Первоначально в письме Н.А.Гусева (от 18 октября 2002 года, №НГ-10/19176) был предложен один вопрос – досрочное прекращение полномочий генерального директора (проведение собрания - в форме совместного присутствия). Позднее, в письме от 22.11.2002 г. (№ НГ-10/21131) указывается и второй вопрос – избрание генерального директора (предложена кандидатура Хегая Ю.Ю.), проведение собрания в форме заочного голосования (по одному этому факту проведение собрания согласно законодательству было возможным не ранее средины января). Затем в письме С.В.Моложавого (от 6.12.2002 г, № СМ –10/21947) предложена кандидатура А.А.Артамонова (не имевшего никакого отношения к речному или морскому транспорту). В обоих случаях не были представлены анкеты кандидатов и их согласие согласно Уставу и законодательству.

Совет директоров информировал Минимущество России первоначально о причинах срыва его заседания и не решенных процедурных вопросах, позднее - о принятом решении провести собрание акционеров в форме совместного присутствия 15 января 2003 года в г.Киренске, одновременно - с правом акционеров голосовать путем направления заполненного бюллетеня голосования (письмо Н.Гусеву от 24.12. 2002 года).

Но, как следует из более раннего письма Минимущества России (от 18.11.02г. за подписью Б.Бреуса №Ш6-10/20714), по причине непроведения заседания совета директоров Общества и непринятия им решения о проведении собрания акционеров (причиной было отсутствие представителей государства) Минимуществом России было принято решение о проведении самостоятельно, то есть без решения совета директоров ( ст.55 ФЗ «Об акционерных обществах» допускает принятие такого решения), внеочередного собрания акционеров 25 декабря 2002 года в форме заочного голосования в городе Иркутске, с привлечением своего терагентства и Регистратора Общества - Иркутского фондового агентства.

В нарушение п. 13.12. Устава Общества информация о проведении собрания акционеров не была опубликована в местной газете «Ленские зори» (половина акционеров – жители Киренского района), тем более это невозможно было сделать за требующиеся 50 дней до даты проведения собрания (согласно данной нормы Устава и законодательства), как и разослать заказными письмами около 1260 бюллетеней для голосования, получив предварительно предложения по другим кандидатурам на должность гендиректора (например, от самого В.М.Перетолчина, который предложил свою кандидатуру как акционер, имевший более 10% акций). Не принята во внимание норма Устава Общества о месте проведения собрания (по месту нахождения Общества).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Счетная палата российской федерации государственное научное учреждение (1)

    Документ
    Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
  2. Счетная палата российской федерации государственное научное учреждение (2)

    Документ
    Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
  3. В. С. Холзаков Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации»

    Реферат
    Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» (Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
  4. Всоответствии с планом работы Счетной палаты Рязанской области на 2005 год, утвержденным постановлением Рязанской областной Думы от 22. 12

    Документ
    В соответствии с планом работы Счетной палаты Рязанской области на 2005 год, утвержденным постановлением Рязанской областной Думы от 22.12.2004 № 1331 - РОД, направлением по контролю за доходами от управления и распоря­жения государственной
  5. В. С. Холзаков Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (1)

    Реферат
    Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Проблемы и перспективы регионального развития Российской Федерации.

Другие похожие документы..